Государство Израиль начало роста Избавления нашего?



Скачать 339.38 Kb.
Дата09.08.2018
Размер339.38 Kb.
#43561
ТипЗанятие

Марина Карпова: KarpovaM@yandex.ru (054-624-9366)

Евгений Левин: levinevgeny@yahoo.com (054-768-5752)



Опубликовано на сайте проекта 25 января 2005 г.:

http://vlc.pedclub.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=574

Государство Израиль - начало роста Избавления нашего?
Евгений Левин (Израиль)

Марина Карпова (СПб)


Материал предназначен для работы со старшеклассниками, студентами и взрослой аудиторией. Продолжительность занятия - 2 академических часа.

Материал рекомендуется использовать при изучении темы «Государство Израиль и сионизм в зеркале молитвы».
Материальное обеспечение

Для проведения занятия необходимы соответствующие тексты (в том числе, текст Декларации Независимости Израиля молитвы за государство Израиль и релевантные oтрывки из "Мишней Тора”) в количестве, достаточном для самостоятельной работы в группах; по желанию - минимальный театральный реквизит: черная шляпа с накладными пейсами, большая вязаная кипа, игрушечный автомат и пр.


Цели занятия:

1. Познакомить учащихся с Декларацией Независимости Израиля и некоторыми аспектами идеологической борьбы по поводу ее текста.

2. Познакомить учащихся с с молитвой за государство Израиль

3. Ознакомить учащихся с принципиальным отношением различных религиозных кругов к государству Израиль и сионизму..

4. Изучить вместе с учащимися отрывки из "Мишне Тора" Моисея Маймонида, и дать учащимся возможность оценить различные идеологические позиции касательно Израиля и сионизма в свете изученного материала.

5. Развить у учащихся навык самостоятельной работы c еврейскими текстами.



Ход занятия
1. Самостоятельная индивидуальная работа - изучение Декларации Независимости Израиля
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством в 33 голоса против 13 ("арабский блок") и 10 воздержавшихся приняла решение о разделе Палестины на еврейское государство, арабское государство и международную зону вокруг Иерусалима. Британское правительство отказалось сотрудничать в осуществлении плана раздела и заявило о намерении вывести из Палестины свои силы к 15 мая 1948 года.

Евреи согласились с планом раздела, но арабские государства отвергли предложение. 30 ноября 1947 года, т.е. буквально на следующий день после решения ООН, началась Война за Независимость. Положение евреев было настолько тяжелым, что в марте 1948 года США предложили приостановить выполнение резолюции о разделе и передать страну под опеку ООН до достижения мира. Они оказали очень сильное давление на Еврейское агенство; но оно твердо решило провозгласить государство немедленно по уходе англичан. Были созданы временные законодательные и исполнительные органы: Моэцет а-Ам (Народный совет), состоявший из 37 представителей всех партий и группировок ишува (еврейского населения Палестины), и Минхелет а-Ам (Народное правление) в составе 13 членов во главе с Бен-Гурионом.

Поскольку у евреев уже было в течение примерно 15-20 лет "государство в пути", обладавшее всеми необходимыми внутренними структурами, способными и имеющими опыт управления, было возможно в течение короткого времени почти без споров легализовать эту власть.

В ночь на 14 мая 1948 года Бен-Гурион работал над окончательной редакцией Декларации Независимости. На следующий день около четырех часов он прибыл со своей женой Полей в Тель-Авивский музей, где собрались руководители ишува. Все встали и пропели "а-Тикву". После этого Бен-Гурион твердым, ясным голосом прочитал Декларацию Независимости.

Давайте познакомимся с текстом, который зачитал тогда Бен-Гурион:
****************************

Комментарий для ведущего:
Ведущий раздает студентам текст Декларации Независимости (см. Приложение 1) в количестве, достаточном для самостоятельной работы. Студенты самостоятельно читают текст.

В последнее время выходцы из некоторых бывших союзных республик плохо или даже совсем не читают по-русски. Если в группе есть такие студенты, имеет смысл зачитать текст Декларации вслух.

*********************************

2. Фронтальная мини-лекция. Борьба за тект Декларации
Как мы можем видеть, Декларацию Независимости подписали представители самых разных взглядов. Были среди них и коммунисты (Меир Вильнер), и социалисты (Давид Бен-Гурион, Голда Меирсон, Моше Шерток, Ицхак Бен Цви), и либералы (Ицхак Гринбойм), и религиозные сионисты (Моше Шапиро, Зерах Варгафтинг), и ультра-ортодоксы (Ича-Меир Левин). Естественно, что каждый из них имел свои представления о том, каким должно быть идеальное еврейское государство: социалистическим или капиталистическим, светским или религиозным.

Поэтому, в частности, при подготовке текста Декларации разгорелся спор: упоминать ли в Декларации о Боге, или же нет.

В конце концов, Давид Бен Гурион смог найти компромиссную формулировку, которая более-менее устроила всех:

****************************



Комментарий для ведущего:
Попросите студентов найти эту формулировку в тексте Декларации
*********************************
С одной стороны, прямого упоминания о Боге в тексте декларации нет. Однако при этом документ заканчивается словами, которые, при желании, можно толковать как относящиеся к Всевышнему, Богу Израиля:
"Полагаясь на Твердыню Израиля, мы скрепляем своими подписями наше свидетельство на этой Декларации на заседании Временного Государственного Совета, в городе Тель-Авив, сегодня, в канун Субботы, 5 ияра 5708 года, 14 мая 1948 г."
****************************

Комментарий для ведущего:
"Твердыня Израиля" ("Цур Исраэль") - одно из наименований Бога в еврейской литургии. К примеру, одно из благословений утренней молитвы Шахарит содержит следущее обращение к Богу: "Твердыня Израиля, поднимись, чтобы поддержать Израиль, и избавь из беды, как обещал, Иуду и Израиль".

*********************************


3. Работа в группах
Данный спор, разумеется, был далеко не случаен. С момента возникновения сионистского движения в еврейском народе не утихает спор, имеет ли возрождение государства Израиль какое-либо религиозное значение? И если имеет - то какое именно: является ли участие в этом "проекте" заповедью, в которой всякой религиозный еврей должен принять участие, или же, напротив, страшным грехом, от которого верующим надо бежать, как от огня.

Данный спор осложнялся еще одним моментом. Основатели сионистского движения - Герцль, Нордау, Вольфсон и др - были очень далекими от еврейской религии людьми (Теодор Герцль даже не сделал своему сыну обрезание). С самого начала большинство активистов сионистского движения, тоже не были религиозными. И самое главное, начиная с конца XIX века нерелигиозные составляли подавляющее большинство среди тех, кто переселялся в Палестину, так что достаточно быстро большинство еврейских жителей Палестины составили нерелигиозные (на первых выборах в Кнессет блок религиозных партий получил всего 18 мандатов из 120). Поэтому достаточно скоро всем стало ясно, что будущее еврейское государство, если оно возникнет, будет светским, не живущим по законам Торы.

Поэтому даже те религиозные люди, которые поддерживали идею возрождения еврейского государства, должны были задуматься над вопросом, можно ли поддерживать создание светского еврейского государства, или же иудаизм требует, чтобы еврейское государство неприменно было религиозным?

Сейчас у нас будет возможность познакомится с позициями некоторых участников данного спора. Одна группа получит несколько текстов, излагающих позицию т.н. религиозных сионистов, которые считали возрождение еврейского государства, пусть даже и светского, событием огромного религиозного значения. А вторая группа, напротив - тексты, выражающие позицию наиболее непримиримых ультраортодоксов-антисионистов.


Тексты для первой группы
1. Тора заповедует нам: "И овладейте этой землей и заселите ее, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею" (Бемидбар 33:53). Заповедь жить в Земле Израиля содержит, таким образом, два аспекта: "владеть землей" и "заселить ее". Если мы даже живем в Земле Израиля, но не владеем ею, заповедь еще не выполнена. До Дня Независимости евреи уже заселили некоторую часть Земли Израиля, но не владели ею - верховная власть была сначала в руках турок, а потом англичан. Именно в День Независимости мы получили эту землю во владение, и, таким образом, выполнили заповедь, которой были лишены почти две тысячи лет.
Рамбан ("Нахманид"), один из важнейших религиозных авторитетов иудаизма (жил в XII веке) пишет о заповеди "заселить землю и овладеть ею" так:
"Заповедано нам Торой владеть землей, которую дал Всевышний нашим праотцам, и не оставлять ее во владении какого-нибудь другого народа, и также не оставлять ее невозделанной; полностью в границах ее, о которых клялся Бог нашим праотцам, и никакой кусочек из нее не оставить".

Комментарий на "Сефер а-Мицвот", Мицва Осе 4


Если перевести слова "не оставить ее и никакого кусочка из нее во владении какого-нибудь другого народа" на язык современных понятий, то это означает: "иметь суверенное еврейское государство на всей исторической территории Земли Израиля". С этой точки зрения даже совершенно нерелигиозное еврейское государство имеет религиозное значение, т.к. оно дает возможность выполнения заповеди Торы. Поэтому есть однозначная религиозная обязанность поддерживать даже совершенно нерелигиозное еврейское государство на Земле Израиля; и также следует стремиться, чтобы власть и суверенитет этого государства распространялись на как можно большую часть этой земли.

(Мы оставляем здесь в стороне достаточно сложный вопрос о том, имеют ли, с точки зрения Торы, евреи сегодня право вести войну с целью завоевания Земли Израиля; но ясно, что те части Земли Израиля которые попали в наши руки, мы не имеем права, с точки зрения Рамбана, отдать во власть других народов. Напротив, мы обязаны их всемерно заселять, обустраивать и обрабатывать.)

Аналогия здесь такова: есть религиозная обязанность жениться и иметь детей, и также есть обязанность воспитывать детей в духе соблюдения Торы. Но, однако, если человек опасается, что ему не удастся воспитать детей в духе Торы, это не может освободить его от обязанности иметь детей; т.е. здесь есть две раздельные обязанности. Точно так же есть две раздельные обязанности: одна - создать еврейское государство в Земле Израиля, а другая - стремиться, чтобы это государство воспитывалось в духе Торы; и трудности второй задачи никак не могут отменить первой обязанности.

Этот подход находит свое наиболее полное выражение в концепции религиозного сионизма. Поскольку, согласно этой концепции, "геула", т.е. мессианское освобождение, проходит в два этапа - сначала "естественный", а потом "сверхъестественный" (т.е. чудесный); и еврейский народ на первом этапе должен своими собственными действиями "подготовить почву для завершающего прихода Машиаха", то современное еврейское государство, даже при всем его светском характере, имеет глобальное религиозное значение - оно "подножие Божественного Трона".


День Независимости содержит в себе еще два важных религиозных аспекта. Они являются основанием для празднования Дня Независимости даже безотносительно к тому, придерживается ли человек сионистских концепций или нет. (И на самом деле, в первые годы существования Государства даже многие харедимные ешивы из иерусалимского квартала "Меа Шеарим" и из Бней-Брака отмечали День Независимости; но в дальнейшем произошла определенная поляризация общества, и они перестали это делать.) А именно, это, во-первых, снятие турецких и британских ограничений на переселение евреев в Землю Израиля, что позволило массе еврейского народа совершить алию; и, во-вторых, это спасение от врагов и от опасности уничтожения, которое мы достигли в Войне за Независимость.
Также важно отметить, что именно в этот день произошло то, что р.Цви Иегуда Кук в своей статье "О святости Дня Независимости" называет "чудо чудес". На протяжении всей Войны за Независимость одно чудо сменяло другое, но было одно чудо чудес, без которого остальные были бы невозможны. И это - проявление евреями мужества ("гвура") в провозглашении своего государства. Было хорошо известно, что армии наших врагов только и дожидаются провозглашения нами государства, чтобы открыто вторгнуться в Страну (пока формально страна была под мандатом ООН, они не могли это сделать). У нас не было ни регулярной армии, ни оружия. Но люди, стоявшие тогда во главе народа, решили, что мы сможем выстоять, и они провозгласили создание государства. Смелость этого решения, принятого после Катастрофы во Второй Мировой войне - это чудо чудес, это высшее проявление мужества. В течение двух тысяч лет мы не учились военному искусству и у нас не было армии. А ведь мужество не приобретают в один день, а зарабатывают на поле боя. Боятся даже во время учений, в первом бою столбенеют от ужаса, и затем постепенно учатся мужеству. Когда евреи вышли из Египта, "не повел их Господь по дороге через землю филистимлян, ибо близка она, чтобы не передумал народ при виде войны и не вернулся в Египет" (Шмот 16:17). Народ бывший в рабстве столетия, не был способен преодолеть страх перед войной и вернулся бы в Египет. А мы после двухтысячелетнего изгнания, после ужасных притеснений и ужасного пожарища в Европе - после всего этого проявили мужество, провозгласив государство и выдержав испытания многочисленных войн.

Из лекции рава Шломо Авинера ко Дню Независимости,



http://www.machanaim.org/holidays/book_atz/4.htm#0

2. Следует стремиться быть связанным со всем обществом Израиля во всей его совокупности. Чем больше удастся еврею сделать нравственно чистыми свои мысли и поступки, тем в большей мере он будет способен соединиться с самыми высокими и самыми низкими из ступеней общества Израилева. Ибо сила этой связи соответствует мере снисхождения. При отсутствии связи с самой низкой ступенью будет отсутствовать также связь с самой высокой. Ибо целостность и совершенство достигаются только объединением со всем обществом во всех его воплощениях и проявлениях.

…Суть главного спора в наше время, когда увеличилось число сторонников распущенности и отказа от заповедей Торы, заключается в следующем: следует ли людям благочестивым, несущим знамя Господа, отделиться от них, чтобы у них не было соприкосновения с теми, кто сбросил с себя бремя заповедей; или же нам следует отдать предпочтение силе всеобщего единения. Разногласия возникли из-за общего упадка и потому, что еще не завершена работа по очищению основ характера народа, внешней стороны его души. Но процесс очищения продолжается.
Спорящие стороны подобны двум женщинам, пришедшим судиться к царю Соломону относительно того, кому принадлежит живой ребенок. Слова царя Соломона "подайте мне меч" - это испытание, ведущее начало от Божественной мудрости, которой наделен царь Израиля. Женщина клевещущая требует: "Рубите!". В озлоблении своем выявляет она ненависть, переполняющую ее сердце, ее беспокоит одно: "Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите". А милосердная мать, мать истинная говорит: "Дайте ей ребенка этого, живого, и не умерщвляйте его". И божественная истина возглашает: "Отдайте ей живое дитя; она его мать". ...Но если Вы, подобно многим, полагаете, что следует оставить на произвол судьбы тех сыновей, которых бурное время увело в сторону от Торы и веры, я заявляю открыто, что такое решение не является путем, угодным Господу... "Соблазняющей рабыне" временного потока дана определенная власть перед тем, как она исчезнет, развеется, словно дым; она старается с помощью колдовства совратить и увлечь за собой наших молодых сыновей, и они подвергаются такому психологическому давлению, которое есть насилие в полном смысле этого слова, и не дай нам Бог судить за совершенное по принуждению, как за совершенное по доброй воле. Отсюда надежда на будущее. Душа святости Израиля таится в их сердцах в виде присущих им добрых свойств. Ведь зло [отрицание Торы] сумело овладеть их сердцами, воспользовавшись их внутренним тяготением к добру и милосердию. Когда им указывали на то (согласно их пониманию) беззаконие и несправедливость, которые властвуют в государственных системах (т.е. в области политической и социальной), то они становились борцами за общественные интересы. Но даже если они глубоко заблуждаются, их нельзя сравнивать с обычными грешниками, которые следуют за своими животными страстями и которым чужда всякая добрая цель. Если мы не будем бросать камни в этих споткнувшихся, но напротив, приблизим их к себе, насколько это в наших силах, тогда вместе с изменениями в потоке времени они осознают существенную ошибку, содержащуюся в идее, ради которой они покинули дом своей жизни, и тогда они будут готовы к возвращению и исправлению, а благодаря этому грядущие поколения станут весьма великими и возвышенными, верными величию Израиля и могучему свету Господа в нем.

... Главное в подходе к этим юношам теперь - это поддержать и укрепить в них любовь к народу, из которого они вышли... И благодаря пробуждению любви к нации разгорится искра веры и тяготения к святости, заложенная в глубинах израильской души, и совершится то, что сможет принести исцеление полного возвращения. Нельзя отчаиваться, терять надежду из-за поступков одного из сынов святого племени, и нужно помнить, что "мирт среди шипов есть мирт, и миртом зовут его".


... Я уже говорил неоднократно, что именно это поколение, кажущееся таким пустым и сбрасывающим с себя бремя заповедей, больше других подготовлено к восприятию света истинного возвращения с любовью и святою силою... Поэтому мы должны привлекать всех узами любви и милосердия, всеми силами держаться этого доброго пути Господа и не поддаваться влиянию тех, кто желает усилить сторону строгого правосудия, даже если они праведники и великие знатоки Торы. Ибо в нашем поколении, живущем в период обнаружения признаков приближающегося избавления, восходит светило Авраама [т.е. проявление милосердия] и приводит избавителя к сынам сыновей ради имени Его, с любовью. И на верующих Израиля возложен долг и заповедь обратиться душою и разумом к этому святому служению, проявлению милосердия и любви ко всему, что носит имя Израиля, устремиться к этому в молитве и в исполнении заповедей. И тогда свет Господа явится над добрыми и благочестивыми, над каждым по достоинствам его души, и от Его света возгорится свет святости и блага Господнего для всех отдаленных. И говорит пророк: "И в отдаленных странах вспомнят они обо Мне и будут жить с сыновьями своими, и возвратятся"...
Мы должны с милосердием взирать на сынов нашего поколения, заблуждающихся в мыслях и действиях своих, мы должны поддерживать их всем, чем возможно, приближать их к Торе и иудаизму всеми добрыми путями, какие только существуют в мире. Я полагаю, что нам должна быть дорога каждая капля добра, которую мы получим от них, даже если нам не удастся достичь многого... Я полагаю, что в каждой израильской душе есть искра святости, и когда еврея приближают к Торе с любовью, искра добра вспыхивает и разгорается в святое пламя... И в связи с приближением к Торе мы возлагаем надежды на всю молодежь. Ибо когда они увидят, что связь между отцами и сыновьями расторгнута не из-за ошибок, которые сыновья совершают, идя по путям своей жизни в потемках века, тогда в их сердцах вспыхнут чувства покаяния-возвращения, чувство же ведет к действию, а действие - к вере. Таков путь спасения душ и поколений. Да будет на то помощь Господа благословенного.

Любовь к Израилю и выступление в качестве защитника общества в целом и его отдельных членов не являются исключительно неформальными эмоциональными побуждениями. Это важная область Учения, глубокая и обширная мудрость с многочисленными ветвями [законами и правилами], которые разрастаются и получают жизненные соки из росы и света милосердия.

Мы пережили разрушение Храма - а вместе с нами был разрушен и весь мир - из-за беспричинной ненависти между евреями; поэтому мы восстановим разрушенное [построим Третий Храм], а вместе с нами и весь мир будет восстановлен через бескорыстную любовь между евреями. (р. Авраам Ицхак Кук, верховный раввин Палестины, один из идеологов религиозного сионизма)
«Маханаим», Религиозное значение Дня Независимости.

http://www.machanaim.org/holidays/book_atz/4.htm#0
«Маханаим», Отрывки из статей р.А.И.Кука и р.Ц.И.Кука

http://www.machanaim.org/holidays/book_atz/3.htm#3


Тексты для второй группы

1. Однажды когда р. Борух Бер был на свадьбе, начали играть "Гатикву" (присутствующие при этом встали). Р. Борух Бер, благословенна его память, остался сидеть, потом встал, потом снова сел. На вопрос, почему он так поступил, р. Борух Бер, благословенна его память ответил : "Сначала я остался сидеть, чтобы выразить протест, потом встал, потому что "ребе" (то есть р. Хаим Брискер, благословенна его память), сказал, что они (сионисты) подозреваются на пролитие крови - тогда я встал, чтобы не протестовать. Потом я сообразил, что не протестовать когда играют "Гатикву" - это "йеhорег веал йаавор" (нужно быть убитым, но не нарушить) - поэтому я сел, чтобы протестовать.

Книга "Мишкенойс hо-роим" Нью Йорк, 5745. том II, стр. 617 (рассказал р. Борух Каплан, благословенна его память)

Однажды, когда я учился в Каменец, к р. Борух Беру, благословенна его память, приехал р. Рубинштейн, из "Мизрахи" (религиозные сионисты). Они с р. Борух Бером, благословенна его память, учились вместе еще в Воложине. Р. Рубинштейн подошел и протянул р. Борух Беру руку и они какое-то время говорили. Когда р. Рубинштей уже уходил и выглядело, как будто р. Борух Бер не выразил ничего против него и "Мизрахи", р. Борух Бер, благословенна его память, догнал его и сказал : "Послушайте! Я говорил с Вами, но Вы - из "Мизрахи", а "ребе" (то есть р. Хаим Брискер, благословенна его память), сказал: "Сионизм это апикорсус (ересь)!".

Отрывки из книги Уриэля Циммера «Еврейство Торы и государство Израиль»,

(http://www.netureikartaru.com/ToraJudaism_State.htm )



2. р. Шолом Дов Бер адмор из Любавич, благословенна его память, писал:


"По поводу вашего вопроса о сионистах и их банке, отвечаю вкратце: даже если бы эти люди были верны Всевышнему и Его Торе, и также если можно было бы подумать, что они смогут достигнуть своей цели - то нам нельзя их слушать в этом (чтобы сделать наше избавление своими руками). Ведь нам даже запрещено приближать избавление умножая молитвы о нем (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 111а и см. Мидраш Шир а-Ширим 2) - и тем более применяя материальные усилия и хитрости. А именно, выйти из изгнания силой - мы не имеем права. И не от этого будет наше избавление и выкуп души нашей. И в частности - что это против нашей истинной надежды, ведь все наше ожидание и надежда - что приведет Святой, да будет Он благословен, нам праведного Мошиаха вскоре в наши дни и будет наше избавление [руками] Самого Всевышнего... И если не дай Бог удастся им завладеть (святой) землей, как они мечтают, то они загрязнят и осквернят ее своими мерзостями и злодейскими делами и удлинят этим (не дай Бог) время изгнания. И теперь после всех этих истинных слов, вдумайтесь, братья наши, хорошо: разве к таким людям благоволит а-Шем? Разве посредством них будет спасение Исроэла? Нет, мы не примем этого никаким образом! И также добро от этих людей - бросим им в лицо! Не такого добра мы хотим, мы хотим только добра, которое дал нам а-Шем, через выполнение Тойры и мийвойс, как сказано: "если по законам Моим пойдете - и дам вам дождь во время". Этого мы хотим, на это - вся наша надежда. А поддерживающие сионистов - предстанут за это на Верхнем суде, ибо поддерживают руки тех, кто приводит многих к греху...
*Что означают слова Песни Песней: "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские,- не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно"(8:4)? Сказал р. Зера: это означает, что Израиль не должен возвращаться в Эрец Исраэль силой ("подобно стене"). А почему тогда слова: "Заклинаю вас" повторяются в Писании еще дважды?. Это надо понимать в соответствии с мнением р. Йоси, сына р. Ханины, который говорил: Почему трижды повторяется:"Заклинаю вас"? Первый раз - чтобы Израиль не возвращался силой; второй -чтобы не восставали против народов мира; и третий - чтобы народы мира не угнетали Израиль слишком сильно.

Ктубот 111а


Цитируется по публикации на сайте «Нетурей карта»:

http://www.netureikartaru.com/ravviny.html

3. Тора - против сионизма!
В Сидуре, в праздничной молитве "Мусаф", мы говорим : "И из-за грехов наших мы были изгнаны из нашей страны и отдалены от нашей земли".

Один из основных принципов иудаизма состоит в том, что наша история - не результат случайного стечения обстоятельств. Изгнание Израиля и его многовековые страдания - последствия наших грехов. Поэтому совершенно ясно, что только покаяние может вернуть нас из изгнания.

"И мы не можем подниматься и показываться и поклоняться Тебе, и выполнять наши обязанности в Твоем избранном доме, на котором названо Твое имя". После этого мы молимся, чтобы Всевышний смилостивился над нами и над Своим Храмом, восстановил его и открыл величие своего царства над нами: " Отец Наш, Царь Наш! Открой славу своего царства над нами вскоре, появись и вознесись над нами на глазах всех живущих, приблизь наше рассеяние из среды народов, и собери изгнанных наших с краев земли". Только для того, чтобы служить Ему, быть приближенными к Нему, мы просим вернуть нас. Страна, государство - не имеют для евреев самостоятельного значения. Они нужны только для того, чтобы служить Всевышнему. Когда мы согрешили, Всевышний изгнал нас. Изгнание для нас - как клиника для больного, оно духовно исцеляет еврейский народ - искупает его грехи. Только Всевышний может знать, когда искупление завершится и наступит время избавления из изгнания. Сионистское движение возникло среди людей, отрицающих все вышеприведенное и борющихся с этим. Сионисты открыто провозгласили: "Пора уже перестать ожидать Мошиаха с его ослом!". Все великие раввины выступили против сионизма, потому что сионизм противоречит нашей вере. Действия сионистов - восстание против Всевышнего. Можно привести такой пример: отец наказал сына за проступок, поставил его в угол. Если сын самовольно, раньше времени выходит из угла - этим он показывает, что он не слушается отца, не принимает его наказания. Поэтому понятно, что Тора запрещает нам самовольно прекращать изгнание и создавать собственное государство, до того пока Святой, да будет Он благословен, Сам не избавит нас. Это запрещено, даже если бы государство управлялось по законам Торы. Всевышний заклял еврейский народ тремя клятвами: не восставать против народов, не подниматься стеной (массово) в страну Израиля, и не приближать время избавления (Талмуд Вавилонский, трактат Ктубот 111а, мидраш Шир а-Ширим Рабба, мидраш Танхума).

Мидраш (сборник объяснений мудрецов) и Таргум (перевод Писания на арамейский, содержащий комментарии) приводят примеры поколения, которые нарушили клятвы и были наказаны: сыновья Эфраима, которые пытались выйти из Египта раньше времени и погибли, поколение Бен-Козибы (Бар-Кохбы), восставшее против Рима. Всевышний предостерег нас, что если мы нарушим эти клятвы, Он приведет на нас страшные наказания - "Я разрешу вашу плоть". Поскольку сионистское государство является восстанием против Всевышнего, евреям нельзя никаким образом признавать его, поддерживать, сотрудничать или отождествлять себя с ним. Всякий, кто сотрудничает с бунтовщиками против царства Небес - сам бунтовщик, даже если на словах он признает власть Всевышнего. Проблема не в том, что государство "недостаточно религиозно". Сионистское государство и породившая его идеология основаны на отрицании основ Торы и восстании против Всевышнего.


«Тора против сионизма»:


http://www.netureikartaru.com/Toragnst.htm

5. Катастрофавоплощение классической доктрины еврейской теологии – “За грехи наши наказаны были”


Народ был греховен, а Освенцим был карой за эту греховность. Судя по тяжести наказания, грех должен быть очень велик и в него должно быть вовлечено огромное множество, если не большинство, народа. Такими грехами, которые раввин Ицках Гирш из движения Нетурей карта” (“Стражи Града”) назвал” массовым психозом, охватившим народ”, ультрарелигиозные теологи считают коммунизм и сионизм. Обе эти политические доктрины они рассматривают как лжемессианские движения, а это один из тягчайших грехов. Другая часть религиозных евреев сохранила прохладно-нейтральное отношение к идеологии сионизма и к практике государственного строительства Израиля. Некоторые, однако, остались на непримиримо-враждебных позициях (вышеупомянутые “Нетурей карта”, сатмарские хасиды). В чем же они обвиняют сионизм?

Веками евреи верили, что в Обетованную Землю их выведет Мессия – посланец Божий. Времена и сроки его прихода людям знать не дано, но надо надеяться, верить и быть готовым всегда. Сионизм же вознамерился осуществить эту задачу человеческими силами, да еще и под руководством политиков – безбожников. (Вожди сионизма, истинные сыны своего века, были настроены к религии весьма скептически.) Два основополагающих тезиса сионизма, сформулированные Т. Герцлем: ”Если вы захотите – это не будет сказкой” и “Наша судьба – в наших руках” вызывают гневные возражения ультра-ортодоксов. По их мнению, это означает отказ от веры в Божественное спасение и кощунственную узурпацию функций Божьего посланника кучкой политиканов. Вся сионистская колонизация Палестины и последующая борьба государства Израиль за свою свободу и независимость отрицается ими как бессмысленный и обреченный на неудачу бунт против Бога. Подмена Божественной Правды людской фальшью, пагубное стремление “свернуть с путей Божьих” – вот что для них сионизм. Стих из Иеремии иллюстрирует это: “Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетой, и осуетились” (Иер.2:5).


Леонид Мацих. "Теологические аспекты Катастрофы":

http://www.ji-magazine.lviv.ua/seminary/2002/sem13-11.htm


4. Отчет представителей групп, дискуссия
В своем отчете каждая группы долна:

1. Связное изложить идеологии изученной группы

2. Высказать свое согласие или несогласие с изложенной позицией

3. Обосновать свое мнение


5. Обсуждение
Итак, мы получили возможность рассмотреть позицию как сторонников, так и противников сионизма.Не будем сейчас спорить, кто из них прав и кто неправ. Отметим другое: в чем, по-вашему, главная слабость и той, и другой позиции?
****************************

Комментарий для ведущего:
Попытайтесь получить от группы несколько ответов
*********************************
И религиозные сионисты, и религиозные антисионисты предендуют на то, что их позиция соответствует позиции иудаизма, т.е. является, прежде всего, следстием изучения Священных Книг: Торы, Талмуда и проч. Однако и те, и другие были современникани и свидетелями возникновения сионистского движения и возрождения государства Израиль. У каждого из них были свои симпатии и антипатии, свои личные пристрастия etc. Многие из раввинов как одного, так и другого лагера принимали самое активное участие в идеологической и политической борьбе вокруг сионистского проекта.

Поэтому можем ли мы считать их беспристрастными экспертами в этом вопросе? Боюсь, что нет. И читая их книги, где они приводят свидетельства за или против той или иной позиции, мы всегда будем мучится вопросом: этот раввин пришел к своей точкр зрения, изучаю Тору, или же, наоборот, искал в Торе оправдание своим убеждениям, к которым он пришел независимым образом, в результате какого-то личного опыта.

Возьмем, к примеру, историю р. Иссахара Шломо Тайхтеля. Подобно большинству венгерских раввинов, р. Тайтель был до войны последовательным и убежденным антисионистом. Однако, под влиянием ужасов Катострофы, свидетелем которых он стал, р.Тайтель пересмотрил свою позицию, и написал книгу "Эм хаБаним Смеха" ("Радостная мать сыновей"), в которой призвал религиозных евреев массово переселяться в Палестину, и там, вместе с нерелигиозными сионистами, возрождать еврейское государство.

Означает ли это, что во время войны р.Тайтель прочитал какие-то новые книги, которые позволили ему по-новому взглянуть на проблему? Вовсе нет! Более того, р. Тайтель в свое книге все время извиняется, что нужных книг, даже самых базовых, под рукой нет, и приходится все цитаты приводить по памяти. Т.е. в данном случае трагический опыт привел к тому, что р. Тайтель совершенно иначе взглянул на тексты, прекрасно известные ему и до этого.

Поэтому, если мы хотим понять, как следует, с точки зрения иудаизма, относится к государству Израиль, то нам надо постараться найти "независимого" объективного эксперта, который не был бы лично вовлечен в события.

Но где же нам найти такого эксперта? Думаю, что в этом нам может помочь текст молитвы за Государство Израиль, которая была составлена вскоре после возникновения государства.


6. Индивидуальная работа.
Изучение текста молитвы за государство Израиль
****************************

Комментарий для ведущего:
Ведущий раздает студентам текст молитвы за государство Израиль (см. Приложение 2) в количестве, достаточном для самостоятельной работы. Студенты самостоятельно читают текст.

*********************************



7. Совместное изучение "Законов царей" Маймонида
Обратим внимание на первые слова молитвы:

"Отец небесный, крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль - начало роста Избавления нашего…"


Еврейская религия традиционно связывала веру в окончательное Избавление еврейского народа с верой в грядущий приход Мессии (Машиаха), на которого и будет возложена данная задача. Мессианский пласт еврейской литературы огромен, данная проблема обсуждалась с библейских времен и до наших дней. Однако лишь один еврейский мыслитель подошел к данной проблеме с галахической точки зрения - Моисей Маймонид (Рамбам) в своем фундаментальном своде еврейского права "Мишне Тора".
****************************

Комментарий для ведущего:
Желательно раздать студентам текст изучаемых отрывком из "Мишней Тора" в количестве,достаточном для самостоятельной работы - см Приложение 3.
*********************************
Поэтому кажется достаточно разумным рассмотреть интересующую нас проблему в свете именно его идей, изложенных в разделе "Законы царей" ("Мишней Тора").
****************************

Комментарий для ведущего:
В “продвинутой” аудитории можно попросить учащихся самим назвать этого мыслителя и его труд, о котором идет речь (высказать предположения об имени автора и названия книги, в которой рассматривается этот вопрос).

*********************************


Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах.

"Мишней Тора", Законы царей 11:4

 

Таким образом, согласно Рамбаму, раскрытие Машиаха будет происходить в два этапа. На первом этапе, "предендент на престол" должен доказать, что он потенциально может предендовать на то, чтобы считаться Машиахом - он должен являться потомком Давида, быть знатоком Торы и праведным человеком, проявить себя как религиозный, политический и военные лидер Израиля. И на втором этапе, ему надлежит доказать, что его притязания являются обоснованными - он должен победить всех врагов Израиля, собрать евреев из изгнания и восстановить Храм.


****************************

Комментарий для ведущего:
Можно предложить студентам на основаниие текста Рамбама самим составить перечни

а) качеств, которыми должен обладать "претендент на престол;

б) того, что должен сделать предендент, чтобы доказать, что он является Машиахом

*********************************


Причем лишь после второго этапа евреи обязаны признать, что перед ними - действительно Мессия. Если же предендент не справляется, с вышеперечисленными задачами, то тогда, по словам Рамбама,

 

eсли же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: "И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытание] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниэль, 11:36)



"Мишней Тора", Законы царей 11:4

 

Как мы видели, для того, чтобы доказать свое право на титул Машиаха, претенденту, среди прочего, надлежит одержать военную победу над врагами Израиля. Эта победа может быть одержана им двумя путями:



1. Он должен будет выиграть войну, пользуясь, подобно любому другому военачальнику, исключительно "конвенциональными средствами", т.е. командуя армией, состоящей из обычных солдат из плоти и крови.

2. Он сможет победить врага сверхестественным образом, при помощи чудес.

****************************

Комментарий для ведущего:
Попросите студентов привести библейские примеры подобной чудесной победы (например, гибель армии фараона в водах Красного моря, уничтожение армии Санхерива, осождавшей Иерусалим), или же сами напомните им об этих и других примерах

*********************************


Каким же из этих способов предстоит, согласно Рамбаму, воспользоваться претенденту на престол?
 

Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Машиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Машиахом]


"Мишней Тора", Законы царей 11:3

 

Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде <...> Сказали мудрецы: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями" (Брахот, 34-б)


"Мишней Тора", Законы царей 12:1-2

Аналогичное мнение - что в дни Машиаха естественный порядок вещей не изменится - Маймонид высказал так же и в другом своем сочинении -  комментарии к трактату Мишны "Санхедрин":

 

В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только царство возвратится к Израилю (народ обретет независимость). Таковы слова мудрецов: "Этот мир от дней Машиаха отличается лишь порабощением царствами" (Берахот, 34-б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими (то есть равенства между людьми не будет, но сыны Израиля будут свободны от чужеземного ига). Однако в те дни не составит труда найти средства к существованию, так что при небольшой затрате усилий человек добьется результатов значительных. И к этому относится сказанное: "В будущем земля Израиля произрастит караваи и дорогие одежды" (Шабат, 30-б) - подобно тому, как говорят о человеке, нашедшем что-либо готовое: "Такой-то нашел хлеб испеченный и пищу доваренную". Подтверждением того, (что в дни Машиаха не произойдет перемен в законах природы, служит) сказанное: "и чужеземцы будут земледельцами вашими и виноградарями вашими" (Иешаягу, 61:5), тем самым сообщая, что будет и сев, и жатва. И потому мудрец (рабан Гамлиэль), которому принадлежит высказывание (о караваях и одеждах, производимых землей) разгневался на своего ученика, который не понял его и решил, что все сказано им в буквальном смысле, и потому (учитель) ответил ему по мере его понимания (и показал ему нечто подобное в этом мире: грибы с их круглыми шляпками, наподобие караваев, появляются из земли за ночь). Однако тот ответ не был дан всерьез. И подтверждением служит приведенная им цитата: "Отвечай глупцу по мере его глупости" (Притчи, 26:5).


Итак, по мнению Маймонида, преденденту на престол, чтобы доказать, что именно он является Машиахом, придется побеждать врагов без помощи чудес, но естественым способом - подобно тому, как во втором веке пытался победить Бар-Кохба, восставший против владычество Рима. И, следовательно, для того, чтобы таким образом победить, ему необходимо иметь в своем распоряжении армию.

Рамбам ничего не говорит, будет ли эта армия еврейской или нееврейской. Однако предположение, что Машиах будет освобождать евреев с помощью армии, состоящей из неевреев (наемников? или, может быть, какой-нибудь нееврейский правитель "одолжит" Машиаху свою армию?) кажется мне почти кощунственной, чтобы рассматривать ее серьезно. Следовательно, возникает вопрос: где Машиах возьмет еврейскую армию?

Во времена Бар-Кохбы эта проблема решилась относительно просто - в Палестине еще проживало много евреев, причем многие из них поддержали восстание. Поэтому у Бар-Кохбы оказалось достаточно сил, чтобы целых три года (132-135) на равных бороться с Римской империей. Однако впоследствии, в силу различных причин (репрессий, экономических трудностей, добровольного или насильственного крещения) еврейское население существенно сократилось, так что, начиная с определенного момента, набрать из него серьезную воинскую силу стало невозможно.

Возникает вопрос: можно ли создать еврейскую армию в ситуации, когда евреи рассеяны по разным странам. Во времена Маймонида ответ на этот вопрос мог быть положительным.

Менее чем за сорок лет до рождения Маймонида Палестина была отвоевана у мусульман крестоносцами. Причем армии Первого крестового похода не представляли никакого государство, но были, по существу, отрядами добровольцев, собравшихся из разных краев под знамена своих предводителей: герцига Булонского, графа Фландрского и т.д. А если это оказалось возможным для христиан, то почему не предположить, что и евреям, под руководством царя-Машиаха, тоже удасться создать подобную победоносную армию?

В последущие века вариант, что Палестина может быть отвоевана армией добровольцев, тоже не казался, с военной и экономический точки зрения, совсем невозможным - вспомним хоть экспедиции Кортеса или Писсаро, или "покорение Сибири Ермаком". Однако последние несколько веков, и особенно в наши дни подобная возможность выглядит совершенно нереально: подготовка современно боеспособной армии занимает столько времени и требует таких средств, что только полноценное, сувереное государство может себе это позволить.

Разумеется, нельзя исключить возможность, что какое-нибудь нееврейское государство предоставит для создания армии Машиаха свою территорию и ресурсы - подобно тому, как в 20-е годы различные европейские страны приютили армии Врангеля и Петлюры. Однако в подобный вариант трудно поверить (тем более, что одно дело - уже "готовая армия", и совсем другое - создание новой армии, что требует гораздо больше ресурсов и времени - кто и с какой радости пойдет на такое самопожертвование?).

Поэтому получается следущее: в наши дни никто не может выполнить поставленных Маймонидом условий и доказать, что он истинный Мессия, если "в его распоряжении" нет еврейского государства, способного выставить полноценную армию. И, следовательно, в современных условиях существование еврейского государства является необходимым предварительным условием, без выполнения которого приход Мессии в принципе не возможен.



6. Дискуссия, подведение итогов
Итак, как мы убедились, в наши дни никто не может выполнить поставленных Маймонидом условий и доказать, что он истинный Мессия, если "в его распоряжении" нет еврейского государства, способного выставить полноценную армию. И, следовательно, в современных условиях существование еврейского государства является необходимым предварительным условием, без выполнения которого приход Мессии в принципе не возможен!

В наши дни единственным в мире еврейским государством является Израиль. Поэтому раввины, назвавшее его "началом роста Избавления нашего", формально правы как минимум в том, что оно, в потенциале, может стать тем самым необходимым источником силы, без которого, по Маймониду, приход Мессии невозможен


****************************

Комментарий для ведущего:
Спросите студентов, согласны ли они с подобным комментарием на слова молитвы? Попросите их аргументировать свою позицию.
*********************************
Приложение 1. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

(http://lookstein.daat.ac.il/russian/geizel/Ad1.html)
В Эрец-Израэль родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг.

После того как был насильно изгнан со своей родины, народ хранил ей верность во всех странах рассеяния, не оставил молитвы и надежды на возвращение на свою землю и на возрождение в ней своей свободы и государственности.

Эта передаваемая из поколения в поколение историческая связь вдохновляла евреев снова и снова пытаться вновь обрести свою древнюю родину, а нынешние поколения стали возвращаться в родную страну массами. Пионеры-основатели, те, кто прибыл сюда вопреки запретам, и те, кто защищал страну, вдохнули жизнь в пустыню, возродили еврейскую речь, построили города и деревни и создали развивающееся общество, самостоятельное экономически и культурно, стремящееся к миру и способное защитить себя, приносящее благословение прогресса всем жителям страны и стремящееся к государственной независимости.

В 1897 году по призыву Теодора Герцля, провозвестника идеи еврейского Государства, собрался первый Сионистский Конгресс, провозгласивший право евреев на национальное возрождение в своей стране.

Это право было признано в Декларации Бальфура от 2 ноября 1917 года и подтверждено мандатом Лиги Наций, тем самым ознаменовав международное признание исторической связи между еврейским народом и Страной Израиля и права еврейского народа воссоздать свой национальный очаг.

Катастрофа, обрушившаяся совсем недавно на еврейский народ, в ходе которой были истреблены миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость решения проблемы еврейского народа, лишённого родины и независимости, путём восстановления еврейского государства в Эрец-Исраэль, которое распахнуло бы ворота отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира.

Горстки евреев, чудом уцелевшие от ужасной нацистской бойни в Европе, и евреи других стран мира продолжали пробиваться в Страну Израиля вопреки всем трудностям, препятствиям и опасностям, и не переставали требовать права на достойное существование, свободу и честный труд на Родине.

Во время Второй мировой войны еврейское население Страны Израиля внесло свой полновесный вклад в дело борьбы свободолюбивых и миролюбивых наций против нацистского Зла, и кровью бойцов своих и своим военным героизмом евреи приобрели право числиться среди народов, основавших союз Объединенных Наций.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль. Ассамблея возложила на жителей страны обязанность самим предпринять все необходимые шаги к осуществлению этой резолюции. Это признание со стороны ООН права еврейского народа на создание своего государства незыблемо.

Это - естественное право еврейского народа, как и любого другого народа, быть хозяином своей судьбы в своём суверенном государстве.

Поэтому собрались мы, члены Народного Совета, представители еврейского населения страны и сионистского движения, в день окончания британского мандата на Эрец-Исраэль, и в силу нашего естественного и исторического права, а также на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим мы провозглашаем создание Еврейского Государства в Эрец-Исраэль - Государства Израиль.

Мы постановляем, что с момента окончания срока мандата, сегодня ночью, в канун субботы, 6 ияра 5708 года, 15 мая 1948 г. и до образования выборных и регулярных государственных органов, в соответствии с конституцией, которая будет установлена избранным Учредительным Собранием не позднее 1 октября 1948 г., Народный Совет будет действовать как временный Государственный Совет, а его исполнительный орган - Народное правление - будет являться Временным правительством еврейского Государства, которое будет названо Израиль.

Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собирания рассеянных; оно приложит старания к развитию страны на благо всех её жителей; оно будет зиждиться на принципах свободы, справедливости и мира, в соответствии с предначертаниями еврейских пророков; осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН.

Государство Израиль будет готово сотрудничать со структурами и представителями ООН для осуществления резолюции Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. и примет шаги для экономического единства всей Эрец-Исраэль.

Мы призываем ООН протянуть руку помощи еврейскому народу в строительстве его государства и принять Государство Израиль в Содружество Наций.

Мы призываем - даже посреди кровавой агрессии, которая ведётся против нас вот уже несколько месяцев - сынов арабского народа, проживающих в Государстве Израиль, сохранить мир, внести свою лепту в строительство Государства на основе полного гражданского равноправия и на основе соответствующего представительства во всех его структурах, временных и постоянных.

Мы протягиваем руку мира и добрососедства всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству и взаимопомощи с независимым еврейским народом в его стране. Государство Израиль готово внести свою лепту в общие усилия на благо прогресса всего Ближнего Востока.

Мы призываем еврейский народ во всех странах рассеяния сплотиться вокруг евреев Эрец-Исраэль в деле репатриации в страну и её строительстве, и поддержать Израиль в великой борьбе за осуществление стремления сотен поколений еврейского народа к избавлению.

Полагаясь на Твердыню Израиля, мы скрепляем своими подписями наше свидетельство на этой Декларации на заседании Временного Государственного Совета, в городе Тель-Авив, сегодня, в канун Субботы, 5 ияра 5708 года, 14 мая 1948 г.
Давид БЕН-ГУРИОН, Даниэль ОСТЕР, Мордехай БЕН-ТОВ, Ицхак БЕН-ЦВИ, Элиягу БЕРЛИН, Фриц БЕРНШТЕЙН, р.Вольф ГОЛД, Меир ГРАБОВСКИ, Ицхак ГРИНБОЙМ, д-р Авраам ГРАНОВСКИ, Элиягу ДОВРИН, Меир ВИЛЬНЕ, Зерах ВАРГАФТИГ, Герцль ВАРДИ, Рахель КОГЕН, р.Кальман КАХАНА, Саадия КУБАШИ, р.Ицхак-Меир ЛЕВИН, Меир-Давид ЛЕВИНШТЕЙН, Цви ЛУРЬЯ, Голда МЕИРСОН, Нахум НИР, Цви СЕГАЛЬ,  р.Йегуда-Лейб а-Коген ФИШМАН, Давид-Цви ПИНКАС, Аарон ЦИЗЛИНГ, Моше КОЛОДНИ, Элиэзер КАПЛАН,  Авраам КАЦЕНЕЛЬСОН , Феликс РОЗЕНБЛИТ, Давид РЕМЕЗ, Берл РЕПЕТУР, Мордехай ШАТТНЕР, Бенцион ШТЕРНБЕРГ, Бхор ШИТРИТ, Моше ШАПИРА, Моше ШЕРТОК

Израиль, 5 ияра 5708 года


(14 мая 1948 года)
Приложение 2. Mолитвa за государство Израиль

Молитвенник "Шаарей Тфила", стр.458


Приложение 3. Моисей Маимонид. Мишней Тора, "Законы царей"
Да не подумаешь ты, что Машиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых, как утверждают глупцы. Это неверно, ибо раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был соратником царя бен Козивы (бар Кохбы) и считал его Машиахом. И он, и все мудрецы его поколения полагали, что это так, до тех пор, пока тот не был убит за грехи свои. И только после этого они убедились, что он не Машиах. И не просили от него мудрецы сотворить чудо, [чтобы признать его Машиахом] (11:3).

Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах. … eсли же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: "И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытание] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниэль, 11:36) (11:4)

Не думай, что в дни Машиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде <...> Сказали мудрецы: "Мир в дни Машиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями" (Брахот, 34-б) (12:1-2).

 
Моисей Маимонид. Kомментарии к трактату Мишны "Санхедрин"



В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только царство возвратится к Израилю (народ обретет независимость). Таковы слова мудрецов: "Этот мир от дней Машиаха отличается лишь порабощением царствами" (Берахот, 34-б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими (то есть равенства между людьми не будет, но сыны Израиля будут свободны от чужеземного ига). Однако в те дни не составит труда найти средства к существованию, так что при небольшой затрате усилий человек добьется результатов значительных. И к этому относится сказанное: "В будущем земля Израиля произрастит караваи и дорогие одежды" (Шабат, 30-б) - подобно тому, как говорят о человеке, нашедшем что-либо готовое: "Такой-то нашел хлеб испеченный и пищу доваренную". Подтверждением того, (что в дни Машиаха не произойдет перемен в законах природы, служит) сказанное: "и чужеземцы будут земледельцами вашими и виноградарями вашими" (Иешаягу, 61:5), тем самым сообщая, что будет и сев, и жатва. И потому мудрец (рабан Гамлиэль), которому принадлежит высказывание (о караваях и одеждах, производимых землей) разгневался на своего ученика, который не понял его и решил, что все сказано им в буквальном смысле, и потому (учитель) ответил ему по мере его понимания (и показал ему нечто подобное в этом мире: грибы с их круглыми шляпками, наподобие караваев, появляются из земли за ночь). Однако тот ответ не был дан всерьез. И подтверждением служит приведенная им цитата: "Отвечай глупцу по мере его глупости" (Притчи, 26:5).






Скачать 339.38 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница