Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на народных традициях – один из основных аспектов духовно – нравственного развития личности



Дата11.10.2018
Размер66.8 Kb.
#55374

Шульженко Л.В.

МДОУ № 12 г. Алексеевки

Белгородской области

музыкальный руководитель

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на народных традициях – один из основных аспектов духовно – нравственного развития личности

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны и резко снизили воспитательное воздействие русской культуры, искусства и образование, как важнейших факторов формирования нравственности и высокой морали. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания нравственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Важнейшей идейно-нравственной и эстетической задачей современной культурно – образовательной политики нашего государства является приобщение людей к основам русской национальной культуры с раннего возраста. Об этом говорил в своём послании и президент В.В. Путин: «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной универсальности, как основы для осознания себя частью своего народа, этноса и – одновременно – человека мира, как естественной «почвенной» среды для духовно-нравственного развития человека, гармонизации его отношений в системе «человек – семья – природа – общество», как эффективного средства для масштабного диалога не только в своей стране, но и между отдельными странами, и внутри всего мирового сообщества».

Характерной приметой нашего времени стал небывалый рост интереса к прошлому. Сегодня, как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания. Повернуться лицом к кладези народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля в защите и восстановлении. Для того, чтобы традиции прижились и укоренились, нужны века. Становление и развитие человека как личности неразрывно связано с сохранением в нем национально-самобытного лица. В этой связи хочется напомнить тот факт, что в истории не только отечественной, но и мировой культуры, на века остаются те деятели, чьё творчество неразрывно связано с национальным традициями. В России это Пушкин, Глинка, Бородин, Мусоргский, Достоевский, Толстой и другие.

Родина – это все мы, народ. И мы должны чтить, помнить, сохранять народные традиции и приобщать к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. С уверенностью могу сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам национальной культуры и, в первую очередь, к местному фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально – эстетического и нравственного воспитания детей.

С давних времён у русского народа был обычай: как заканчивались осенние работы в садах, полях и огородах, устраивали весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных мест. На ярмарках продают и покупают, и чего там только нет? Полным-полно всякого товару! Ещё там устраивались смешные конкурсы. Люди ходили на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, встретиться со знакомыми. На ярмарке все любят скоморохов, коробейников. Сколько радости в глазах у детей, когда они раздают гостям угощение. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Народные игры незаменимы на зимних святках. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию («Пошла коза по лесу», «Ходи, ходи, хоровод», «С лентой»). С играми встречали и провожали Масленицу, зазывали весну, закликали птиц, сжигали чучело, чтобы ушло всё плохое, а хорошее осталось. «ПАСХА» - исконно русский православный праздник, он был полностью пропитан русскими песнями, танцами, играми. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре на детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание, чувство слаженной игры в оркестре. Все праздники не перечесть, но особенно любят дети летом проводить праздник Русской берёзки – «Троица». Это большой христианский праздник. Троицын день старались отметить не в доме, а в саду, в лесу, поле. В этот день хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы завивали лентами ветки берёзы, загадывали желание, водили хороводы, ведь этот праздник считался девичьим праздником. А мы проводим его на участке детского сада, украшаем берёзку лентами, платочками, проводим обряд кумления, дарим друг другу подарки. Заводим хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год. Дети чувствуют себя раскрепощено, весело играют, танцуют, водят хороводы. Вы вслушайтесь только в эти ласковые, душу трогающие слова.

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную!

Ну, а песни русские такие, что охота подпевать

Сколько песен у России никому не сосчитать

А слова её простые душу трогают до слез

Столько песен у России! Сколько в рощицах берез!

«Земелюшка-чернозём», «Во поле берёза стояла», «Травушка муравушка», а особенно любимы песни с расписными ложками. Рассказываю детям, что эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память. Народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению. Чем же привлекает нас народная песня? Простотой построения мелодии, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором.

Привязанность к родным местам – стержневое свойство патриотизма. Люди, любящие родную природу, слагающие о ней песни, любят свою Родину. Я, как музыкальный руководитель, автор стихов и песен о родном крае, о Белогорье, о любви к Богу, о красоте окружающей природы, стараюсь передать эти знания детям в виде разучивания и исполнения авторских песен, которые всегда являются изюминкой любого музыкального праздника или развлечения. Под влиянием любви к окружающей природе, к народным и православным традициям формируется и ценностное отношение к Отечеству, верность и преданность ему и обычаям своего народа, сочувствие к несчастьям родины, необходимость помочь ей в беде.

Воспитанию любви к Родине, родной земле у разных народов отводилась решающая роль в духовно-нравственном совершенствовании личности, а также в достижении национального единства. Овладев языком родной культуры и только после этого полюбив ее, мы невольно начинаем ценить и уважать носителей и хранителей этой культуры, то есть старшее поколение, своих отцов и дедов, а значит и самих себя. Тогда формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины. Важным качеством духовно-богатой личности является творческая, созидательная деятельность. Этот принцип лежит в основе традиционной народной культуры. Мы видим, как все стороны жизни человека наполнялись играми, обрядами, ритуалами, песнями, плясками, в которых каждый был не пассивным созерцателем, а участником. Знание и владение этими формами жизни свидетельствуют о высоком уровне культуры народа.

Доктор философских наук, профессор Б.Бессонов сказал: «Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Вот почему мы должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и танцы, художественные ремесла, и старую живопись, и архитектуру. Мы должны хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, о тех, кто боролся за свободу и за счастье нашего народа. Ибо Родина – это не только день сегодняшний, но наши корни, питавшие и питающие нас. И эти корни – славная история и культура нашего народа – питают не только настоящее, но и будущее».

Литература:

1. Веретенников И.И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края», Белгород: Изд.дом «В.Шаповалов», 2000г.- 216 с.

2. Жиров М.С.«Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры», Белгород: Изд-во БелГУ , 2003г., 312с.

3. Мещеряков Д.М. «Жизненное пространство русского этноса», Белгород: Изд-во БГТУ им.Шухова, 2006 г. – 390 с.

4. Л.В.Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. - М.: Гманит. Изд. Ценрт «ВЛАДОС», 2004.



5. «Фольклор – музыка – театр: Программ.- метод. пособие. - М.: Гманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001
Каталог: upload -> information system 18
information system 18 -> «Исчезнувшие деревни Оренбургской области» Третьякова Нина Анатольевна, учитель географии высшей кв кат., Мобу
information system 18 -> Московский государственный технологический
information system 18 -> Погребная В. В. практический психолог
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> Классный час «Стаханов наш город, наша история, наши герои!»
information system 18 -> Профилактика профессионального выгорания педагогов образовательного учреждения средствами цветотерапии И. В. Адигамова, мбудо дпц
information system 18 -> Экологический проект «Живи, родник». Территория: Оренбургская область, Илекский район, село Мухраново. Участники проекта
information system 18 -> С позиций цивилизационного подхода (проблемно-модульное обучение в условиях компетентностно-ориентированной дидактики) республика карелия
information system 18 -> Министерство высшего образования Р


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница