Использование итерактивной доски при подготовке дошкольников к обучению грамоте



Дата09.08.2019
Размер0.73 Mb.
#128224

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.
Сидоренко Л.М., г.Северск, МБДОУ «ЦРР – д/с №57», учитель – логопед, sidorenko_lilia@mail.ru
В настоящее время большое распространения получили интерактивные доски, которые значительно сокращают время на подготовку к занятию. Еще совсем недавно такое казалось фантастикой: в школьном классе вместо обычной доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Сегодня это реальность! Интерактивная доска позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. К сожалению, подобные доски редкость для дошкольных учреждений.

Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление педагога красочнее, информативнее и увлекательнее. Действия педагога на доске завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются на таких занятиях. Интерактивная доска позволяет ускорить темп занятия и вовлечь в него всех детей группы, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Учёными установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, который увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Кроме того, развитие моторики способствует ещё и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения ребенка. Поэтому важно во время занятия постоянно предоставлять дошкольникам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.



Программа «Детский сад 2100» является одной из образовательных программ, по которым работает наше дошкольное учреждение. Раздел «Подготовка к обучению грамоте» данной программы в методическом плане достаточно сложный для воспитателей, особенно для начинающих. Поэтому уже несколько лет в ДОУ курс «По дороге к Азбуке» 3, 4 часть (старшая и подготовительная к школе группы) ведут учителя-логопеды. С сентября 2009 года занятия проводятся с использованием интерактивной доски. Уже создан электронный банк занятий (медиапособие).

ВИДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ




Цель задания: определить наличие звука [С′] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для обозначения.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку с заданным звуком и отмечает её маркером.

Примечание: хорошо использовать на этапе знакомства со звуком.



Цель задания: определить позицию звука [Х] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта и обозначение позиции звука.

Деятельность ребенка: ребёнок определяет позицию звука в слове и закрашивает соответствующую клетку маркером.
Цель задания: определить позицию звука [Ш] в слове.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для соединения с соответствующей схемой.

Деятельность ребенка: ребёнок определяет позицию звука в слове и проводит соединительную линию с нужной схемой.

Примечание: усложнённый вариант – наличие двух звуков в одном слове.
Цель задания: дифференциация звуков [Н] – [Н′] в словах.

Инструментарий для реализации: выбор объекта и обведение его соответствующим цветом (твёрдый согласный звук – синим, мягкий – зелёным).

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие твёрдого (мягкого) звука и обводит картинку соответствующим цветом.

Примечание: усложнённый вариант – при наличии обоих звуков в слове обводим каждым цветом.

Цель задания: дифференциация звуков [Б] – [Б′] и определение их позиции в словах.

Инструментарий для реализации: выбор объекта, определение наличия одного из заданных звуков и закрашивание соответствующей клетки нужным цветом.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие твёрдого (мягкого) звука и закрашивает соответствующую клетку нужным цветом.




Цель задания: дифференциация звуков [С] – [С′] в словах.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для перетаскивания.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие твёрдого (мягкого) звука и перетаскивает ее с помощью маркера в соответствующий домик.
Цель задания: дифференциация звуков [М] – [М′] в словах.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для соединения с соответствующей картинкой-символом.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие одного из заданных звуков и соединяет ее нужным цветом с соответствующим звуковым символом.




Цель задания: звуковой анализ слова.

Инструментарий для реализации: выбор фигуры для перетаскивания.

Деятельность ребенка: ребёнок последовательно называет звуки в заданном слове, дает характеристику звуку (гласный/согласный; согласный твердый/мягкий, звонкий/глухой) и перетаскивает квадрат нужного цвета в соответствующую клетку при помощи маркера.
Цель задания: звуко – буквенный анализ слов.

Инструментарий для реализации: закрашивание маркером клеток соответственно характеристике звука.

Деятельность ребенка: ребёнок последовательно называет звуки в слове, дает характеристику звуку, закрашивает соответствующую клетку нужным цветом.
Цель задания: слоговой анализ слов.

Инструментарий для реализации: выбор объекта для соединения с заданным слогом.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, определяет наличие в слове одного из заданных слогов и соединяет ее с соответствующей слоговой карточкой.

Примечание: усложнённый вариант – заданный слог может быть не первым в слове.

Цель задания: слоговой анализ и синтез слов.

Инструментарий для реализации: выбор объекта и перетаскивание слоговых карточек.

Деятельность ребенка: ребёнок читает слоги и перетаскивает их к соответствующей картинке, меняя местами, читает получившееся слово.



Цель задания: слоговой анализ и синтез слов.

Инструментарий для реализации: перетаскивание карточек при помощи маркера.

Деятельность ребенка: ребёнок выбирает слоги для составления слова и перетаскивает их в нужной последовательности на свободный участок доски.

Цель задания: составление схемы предложения.

Инструментарий для реализации: выбор фигуры для перетаскивания.

Деятельность ребенка: ребёнок по картинке составляет предложение и маркером перетаскивает фигуры, выстраивая схему предложения.

Примечание: усложнённый вариант – составление схемы предложения с использованием предлогов.

Цель задания: составление слова по первым буквам в названии картинок.

Инструментарий для реализации: выбор объекта, запись первой буквы его названия.

Деятельность ребенка: ребёнок называет картинку, выделяет первый звук, пишет нужную букву.

Примечание: усложнённый вариант – составление слова по первым слогам.
Цель задания: восстановление слов и звуко-буквенный анализ.

Инструментарий для реализации: перетаскивание букв и закрашивание клеток.

Деятельность ребенка: ребёнок называет слово, меняет местами буквы перетаскиванием, закрашивает клетки соответственно характеристики звуков.
В заключение следует отметить:

1. Интерактивная доска в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает развивающий характер.

2. Цель данного подхода – формирование мотивационной, интеллектуальной готовности ребенка к использованию новых информационных технологий в своей деятельности Главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе.

3. Интерактивные доски могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм-рекомендаций.

4. Необходимо вводить новые информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

 Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки педагога к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату, а использование медиапособия в дальнейшем сократит время при подготовке к занятиям.



Список используемой литературы:


  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 3-е испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для занятий с дошкольниками 4-6 лет в 4-х частях. Часть 3 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2006. – 64 с., ил. (Серия «Свободный ум»).

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для занятий с дошкольниками 4-6 лет в 4-х частях. Часть 4 (5-6 лет). Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2006. – 64 с., ил. (Серия «Свободный ум»).

  4. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч. 5 – М.: Баласс, 2009. – 96 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).


АННОТАЦИЯ

Данная статья показывает преимущества использования интерактивной доски на занятиях с дошкольниками. А также предлагает некоторые практико – ориентированные задания по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников.


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница