Исследование с использованием творческого компонента, 11 класс Цели и задачи урока



Скачать 68.15 Kb.
Дата09.08.2019
Размер68.15 Kb.
#127241
ТипУрок




Восстановление народного хозяйства: политика государства

в послевоенной деревне

(Урок-исследование с использованием творческого компонента, 11 класс)



Цели и задачи урока:

1. Сформировать представление о послевоенном периоде в истории СССР.

2. Выявить объективные трудности послевоенного периода и оценить действия властей по преодолению этих трудностей на основе анализа исторических документов

3. На основе полученных знаний составить письмо от имени сельского жителя послевоенной поры городским родственникам.

4. Проследить изменчивость исторических оценок. Показать учащимся, что синхронное восприятие мира отличается от стороннего изучения. Находясь внутри времени, мы не видим всей полноты информации.

Оборудование:


  1. Мультимедийная установка (проектор) для демонстрации презентации.

  2. ПК

  3. Плакаты послевоенной эпохи (1946, 1947 гг.)

  4. Документы и материалы для групп

Литература:

Перечень документов:

1. Докладная записка начальника управления МГБ по Хабаровскому краю генерал-полковник С. Гоглидзе министру госбезопасности генерал-полковнику В.С.Абакумову «О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае» (14 февраля 1947 г.).

2. Докладная записка министра Молдавской ССР Мордовца Министру госбезопасности СССР В.С. Абакумову о последствиях голода в районах Молдавии (2 декабря 1946 г.).

3. Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР.

4. Указ Президиума Верховного Совета СССР 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».

5. Хрущев Н.С. Воспоминания. Первые послевоенные годы.



Перечень учебников:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начало XXI века М., 2006 – С. 256 - 257

2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества XX век—М., 2005.

3. История России 1945 – 2007 под редакцией А,А, Данилова А.И. Уткина, А.В. Филиппова. – М., Просвещение, 2008. – С. 32 – 33

4. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. – М., Просвещение, 2002 – С. 270 - 271
Необходимо в ходе учебного занятия сформировать представление о послевоенном периоде в истории нашей страны. Мы возьмем только один аспект – восстановление народного хозяйства после войны. И в рамках этой темы будем говорить о политике государства в послевоенной деревне. СЛАЙД 1

Учитель Эпоха, о которой пойдет речь, сложная, противоречивая недостаточно изученная, и наполненная мифами. Один из них – особые решающие заслуги Сталина в победе над Германией и в восстановлении страны после войны.

Нам предстоит оценить эффективность государственной системы и те методы, при помощи которых сталинский режим выходил из послевоенного кризиса. СЛАЙД 2

На какие материалы мы будем опираться? Прежде всего на документы того времени и, конечно, на учебники по истории России XX века. (см Приложение 1)

Для результативности работы учащиеся разделены по группам. Группам предлагаются разные источники. Первая группа работает с документами. Перечень представлен на Слайде 3. Второй группе предлагаются тексты школьных учебников. Слайд 4 (перечень учебников) При отборе документов мы стремились к освещению проблемы (голода) с позиций разных социальных слоев – от колхозника до министра. Часть их показывает последствия голода (людские потери, разрушение крестьянских хозяйств, изменение социальной психологии крестьян). Особое место занимают документы, отражающие правительственный курс в деревне: секретные постановления правительства, докладные записки и донесения, не прикрытые привычными пропагандистскими лозунгами.
Учитель Задание для всех будет единым: в предложенных источниках необходимо найти информацию об объективных трудностях послевоенного периода. Необходимо напомнить: объективные трудности – это такие, которые не зависят от воли или действий одного человека или конкретной группы лиц. Слайд 5 (сформулировано задание к документам).

Ответы учащихся:

- Природно-климатический фактор – засуха

- Последствия Великой Отечественной войны:

огромные людские потери 27 млн. погибших, из них
20 млн. мужчин – нехватка рабочей силы ;


70 тыс. сел уничтожено.

«пушки вместо масла» – нехватка сельскохозяйственной техники.

Учитель. Спасибо за активную и вдумчивую работу. А теперь давайте суммируем наши наблюдения. Обратите внимание на слайд. Слайд 6

Учитель Теперь следующий шаг. С помощью анализа тех же документов нам необходимо выявит факторы субъективные: рассмотреть действия государственной власти в послевоенный период и ответить на вопрос: политика властей улучшила положение в стране, оставила его в том же состоянии или ухудшила?

Ответы учащихся и комментарии учителя.

Учитель И, снова подводим итог. Слайд 7

- В условиях жестокой засухи 1946 г. государство продолжало через ценовую политику осуществлять неэквивалентный товарообмен между городом и деревней.

- Чтобы удержать людей, колхозникам не выдавали паспорта.

- Начиная с 1946 года, приусадебные участки были не только урезаны, но и обложены непомерными налогами.

- Оставшиеся в деревне женщины нередко были вынуждены работать вручную: пахать на коровах и впрягаться в плуг, чтобы выполнить посевной план.

- Торговать на рынке можно было только при наличии специального документа о том, что соответствующий колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством.

- В 1946 г. вывоз хлеба составил 1,7 млн. т., при этом, например, нормы выдачи продовольствия на душу населения в Берлине превышали те, которые имели место в Советском Союзе.

Учитель Итак, приведенные документы позволяют проследить, как трагически сплелись для народа послевоенная разруха и засуха с безжалостным государственным принуждением.

Учитель А теперь от аналитической работы перейдем к социально-психологическому творчеству.

На основе полученных вами знаний каждой группе нужно составить письмо от имени сельского жителя послевоенной поры к городским родственникам. Для чего мы предлагаем такое задание? Для того, что бы вы понимали не только смысл истории, но и воспринимали ее дух, углубляли знание сопереживанием. А для этого нужно время от времени «примеривать» на себя соответствующие исторические костюмы.

Обратите внимание на условия, которые необходимо выполнить при создании письма. Представьте себе, как в частном бытовом письме мы могли бы изложить те проблемы, о которых говорили выше. И не с позиций человека, который живет в XXI в., а с позиций 1946 г.

Слайд 9 (основные условия при написании письма:

1. письмо должно быть написано с позиции человека той эпохи;

2. в тоталитарном обществе часть информации скрыта от граждан;

3. следует соблюдать стилистику текста;

4. продумать концовку письма).

Группам необходимо предложить зачин письма, чтобы ребятам было легче приступить к работе и сохранить стиль. Варианты зачина могут быть следующие:

Вариант 1.

«Здравствуйте, дорогие брат Пётр и невестка Валентина! Кланяемся тебе я и тётка Марья.

Пишу тебе, Петруша, потому что положение у меня безвыходное. Ты знаешь, как непросто нам, но в последнее время жизнь совсем прижала. Корова Зорька заболела. Сосед предлагает купить у него тёлочку, но денег нет. Прошу тебя, Петруша, помоги …»

Вариант 2.

«Здравствуй, Ванюша!

Пишет тебе твоя сестра Валентина.

Надеюсь, все твои здоровы. А я поплакаться тебе хочу. Хоть мальчишки мои растут не по дням, а по часам, но трудно мне с ними. Из последних сил рвусь, чтоб их прокормить, обуть, одеть. Если бы Василий вернулся с фронта, было б полегче.

Думаю, может Федьку отправить к тебе в город? Пусть ремесло осваивает… В колхозе нынче совсем нужда задавила….»

После того как письма готовы, необходимо содержание писем проанализировать. Для этого группам предлагается следующее задание Слайд 10:


  1. Определить, какие характерные черты послевоенной деревни удалось отразить в письме. За что можно похвалить?

  2. Определить, какие допущены ошибки, неточности с точки зрения истории. За что можно пожурить?

  3. Удалось ли автору письма передать «дух времени»?

Учитель: Познакомьтесь с фрагментами реальных писем послевоенного времени. Органы госбезопасности следили за частной перепиской, перлюстрировали письма, многие изымали, содержание частных писем включали в свои докладные записки вышестоящим органам.

СЛАЙД 11 (фрагменты писем)

6.IV – 47 г. «…До пасхи будем жить дома, а после пасхи уедем. Бились, бились, больше не можем. Чем умирать с голоду лучше уедем. Работаем, работаем, а получать нечего» (Журова Н., Великолукская обл., гор. Невель, Ново-Вознесенский сельсовет – Журову И.Р., пп 49 713-Б) 

16.XI.46 г. «.. .Жизнь наша никуда не годится, продуктов питания у нас нет и купить их не на что. Мы совсем погибаем: есть нечего. Можно ли жить дальше? Так жить не хочется, живым бы лег в могилу». (Колесникова Н.И., Воронежская обл., Кантемировский р-н, ст.Кантемировка, ул. Рабочая, д.32, Колесникову Д.И., пп 29386-И)

9. IX – 46 г. «…народу в колхозе остается всего ничего. Лошадей хороших и плохих только шесть штук. Теперь наш колхоз не «Красная Медведица», а колхоз «Напрасный труд». (Журавлев, Калининская обл., Кашинский р-н, п/о «Красный бор», колхоз «Красная Медведица» - Иванову В.К., Великолукская обл., гор. Себеж, ул. К. Маркса, д. 10) 
Учитель. Фактически мы не просто изучали сегодня с вами один из исторических эпизодов сталинской эпохи, сопоставляя документы и содержание параграфа учебников – мы с вами делали очень важную исследовательскую работу: моделировали историческое сознание. Хочу надеяться, что сегодняшние размышления добавят вам интереса к исторической науке.

Мы с вами моделировали историческое сознание.

Если хотя бы один из вас выйдет из этого кабинета с более глубоким интересом к истории, то я буду очень рада. Успехов вам!

Типичная ошибка не просто процитировать документ А прочесть использовать полученную информацию и затем самостоятельно ее изложить при этом сохранив стилистику задания.


Изменчивость исторических оценок. Синхронное восприятие мира отличается от стороннего изучения. Находясь внутри времени, мы не видим всей полноты информации. Часть информации сознательно скрыто от населения, особенно в тоталитарном обществе.

Скачать 68.15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница