Гражданская оборона: история, современность, перспективы



Скачать 154.96 Kb.
Дата13.05.2018
Размер154.96 Kb.
#17673
ТипЛекции


Вариант лекции на тему:

Гражданская оборона: история, современность, перспективы

История развития российской гражданской обороны
Слайд 2. Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: Развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.



Слайд 3. История гражданской обороны делится на несколько этапов. Еще в годы Первой мировой войны (1914 —1918 гг.) в ходе военных действий начала применяться боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника.

Слайд 4.Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Слайд 5.Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

Территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Были созданы специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.



Слайд 6. Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.


Слайд 7. Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 года Советом народных комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника.

В связи с этим, 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Основными задачами МПВО являлись:

предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

Слайд 8. ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;



Слайд 9. организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;

поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах — участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях —группы самозащиты.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.

Слайд 10. С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) —для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)—для школьников.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха.


Слайд 11. Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО.

Угроза Гитлера уничтожить Москву широко известна. Вот что записал в своем дневнике начальник германского генерального штаба сухопутных сил генерал-полковник Гальдер: «8 июля 1941 года, 17-й день войны непоколебимым решением является сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов». Этой стратегии и тактике поголовного уничтожения и глобальных разрушений должны были противостоять 100-тысячный корпус московской зоны противовоздушной обороны (ПВО) и 650-тысячная "армия" подразделений и формирований местной противовоздушной обороны (МПВО) Москвы.

Во время Великой Отечественной войны, силами отрядов МПВО, (многие из которых несли дежурство на вышковых наблюдательных пунктах и состояли исключительно из женщин-красноармейцев), было предотвращено множество пожаров и разрушений. Благодаря отважным действиям работников МПВО, город получал своевременную информацию о приближении самолетов противника. Это позволяло мирному населению спуститься в бомбоубежища, а зенитным расчетам приготовиться к отражению авианалета.

Воздушное наступление на Москву немецкая авиация начала ровно через месяц после начала войны мощным налетом, в котором участвовало более 200 самолетов. И с этого дня бомбардировки города не прекращались практически до начала декабря.

По данным МПВО, над городом разгрузилось не менее 700 бомбардировщиков. За время налетов на Москву врагу удалось сбросить 1610 фугасных и около 110 тысяч зажигательных бомб.

Пришлось почти по две бомбы на каждый дом. При такой норме, если учесть опыт бомбардировки европейских городов, столица должна была сгореть, понести очень серьезные потери. Однако москвичи – бойцы и командиры МПВО – не дали сжечь родной город.

Слайд 12. К началу налетов в Москве были подготовлены формирования и подразделения МПВО на всех больших и малых предприятиях; в организациях, домоуправлениях несли дежурство, а во время налетов активно действовали различные отряды, команды, дружины, группы самозащиты МВПО, сформированные из рабочих и служащих. Днем они по 10–11 часов работали, ночью становились бойцами и командирами МПВО и сражались с бомбами. Они же строили оборонительные рубежи, дежурили в госпиталях, отдавали свою кровь раненым.

За весь период блокады в Ленинграде сигнал «Воздушная тревога» подавался 649 раз общей продолжительностью 718 часов 20 минут. Сохраняя постоянную боевую готовность, непрерывно выполняя задачу по обеспечению противовоздушной обороны города и его населения, силы МПВО принимали активное участие в планомерно развертываемых в городе восстановительных работах - в этом существенная особенность использования сил и средств МПВО Ленинграда в условиях войны.



Слайд 13. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество бойцы и командиры МПВО Ленинграда были награждены орденами и медалями: 306 человек получили боевые ордена, 449 человек _ боевые медали, 22598 человек - медаль «За оборону Ленинграда», 18000 человек - медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне Советского Союза г. г.».

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что МПВО в годы Великой Отечественной войны постепенно превращалась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, становилась важным элементом обороноспособности государства.


Слайд 14. Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться.

После окончания Второй Мировой войны на мировой арене возникло два сильных государства: СССР и США, началась Холодная война.

Основной чертой Холодной войны стала гонка вооружений. Обе страны разрабатывали различные виды оружия: новую военную технику, оружие (в большей части массового поражения), ракеты, шпионскую технику и т.п. Также была пропагандистская гонка по телевидению и в иных источниках, постоянно велась ожесточённая пропаганда против противника. Гонка была и не только в военной сфере, но и в науке, культуре и спорте. Каждая страна стремилась обогнать другую.

Больше всего обострение политической обстановки вызвали конфликты холодной войны, в особенности Берлинский и Карибский кризисы. Дважды мир находился на грани ядерной войны, которую к огромному счастью удалось предотвратить и разрядить обстановку.

Слайд 15. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Слайд 16. Гражданская оборона СССР 1961 – 1991

Роль и задачи гражданской обороны СССР

С появлением ракетно-ядерного оружия произошли коренные изменения военных доктрин ведущих стран. Изменились взгляды не только на формы вооруженной борьбы, но и на способы и средства защиты как личного состава вооруженных сил, так и всего населения страны. Проблема защиты населения от оружия массового поражения (ОМП) приобрела особую остроту и важность.

В начале шестидесятых годов проблема защиты населения, материальных и культурных ценностей страны по своей значимости вышла на стратегический уровень. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя серьёзно говорить о готовности страны к обороне.

В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне СССР, в котором указывалось, что «гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строится по территориально-производственному принципу».



Слайд 17. В Положении определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация. По расчетам рассредоточение и эвакуация позволяли вывести людей из городов и районов, по которым наиболее вероятно применение ОМП, в загородную зону и сельскую местность и этим самым резко снизить их возможные потери.
Делался расчет на обеспечение убежищами в непосредственной близости от места работы людей, остающихся в городах после эвакуации и рассредоточения населения, т.е. рабочих и служащих, продолжающих работу на предприятиях промышленности, транспорта, энергетики, связи и т.п. В ходе строительства жилых домов в городах предусматривалось наличие в них подвалов. Для защиты сельского населения и эвакуированных горожан от радиоактивных осадков должны были использоваться погреба, хранилища, другие заглубленные сооружения.

Большое значение придавалось накоплению средств индивидуальной защиты: противогазов, респираторов, противопыльных тканевых масок и т.п.

Большое внимание в эти годы уделялось подготовке кадров гражданской обороны. Организуются в курсы гражданской обороны, принимаются меры по их укомплектованию мастерами производственного обучения из числа офицеров запаса и специалистов народного хозяйства, имеющих необходимую общую, военную и методическую подготовку. На базе учебного батальона в Ногинске Московской области были созданы Центральные курсы частей гражданской обороны. Вплоть до 1972 года они занимались переподготовкой офицерского состава гражданской обороны, подготовкой младших офицеров запаса и сержантов.

В целях пополнения офицерских кадров механизированных частей гражданской обороны в марте 1967 года было открыто первое в стране Московское училище Гражданской обороны СССР, подобного которому не было в СССР и за рубежом.



Слайд 18. В этот период становления гражданской обороны воинам её частей и бойцам невоенизированных формирований нередко приходилось вести борьбу с последствиями землетрясений и наводнений, тушить пожары, спасать людей и материальные ценности при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Принимается решение об использовании части невоенизированных формирований в мирное время для проведения спасательных работ и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Эти формирования должны были содержаться в повышенной готовности.

Если содержание и направление развития гражданской обороны на предыдущих этапах определяли в основном военно-стратегические факторы, то на содержание этого этапа решающее влияние оказали внутренние обстоятельства. И в первую очередь, такие события, как авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и Спитакское землетрясение в Армении (1988 г.).

Именно эти трагические катастрофы, принесшие огромные человеческие жертвы и ущерб, исчисляемый миллиардами долларов, заставили по-новому взглянуть на предназначение гражданской обороны в современных условиях.

Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, ее силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях, особенно при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Следует отметить, что в 1986–90 годах одна катастрофа за другой прокатились по стране. Опыт ликвидации последствий этих аварий, катастроф и стихийных бедствий показал, что непременным условием успешного решения проблем ликвидации чрезвычайных ситуаций является опережающее создание систе­мы управления в районе бедствия, крупной аварии или катастрофы, т.е. еще до прибытия основных сил, чтобы обеспечить разведку, прием прибывающих частей, невоенизированных формирований гражданской обороны, спасательных и аварийно-восстановительных формирований, принятие обоснованных решений, своевременная постановка им задач и организованное начало спасательных работ, а в последующем – твердое единое руководство ими.


Слайд 19. МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

До 2012 года министерство возглавлял Шойгу С.К., на данный момент – Пучков В.А.

В этом году МЧС России отмечает двадцатипятилетний юбилей.



Слайд 20. На современном этапе на гражданскую оборону страны возложены следующие задачи:

  1. обучение населения в области гражданской обороны;

  2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  5. проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

  8. Слайд 21. борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  10. санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

  11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  12. срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

  13. срочное захоронение трупов в военное время;

  14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  15. обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.


Слайд 22. История МВПО-ГО Москвы

Годы войны стали суровым испытанием для МПВО Москвы. После начала боевых действий началось развертывание сил и средств, усиливалась противопожарная защита, приводились в готовность медицинские учреждения.

Общая численность личного состава частей и формирований МПВО Москвы составляла около 650 тыс. человек.

Всего в период с 21 июля 1941 год по апрель 1942 года немецкая авиация совершила 141 налет на Москву. В воздушных налетах было задействовано около 8600 самолетов. К городу удалось прорваться лишь 234 самолетам. Силами ПВО было уничтожено 1392 самолета.

Штаб МПВО города располагал 230 постами воздушного наблюдения, которые докладывали о действиях авиации противника в своих секторах.

При объявлении сигнала воздушной тревоги, штабы МПВО районов немедленно докладывали на КП МПВО города сведения о готовности районных сил и средств МПВО.



Слайд 23. Пожарные команды МПВО Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых домов, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека им. В.И. Ленина, комплекс зданий МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и др.

Вражеская авиация редко рисковала появляться в московском небе в светлое время суток. Налеты в большинстве своем совершались ночью. 22 июня 1941 года в столице и в области вводился режим полного затемнения. Москва стала первым в СССР городом, решившим задачу централизованного управления наружным освещением. К началу войны все уличное освещение Москвы отключалось из одного пункта за несколько секунд. Город был защищён от авиаударов противника силами МПВО столицы.



Режим светомаскировки в Москве был снят только 29 апреля 1945 года.

Слайд 24. Правопреемником системы Гражданской обороны Москвы является Главное управление МЧС России по г. Москве. Для обеспечения безопасности населения и территорий Москвы Главное управление имеет в своём подчинении более 100 пожарных частей, Государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», Московскую городскую поисково-спасательную службу в составе 23 поисково-спасательных станций, Государственное учреждение «Московский авиационный центр», Государственную инспекцию по маломерным судам, что насчитывает 161 формирование, а это около 24 000 чел., 2 900 ед. специальной техники. Ежедневно в круглосуточном режиме безопасность москвичей обеспечивают около 4 500 чел. и 2 000 ед. специальной техники.
Слайд 25.

Скачать 154.96 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница