Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения сигнализации, централизации



страница1/5
Дата08.07.2019
Размер0.61 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2002 г. N ЦЭ-881

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра путей сообщения

Российской Федерации

А.С.Мишарин


ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ,

БЛОКИРОВКИ И СВЯЗИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения сигнализации, централизации, блокировки (далее - СЦБ) и связи, основные положения по эксплуатации и нормы содержания этих устройств, а также требования, предъявляемые к пунктам питания, воздушным и кабельным линиям и подключенным к ним оборудования и аппаратуры.

Устройства электроснабжения СЦБ и связи должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), настоящей Инструкции и сооружаться, реконструироваться и обновляться по типовым проектам с применением типовых узлов, аппаратуры и оборудования.

1.2. Техническое обслуживание и ремонт высоковольтных линий, подвешенных на опорах контактной сети, производится в соответствии с Правилами устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог.

1.3. При необходимости, в зависимости от конкретных местных условий эксплуатации устройств СЦБ и связи, железные дороги вправе дополнительно разрабатывать локальные инструкции, определяющие особенности технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения СЦБ и связи. Эти инструкции утверждаются главным инженером железной дороги и они не должны противоречить настоящей Инструкции.

1.4. Выполнение требований настоящей Инструкции обязательно для всех работников, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом устройств электроснабжения СЦБ и связи.

1.5. Использование нетиповых решений, проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов, оборудования, усовершенствованных с целью повышения надежности электроснабжения СЦБ и связи, допускается после согласования этих решений с Департаментом сигнализации, централизации и блокировки МПС России, Департаментом информатизации и связи МПС России и утверждения Департаментом электрификации и электроснабжения МПС России.

1.6. Применяемые в устройствах электроснабжения СЦБ и связи опоры, поддерживающие конструкции, провода, изоляторы, арматура, трансформаторы, другие устройства и оборудование должны отвечать требованиям стандартов и нормативной технической документации.

1.7. Границы обслуживания устройств электроснабжения СЦБ и связи между дистанцией электроснабжения и дистанцией сигнализации, централизации, блокировки и связи устанавливаются соответствующими указаниями МПС России.

1.8. Руководители дистанции электроснабжения на период строительства и монтажа устройств электроснабжения СЦБ и связи организовывают технический надзор за строительно-монтажными работами. После окончания сооружения или реконструкции устройств электроснабжения СЦБ и связи представителями дистанции электроснабжения, строительной и монтажной организацией проверяются параметры и регулировка устройств, оборудования. До приемки в эксплуатацию устройств электроснабжения СЦБ и связи должен быть создан необходимый запас материалов, деталей, оборудования, монтажных средств и приспособлений в соответствии с утвержденными МПС России среднесетевыми нормами расхода.

1.9. До начала эксплуатации устройств электроснабжения СЦБ и связи дистанция электроснабжения должна организовать подготовку обслуживающего персонала, разработать и утвердить планы-графики обслуживания этих устройств.

1.10. Устройства электроснабжения СЦБ и связи вводятся в постоянную эксплуатацию после их приемки комиссией, назначенной главным инженером железной дороги при участии представителей ведомственного или государственного энергонадзора в соответствии с нормативными актами МПС России и Минэнерго России.

1.11. В районах контактной сети и районах электроснабжения должны находиться нормативные акты по перечню, приведенному в приложении N 1 к настоящей Инструкции, а также:

схема электроснабжения устройств СЦБ и связи с указанием расположения по существующему километражу железнодорожной линии постов ЭЦ, ДЦ, МКУ, домов связи, а также ОУП, НУП, НРП, ЛАЦ, РРС, расположенных отдельно от служебно-технических зданий с аппаратурой СЦБ;

исполнительные чертежи трасс устройств электроснабжения СЦБ и связи с приложением согласованных с соответствующими организациями документов по отводу земель и пересечений высоковольтных линий;

однолинейная и трехлинейная схемы устройств электроснабжения СЦБ и связи с указанием марок проводов и кабелей, мест расположения силовых и концевых опор, трансформаторных подстанций, пунктов питания, габаритов пересечений, мест установки заземляющих устройств в сети высокого и низкого напряжения, расположением кабельных муфт с привязкой;

ведомость опор устройств электроснабжения СЦБ и связи по перегонам с указанием типов опор, номеров и габарита;

протоколы испытания кабельных линий;

ведомость оборудования устройств электроснабжения СЦБ и связи по перегонам;

акты на скрытые работы, произведенные во время строительства высоковольтных линий электроснабжения СЦБ и связи и пунктов питания, паспорта на заземляющие устройства;

протоколы испытаний трансформаторного масла, которым залиты силовые трансформаторы, масляные выключатели на подстанциях и линейные трансформаторы;

протоколы испытания трансформаторов;

силовые, развернутые и монтажные схемы пунктов питания;

протоколы проверки и регулировки релейной защиты и автоматики на пунктах питания;

исполнительные чертежи трасс воздушных и кабельных линий с указанием длины и марки кабеля и мест расположения соединительных кабельных муфт;

исполнительные чертежи всех контуров заземлений пунктов питания, а также документации по фактическим замерам сопротивлений заземления;

протоколы настройки дизель-генераторных агрегатов (далее - ДГА) на пунктах питания.

1.12. Схемы питания и секционирования высоковольтных линий СЦБ и связи и продольного электроснабжения утверждаются начальником железной дороги с учетом требований обеспечения встречного питания основной и резервной линии и периодически переутверждаются один раз в пять лет по предложению дистанции электроснабжения. Ежегодная корректировка этих схем на 1 января текущего года производится дистанцией электроснабжения и службой электроснабжения железной дороги. Выкопировки из схем включаются в технико-распорядительный акт станции (далее - ТРА станции).

1.13. После окончания строительно-монтажных или ремонтных работ издается приказ начальника дистанции электроснабжения о вводе в эксплуатацию устройств электроснабжения СЦБ и связи, производится инструктаж обслуживающего персонала.

Схемы устройств электроснабжения СЦБ и связи в однолинейном и трехлинейном исполнении должны находиться у энергодиспетчера дистанции электроснабжения, в дежурном пункте района контактной сети и района электроснабжения, у энергодиспетчера службы электроснабжения железной дороги, а также у диспетчера дистанций сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи, службах сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи.

1.14. Для технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения СЦБ и связи службой электроснабжения железной дороги должен выделяться штат работников с учетом требований Единых отраслевых нормативов численности работников хозяйства электроснабжения, утвержденных МПС России 21.07.98 г.

1.15. Основным документом, регламентирующим работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ и связи, является годовой план с разбивкой по месяцам. Такой план работы на предстоящий год составляется не позднее декабря текущего года и утверждается начальником дистанции электроснабжения. В соответствии с годовым планом в районах контактной сети и районах электроснабжения ежемесячно составляются месячные планы работ и по итогам месяца - ведомость выполненных работ. Состав и периодичность работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту устройств электроснабжения СЦБ и связи должны соответствовать установленным требованиям (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

Ежегодно службой электроснабжения железной дороги должны разрабатываться профилактические мероприятия по повышению надежности работы устройств электроснабжения СЦБ и связи.

1.16. Службой электроснабжения железной дороги должен быть разработан порядок взаимодействия энергодиспетчера дистанции электроснабжения и диспетчера энергоснабжающей организации по вопросам содержания, контроля и действий при аварийных и вынужденных режимах работы устройств электроснабжения СЦБ и связи в условиях эксплуатации.

1.17. В настоящей Инструкции приняты следующие сокращения:

АБ - автоматическая блокировка;

АВР - автоматическое включение резерва;

АПВ - автоматическое повторное включение;

ВЛ - высоковольтная линия;

ВЛ СЦБ - высоковольтная линия электроснабжения устройств сигнализации, централизации и блокировки и связи;

ВЛ ПЭ - высоковольтная линия продольного электроснабжения железнодорожных потребителей и резервного электропитания устройств СЦБ и связи, в том числе и системы один провод-рельс и два провода-рельс, т.е. системы ПР и ДПР;

ДЦ - диспетчерская централизация;

КТП - комплектная трансформаторная подстанция;

ЛАЦ - линейный аппаратный центр;

ЛЭП - линия электропередачи;

МКУ - маршрутно-контрольные устройства;

НРП - необслуживаемый ретрансляционный пункт;

НУП - необслуживаемый усилительный пункт связи;

ОПН - ограничители перенапряжений;

ОУП - обслуживаемый усилительный пункт связи;

РРС - радиорелейная станция;

СТП - столбовая трансформаторная подстанция;

ЭЦ - электрическая централизация.


1.18. В настоящей Инструкции приняты следующие основные определения:

Заземляющая магистраль - (магистраль заземления, шина заземления) - проводник, обеспечивающий металлическую связь группы заземляющих конструкций с контуром заземления (рельсом);

Заземляющий проводник (провод) - проводник, осуществляющий металлическую связь с заземляемой конструкцией и контуром заземления (рельсами);

Защитное заземление - Преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом (рельсовой сетью) металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением;

Защитный проводник (РЕ) - проводник, применяемый для каких-либо защитных мер от поражения электрическим током в случае повреждения и для соединения открытых проводящих частей с другими частями электроустановки;

Заземляющее устройство - система проводников и конструкций, обеспечивающих защитное и рабочее заземление; в него входят заземляющие проводники и магистрали, спуски от конструкций, контуры заземления и рельсовая сеть, включая узлы присоединения к ним;

Контур заземления (заземлитель) - система расположенных в земле неизолированных горизонтальных и вертикальных пересекающихся проводников, обеспечивающая выравнивание потенциалов на территории электроустановки;

Нормальный режим работы системы электроснабжения - рабочий режим, при котором параметры всех элементов не выходят за пределы допустимых по нормам значений.

Нулевой рабочий проводник (N) - проводник, используемый для питания приемников электрической энергии и соединения одного из их выводов с заземленной нейтралью электроустановки;

Рабочее заземление - Преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом (рельсовой сетью) токоведущих частей электроустановки, по которому постоянно или временно протекает ток рабочего режима данной электроустановки;

Рельсовая цепь - электрическая цепь, ограниченная по длине изолирующими или электрическими стыками, в которой имеются источник питания и нагрузка (реле), а проводниками электрического сигнального тока служат рельсовые нити железнодорожного пути;

Тяговая рельсовая сеть - часть тяговой сети, включающая рельсы электрифицированных участков, стыковые электротяговые соединители, междупутные, дроссельные и междроссельные перемычки, дроссель-трансформаторы (дроссели);

Тяговая сеть - часть системы тягового электроснабжения железных дорог, состоящая из питающих фидеров контактной сети, рельсовой сети и отсасывающих фидеров;
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВАМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СЦБ И СВЯЗИ


2.1. Общие требования
2.1.1. Выбор схемы электроснабжения устройств СЦБ и связи следует производить на основании технико-экономических расчетов, учитывая требуемую надежность электроснабжения потребителей в соответствии с Инструкцией по категорийности электроприемников нетяговых потребителей железнодорожного транспорта, утвержденной МПС СССР 11.03.91 N ЦЭ-4846.

2.1.2. Основное питание устройств СЦБ и связи должно осуществляться от высоковольтных линий электроснабжения ВЛ СЦБ напряжением 6,10 или 35 кВ, расположенных на отдельных опорах или опорах контактной сети. Подключение к ВЛ СЦБ посторонних потребителей не допускается.

2.1.3. Неравномерность нагрузки по фазам на ВЛ СЦБ не должна превышать 10%.

2.1.4. На электрифицированных железных дорогах переменного тока допускается использовать в качестве основного питания устройств СЦБ и связи однофазные линии напряжением 25 кВ, при этом один провод подвешивается на опорах контактной сети, а в качестве второго - используются тяговые рельсы (линия ПР - провод-рельсы в отличие от ДПР - два провода-рельсы).

2.1.5. Для снижения токов однофазного замыкания на землю и исключения электрической связи с другими линиями ВЛ СЦБ должны получать питание на тяговых подстанциях от шин собственных нужд, а на пунктах питания - через изолирующие трансформаторы. ВЛ ПЭ должны подключаться, как правило, к тем же пунктам, что и ВЛ СЦБ, но без установки изолирующих трансформаторов. На тяговых подстанциях ВЛ ПЭ подключают непосредственно к шинам напряжением 6, 10 кВ.

2.1.6. На малодеятельных участках, а на магистральных до начала реконструкции железных дорог допускается сохранение двухцепных линий электропередачи 6 или 10 кВ: одной цепи для электроснабжения линейных потребителей, второй - для питания устройств СЦБ и связи.

2.1.7. Схемы питания ВЛ СЦБ от тяговых подстанций должны предусматривать:

разделение на отдельные участки - плечи питания, каждое из которых должно обеспечиваться двухсторонним питанием;

на электрифицированных участках постоянного тока - консольное питание от одной из смежных подстанций;

при электротяге переменного тока - встречно-консольное питание от двух смежных подстанций с установкой посредине межподстанционной зоны пункта секционирования с нормально отключенными выключателями и устройством автоматического включения резерва (АВР). Для межподстанционных зон длиной до 35 км допускается консольное питание с нормально включенным выключателем пункта секционирования.

2.1.8. На участках с электротягой переменного тока по системе 2(25 кВ на межподстанционных зонах длиной более 50 км необходимо предусматривать дополнительные пункты питания от районных электрических сетей с двумя раздельными плечами питания ВЛ СЦБ, каждое из которых должно иметь встречно-консольное питание с устройством посредине межподстанционной зоны пункта секционирования.

2.1.9. Фидеры питания ВЛ СЦБ на тяговых подстанциях, пунктах секционирования и дополнительных пунктах питания необходимо оборудовать устройствами однократного автоматического повторного включения (АПВ) и АВР, а также устройствами защиты от многофазных коротких замыканий и защиты от замыкания на землю.

2.1.10. Линии продольного электроснабжения и ВЛ СЦБ должны быть секционированы разъединителями с моторными приводами в горловинах железнодорожных станций и в районе постов ЭЦ и домов связи, а также выключателями на тяговых подстанциях, постах секционирования и в пунктах питания.
2.2. Пункты питания
2.2.1. На электрифицированных участках в качестве пунктов питания электроснабжения устройств СЦБ должны использоваться тяговые подстанции. В необходимых случаях для обеспечения установленных норм напряжений между тяговыми подстанциями сооружают пункты питания и посты секционирования.

2.2.2. На неэлектрифицированных участках в качестве пунктов питания электроснабжения устройств СЦБ и связи должны использоваться трансформаторные подстанции (пункты питания).

2.2.3. При выборе источников электроснабжения для питания устройств СЦБ и связи по их надежности (категории), необходимо производить проверку схемы внешнего электроснабжения рассматриваемых источников для определения их независимости одного от другого.

2.2.4. Действующие электростанции, используемые для основного и резервного электроснабжения устройств СЦБ и связи, должны иметь не менее двух агрегатов, каждый из которых на время ремонта одного из агрегатов по своей электрической мощности должен обеспечить электропитанием устройства СЦБ и связи и другие потребители электрической энергии I и II категории.

2.2.5. В качестве третьего источника для электроснабжения потребителей особой группы I категории устройств СЦБ и связи используются электростанции с автоматизированным дизельгенератором (ДГА).

2.2.5.1. Запас дизельного топлива для резервных электростанций (ДГА) на постах ЭЦ, являющихся для потребителя электрической энергии особой группы I категории третьим независимым источником питания, должен обеспечивать непрерывную работу ДГА в течение двух суток.

2.2.5.2. В перечне работ по техническому обслуживанию должна быть предусмотрена проверка технического состояния и запуска резервных электростанций и дизель-генераторных агрегатов на пунктах питания устройств СЦБ и связи и постах ЭЦ.

2.2.5.3 Задержка запуска ДГА на пунктах питания устройств СЦБ и связи при выходе контролируемого напряжения за установленные пределы в электрических сетях должна быть не более 30 с.

2.2.5.4. На пунктах питания устройств СЦБ и связи должен быть обеспечен постоянный автоматический подзаряд аккумуляторной батареи ДГА.

2.2.5.5. Порядок включения, технического обслуживания и ремонта ДГА на пунктах питания устройств СЦБ и связи должен проводиться согласно руководству по эксплуатации и ремонту.

2.2.6. Необходимо вести ежемесячный диспетчерский контроль с записью в суточной ведомости работы по энергодиспетчерскому пункту исправности резервных ДГА на пунктах питания СЦБ и связи в соответствии с установленным порядком и сроками проведения их контрольных автоматических включений.

2.2.7. На всех пунктах питания выводы ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ должны быть раздельными для каждого плеча питания.

2.2.8. Пункты питания устройств СЦБ и связи должны собираться из комплектных камер внутренней или наружной установки на основании проекта.

2.2.9. Уровень напряжения переменного тока основного и резервного питания устройств СЦБ и связи измеряют под нагрузкой в кабельном ящике и на постах ЭЦ и домах связи - на вводных панелях. Номинальное напряжение переменного тока на устройствах СЦБ и связи должно быть 110, 220, 380 В. Отклонения от указанных величин номинального напряжения допускаются в сторону уменьшения не более 10%, а в сторону увеличения - не более 5%.

2.2.10. Пункты питания ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ должны быть, как правило, сфазированы и допускать параллельную работу на период включения линии под нагрузку, а также иметь одинаковое чередование фаз для каждого плеча питания.

2.2.11. Время перехода с основной системы электроснабжения устройств СЦБ и связи на резервную или наоборот должно выполняться автоматически и не превышать 1,3 с.

2.2.12. На пульте энергодиспетчера должен быть контроль напряжения на КТП основного и резервного электроснабжения.
2.3. Воздушные линии
2.3.1. Для электроснабжения устройств СЦБ и связи могут применяться одноцепные и двухцепные ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ. Двухцепные линии ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ должны быть разделены при реконструкции высоковольтных линий.

Одноцепные линии ВЛ СЦБ предназначены для основного электроснабжения устройств СЦБ и связи.

Одноцепные линии ВЛ ПЭ предназначены для резервного электроснабжения устройств СЦБ и связи, а также для электроснабжения нетяговых потребителей железнодорожного транспорта в соответствии с установленной МПС России категорией.

На двухцепных линиях одна цепь ВЛ СЦБ используется для основного электроснабжения устройств СЦБ и связи, а другая цепь ВЛ ПЭ - для резервного электроснабжения устройств СЦБ и связи, а также для электроснабжения нетяговых потребителей железнодорожного транспорта в соответствии с установленной МПС России категорией.

2.3.2. Одноцепные линии ВЛ СЦБ строятся на участках железных дорог с электрической тягой и на участках железных дорог с автономной тягой. Существующие линии ВЛ ПЭ используются для резервного питания устройств СЦБ и связи.

2.3.3. В целях создания наиболее благоприятных условий по обслуживанию, экономии проводов, кабелей, оборудования ВЛ СЦБ должны выполняться воздушными линиями и располагаться как можно ближе к полотну железной дороги, но с соблюдением требуемых габаритов и норм сближения с железнодорожными сооружениями, в т.ч. контактной сетью, железнодорожными путями, линиями связи.

2.3.4. При монтаже ВЛ СЦБ , ВЛ ПЭ на всем их протяжении должна соблюдаться транспозиция проводов. Полный цикл транспозиции имеет длину 9 км, провода меняются местами через каждые 3 км. Кабельные вставки (линии) не учитываются. На линии длиной менее 3 км транспозиция проводов не производится.

Транспозиция проводов ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ выполняется в укороченных на 25 - 30% пролетах относительно расчетных на промежуточных одностоечных опорах одноцепной линии и на промежуточных П-образных опорах двухцепной линии.

2.3.5.На вновь сооружаемых и реконструируемых ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ кабельные вставки укладывают в разные траншеи, расстояние между которыми должно быть не менее 3 м, а в стесненных условиях - не менее 1 м.

2.3.6. В районах с толщиной гололеда 10 мм и более на ВЛ СЦБ должны предусматриваться плавка гололеда, очистка и профилактический подогрев проводов.

2.3.7. На одноцепных ВЛ СЦБ без сигнальных проводов силовые опоры с линейными однофазными трансформаторами, в т. ч. столбовые (СТП) и подъемно-опускные КТП, устанавливаются в створе линии.

На двухцепных ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ и одноцепных ВЛ СЦБ с сигнальными проводами однофазные КТП или линейные однофазные трансформаторы, в т.ч. столбовые (СТП) и подъемно-опускные КТП, устанавливаются на выносных опорах.

2.3.8. Размещение линейных трансформаторов основного и резервного питания устройств СЦБ и связи на одной опоре не допускается.

2.3.9. Питание спаренных сигнальных установок на многопутных участках железных дорог на перегонах должно производиться от отдельных КТП.


2.4. Габариты линий
2.4.1. В зависимости от интенсивности гололедных образований и скоростного напора ветра ВЛ СЦБ строятся трех типов:

нормального (тип Н) с пролетом 50 м - для районов, где толщина стенки гололеда не превышает 10 мм;

усиленного (тип У) с пролетом 40 м - для районов, где толщина стенки гололеда на проводе составляет от 10 до 15 мм;

особо усиленного (тип ОУ) с пролетом 35 м - для районов, где толщина стенки гололеда на проводе составляет от 15 до 20 мм.

В случае подвески на опорах ВЛ СЦБ волоконно-оптических кабелей (ВОЛП) при определении наибольших длин пролетов следует учитывать воздействие этих кабелей

2.4.2. Расстояние от проводов ВЛ СЦБ до поверхности земли должно быть не менее приведенных в табл. 1.


Таблица 1

Характеристика местности

Наименьшее расстояние, м

Населенная местность

7

Ненаселенная местность и в пределах
искусственных сооружений

6


Труднодоступная местность

5

Недоступные склоны гор, скалы, утесы и
т.д.

3


В местах, где недоступен подъезд
механизмов к железнодорожному пути,
пахотные земли

6


Каталог: scb -> uploaded
uploaded -> Аккумуляторных батарей
uploaded -> Технологические карты для выполнения работ
uploaded -> Хозяйство сигнализации, централизации и блокировки (106 док.) Увязка кабельных жил на кроссовых стативах
uploaded -> Руководство по эксплуатации Электропоезд эд9М модель 62-305 Руководство по эксплуатации
uploaded -> Текущий ремонт
uploaded -> История отечкственного электровозостроения
uploaded -> 1 Общие требования на ремонт электрического оборудования пассажирских вагонов
uploaded -> Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов типа тэм2 рк 103. 11. 304-2003 москва-2003


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница