Христианское понимание брака



Скачать 131.75 Kb.
Дата09.05.2018
Размер131.75 Kb.


Христианское понимание брака.
Современное состояние института семьи вызывает опасение уже не только у хранителей традиционного уклада семейной жизни, каковыми являются люди церковные, но и государство, в лице своих руководителей ставит перед различными ведомствами задачи по защите семейных ценностей. Статистика показывает, что демографические проблемы менее остры в тех регионах, где сохраняются национально-культурные традиции. Мы ошибемся, если будем объяснять причины проблем в семейной сфере экономическими трудностями. Сокращение населения и распад традиционной семьи происходит и в экономически развитых странах Запада. Вопрос семейного благополучия связан с системой ценностей, в которой живут люди.
В своем выступлении я хочу рассказать о некоторых особенностях библейского понимания брака и семейной жизни, о духовных принципах взаимоотношений мужа и жены в семье.
Очень часто конфликты в семьях, за которыми следуют разводы, своими причинами имеют незнание и нарушение духовных законов семейной жизни, установленных Богом для всех без исключения людей.
Мужчина и женщина перед Богом – Ветхий Завет.
Один из стереотипов, доставшихся нам от советских атеистических времен – мнение, что Церковь гнушается, считает чем-то греховным влечение полов друг к другу. Вопреки распространенному заблуждению, грехопадение не было связано со сферой пола и не заключалось в физиологическом общении между Адамом и Евой.
Напротив, еще в первые века своего бытия Церковь осудила брезгливое отношение к вопросам пола. Одно из Апостольских правил угрожает священникам лишением сана, а мирянам – отлучением от Церкви, если кто из них «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их…»
Действительно, брак дарован Богом человеку еще в раю как единственная и совершенная форма его бытия. Сотворив Адама и Еву в раю, Господь сказал им: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над ... всяким животным" (Быт.1:27-28). Человечеству дается неразрывно связанная с рождением потомства творческая способность соработничества Богу. Именно наполняя, населяя землю, человеческий род может реализовать повеление Божие обладать ею.
Остановим внимание на рассказе о сотворении жены. Это важный момент и, неправильное понимание смысла библейского рассказа ведет к ошибочному восприятию женской природы. Для многих современных женщин неприемлем, существующий в христианской традиции патриархальный принцип главенства мужчины. На самом ли деле Библия дает этому принципу неоспоримое религиозное обоснование? Там ведь черным по белому написано: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16)». Почему женщина обречена на подчиненное положение, неужели Господь создал ее лишь как некое приложение к мужчине, не имеющее самостоятельной ценности, и разве в очах Божиих жена ниже мужа?
В европейской культуре традиционно принято называть женщин «прекрасной половиной человечества». Мужчина, представляя незнакомым людям свою жену, говорит: знакомьтесь – моя вторая половина. Да и само слово «пол» (в смысле: мужской - женский) ясно указывает на его этимологическое родство с однокоренным ему словом «половина».
Но может ли одна половина быть больше другой? Этот вопрос даже звучит как-то странно – ведь половина это по определению результат деления чего-либо пополам, то есть – поровну.
В фильме «Белое солнце пустыни» товарищ Сухов, организовав из гарема Абдуллы первое общежитие освобожденных женщин Востока, написал на куске кумача революционный лозунг: «Долой предрассудки! Женщина, она тоже – человек». И хотя эти слова выглядят комично, но при всей своей наивности, они вполне соответствуют отношению к женщине, которое существует в христианской традиции и имеет основание в тексте Священного Писания: Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их (Быт 5:1-2).
Женщина равна по чести мужчине – прежде всего в силу этого общего для них благословения Божия, полученного при сотворении. Поэтому, любое рассуждение на тему женской неполноценности и мужского превосходства в стиле «курица – не птица» смело можно считать нехристианским и небиблейским.
Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма. В их изложении творческий акт создания жены был представлен чем-то вроде резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Побочным продуктом этого атеистического упрощенного прочтения Священного Писания стали шутки на тему женской «неполноценности», в которых обыгрывалась мысль о том, что женщина сотворена из единственной кости, не содержащей мозга.
Понятно, что ничего общего с христианским вероучением подобная трактовка не имеет. Еврейское слово «цела», употребленное в этом месте Библии, действительно было переведено на европейские языки как «ребро», но в еврейском языке его значение шире и оно может быть переведено как «бок», «сторона», «сущность».

Понять лучше это место в Библии поможет разгадка из русского языка. Есть такое выражение "вопрос ребром", где ребро означает суть чего-то. Значит, Ева была не из конкретного органа или кости, а из человеческой сути Адама.


В первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие. Святой Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: «Творец разделил то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Он разделил».
Христианство утверждает, что жена – действительно половина мужа, причем не в аллегорическом, а в самом прямом значении, потому что в браке таинственным образом восстанавливается единство мужского и женского начала, которое существовало в Адаме до их разделения. Двое становятся одной плотью.
…Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему (Товит 8:6) Слово «помощник» здесь не указывает на второстепенную роль жены, фразу «…сотворим помощника, подобного ему» в еврейском тексте Библии вполне можно перевести так: «…сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Муж и жена, по замыслу Божию, должны были во взаимной любви восполнять бытие друг друга.
Но если все это действительно так, если Церковь учит о равенстве между мужчиной и женщиной, тогда еще более непонятным и несправедливым может показаться определение Божие о подчиненности жены мужу. Напомню это определение: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16)». Однако такое впечатление возникает если упустить из вида одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что определение это прозвучало не при сотворении первых людей, но лишь после их грехопадения. А первая попытка возвыситься в браке над своей Богом данной половиной, как это ни странно, была сделана… самой женщиной.
Библия прямо говорит, что грехопадение первых людей состояло в нарушении единственной запретительной заповеди, которую люди получили в Раю – не вкушать плодов от древа познания добра и зла. И первой нарушила Божий запрет именно жена, поддавшаяся обману змея-искусителя. ( см. Быт 3:1-6).
Вот здесь и начинается печальная история отношений подчиненности в браке. Вкусив запретный плод раньше мужа, не посоветовавшись с ним и единолично приняв решение нарушить заповедь, жена первой попыталась нарушить равенство чести. Она не только поверила клевете змея на Бога, но пожелала возвыситься над мужем и предстать богиней перед тем, от кого произошла человеком. По слову преподобного Ефрема Сирина, она «…из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: той тобою обладати будет».
Подчинение мужу стало для жены горьким, но необходимым лекарством, поскольку Бог не просто наказывает за преступление, но, прежде всего – исцеляет болезнь, врачует повреждение, нанесенное грехом. А поскольку болезнь проявила себя именно в стремлении жены к господству над супругом, Бог и оградил ее от возможных рецидивов этого синдрома властолюбия, вверив ее попечению мужа. И определение – «… той тобою обладати будет» никак не противоречит равенству чести, ничуть не унижает жену и нисколько не возвышает мужа.
Жена захотела быть первой, и поэтому стала второй. Не ущербность природы стала причиной ее подчиненности, а стремление к господству над мужем, которому Господь и поручил ограничивать ее властолюбие, чтобы беречь ее от различных бед, происходящих от жажды власти. Иоанн Златоуст пишет об этом так: «Вначале Я, говорит Господь, создал тебя равночестною мужу и хотел, чтобы ты, будучи одного с ним достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всем творением. Но из-за того, что ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу».
Чем же для мужа стало его первенство наградой, или обязанностью?
Если Сам Бог поручил мужу заботиться о жене и оберегать ее от излишних проявлений самостоятельности, значит и спрос за ее состояние и поведение, в первую очередь – с него. И то, что в современном мире женщины во многом потеснили мужчин, является всего лишь признанием печального факта: мужчина потихоньку перестает соответствовать задаче, возложенной на него Богом, перестает быть для жены главой и уступает ей в семье и в обществе место, которое должен был занимать сам.
Господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе не было наградой – ну за что можно награждать того, кто и сам согрешил? Это, скорее – тяжкая обязанность, необходимость принимать в семье решения и нести бремя ответственности не только за себя самого, но и за свою любимую половинку.
Что говорит о браке Новый Завет?
Главная заповедь, о которой говорит Библия: возлюби Бога и ближнего. Для практического освоения этой тяжелой науки мужу была дана жена, чтобы через любовь друг к другу вырастать до любви к Богу.
В В.З. много раз отношения избранного народа израильского и Бога уподобляются отношениям невесты и Жениха. Само слово Завет употребляется как синоним «брачного» союза.
Именно в терминах брачной верности и прелюбодеяния описываются верность Израиля своему Богу и неоднократные его отступления от этой верности в поклонение языческим богам. Так пророк Иеремия говорит от лица Бога об отношениях Израиля с Всевышним: «Забывает ли девица украшение свое и невеста - наряд свой? а народ Мой забыл Меня... говоришь: «так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила»... А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь...» (Иер. 2, 32; 35; 3, 1; 6- 9).

Событие Рождества Христова – начало новой эры. Через пришествие Бога на землю для людей открываются новые возможности Богообщения в Церкви Христовой.


Если в В.З. о браке Израиля с Господом говорится еще в основном в терминах телесной чистоты и телесной верности: служение истинному Богу есть честное супружество, а поклонение «камню и дереву», то есть языческим богам, есть супружеская измена, - то брак Христа и Церкви в Новом Завете описывается с большим акцентом на духовной его стороне, на тайне полного единства, достигаемого в этом союзе. Сами слова, которыми благословлен брак (Быт. 2, 24), апостол Павел относит, прежде всего, ко Христу и Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5,31-32).
Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22 - 25).
Здесь идет речь о высоком взаимном служении супругов для спасения в вечности через достижение христианского совершенства.
Каким же образом выполняет брак и основанная на нем семья это свое предназначение быть путем нравственного и духовного совершенствования? Прежде всего, такое совершенствование невозможно без адекватного самопознания, прежде чем исправлять себя, необходимо трезво и ясно видеть в себе то, что нуждается в исправлении. Наиболее глубоко человек проявляет себя во взаимодействии с внешним миром. Только отражаясь в своих делах и поступках, человек может действительно себя познавать. Без этого он всегда будет иметь дело не с собою реальным, а со своим представлением о себе.
Перед чужими ему людьми человек вольно или невольно прячет свою внутреннюю сущность вольно или невольно «играет роль». «На людях» человек всегда делает поправку на то, что о нем подумают, а потому стыдится как раз наиболее искренних своих порывов - как добрых, так и дурных, он делает оглядку на голос общественного мнения и поэтому - не проявляется по-настоящему.
Только в привычной, домашней среде, среди «своих», человек делает шаг к самому себе: здесь он открывает и для родных, и для себя сокровенные глубины собственной души, здесь находит непосредственный выход его любовь и нежность, его забота о ближнем, его искреннее самопожертвование, но здесь начинают выливаться наружу и таящиеся в человеке пороки. В этом отношении обстановка семьи - необходимый момент для познания себя. Не случайно, что человек часто боится долго оставаться в такой «домашней» среде, это делается ему «тяжело». Сознательно или бессознательно убегая от нее, мы всем интересуемся, всем развлекаемся, лишь бы уйти от условий, содействующих познанию себя.
В семье человек не прячет своего состояния, его действие максимально, насколько это возможно искренны: то доброе, что он делает в семье, он делает «от души» и для себя, но зато и если есть что темное на душе, - он изольет, не постыдится выявить это свое темное греховное состояние в слове или действии.
Для христианского сознания именно это свойство семейной жизни представляется весьма важным и полезным, причем, прежде всего, речь идет о выявлении темных, греховных наклонностей человека. Важно то, что в семье скрытый греховный мир предельно легко обнаруживается и перед близкими, и перед ним самим. Таким образом, человек внимательный к своему спасению, в условиях семьи легче себе уясняет, что в нем греховного и что отделяет нас друг от друга.
Брак способен во всей полноте открыть человеку глубину его личности - как сокровенные бесконечные глубины любви, так и всю скрытую меру греховной испорченности.
Без установления верного диагноза невозможно правильное лечение и исцеление. В этом смысле брак имеет великое значение в деле исцеления больных грехом человеческих душ.
Приведу в качестве примера одну пагубную, проявляемую в семейной жизни страсть и противоположную ей добродетель: гордость и смирение.
Само вступление в брак - шаг смирения. "Ты мне нужна, - говорит муж жене, - я не самодостаточен". Это согласие на добровольную зависимость от другого и признание своей неполноты. И затем тихая и неприметная сила смирения работает на отношения. В свою очередь, хороший брак помогает этой силе расти. Брак - это как один долгий урок смирения. Где еще можно так прямо и зримо столкнуться с собственным эгоизмом и увидеть свою трагическую неспособность любить? И в браке от таких болезненных столкновений никуда не убежишь и о них не забудешь: другой человек, вольно или невольно, напоминает тебе о них постоянно.
Гордость вынуждает человека отстаивать свою значимость и доказывать свое совершенство, а супруги мастерски замечают недостатки друг друга. Так возникает борьба обвинений - чтобы мне не было больно от моего несовершенства, я обвиняю другого. Но это тупик для отношений.
Если же человек реалистично принимает себя, он знает свои ошибки и недостатки, готов их признать и снисходительнее относится к недостаткам другого. Это упраздняет многие бесплодные сражения супругов, позволяет решать конфликты, мириться и плодотворно сотрудничать. Кроме того, смиренный способен ценить и уважать, да и просто замечать другого. И наконец, ему легче прощать. Так, даже после глубокого краха отношений (скажем, после измены) восстановление разрушенного может начаться только со смирения с обеих сторон.
Показательны результаты одного исследования 70-ти пар: чем выше человек оценивает смирение своего супруга или супруги, тем больше он доволен своим браком.
Выше уже говорилось, что после грехопадения Бог возложил на мужчину бремя ответственности за семью, послушание быть главой, принимать решения. Взгляд на многие современные семьи дает понять, что мужья все больше утрачивают такую способность. Инфантильность — болезнь многих современных семей, имеющая довольно тяжелые последствия. Они существовали всегда — взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время — время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В чем причины инфантилизма?
Подлинное супружество немыслимо без ответственности, обязанности отвечать за свои поступки. Ответить — дать ответ, отозваться, отчитаться за свою деятельность. Необходимость ответить всегда предполагает наличие вопрошающего. Для верующего человека вопрошающий — это Господь, и этим определяются все дальнейшие действия мужчины. Главная миссия мужчины в этом мире — быть ответственным за тех, кого он ведет за собой, быть главой, отвечающим за всех перед лицом высшей инстанции.
Для человека, не живущего духовной жизнью, в качестве «вопрошающего» выступает окружающая его общность людей, перед лицом которых он живет, сознавая, что ему позволено, а что — нет.
А теперь давайте на секунду представим, что этой вопрошающей инстанции нет. Если ее нет, то мужчина остается без смысла жизни: вместо деятельности ради кого-то (семьи, детей) остаются неведомые внутренние потребности, влечения. Особенно это происходит сейчас, когда реклама провоцирует появление огромного числа извращенных потребностей, которые раньше человеку и в голову не могли прийти. Спектр таких наведенных потребностей расширяется с каждым днем — соответственно продолжает размываться заложенный от рождения внутренний духовный статус мужчин, и сегодня мы уже можем говорить о его отсутствии у многих представителей сильного пола.
Инфантилизм проявляется, например, в поведении алкоголика: он ведет себя абсолютно как ребенок: ни за что не отвечает, не способен ни на какое принятие решений. Менее очевидный пример: вроде бы сильный, брутальный, но изменяющий жене, меняющий женщин субъект. Он страдает той же незрелостью. Неумение устанавливать близкие отношения с одним человеком, постоянный поиск новых партнеров — яркий признак инфантильности.
Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Конечно, все эти неправильные модели отношений закладываются с детства. Очень важно иметь духовную мудрость, чтобы правильно воспитывать будущих мужей. Без восстановления иерархии в семье это в принципе невозможно. Первым воспитательным моментом для жены является следующий принцип: она должна возвышать отца перед детьми: ночью, в кладовке, можно его даже и поколотить, но перед детьми он должен оставаться самым умным, самым красивым, самым любимым, самым сильным. А в современной семье соревнуются: кто умнее, кто главнее, кто успешнее, что как раз разрушает семейную иерархию.
Подлинное, христианское понимание любви – это всегда служение другому, жертвенность. Инфантилизм не подразумевает любви — это есть воплощенное самолюбие.
Подведем итог. Радость и переживание полноты и гармонии в семейной жизни всегда связаны с внутренней духовной работой над собой обоих супругов. Направление, в котором необходимо двигаться задано нам нашим Создателем, Отцом Небесным. Будем внимать Его закону, просить Его помощи, в единении с Ним находить неисчерпаемый источник любви, тогда наши семьи исполнят главную задачу – приготовят нас к жизни вечной.
Каталог: files -> 2014
2014 -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению
2014 -> Восстановление и повышение работоспособности в тренировочном процессе лыжников–гонщиков
2014 -> Техническое задание по оборудованию и эксплуатации используемых на платной основе парковок
2014 -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению амнестического синдрома, вызванного употреблением психоактивных веществ
2014 -> Справочный материал к Отчету исполнительных органов
2014 -> Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040129 «Урология» Москва 2001
2014 -> Руководство по подключение к конференции Для просмотра трансляции необходимо подключение к сети Интернет на скорости не менее 1 Мбит/с. Эти данные можно узнать, пройдя по адресу сайта
2014 -> Сборник научных статей кафедры журналистики Нижний Новгород, 2014 ббк 76. 0


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница