САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Факультет прикладных коммуникаций
На правах рукописи
ПШЕНИЧНИКОВА Анастасия Андреевна
«Government relations IT-компаний в России»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности «Реклама и связи с общественностью»
(научно-исследовательская работа)
Научный руководитель –
кандидат политических наук,
старший преподаватель
Игорь Михайлович Побединский
Кафедра связей с общественностью
в политике и государственном управлении
Очная форма обучения
Вх. №______от__________________
Секретарь ГАК_____________________
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического менеджмента 7
1.1.Основные понятия и элементы стратегического менеджмента 8
1.2.Виды стратегий и их особенности 22
Клейнер Б.Г., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997. 25
1.3 Роль GR-коммуникаций в формировании управленческой стратегии 38
Глава 2. GR-деятельность российских и зарубежных IT-компаний в России 55
2.1Состояние и тенденции IT-рынка в России 55
2.2GR-стратегии американский IT-компаний 74
2.3GR-стратегии отечественных IT-компаний 92
Заключение 108
Список литературы 112
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день коммерческие и некоммерческие структуры должны развиваться и наращивать свои устойчивые конкурентные преимущества в условиях быстро меняющейся внешней среды, вызванными различными факторами. Для того, чтобы обеспечить себе достойное положение на рынке, стабильное развитие, экономическую рентабельность, а также минимизацию рисков, компании разрабатывают корпоративную стратегию развития бизнеса. Не менее важной ее составляющей является GR-стратегия, с помощью которой компания выстраивает взаимовыгодные, партнерские отношения с государством.
Построение эффективных коммуникаций с органами государственной власти является одной из первостепенных задач перед иностранным и российским бизнесом, так как государство выступает в роли его ключевого стейкхолдера, который активно регулирует экономику страны и заинтересован в ее успешном развитии. В связи с этим, GR-специалисты должны не только организовывать взаимодействие с властью, используя те или иные эффективные технологии с целью обеспечения баланса интересов, но и управлять этим процессом. Таким образом, в нашем исследовании GR выступает в качестве подсистемы стратегического менеджмента, в основе которого лежит управление коммуникациями.
Научная новизна данного исследования заключается в подробном анализе взаимоотношений между IT-компаниями и органами государственной власти в России: их характере, степени открытости и эффективности, а также направленности в стратегическом и технологическом плане. Так как государство выступает в роли главного заказчика и регулятора на российском рынке информационных технологий, GR-стратегии IT-компаний рассматриваются не только в контексте ключевой бизнес-стратегии компании, но и маркетинговой стратегии.
Объектом магистерской диссертации является деятельность IT-компаний (американские – Microsoft Рус, Google, Intel; и российские – «Яндекс», «Ай-Теко», группа компаний ФОРС), направленная на органы государственной власти, а предметом – применяемые ими GR-стратегии и технологии их реализации.
Цель данной исследовательской работы – определить особенности GR-деятельности российских и зарубежных IT-компаний, функционирующих на российском рынке, и дать сравнительный анализ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
Рассмотреть основные понятия и виды стратегий в бизнесе;
-
Определить роль GR-коммуникаций при разработке корпоративной стратегии бизнеса;
-
Дать анализ состоянию и тенденциям IT-рынка в России;
-
Проанализировать реализованные GR-стратегии и технологии американских и отечественных IT-компаний;
-
Определить достоинства и недостатки IT-компаний в области GR-коммуникаций.
Мы выносим несколько положений на защиту:
Во-первых, мы считаем, что GR-деятельность представляет собой бизнес-процесс в системе стратегического менеджмента. В связи с этим, GR-стратегия принимается на основании генеральной (корпоративной) стратегии развития бизнеса, а также сформулированного бизнес-плана компании, однако от нее зависит способность и эффективность ее реализации.
Во-вторых, в условиях нынешней геополитической ситуации в мире отечественные IT-компании в первую очередь стремятся превратить собственные технологии в отраслевой стандарт на российском IT-рынке, в то время, как американские корпорации стараются выступать в роли главного доверенного лица власти по вопросам развития рынка. Если иностранные компании проявляют лояльность по отношению к интересам и целям органов власти, то российские - противостоят нецелесообразным для их бизнеса законодательным инициативам. Между тем, все фирмы нацелены на создание благоприятных условий для развития и продажи собственных технологий.
В-третьих, так как GR и лоббизм не имеют законодательного регулирования, в основном взаимодействие с органами власти проходит кулуарно, поэтому среди основных GR-технологий наиболее эффективной с точки зрения влияния следует считать прямое (личное) взаимодействие с чиновниками и выстраивание сети собственных инсайдеров в органах власти. При этом, в отличие от российских IT-компаний, иностранные корпорации часто используют в практике такой GR-инструмент как КСО.
Методологию данного исследования составили такие научные методы как системный, исторический и сравнительный анализы, а также метод экспертного интервью.
В теоретическую базу исследования вошли источники в области стратегического менеджмента. Среди зарубежных авторов – И. Ансофф, А. Томсон, А. Стрикленд, Д. Шендел, К. Хаттек, Г. Минцберг, Дж. Кей, И. Энджел, А. Чандлер, а российских - О.С. Виханский, А.Н. Петров, С.А. Попов, П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Также были рассмотрены научные труды в области GR: Р. Гросса, С., Мака, В.А. Ачкасовой, И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой, Т. Кулаковой, Л. Сморгунова и Л. Тимофеевой, П. Толстых и др.
Основу эмпирической базы составили экспертные интервью с GR-специалистами американских и российских IT-компаний, нормативно-правовые акты, касающиеся отрасли информационных технологий, аналитические обзоры специализированных центров по изучению состояния IТ-рынка, а также материалы из СМИ.
Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения и списка литературы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |