I. Становление и развитие государства и права Абхазии до ХХ века



страница1/14
Дата01.12.2017
Размер2.86 Mb.
#742
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие……..…………………………………..………………….3

Глава I. Становление и развитие государства и права Абхазии

до ХХ века……………………….…………….………………..............9

§1. Абхазское государство и правовые обычаи абхазов

под влиянием Византии ……………………………………….……...9

§2. Абхазия в условиях турецкого султаната (XVI – начало XIX вв.): предпосылки для вхождения Абхазии в состав Российской империи……..…………………………………………………………..33

§3. Государство и право Абхазии в составе

Российской империи…………………….………………………….…85

Глава II. Развитие государства и права Абхазии

в XX-XXI вв……………………………………………......................105

§1. Правовой статус абхазского государства в годы революционных преобразований 1917-1921 гг. и образование Абхазской Советской Социалистической Республики…….…..105

§2. Государство и право Абхазии в составе СССР.…………...129

§3. Проблемы суверенности Абхазского государства и права

в постсоветский период………………………………………….....153

§4. Восстановление самостоятельного государства и права Абхазии на современном этапе …………………….…………….178

Заключение…………………………………………………………...213

Список использованной литературы………………………….….220

Приложения………………….………………………………………..249



Предисловие
В последнее время абхазское государство и право вызывают чрезвычайный научный и общественный интерес, что определяется, прежде всего, политико-правовыми условиями, сложившимися в связи с утверждением государственного суверенитета Абхазии и требует правового обоснования этого явления, имеющего глубокие исторические корни.

Укрепление самостоятельности абхазского государства и совершенствование его правовых основ с учетом геополитических, исторических и культурных особенностей данного региона нуждается в консолидации усилий не только со стороны политических деятелей, но прежде всего правоведов, историков, политологов, экономистов и др.

Несомненное влияние на этот процесс оказывают государственно-правовые отношения с Российской Федерацией, а также другими, признавшими независимый статус республики, государствами. Эти отношения также требуют своего научного обоснования.

Анализ становления и развития самостоятельного абхазского государства и права вызывает необходимость глубокого научного осмысления государства и права Абхазии, особенно в период утверждения суверенного статуса республики.

В совокупности это позволит определить приоритетные задачи, главные принципы и векторы развития абхазского государства, его органов власти и системы абхазского права с целью укрепления независимого политико-правового статуса республики и утверждения Абхазии как полноправного члена международного сообщества и субъекта международного права.

Хронологические рамки исследования охватывают период с VIII в. и по настоящее время. Начальный этап обусловлен тем, что именно в VIII в. на территории Абхазии завершилось формирование независимого государственного образования – Абхазского царства, объединившего не только разрозненные до этого территории абхазских племен, но также и некоторые территории соседних государственных образований. Исследование отдельных аспектов государства и права Абхазии потребовало определенных отступлений от указанных рамок в интересах полноценного и всестороннего анализа формирования и функционирования государства и права Абхазии.

Работы, связанные с проблематикой настоящего исследования, можно разделить на три группы: первые посвящены теоретическим аспектам суверенитета в современном мире и права наций на самоопределение, вторые – вопросам правового положения Абхазии на различных этапах формирования государственности, третьи – особенностям развития абхазского права.

Существенное влияние на подготовку настоящей работы оказали исследования, затрагивающие проблемы суверенитета и самоопределения этноса (нации, народа), которые получили свое отображение в работах зарубежных и отечественных исследователей – Б. Андерсона, О. Бауэра, Т.В. Вильсона, Г.Геллера, Ю. М. Колосова, И.Д.Левина, В.И.Ленина, Г.Н.Манова, М.Ориу, Д.Д. Остапенко, Н.И. Палиенко, В.Г. Пахомова, Ю. А. Решетова, Ю.Г.Судницына, Р.А. Тузмухамедова, Г.И.Тункина, Н. А. Ушакова, И. А. Умновой, Б.С.Эбзеева, В.С.Шевцова, и др.1

Генезис и эволюция абхазской государственности отражены в исследованиях Н.Акаба, А.Т.Ачугба, И. Н. Барциц, И.В.Бжинава, Д.Дарчиашвили, И.А.Джавахашвили, Г.Кецбая, Н.В.Квициния, И.Р.Марыхуба, Г.А.Миликишвили, Б.Е. Сагария, И.Н.Сургуладзе, К.Туманова, Д.Хьюита, Т.М. Шамба и др.2 Проблемам становления национальной государственности народов Кавказа посвящены работы С.Э.Эбзеевой, Т.П.Хлыниной, Н.Ф.Бугай, И.М. Некрасовой, Х.Киреева, Д.С.Кокорхоевой и др. 3

Вопросы становления и развития системы права Абхазии были исследованы И.Н.Барциц, С.Р. Бутба, Р.С.Джинджолия, А.Ж. Аджинджал Л.Л. Кавшбая, Ф.Г. Камкия, и др. 4

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по общим вопросам права и государства, проблемам суверенитета и права нации на самоопределение, а также исследования в области философии, истории, политологии, социологии, экономики, международному публичному праву и другим отраслям знаний: С. С. Алексеева, Т.Б.Анисимова, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, А. Б. Венгерова, Н. А. Власенко, В. Н. Карташова, С. И. Кузьмина, В. В. Лазарева, Д.Ллойда, Е. А. Лукашевой, А. В. Малько, М.Н. Марченко, Л.А. Морозовой, В.С. Нерсесянца, Т. Н. Радько, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова К.Шмитта и др.5

Большое содействие в исследовании эволюции государства и права Абхазии оказали труды ученых-историков: И.Ш.Агрба, Г.А. Амичба, Ю.Д. Анчабадзе, С.М. Ашхацава, С. Басария, О. Х. Бгажба, Н. Воробьева, О.Н. Дамениа, Г.А. Дзидзария, С.З. Лакоба, Ш.Д. Инал-ипа, С.М. Шамба и др. 6

Эмпирическую базу исследования составили историко-правовые документы, охватывающие временной промежуток с VIII в. до современного этапа развития абхазской государственности, данные архивов, а также опубликованные в Абхазии за последнее десятилетие сборники архивных документов, документы, отражающие эволюцию государственности Республики Абхазия.

В исследовании широко использована нормативно-правовая база Республики Абхазия и Российской Федерации, а также договоры, заключенные между Республикой Абхазия, Российской Федерацией и другими странами, признавшими независимый статус Абхазии.

Представленное исследование – первый комплексный анализ государства и права Абхазии на различных исторических этапах их формирования и развития – начиная с VIII в., когда на Южном Кавказе возникло независимое государство – Абхазское царство и заканчивая современным государством Республики Абхазия как самостоятельного и признанного рядом государств-членов ООН политико-правового образования с собственной системой права.

Глава I

Становление и развитие государства и права

Абхазии до ХХ века

§1. Абхазское государство и правовые обычаи

абхазов под влиянием Византии

Абхазская государственность миновала в своем развитии несколько периодов. Исходя из особенностей политико-правового положения Абхазии как вне государственно-правового влияния России, так и после включения Абхазского княжества в состав Российской империи (до революционных преобразований ХХ века), мы предлагаем следующую периодизацию этапов абхазского государства и права:



  1. VIII – X вв. – Абхазия в сфере влияния античных государств; формирование независимого абхазского государства и права; суверенное Абхазское царство;

  2. X – XVIII вв. – Абхазия в составе объединенного Абхазо-картлийского царства; государство и право Абхазии под влиянием итальянских республик и Османской порты;

  3. XVIII – начало XIX вв. – восстановление независимого политико-правового статуса Абхазии (Абхазского княжества);

  4. 1810-1864 гг. – автономное Абхазское княжество и его система права в сфере российского влияния;

  5. 1864 -1917 гг. – упразднение абхазской государственности, введение системы управления России.

Предложенная периодизация будет взята за основу при изложении историко-правового материала, способствующего наиболее полному и всестороннему анализу государства и права Абхазии и необходимого для достижения поставленных перед нами целей и задач.

Абхазия – страна с богатой историей, народ которой, несмотря на сменявшиеся колонизации, сумел сохранить свою самобытность и стремление к самостоятельности.

Коренное население Абхазии – абхазы7 (самоназвание апсуаа8) принадлежат к абхазо-адыгской языковой группе. Язык - это основа летописи многовековой истории народа. Она несёт в себе информацию о всевозможных сферах жизнедеятельности народа, о его связях с другими народами, об истоках государства и права абхазов. Абхазский язык является одним из древнейших языков мира. Он вместе с другими близкродственными языками (абазинский, убыхский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует западнокавказскую (абхазо-адыгскую) языковую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.9

Абхазо-адыгская группа языков по своему происхождению родственна восточнокавказским языкам (вайнахскому и дагестанскому). Обе эти группы образуют единую кавказскую семью языков.

О древних предках абхазов свидетельствуют ассирийские источники 2 тысячелетия до н.э.10

Топоним «Абхазия» проник в русский язык от грузинских наименований «Абазгия» и «абазги» - раннеабхазские племена, населявшие территорию современной Абхазии со II века до н. э.11

В течение длительного времени (до второй половины XIX в.) в иностранных источниках Абхазия, как самостоятельное образование, именовалась «Абаза», в России «Абеза» («Обез»),12 но постепенно эти экзонимы были вытеснены, производным от грузинского «Апхазети», русским топонимом «Абхазия». Так, уже под влиянием русского языка, это название проникло в большинство языков мира (англ. Abkhazia, фр. Abkhazie, нем. Abchasien).

Абхазское название «Апсны» включает корень – «апсуаа» и суффикс «ны» и переводится на русский язык как «страна апсов» или «страна души»,13 что также подчеркивает наличие собственной государственности.

Заметное влияние в истории Абхазии оставили цивилизации древнего мира, эллинов и римлян. Их традиции оказали воздействие на оформление правовых обычаев древних абхазов.14

В I в. до н.э. Абхазия входила в состав Понтийского царства, возглавляемого Митридатом VI Евпатором.

Позднее, во второй половине I в. н.э., сначала в возникшем на месте Диоскурии Себастополисе, а затем и в других городах Причерноморья укрепились римляне.

В VI в. раннеклассовые образования – Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия входили в состав Византийской империи. Являясь колонией Византийской империи, Абхазия долгое время жила по законам императора Юстиниана. Племенные группы – абасги, апсилы, саниги и миссимиане, сформировали этническое ядро абхазцев, вели в дальнейшем упорную борьбу против захватнических устремлений Рима и Византии.

Первые попытки освобождения от колониальной зависимости, увенчавшиеся успехом, были предприняты в VIII в. Эта борьба завершилась созданием в VIII – X вв. на территории современной Абхазии суверенного государства с собственной правовой системой – Абхазское царство, простиравшегося от совр. г. Туапсе до Сурамского перевала и управляемого абхазскими царями.15

C XI по XII век Абхазия являлась частью объединенного абхазо-картлийского царства, называемого некоторыми авторами «грузинским царством». Такая постановка вопроса, на наш взгляд, ошибочна - «грузинского» этноса на тот момент не было.16 Территорию современной Грузии в тот период населяли представители разных народов – картлийцы, кахетинцы, мингрелы, гурийцы, лазы, сваны и др. Как пишет профессор Т.М.Шамба, «терминами «Грузия» и «грузины» сами жители Закавказья до ХХ века не пользовались, поскольку каждый из них имел свою принадлежность к конкретному племени и народности…».17

В XII в. Абхазия стала объектом политико-экономического влияния средневековых итальянских республик – Венеции и Генуи, сыгравших определенную роль в вовлечении местного населения к торговле и культуре. Во многих приморских городах возникли генуэзские фактории.

В XV в. Абхазия попала под протекторат Османской империи, продолжавшийся около 300 лет. В страну проник ислам.

В сложившихся условиях покровительство России могло защитить самостоятельность Абхазии.

Но этот процесс завершился очередной колонизацией Абхазии, теперь уже проводимой русским правительством.

На протяжении многих веков отношения внутри абхазской общины регламентировались нормами обычного права, которые являлись надежным регулятором в области гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных правоотношений.

Установление русской системы управления, начавшееся сразу после окончания кавказской войны, упразднило систему абхазского судопроизводства и ограничило использование норм обычного права в судебной практике.

Итак, генезис государства и права Абхазии начался в глубокой древности под влиянием античной цивилизации, а также турецкого и русского господства и политико-правовой культуры.

Античная история Абхазии свидетельствует о том, что абхазы издревле населяли Западное Закавказье.18 Согласно историческим данным, формирование абхазского этноса начинается во II-I тысячелетии до н.э. и заканчивается в VII – начале VIII в. н.э.19 Большое влияние на формирование государства и права абхазов оказало греческое, римское, византийское владычество, охватывающие временной промежуток с VI века до н.э. по VIII в.н.э.

Некоторые авторы на основе греческих источников утверждают о наличии собственной государственности и системы правовых обычаев у древних абхазских племен еще до греческой экспансии в VI в. до н.э.20 Однако возникновение государственности в Абхазии традиционно связывают с влиянием греческих переселенцев.

Начало государственного строительства в этом регионе, называвшемся в древности Колхидой, согласно источникам в VI в. до н.э. было положено выходцами из Милета, когда были образованы первые колонии на землях древнеабхазских племен гениохов.21 Благодаря выгодному географическому расположению, милетцы вели торговлю в Средиземном и Черном морях.

Причерноморские территории в Колхиде представляли собой в определенной степени независимые от греческих полисов государственные образования, хотя они уже были фактически колониями метрополий. Население этих колоний становилось полноправными гражданами новых политических образований (например, Гиеноса, Диоскуриады и др.) и полностью утрачивало гражданский статус по отношению к населению полисов, которое основало эти поселения в Абхазии. 22 На колонизированных территориях Колхиды создавалось сходное с метрополией (т.е. колониальным полисом) управление обществом.

После переселения милетцев часть древней Абхазии была названа ими Гениохия, а коренные жители — «гениохи». Скилак Кариандский (IV в до н.э.), Гекатей из Милета (VI в. до н.э.) и др. дают описание племен, проживавших в тот период на территории Абхазии.23 Позднее историки уже говорят об абхазских племенах под названием апсилы, абазги, саниги и мисимиане. Считается, что эти племена образовали племенные союзы. На юго-востоке доминировали апсилы, на северо-западе – абазги, занимавшие вместе почти все приморье Колхиды (Абхазии).

Каждый племенной союз возглавлялся царем. Органом всеобщего представительства в управлении являлось народное собрание.

Со временем произошло формирование единой абхазской народности (апсуаа) с одним правителем. А уже с VIII в.н.э. апсилы, саниги, мисимиане в источниках не упоминаются.

В VIII-VII веках до нашей эры территорию современной Абхазии заселяли и переселенцы из других эллинских античных государств. Например, Страбон писал, что «лаконцы поселились в Гениохии; предводителями последних были Крекас и Амфистрат — возницы Диоскуров; 24 по всей вероятности, гениохи получили свое имя от них». 25

Причем, коренным народам, т.е. абхазам, как их стали именовать позже, издревле населявшим эти территории, по мнению ряда авторов,26 больше пришлась «по вкусу» спартанская военная «демократия». Возможно, подобное политическое устройство более всего отвечало духу независимых по природе аборигенов.

Мы не можем утверждать о наличии какой-либо конкретной формы явно государственной организации у древнеабхазских племен, но можем считать, что влияние, например, милетцев и спартанцев на их территориально-племенное устройство проявилось в формировании общественно-политического строя, по подобию с некоторыми полисами древних греков.

Заселение территории побережья Колхиды эллинами тогда не считалось экспансией в современном смысле этого слова. Такое заселение означало возможность обмениваться товарами, расширять рынок сбыта собственной продукции – льна, ткацкой продукции, оружия, глиняной посуды, ювелирных изделий, драгоценных камней и металлов 27 и др.

На территории Колхиды, населенной древнеабхазскими племенами, как и в других территориях сказалось сильное влияние эллинистических полисов, элементов их жизни, культуры, обычаев и особенно военной техники. Но к концу II в. до н.э. все юго-восточное побережье Черного моря (в т.ч. и Колхиды) оказалось под влиянием сильного в Малой Азии Понтийского царства. Черное море в II-I вв. до н.э. фактически стало внутренним морем Понтийского государства, управляемого царем Митридатом Евпатором VI.

В период римского господства в этом регионе (II в. до н.э. – III в. н.э.) в Абхазии началось формирование государственности в классическом ее понимании, поскольку общество абхазских племен уже расслоилось на классы.

Со II в. до н.э началась фактически римская колонизация абхазских территорий (Колхиды).

Являясь римской колонией, Абхазия вела торговлю с прибрежными народами, а на рубеже IV – V вв., например, в Египте в рядах римского войска была и «первая когорта абазгов»,28 которая принимала непосредственное участие в ряде римских военных походах.

Цари, правившие княжествами абхазских племен (Апсилией, Абасгией, Санигией и Миссиминией), утверждались римскими императорами. Так, в письме римского полководца Флавия Арриана императору Цезарю Траяну Адриану Августу, датированном 137 г. н.э., мы находим текст следующего содержания: «… апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от твоего отца. С апсилами граничат абаски; у абасков царь Ресмаг; этот также получил свою власть от тебя. Рядом с абасками - саниги, в земле которых лежит Севастополь; царь санигов Спадаг получил царство от тебя».29 Кроме вышеназванных в этом письме царей, правящая верхушка абхазского общества носила и титулы «архонтов», «принцепсов», некоторые из которых находились в кровном родстве с древнеримской элитой.30

Результатом античных колонизаций территории Абхазии явилось не только экономическое, культурное, религиозное, но и политико-правовое влияние.

Абхазия, подобно Руси, миновала в своем развитии рабовладельческую социально-экономическую формацию, хотя имело место достаточно широкое распространение института т.н. домашнего рабства.31 В отличие от греков или римлян, абхазцы не обращали в рабство своих сородичей. Основную массу рабов в Абхазии составляли плененные чужестранцы или те, кого привозили работорговцы для продажи на причерноморских невольничьих рынках.

Как отмечал исследователь того периода, в основе древневосточных социальных организмов лежали особые антагонистические производственные отношения, отличавшиеся как от рабовладельческих, так и от феодальных, и тем более от капиталистических.32 Данная точка зрения, на наш взгляд, правомерна и в отношении античной Абхазии.

Исходя из данных, полученных в результате анализа работ античных авторов, мы можем сделать вывод о том, что рабство в Абхазии имело общие черты с древневосточной формой рабовладения в силу обычаев и традиций народа.

Таким образом, абхазский этнос, проживающий с древнейших времен на побережье Западного Закавказья (т.н. Восточный берег Черного моря (Понта)), имел элементы государственности, в частности, у древних абхазских племен (гениохов) еще до греческой экспансии Абхазии в VI в. до н.э. Однако традиционно этап зарождения государственности у абхазов связывается с VI в. до н.э., т.е. в связи с освоением региона выходцами именно из Милета – города-полиса на Юго-западном побережье Малой Азии, заселенного греками и имевшего в VII – VI вв. до н.э. до 90 колоний на побережье Черного (тогда Понтийского) моря. Но особую роль в государственном устройстве древних абхазов сыграла Спарта.

В течение всего средневековья и вплоть до XIX в. у абхазов сохранялись многочисленные и устойчивые остатки и пережитки патриархально-родовых отношений.33 Горцы Кавказа, по мнению М.О.Косвена, обладали «иногда довольно высокими формами политического устройства, довольно развитыми формами примитивного народоправства, с их особой «вольностью»…».34

Другой исследователь, С.Броневский, называл некоторые кавказские народности, в т.ч. абхазов «вольными обществами», «республиками», «федеративными республиками», а в качестве основных присущих этим обществам форм устройства выделял феодальную и демократическую, которые представляли собой здесь некое «смешение».35

Феодальные отношения оказывали свое влияние на абхазскую общину. Так, начинают выделяться классы: господствующий класс землевладельцев (ах),36 а также, подчиняющийся феодальной знати, слой дворян-дружинников (аамста)37 и класс свободных крестьянских общинников, занимавшихся скотоводством и земледелием. Согласно Прокопию Кесарийскому, начиная с VI в. н.э. Абасгия и Апсилия, вступают в вассальную зависимость от Византии, давно осуществлявшей попытки установления своей гегемонии в данном абхазском регионе.38

Зависимость Абхазии от Византии выражалась, в первую очередь, в оказании военной помощи и предоставлении торговой монополии. Военные отряды абхазов неоднократно принимали участие в некоторых военных походах Византии. Так, во время византийско-иранской войны в 571 г. в составе византийской армии находились абхазские части, а абазгские отряды под названием “Первое крыло абазгов” (Ala prima abasgorum) составляли особую часть византийской армии и принимали участие во многих военных сражениях,39 которые приходилось осуществлять Византии.

Византия в Абхазии активно распространяла христианство, которое проникло в Абхазию еще в IV в. н.э., а Питиунт (совр. Пицунда - Г.Е.) стал даже центром христианства в Абхазии. По мнению некоторых авторов, «семена христианства были заброшены в Абхазию еще в I веке».40 В VI веке при правлении византийского императора Юстиниана I христианство становится в Абхазии официальной религией. С этого времени здесь началось активное возведение православных храмов и церквей.

Духовное единение абхазцев с могущественной Византией сделало возможным тысячелетнее экономическое, политическое и правовое господство последней в Абхазии. Однако, несмотря на это, Абхазия использовала возможности, позволявшие избавиться от колониального гнета и образовать собственное государство.

Борьба Абхазии за независимость происходила в противостоянии между Византией и Персией за господство в данном регионе. Воспользовавшись этим противостоянием, абхазцы объявили себя независимыми и избрали из своей среды двух царей. Однако это намерение встретило противодействие со стороны Византии, и около 550 года Византия вновь подчинила своей власти Абхазию. И поскольку христианство стало государственной религией, при императоре Юстиниане была развернута борьба с ересями, в том числе и с язычеством во всех владениях Византии (и в Абхазии). В Абхазии религиозные гонения вызвали восстание.41

Колониальный гнет со стороны Византии, испытываемый народами Абхазии, способствовал формированию идеи независимости, возрождения государства. В итоге, государство сформировалось в конце VIII в н.э. В этой связи вызывает интерес документ под названием «Диван абхазских царей»,42 который был составлен на рубеже X—XI веков43 по инициативе первого царя объединенной «Грузии» Баграта III (975—1014). Он представляет собой список владетелей Абхазского княжества (VII—VIII вв.) и властителей Абхазского царства (VIII—X вв.). «Диван абхазских царей» содержит всего 21 имя политических деятелей, краткие справки о них и годы их правления (но не всех).

По этому и ряду других документов можно судить об общественно-политическом строе Абхазии того периода, который по-нашему мнению обладал следующими чертами, характерными для ранних государственных образований:

Во-первых, Абхазия к этому времени уже являлась феодальным государством. Однако распространение феодальных отношений в Абхазии тогда не привело еще к закреплению всех абхазских земель в собственность отдельно взятых феодалов. Еще длительное время в Абхазии сохранялось и общинное землепользование.

Во-вторых, политическая власть принадлежала князю (царю, владетелю), который опирался при ее осуществлении на собственную дружину и авторитет христианской церкви и ее священников.44 Изначально правители Абхазии избирались народом. Затем княжеский титул стал наследственным, признававшимся византийскими императорами.

В-третьих, экономический и политический уровень развития Абхазии и ослабление византийского владычества позволили сформировать Абхазское царство, и если первый царь абхазов – Леон I (736—767 гг.) еще оставался вассалом Византии, то его преемник племянник Леон II (767 – 811 гг.), воспользовавшись ослаблением власти Константинополя, провозгласил себя и Абхазское царство полностью независимыми от Византии.

Это подтверждается текстами грузинского сборника летописей Картлис Цховреба:45 «Воцарившись, этот Леон, овладев всей Эгриси, назвал ее не Эгриси, а Абхазети (Абхазией – Г.Е.) и разделил сию Эгриси, а отныне Абхазию, на восемь эриставств». 46

«Он же построив город и крепость Кутатиси (Кутаиси – Г.Е.), сделал [там] резиденцию царя абхазов; подобно Анакопии, сделал сей Кутатиси вторым сильным [городом]…Тот Леон закрепил за собой Абхазию и управлял [ею],47 и после благополучного царствования скончался христианской [эры] в 806 [году], в грузинский [хроникой]…».

Как следует из этого документа, Леону II удалось не только объединить абхазские народы и утвердить свою власть на территории царства, но и значительно расширить его. Так, в 80-е годы VIII в., провозгласив себя верховным правителем страны с титулом царя, Леон II присвоил себе также и титул царя Лазики,48 присоединив ее территорию к своим владениям.

Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей» писал: «Побережье от пределов Зихии (Черкесии - Г.Е.), то есть от реки Никопсиса ( район современного г.Туапсе - Г.Е.), составляет страну Авасгию - вплоть до крепости Сотириуполя (Трапезунд – Г.Е.).49

По данным грузинских дореволюционных источников, Абхазское царство простиралось от реки в Хазаретии50 (современная Кубань – Г.Е.) до Сурамского хребта на востоке (расположен в Южной Осетии – Г.Е.) и реки Чорох на юге (в районе современного г. Батуми – Г.Е.).51

Итак, Леон II «разделил свои владения на восемь эриставств – Абхазское, Цхомское, Бедийское, Гурийское, Рача-Лечхумское, Сванетское, Аргеветское и Кутаисское, поставив во главе каждого из них самостоятельного владетеля».52

Таким образом, в ранний период феодализма Абхазское царство стало многонациональным государством, занимавшим обширные территории, политическую власть в котором осуществлял царь, власть которого передавалась по наследству. Таким образом, именно VIII век стал для Абхазии временем становления государственности.

Абхазские цари вели энергичную политику, направленную на присоединение к своей территории земель картлийско-кахетинских политических образований. Так, преемник Леона Феодосий в начале IX в. ведет борьбу за Картли, а Константин III присоединяет к своим владениям Эрети. Усиление военно-политической мощи этого государства давало основания и для проведения подобной политики и на Северном Кавказе. В итоге, Абхазия, используя военно-политический и экономический рост, смогла существенно расширить свои границы и стала одним из могущественных государств Закавказья.53

Однако дальнейшего расширения пределов Абхазского царства не состоялось по ряду причин. В том числе и потому, что сыновья Леона III Дмитрий и Феодосий вступили в борьбу друг с другом, а ставший царем Дмитрий III (967 – 975 г.г.) даже ослепил своего брата Феодосия. Сторонники Феодосия свергли Дмитрия и возвели на абхазский трон Феодосия III Слепого (975 – 978 г.). В 978 году после смерти Феодосия III в Кутаиси, ставшем при Леонах столицей Абхазского царства, воцарился его племянник Баграт III (975 - 1014 г.) - основатель династии Багратидов. И хотя царство еще некоторое время называлось Абхазским, но фактически к власти пришли князья Картли, которые при Баграте VII объединили под своей властью южно-грузинские, несколько армянских княжеств, Картли, Абхазию и др.54 В 1122 году столицей государства (при Давиде Строителе) стал г. Тбилиси.

Таким образом, Абхазское царство сыграло важную роль в истории Грузии. К становлению абхазского государства другие княжества Закавказья того времени и, тем более, Картли никакого отношения не имели, в том числе по причине отсутствия собственной государственности.55 Более того, именно политика абхазских князей способствовала появлению единого грузинского государства «сакартвело» и создала благодатную почву для формирования в будущем собственной государственности у грузин. Благодаря политике разрастания Абхазского царства за счет присоединения соседних народов и их территорий, стало возможным объединение также и картлийских племен, в тот период разрозненных и не обладавших самостоятельной государственностью.

Как справедливо отмечает в своем исследовании историк и политолог Б. Джемакулова «Не стань тогда Леон I и его народ на защиту картлийского феодала Арчила, Картли и Эгреси (Леон оказал военную поддержку этим правителям в противостоянии с персами – Г.Е.) могли войти в состав Арабского Халифата. Не получи Баграт III корону Абазгии от своей матери, история Грузии пошла бы совсем по другому пути. Возможно, мы бы сегодня не знали такого государства».56

Абхазское государство, исходя из представленных исторических документов, сформировалось намного раньше, чем Грузия, предъявляющая сегодня к Абхазии территориальные претензии.

В дальнейшем Абхазия пережила политический кризис, который был вызван, прежде всего, феодальной раздробленностью, а также постоянными народными волнениями, смутами. К тому же, установлению стабильных политических и экономических отношений препятствовали постоянные набеги иноземных захватчиков.

В подтверждение идеи независимости абхазского царства укажем на тот факт, что Абхазия смогла избежать монголо-татарского нашествия. Более того, в определенный период истории она служила некоторое время убежищем для картлийских и кахетинских царей, бежавших от неприятеля. Как бы в подтверждение этого у армянского историка Хетума мы находим утверждение, что «абхазский царь силен народами и неприступными крепостями, поэтому ни монарх Азии, ни монголы не могли взять их под свое иго».57

С XV в. в Абхазии наступает длительный период турецкой экспансии. Нашествие турок-сельджуков во второй половине XV в., которые овладели Трапезундом и Крымом, отрезали выход Абхазии в средиземноморские страны (Грецию и др.) с торговыми связями, и вынудили абхазов ограничиться связями лишь с Османским Халифатом. Так установился протекторат Турции, длившийся до начала XIX века. Этот и последующий период истории государственности Абхазии был связан с постоянной борьбой за восстановление суверенитета.

Последствиями турецкого господства в Абхазии явились распространение ислама и даже развитие работорговли. Тогда же они силой заставили владетельного князя Абхазии Шервашидзе перейти в мусульманство.

Первая встреча абхазов с мусульманской религией произошла еще в VIII в., когда арабы совершали свои опустошающие набеги на этот край. Однако о мусульманах, проживавших в Абхазии, становится известно лишь в XIV веке. Распространяя ислам, турки щедро одаряли местных князей, причем «проповедование сие в народе…возымело желаемый успех и открыло туркам новый доступ к народам Кавказа».58

Массовое изгнание священников из храмов Абхазии значительно расширило возможности для распространения здесь ислама. Как отмечал турецкий географ и историк Эвлия Челеби 59 « в 1641 году абхазы еще платили султану харадж».60

В результате всего происходившего идеология, как отмечается в истории Абхазии, развивалась по трем направлениям – 1) сохранялись многие элементы христианства; 2) на передний план выдвинулись разнообразные языческие культы и 3) расширялось воздействие мусульманства.61

Один из исследователей войны на Кавказе Н. Дубровин в связи с этим отмечал: «При всех усилиях, турки не смогли совершенно изгладить из памяти народа воспоминание христианства, но магометанская религия в крае хотя и не имела значительного успеха, все-таки поколебала христианство».62 Дубровин даже приводит конкретные цифры, указывающие на численное распределение народа Абхазии по конфессиям. «Православную веру исповедывают все члены владетельного дома, за исключением одного бедного и небольшого семейства, живущего в пицундском округе и придерживающегося исламизму. Между дворянами седьмая или восьмая часть - христиане, а остальные магометане. Из крестьян пятая часть христиане, пятая магометан, а три пятых язычники. Из этого, заключает Н. Дубровин, видно, что «магометанское учение не нашло много ревностных последователей и господствующей религией в стране осталось язычество, к которому принадлежит и теперь большая часть народонаселения».63 И это отмечалось в конце XIX века.

«Туркинизация» Абхазии затронула не только религиозную сферу. Имена начинают «переделываться» на турецкий лад, изменяются также названия городов и областей. Впрочем, переименовывать местные названия «любили» все, некогда господствовавшие здесь державы. В период господства выходцев из Милета Сухум, например, назывался Диоскурия в честь братьев Диоскуров  — Кастора и Полидевка, начиная с 65 г. н э. в период римского владычества эта местность получает новое название - Себастополис,64 в составе картвельского царства – Сабедиано, во время генуэзского господства – Сан-Себастьян. Турки же переименовали Сухум в «Сухум-кале». 65 «Мода» переименовывать Сухум, как, впрочем, и названия других городов Абхазии, велась и в дальнейшем. Так, установление российского влияния в регионе повлекло изменение названия на «Сухум». А в 1936 г. в связи с последующей грузинизацией региона появляется название «Сухуми». На абхазском же языке всегда использовался топоним «Акуа». Русифицированная форма названия города была возвращена абхазам 4 декабря 1992 г. на сессии Верховного Совета Республики Абхазия, когда был принят акт о восстановлении названия города Сухум.66 После признания независимости Абхазии в августе 2008 г. это название города было принято Росткартографией.67

Следует сказать о том, что эти процессы затронули не только Абхазию, но и грузинские княжества. Так, с 1615 г. грузинские государственные образования были вынуждены платить дань Турции. В сложившихся условиях существование единого абхазо-грузинского царства становится невозможным, и, используя политическую ситуацию, Абхазское княжество в 80-х годах ХVII в. объявляет о своей независимости. Была восстановлена и этническая граница между абхазами и картвелами по реке Ингур.

В это же время на Кавказе разворачивается борьба двух сверхдержав – Российской империи и Османской Порты за господство в регионе.

Несмотря на восстановление своих территориальных границ, Абхазия продолжала находиться под протекторатом Турции. Что касается права Абхазии, то оно представляло собой совокупность обычаев. В силу того, что письменности у абхазов не было,68 о праве можно судить лишь по иноязычными, преимущественно грузинским источникам.

Обычаи абхазов регулировали различные группы общественных отношений. Несмотря на принятие христианства, абхазы длительное время следовали правилам и ритуалам, берущим начало из глубины веков: например, часто прибегали к языческим обрядам в различных жизненных ситуациях. Как отмечается в Картлис Цховреба, абхазцы «….признают родство, одноженство, пост, чтут священников. У них запрещалось прелюбодеяние и блуд. Согрешивших сжигали. Они любили и почитали гостей, принимая их с большим почетом. К тому же отмечалось, что они «весьма преданы своим владетелям и покорны им».69 В связи с такой характеристикой можно судить и о правопорядке.

По форме государственного устройства Абхазия представляла своеобразную федерацию, поскольку каждый народ (племя) имел своего правителя. Но впоследствии государственная власть с Х века стала осуществляться единым царем, власть которого передавалась по наследству.

Источниками права Абхазии, а также иными документами, указывающими на самостоятельность абхазского государства и права рассматриваемого периода, можно считать следующие документы: «Диван абхазских царей»; грузинские средневековые летописи «Картлис Цховреба»; произведение грузинского автора XI века Джуаншера Джуаншериани «Житие и деяния Вахтанга Горгаласа», повествующем о политических событиях, имевших место в Абхазии, картли-кахетинских и других грузинских княжествах в V—VIII веках; работа автора позднего средневековья Вахушти Багратиони «История царства Грузинского» и др.,70 а также в некоторой мере правовые акты Византии и Коран исламской религии.


Каталог: download -> version
version -> Теория и методика плавания
version -> Конспект лекций по дисциплине технологии управления предприятиями, системами и сетями телекоммуникаций минск 2012
version -> Башортостан республикаһЫ
version -> Рабочая программа предмет : Всеобщая история, истории Нового времени (конец XV xviiiвв) история России -XVII-XVIII века
version -> Уроков по творчеству писателя (13 уроков + 2 урока развития речи)
version -> Древние тантрические техники йоги и крийи
version -> Сергеева Г. П. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях/ Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях. – М.: Гоу педагогическая академия, 2010
version -> Доклад о положении детей и семей, имеющих детей
version -> Самолет с горящим двигателем экстренно приземлился на островах Карибского моря


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница