Исследовательская работа «Моя родословная»



Скачать 134.98 Kb.
Дата22.05.2018
Размер134.98 Kb.
ТипИсследовательская работа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №3

Районная краеведческая конференция обучающихся

« Родословие»
Исследовательская работа
« Моя родословная»

Выполнила : Юдина Екатерина Владимировна

Учащаяся МКОУ БСОШ №3

Руководитель : Пуляева С.А.

Учитель истории МКОУ БСОШ №3

Бобров

2014

Оглавление:


  1. Введение

    1. Постановка темы исследования

    2. Цель и задачи

1.3Методы исследования

2.Основная часть

2.1Подготовительная работа

2.2. ИЗ истории родословной.

2.3 Использование метода составления

генеалогического древа в различных науках.

2.4 Новые факты биографий моих родственников

    1. Составление генеалогического дерева.

  1. Заключительная часть

    1. Результаты исследования и выводы

3.2 Заключение

  1. Приложения и ссылки

    1. Список использованной литературы, ссылки

    2. Приложения


1.Введение

1.1 Постановка темы исследования.

Аннотация

В настоящее время, к сожалению, все больше утрачивается связь с прошлым, с историей.

Мы не знаем отчества наших прабабушек и прадедушек, не имеем представления, кем были наши предки, откуда начинался наш род, чем прославил он великую державу.…Забываем свои корни, значит, теряем себя.

Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своей семьи и гордиться своими предками, их делами и нашим Отечеством.

Пришло время увековечить память о ваших родственниках и нас самих.

Сегодня, когда время вносит свои коррективы в историческое прошлое, очень важно не растерять связь времен, связь поколений. На примере большой семьи Юдиных-Пономаревых можно проследить перипетии жизненного пути многих представителей русского народа.

По-разному складывались их судьбы, но вся их жизнь была посвящена служению городу, своей малой родине, и стране в целом.

На примере этой семьи можно проследить новейшую историю России.

Исследование можно использовать на уроках краеведения.
Великий историк Василий Осипович Ключевский по этому поводу заметил: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться».

Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?



Актуальность и новизна

В последнее время возрос интерес к собиранию сведений о своих предках, составлению древа жизни.

Новизна в том, что современные информационные технологии позволяют собрать и систематизировать данные о родственниках и наглядно представить в виде родословного древа.

Объект и предмет исследования:

Восходящая линия родословной Юдиных-Пономаревых.



Предмет исследования

Предметом моей исследовательской деятельности стало определение особенностей , степени родства и составление семейного генеалогического дерева.

Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной.

Цель работы – выявить неизвестных родственников, факты их биографий в истории моей семьи, многие из которых остались только на фото и в памяти последующих поколений.

Основные задачи:

- проследить генеалогию семей Юдиных-Пономаревых. Выявить новых родственников;

-обобщить полученные данные;

- составить генеалогическое дерево Юдиных-Пономаревых.

Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также большого количества фото и документов.


2.Основная часть
2.1Подготовительная работа

Исследование осуществлялось в двух направлениях.



1 направление - изучение родословной своей семьи учащимися, родителями и педагогами школы.

Вся работа была разбита на этапы.

Подготовительный этап: определение темы, цели, задач исследования.

2. Основной этап

- сбор информации по данной теме (история вопроса, способы составления родословного древа, изучение генеалогических древ известных людей);

- проведение социологического исследования среди учащихся, родителей и педагогов школы;

- сбор информации, составление и оформление генеалогического древа своей семьи.

3. Заключительный этап. Подведение итога работы.



2 направление - проведение социологического исследования среди учащихся, родителей, педагогов.

Цель: изучить отношение учащихся, родителей и педагогов к проблеме

поиска родственных корней.



Задачи:

1. Определить методы социологического исследования.

2. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.

3. На основе полученных результатов сделать вывод по проведенному исследованию.



Объект исследования: учащиеся, родители и педагоги школы.

Предмет исследования: отношение учащихся, педагогов, родителей к проблеме родословной своей семьи.

4.Результаты социологического исследования.

Данные исследований показали , что как среди учителей ,так и учащихся мало кто занимается изучением своей родословной.



2.2.История родословной.

Родословие – это русский синоним греческого слова «генеалогия», которое обозначает «учение о роде» и представляет собой запись представителей того или иного рода по поколениям. Л.М. Савелов, крупнейший генеалог дореволюционной России, считал, что «Генеалогия есть 1) построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц; 2) история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной»[1].

Составлением родословных люди занимаются на протяжении многих столетий. Впервые о происхождении и родстве многочисленных народов, населяющих Землю, мы узнаем из Библии. Перед первыми генеалогами стояла лишь одна задача - перечислить всех отцов от предка до того лица, для которого выводилось родословие. Расцвет генеалогии во многих странах Европы совпадает с развитием феодализма, когда в обществе появляется собственность и обсуждаются права ее наследования. На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI веке при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т.е. учение о происхождении.

Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет».

В России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В 40-е годы XVI века появляются первые Родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, и составлялись генеалогические документы.

Таким образом, в обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную историческую потребность, в частности, несколько веков назад родословные стали составлять с целью разделения людей на имущих и неимущих. Сегодня главным мотивом является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение национальной самобытности.

В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями.

В России генеалогические древа не привились. Лишь в XVII веке, когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами. В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность.

В 18 веке генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В 19 веке появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 году в Санкт-Петербурге организуется русское генеалогическое общество, в 1904 году - историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи.

В 1980 году генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 года в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия».

Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.

2.3 Использование метода составления генеалогического древа в различных науках.


  • Нисходящее древо

Такое древо популярно у аристократических слоев. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия) - например, Рюрик, и изучаются его потомки. Стоит отметить, что потомство от браков по женской линии рода (рожденные в браках дочерей членов рода и их потомки) в таком древе не указывается, так как после замужества девушка берет фамилию мужа, и, следовательно, ее дети перестают относиться к данной фамилии. Иногда в древе выделаются разными цветами те или иные ветви рода, то есть ряд членов рода, произошедших от того или иного члена рода.

  • Восходящее древо

В восходящем древе за основу также берется человек (например, автор исследования), но изучаются, наоборот, его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и т.д.

2.4 Новые факты биографий моих родственников

Свое повествование хочу начать с себя. Зовут меня Екатерина Владимировна Юдина. Родилась я в селе Анновка Бобровского района в семье предпринимателей в 2000 году. Мои родители Юдина Оксана Владимировна (1975 г.р.) и Владимир Александрович (1972 г.р.)(см. приложение-1). Моя мама родилась в селе Анновка Бобровского района, в семье фельдшера и простого труженика колхоза. Всю свою сознательную жизнь она провела на родной земле. После учебы в Острогожском медучилище (1992-1995 гг.) работать вернулась в Анновский медпункт. Там с 1995 по 2009 год оказывала помощь заболевшим односельчанам. Потом стала индивидуальным предпринимателем. Мама пошла по стопам своей мамы, Пономаревой Зинаиды Васильевны, которая также, окончив Борисоглебское медучилище, фельдшерское отделение ( 1965-1969гг. ) , вернулась в родное село Анновку , стала работать заведующей медпункта по 1995 год. За добросовестный труд по решению Совета народных депутатов Бобровского муниципального района (ноябрь 2012 г.) вошла в золотой фонд женщин Бобровского муниципального района в номинации « Лучший по профессии» ( см. приложение -9).

Благодаря рассказам моей бабушки я много узнала о своих родственниках, сестрах Зинаиды Васильевны, живущих как в России, так и за рубежом. Узнала, что есть у меня родня и в воюющей Украине. Шоференко ( в девичестве Севостьянова ) Евгения Васильевна (1927-1983), Билюк Александра Васильевна (1929-2002) ( в девичестве Севостьянова ) вышли замуж и уехали в Украину: одна в город Житомир, а другая в Луганск. Мне бы они доводились двоюродными бабушками. Сегодня дети Евгении Васильевны - дочь Галина Николаевна (1955г.р.) осталась в городе Житомир ( Украина), а сын-Юрий Николаевич(1956 г.р.)- в самом Киеве , работает кузнецом. Дети Александры Васильевны проживают в городе Луганске – сын Билюк Владимир Николаевич (1961 г.р.) шахтер, а дочь - Третьякова Валентина Николаевна(1965 г.р.) работает швеёй.

Особое внимание хочу уделить моему деду-Пономареву Владимиру Ивановичу (1946-2011 г.р. ) , мужу моей бабушки. Дед прошел путь от простого колхозника (работал механизатором, инженером ) до председателя колхоза. Родился он в крестьянской семье. Его отец, мой прадедушка, Пономарев Иван Федорович( 1920- 1982) был агрономом и с детства привил любовь к земле своим детям Вере ( 1956 г.р. ) , Владимиру и Вячеславу (1948г.р. ), то есть моим двоюродным бабушке и дедушкам. Мама деда-Пономарева Екатерина Степановна – прабабушка (1923-1995гг.) всегда поддерживала мужа и также работала на земле. А ее отец, то есть мой прапрадедушка Селиванов Степан Николаевич (1901-1965г.) являлся участником даже Гражданской войны. Рука об руку с ним прошла дорогой жизни его жена Селиванова Анна Степановна (1903-1977г.). Смотря на фотографии , можно представить себе участниками каких исторических событий стали мои предки!

Судьбе было так угодно, что дочь Вера окончила высшее учебное заведение Новосибирске, стала инженером-программистом , вышла замуж за военного врача ,уехала вместе с ним во Владивосток работать в штаб Тихоокеанского морского флота. Там у неё родилась дочь Дина в 1988 году ( Гриб Дина Анатольевна ) , которая сегодня работает в Японии переводчиком, преподает в ВУЗе. Вячеслав Иванович стал комбайнером и работает в Анновке, награждался неоднократно за труд почетными грамотами и медалями . Имеет орден.

Владимир Иванович окончил Калачеевский техникум механизации сельского хозяйства. В1976 году был принят в ряды Коммунистической партии. О нем даже была статья в районной газете « Звезда» от 13 апреля 1976 года под названием « Коммунист» ( см. приложение - 7). А в той же газете от 27 ноября 2003 года сам дед пишет о своей работе, проблемах. Статья называлась « Как бы тяжело нам не было, но народ мы не бросаем». Являясь руководителем СХА имени Крупской, главным для него всегда оставались люди, их проблемы. Дед неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями (см. приложение 4-6), судьба подарила ему подарок , он встречался с космонавтом Г.Титовым и депутатом тогда Д. Рогозиным.

Мне стал интересен факт, что его хозяйство моего деда было единственным, которое платило стипендии отличникам и хорошистам сельской школы. С 1- по 9 класс кормили в школьной столовой бесплатно обедом из трех блюд.

Дед вспоминал. что старожилы села рассказывали ему о том селе Анновка , которое снабжало вишней весь Бобровский район , что был когда-то огромный яблоневый сад , запах от цветущих веток доходил и до города. Дед всегда болел душой за судьбу села. К сожалению в 2011 году его не стало , но оставшиеся жители долго будут помнить его за доброту , отзывчивость , понимание и труд .

У прадедушки, оказывается, была сестра Пономарева Зоя Федоровна (1925-2005г.), которая преподавала в университете имени А.И.Герцена, являлась кандидатом педагогических наук (см. приложение- 11). Зоя Федоровна преподавала на кафедре педагогики и психологии. У нее есть опубликованные работы (см. приложение 12,13).

Были в родословной и участники войны. Так мой прапрадед Севостьянов Василий Павлович (1905-1981г.р. ) по материнской линии , по отцовской линии Юдин Захар Степанович (1910-1963г.р. ) ( см. приложение - 3) дошли до Берлина , имели медали «За отвагу», за взятие Берлина.



    1. Составление генеалогического дерева.


3.Заключительная часть

3.1 Результаты исследования и выводы

Итак, собранный мной материал:



  • Во-первых, помог мне разобраться с теоретическими основами генеалогии, раскрыть значение основных понятий и терминов.

  • Во-вторых, я сумела составить древо родства своей семьи со стороны матери, обогатила свой словарный запас терминами родства ,узнала факты биографий новых родственников.

Тихими осенними и зимними вечерами, когда никуда не нужно спешить, а за столом собралась вся семья, нет ничего лучше, чем вспомнить с благодарностью о своих истоках - о своем роде, о своих предках, наделивших тебя чертами, талантами и даже обликом. Так почему бы, рассматривая семейные фотографии и слушая истории из жизни родственников, не объединить всё это в самое настоящее генеалогическое дерево?

При нынешнем темпе жизни теряются многие родственные связи, и мало кто помнит, как звали прабабушку, чем она занималась, где она жила, не говоря уже о других дальних родственниках. Начатое родителями семейное генеалогическое древо продолжат дети, которые наглядно получат представления о том, что такое настоящая семья.

«Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу — тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни".

Василий Песков




Приложения:

Приложение -1

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род2.jpg

Родители, я и мой родной брат Александр Владимирович (1984 г.р.)




Приложение -2

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род.jpg
сверху: дедушка и бабушка Юдины Александр Захарович и Галина Сергеевна;

Внизу: Пономаревы Владимир Иванович и Зинаида Васильевна, Севостьянова Анна Ивановна с сыном Павлом Васильевичем(1947-1992)



c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\родословие1.jpg

Зинаида Васильевна

Её родители: Севостьяновы Василий Павлович и Анна Ивановна

Приложение -3

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род1.jpgПрадедушка Юдин Захар Степанович(1910-1963)-участник Великой Отечественной войны (1941-1945)
Приложение-4

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род3.jpg

Дедушка Пономарев Владимир Иванович на встрече с Д. Рогозиным и со своим братом

Вячеславом Ивановичем

Приложение-5


c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род7.jpg

Приложение-6


c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род9.jpg

Придожение-7



c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род6.jpg

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род5.jpg

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\родословие2.jpgc:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род4.jpg

Приложение -8 мммП c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\родословие.jpg

Сверху:прапрабабушка Селиванова Анна Степановна(1903-1977),родители деда Владимира Ивановича с детьми и прапрабабушкой.

Внизу- бабушка Зинаида Васильевна и семья Пономаревых.


Приложение - 10


c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род8.jpg

Приложение-11



c:\documents and settings\админ\рабочий стол\педагог.jpg
Пономарева Зоя Федоровна (1925-2005)-4 степень родства

Приложение-12



c:\documents and settings\админ\рабочий стол\доц.jpg
c:\documents and settings\админ\рабочий стол\доц1.jpg

Приложение -13


c:\documents and settings\админ\рабочий стол\родословие\род10.jpg




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница