Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе детском саду для детей с нарушениями зрения



Скачать 82.54 Kb.
Дата29.04.2018
Размер82.54 Kb.

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения

А.В. Игнатьева, ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа для слабовидящих обучающихся
В последнее время в современном обществе возрастает влияние и роль информатизации образования, использование информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Информатизация образования предоставляет педагогам широкие возможности для использования в педагогической работе новых методов обучения, различных методических разработок. Требования к работе педагогов изменились. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые в образовательном процессе, являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога. Это замечательный помощник в организации учебной, воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Возможности применения ИКТ разнообразны и обусловлены профессиональной деятельностью специалиста, направлением его деятельности, задачами обучения.

Государственное образовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся - учреждение для детей с нарушениями зрения. В данное время у нас действует 3 дошкольные группы и 5 классов начальной школы, всего 100 детей в возрасте от 3-х до 11 лет. Дети, поступающие в учреждение имеют такие заболевания как: гиперметропия, амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, афакия, спазм аккомодации, есть дети с врожденной патологией зрительного нерва, сетчатки.

Учреждение обеспечивает работу по компенсации первичного дефекта посредством развития сохранных анализаторов всех видов восприятия, которое, как правило, нарушается у детей с нарушениями зрения, не находящихся под постоянным тифлопедагогическим и медицинским наблюдением. И в этой работе успешно помогают информационно-коммуникационные технологии.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения имеет немало преимуществ по сравнению традиционными методами обучения, воспитания и коррекции. Они обеспечивают следующее:

- информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей большой интерес, побуждает к самостоятельной работе, повышает работоспособность;

- компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока не владеют техникой чтения;

- постановка проблемных задач и поощрение ребенка при их правильном решении, активизируют познавательную деятельность детей;

- учитываются возрастные возможности, особенности и потребности ребенка;

- учитываются индивидуальные особенности ребенка;

- создается благоприятный психологический микроклимат, у ребенка вырабатывается правильная реакция на ошибку, т.к. компьютер очень «терпелив», он не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их;



- максимальное использование при обучении и коррекции таких видов деятельности как: сравнение, классификация, обобщение, конструирование, прогнозирование;

- позволяет показывать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (извержение вулкана, торнадо, шторм в море, запуск ракеты в космос, посещение необитаемых планет и пр.), а также создавать необычные фантастические образы, героев;

- воспитываются такие качества как самостоятельность, сосредоточенность, уверенность в себе, развиваются интеллектуальные, творческие способности, воображение, фантазия;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, развивает усидчивость;

Наше учреждение оснащено современными компьютерами, компьютерными программами, имеется ноутбук, принтеры для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор с экраном на штативе, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Кроме этого, учреждение приобрело 2 новых устройства – интерактивная приставка, которая по своим функциям повторяет интерактивную доску. Такое оснащение образовательного процесса позволяет педагогам достаточно широко использовать различные компьютерные технологии.

Это создание электронных документов, составление календарного и перспективного планирования, разработки занятий, оформление карт обследования, полное оформление документации педагогов, и пр.

Привлечение Интернет – ресурсов. В настоящее время, в сети Интернет можно найти статьи по возникающим проблемам в работе с детьми с нарушениями зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых, тифлопедагогов, а также можно обмениваться обменяться опытом, информацией с коллегами посредством электронной почты. У наших педагогов вызывает интерес материалы Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября". Учителя начальных классов не раз размещали статьи из своего опыта работы на данном сайте.

Педагогами учреждения также используются сайты журналов «Дефектология», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе», электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" и др.

Педагоги учреждения стали активно принимать участие во Всероссийской педагогической видеоконференции. Данная видеоконференция проводится через сеть Интернет с использованием компьютерной программы «Skype». Участие в подобных конференциях расширяет знания, педагогический опыт, умение общаться, повышает профессиональную компетентность.

В лечебно – восстановительной и коррекционной работе учителями-дефектологами эффективно применяются следующие компьютерные программы: «Relax-2», «eYe», «Плеоптика-2».

Программа «Relax-2» оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния. Программа предназначена для восстановления и тренировки аккомодационной способности, применяется в профилактики и комплексном лечении миопии и амблиопии, спазма аккомодации, профилактики зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома. Продолжительность тренировки - 5 минут.

Набор программ «Плеоптика-2» (4 игры).

В этот набор входят программы: «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика». Эти программы предназначены для лечения амблиопии любой степени и любого вида детей от 3-х лет. Используемые в играх зрительные стимулы оказывают мощное избирательное воздействие на механизмы, реализующие нарушенные при амблиопии зрительные функции. Во время игры обеспечивается связь зрительной и слуховой систем за счет сопровождения соответствующими звуками моментов игры.

«eYe» - это программа предназначена для диагностики и лечения косоглазия и амблиопии. Она состоит из двух частей:

1. «КАБИНЕТ» - контроль состояния зрительной системы, лечение амблиопии, восстановление и развитие бинокулярного зрения, фиксация результатов заянятий.

2. «РЕГИСТРАТУРА» - автоматизированное ведение медицинских карт пациентов, обработка и наглядное представление данных диагностики и лечения, документирование результатов работы.

Для коррекции и лечения зрительных нарушений в данной программе используются следующие группы упражнений: СОВМЕЩЕНИЕ, СЛИЯНИЕ, ТРЕНАЖЕР, «ТИР», «ПОГОНЯ».

В перспективе планируется приобретение таких компьютерных программ как: «КОНТУР», направленной на лечение амблиопии, восстановление и развитие бинокулярного зрения; «КАПБИС-МЕКО», для диагностики и лечения косоглазия, амблиопии, нарушений бинокулярного зрения в игровой форме.

Педагогами нашего учреждения достаточно широко применяются презентации в программе Рower Рoint. Это очень удобная программа, которая повышает эффективность проведения занятий и уроков. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, как отдельные предметы, так и группы предметов, схемы, таблицы, фотографии, тексты. Существующая настройка анимации в данной программе, позволяет представлять учебный материал дробно, а также с ее помощью можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации.

В работе с детьми с нарушением зрения используются различные компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, тесты, задания на развитие цветовосприятия, цветоразличения, определение формы предметов, их величины; задания, направленные на сравнение, классификацию, обобщение предметов; задания на развитие зрительного внимания и зрительной памяти; формирование зрительно-пространственных отношений; задания для развития связной речи; игры и задания на развитие общей и мелкой моторики рук. Презентации позволяют разучивать и проводить с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Использование пространственных моделей, различных схем в обучении детей с нарушениями зрения учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, обобщать, выделять главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.

При работе с презентациями расширяются возможности слабовидящих детей в получении информации, формируется адекватный зрительный образ, предоставляется возможность отвечать на вопросы, комментировать ответы других детей, исправлять свои ошибки и ошибки других. Данная программа удобна для совместной деятельности ребенка и педагога, является дополнительным источником информации и эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения, увеличивает интерес ребенка к занятию и способствует его познавательной активности.

Кроме этого, хочется отметить использование в работе мультимедийных презентаций. Преимущества подобных презентаций в том, что они дают возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде, активизируют зрительные функции, глазомерные возможности ребенка, позволяют сделать занятия привлекательными, более яркими, интересными, являются отличным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий.

В последнее время в образовательном процессе стали использоваться интерактивной доски. В связи с тем, что учреждение пока не может ее приобрести, мы используем в работе новое устройство - интерактивная приставка (или беспроводной интерактивный комплект), которая является открытым аналогом интерактивной доски и по своим функциям повторяет интерактивную доску, позволяет работать в интерактивном режиме, но значительно дешевле по своей цене. Стоя у доски, можно с помощью специального маркера сохранять пометки, нанесенные поверх проецируемого проектором изображения, делать надписи, рисовать, чертить геометрические фигуры или просто писать, открывать и редактировать компьютерные приложения и файлы. Любой документ можно сохранить, распечатать или передать по сети Интернет. Устройство мобильно, значительно легче и меньше аналогичных устройств. Благодаря специальным программам, приставка «превращает» любую белую поверхность (магнитно-маркерную доску, белую стену или даже лист ватмана) в интерактивную.



Данный прибор также как и интерактивная доска позволяет сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности, а также данное средство повышает эффективность проведения уроков, активизирует познавательную активность учащихся, а также дает возможность педагогам повышать уровень педагогического мастерства.

Таким образом, применение в учебно-воспитательной, коррекционной работе различных компьютерных технологий, которые учитывают особенности развития детей с нарушениями зрения, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, активизировать познавательную деятельность детей, становятся мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей как младшего школьного возраста, так и дошкольного возраста. Это та база, которая гарантирует необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Каталог: servisy -> sbornik konferencii -> doklady uchastnikov konferencii
servisy -> Интерактивная деятельность на уроках истории и обществознания
servisy -> Рабочая программа средней группы (от 4 до 5лет) на 2016-2017 учебный год Программа разработана Воспитателем: Онякина Т. В
servisy -> Реферат Тема: СССР в 1945-1953 гг. Учащийся 9г класса маоу «сош №18» г. Сыктывкара
doklady uchastnikov konferencii -> Кроссовая подготовка в условиях спортивного зала с применением нестандартного инвентаря и оборудования
doklady uchastnikov konferencii -> Использование интенсивных методов и приемов для развития орфографической зоркости учащихся 9 класса на уроках русского языка при подготовке к гиа
doklady uchastnikov konferencii -> «Использование компьютерных технологий в классе баяна»
doklady uchastnikov konferencii -> Учитель-логопед, мадоу


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница