Инструкция по технике безопасности



Скачать 59.97 Kb.
Дата26.04.2019
Размер59.97 Kb.
ТипИнструкция

Инструктивная карта к уроку химии в 9 классе по теме

«Соединения железа»
Цель работы: исследование свойств соединений железа.
Инструкция по технике безопасности.
При работе с растворами кислот, щелочей, перманганата калия проявлять аккуратность. Использовать те количества вещества, которые указаны в инструкции. Не допускать попадания кислот и щелочей и других веществ на руки, одежду, столы. Не выливать избытки веществ в склянки с реактивами.

I. Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и железа (III).
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4 , хлорида железа (III) FeCl3, гидроксида натрия NaOH, соляной кислоты HCl, серной кислоты H2SO4.
Опыт 1. Получение и свойства гидроксида железа (II).
Выполнение опыта. В две пробирки налить по 0,5-1 мл раствора сульфата железа (II) и добавить по несколько капель раствора гидроксида натрия. Отметить окраску выпавших осадков. К содержимому первой пробирки прилить раствор соляной кислоты. Содержимое второй пробирки перемешать стеклянной палочкой до изменения окраски.

Задания.

  1. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:

- сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия;

- гидроксидом железа (II) и соляной кислотой.



  1. Составить молекулярное уравнение реакции между гидроксидом железа (II), водой и кислородом с образованием гидроксида железа (III).

  2. Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (II).

Разрезанное яблоко буреет на воздухе:

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3 



Опыт 2. Получение и свойства гидроксида железа (III).
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5-1 мл раствора хлорида железа (III) и добавить несколько капель раствора гидроксида натрия до образования осадка. Отметить окраску осадка. К содержимому пробирки прилить раствор серной кислоты.

Задания.

  1. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций между:

- хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия;

- гидроксидом железа (III) и серной кислотой.



  1. Сделать вывод о свойствах гидроксида железа (III).


II. Качественные реакции на ионы железа (II) и ионы железа (III)
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4 , хлорида железа (III) FeCl3, гексацианоферрат (III) калия K3[Fe (CN)6] (красная кровяная соль), гексацианоферрат (II) калия K4[Fe (CN)6] (жёлтая кровяная соль), роданид калия KSCN.
Опыт 3. Действие гексацианоферрата (III) калия (красной кровяной соли) K3[Fe(CN)6] на ион железа (II)
Выполнение опыта. К 0,5-1мл раствора сульфата железа (II) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6]. Отметить окраску осадка (турнбуллева синь).
Задание.

Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия выше перечисленных веществ с образованием осадка турнбуллевой сини (гексацианоферрат (III) железа(II) - Fe3[Fe(CN)6]2 ). Сделать вывод о качественном реактиве на ион Fe2+.




Опыт 4. Действие гексацианоферрата (II) калия (жёлтой кровяной соли) K4 [Fe(CN)6] на ион железа (III)
Выполнение опыта. К 0,5-1мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (II) калия K4 [Fe(CN)6] . Отметить окраску выпавшего осадка берлинской лазури (гексацианоферрат (II) железа(III) - Fe4[Fe (CN)6]3
Задание.

Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия выше перечисленных веществ с образованием осадка берлинской лазури Fe4[Fe (CN)6]3. Сделать вывод о качественном реактиве на ион Fe3+.




Опыт 5. Действие роданида калия на ион железа (III)
Выполнение опыта. К 0,5-1мл раствора хлорида железа (III) добавить несколько капель раствора роданида калия KSCN. Отметить окраску образовавшегося раствора.
Задание.

Составить молекулярное и ионное уравнения реакций взаимодействия выше перечисленных веществ, учитывая, что образующийся роданид железа (III) относится к малодиссоциированным веществам. Сделать вывод о качественном реактиве на ион Fe3+.



III. Окислительно-восстановительные свойства соединений железа
Свойства соединений железа (II).

Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4, серной кислоты H2SO4, перманганата калия KMnO4
Опыт 6. Восстановление перманганата калия.
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора перманганата калия и несколько капель раствора серной кислоты. По каплям добавить раствор сульфата железа (II) до обесцвечивания перманганата калия.

Задание.

1. Составить уравнение окислительно-восстановительной реакции между сульфатом железа (II), перманганатом калия и серной кислотой.

2. Сделать вывод об окислительно-восстановительной способности соединений железа (II).


Свойства соединений железа (III)
Реактивы: растворы хлорида железа (III) FeCl3, серной кислоты H2SO4, иодида калия KI, крахмальная бумага
Опыт 7. Окисление иодида калия

Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора хлорида железа (III), 1-2 капли серной кислоты и несколько капель раствора иодида калия. Определить по окраске образующееся соединение. Для подтверждения в пробирку опустить полоску крахмальной бумаги.

Задание.

1. Составить уравнение окислительно-восстановительной реакции между хлоридом железа (III), серной кислотой и иодидом калия.

2. Сделать вывод об окислительно-восстановительной способности соединений железа (III).

IV. Гидролиз солей железа (II) и железа (III)
Реактивы: растворы сульфата железа (II) FeSO4 , хлорида железа (III) FeCl3, универсальная индикаторная бумага.
Опыт 8. Гидролиз сульфата железа (II) и железа (III)

Выполнение опыта. Нанести на универсальную индикаторную бумагу по капле растворов сульфата железа (II) и хлорида железа (III). Определить реакцию среды.

Задания.


  1. Составить сокращённые ионные уравнения гидролиза сульфата железа (II) и хлорида железа (III).

  2. Сделать вывод о способности солей железа (II) и железа (III) подвергаться гидролизу.

Результаты опытов оформите в виде таблицы:

Содержимое пробирки

Цвет содержимого пробирки до реакции

Цвет содержимого пробирки после реакции

FeSO4

 

 


 + красная кровяная соль




FeSO4

 + желтая кровяная соль




FeSO4

+ роданид калия




Результаты опытов оформите в виде таблицы (на ватмане):



Содержимое пробирки

Цвет содержимого пробирки до реакции

Цвет содержимого пробирки после реакции

FeCl3

 

 


 + красная кровяная соль




FeCl3

 + желтая кровяная соль




FeCl3

+ роданид калия





Опыт 9. Совместный гидролиз хлорида железа (III) и карбоната натрия
Выполнение опыта. В пробирку налить 0,5 мл раствора хлорида железа (III) и по каплям добавить раствор карбоната натрия. Определить, какие вещества образовались при этом. По каким признакам вы это определили?

Задания.

  1. Составить молекулярное уравнение реакции взаимодействия между вышеуказанными веществами.

  2. Сделать вывод о возможности протекания данной реакции.

Каталог: uploads -> doc -> 0c71
doc -> Департамент образования Владимирской области
doc -> Материалы для работы группы
doc -> Методическое пособие по выполнению курсового проекта по пм01. 01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
doc -> Разработал: фио
doc -> Предлагаем Вам бесплатное создание и продвижение сайта
doc -> Методические указания по самостоятельной работе
doc -> Правила наложения давящей повязки и жгута
0c71 -> Учебное пособие «Аминокислоты»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница