Инструменты финансирования рисков катастроф в развитых и развивающихся странах Буданова Марина Михайловна



Скачать 40.95 Kb.
Дата09.08.2018
Размер40.95 Kb.
#43143

Инструменты финансирования рисков катастроф в развитых и развивающихся странах
Буданова Марина Михайловна
Аспирант
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 
экономический факультет, Москва, Россия
E–mail:
mbudanova03@yandex.ru

С каждым годом при наступлении катастрофического события разница между реальными финансовыми потерями и застрахованным ущербом возрастает, что приводит колоссальной нагрузке, которая ложится на государственный бюджет. При этом особенно страдают развивающиеся страны. Это связано с тем, что их финансовые и страховые рынки не достаточно развиты для организации своевременной страховой защиты. После катастрофы необходимо проводить меры по восстановлению. В развивающихся странах финансирование происходит в основном за счет государственного бюджета. Когда происходит катастрофа, все сферы в стране находятся под давлением и общее развитие страны замедляется. Для смягчения последствий после катастрофического события в данной статье предложено рассмотреть инструменты финансирования риска катастроф, их преимущества и недостатки, а также использование инструментов финансирования рисков катастроф в развитых и развивающихся странах.

Экономическое развитие толкает все больше людей на миграцию в города, которые часто находятся в береговой зоне и более подвержены климатическим угрозам, таким как ураганы и штормы. Переселение влечет за собой перемещение активов в зоны с большим уровнем риска, соответственно, финансовые последствия от катастроф возрастают.

В мире 30% катастрофических событий имеют страховое покрытие, 70% ложится на государственный бюджет1. В развивающихся странах страхование катастрофических событий происходит крайне редко. Уровень плотности страхования, который измеряется как годовая сумма премий к ВВП страны, в развивающихся странах составляет в среднем 2.9%2. В развитых странах плотность страхования находится на уровне 8.6%3. Можно сделать вывод о том, что развивающимся странам сложнее покрыть финансовые потери при возникновении рисков катастроф. Таким образом, потери от катастроф ложатся на государственный бюджет и частные домохозяйства.

Если катастрофа произошла, государство берет на себя функции администрирования: проводит реконструкцию инфраструктуры местности, оказывает первую помощь, занимается очисткой дорог, постройкой нового жилья и оказанием помощи бедствующим домохозяйствам. Последствия от катастрофы огромны для экономики: медленное восстановление инфраструктуры негативно влияет на экономическое развитие. В результате, государство получает низкие налоговые поступления в бюджет и недостаточность бюджетных средств на существующие проекты и на развитие новых. Восстановление после катастроф значительно зависит от финансирования.

После возникновения катастрофы государство использует следующие инструменты финансирования: фондирование региона, часто перенаправляя бюджетные средства из других проектов в пользу пострадавшего региона, повышение налогообложения, кредитование, международные займы. Перевод государственных средств из одних проектов в зоны бедствия чаще всего не может полностью профинансировать восстановительные меры. Увеличение налогообложения не является популярным инструментов, скорее политически невыгодным, а также может ухудшить экономическое положение в стране. Международное финансирование требует времени и может сделать страну зависимой и менее гибкой. Страна может лишиться долгового финансирования в перспективе, имея большую долговую нагрузку. В 2010 году Чили, имея незначительную долговую нагрузку в 3.2% к ВВП страны, успешно воспользовалась долговым финансированием и справилась с последствиями от землетрясения в 8.8 баллов по шкале Рихтера. В 2004 года Гренада при государственной задолженности 91% к ВВП страны объявила о дефолте через год после того, как в стране произошло катастрофическое событие – ураган “Иван”. Донорская помощь является еще одним инструментом международной помощи после возникновения события. Донорская помощь, в среднем, покрывает только 8% ущерба.

Эффективный портфель по риск-менеджменту должен содержать инструменты финансирования “до” и “после” рискового события. Финансирование должно быть организовано с использованием локальных и международных источников. Развитый страховой рынок может взять на себя риски частных лиц и компаний, и частично риски государства. Для развития рынка необходимо сделать страхование доступным для бизнеса и домохозяйств, развить культуру страхования, законодательство, предоставить доступ на страховой рынок международным страховщикам. Международные страховщики смогут обеспечить рынок инструментами передачи риска на развитые рынки. Сложные риски покрываются с помощью государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство нацелено либо на покрытие потенциальных финансовых разрывов, либо на дополнение уже существующей страховой защиты. Как показывает практика, применение государственно-частного партнёрства эффективно работает как в развитых, так и в развивающихся странах. Когда максимально использованы все инструменты по передаче риска до события, остаток риска остается на финансирование после события. В развивающихся странах остаточный риск значительно выше, чем в развитых странах.

Проведенное исследование показало, что развитые страны чаще используют инструменты финансирования до катастрофического события, что позволяет им покрыть до 60% риска, и 40% риска остается на финансирование после события. В развивающихся странах 70% риска может оставаться на финансирование с помощью инструментов, которые используются после катастрофического события. Схематично данное наблюдение представлено автором ниже.

Схема: Использование источников финансирования в развитых и развивающихся странах до и после катастрофы.

Источник: разработано автором.



Литература

  1. Сlosing the financial gap. Swiss Re. 2015.

  2. Natural catstrphes and man-made disasters in 2014: convective winter storms generate most losses. Swiss Re. 2015

  3. Closing the protection gap: tools to use before they are needed. Swiss Re. 2015

1 Swiss Re. Closing the financial gap. 2015. Page 4/ Отчет швейцарского перестраховочного общества. Преодоление финансового разрыва. 2015. Страница 4.

2 3 Там же.

3


Каталог: archive -> Lomonosov 2016 -> data
data -> Влияние трансплантации клеток микроглии в область нейротравмы на структурные и функциональные показатели
data -> Каталитические свойства палладийсодержащих наноалмазов и активированного угля в реакциях гидрирования паразамещенных нитробензолов
data -> Синтез наночастиц меди и их использование в готовых лекарственных формах
data -> Низкотемпературное скв nox аммиаком на композитных катализаторах [MOx/Ce0,8Zr0,2O2–h-beta] (M = Co, Cu), приготовленных различными темплатными методами
data -> Биологическое действие экзометаболитов бифидобактерий на условно-патогенные штаммы
data -> Гидрогенолиз глицерина до 1,2-пропиленгликоля на катализаторах, содержащих медь
data -> Возвратная логистика в управлении зелеными цепочками поставок: зарубежная практика и российские перспективы
data -> «Бифункциональный» катализатор Mn-Ce/Beta каталитического восстановления nox аммиаком при низких температурах
data -> Амперометрический сенсор на основе дфпг для оценки антиоксидантной активности природных фенольных соединений и лекарственного растительного сырья
data -> Макромолекулярные системы на основе композиции полимеров поливиниловый спирт–хитозан и наночастиц серебра

Скачать 40.95 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница