Храм казанской иконы божией матери в орлово проект



Скачать 77.18 Kb.
Дата09.08.2019
Размер77.18 Kb.
#127433
ТипРеферат



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1018»

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ.

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ОРЛОВО

Проект

Выполнил работу:



ученик 7 «М» класса

Никитин Тимофей

Руководитель проекта:



учитель истории и обществознания

Тихенко Людмила Эдуардовна

Москва, 2017 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………4

Глава I. Роль религий в жизни общества ………………………………..6

1.1. Понятие религии ……………………………………………………… .. .6

1.2. История возникновения религии ………………………………………… 7

1.3 Христианство ……………………………………………………………… 7

Глава II. Изучение истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово…………………………………………………………………………… 9


    1. . История создания и разрушения Храма в селе Орлово…………… … ..9

2.2. Биография последнего настоятеля Храма Николая Лаврова в 1910

году………………………………………………………………………….

2.3. Восстановление. Приходская жизнь ……………………………….. 13

2.4. Бутовский полигон… …….…………………………………….……….. 15

2.5 Создание фотокниги ……………………………………………………. 21

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………….



Аннотация к работе

«По святым местам Храм Казанской иконы Божией Матери в Орлово»

Тип работы: проект

Автор работы: Никитин Тимофей, ученик 7 М класса ГБОУ Школа 1018

Руководитель работы: Тихенко Людмила Эдуардовна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школа 1018

Актуальность работы: Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей. Однако, в 1917 году, когда к власти пришли большевики, борьба с религией стала, к сожалению, частью новой идейной программы властей. Русская Православная Церковь была подвергнута гонениям. Наш долг – сохранить и искупить вину наших дедов, их безверие, потому что не имеет будущего тот народ, который не хранит и не передает свои святыни из поколения в поколение.

Цель   проекта: изучение истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово, его разрушения и возрождения.

Задачи проекта:

  1. Собрать и изучить информацию об истории Храма в Орлово

  2. Познакомиться с биографией последнего настоятеля церкви Николая Лаврова

  3. Выявить роль Храма в жизни моих сверстников и их родителей и провести анкетирование среди них, по итогам исследования сделать выводы и провести сравнительный анализ

  4. Воссоздать историческое прошлое Храма и создать видеоматериал и фотокнигу

Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон духовной и, прежде всего, нравственной характеристики человека.

Практическая значимость проекта состоит в том, что, созданная в ходе работы над проектом фотокнига, может в дальнейшем использоваться образовательными организациями и церковно -приходской воскресной школой с целью просвещения подрастающего поколения с историей родных мест.

ВВЕДЕНИЕ

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.


Побывав в этом году на Бутовском полигоне, как его ещё называют "Русская Голгофа, мне запало в душу событие, которое там происходило и возник интерес, удивление, недопонимание…

В этой поездке особенно тронуло меня место расстрела тысяч невинных людей, среди которых был и настоятель нашего храма протоиерей Николай Лавров.

Все это произвело неизгладимое впечатление в сердце, лично для меня, это явилось неким открытием и большим удивлением, никогда не знал, а может просто не задумывался об этом, что так бессердечно расстреливали мирных людей.
Актуальность исследования:

Христианство – одна из самых древних мировых религий. В нашей стране в 1917 году к власти пришли большевики, борьба с религией стала, к сожалению, частью новой идейной программы властей. Русская Православная Церковь была подвергнута гонениям, повсеместно происходили закрытия и разрушения Храмов…



Сегодня в нашем мире вера имеет важное значение. В связи с политическими и экономическими ситуациями, люди переживают одно из сложных времен. Вокруг возникают проблемы, необходимость веры в светлое и чистое усиливается. Поэтому, убежден, что выбранная мною тема в современных условиях, когда люди сталкиваются с проблемами бессердечности, безразличия, падения нравов, особенно актуальна.

Мой проект посвящен истории строительства и трагической судьбе Храма.

Исходя из этого, была определена тема проекта: «По святым местам. Храм Казанской иконы Божией Матери в Орлово»

Практическая значимость проекта состоит в том, что, созданная в ходе работы над проектом фотокнига, может в дальнейшем использоваться образовательными организациями и церковно -приходской воскресной школой с целью просвещения подрастающего поколения с историей родных мест.



Цель проекта:

Изучение истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово, его разрушения и возрождения.



Объект: Храм Казанской иконы Божией Матери в Орлово; общественное мнение

Задачи:

  1. Собрать и изучить информацию об истории Храма в Орлово

  2. Познакомиться с биографией последнего настоятеля церкви Николая Лаврова

  3. Выявить роль Храма в жизни моих сверстников и их родителей и провести анкетирование среди них, по итогам исследования сделать выводы и провести сравнительный анализ

  4. Воссоздать историческое прошлое Храма и создать видеоматериал и фотокнигу

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; интервьюирование, беседы, анкетирование, анализ, сравнени е

Этапы работы:



  1. Выбор темы для проекта, определение цели и задач.

  2. Отбор и анализ литературы

  3. Интервью с настоятелем храма

  4. Знакомство с архивными материалами храма

3) Анкетирование и сравнительный анализ полученных результатов

5) Создание видеоролика об истории храма

6) Создание фотокниги

7) Подготовка к защите проекта

8) Защита проекта

Глава I. Роль религий в жизни общества



    1. Понятие религии

Религия1 — очень сложное и многоплановое явление. Выделяют ее главные элементы. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира. Вера вечно и неизменно пребывает с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.



Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная

деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения.



    1. Возникновение религии

Если говорить, о проблеме возникновения религии, то вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа.

1 . Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками науки, языком у них появились элементы религиозного мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Общепризнано, что мировых религий три: христианство, буддизм и ислам.



    1. Христианство

Христианство — великая мировая религия. Первоначально единая, по мере движения человеческой истории она разделилась на три большие ветви (конфессии): православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, не осталась единой, а имеет свои внутренние подразделения, направления, течения и самостоятельные церкви. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет собой огромный богатый мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

Христианство - это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего, а попробуйте-ка полюбить ваших врагов! Следует быть снисходительными и научиться прощать людям их прегрешения, так как все мы не - не боги и нет среди нас никого, кто был бы без греха. Добро людям надо делать незаметно и совсем не за награду или за тем, чтобы тебя прославляли.

Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образцу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания.

Вероятно, что, роль религии в жизни человека и общества— это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Издавна храмы не создавались как место молитвы.

С тех пор как святой равноапостольный князь Владимир окрестил русский народ, один за другим стали на Руси вырастать храмы. Жизнь россиян теперь немыслима без православных храмов.

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

Сначала для строительства храмов приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились и свои архитекторы и строители, ведь храмов потребовалось так много, что нужно было срочно осваивать новое дело своими силами.

Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже весёлые.

На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками. Но какими бы разнообразными ни казались на первый взгляд православные храмы, все они имеют сходное устроение, сложившееся в глубокой древности.


Глава II. Изучение истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово

2.1. История создания и разрушения Храма в селе Орлово

У этого района богатое историческое прошлое. Его история прослеживается с давних времен: она восходит к XIII веку и тесно связана с именем Александра Невского. Тогда это были его владения. Затем земли перешли к сыну Александра Ярославича - Даниилу Московскому, основателю Московского княжества. Эти земли исстари принадлежали московскому кафедральному Чудову монастырю, имевшему здесь в конце XVI в. свой монастырский двор. Из архивов, взятых у настоятеля храма, я узнал о том, что Орловская вотчина поставляла для монастыря необходимые для пропитания продукты и денежные средства, выручаемые от сдачи крестьянам в аренду вотчинных земель. Монастырские вотчины являлись в древности не только местом, где трудились принадлежащие монастырю крестьяне, но и местом, где эти труженики получали благодатную помощь Божию. Монастырь заботился о духовной жизни своих тружеников.

Следующий XVII век вошёл в русскую историю с особой вехой. Он получил название «смутного времени». Страшное бедствие постигло русскую землю. Несчастье не обошло, церковь была разорена и впоследствии сожжена. В 1698 году в селе Орлово строится новый деревянный храм. Помог монастырю боярин Тихон Никитич Стрешнев, он пожертвовал Чудову монастырю из своей вотчины Узкое храм во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом святителя Николая. И в 1768 году пожар уничтожил Казанскую церковь. В 1769 году прихожане села Орлова и деревни Румянцево, ощущая невозможность жизни без Храма, возводят в короткое время новый деревянный храм во имя святителя Николая. Во время войны с французами в 1812 году Никольский Храм со всем внутренним убранством уцелел, только незначительная часть церковной утвари была ими расхищена. Не были сожжены и дома сельчан и церковного притча.

Но к несчастью, в конце 1851 года Никольская церковь в селе Орлова сгорела. Крестьяне всеми силами пытались спасти свой храм. Были спасены церковная ризница с облачениями, церковная утварь, богослужебные книги, иконы, часть иконостаса.

К XIX веку в селе Орлове числились дворы крестьянские, отличавшиеся добротностью и хорошим состоянием, три ковровых фабрики Епанешниковых. Многочисленные вклады и пожертвования прихожан и благотворителей позволили к 1861 году построить прекрасный каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с тремя престолами (Казанский, Успенский, Никольский).


2.2. Биография последнего настоятеля Храма Николая Лаврова в 1910 году

Изучив статью2 Вайнтрауб Л.Р. «Неизвестные страницы биографии новомученика», узнал следующее:

С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова.

Николай Лавров родился 19 июля 1883 г. в семье потомственных священнослужителей в с. Михайловская слобода Бронницкого уезда. Здесь по благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был открыт один из немногих единоверческих приходов в Московской епархии при старинном храме святого Архистратига Михаила. Должность диакона в этом храме исправлял Яков Гаврилович Лавров. В его большой семье трое сыновей продолжили семейную традицию и стали священнослужителями Русской Православной Церкви. Средний сын, Николай Яковлевич Лавров, после обучения в Донском Духовном училище поступил в Московскую Духовную семинарию, которую закончил в 1904 г. Свою служебную деятельность он начал в церковно-приходской школе московского Сретенского монастыря в должности учителя. После женитьбы на священнической дочери Елизавете Георгиевне Николай Лавров по благословению митрополита Владимира (Богоявленского) в 1906 г. получил рукоположение в священника и место настоятеля в церкви Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) в с. Воскресенском-Саввино Подольского уезда Московской епархии. Здесь, кроме исполнения своих пастырских обязанностей, он продолжал учительствовать в Подзолово-Мавринской земской школе. В с. Воскресенском у Лавровых в 1907 г. родился первенец — дочь Анастасия.

31 июля 1910 г. отец Николай получает новое назначение к Никольской церкви в с. Орлово, расположенное ближе к Москве, чем с. Воскресенское-Саввино (платформа Переделкино (17-я верста) Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Здесь вполне проявились педагогические способности отца Николая Лаврова, ставшего законоучителем в двух церковно-приходских и одной земской школах прихода. Первая церковно-приходская школа была открыта в Орлове. Здесь учились крестьянские мальчики и девочки разного возраста. На средства князей Туркестановых, владельцев усадьбы в Говорове, была основана еще одна церковно-приходская школа, получавшая содержание от Владыки Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского. На средства Московского уездного земства существовало земское училище в дер. Румянцево.

Своим прихожанам молодой священник показывал пример как пастыря, так и простого сельского труженика. По воспоминаниям его сына Сергия Лаврова отец Николай никогда не находился праздным. Он все время что-то делал. Неукоснительно выполняя свои священнические обязанности, он не отказывал в требах никому, помогал словом и делом простым сельским труженикам. С детства он знал, что такое крестьянский календарь, когда нужно приступить к севу, к пахоте, к косьбе. Семейство батюшки состояло из супруги Елизаветы Георгиевны и детей: Анастасии, Сергия, Софии, Серафимы, Раисы и Николая. Семья была дружная, со строгим православным укладом жизни: все были приучены к точному распорядку, помогали друг другу, неукоснительно соблюдались посты. Дом батюшки был всегда открыт для прихожан, приходивших к нему за советом. Со своей стороны, крестьяне часто помогали отцу Николаю и в обработке земли, и лошадьми во время страды. Его сын Сергий вспоминал: «...в домотканном подряснике о. Николай с раннего утра уже был на ногах, с молитвой он успевал всюду. Придут, бывало, к батюшке с требой, а тот в поле пашет, оставит плуг и скорее спешит к болящему с Причастием».

По приглашению владельцев соседнего с. Говорова отец Николай несколько раз в году служил в Рождество-Богородицком храме. Особенно торжественным было богослужение на Духов день, когда отец Николай в сопровождении диакона-псаломщика Василия Дмитриевича Вознесенского и хора певчих с регентом Василием Ивановичем Охапкиным направлялись в соседнее с. Говорово. После богослужения в храме крестным ходом все шли на говоровские озера, где совершался чин водосвятия с чудным пением церковных певчих и детского хора учащихся церковно-приходских школ. По окончании торжества Туркестановы устраивали угощение: на берегу живописного озеpa, на разложенных белоснежных скатертях появлялись праздничные блюда с самоварами. Владыка Трифон часто сам обносил гостей кушаньями и потчевал их. Епископ Трифон полюбил семейство Лавровых и летом навещал их дом в с. Орлово и служил в Никольском храме. Сергий Лавров вспоминал, что Владыка приходил пешком с палочкой в руке и, прощаясь, просил проводить его лишь до околицы.

23 сентября 1937 г. отец Николай был арестован Кунцевским райотделом НКВД в Саларьево и препровожден в местную тюрьму. Отсюда пастырь передал последнюю весточку своим родным через записку к дочери Софии: «Прощайте навсегда. Ваш папочка».

Отца Николая обвиняли как активного «тихоновца», который вел антисоветскую агитацию против проводимых советской властью мероприятий. Следователи приписывали ему руководство «контрреволюционной кулацкой группой с активной контрреволюционной подрывной деятельностью».

По постановлению тройки при УНКВД по Москве и Московской области от 17 октября 1937 г. протоиерей Николай Яковлевич Лавров был приговорен к расстрелу и 21 октября в числе других страдальцев за веру обрел мученическую кончину на Бутовском полигоне. Вместе с отцом Николаем в Бутове расстреляли членов церковного совета Никольской церкви в Орлове Ивана Арефьевича Горькова и Ивана Прокофьевича Дубатова.



Также мне удалось найти информацию о том, что в память о протоирее 27 февраля 2011 года в деревне Говорово Видновского благочиния Московской епархии на стене храма Рождества Пресвятой Богородицы была установлена памятная доска, повествующая о том, что в этом храме вплоть до 1937 года служил протоиерей Николай Лавров.

Мемориальную доску, посвященную последнему в советскую эпоху настоятелю этого храма, освятил в присутствии прихожан и воспитанников воскресной школы нынешний настоятель игумен Мефодий (Илюточкин).3

Долгие годы память о своем отце-мученике благоговейно сохранялась в семье Лавровых. Реабилитации протоиерея Николая Лаврова родные добились во время хрущевской «оттепели» в марте 1956 г. Сын отца Николая — Сергей Николаевич Лавров стал священником Русской Православной Церкви. Он более сорока лет служил настоятелем в сане протоиерея на одном приходе Московской епархии в Покровском храме села Игумново (Покров на Донинке) Раменского благочиния. В 1999 г. праздновали 50 лет служения отца Сергия Лаврова в священном сане. Маститый пастырь почил уже в наши дни, но так и не дождался прославления своего родителя.

Ближайший друг и духовный соратник отца Николая Лаврова настоятель Благовещенской церкви в Федосьине протоиерей Димитрий Иванович Остроумов определением Священного Синода Русской Православной Церкви был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по Московской епархии в лике священномученика. Есть надежда, что милостью Божию, протоиерей Николай Лавров займет свое место в сонме новомучеников и исповедников Российских.4

2.3. Восстановление. Приходская жизнь

После войны Орлово было небольшой деревней. В 1960 году на территории деревни Орлово строится микрорайон «Западный», в котором поселились сотрудники Западной Водопроводной станции.

Весной, 1999 года в селе Орлово, которое ныне находится на территории муниципального округа «Солнцево», в посёлке «Западный», организована православная община возрождающегося храма и названного во имя иконы Казанской Иконы Божьей Матери и изначально храм находился при поликлинике восстановительного лечения в Солнцево. Спустя много лет, получили разрешение на строительство Храма в Орлово, на прежнем месте, где когда то уже стоял Храм….

Благодаря постоянным стараниям настоятеля отца Михаила (Колюпанова) старосты Бориса Чалого, которые вместе с и группой верующих людей, приложили свои усилия, чтобы святыни Казанского храма восстала из небытия.

Вот так началась история нового храма.5

Новая церковь строилась в рамках программы "200 храмов"6 на месте уничтоженного в советское время Казанского храма села Орлова. В ходе строительства приезжал на стройку В. Ресин и сказал: «Сегодня воздвигая на этом месте Казанский собор, восстанавливается история. Очень важно осознавать, что, созидая на этом месте новую святыню, таким образом, возвращается людям то, что у них было отнято насильно и беззаконно».

Проект выполнен в традициях владимирско-суздальской храмовой архитектуры, для которой характерны строгие формы с минимум декоративных деталей, белые стены с узкими окнами и позолоченные луковичные купола. Строился храм из железобетонных конструкций, обложенных кирпичом.

Храм рассчитан на 500 прихожан. Здание храма прямоугольное в плане, трехчастное, четырехстолпное, пятикупольное с тремя абсидами. В подвальной части храма предусмотрены: ризница, подсобные помещения, санузел, венткамера и электрощитовая. На первом этаже расположены алтарь, солея, средняя часть храма, притвор со свечным ящиком.

В двухэтажном доме причта устроены крестильня, трапезная, административные помещения и учебные классы воскресной школы, которую я посещаю вместе с другими ребятами.

Занятия проходят в трёх возрастных группах: малыши от 5 до 11 лет учатся церковному пению, изучают Библию, разучивают молитвы, стихотворения.

Дети от 12 до 16 лет учатся в старшей группе. Здесь они изучают «Закон Божий», учатся читать на церковно-славянском языке, изучают историю Церкви. Вместе с малышами ребята ставят спектакли, которые регулярно проводятся в нашей школе на великие православные праздники.

Во взрослой группе Воскресной школы учатся все желающие прихожане, независимо от возраста. Занятия проводятся после воскресной службы. Читаются следующие учебные дисциплины: «Новый Завет», «История Церкви», «Иконоведение», «Церковно – Славянский язык», «Сектоведение», «Литургика».7



2.4. Бутовский полигон

В этом году 80 лет, с того страшного дня, 21 октября, прихожане храма, Казанской иконы Божией Матери в Орлово, в том числе и я, посетили Бутовский полигон, или "Русскую Голгофу", как его ещё называют. Место расстрела тысяч невинных людей, среди которых был и настоятель нашего храма протоиерей Николай Лавров.8

Мы отправились туда, дабы почтить его память.

Из интернет - источников я узнал, что Бутовский полигон является самым крупным в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессиий ХХ века. Только в период с августа 1937 по октябрь 1938 гг. было убито свыше 20 тысяч человек. Это были простые люди, рабочие, люди искусства и науки, интеллигенция, бывшие военные, иностранцы, государственные и общественные деятели. Более 1000 человек пострадали за православную веру, 332 из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников.


Проходя по аллее памяти, где выбиты на камне имена всех погибших в этот страшный год, то и дело в глаза бросаются надписи "монах", "монахиня", "священник", также на Бутовском полигоне лежат митрополит, архиепископы, епископы, схимонахи, диаконы, старосты, певчие, прихожане и те, кто просто помогал в храме. Также нам рассказали о расстреле тринадцатилетнего мальчика, который украл 2 буханки хлеба, потому что был голодный.

Среди них, на плите от 21 октября выбито имя протоиерея Николая Лаврова. В 1910 году он был назначен настоятелем тогда ещё Никольского храма в селе Орлово. Во время своего пастырского служения он заведовал двумя церковно-приходским школами и одной земской, также служил в приписном храме в соседнем селе. Наступил роковой 1917 год, мирное течение жизни в Орлово закончилось. В 1930 году храм был закрыт, а 23 сентября 1937 года протоиерей Николай был арестован по стандартному в то время обвинению в "антисоветской пропаганде". На допросах он не скрывал своего отрицательного отношения к советской власти. В октябре 1938 года следователь записал его слова: "Я имел в сердце большую горечь в связи с проведением советской властью мероприятий по закрытию храмов, гонению священников и разрушением религии, установленной Богом."

21 октября 1937 года он был расстрелян и погребён в безызвестной общей могиле. Из храма, в котором он служил, вывезли все иконы, обрушили крест, сбросили и разбили колокола.

Сейчас на том месте стоит памятный крест9, как напоминание о тех временах. А рядом воздвигнут храм Казанской иконы Божией Матери.

Как сказал наш Батюшка, что этот день стал особенно памятным для нашего прихода, так как с момента мученической кончины нашего настоятеля прошло ровно 80 лет. Мы собрались на полигоне для того, что бы панихидой почтить память всех невинно убиенных в этот день. Многие не смогли сдержать слез. По признанию прихожан это место особое, оно производит неизгладимое впечатление в сердце, напоминает о тех страшных временах и призывает всегда быть готовым на подвиг и исповедание своей веры.

Лично для меня, это явилось неким открытием и большим удивлением, никогда не знал, а может просто не задумывался об этом, что так бессердечно расстреливали мирных людей. Все происходило по маловерию….



Таким образом, я начал свой проект.

Первым делом я зашёл на сайт10 храма, где изучил статью11 историка Л. Вайнтрауба из которой узнал исторические моменты, создание церквей, их разрушение и восстановление. Жизни прихода в то время, о лихолетье и страшном расстреле мирных людей.

Из исторической справки о храме, любезно предоставленной мне настоятелем отцом Михаилом, стало известно, что в расположенное в жилом массиве современного района «Солнцево» Западного административного округа Москвы село Орлово, где с XVI по XX век располагались храмы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Казанской Пресвятой Богородицы, во имя Святителя Николая. Все они имели трагическую судьбу.

Из статьи историка Л. Вайнтрауба, известно, что каменный храм в с. Орлово возвели на средства фабриканта Епанешникова в 1861 г. вместо сгоревшей в декабре 1851 г. деревянной церкви. Первоначально он был с двумя приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Позже в 1873 г. к нему пристроили трапезную часть, в которой устроили третий придел, посвященный Донской иконе Божией Матери.

С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова.

Причт12 Никольского храма состоял из настоятеля священника Николая Лаврова, диакона на вакансии псаломщика Василия Вознесенского (1910 г.), просвирни Анны Ивановны Рождественской. Должность церковного старосты многие годы исправлял Михаил Васильевич Панков. Рачительный, глубоко верующий и порядочный человек, он всегда помогал батюшке в ведении церковного хозяйства, любил и благоукрашал приходской Никольский храм.

Накануне революционных событий 1917 г. в Никольском приходе состояли 224 двора с населением более 1000 человек. В самом селе Орлове находились 86 дворов.



Октябрьский переворот и первые декреты новой «безбожной» власти нарушили мирное течение жизни в Орлове. Власти закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение Закону Божьему детей, конфисковали церковную землю, лишили священнослужителей и церковный актив гражданских прав, превратив их в «лишенцев». Церковь была лишена права собственности, и Никольский храм с имуществом передали в пользование православной общине верующих «по договору» с местным совдепом и церковным отделом волостной милиции.

Далее стал искать информацию в интернет источниках, где мне удалось узнать некоторые сведения: о месте расстрела, о голгофе, где бессердечно убивали и бросали в ямы людей. Для того, чтобы собрать больше сведений и информации обратился к настоятелю храма Михаилу Колюпанову, где в интервью13 он поведал о некоторых исторических моментах.

Рассказал историю церкви, известную ему.

На мой вопрос, сколько времени ушло на то, чтобы собрать информацию о прошлом Храма и жив ли кто-то из родственников Николая Лаврова, последнего настоятеля церкви, Батюшка ответил:

Цитата: «В 1998 году была возрождена община храма Казанской иконы Божией Матери в бывшей деревне Орлово. Для того, чтобы воссоздать храм на месте разрушенного в годы гонений необходимо было собрать в архивах исторические свидетельства о том, что храм существовал. С этого начался сбор сведений об истории храма. Нам повезло: в то время еще был жив сын о. Николая Лаврова – тоже священник – протоиерей Сергий (почил в 2000 году). Он много рассказывал о своем отце орловским прихожанам, мечтающих о возрождении храма. К сожалению, я его не застал: Святейший Патриарх Алексий назначил меня возглавлять эту общину уже в 2004 году. Я общался с супругой о. Сергия, получил от нее несколько старых фотографий. Сейчас живы внуки о. Николая. Но никто из этих людей уже в живых о. Николая не застал».

В ходе интервью, я выяснил, что сбор исторических данных еще далеко не завершен, работа ведётся и по сей день.

В Смуту храм погиб. И в 1698 году в Орлово был перенесен деревянный храм из усадьбы Узкое (там был построен каменный). Храм в Узком был Казанским, такое же название он сохранил на новом месте. Никольским стал уже каменный храм, построенный в XIX веке.

Побеседовав с ним, мне удалось узнать о семье Николая Лаврова, о сложностях восстановления храма, о жизни прихода сейчас. Предоставил фотографии и историческую справку14 о храме.

Я изучал архивные материалы, читая их, узнавал много нового и интересного о создании церквей, как оказалось, их было три, две деревянные и каменная, от которой, к сожалению, ничего не осталось, даже кирпичика, все было разрушено и сожжено, но известно, 8 лет назад, при исследовании фундамента разрушенной церкви был обретен потемневший от времени настенный металлический крест.15

Из архивных материалов удалось познакомиться с документами16 тех времён, изучая их, окунулся в те времена, с болью в душе, где были: следственное дело Лаврова, среди которого был Ордер на обыск и арест Николая Яковлевича, анкета арестованного, протокол допроса, показания, обвинительное заключение, выписка из протокола и акта, определение военного трибунала военного московского округа. Мне было интересно и вместе с тем, не очень приятно читать их.

Существуют материалы, Чтение Общество любителей духовного просвещения,1882 года,17 в котором описывается внешнее и внутренне убранство, церковная утварь и статьи из официального отдела Московских Церковных ведомостей, 1901 года,18 где упоминается о церкви в Орлово, описание богослужений и архиерейское торжественное освящение церковно-приходской школы, крестный ход.

В ходе проекта, мне захотелось выяснить, какую роль религия занимает в жизни общества, что даёт вера в Бога, в частности моих сверстников и их родителей. Тем самым проанализировать взгляды двух поколений.

Для этого мною была составлена анкета,19 предложенная для заполнения моим сверстникам и их родителям. В учебное время раздал ребятам в своем классе и также в параллели 7 классов, а классных руководителей попросил раздать анкеты родителям на ближайшем родительском собрании.

В анкетировании участвовало 130 респондентов, среди которых 78 учащихся 7-х классов и 52 родителя ГБОУ Школа № 1018.

Результаты опроса показали, что в настоящее время в ГБОУ Школа № 1018 находятся представители разных конфессий: большинство исповедуют «православие» - 87 %. Также «ислам» - 4 %, «католицизм» - 1 % и «другое» - 13 % и 10 % - из них 1 человек ответил атеизм, остальные свои ответы не раскрыли.



На вопрос «С какого возраста, по Вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?» результаты опроса показали примерно одинаковое мнение:

Вопрос

Поколение родителей

Ученики сверстники

Чем раньше, тем лучше

69

53

Никогда

6

9

Затрудняюсь ответить

15

24

Другое

10

14

На вопрос «Как часто Вы посещаете православный храм?» результаты опроса показали:

Вопрос

Поколение родителей

Ученики сверстники

По праздникам

33

26

Еженедельно

6

4

По необходимости

34

32

Другое

27

38

На вопрос «Что, на Ваш взгляд, даёт обществу вера в Бога?» результаты опроса показали:

Вопрос

Поколение родителей

Ученики сверстники

Мир стал добрее и терпимее, появилось больше духовности и гуманности

22

24

Надежду на лучшее и уверенность в завтрашнем дне

29

33

Общество озлобилось

7

6

Затрудняюсь ответить

22

17

Другое

20

19

Из проведённого анкетирования стало ясно, что среди нас в настоящее время большинство исповедуют православную веру, большинство из респондентов считают, что духовно-нравственное воспитание должно начинаться чем раньше, тем лучше, при этом храм посещают только лишь по праздникам и по необходимости, а о значимости веры в Бога, мнения разделились: даёт обществу надежду на лучшее и уверенность в завтрашнем дне и мир стал добрее и терпимее, появилось больше духовности и гуманности, но также, опрашиваемые выразили свою точку зрения по этому вопросу: «Без религии мир был бы таким же»; «ничего»; «Не утомляйте детей этой ересью…, это показное, верите в Бога, верьте молча!»

По результатам опроса мною были составлены диаграммы.20

По итогам моего проекта, на основе собранной информации и фотоматериалов создал фотокнигу и небольшой видеоролик о жизни храма.
2.5. Создание фотокниги

Для создания фотокниги я использовал программу printbook.ru и фотографии, предоставленные отцом Михаилом, настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Орлово с сайта храма21, а также из личного архива.

Надо отметить, что данный вид деятельности является кропотливой, но увлекательной работой. Меня вдохновляла мысль о том, что эта книга позволит многим людям узнать о том, что мы часто видим вокруг себя, одновременно не зная, сколько таинства, радости, боли и горя пришлось пройти тем, кто раньше жил в родных нам местах.

Каждый человек живёт в системе определённых общепринятых ценностей, среди которых важное место занимают семейные ценности. Для меня, церковь и семья - неразделимые понятия, ведь семейная жизнь является религиозно-нравственным установлением. А наше общество и состоит из малых ячеек, из семей, которые должны стремится к нравственным обязательствам и ответственности. Вот поэтому, считаю, создание этой книги, как наглядного примера, возможно, откроет для кого-то новые интересы по данной теме. А для многих прихожан и историю, связанную с нашим храмом.

Заключение

Подводя итоги, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей.

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы мы лучше знали историю своего народа.

Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон духовной и, прежде всего, нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

И хочется закончить словами Паисия Святогорца

«Если человек получил духовную помощь, в детстве, то он снова придет в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт. Если немножко пропитать детей благоговением, страхом Божием, то это будет помогать им всю жизнь. Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из - под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из - под палки, но почувствовать его как необходимость».

Храмы не могут жить без людей!

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог! 

(Николай Мельников. Отрывок из поэмы «Русский крест»).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Список использованной литературы



  1. Архив и историческая справка из храма в Орлово

  2. Статья Л.Р. Вайнтрауба "Неизвестные страницы биографии протоиерея Николая Лаврова (1883-1937)". Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 1 (22). С. 101–110

  3. http://hramorlovo.ru

  4. http://pstgu.ru

  5. https://infourok.ru

  6. http://krotov.info

  7. https://cyberleninka.ru

  8. http://hram-govorovo.ru

  9. http://www.pravoslavie.ru

  10. http://fishki.net

  11. http://martyr.ru

  12. http://www.200hramov.ru

  13. http://journalpp.ru

  14. http://schools.keldysh.ru/

  15. http://religere.ru/

  16. http://mirznanii.com


1 См. http://mirznanii.com


2 См. приложение 2

3 См. http://hram-govorovo.ru

4 См. http://krotov.info

5 См. http://hramorlovo.ru

6 См. http://www.200hramov.ru

7 9 См. http://hramorlovo.ru

8


9 Фото см. приложение 10

10 См. http://hramorlovo.ru

11 См. приложение 2

12 Причт - состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковных служителей (псаломщики и др.).

13 См. приложение 3

14 См.приложение 2

15 См.фото приложение 4

16 См.приложение 5

17 См.приложение 6

18 См.приложение 7

19 См.приложение 8

20 См.приложение 9

21 hramorlovo.ru

Каталог: media -> work -> 11302
work -> Лгк на Юго-Востоке (лгк гбоу московский Химический Лицей 1303)
work -> Исследование " nfc-технологии в школе "
work -> Фортификационные сооружения времен ВОВ на территории западного округа москвы
work -> «Влияние эндогенных кислот на организм человека»
work -> Исследовательской работы
work -> Исследовательская работа по теме: «Миграционная ситуация в Германии в 2015-2016 году. Альтернативные решения»
work -> Проектная работа «Химические вещества и лекарства в домашней аптечке»
work -> Исследование процессов регенерации тканей животных и человека исследовательская работа Работа подготовлена ученицей 8
11302 -> Храм казанской иконы божией матери в орлово проект

Скачать 77.18 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница