Гормональная контрацепция



Скачать 161.57 Kb.
Дата14.08.2018
Размер161.57 Kb.
#43778

Тема №23: Гормональная контрацепция. Комбинированные оральные контрацептивы.


  1. Место проведения занятия, оснащение.

семейная поликлиника, аудитория, флипкарты, кодоскоп, транспарации, учебные руководства

2. Продолжительность изучения темы.

Количество часов - 250 минут.


3. Цель занятия

Научить рациональному применению современных гормональных контрацептивных средств с учетом индивидуального подбора для формирования здоровой семьи и улучшения репродуктивного здоровья.



Задачи

ВОП должен знать:

  1. Виды комбинированных оральных контрацептивов;

  2. Механизм действия КОК;

  3. Инструкции для потребителей КОК;

  4. Преимущества и недостатки комбинированных контрацептивных средств;

  5. Противопоказания к использованию КОК;

  6. Выбор, применение и замену контрацептива;

  7. Диагностику и лечение побочных эффектов;

  8. Профилактику осложнений.

ВОП должен уметь:

  1. Консультирование по методам контрацепции

  2. Сбор анамнеза

  3. Научить правилам приема КОК;

  4. Диагностировать и лечить побочные действия;

  5. Гинекологический осмотр


4. Мотивация

Установлено, что слишком ранние, частые и поздние роды, а также аборты являются одной из основных причин материнской и перинатальной смертности. Нередко это результат неудачного применения контрацептива, а в большинстве случаев отсутствие доступа к услугам по репродуктивному здоровью. Для формирования здоровой семьи и улучшения репродуктивного здоровья необходимо рациональное применение современных контрацептивных средств с учетом индивидуального подбора.



5. Межпредметные и внутрипредметные связи

Знание анатомии, нормальной физиологии, эндокринологии, клинической фармакологии и изучение охраны репродуктивного здоровья, консультирования и рациональное применение современных контрацептивных средств с учетом индивидуального подбора способствует расширенному клиническому и логическому мышлению студентов.



6. Содержание занятия.

6.1. Теоретическая часть

По данным ВОЗ гормональную контрацепцию ежегодно используют от 100 до 120 млн. женщины. Важным в использовании гормональных контрацептивов любого вида является их общность в механизме действия, в основном в подавлении овуляции путем торможения секреции ФСГ и ЛГ. В 1996 году ВОЗ были разработаны рекомендации по категориям приемлемости методов контрацепции, можно отнести к одной из четырех категорий.



Категория 1. Состояния при которых нет ограничений к использованию контрацептива.

Категория 2. Состояния при которых преимущества от использования метода обычно перевешивает теоретический или доказанный риск (метод как правило можно использовать).

Категория 3. Состояние, при котором теоретический или доказанный риск обычно перевешивает преимущества метода (использование метода не рекомендуется, за исключением случаев когда подходящий метод недоступен или неприемлем).

Категория 4. Состояния представляющие недопустимый риск для здоровья, связанный с применением контрацептивного метода (метод не должен использоваться).

В состав комбинированных оральных и инъекционных контрацептивов входит как эстроген (Э), так и прогестин (П). В качестве эстрогенного компонента используют этинилэстрадиол, дозы которого в современных препаратах составляют в: микродозированных (логест, новинет, мерсилон) 20 мкг.

В низкодозированных (регулон, регивидон, лофеминал, жанин, микрогенон, ярина) 30 или 35 мкг этинилэстрадиола

Виды:

Комбинированные оральные контрацептивы (КОК).

Комбинированные инъекционные контрацептивы (КИК).

Механизм действия.


  • Подавляют овуляцию.

  • Сгущают цервикальную слизь, предотвращая проникновение спермы.

  • Изменяют эндометрий, уменьшая вероятность имплантации.

  • Уменьшают продвижение спермы в верхнем половом тракте (фаллопиевых трубах).

Типы КОК.

Монофазные 21 активная таблетка содержит одинаковое количество эстроген/прогестиновый компонент. К наиболее употребляемым монофазным оральным контрацептивам относятся – регулон, регивидон, новинет, жанин, логест, лофеминал, микрогенон, Диане-35 и т.д. Преимущество монофазных оральных контрацептивов не только наиболее высокая контрацептивная активность, но и выраженное многообразие лечебных свойств. Определен хороший терапевтический эффект при гиперпластических процессах эндометрия, молочных желез, альгоменореи, дисфункциональных маточных кровотечениях, предменструальном синдроме, эндокринном бесплодии, эндометриозе

Двухфазные 21 активная таблетка содержит 2 различные комбинации эстроген/ прогестиновые компонента (например, 10 таблеток содержат 30-35 мкг этинил эстрадиола + 150 мкг левоноргестрела; 11 таблеток содержат 35-40 мкг этинил эстрадиола и 250 мкг левоноргестрела).

Трехфазные 21 активная таблетка содержат 3 различные комбинации эстроген/прогестинового компонента (например 6/5/10) – тризистон, триквилар, три-регол. Трехфазные оральные контрацептивы особенно показаны женщинам моложе 18 и старше 35-40 лет.

Правила приема кок:

  • Использование КОК можно начинать в любое время, когда есть уверенность, что пациентка не беременна;

  • С 1-го по 7-ой день ментсруального цикла;

  • Спустя 6 месяцев после родов, если пациентка использует грудное вскармливание;

  • Спустя 4 недели после родов, если не используется метод грудного вскармливания;

  • После аборта – сразу или спустя 7 дней;

  • КОК принимаются ежедневно вечером после еды.

При консультировании пациентов необходимо обучить их приемам таблеток.

Если у пациентки

Дайте такие инструкции

Упаковки

по 28 таблеток



После того, как у женщины закончились таблетки в первой упаковке, она должна принять первую таблетку из новой упаковке обязательно на следующий день.

Упаковки

по 21 таблетке



После того, как у женщины закончились таблетки в первой упаковке, она должна подождать 7 дней и затем принять первую таблетку из новой упаковке.

Примечание: Женщине НЕЛЬЗЯ делать перерыв продолжительностью БОЛЬШЕ 7 ДНЕЙ между циклами приема таблеток из упаковке, содержащих по 21 таблетке

Инструкции на тот случай, если женщина забыла принять одну или несколько таблеток:

Пропущен прием только одной гормональной (белой) таблетки?



  1. Примите пропущенную таблетку немедленно.

  2. Примите следующую таблетку в установленное время. Возможно придется в некоторых случаях принять сразу 2 таблетки в один день или даже за один раз.

  3. Принимайте остальные таблетки как обычно – по одной каждый день.

Пропущен прем 2 или больше гормональных (белых) таблеток – в течении 7 дней

  1. Очень важно: В течение 7 дней пользуйтесь презервативами, спермицидом или воздержаться от половых контактов.

  2. Примите гормональную (белую) таблетку немедленно.

  3. Посчитайте, сколько гормональных (белых) таблеток осталось в упаковке:

- Осталось 7 или больше гормональных (белых) таблеток

Нужно принимать оставшиеся таблетки как обычно, по одной в день.

- Меньше 7 (белых) гормональных таблеток:

Принять оставшиеся таблетки как обычно

Не принимать пропущенные коричневые таблетки

После принятия последней гормональной таблетки, на следующий день начать новую упаковку. Менструации может и не быть, это нормально.



Показания к применению ОК:

  • Женщины любого репродуктивного возраста и с любым количеством беременностей в анамнезе, желающие использовать высокоэффективный метод контрацепции

  • Женщины которые не могут использовать другие методы контраценции;

  • Кормящие женщины (спустя 6 месяцев после родов)

  • Женщины после аборта;

  • Женщины страдающие железодифицитной анемией различной степени тяжести;

  • Женщины с гиперполименореей;

Преимущества:

  • Высокая эффективность при ежедневном преме (0,1-8 беременностей на 100 женщин в течение первого года использования)

  • Удобен и легок в применение

  • Можно использовать столько времени, сколько женщина хочет предохраняться от беременности

  • Пациентка сама может прекратить прием

  • Неконтрацептивные преимущества – может способствовать установлению более регулярного менструального цикла

  • Снижает риск развития:

- внематочной беременности

- кист яичников

- рака эндометрия

- воспалительных заболеваний органов малого таза

- доброкачественных опухолей молочных желез

Недостатки ОК:


  • Зависит от пользователя

  • Забывчивость увеличивает риск неудачи

  • К началу очередного 28-дневного периода под рукой должна быть новая упаковка таблеток.

  • Не рекомендуется кормящим матерям, так как влияют на качество и количество молока

  • Не защищают от заражения инфекциями передаваемые половым путем (ИППП), включая ВИЧ – инфекцию/СПИД

Побочные эффекты

  • Тошнота, рвота

  • Межменструальные мажущиеся кровянистые выделения

  • Аменорея

  • Повышение артериального давления

  • Нагрубание и болезненность молочных желез

  • Головные боли

Наиболее типичными побочными эффектами при использовании КОК являются: тошнота, головокружение, нагрубание и болезненность молочных желез, головные боли, межменструальные мажущиеся кровянистые выделения. Эти эффекты наблюдаются при приеме первых 2-3 курсов таблеток и обычно проходят. Частота вышеперечисленных нежелательных эффектов не превышает 5-10%.

Эффективность может снижаться при приеме некоторых лекарств. Например при использовании противосудорожных препаратов типа карбамазепин, фенобарбитал, бензонал, дифенин, наблюдается ослабление конртацептивного эффекта КОК. Такой же эффект наблюдается при приеме противотуберкулезных препаратов типа рифампицин и гризеофулбвин.

Использование гипогликемических препаратов и транквилизаторов ослабляет эффект лекарственных средств.

При длительном приеме (5-10 лет) использовании КОК наблюдается временная задержка фертильности из-за регрессивных изменений в эндометрии. Обычно после 2-3 менструальных циклов без КОК наблюдается восстановление эндометрия.



Приложение №1

Участники становятся в круг. Моток ниток дается одному из студентов, который должен коротко рассказать что-то о себе всей группе, например, имя, откуда приехал/а, его хобби, почему выбрал эту профессию и т.д. Закончив представлять себе, студент, удерживая конец нити, перебрасывает моток коллеге по кругу, как бы предавая ему/ей эстафету представления. Студент продолжают представлять себя, перебрасывая моток по кругу, пока все не окажутся в паутине.

4. Как только все представления закончены, студент, держащий в руках моток (Z), возвращает его тому, от кого он получил его (Y). В это время (Z) повторяет информация о (Y).

Затем студент (Y) бросает моток тому, от кого он получил его первоначально (Х), повторяя его/ее информацию. Это повторяется по кругу, моток проходит свой путь в обратном порядке, пока не возвращается к тому студент, кто представлял себе первым.

Преподаватель предупреждает, что следует быть внимательными к каждому представлению, поскольку они не знают, кто бросит им моток.

Приложение №2.

Студентам раздаются карточки в виде фруктов, на которые они вписывают интересующие их вопросы по данной теме в течении 15-20 минут. Эти карточки закрепляют на ФК – дерево знаний. После прослушивания темы они сами же отвечают на свои вопросы.



Приложение №3.

Преподаватель раздаёт студентам карточки где нарисованы фрукты и овощи. Таким образом, группу делят на 2 подгруппы расчетом фрукты пересаживаются в левую половину аудитории, овощи – в правую.

Дается задание:

1. Преимущества КОК



2. Недостатки КОК

По жребию команды вытягивают задания. Затем дается время на подготовку 10 мин. для записи ответа группы на ФК. В группе студенты по окончании задания выбирают представителя для оглашения ответа. Конкурирующая группа вместе являются экспертами.

Обсуждение ответа.

(Инструктаж -5 мин. Деление на группы – 5 мин. Время на подготовку –10 мин, выступление – 10 минут.)

Правильно ответившая группа поощряется и объявляется победителем.

Приложение№4

Разбор побочных эффектов КОК

Преподаватель делит группу на 2 подгруппы расчетом 1,2,1,2, и т.д. Все 1 номера составляют первую группу и пересаживаются в левую половину аудитории, все 2 номера – вторую группу – в правую.

Дается задание:


    1. Ведение побочных эффектов при приеме КОК (Головная боль, нагрубание молочных желез, межменструальные кровянистые выделения).

    2. Оказание помощи при других проблемах (пропуск приема таблеток и рвота после приема КОК).

По жребию команды вытягивают задания. Затем дается время на подготовку 10 мин. для записи ответа группы в рабочие тетради. В группе студенты по окончании задания выбирают представителя для оглашения ответа. Конкурирующая группа вместе являются экспертами.

Обсуждение ответа.

(Инструктаж -5 мин. Деление на группы – 5 мин. Время на подготовку –10 мин, выступление – 10 минут.)

Правильно ответившая группа поощряется и объявляется победителем.


6.2. Аналитическая часть

Задача 1

Пациентка 30 лет. Обратилась к ВОП для подбора метода контрацепции. В анамнезе: 1 самопроизвольный выкидыш и 2-е родов. Менструации – регулярные, по 6-10 дней, обильные, болезненные. Страдает анемией I степени. Бимануальный осмотр – без особенностей. Муж не желает использовать презервативы.



Вопрос:

  1. Тактика ВОП.

  2. Какие методы контрацепции вы предложите.

  3. Какое дополнительное лечение требуется пациентке?

Ответ:

    1. Провести первичное консультирование, ответить на все интересующие вопросы

    2. КОК, ЧПК, барьерные методы, ДХС - если не хотят иметь больше детей.

    3. Антианемическая терапия

Задача 2

Женщина 27 лет, имеющая 2х детей получает микродозированный КОК Новинет в течение 3х месяцев с целью предохранения от беременности, однако в последнее время ее беспокоят межменструальные кровянистые мажущие выделения.



Вопрос:

  1. Тактика ВОП.

  2. Что предпринять по поводу межменструальных кровянистых выделений?

  3. Что необходимо предпринять в дальнейшем?

Ответ:

    1. Нужно продолжить прием препарата Новинет до окончания менструального цикла.

    2. Дополнительно назначить Индометацин по 1 таб. 2 раза в день после еды в течение 5 дней.

    3. Рекомендовать в дальнейшем остаться на КОКах, однако продолжить прием низкодозарованными КОКами, содержащими 30 мкг этинилэстрадиола (Регулон, Регивидон, Микрогинон, Ло-феменал, Диане- 35)


Тесты:

1 уровня сложности

1. Эстрогенный компонент КОК:



  1. этинил-эстрадиол (ЭЭ)*

  2. эстрадиола валерат

  3. эстриол

  4. конъюгированные эквин-эстрогены

  5. эстрадиол-17b

2. КОК с антиандрогенным эффектом относятся:

  1. Диане-35, Жанин*

  2. Логест, Ригевидон

  3. Новинет, Регулон

  4. Ярина, Линдинет

  5. Микрогинон, Триквилар

3. Контрацептивный эффект КОК обусловлен:

  1. Гестагенным компонентом

  2. Эстрогенным компонентом

  3. Эстрогенным и гестагенным компонентами совместно*

  4. Подавление овуляции – эстрогенным компонентом, а сгущение цервикальной слизи и псевдоатрофия эндометрия - гестагенным

  5. все ответы верны

4. Что не относится к монофазным оральным контрацептивам:

  1. трирегол*

  2. Регулон

  3. Логест

  4. Жаннин

5. Что относится трехфазным оральным контрацептивам:

  1. Микрогенон

  2. Регулон, тризистон

  3. Три-регол, триквилар*

  4. Триквилар, новинет

6. Противопоказание к применению КОК:

  1. Необъяснимые вагинальные кровянистые выделения из половых путей*

  2. Кормящие женщины (спустя 6 месяцев после родов)

  3. Женщины после аборта;

  4. Женщины репродуктивного возраста, с 1-го по 7-ой день ментсруального цикла

7. Какой метод обследования необходимо провести перед назначением КОК:

  1. Обследования не требуется*

  2. Бимануальный осмотр

  3. УЗИ матки

  4. Измерение базальной температуры

8. Наиболее частые побочные эффекты при приеме КОК:

  1. Обильные кровянистые выделения из половых путей

  2. Повышение температуры

  3. Тошнота, рвота

  4. Акне

9. Какие КОК относятся к микродозированным

  1. Регулон

  2. Регивидон

  3. Новинет*

  4. Ярина

10. У женщины после приема КОК появились головные боли (мигрень) ваши действия

  1. Прекратить прием КОК*

  2. Обследование у невропатолога

  3. Продолжить

  4. Перейди на микродозированные КОК

2 уровня сложности:

1. Механизм действия КОК:



  1. Блокада овуляции*

  2. Сгущение цервикальной слизи*

  3. Атрофические изменения в эндометрии*

  4. Губительное влияние на сперматозоиды и яйцеклетку

  5. Асептическое воспаление в эндометрии

  6. Сгущение цервикальной слизи

2. К неконтрацептивным преимуществам КОК относятся все, кроме:

  1. Высокая эффективность*

  2. Мало побочных эффектов*

  3. Не связан с половым актом*

  4. Снижают выраженность гиперполименореи и альгоменореи

  5. Возможно улучшение анемии

  6. Предохраняют от внематочной беременности

3. С лечебной целью КОК используются при:

  1. Миоме матке*

  2. Предменструальном синдроме*

  3. Аденомиозе*

  4. Климактерических ДМК

  5. Посткастрационном синдроме

  6. Необъяснимые вагинальные кровотечения

4. Применение КОК противопоказано при:

  1. Гормонально-зависимых злокачественных опухолях*

  2. Инфаркте миокарда в анамнезе*

  3. Прогрессирущих заболеваниях печени*

  4. Миоме матки в раннем репродуктивном возрасте

  5. Несахарном диабете

  6. ДМК репродуктивного возраста

5. Неконтрацептивные эффекты КОК:

  1. Снижают частоту рака эндометрия*

  2. Снижают риск острых ВЗОМТ*

  3. Восстанавливают и регулируют нарушенный менструальный цикл*

  4. Оказывают лечебное действие при синдроме гиперпролактинемии

  5. Обладают иммуностимулирующим действием

  6. Применяются при бесплодии

6. Достоинствами КОК являются:

  1. Метод не связан с половым актом*

  2. Немедленная эффективность*

  3. Удобен и легок в применение*

  4. Не защищают от ИППП

  5. Эффективность может снижаться при одновременном приёме некоторых противосудорожных или противотуберкулёзных лекарств

  6. Возможна задержка в возврате фертильности после прекращения приёма

8. Низкодозированным КОКам относятся:

  1. Регивидон*

  2. Лофеминал*

  3. Регулон*

  4. Логест

  5. Новинет

  6. Эксклютон

9. КОК могут применять:

  1. Женщины любого репродуктивного возраста и с любым количеством беременностей в анамнезе, желающие использовать высокоэффективный метод контрацепции*

  2. Женщины страдающие железодефицитной анемией различной степени тяжести*

  3. Женщины после аборта*

  4. Женщинам климактерического периода

  5. Кормящие женщины сразу после родов

  6. Курящим женщинам старше 35 лет

10. Кормящие женщины в первые 6-8 недель не должны применять КОК почему:

  1. Уменьшают секрецию молока*

  2. Увеличивает риск нарушений свертывания крови*

  3. Воздействует на здоровье новорожденного*

  4. Увеличивает количество грудного молока

  5. Улучшают свертывающую систему

  6. Изменяют эндометрий, субатрофия


6.3. Практическая часть

Перечень практических навыков:

  1. Проведение теста на беременность


  2. Осмотр в зеркалах
  3. Бимануальный осмотр

(смотри приложение к учебному пособию практические навыки)

7. Формы контроля знаний, навыков и умений.

- устный;

- письменный;

- решение ситуационных задач;

- демонстрация освоенных практических навыков;
8. Критерий оценки ТК

(смотри таблицу в начале рабочей программы)



9. Хронометраж



Стадии занятий

Форма занятия

Время

250 мин


1

Приветствие. Разбор распорядка дня

Умственная разминка



Приложение № 1

15

2

Вводное слово (обоснование темы, цель занятия)

ФК

10

3

Ожидания студентов (дерево знаний)

Приложение №2


15

4

Разбор темы – презентация методом дискуссии

ФК и презентация на компьютере

40

5

Работа в малых группах

Приложение №3

30

Перерыв

30

6

Физическая разминка

Проводят участники

10

7

Продолжение – презентации методом дискуссии

Презентация на компьютере, дискуссия

60

8

Деловые игры (игра «Работа в малых группах»).

Приложение № 4

40




Разбор дерева знаний, вопрос - ответ




20

9

Заключение педагога по теме. Оценка знаний каждого студента по 100 - балльной системе и объявление оценки. Предоставление вопросов по теме следующего занятия (см. по ротации).

Информация, вопросы для самостоятельной подготовки.

10


10. Контрольные вопросы.

  1. Категории приемлемости методов контрацепции

  2. Какие виды комбинированных оральных контрацептивов имеются

  3. Механизм действия КОК

  4. Правила приема КОК

  5. Преимущества и недостатки комбинированных контрацептивных средств;

  6. Противопоказания к использованию КОК

  7. Побочных эффекты при приеме КОК

  8. Возможные осложнение и тактика ведения


11. Литература.


  1. Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции под редакцией Р. Блюменталь 1998г. США

  2. Отчёты и приказы МЗ РУЗ 1994-1998 гг.

  3. Б. Семейная медицина, под ред. Краснова А.Ф., Самара, 1996

  4. В. Справочник врача общей практики. Мерта. Англия, 1998

  5. Свод практических рекомендаций по применению средств контрацепции. Издание 2 UNFPA, РЗ по исследования ВОЗ, Женева, 2004

  6. Медицинские критерии приемлимости для использование методов контрацепции. Издание 3, UNFPA, РЗ и исследования ВОЗ, Женева, 2005

7. Руководство по контрацепции под редакцией А.Хамасуридзе 1998г США.

.





Каталог: uum2 -> uum-uash-ginekologia -> 3.amaliy-qism -> amaliy-mashgulotlar -> rus
rus -> Практическое занятие №33
3.amaliy-qism -> Тактика воп при диагностике и ведении больных с фоновыми и предраковыми заболеваниями шейки и тела матки
rus -> Практическое занятие №13
uum-uash-ginekologia -> Альгодисменорея татарчук Т. Ф., Сольский B. C
3.amaliy-qism -> Cовременные подходы к диагностике и ведению больных с иппп в условиях первичного звена
rus -> Тема №26. Тема: Нарушение менструального цикла. Дисфункциональные маточные кровотечения. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактический осмотр детей и подростков

Скачать 161.57 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница