Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Глава Общие положения



страница1/20
Дата04.07.2019
Размер4.28 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Навигация по данной странице:
  • Глава


Утверждена            
приказом Министра транспорта и 
коммуникаций Республики Казахстан
от ___ мая 2018 года

№ 291


Инструкция

по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Республики Казахстан (далее – Инструкция) разработана в соответствии с основными положениями Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 544 (далее – Правила технической эксплуатации) и Инструкцией по сигнализации на железнодорожном транспорте, утвержденной приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 18 апреля 2011 года № 209 (далее – Инструкция по сигнализации).

2. Настоящая инструкция определяет порядок взаимодействия и выполнения технологических операций работниками железнодорожного транспорта при организации железнодорожных перевозок, а также регулирует:

1) прием, отправление и пропуск поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ) на станциях и средствах сигнализации и связи при движении поездов;

2) прием и отправление поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях;

3) производство маневров на станциях;

4) выдачу предупреждений на поезда;

5) движение поездов и маневровая работа в условиях возникновения экстремальных ситуаций;

6) другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы.

3. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

1) раздельный пункт - пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны и (или) блок-участки;

2) руководящий спуск - наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления кривых) протяжением не менее тормозного пути;

3) сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ;

4) сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся: предельные столбики, знаки, указывающие границы станции, подачи свистка, отключения и включения тока и другое;а также другое технологическое оборудование предусмотренное для сигнализации;

5) речевой информатор - электронное устройство, обеспечивающее автоматическую передачу, предварительно запрограммированных сообщений в каналы связи;

6) путевой пост - раздельный пункт на железнодорожных линиях, не имеющий путевого развития;

7) вспомогательный пост - пост на перегоне, не имеющий путевого развития и предназначенный только для обслуживания пункта примыкания подъездного пути (для поездов, следующих по всему перегону, раздельным пунктом не является);

8) охранная стрелка - стрелка, устанавливаемая при приготовлении маршрута приема или отправления поезда в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут;

9) поездные сигналы - сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого подвижного состава;



10) руководитель маневров – работник железной дороги, руководящий действиями других работников, участвующих в маневрах, без указания, которого машинист локомотива, производящий маневры, не приводит локомотив в движение;

11) ведение поезда с особой бдительностью - постоянное, повышенное внимание локомотивной бригады к условиям следования поезда;

12) грузо-пассажирский поезд – поезд, формирующийся на малодеятельных участках из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров;

13) почтово-багажный поезд – поезд, формирующийся из пассажирских и грузовых вагонов и предназначенный для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров, прицепляемых только на участках магистральной железнодорожной сети, где не обращаются пассажирские поезда;

14) поезд грузовой повышенного веса - грузовой поезд весом более 6 тысяч тонн с одним или несколькими действующими локомотивами - в голове состава, в голове и хвосте, в голове и последней трети состава;

15) поезд грузовой соединенный - поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой грузовых поездов с действующими локомотивами в голове каждого поезда;

16) поезд пассажирский соединенный - поезд, составленный из двух пассажирских поездов, сцепленных между собой, с действующими локомотивами в голове каждого поезда;

17) поезд грузовой длинносоставный - грузовой поезд, длина которого (в условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке следования этого поезда;

18) поезд грузовой повышенной длины - грузовой поезд, длина которого превышает 350 осей;

19) поезд пассажирский длинносоставный - пассажирский поезд, длина которого превышает установленную схемой формирования данного поезда;

20) поезд пассажирский повышенной длины - пассажирский поезд, имеющий в составе более 20 вагонов;

21) людской поезд – грузовой поезд, в котором находятся 10 и более вагонов, занятых людьми;

22) моторвагонный поезд – состав, сформированный из моторных и прицепных вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров;



23) техническо-распорядительный акт станции – документ, устанавливающий порядок использования технических средств станции.

4. Технологический процесс работы станции устанавливает последовательность и продолжительность операций по пропуску экспортных, импортных и транзитных поездов, обработке составов и вагонов, расформированию, маневровой и местной работе в минимальные сроки на основе научной организации и применения передовых методов труда при полном использовании технических средств станции.

5. Руководство движением поездов на каждой станции и путевом посту находится одновременно в распоряжении только одного работника железной дороги.

6. Руководство движением поездов на станции или путевом посту осуществляется дежурным по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездным диспетчером, поезд - машинистом ведущего локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава.

Приемом, отправлением и пропуском поездов на каждой станции и путевом посту распоряжается дежурный по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездной диспетчер.

В зависимости от путевого развития на станциях руководство движением поездов могут осуществлять несколько дежурных по станции, постам централизации или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов или выполняет определенные операции в пределах своего района работы. Разграничение районов управления, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции, посту или парку и обязанностей этих работников, указываются в техническо - распорядительном акте станции (далее – ТРА станции).

7. Распоряжения по движению поездов и маневровой работе выдаются по форме переговоров, приведенной в Приложении 1 к настоящей Инструкции. Работник, давший распоряжение, каждый раз выслушивает краткое повторение распоряжения и убеждается в том, что оно понято правильно, а впоследствии убеждается в правильности его выполнения (по показаниям контрольных приборов, докладу исполнителя по радиосвязи, парковой связи или лично).

Все операции по приему, отправлению, пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы производятся четко, с точным выполнением, Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, настоящей Инструкции и ТРА станции.

8. Управление приборами сигнализации, централизации и блокировки (далее – приборы СЦБ), открытие и закрытие светофоров производятся:

на станции - дежурным по станции или по его распоряжению оператором станционного поста централизации, дежурным стрелочного поста;

на путевом посту - дежурным по станции, выполняющим обязанности дежурного по посту;

при диспетчерской централизации - поездным диспетчером.

9. Если поезд отправляется со станции при запрещающем показании выходного светофора или с путей, не имеющих выходного светофора, разрешение на занятие перегона (если оно не передается по радиосвязи) вручается машинисту ведущего локомотива дежурным по станции лично или через одного из станционных работников, связанных с движением поездов, что указывается в ТРА станции.

Машинист убеждается, соответствует ли выданное разрешение номеру поезда и перегону.

10. Приказ о приеме или отправлении поезда при запрещающем показании сигнала передается дежурным по станции машинисту по радиосвязи, текст приказа должен соответствовать установленным формам, приведенным в к настоящей Инструкции.

Перед передачей приказа дежурного по станции машинисту поезда по радиосвязи указывается номер приказа. Машинист полностью повторяет текст приказа, а дежурный по станции подтверждает правильность его восприятия словами: «Верно, выполняйте» и указывает время передачи приказа машинисту (часы, минуты).

11. В случаях приема или отправления поездов при запрещающем показании входного, маршрутного или выходного светофора в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3 напротив номера поезда (в графе «Примечания») делается соответствующая отметка: «PC» (по радиосвязи), «ПС» (по пригласительному сигналу), «ПР» (по письменному разрешению). Кроме того, в отметке «PC», указываются номер приказа и время его передачи машинисту, а также литер светофора (или номер пути отправления, не имеющего выходного светофора). Например: «РС № 1.12 - 00 Ч2». Запись текста приказа в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3 не требуется.

На станциях, оборудованных системой документированной регистрации приказов, передаваемых машинисту, приказы о приеме и отправлении поездов при запрещающем показании светофоров регистрируются также на электронном носителе.

Указанная выше отметка в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3 во всех случаях обязательна.

На проезд запрещающего показания входного (выходного, маршрутного) светофора дежурный по станции регистрирует текст приказа и записывает в специальном журнале регистрации приказов дежурного по станции на проезд запрещающих показаний светофоров.

12. Во всех случаях приема поезда на станцию или отправления поезда со станции при запрещающем показании входного, выходного (маршрутного) светофоров дежурный по станции, прежде чем воспользоваться кнопкой пригласительного сигнала или дать машинисту соответствующее разрешение на проезд запрещающего сигнала, приводит приборы управления в положение, соответствующее запрещающему показанию светофора, и порядком, установленным ТРА станции, убеждается в свободности пути приема, правильности установки и замыкания стрелок в маршруте, а при отправлении поезда, в свободности первого блок - участка (при автоматической блокировке) или перегона (при полуавтоматической блокировке) и в переключении блок - системы на соответствующее направление движения. Кнопку пригласительного сигнала необходимо нажимать до тех пор, пока ведущий локомотив прибывающего или отправляющегося поезда не проследует светофор.

13. На станциях с наличием переездов, расположенных в стрелочных горловинах или на участках удаления, на которые извещение о закрытии переезда при приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора производится нажатием кнопки «закрытие переезда», дежурный по станции перед приемом или отправлением поезда нажимает эту кнопку, а после проследования поезда через переезд возвращает ее в положение «открытие переезда».

В случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора на таких станциях, машинисту при подходе к переезду необходимо следовать с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/час с готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Перечень таких станций объявляется приказом Национальной железнодорожной компанией.

Твердое знание и четкое выполнение требований, предусмотренных настоящей Инструкцией причастными работниками - одно из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и производства маневров.

14. Дежурный по станции после прибытия (возвращения), отправления или проследования поезда сообщает об этом дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру по форме согласно Приложению 2 настоящей Инструкции.

13. При наличии в поезде вагонов с опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами), перечисленных в Правилах перевозок опасных грузов, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 5 апреля 1996 года № 15 (далее – Правила перевозок опасных грузов), к номеру поезда при сообщении добавляются буквы "ВМ" (например, 2783ВМ). Соответствующие буквы к номеру поезда добавляются также в случаях отправления и следования поездов: пассажирских, обслуживаемых одним машинистом "М", грузовых тяжеловесных "Т", длинносоставных "Д", повышенного веса "ПВ", повышенной длины "ПД", соединенных "СП". При отправлении поездов с негабаритными грузами к номеру поезда после буквы "Н" и знака "___" добавляется установленный в Инструкции по перевозкам негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах колеи 1520 мм цифровой индекс характеризующей зоны и степени негабаритности грузов (например, 2785Н-0430).

14. На двухпутных участках, оборудованных автоблокировкой, время прибытия поезда, следовавшего по правильному пути (пути двухпутного участка, по которым разрешается проезд поезда без каких – либо письменных разрешений), на соседнюю (позади лежащую) станцию не передается. В этом случае в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3 время прибытия поезда на соседнюю впереди лежащую станцию не указывается.

15. На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудованных автоблокировкой, передача уведомлений от станции к станции о прибытии, отправлении и проследовании поездов устанавливается лишь о поездах, следующих с отклонением от графика, а передача уведомлений поездному диспетчеру, кроме того, и не с каждой станции, расположенной на участке. Указанный порядок не распространяется на грузовые поезда, приспособленные для перевозки людей (далее - людские поезда) и поезда, к номеру которых добавляются соответствующие буквы или цифровой индекс.

Аналогичный порядок передачи сообщений поездному диспетчеру о прибытии, отправлении и проследовании поездов устанавливается на двухпутных и однопутных участках, оборудованных устройствами для автоматической записи графиков исполненного движения. Перечень таких участков и порядок передачи уведомлений о прибытии, отправлении или проследовании поездов устанавливается Национальной железнодорожной компанией. Время фактического отправления, прибытия или проследования каждого поезда дежурный по станции (оператор при дежурном по станции) отмечает в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3, при этом номера поездов, дополненные соответствующими буквами или индексами, записываются с этими буквами и индексами и в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3.

16. Дежурный по станции, обнаружив (лично или по докладам других работников) неисправность путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети, делает об этом запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 (далее - журнал осмотра формы ДУ-46) и извещает работника, обслуживающего устройства (дорожного мастера, электромехаников СЦБ и связи, электроснабжения) и дежурного инженера (диспетчера) соответствующей дистанций пути, сигнализации и связи, электроснабжения.

О неисправностях технических устройств, которые создают угрозу безопасности движения поездов, дежурный по станции, кроме того, ставит в известность поездного диспетчера.

Об устранении неисправностей соответствующим работником делается отметка в журнале осмотра формы ДУ-46, которая удостоверяется его подписью и подписью дежурного по станции.

В случае возникновения неисправности поездной радиостанции машинист локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава сообщает об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции с ближайшего раздельного пункта или железнодорожного переезда (через помощника машиниста, кондуктора, начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда) и следует по приказу поездного диспетчера, передаваемого дежурным по станциям, ограничивающим перегон, до ближайшей станции, где производится замена (ремонт) устройств поездной радиосвязи без отцепки локомотива или замена локомотива или требует вспомогательный локомотив при обслуживании локомотива пассажирского поезда одним машинистом.

17. Закрытие и открытие перегонов или отдельных путей перегонов, а также переход с одних средств сигнализации и связи на другие производятся приказом поездного диспетчера.

Перед переходом на телефонные средства связи дежурные по станциям, ограничивающим перегон, приводят приборы управления в положение, соответствующее запрещающему показанию выходных светофоров, ограждающих выход на перегон.

При переходе с основных средств сигнализации и связи на телефонные средства связи обмен поездными телефонограммами между дежурными по станциям на однопутных перегонах, а в случаях организации двухстороннего движения по одному из путей и на двухпутных (многопутных) перегонах осуществляется по поездной диспетчерской связи под контролем поездного диспетчера. При неисправности поездной диспетчерской связи, дежурные по станциям действуют в соответствии с пунктами 256, 257 настоящей Инструкции.

18. Перед вступлением на дежурство дежурный по станции:

1) проводит ознакомление с планом предстоящей работы, имеющимися указаниями и распоряжениями, касающимися приема, отправления поездов и маневров, наличием и расположением подвижного состава на приемоотправочных путях, положением (свободностью или занятостью) прилегающих к станции перегонов (блок-участков);

2) убеждается в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи и наличии на них пломб в соответствии с описью, а также в исправности обслуживаемых им лично стрелочных переводов;

3) проверяет наличие на рабочем месте и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря;

4) ознакамливается с записями в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58, журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3, книге записи предупреждений формы ДУ-60, журнале осмотра формы ДУ-46, журнале поездных телефонограмм формы ДУ-47 по вопросам движения поездов, которые ведутся дежурным по станции.

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения поездов и локомотивов формы ДУ-2, 3 по форме записи согласно Приложению 3 к настоящей Инструкции.

19. При вступлении на дежурство, дежурному по станции необходимо:

1) проверить явку на работу составителей поездов, дежурных станционных постов централизации, операторов постов централизации, дежурных стрелочных постов, сигналистов;

2) проверить через них состояние обслуживаемых ими рабочих мест, особенно правильность закрепления подвижного состава, в соответствии с ТРА станции;

3) при наличии недостатков принять необходимые меры, обеспечивающие работу и безопасность движения, а при необходимости сообщить об этом начальнику станции.

20. При сокращении на отдельных раздельных пунктах дежурного штата работников станции, филиалом Национального оператора инфраструктуры, в зависимости от системы имеющихся устройств СЦБ и связи, разрабатывается местная инструкция по выполнению операций, связанных с приемом, отправлением поездов и производством маневров на таких раздельных пунктах.


Глава 2. Функциональные обязанности работников железнодорожного транспорта
21. Работники железнодорожного транспорта обеспечивают перевозку пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с соблюдением безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, используют технические средства и соблюдают требования охраны окружающей среды.

22. Каждый работник, связанный с движением поездов, выполняет требования Правил технической эксплуатации, настоящей Инструкции и соблюдает безопасность движения.

Работниками железнодорожного транспорта не допускается нарушения требований Правил технической эксплуатации и настоящей Инструкции.

23. Каждый работник железнодорожного транспорта подает сигнал остановки поезду и принимает меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей среды, работник принимает меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

24. Работники железнодорожного транспорта содержат в порядке рабочее место и вверенные технические средства.

Работники железнодорожного транспорта, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), движением поездов и маневровой работой, для которых установлено обязательное ношение форменной одежды, при исполнении трудовых обязанностей, одеваются по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

Каждый работник железнодорожного транспорта соблюдает правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, санитарные правила и нормы и иных нормативных документов, устанавливающих порядок организации выполняемой им работы.

25. Работники железнодорожного транспорта, проходящие стажировку в качестве вторых лиц, допускаются к управлению локомотивами, моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно-строительными машинами) и другими подвижными единицами, сигналами, стрелками, аппаратами, механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов только под наблюдением работников, обслуживающих эти устройства.

26. Лица, поступающие на работу, связанную с движением поездов, проходят профессиональное обучение и периодически проверяются на знания настоящей Инструкции, Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации и должностных инструкций, устанавливающих обязанности работников.

28. Перечень должностей и профессий, для занятия которых работники железнодорожного транспорта подлежат испытаниям, устанавливается уполномоченным органом, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».

29. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов, подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

30. Лица моложе 18 лет не допускаются к занятию следующих должностей и профессий, связанных с движением поездов:

1) машинист локомотива, моторвагонного поезда, мотовоза и специального автомотриса;

2) кочегар паровоза, водитель дрезины и их помощник;

4) диспетчер, дежурных по станции, дежурный по постам, паркам и горкам;

5) оператор сортировочных горок;

6) оператор при дежурных по станциям;

7) кондуктор поездов;

8) работник составительских бригад;

9) регулировщик скоростей движения вагонов, сигналист, оператор поста централизации;

10) дежурный стрелочного поста, дорожный, мостовой и тоннельный мастер, бригадир пути, обходчик, монтер пути (второго разряда и выше);

11) дежурный по переездам, электромеханик и электромонтер по обслуживанию устройств и сортировочных горок;

12) осмотрщик-ремонтник вагонов, осмотрщик вагонов, начальник (механик-бригадир) пассажирских поездов;

13) проводник вагонов, мастер и рабочий на безотцепочном ремонте вагонов;

14) оператор пунктов технического обслуживания вагонов;

15) поездной электромеханик, мастер и электромеханик дистанций электроснабжения;

16) механик рефрижераторных поездов и секций, наладчик дефектоскопных и путеизмерительных вагонов;

17) машинист железнодорожно-строительных машин и его помощник;

18) оператор дефектоскопных тележек;

19) оператор по путевым измерениям и его помощник.

31. Работники железнодорожного транспорта сохраняют вверенное имущество железнодорожной организации и перевозимые грузы.

32. Не допускается исполнение обязанностей работниками железнодорожного транспорта, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или интоксикации иного типа. Лица, обнаруженные в таком состоянии, отстраняются от работы.

Каталог: sites -> default -> files -> pages
pages -> Правила производства полетов в гражданской авиации Республики Казахстан
pages -> Все гениальное просто
pages -> Правила реализации и финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию, диагностике, паспортизации и инструментальному обследованию автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения Глава Общие
pages -> Стандарт организации оказания анестезиологической и реаниматологической помощи в Республике Казахстан Глава Общие положения
pages -> Направление подготовки 08. 03. 01 Строительство Аннотация учебной дисциплины «Спецглавы математики
pages -> Министерство по инвестициям и развитию комитет автомобильных дорог проект реконструкции коридора


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница