УДК 629.113.004.67
ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ МИКРОТВЕРДОСТИ ПО ГЛУБИНЕ ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740
Тугушев Б.Ф.1, Жуков И.А.2, Киселев И.А.3, Гаврилов С.А.4
СГТУ имени Гагарина Ю.А., доцент кафедры «Организация перевозок,
безопасность движения и сервис автомобилей»1
СГТУ имени Гагарина Ю.А., студент группы б2-ЭТТК412
СГТУ имени Гагарина Ю.А., студент группы б2-ЭТТК413
СГТУ имени Гагарина Ю.А., студент группы б2-ЭТТК414
Представлено распределение микротвердости в шейке коленчатого вала. Сделаны выводы о путях повышения ресурса детали.
Ключевые слова: коленчатый вал, микротвердость, механическая обработка, ресурс
THE RESEARCH OF THE CHANGE OF HARDNESS IN JOURNAL OF THE CRANKSHAFT OF ENGINE KAMAZ-740
Tugushev B.F.1, Djukov I.A.2, Kiselev I.A.3, Gavrilov S.A.4
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Associate Professor of the Department
«Transportation organization, traffic safety and car service»1
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, student of group b2-ETTK412
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, student of group b2-ETTK413
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, student of group b2-ETTK414
The hardness distribution in the crankshaft is represented. Conclusions are drawn about ways to increase the resource.
Keywords: crankshaft, hardness, mechanical restoration, resource
Считается, что коленчатые валы двигателей КамАЗ-740, имеющие размеры шеек ниже второго ремонтного (Р2 или Ø мм – для коренных шеек и Ø мм – для шатунных шеек [1]), обладают невысокими потребительскими свойствами по причинам снижения твердости, уменьшения последующих межремонтных пробегов, увеличения вероятности поломки. В работе приведены результаты исследования распределения микротвердости металла в различных зонах шатунной шейки размера Р2, закаленной ТВЧ. Коленчатый вал двигателя КамАЗ-740 изготовлен из стали 42ХМФА ТУ 14-1-1296-75. Образцы вырезались непосредственно из детали при помощи углошлифовальной машины компании STERN модели AG125B мощностью 900 Вт, оснащенной отрезным кругом Ø 115 мм толщиной 0,8 мм ГОСТ 21963-2002. Частота вращения шпинделя составляла 11000 мин-1, подача – ручная при обильном охлаждении водой разбрызгиванием, цвета побежалости отсутствовали. Подобная методика описана в [2]. Далее образцы помещались в форму и заливались эпоксидной смолой с отвердителем. После отверждения они обрабатывались вручную на шлифовальной бумаге и полировались [2]. Подготовленный образец представлен на рис. 1.
Рис. 1. Образец, вырезанный из шатунной шейки коленчатого вала двигателя КамАЗ-740,
для исследования микротвердости по глубине с размеченными линиями измерения
Рис. 2. Графики распределения микротвердости по глубине
шатунной шейки коленчатого вала двигателя КамАЗ-740
вдоль соответствующих линий измерения
Исследуемая поверхность была предварительно размечена двенадцатью линиями, вдоль которых проводилось измерение микротвердости с шагом 0,25 мм на глубину 8 мм. Использовался прибор ПМТ-3, оснащенный окуляром-микрометром МОВ-1-15. Измерения проводились по методу восстановленного отпечатка в соответствии с ГОСТ 9450-76. Индентором служила алмазная четырехгранная пирамида с квадратным основанием, нагрузка на нее составляла 1,96 Н. Результаты приведены на рис. 2. Экспериментальные значения аппроксимировались полиномами 6-й степени при использовании стандартной процедуры Microsoft Excel. В таблице приведены уравнения аппроксимирующих кривых и значения квадрата смешанной корреляции R2.
Результаты аппроксимации
Номер
линии
измерения
|
Уравнение аппроксимирующей кривой (микротвердость HV0,2 - в [МПа]; глубина х – в [мм])
|
R2
|
1
|
HV0,2=0,4667x6-14,525x5+162,38x4-785,39x3+1537,6x21411,9x+5791,1
|
0,9656
|
2
|
HV0,2=1,4587x6-39,454x5+398,92x4-1818,9x3+3510,3x2-2555,9x+5896,8
|
0,9783
|
3
|
HV0,2=0,5191x6-16,912x5+196,94x4-994,3x3+2035,6x2-1595,5x+5410,7
|
0,9654
|
4
|
HV0,2=1,5516x6-40,932x5+404,7x4-1813,1x3+3480,6x2-2620,4x+5900,5
|
0,9649
|
5
|
HV0,2=-0,4997x6+6,9085x5-11,076x4-161,38x3+500,15x2-406,81x+5465,1
|
0,9653
|
6
|
HV0,2=1,6603x6-41,39x5+379,58x4-1518,1x3+2328,9x2-998,19x+4979
|
0,9352
|
7
|
HV0,2=-0,9633x6+27,243x5-295,62x4+1508,6x3-3412,8x2+1750,1x+5211,9
|
0,9585
|
8
|
HV0,2=-1,8127x6+49,15x5-511,31x4+2520x3-5728,4x2+4206x+4084
|
0,9582
|
9
|
HV0,2=-1,2486x6+33,514x5-343,02x4+1622,3x3-3224,2x2+773,92x+5912,2
|
0,9712
|
10
|
HV0,2=-0,3412x6+12,181x5-161x4+973,8x3-2543,4x2+1400,6x+5149,6
|
0,9542
|
11
|
HV0,2=1,2708x6-29,297x5+240,08x4-794,59x3+780,66x2-275,55x+5163,1
|
0,9544
|
12
|
HV0,2=1,0476x6-26,306x5+238,68x4-891,36x3+950,08x2+386,9x+4880
|
0,9672
|
Выводы. Закаленный до 4500…5500 МПа слой шейки размером Р2 распространяется на глубину до 3 мм, после чего микротвердость плавно снижается и на глубине 4,5 мм становится равной 2300…2800 МПа – твердости незакаленного металла. При дальнейшей перешлифовке на Р3 и Р4 (см. [1]) мы не увидим снижения твердости рабочей поверхности шейки. В галтели глубина закаленного слоя распространяется в среднем до 1,25 мм и она будет уменьшаться при дальнейшей перешлифовке. Выше галтели глубина закаленного слоя - 2,25…3 мм. Таким образом можно предположить, что перешлифовка на последующие ремонтные размеры Р3 и Р4 не повлияет на износостойкость детали, но малая толщина закаленного слоя в галтели понизит ее прочность, в том числе усталостную.
Список литературы
1. Восстановление деталей автомобилей КамАЗ / Р.А. Азаматов, В.Г. Дажин, А.Т. Кулаков, А.И. Модин; под ред. В.Г. Дажина. – Набережные Челны: КамАЗ, 1994. – 215 с.
2. Болховитинов, Н.Ф. Атлас макро- и микроструктур металлов и сплавов / Н.Ф. Болховитинов, Е.Н. Болховитинова. – 2-е изд. – М.: МАШГИЗ, 1959. – 88 с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |