Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»



страница1/4
Дата29.11.2018
Размер1.04 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

Кафедра государственного и муниципального управления

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов по специальности 080504

«Государственное и муниципальное управление»


УФА-2008


УДК 316

ББК 60.5


С 69

Рецензент: Бикметов Ю.Е., д.социол.н., профессор
Составители: Ахметьянова Р. А., канд. социол. наук, доцент

Галимов Р.С., канд. социол. наук, доцент

С 69 Социология управления: учеб.-метод. комплекс для студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / сост. Р. А. Ахметьянова, Р. С. Галимов. – Уфа : РИО БАГСУ, 2008. - 75 c.



Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом БАГСУ.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология управления» предназначен для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504), осуществляющим подготовку по всем формам обучения.

Учебно-методический комплекс включает в себя все необходимые разделы - тематический план, программу и тезисы лекций, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, список литературы и тесты - и послужит достаточной методической основой изучающих данную дисциплину.

УДК 316
ББК 60.5

 Ахметьянова Р. А., Галимов Р.С., составление, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………….……..4
2. Рабочая программа…………………………………………………………..5

2.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…..……....5

2.2 Учебно-тематические планы дисциплины ……………………………5

2.3 Содержание дисциплины ………………………………………..….….9


3. Учебно-методические материалы лекционного курса и практических

занятий…..…………………………………………………………………..14

Тема 1. Социология управления как отрасль научного знания…….…14

Тема 2. Возникновение и основные этапы развития

социологии управления…………………………………………………...18

Тема 3. Прикладные социологические исследования управления

и менеджмента……………………………………………………24
Тема 4. Управление как объект социологического анализа………….....32

Тема 5. Внешняя социальная среда управления………………………..41

Тема 6.Социальные потребности, интересы и мотивация

в управлении………………………………………………………..45

Тема 7. Виды социального управления в обществе………………….........48

Тема 8. Социальные институты управления и организации………..….50

Тема 9. Социологические аспекты кадрового обеспечения органов

государственного и муниципального управления ………….….57

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины………………..60
5. Методические указания по выполнению контрольных работ………..…63
6. Вопросы к экзамену………………………………………………………. 66
9.Тесты для самоконтроля студентов………………………………………..69
10. Методические рекомендации для преподавателей……………………..74

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебным планом подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения предусмотрено освоение учебной дисциплины «Социология управления».

По итогам обучения предусматриваются две формы контроля: экзамен и выполнение контрольной работы.

Данная дисциплина является ключевой в подготовке студентов по специальности ГМУ. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» основными задачами курса являются:

1 Усвоение студентами структуры, целей, формы и принципов системы управления.

2. Уяснение динамики современных процессов в системе управления, ее причин, направлений, методов.

3. Формирование первоначальных навыков самостоятельного анализа основных форм и видов социального управления; навыков по отслеживанию развития управления на основе показателей эффективности этой системы.

4. Знакомство с современным зарубежным опытом организации, функционирования и развития управления.

Социология управления - это раздел социологической науки. изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования социальных отношений в сфере управления. Она выявляет роль индивидов, социальных групп, их взаимоотношений и ценностных ориентации в связи с управлением в организации. Социология управления изучает взаимодействие формальной и неформальной структуры организации, личных и безличных элементов в процессе управления, структуру мотивации и стимулирования трудовой деятельности, культуру организации и управления с точки зрения их влияния на организационное поведение, внешнюю среду организации в связи с социальными отношениями в обществе. Курс социологии управления является одной из базовых учебных дисциплин общепрофессионального цикла федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс взаимосвязан с дисциплинами «Философия», «Социология», «Менеджмент», «Психология делового общения», «Психология управления» и др.



2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
После изучения курса слушатель должен знать:

  • основные категории, понятия и термины социологии управления;

  • содержание российских и зарубежных теорий и концепций, связанных с социологией управления;

  • основные структуры организаций и управления, внешней среды, теории мотивации инноваций в социологии управления;

  • роль социологии управления в оптимизации государственного и муниципального управления.


Основываясь на этих знаниях, слушатель должен уметь:

  • применять методы социологии управления для анализа управленческих ситуаций;

  • анализировать и разрабатывать организационную структуру управления;

  • применять модели принятия решений;

  • анализировать мотивацию работников исходя из известных теорий мотивации;

  • анализировать мотивацию работников, исходя из известных теорий мотивации;

  • определять факторы модернизации организации.

Формой текущего контроля за усвоением студентами учебного материала является проведение семинарских занятий. По итогам обучения предусматриваются две формы контроля: экзамен и выполнение контрольной работы.
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ДИСЦИПЛИНЫ
2.2.1. Учебно-тематический план на базе высшего образования

Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие виды работы:






Лекции

20 ч.




Практические занятия

10 ч.




Самостоятельная работа студентов

90 ч.




Контрольная работа

1




Экзамен

1



Наименование тем

Лекции

Семин. занят.

Сам. раб.

1.

Социология управления как отрасль научного знания

2

-

10

2.

Возникновение и основные этапы развития социологии управления

2

1

10

3.

Прикладные социологические исследования управления и менеджмента

4

2

10

4.

Управление как объект социологического анализа

2

1

10

5.

Внешняя социальная среда управления.

2

2

10

6

Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении

2

1

10

7.

Виды социального управления в обществе

2

1

10

8.

Социальные институты управления и организации

2

1

10

9.

Социологические аспекты кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления.

2

1

10




ИТОГО:


20

10

90


2.2.2. Учебно-тематический план на базе среднего специального образования
Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие виды работы:


Лекции

20 ч.

Практические занятия

10 ч.

Самостоятельная работа студентов

72 ч.

Экзамен

1





Наименование тем

Лекции

Семин. занят.

Сам. раб.

1.

Социология управления как отрасль научного знания

2

-

8

2.

Возникновение и основные этапы развития социологии управления

2

2

8

3.

Прикладные социологические исследования управления и менеджмента

2

-

8

4.

Управление как объект социологического анализа

4

2

8

5.

Внешняя социальная среда управления.

2

-

8

6

Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении

2

-

8

7.

Виды социального управления в обществе

2

2

8

8.

Социальные институты управления и организации

2

2

8

9.

Социологические аспекты кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления.

4

2

8




ИТОГО:


20

10

72


2.2.3. Учебно-тематический план на базе среднего (полного) общего образования
Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие виды работы:


Лекции

8 ч.

Практические занятия

4 ч.

Самостоятельная работа студентов

108 ч.

Контрольная работа

1

Экзамен

1






Наименование тем

Лекции

Семин. занятия

Самост. работа

1.

Социология управления как отрасль научного знания

1

-

12

2.

Возникновение и основные этапы развития социологии управления

1

-

12

3.

Прикладные социологические исследования управления и менеджмента

1

1

12

4.

Управление как объект социологического анализа

1

-

12

5.

Внешняя социальная среда управления.

0.5

1

13

6

Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении

0.5

-

10

7.

Виды социального управления в обществе

1

-

13

8.

Социальные институты управления и организации

1

1

12

9.

Социологические аспекты кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления.

1

1

12




ИТОГО:


8

4

108


2.2.4. Учебно-тематический план на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля
Учебным планом по данному курсу предусмотрены следующие виды работы:

Лекции

20 ч.

Практические занятия

10 ч.

Самостоятельная работа студентов

90 ч.

Контрольная работа

1

Экзамен

1




Наименование тем


Лекции

Семин. занятия

Самост. работа

1.

Социология управления как отрасль научного знания

2

1

10

2.

Возникновение и основные этапы развития социологии управления

2

1

10

3.

Прикладные социологические исследования управления и менеджмента

2

1

10

4.

Управление как объект социологического анализа

4

1

10

5.

Внешняя социальная среда управления.

2

1

10




Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении

2

1

10

6.

Виды социального управления в обществе

2

1

10

7.

Социальные институты управления и организации

2

1

10

8.

Социологические аспекты кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления.

4

2

10




ИТОГО:


20

10

90


2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Социология управления как отрасль научного знания

Социология управления как отрасль социологии. Объект и предмет социологии управления. Структура и функции социологии управления.

Социальное управление как разрешений противоречия между управляющей и управляемой системами. Закономерности социологии управления. Понятийный аппарат данной науки. Позитивистская и феноменологическая школы социологии управления.

Современная дискуссия о предмете социологии управления (А. И. Кравченко, Г. П. Зинченко, М. В. Удальцова, Е. М. Бабосов и др.). Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими процессы управления. Необходимость изучения данной дисциплины в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление».


ТЕМА 2. Возникновение и основные этапы развития социологии управления

Донаучные этапы развития социальных отношений в управлении: Древний мир, Средневековье, Новое время. Основные парадигмы и теоретические подходы в социологии управления.

Управленческие теории 20 века.

Концепции раннего научного менеджмента. Ф. Тэйлор и научное управление.

М. Вебер о рациональной бюрократии. Биопсихологические исследования проблем управления в 30-х годах. «Школа человеческих отношений».

Особенности школы административного управления. Г. Саймон и его идеи. Критика школы административного управления.

Современное состояние и развитие социологии управления. Ситуационный, системный и процессный подходы к управлению.


ТЕМА 3. Прикладные социологические исследования управления и менеджмента

Методология и методы социологии управления. Традиционные методы социологии управления. Понятие и виды социологических исследований процессов управления.

Основные этапы социологического исследования. Подготовка исследования и разработка инструментария. Сбор первичной социологической информации. Обработка, анализ информации и подведение итогов исследования

Наблюдение, анализ документов, контент-анализ, опрос, интервью, эксперимент, моделирование как методы социологии управления. Качественные методы социологии: метод фокус-групп, биографический метод, метод изучения отдельных случаев (прецедентов) и другие.

Социометрия как метод изучения взаимоотношений в организации.

ТЕМА 4. Управление как объект социологического анализа

Управление и его место в обществе. Социальная природа и сущность управления и менеджмента. Управление как социальное отношение. Психологические, управленческие, культурные, экономические и др. отношения в управлении и менеджменте.

Субъект и объект управления как социальные феномены. Содержание функций управления. Социальная направленность функций управления.

Цели управления. Операциональные цели. Виды операциональных целей. Назначение официальных и операциональных целей.

Социальное прогнозирование и управление. Объект управления и методы социального прогнозирования. Проблемы эффективности социальных прогнозов.

Социальное проектирование и управление. Сущность и виды социального проектирования. Методология, методы и этапы социального проектирования. Социальное планирование и управление.

Оценка структуры управления. Исследование организационной культуры. Анализ управленческих отношений.



ТЕМА 5.Внешняя социальная среда управления

Понятие модели социального управления. Отношение централизма и

самостоятельности между управляемой и управляющей системами. Субординация, реординация, координация. Стихийный и сознательный механизмы социального управления.

Управление и манипулирование. Виды манипулирования: экономическое, политическое, идеологическое, психологическое. Управление и манипулирование. Методы манипулирования обществом.

Социальное управление и социальная среда. Оптимальная и агрессивная среда управления.

Влияние социальной среды на организацию. Многоуровневость внешней среды. Адаптация к внешней среде. Способы адаптации организации к внешней среде. Законы Паркинсона.

Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия, способы управления в агрессивной социальной среде. Особенности методов, способов и приёмов управления и манипулирования в современном российском обществе.
ТЕМА 6. Социальные потребности, интересы и мотивация в управлении

Цели, потребности и интересы в управлении. Интересы общие и частные, идейные и корыстные, национальные и групповые, второстепенные и жизненные.

Объективный характер государственных интересов. Естественный и искусственный государственный интерес. Механизм разработки государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. Государственный интерес во времени и в пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса. Взаимосвязь государственного интереса с типом государства.

Интересы общественные, корпоративные и личные. Потребности и интересы населения и их учет в государственном и муниципальном управлении.

Мотивация в управлении. Понятие мотивации. Потребности, ценности, мотивы и стимулы в управлении. Теории потребностей. Основные теории мотивации: теория Макгрегора, теория Герцберга, теория Макклелланда, теория равенства, теория ожидания. Мотивы и стимулы. Современные методы мотивации. Факторы, влияющие на мотивацию.

ТЕМА 7. Виды социального управления в обществе

Проблема типологизации и видообразования управления в обществе. Управление и экономическая система общества. Социальная природа, структура, функции и формы экономического управления в обществе. Управление и рынок.

Специфика социального управления и менеджмента. Управление в сфере социальной защиты, образования, культуры и искусства, здравоохранения, физкультуры и спорта. Социология управления и проблемы труда, занятости и миграции населения. Управление социально-демографическими процессами в обществе. Управление и молодежь. Управление в сфере досуга.

Особенности управленческих отношений в сфере духовной жизни. Управление в сфере культуры, искусства, религии и нравственности. Проблемы управления в духовно-идеологической сфере. Управление и СМИ. Общественное мнение и управление. Культурно-управленческие процессы в условиях современного российского общества.

Управление в социально-политической сфере. Социальная природа политического управления. Структура, функции, исторические типы и формы политического управления в обществе. Политическое управление и манипулирование. Обратная связь в политическом управлении. Особенности политического управления в современном российском обществе.

Бюрократическое управление. Исторические формы бюрократического управления и их значение для современной России. Демократический, либеральный, авторитарный, патриархальный, бюрократический, адаптивный и другие стили управления

ТЕМА 8. Социальные институты управления и организации

Социальные группы: понятие, виды, классификация. Социальные группы как объекты и субъекты управления. Место и роль общества, элит, классов, наций, социальных групп в социальном управлении.

Формирование социальных институтов управления. Виды организаций и их роль в социальном управлении. Безличная форма регламентации управленческих отношений. Социальная иерархия и структура власти. Общество, государство и публичная власть. Семья как институт управления.

Социальные роли членов организации и управленческое поведение. Организационная структура и проект организации. Технология, возраст и размер организации как факторы выбора структуры организации. Организационная культура и корпоративная этика.

Государство как субъект и объект управления. Специфика государственно-управленческих отношений в обществе. Структура, функции и формы государственного управления. Социальная роль местного самоуправления. Особенности развития государственного и муниципального управления за рубежом и в России.



ТЕМА 9. Социологические аспекты кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления

Социологический подход к понятию «кадры». Техника социологического анализа руководителей и подчиненных как социальных групп. Качества современного менеджера.

Государственные и муниципальные служащие как социально-профессиональная группа. Социально-демографический состав чиновников, их социальный и правовой статус. Правовые и социально-этические аспекты деятельности служащих. Структура мотивации госслужащих.

Оценка и аттестация персонала. Особенности применения методов социологического исследования к анализу проблем государственного и муниципального управления. Мониторинг государственных служащих Республики Башкортостан как инструмент социологического обеспечения государственной службы РБ.

Стиль руководства и эффективность управления органов государственной и муниципальной власти.

Социологические аспекты культуры и этики управления
3.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Социология управления как отрасль научного знания
План:


  1. Социология управления как отрасль социологии.

  2. Объект и предмет социологии управления.

  3. Структура, задачи и функции социологии управления.

  4. Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими процессы управления.

Социология управления - межотраслевая социологическая теория среднего уровня, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости и развития соответствующей системы.

Социология управления изучает типологические закономерности управления людьми группами людей, обществом в целом на макроуровне (государственное управление, социальное управление), мезоуровне (регионально-территориальное управление муниципальное, местное управление, отраслевое и корпоративное управление) на микроуровне (управление предприятием коллективом группой людей отдельными индивидами). Объектом социологии управления является «процесс совместной деятельности людей, в котором при определенных условиях возникает искусственная структура, основными функциями которой являются координация и программирование этой деятельности Выделение этой искусственной структуры из недр совместной деятельности есть процесс институционализации социального управления. В рамках классической традиции, рассматривающей управление как социальный институт, предметом социологии управления выступают управленческие отношения, процессы их институционализации и функционирования, а также социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия. В постклассической традиции, основывающейся на деятельностно-активистском и антропосоциетальном подходах, в которой единицей анализа является социальное (деятельностная сторона социального актора, его действие, событие) «предметом социологии управления выступает управляемость социальных объектов и процессов, закономерности функционирования трансформации регулятивных механизмов, оптимально сочетающих интересы, формальные нормы и неформальные правила, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей и отношений».1

Предмет социологии управления во многом пересекается с предметом общего менеджмента. Однако методы этой дисциплины, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.

В сферу пересечения социологии и менеджмента попадают такие тематические области социологии и менеджмента (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), дисциплины: социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть - индустриальная социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда, экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.

Социология управления тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.

Социология управления анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы, вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах, занимается структурными связями в трудовом коллективе.

Задачи социологии управления:

1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.

2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.

3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.

4. Построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования.

5. Разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, то есть создания реально действующих средств повышения эффективности управленческой деятельности.1

Из вышеперечисленных задач социологии управления вытекают следующие функции социологии управления:

1. Познавательная функция направлена на изучение основных особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности, определение ее роли и значимости в развитии общества и его подсистем, организаций, социальных групп и т.д.;

2. Оценочная функция состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основными тенденциями этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения, является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей;

3. Прогностическая функция направлена на выявление наиболее вероятных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или отдаленного будущего, то есть на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

4. Образовательная функция состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем – распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации;

5. Социальная функция – разработка новых приемов, методов, технологий управления1.

Объект, предмет, задачи и функции социологии управления связаны между собой в единую многокомпонентную и многофункциональную систему, направленную от объекта изучения к его предмету, а от него определению функций и задач, а от них к пониманию сущности и значимости данной отрасли социологического знания.


Семинарское занятие по теме:

«Социология управления как отрасль научного знания»
План:

  1. Объект, предмет, структура и функции социологии управления.

  2. Категории, закономерности социологии управления

  3. Социальное управление как разрешений противоречия между управляющей и управляемой системами. Закономерности социологии управления.

  4. Понятийный аппарат данной науки. Позитивистская и феноменологическая школы социологии управления. Современная дискуссия о предмете социологии управления.

  5. Взаимосвязь социологии управления с другими науками, изучающими процессы управления.


Основная литература:

1.  Бабосов, Е. М. Социология управления : учеб. пособие для вузов / Бабосов Е. М. – М.: ТетраСистемс, 2000.

2. Бойков, В. Социология управления / В. Бойков. - М., 2006.

3. Васильев, В. П. Социальная сфера и управление ею / Васильев В. П. // Социс. – 1999. - №2.

4. Зинченко, Г. П. Социология управления: базовый курс / Г. П. Зинченко– Ростов-н/Д, 2004.

5.  Кравченко, А. И. Социология менеджмента: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Кравченко, А.И., Тюрина, И.О. Социология управления / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. - М., 2004

7. Потапов, В. П. Социология управления / В. П. Потапов - М., 1999

8. Сергейчук, А. И. Социология управления / А. И. Сергейчук. – Ростов-н/Д, 2002.

9.Шевелев, В. И. Социология управления / В. И. Шевелев. – Ростов-н/Дону, 2004

10 Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. – М., 2000.

11. Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник. Около 600 терминов / Под ред. Г. П. Зинченко, В. Г. Игнатова; РАГС, Сев-Кав. АГС. – Ростов н/Д, 1996.

12. Удальцова, М. В. Социология управления: учеб. пособие / М. В. Удальцова. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.




ТЕМА 2. Возникновение и основные этапы развития
социологии управления

План:


1. Исторические этапы в развитии социологии управления.

2. Концепции раннего научного менеджмента. Ф.Тэйлор и научное управление.

3. М.Вебер о рациональной бюрократии.

4. Биопсихологические исследования проблем управления в 30-х годах. «Школа человеческих отношений».

5. Особенности школы административного управления

6. Современное состояние и развитие социологии управления.


В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX – начале XX в.

Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.

В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

Началом научного изучения социального управление, по мнению ряда исследователей, считать сочинение древнегреческого философа Платона (V-IV вв. до н.э.) «Государство», где он отмечал, что управление (правление) – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную. В дальнейшем вопросами управления обществом занимались Фома Аквинский, Н. Маккиавели, Т. Гоббс, М. Вольтер, Д. Дидро, Ж-Ж Руссо, Дж. Локк, О. Конт, Г. Спенсер и многие другие ученые.

Направление, берущее свое начало в античной философии, развивавшееся в средние века и новое время, получило название «кибернетика» от греческого слова «гибернет», означающего кормчего, губернатора, правителя, управляющего коллективом людей (по-гречески «гиберно»). В XVIII веке, Ампер, составлявший классификацию наук, назвал кибернетикой науку об управлении обществом1. В 1843 году вышла на польском языке книга профессора философии В.Трентовского «Отношение философии к кибернетике как искусству управления обществом».

Дальнейшее развитие кибернетики как науки об управлении обществом (которая была объектом изучения, прежде всего философии) в период становления капитализма и идеологии свободного (прежде всего, от государственного управления) общества потеряло широкий общественный интерес, стало увядать, и к началу XX века мало кто помнил о ее существовании. По крайней мере, известный американский математик Норберт Винер - основатель кибернетики XX века, ничего не знал о кибернетике XVIII века.

Позиции античных философов, философов нового времени и классиков менеджмента в отношении управления существенно расходятся ввиду того, что первые рассматривали вопросы, связанные с управлением обществом, а вторые рассматривали организацию (фирма). В таком случае получается, что различные организации имеют различные функции и принципы управления и должны изучаться независимо друг от друга. Именно это и наблюдается при изучении вопросов управления обществом и фирмой: общество изучает социология, политология, государствоведение и правоведение, социальная философия, история; фирму – менеджмент, экономика и организация производства, экономическая кибернетика.

В начале XX века основное внимание экономической науки было приковано к фирме и к вопросам ее управления. Появился менеджмент как наука и искусство управления фирмами. Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники.

На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, «отец научного менеджмента» Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Заслуга Тейлора заключалась в том, что он развил научное управление в 4-х областях: 1.нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); 2. исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить); 3. систематический отбор обучения кадров; 4. денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).

Система Тейлора заложила основы классической школы управления, которая развивалась параллельно в США и странах Европы в раде различных концепций и течений. После революции 1917 г. В.И Ленин перенес (в адаптированном виде) на российскую землю американскую систему Ф. Тейлора, являвшуюся в то время самой передовой в мире системой управления фирмой

В Европе проблемами управления начал заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги «Общее промышленное управление» А. Файоль, который создал «теорию администрации». Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям: 1. технические (производство и обработка); 2.коммерческие; 3.страховые; 4.учетные; 5.административные; 6.финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).

А. Файоль выделил основных управленческих операций: 1.предвидеть; 2.планировать 3.организовывать; 4.распоряжаться (заставлять персонал работать); 5.координировать (связывать, объединять); 6.контролировать.

Заслуга А. Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие от других видов управления, но и на различные социальные группы.

Он выделил 14 принципов административного управления:



  1. разделение труда;

  2. власть;

  3. дисциплина;

  4. единство распорядительства или командования;

  5. единство руководства;

  6. подчинение частных интересов общим;

  7. вознаграждение;

  8. централизация;

  9. иерархия;

  10. порядок;

  11. справедливость;

  12. постоянство состава персонала;

  13. инициатива;

  14. единение персонала.

К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления. Об этом свидетельствует тот факт, что из 14 управленческих принципов почти половина носит социальный характер. Он требовал от руководящего персонала проявления большей тактичности к подчиненным и полагал, что руководство должно уметь приносить в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение инициативе подчиненных, чтобы обеспечить повышение эффективности управленческой деятельности.

Значительным приращением в развитии управленческой теоретической мысли стал разработанный М. Вебером «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». В соответствии с этой теорией вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии. Каждый служащий в административной иерархии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только свои собственные, но и всех подчиненных.1

М. Вебер придавал первостепенное значение формальной организации, но оставил вне поля зрения неформальные отношения. Впоследствии П. Блау, Ч. Бернард, Э. Мейо, Р. Мертон доказали важную роль неформальных отношений в повышении эффективности управленческой деятельности. Особенно широкое распространение эта концепция получила в школе «человеческих отношений», основателем которой является Э. Мейо. Итогом исследований данной школы стало утверждение, что решающее влияние на рост производительности рабочего оказывают главным образом социальные и психологические факторы. Это означает, что основная задача системы управления поставить на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к сплоченности и совместным действиям.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.

Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий.

Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.

Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники организации. Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы. Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.

Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друкером.

Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:


  1. роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);

  2. роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);

  3. роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;

  4. роль представителя (на договорах, совещаниях);

  5. роль распределителя ресурсов;

  6. роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);

  7. роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.


Семинарское занятие по теме:

«Возникновение и развитие социологии управления»
План:

1. Донаучные этапы развития социальных отношений в управлении: Древний мир, Средневековье, Новое время. Основные парадигмы и теоретические подходы в социологии управления.

2. Управленческие теории 20 века. Ф.Тэйлор и научное управление.

3. М.Вебер о рациональной бюрократии. Биопсихологические исследования проблем управления в 30-х годах. «Школа человеческих отношений».

4. Особенности школы административного управления. Г.Саймон и его идеи. Критика школы административного управления.

5. Современное состояние и развитие социологии управления. Ситуационный, системный и процессный подходы к управлению.


Основная литература
1.   Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление/ В. Г. Афанасьев. – М.: Политиздат, 1981.

2.  Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для вузов / Е. М. Бабосов.– М.: ТетраСистемс, 2000.

3. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер– М.: Прогресс, 1990.

4. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв.: учеб. пособие / И. А. Голосенко, В. В. Козловский.– М.: Онега, 1995.

5.  Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие для вузов / А. Б. Гофман. – М.: Мартис, 1995.

6. Грушин, Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б.А. Грушин. – М.: Политиздат, 1987.

7.  Зинченко, Г. П. Социология госслужбы / Г. П. Зинченко // Cоцис, 1994, № 11.

8. Зинченко, Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция / Г. П. Зинченко // Социс., 1996, № 6.

9. Зинченко, Г. П. Социология на службе управления / Г. П. Зинченко // Социально-политический журнал. – 1998. - №3

10. Кравченко, А. И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев / А. И. Кравченко. – СПб, 1999.

11. Кравченко, А. И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

12. Кравченко, А. И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк / А. И. Кравченко. – М.: Наука, 1987.

13. Тихонов, А. В. Социология управления / Изд. 2-е, доп. и перераб. / А. В. Тихонов. – М.: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2007.

ТЕМА 3. Прикладные социологические исследования

управления и менеджмента
План:


  1. Методология и методы социологии управления.

  2. Понятие и виды социологических исследований процессов управления.

  3. Программа социологического исследования.

  4. Сбор первичной социологической информации на примере анкетирования.

  5. Обработка, анализ информации, подведение итогов исследования.


Методология социологического исследования

Социология управления как научно-исследовательская программа ориентируется на фундаментальные и прикладные исследования, на основе определенной теоретической модели.1

Основой методологической организации исследовательской программы являются концепции, заключенные в обоснование объекта и предмета социологии управления.

Понятие и виды социологических исследований. В зависимости от специфики изучаемого социального объекта, а также от характера уже имеющейся о нем информации, выделяют три основных количественных метода получения информации об изучаемом объекте, позволяющие выявить его количественные характеристики: анализ документов, наблюдение, опрос.

Анализ документов используется, когда изучаемые факты (поступки людей, их поведение, важнейшие события, отзывы и мнения различных категорий населения) можно зафиксировать разными способами - с помощью видео- и звукозаписи, изображения, письменного слова и т. д. Благодаря этому методу можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых в настоящее время уже невозможно.

Наиболее распространенным методом анализа документов является контент-анализ, который представляет собой перевод в количественные показатели массовой текстовой (видео) информации с последующей статистической ее обработкой. «Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: понятия, выраженные в отдельных терминах (политические, экономические и т.д. термины); темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. д.; имена политиков, лидеров партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений; целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай; смысл апелляций к потенциальному адресату - пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения».1 Затем устанавливается количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и их подсчет.

Одним из наиболее распространенных количественных методов сбора первичной информации является опрос. Опрос является универсальным средством получения количественной информации об общественном мнении, состоянии сознания людей, оценках населения о процессах, происходящих в обществе т. д.

Специфика данного метода заключается в том, что источник первичной социологической информации - сам человек (респондент). Этот метод позволяет широко охватить различные сферы общественной жизни, он экономичен так как, опросив относительно небольшое количество людей, можно судить о различных социальных феноменах и тенденциях развития социальных процессов в обществе в целом. Но отрицательной стороной опроса является то, что на его основе мы получаем субъективные оценки опрашиваемых людей, которые не всегда могут соответствовать действительности.

Существует две основные разновидности социологического опроса: анкетирование, когда опрашиваемый заполняет вопросник сам в присутствии анкетера или без него и интервьюирование, когда интервьюер лично общается с респондентом. Интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы.

В арсенале современной социологии в настоящее время числится более сорока качественных исследований, которые представлены в многочисленной литературе. Одним из широко распространенных и эффективных качественных методов сбора и анализа социальной информации является фокус-группы.

Метод фокус-группы способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т. п. Данный применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он комбинирует количественный и качественный подходы, включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки (группы должны заведомо репрезентировать некоторую общность и др.).

Программа социологического исследования

Социологическое исследование требует подготовки и начинается с разработки программы, которая помогает социологам избежать ошибок в процессе проведения исследования и при анализе его результатов.

Программа социологического исследования - это стратегический документ, направленный на решение социальной проблемы или познание какого-то социального явления.

Программа выполняет методологическую, методическую и организационную функции.

Методологическая функция заключается в формулировке социальной проблемы, определении объекта и предмета исследования, определении цели и постановки задач исследования, уточнении и интерпретации основных понятий, предварительном системном анализе объекта исследования, развертывании рабочих гипотез.

Методической функцией является определение объема выборки, выбор методов сбора первичной информации и методики ее обработки, создание логической структуры исследования.

Организационная функция предполагает формирования рабочего плана, который является отдельным приложениям к программе, в котором указываются конкретные шаги, предпринимаемые в процессе социологического исследования. Назначение рабочего плана - упорядочить основные этапы социологического исследования в соответствии с его программой, календарными сроками, рассчитать материальные и людские затраты.

Качество полученной социологической информации будет выше, если до основного исследования провести пилотное («пилотаж»), главное назначение которого проверка качества методик и процедур исследования. Оно помогает внести, если необходимо, коррективы и изменения, более четко сформулировать цель, задачи, выделить объект и предмет исследования. Благодаря пилотажу разработанный инструментарий апробируется (анкеты, опросные листы, бланки интервью), и в случае определения слабых сторон вносятся так же необходимые изменения и дополнения.



Сбор первичной социологической информации на примере анкетирования Анкетирование более – это распространенный и оперативный метод сбора первичной социологической информации, благодаря которому можно за короткий промежуток времени опросить большое количество людей, кроме того, результаты анкетирования более удобны для математической обработки.

Основным инструментом этого метода является анкета, состоящая из вводного раздела, основной части (опросного листа) и «паспортички» (социально-демографического блока).

Главная функция вводной части - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Она содержит:

1. Обращение (уважаемый участник опроса)

2. Данные организации (учреждения), проводящей опрос.

3. Цель и задачи исследования, а так же практическое значение решения этих задач.

4. Значимость роли респондента для решения этих задач.

5. Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием без соответствующего его на это согласия).

6. Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).

7. Выражение благодарности за сотрудничество или работу, высказываемое авансом опрашиваемому.

Вводная часть не должна быть большой, но обязательно ясной и понятной для респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Эта часть небольшая по объему, но очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение респондента к анкете.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:



  1. Контактные вопросы, которые ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, т. е. от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой;

  2. Программно-тематические, т. е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

  3. Прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

  4. Вопросы-крючки, ставящиеся ради поддержания интереса респондента к заполнению анкеты;

  5. Вопросы-«фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

  6. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. К контрольным вопросам относятся: вопрос-тест (его обычно используют при определении информированности) и вопрос-ловушка (трюковой вопрос - это разновидность теста, построенный так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем.

  7. Наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

  8. Дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа («да-нет»);

  9. Альтернативный вопрос предпочтительнее, чем «да - нет» вопрос, так как формулировка более уравновешена. Поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер;

10. Поливариантные вопросы - это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько;

11. Вопросы-диалоги - это разновидность функциональных вопросов, состоящих из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников;

12. Вопрос-иллюстрация, использующий рисунок, что позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса;

13.Буферные вопросы. Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно их разграничивать. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода с одной темы на другую;

14. В опросы о фактах. Главная цель этих вопросов, сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т. п.). К этой группе относятся и вопросы социально-демографического блока;

15. Вопросы о знаниях. С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях;

16. Вопросы о внутренних состояниях помогают получить от респондентов сведения об их отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а так же оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы применяют контрольные вопросы, вопросы фильтры, диалоги и используют преамбулы

Решение о том, какие вопросы использовать, в каком количестве их брать для составления той или иной анкеты, в какой последовательности располагать отобранные вопросы, Вы принимаете самостоятельно.

Но при этом помните, что:

1. не стоит включать в одну анкету слишком много вопросов - иначе у человека, который будет на них отвечать, в конце концов, пропадет желание это делать, или он станет давать ответы, не задумываясь над содержанием очередного вопроса вашей анкеты;

2. в случае затруднений следует обратиться за консультацией к специалисту, который окажет Вам помощь в составлении вопросника, исходя из целей и задач вашего исследования.

Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе «ловушек») не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе «от общего к частностям», при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом «от частностей к общему».

Замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, социологи получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным.

Формы проведения опроса - групповая и индивидуальная. Групповое - это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых для этой цели собирают в определенное время в одном помещении. Как правило, один анкетер опрашивает 30-40 человек, что дает возможность собрать значительный материал, не тратя на это много времени. При групповом заполнении респондентов просят работать самостоятельно, собирают анкеты, что обеспечивает высокий процент возврата. Групповое анкетирование широко применяется по месту работы и учебы. Индивидуальное проводится, если нет возможности пригласить респондентов в одно место. В этом случае опрос производится поочередно.



Обработка, анализ информации, подведение итогов исследования

Кратко изложим принципы объяснения результатов исследования и логику построения отчета, поскольку данные вопросы требуют отдельного глубокого рассмотрения. Одной из самых лучших работ, по мнению автора, является работа Крыштановского А. О. «Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS»1 .





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница