Головко Дмитрия Витальевича



страница1/3
Дата14.08.2018
Размер0.55 Mb.
#43863
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края



Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет
Кафедра физической культуры
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися 6-х классов специальной медицинской группы, имеющими ослабленное зрение


Студента 3 курса группы 43

Головко Дмитрия Витальевича

Специальность 050721.52

Адаптивная физическая культура






Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры физической культуры

филиала СГПИ в г. Ессентуки


Алексеева Елена Николаевна




Рецензент:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физической культуры

филиала СГПИ в г. Ессентуки


Голякова Наталья Николаевна



Работа допущена к защите

Дата защиты

«____»__________ 2014 г.

«_____»_________ 2014 г.

Зав. кафедрой

Оценка _______________

Н.Н. Голякова _____________



2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

6




1.1. Зрительные дисфункции у детей……………………………………..

6




1.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений у учащихся с ослабленным зрением…………………………………………

12




1.3. Особенности физического воспитания учащихся с нарушением зрения………………………………………………………………………..

17

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ С УЧАЩИМИСЯ 6-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ ОСЛАБЛЕННОЕ ЗРЕНИЕ

26




2.1. Методы и организация исследования………………………………

26




2.2. Содержание методики занятий по физической культуре с учащимися 6-х классов с ослабленным зрением………………………….

29




2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию физической подготовленности и функционального состояния учащихся с ослабленным зрением………………………………………………………

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..........

45

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………......

50

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

53


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.

В последнее время в России наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся с нарушениями зрения, что актуализирует работу по профилактике и коррекции не только зрительных нарушений, но и коррекции отклонений в физическом состоянии данного контингента [27, с. 1].

В настоящее время 7,1 % учащихся Москвы отнесено к специальной медицинской группе. Все это говорит об увеличении количества детей с ослабленным здоровьем, неустойчивой психикой [4, с. 2].

Растет количество людей, с нарушенным зрением и если ничего не предпринимать, по мнению Ермакова В.П., Якунина Г.А., то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых [7, с. 3].

Зрение - мощный источник информации об окружающем мире, так как 85-90% сведений поступает в мозг через зрительный анализатор [17, с 13]. Роль зрения в психическом и физическом развитии ребенка огромна. Нарушение его затрудняет познание окружающего мира, ограничивает круг общения и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают нарушения в развитии двигательной сферы, пространственной ориентации, социальной коммуникации, адаптации к труду [1].

Большую роль в профилактике слабовидения и успешной социализации детей с нарушением зрения призваны сыграть средства физической культуры, а именно специально разработанные методики лечебной физической культуры, специальные упражнения для глазных мышц, подвижные игры.

Однако в настоящее время в общеобразовательных учреждениях отсутствуют научно обоснованные программы по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. При этом физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии [21, 23, 24].

У большинства слабовидящих учащихся отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений.

Это предполагает разработку и внедрение современных научно обоснованных методик, учитывающих все особенности такой категории детей и максимально удовлетворяющих как их физическим, так и эмоциональным потребностям, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику проведения занятий по физической культуре с учащимися 6-х классов специальной медицинской группы, имеющими ослабленное зрение.

Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся среднего школьного возраста в специальной медицинской группе.

Предмет исследования: средства и методы физической культуры при проведении занятий с учащимися, имеющими ослабленное зрение.

Гипотеза. Предполагается, что внедрение в процесс физического воспитания специфических средств и методов физической культуры, использование противопоказаний к проведению занятий, будет способствовать повышению физической подготовленности и улучшению состояния здоровья учащихся среднего школьного возраста специальной медицинской группы, имеющих ослабленной зрение.

Задачи исследования:

1. Произвести анализ литературных источников по использованию средств и методов физической культуры при нарушении зрения.

2. Разработать методику проведения занятий по физической культуре для учащихся 6-х классов специальной медицинской группы, имеющих ослабленной зрение.

3. Проверить эффективность разработанной методики с целью ее практического применения.



Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование.

База исследования: исследование проводилось в МБОУ СОШ № 1 г. Ессентуки Ставропольского края. В исследовании приняли участие 3 учащихся 6-х классов (1 мальчик и 2 девочки).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем описаны зрительные дисфункции у детей; раскрыты особенности физического развития и двигательных нарушений у учащихся с ослабленным зрением; представлена методика занятий по физической культуре с учащимися 6-х классов с ослабленным зрением.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться студентами при прохождении педагогической практики, а также в практической работе учителей физической культуры при проведении занятий по физической культуре для учащихся 6-х классов специальной медицинской группы, имеющих ослабленной зрение.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Работа изложена на 55 страницах, содержит 3 таблицы, 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по теме исследования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗРЕНИЕМ
1.1. Зрительные дисфункции у детей

Людей с остротой зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу) считают слабовидящими. Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет [7].

К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, нистагм, альбинизм, микрофтальм, амблиопия, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др. [23, с. 38].

Нарушения зрения условно разделяют на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся косоглазие, нистагм - нарушения глазодвигательных функций; дальтонизм, дихромазия - нарушения цветоразличения; нарушения бинокулярного зрения - нарушения характера зрения; миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия - нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения.

На наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста остановимся подробнее.

Миопатия – группа наследственных заболеваний мышц, основными клиническими проявлениями которых являются мышечная слабость, атрофия, снижение мышечного тонуса, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов.

Близорукость (миопия) - нарушение зрения, при котором рассматриваемые предметы хорошо видны только на близком расстоянии [26, с. 243].

Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии.

Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка

на близком расстоянии должна быть не более 15-20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр. [23, с. 39].

С.И. Шкарлова, В. Е. Романовский (2000) выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии.

1-я группа — факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации; наследственность.

2-я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Э.С. Аветисов, Ю.И. Курпан, Е.И. Ливадо отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера — внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений. В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации.

В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

Для профилактики близорукости и приостановления ее прогресссирования многие авторы (Олдос Хаксли, 1997; СИ. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000; и др.) рекомендуют следующий комплекс мероприятий:

- общее укрепление организма;

- активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

- укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

- улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомодационной мышцы;

- укрепление склеры и др. [23, с. 39].

Близорукость чаще развивается в школьном возрасте, в годы учебы, и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение, работа у станка), особенно при недостаточном или неправильном освещении и в плохих гигиенических условиях. В основе близорукости лежит деформация глазного яблока: при удлинении в передне-заднем направлении сетчатка отодвигается и изображения предметов в глазу фокусируются не па пей, а впереди ее. Близорукость не только ухудшает зрение, но и, приводя к растяжению сетчатки в заднем отделе глазных яблок, может ухудшать питание зрительных элементов, приводить к разрыву сосудов сетчатки пли самой сетчатки и другим нарушениям. Повреждения сосудов глаза и сетчатки чаще всего происходят при резких сотрясениях тела, изменениях давления в сосудах головы, при резких наклонах туловища.

Современные представления о формировании близорукости указывают на значение в этом процессе наряду с наследственным фактором чрезмерной зрительной нагрузки, заставляющей организм в условиях работы пилиарной мышцы па пределе своих возможностей облегчать ситуацию, удлиняя глаз [2, с. 241].



Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам [23, с. 41].

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т.д.

Э.С. Аветисовым (1975) разработан метод диплоптики, позволяющий ускорить формирование нормального бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах.

Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. К причинам возникновения этого вида косоглазия относятся: травма, опухоль, инфекция. Лечение паралитического косоглазия направлено прежде всего на устранение причины, вызвавшей поражение нерва или мышцы. При отсутствии эффекта применяют хирургическое вмешательство, направленное на усиление функции пораженной мышцы.

В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрении при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства и в формировании пространственных представлений.

При выполнении учебных заданий, связанных с оценкой пространства в трех измерениях, у детей возникают сложности при осуществлении зрительно-пространственного синтеза (Земцова М.И., 1973; Аветисов Э.С, 1975; и др.). Косоглазие, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательной функции, что затрудняет отслеживание движущихся предметов (например, при игре с мячом, метании мяча в цель и пр.), приводит к нарушению координации движений, увеличению сроков обучения двигательным действиям [23, с. 42].



Астигматизм - сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже - хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы. Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм - имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев - это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм - развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции. Известны три вида правильною астигматизма: простой - сочетание нормального зрения в одном меридиане с аномалией рефракции (миопия, гиперметропия) в другом меридиане; сложный - наличие в обоих меридианах рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени; смешанный – астигматизм сочетание миопии в одном меридиане с гиперметропией в другом. Различают также астигматизм: слабой степени - до 3 D; средней

степени - от 3 до 6 D; высокой степени - свыше 6 D.

Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С.И. Шкарлова, В.Е. Романовский, 2000). При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность.

Астигматизм средней степени (до 0,5 D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.

Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению

амплитуды нистагма, повышению зрительных функций [23, с. 42-43].


1.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений у учащихся с ослабленным зрением
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники [5]. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников [15].

Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

В ряде исследований (Земцова М.И., Каштан М.С. , Певзнер М.С., 1967) представлена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему. Поэтому реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме [23, с. 51].

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), Л.Н. Ростомашвили (1999) показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1600 куб. см, а у нормально видящих - 1800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. У слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они уступают последним в среднем на 12-15%. Л.Ф. Касаткин (1967, 1970), И.И. Шмельков (1981) и Б.В. Сермеев (1984) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Наиболее выраженная разница в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7-14 лет: отставание у мальчиков 3,5-5 кг, у девочек 1-1,5 кг. У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. В возрасте 8-9 лет оно составляет 28%, а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7-9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности. Исследование (И.И. Шмельков, 1981) прыгучести (прыжок в высоту с места) у незрячих школьников выявило отставание от нормально видящих сверстников на 6,9 см. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих на 16-24%. По данным А. Г. Сухарева (1975), слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети 10,3 км; в среднем школьном возрасте слабовидящие - 6,8 км, а зрячие - 14,7 км; в старшем возрасте соответственно 3,5; 4,8 и 12,2 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения [23, с. 53].

С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет.

У детей с нарушенным зрением наблюдаются и вторичные отклонения в физическом развитии. По данным Б.П. Ермакова (1989, 1990) нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58 % девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 20% и 14%; значительно больше и число простудных заболеваний. Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Наличие сопутствующих заболеваний у детей с депривацией зрения следует связывать с низким уровнем двигательной активности, именно недостаток этой деятельности ведет к недоразвитию двигательных качеств и нарушениям физического развития [21, с. 33].

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития [23, с. 54].


1.3. Особенности физического воспитания учащихся

с нарушением зрения

Огромный вклад в обоснование медицинских аспектов и разработку системного подхода к физическому воспитанию детей с ослабленным здоровьем внес В. К. Велитченко (1980, 1984, 1985, 1988, 1989, 2000). В его трудах, посвященных этой теме, выявлена структура заболеваемости школьников, отнесенных к специальным медицинским группам, и определена динамика их фактического охвата организованными занятиями по программе специальной медицинской группы. Впервые обоснованы методы комплектования специальных медицинских групп и критерии внутригруппового подразделения школьников на подгруппы в зависимости от клинических особенностей и течения их заболевания, функциональных возможностей, уровня развития двигательных навыков.

Определены диапазоны пульсовых режимов, позволяющих рационально планировать учебные занятия на уроках физкультуры и внеклассных занятиях. Разработана годовая программа внеклассных занятий для специальных медицинских групп, включающая ускоренную ходьбу, бег трусцой, общеразвивающие упражнения и элементы подвижных и спортивных игр [19, с. 29].

В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации всех учащихся по состоянию здоровья делят на три группы (В.П. Ермакова, 1990).

1-я группа - основная,

2-я группа - подготовительная,

3-я группа - специальная

К 1-й группе относятся дети, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.

Ко 2-й группе относятся дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и в физическом развитии, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью, временно освобожденные от уроков физкультуры.

К 3-й группе относятся дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Им противопоказаны занятия по общей программе, они не допускаются к соревнованиям

Возможности ЛФК в офтальмологии полностью не раскрыты. В настоящее время ЛФК применяется при глаукоме и миопии. Более широкое распространение получила ЛФК при миопии. В специальные группы направляют учащихся с неосложненной близорукостью высокой степени (6 диоптрий и более). Доказана высокая эффективность этого метода лечения [26, с. 190].

ЛФК показана всем лицам, имеющим прогрессирующую, приобретенную и осложненную отслойкой сетчатки близорукость любой степени. Возраст не является лимитирующим моментом, однако наиболее эффективна ЛФК у детей. Чем раньше назначают ЛФК при миопии и чем меньше степень близорукости, тем выше эффективность метода.

При врожденной близорукости применение ЛФК малоэффективно. Противопоказано назначение ЛФК при угрозе отслоения сетчатки. Критерием оценки эффективности ЛФК при миопии является изменение параметров функции глаза: остроты корригированного и некорригированного зрения, работоспособности цилиарной мышцы, определяемой на эргографе, и запасов аккомодации. Улучшение этих параметров дает положительный эффект [26, с. 191].

По мнению С.Н. Попова, Н.М. Валеева, Т.С. Гарасевой, общая задача комплексного лечения детей с миопатией – замедление патологических процессов [11, с. 200].

Задачи ЛФК:

- улучшение трофических процессов в мышцах;

- предотвращение развития атрофии мышц и контрактур суставов;

- поддержание и повышение мышечного тонуса;

- профилактика или коррекция нарушений осанки и походки;

- улучшение психоэмоционального состояния ребенка.

Л.В. Шапкова рекомендует применять физические упражнения с учетом сниженных функций систем организма учащихся. Методика занятий при миопии определяется следующими задачами ЛФК:

а) общее укрепление организма;

б) активация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

в) укрепление мышечно-связочного аппарата;

г) улучшение кровоснабжения тканей глаза;

д) укрепление мышечной системы глаза, прежде всего цилиарной мышцы;

е) укрепление склеры.

Патогенетически обоснованное внимание уделяется общеразвивающим, корригирующим, дыхательным упражнениям, а также упражнениям для укрепления мышц шеи и спины. Включают их в комплекс упражнений с целью улучшения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укрепления мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе.

Ермаков В.П., Ростомашвили Л.Н. и др. предусматривают для детей с нарушением зрения следующие ограничения: резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках (Гнеушева А.Н., 1990, Ермаков В.П., Якунин Г.А., 2000, Ростомашвили Л.Н., 1999, 2001) [23, с. 70-71].

Э.Г. Булич считает, что учащиеся с высокой степенью близорукости (до 8 диоптрий), но без патологических изменений глазного дна при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из учебной программы. Нежелательны лишь упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойки на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела [2, с. 241-242].

Слабая степень миопии (до 3,0 D) не является препятствием для занятий спортом. Плавание (не всем можно нырять и прыгать с вышки, с тумбочки), лыжный спорт (лыжные гонки), легкая атлетика (отдельные ее виды), настольный теннис, художественная гимнастика, туризм, шашки, шахматы, голбол, торбол, бадминтон и др. не только показаны без ограничений, но и оказывают положительное влияние

Е.И. Ливадо (1974), И.В. Сухиненко (1980), Р.Н. Азарян (1989) установили, что циклические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах, упражнения умеренной интенсивности, физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы) оказывают благоприятное воздействие на функции миопического глаза, на гемодинамику и аккомодационную способность глаза [23, с. 71].

Таким образом, квалифицированная и своевременная помощь ребенку с депривацией зрения позволит избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и откроет больше возможностей для их полноценного роста и развития [23, с. 70-72].

В современной практике физического воспитания специальных медицинских групп имеется богатый арсенал физических упражнений.

1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

2. Общеразвивающие упражнения:

- без предметов;

- с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

- на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

4. Упражнения для укрепления сводов стопы.

5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

13. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

14. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

15. Плавание.

16. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников [23, с. 55-56].

В целях укрепления и тренировки цилиарной мышцы Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан рекомендуют выполнять следующие физические упражнения [2, с. 243-244]:

1. Передать мяч (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2. Передать мяч партеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3. Передать мяч партеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз.

4. Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6. Бросить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7. Бросить теннисный мяч в стену на расстоянии 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8. Бросить теннисный мяч в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9. Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, затем поймать его. Повторить каждой рукой по 6-8 раз.

10. Бросить мяч в баскетбольное кольцо одной или двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11. Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять 5-7 мин.

12. Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять 5-7 мин.

13. Подавать волейбольный мяч через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14. Играть в бадминтон через сетку и без нее — 15-20 мин.

15. Играть в настольный теннис — 20-25 мин.

16. Играть в большой теннис у стенки и через сетку — 15-20 мин.

17. Играть в пионербол и волейбол — 15-20 мин.

18. Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м — 15-20 мин.

19. Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м — 15-20 мин.

20. Бросать обруч вперед с приданием ему обратного вращения.

Большая часть приведенных физических упражнений может быть использована учащимися не только в учебных занятиях, проводимых преподавателем, но и в самостоятельных занятиях, а затем в процессе выполнения домашних заданий. Общее правило применения этих упражнений; не допускать значительного утомления. С этой целью количество повторений рекомендуют обычно сохранять в пределах 6-12 раз и лишь для самых легких упражнений - 12-15 раз. Так как длительность игр (упражнения 14-17) достигает 15-25 мин, то для предупреждения переутомления целесообразно разнообразить характер игры, избегая однообразия движений, и включать каждые 3—5 мин в игровую деятельность двигательные переключения в виде упражнений для неутомленных мышц [2, с. 243-244].



Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости (по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996) [23, с. 90-91].

  1. И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.

  2. И.п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6-8 раз в каждом направлении.

  3. И.п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

  4. И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

  5. Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1-2 мин с последующим переходом на ходьбу.

  6. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

  7. И. п. - лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8-10 раз.

  8. И. п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз.



Каталог: diploms
diploms -> Дипломная работа гражданская война в России и мировое сообщество студента 5 курса группа иф5И специальности
diploms -> «Феномен «японского экономического чуда»: причины, последствия
diploms -> Выпускная квалификационная работа
diploms -> «Развитие воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами имаготерапии»
diploms -> Доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> Доцент кафедры физической культуры филиала сгпи в г
diploms -> «Социально-педагогическая работа с Интернет-зависимыми детьми»
diploms -> «Психологическая помощь при неврозах у школьников»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница