Интерактивная деятельность на уроках истории и обществознания



Скачать 105.9 Kb.
Дата28.01.2018
Размер105.9 Kb.
ТипУрок

Интерактивная деятельность на уроках истории и обществознания
Данная статья – это часть моего опыта, на примере которого рассматривается идея использования технологии развития критического мышления. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействую, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Что представляют собой формы интерактивного обучения?

Вашему вниманию предлагаются фрагменты опыта работы по технологии критического мышления, которую я использую на протяжении ряда лет.



Технология критического мышления:

три стадии

Стадия вызова

(7 минут)



Стадия осмысления

(15-20 минут)



Стадия размышления

(10 минут)



- обсуждение (например, афоризма или какого-то мнения);

- использование анекдотов, стихотворений, отрывков из статей.



- новая информация (работа с документом, чтение учебника, работа с текстом)

- состоит в соотнесении и анализе того, что учащиеся знают или думали, что знают, с тем, что они узнали после работы с текстом

- через актуализацию личного опыта учащегося;

- видеосюжет;

- рисунки


- идет индивидуальная работа (например, составляется схема)

- предложить учащимся закончить фразу

- использование ситуаций;

- использование познавательных задач



- составление кластера с «центральным» словом (например, семья)

- дать письменный ответ на вопрос

- через вопрос, на который в течение 2-3-х минут ученики должны дать свой ответ (письменный)

- составление таблицы

- составить «синквейн»

________________________

- написание эссе по предложенному афоризму


- через вопрос, на который в течение 1-2-х минут даются ответы и составляется кластер

1. Метод составления «кластера»

С этой целью можно использовать метод составления «кластера» (пучка) с любым ключевым словом. Для пояснения, здесь применяется метод мозгового штурма – составление кластера. Кластер – это графическое изображение, составленное в процессе групповой работы, строго регламентированной по времени. Для этого необходимо иметь в виду следующие шаги:



  1. Выбирается тема (как правило, одно ключевое слово или предложение).

  2. Она фиксируется на доске или на большом листе бумаги.

  3. Далее следует записывать все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

  4. По мере возникновения идей необходимо устанавливать те линейные связи между ними, которые кажутся подходящими (например, в виде ромашки с лепестками или дерева с корнями, стволом, ветками и листьями).

  5. Записывать надо всё, что приходит на ум, и пока не закончится время на выполнение задания.

Давайте попробуем составить кластер с ключевым словом «избирательные технологии», «Россия самобытная».
плакаты обвинение средства агитации демонстрации

подкуп «административный ресурс» предвыборная агитация Избирательные убийства

письма технологии государство

листовки вооружённые столкновения лозунги манифестации

митинги собрания «грязные технологии» «чёрный пиар»

покорность терпение крепостное право


«Мудрость души народной» (Г.Федотов) Дуализм русской души



Россия самобытная

«Русский дух- манера жить» (В.Розанов) «Наш народ тем самобытен, что кидается в

крайности» (М.Волошин)

«Земля наша велика и обильна, Готовность к страданию

а порядка в ней нет Могучая и бессильная,

(«Повесть временных лет») убогая и обильная» (Н.Некрасов)


2. Использование познавательных задач на стадии вызова.

Фрагмент урока «Николай Рерих и его Пакт»

Познавательная задача:

- археолог;

- путешественник;

- уже в юности проявляется как человек широких возможностей, его увлекают театр и нумизматика, литературное творчество и минералогия, ботаника и рисование, музыка;

- постепенно интересы выделились: это было искусство и история;

- учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств, куда поступил в 1893 году;

- его учителем в Академии был знаменитый пейзажист А.Куинджи;

- первый цикл его картин известен под названием «Начало Руси. Славяне», а первая картина «Гонец» прямо с академической выставки была приобретена П.Третьяковым;

- известен как театральный художник, оформивший на знаменитых Русских сезонах в Париже спектакли «Весна священная», «Князь Игорь»;

- хочется добавить, что революция и гражданская война в России разлучили его с Россией;

- впоследствии живёт в США, Швеции, Англии, вскоре поселяется в Индии, где основывает Институт гималайских исследований «Урусвати»;

- остаётся сказать, что на втором этапе своего творчества как художник он обращается к сияющим вершинам Гималай – Эвереста и Канченджанги.



Использование познавательных заданий на стадии рефлексии.

Фрагмент урока «Российская цивилизация»

На третьем этапе, стадии размышления, учитель говорит, что мы, только что прослушали результаты работы в группах, но было бы весьма интересно узнать, а что вы думаете по этому поводу, согласны ли вы с той точкой зрения, над которой работали в группе?

Какой из вариантов вы бы избрали? (зачитываются варианты)

Вариант А. Необходимо возвратиться на «столбовую дорогу» исторического развития, «назад к капитализму» (вскочить в цивилизацию» путём копирования западной модели).

Вариант Б. Нельзя рабски копировать Запад. Запад может служить лишь примером, источником для заимствования наиболее эффективных и пригодных России форм, рационального опыта.

Вариант В. Необходимо учитывать лишь «самобытность» России. Запад нам не указ.

Вариант Г. В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока, учитывая евразийское положение и традиции нашей страны, т.е. искать свой вариант современного устройства общества.

После высказываний учащихся, привести слова поэта – сатирика И. Губермана и предложить завершить последнюю строчку:

«Все споры вспыхнули опять,

И вновь текут, кипя напрасно

Умом Россию не понять,

А чем понять – опять неясно».



3. Анекдот как средство эмоциональной сферы урока.

Как же быть с правым полушарием, что нужно сделать, чтобы привлечь его к познавательному процессу? Здесь необходимо развивать творческое начало, воображение, вдохновение, образность, т.е. эмоциональную сферу человека. Без человеческих эмоций не было бы и человеческого искания истины. Вот здесь на помощь приходят средства, которые «ставят» эмоциональную сферу на «службу». Учитель может использовать такое средство как анекдот.

В.Даль определял анекдот как краткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае. Анекдот – спрессованный и отшлифованный устной эстафетой жизненный опыт народа, плод коллективного творчества, городского, сельского и иного фольклора.

Многие методисты педагоги-новаторы говорят о смеховой культуре на уроке, ведь совместный смех объединяет, помогает преподавателю установить контакт с аудиторией, восстановить утраченное внимание, снять усталость. Анекдот помогает в эмоционально яркой, запоминающейся форме передать нужную информацию. Как очень удачно заметил Гораций, «шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяют даже важные вещи, чем серьезное и глубокое изучение». Например, анекдот к теме урока: «Выборы и избирательные системы».

- Когда состоялись первые свободные демократические выборы?

- В раю, когда Бог, подведя к Адаму Еву, сказал: «Выбирай себе жену!»

К теме урока «Демократия»

Петроград. Октябрь 1917 года. К внучке декабриста вбегает горничная.

- Барыня! Радость-то какая! Революция!

- А что они хотят?

- Хотят, чтобы не было богатых!

- Странно… А мой дед хотел, чтобы не было бедных…



4. Афоризм как методический прием, используемый на уроке.

Афоризмы принадлежат к тому жанру, в котором краткость доведена до предела. Но за ней мысль, ассоциация, толчок к раздумью.

Пример № 1.

«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо» (Аристотель).

Когда встречаешь подобное, то невольно обращаешь внимание на целый ряд особенностей: образность, адресность, овеществленность абстрактных понятий. На уроках использование данного средства интересно как при постановке проблемы для обсуждения в ходе дискуссии, так и при написании творческих работ - эссе. Ниже приводятся афоризмы, подобранные к темам, изучаемым в курсе обществознания.

Тема: «Государство и право»

Государство создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Аристотель

Тема: « Власть»


Глубоко заблуждается тот, кто считает более прочной и твёрдой власть, покоящуюся на силе, чем ту, которая основана на любви.

Т.Публий


Тема: « Демократия»

Критика недостатков любой формы правления необходима и полезна любому правительству, хотя возможна она только при демократии.

К.Поппер

Тема: «Исторический процесс и его участники»


Мне известны только три орудия, при помощи которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения и привлекательность наслаждения.

Ж.Ж.Руссо


Тема: «Тирания, тоталитаризм»


Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Аристотель



5. Приём - «синквейн».

Стадию размышления, или рефлексии, можно организовать с помощью приёма - написание синквейна.

Синквейн – это пятистрочный стих. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте пример. После этого предложите написать несколько синквейнов.

Правила написания синквейна.


  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строчка – это синоним одного слова, который повторяет суть темы.

Приведём в качестве примера синквейны:

Смута

Народная и всеобъемлющая

Затормозила, унизила, уничтожила

Стала реальностью на 15 лет

Ужасно


Опричнина

Внутренняя, разнузданная

Разделила, настроила, оборвала

Придала стране сумятицу

Террор


6. Использование сюжета, поэтических произведений.

Фрагмент урока «Политическая система общества».

Шесть парадоксов советской системы:

Нет безработицы, но никто не работает.

Никто не работает, но растет производительность труда.

Растет производительность труда, но в магазинах пусто.

В магазинах пусто, но в домах кое-что есть.

В домах кое-что есть, но все недовольны.

Все недовольны, но единогласно голосуют «ЗА».

Фрагмент урока «Власть»

«Почему называется «власть»?

Потому, что ей многое всласть.

В этой маленькой буквочке «эс»

Затаился большой интерес.

В ней достаток, почет и уют,

В ней все то, что другим не дают.

Если б не было этого всласть,

То никто б не держался за власть…»

Феликс Кривин

современный поэт-сатирик

Фрагмент урока «Тоталитарный режим»

Следующий прием, оживляющий стадию вызова – это сюжет, который должен подвести к теме урока. (Это может быть притча, стихотворение, песня, анекдот и т.д.).

Перед началом урока учитель приводит следующий сюжет.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы. Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь, что, похоже, скорбите не впервой?

- Так оно и есть,- ответила женщина. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- От чего же не покинете эти места? – спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, ответила женщина.

Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? (Идет обмен мнениями).

Вывод Конфуция: «Запомни это, ученик. Жестокая власть – свирепее тигра». Итак, тема нашего урока – «Тоталитарный режим».

Применяя данную технологию уже на протяжении 17 лет, я смело могу сказать о реализации деятельностного подхода к обучению, которым, в первую очередь, должен овладеть учитель, чтобы включить учеников в какую-либо деятельность. Деятельностный подход к обучению осуществляется в интерактивных формах. Интерактивность формирует устойчивую мотивацию к учению, что позволяет развить потенциальные возможности всех участников процесса. Данные методы универсальны в применении на занятиях по любому учебному предмету, для любого возраста, не только в обучении, не только в школе. Они личностно ориентированы, задают процессу обучения диалогичность, субъектность, смыслотворчество, бесспорно способствуют созданию, поддержанию и развитию образовательной мотивации. Закончить свою статью мне хочется словами немецкого педагога Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно всё охватить, усвоить, переработать».


Список литературы:

1. Душенко К. Цитаты по русской истории. Справочник. М., 2005.

2 Иоффе А.Н. Методика гражданского образования. Брянск, 2007.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

4. Прокофьева Л.Б. Школьные технологии. №4. 2006 г.

5. Педагогические технологии: Учебное пособие. М., 2004.

6. Золотая коллекция. Афоризмы. М., АСТ, 2003.
Автор:

Зубрилина Светлана Геннадьевна - учитель истории и обществознания



МБОУ - гимназия №1 с.Красногвардейского, Республики Адыгея.
Каталог: servisy -> konferencii -> doklady uchastnikov konferencii
servisy -> «Транспорт» воспитателя Мыльниковой Ирины Анатольевны
doklady uchastnikov konferencii -> Дыхательная гимнастика
doklady uchastnikov konferencii -> Современные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов
doklady uchastnikov konferencii -> «Формирование творческого потенциала обучающихся на занятиях учебной практики»
doklady uchastnikov konferencii -> «К вопросу о совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку»
doklady uchastnikov konferencii -> «Играя, развиваемся и познаем мир»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница