История Лукинской школы



Скачать 167.63 Kb.
Дата06.07.2019
Размер167.63 Kb.
#114904


МОУ «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа»

Проект

«История Лукинской школы»

выполнил: ученик 4 класса

Шитов Владомир

руководитель: Савостьянова И.Н.

2016



«Без прошлого человек не может в полной мере не осознавать настоящего, ни заглянуть в будущее»

Н. Карамзин

Введение

Детство и Школа…. Эти понятия не разделимы, так как большую часть детства ребёнок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь.

Мы должны помнить об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.

Поэтому именно сейчас существует необходимость создания исторического архива старых школ, где отразится вся её прошлая жизнь.



Цель нашего исследования: сохранить в памяти нашего поколения и оставить информацию будущим поколения о старых деревенских школах.

Объектом исследования стала Лукинская начальная школа

Предметом – сохранение памяти о старых школах, как условия для воспитания у учащихся патриотизма и любви к Родине.

Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, так как именно школа – это начало сознательной истории личности, требующее «корректирования».

Гипотеза: если мы будем изучать, сохранять и преумножать школьные традиции, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школ, но и историю своей малой Родины.

На пути достижения цели поставили задачи:



- найти бывших выпускников, а также учителей школы для сбора информации;

- восстановить историю Лукинской школы Серпуховского района;

- пополнить фонд школьного краеведческого музея;

Методы исследования:

- поисковый - создание накопительной базы;

-статистический – отслеживание динамики изменений;

- интервьюирование – опрос респондентов;



Научная новизна состоит в том, что:

- на протяжении последних лет никто не занимался систематизацией данных по истории Лукинской школы, так как информации нигде нет.




  1. Российское образование в конце XIX – начале XX века

С начала 70-х гг., а в особенности при Александре III, вновь восторжествовала реакция. Школа опять стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал знаменитый циркуляр, где говорилось, что гимназии и прогимназии следует освободить «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Основное образование приобретало все более формальный характер, преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики. Однако к концу века положение резко изменилось в лучшую сторону. Были приближены друг к другу учебные планы гимназий и реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем процент детей дворян и чиновников в них упал до 35%, а детей мещан, рабочих и крестьян вырос до 45%. Снизилось число неграмотных в России, повысился интерес к образованию. Университеты вновь получили автономию (официально это произошло в 1905 г).

Во многих регионах Российской империи в эти десятилетия открываются школы с преподаванием на языках местных национальностей. В школах используется письменность на русской графической основе, готовятся грамотные учителя из числа представителей данной национальности. Наряду с этим, особенно – в 80-е гг., заметна тенденция к русификации образования. Перед самой революцией 1917 года под руководством П.Н. Игнатьева были разработаны основы новой реформы, так и не состоявшейся. Ее основными идеями были: привлечение общественности к управлению образованием; автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования; поощрение частной инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию национального образования; отмена всех сословных, национальных и других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование; совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и отмена цензуры учебников; обновление содержания образования.

В этом проекте реформы отразились педагогические идеи, разработанные во второй половине XIX и начале XX века такими выдающимися русскими педагогами, как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.И. Чарнолуский.

Уже в конце 1917 г. начала проводиться национализация всех типов учебных заведений. Школа была объявлена не только единой и трудовой, но и бесплатной, общеобязательной и общедоступной. Была заявлена преемственность ступеней образования, обеспечивалось равенство возможностей образования. Была осуществлена последовательная демократизация школы – участие в управлении образованием органов местного самоуправления, организация общественных школьных советов, отмена обязательных домашних заданий, отметок и экзаменов, введение программ только в качестве примерных, а также гибких учебных планов. Были предоставлены все возможности для педагогических экспериментов в духе прогрессивных идей российской и зарубежной педагогики.

Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего в городах были охвачены обучением все дети, в селах около половины, а уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое – это достижение советского образования 20-х гг.

Конечно, те идеалы, которые проповедовались тогда и позже, те ценности, которые были заявлены как ориентир для развития системы образования, и та практика, к которой, в конце концов, и довольно быстро пришла советская власть, – вещи совсем разные. В школе тех лет бился живой пульс творчества, а педагогика была ищущей, антидогматической. А главное – это была школа, пронизанная идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества. В создании единой трудовой школы участвовали такие замечательные педагоги и психологи, как С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак.

Все ли было хорошо в системе российского образования 20-х гг.?

Начнем с того, что это образование было ярко идеологически окрашенным. Школа рассматривалась как орудие коммунистического перерождения общества, как проводник «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на непролетарские и полупролетарские слои». Основной целью школы объявлялось формирование нового человека; на практике же ставилась гораздо более узкая и ограниченная задача – обеспечить среднее и высшее профессиональное образование, необходимое в условиях ускоренной индустриализации страны. Отсюда резкое сокращение основного общего образования (преобладала семилетка).



II. История школы в деревне Лукино.

Располагается Серпуховская земля в южной части Московско – Окской равнины и северной части Среднерусской возвышенности. Рельеф ровный. Деревня Лукино располагается на юге Московского региона в 87 км от столицы старого Симферопольского шоссе, здесь же проходит участок Московско – Курской железной дороги, деревня входит в Нефёдовский сельский округ, в настоящий момент относится к Васильевскому поселению. В радиусе пяти км от деревни находится посёлок дома – отдыха «Авангард», деревни: Фенино, Нефёдово, Каменка, Ивановское, Воздвиженка.

История школы посёлка Лукино берёт своё начало в конце ХIХ века. В 1899 году в деревню прибыл купец, который ходил по деревне и выбирал место для постройки школы, найдя подходящее местечко, купец даровал средства на строительство школы, был заложен прочный фундамент, завезены брёвна - здание школы получилось очень красивое, с ажурными резными украшениями, именно с этого года и началась история Лукинской школы. Школа была с печным отоплением, сначала топилась дровами, затем углём и уже позднее, была построена маленькая котельная, и топка производилась через неё.

Лукинская начальная школа была четырехклассной, бесплатной, она была очень маленькой. Располагалась школа в самом начале деревни. Школу посещали дети деревень: Фенино, Нефёдово, Каменка, Воздвиженка, казармы, прилегающие к железной дороги посты (до 92 км), а также посёлок дома – отдыха «Авангард».

Первого сентября, как и сейчас, все школьники шли с цветами в школу, всего лишь на один урок. Он назывался «Уроком мира». Ученикам выдавали учебники, которые им доставались от ребят, перешедших в старший класс. На последний странице учебника были указаны фамилия и имя ученика, владевшего учебником ранее, и всегда можно было понять по учебнику, неряха этот ученик или аккуратный. Было всего два класса: большой класс с тремя окнами, и три ряда парт, и маленький с двумя окошками и двумя рядами. Приложение 5, фото №1). Старшие дети всегда сидели возле окна, а маленькие возле стены.

В школе работали всего 2 учителя и одна уборщица. На должность директора школы в 1939 году был назначен Шуленин Михаил Павлович – 1909 года рождения, он же был и учителем. (Приложение №6, фото №1,2). Одарённый, цельный, строгий человек. К сожалению, имя второго учителя неизвестно, но сохранена фотография (Приложение №7, фото №4,5). Сам директор и его семья жили с другой стороны школы, но в этом же здании, там была всего лишь одна комната, и не большая кухня, которая в свою очередь была и учительской. Жена Михаила Павловича - Шуленина Агрепина Алексеевна занималась хозяйством, у них были коровы, свиньи и куры. ( Приложение №8, фото №1). В военные годы школа продолжала обучать детей, но только в одном классе,(Приложение №12, фото №1) так как во втором находились раненые солдаты. (приложение №1 – беседа с Воробьёвой В.Г., приложение №4)

13 августа 1953 года после окончания педагогического училища, в школу была принята на должность учителя начальных классов: Дорофеева Наталья Николаевна. Статная, молодая, красивая девушка, которую дети очень быстро полюбили. По словам Натальи Николаевны, классы были большие – 2 класс-18 человек, 4 класс-12 человек. В школе была традиция: в 1 классе лучшие ученики сажали молодые деревца на территории школы, а также на против школы – возле пруда, и вешали скворечники, сделанные своими руками. На территории школьного участка, было огромное количество скворечников, поэтому весной, ребята выходили вместе с учителем на крыльцо и слушали прекрасное пение скворцов. По осени ребята ходили в лес вместе с учителями и обмазывали соляркой стволы деревьев от жуков короедов, часто по осени ходили в дом отдыха «Авангард», в то время там были огромные теплицы с помидорами, огурцами, большие яблоневые сады, сажали много картофеля, свёклы и дети помогали выкапывать картофель, отрезать ботву свёклы, за это они получали на Новый год подарки от д\о «Авангард».

Уроки длились по сорок пять минут. Основными предметами были арифметика (математика), русский язык, чтение, история, физкультура, труд, музыка и рисование. Самая высокая оценка – ПЯТЬ, самая низкая – ЕДИНИЦА. Не все дети в школу ходили в школьной форме, так как у многих не было возможности её приобрести. Тетради, дневники и другие школьные принадлежности были у всех одинаковые, потому что в магазинах выбор канцелярской продукции был небольшой. Шариковых ручек тогда ещё не было, все писали чернилами, и у каждого была чернильница-НЕПРОЛИВАЙКА. Эта чернильница внутри устроена так, что, если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники. Портфели практически у всех были одинаковые, поэтому чтобы их не перепутать их подписывали. Школьный стол прочно соединён со скамейкой, на скамейке умещалось от 3 до 5 человек. Наклонная крышка парты не откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. В школе была огромная библиотека, ребята с удовольствием брали читать книги, так как в то время не было телевизоров. Так как многие дети жили далеко от школы и зимой им было тяжело добираться до школы, Михаил Павлович покупал лыжи и раздавал их детям, для того чтобы им легче было добраться до дома.

На переменах ребята любили играть в «колечко», «ручейки», «море волнуется, раз», «съедобное-несъедобное» и многие другие игры, всех и не перечесть. После школы, когда уроки сделаны, вся детвора собиралась во дворе. Тогда самыми любимыми играми были прятки, салочки, догонялки, они доставляли массу удовольствия детям. Мальчишки часто гоняли во дворе школы в футбол, девочки прыгали на скакалках.

Все ребята с нетерпением ждали праздников в школе, организовывать утренники (8 мартам, Новый год, 23 февраля) помогала Шуленина Агрепина Алексеевна – жена директора школы (Приложение №9, фото №1,2,3), она шила различные костюмы: кто-то был белочкой, кто-то зайчиком, а кто-то и самим Дедом Морозом она играла всевозможных героев - как настоящая актриса. В конце декабря в большом школьном классе возле печки собирались ребятишки в маскарадных костюмах и ждали появления Деда Мороза со Снегурочкой. Это был настоящий праздник, кто танцевал, кто рассказывал стихи, кто пел песенку перед Дедом Морозом и обязательно получали от него подарок. Подарки получали все дети без исключения. Они были упакованы в синюю цветную бумагу, украшенную рисунками с изображением героев мультфильмов, сказок. Конфеты всякие разные: ириски, «Мишка на Севере», «Ананас», шоколадки. (приложение №2 – беседа с Коваленко Е.Д. фото №10)

В 1971 году Шуленина М.П. сократили, и на место директора поставили Дорофееву Н.Н., в этом же году была принята на работу Коваленко Елена Дмитриевна.

А в 1974 году школу закрыли, так как в ней осталось только 2 человека, в связи с постройкой новой фабрики «Пуговичка» на станции Шарапова-Охота, многие жители деревень устроились туда на работу и возить детей в Шарапово-Охотскую школу им было удобнее. Школа простояла закрытой 8 лет, затем её отдали под магазин, а в 2007 году продали это здание, теперь это частная территория, но здание осталось прежним.



Заключение.

Изучение истории Лукинской начальной школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно побеседовать с бывшими учениками школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы. Мы рассказали ребятам нашей школы об истории Лукинской начальной школы. Мы еще больше поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда старались поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее. Для осуществления поставленной цели и решения поставленных задач мы обращались к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.

В ходе исследования мы нашли учителей и выпускников Лукинской школы, которые поделились с нами информацией и фотоматериалами

2. Мы восстановили историю Лукинской школы.

3. Пополнили фонд нашего краеведческого музея.

4. продолжить сбор информации об истории старых закрытых школ, нашего Васильевского сельского поселения: Нефёдово, Ивановская, Петровская, Шарапово-Охотская и других.



Интернет-источники

http://rus.1september.ru



Приложение №1

Мы беседуем с Шулениным Геннадием Михайловичем, житель посёлка Авангард (сын директора Лукинской начальной школы).

Г.М. Меня зовут Шуленин Геннадий Михайлович

И.Н. Строгий ли был Ваш папа в школе?

Г.М. Да очень, особенно ко мне относился строго на уроках, иногда оставлял детей на второй год, переживал, что, придя в другую школу, они не смогут дальше учиться, а на его школу пришлют телеграмму о плохом обучении детей, а ещё ставил тройки с хвостиком, ребята уже знали, что если такая оценка, значит надо остаться после уроков на дополнительные занятия, примерно на 1,5- 2 часа.

И.Н. А где вы жили тогда?

Г.М. Отцу дали комнату с другой стороны школы, она была маленькая, но холодная, т.к. основная печка стояла в школе.

И.Н. А чем топилась школа?

Г.М. Изначально топилась дровами, затем углём, а уже после, когда печка стала совсем старой, была построена маленькая котельная со стороны школы, и топка шла через неё.

И.Н. А большая ли печка была?

Г.М. Очень большая, она занимала половину класса, была обложена кафельной плиткой, а рядом с печкой находилась маленькая раздевалка.

И.Н. Была ли у вас в школе библиотека?

Г.М. Да, большая, но ребят приходило много за книгами, т. к. в деревне не было тогда ни телевизоров, ни радио, и холодными зимними вечерами, детки залезали не печки и читали книжки.

И.Н. А какие предметы у Вас были?

Г.М. Да практически все, только у нас тогда была арифметика, а не математика, очень ребята любили уроки труда, Михаил Петрович учил нас делать различные поделки, скворечников тогда много делали, большой прилегающий сад к школе весь был усыпан скворечниками! Отцу было конечно тяжеловато делать такие поделки - у него не было левой кисти. А ещё отец добился в РАНО разрешения на проведение иногда танцев для деревенских жителей и приглашал баяниста.

И.Н. А проводились ли праздники в школе?

Г.М. Да, моя мать помогала отцу организовывать утренник, а также родительский комитет.

И.Н. А что было в летнее время, когда дети уходили на каникулы?

Г.М. В летнее время школа была закрыта.

И.Н. Спасибо Вам за беседу.

Приложение №2

Мы беседуем с Коваленко Еленой Дмитриевной, жительница посёлка Шарапово-Охота (учительница с 1970-1972 год Лукинской начальной школы).

П.А. Много ли у Вас училось детей?

Е.Д. 25 человек, из них 13 человек – во 3 классе, 12 человек – в первом.

П.А. В каком году вы пришли работать в Лукинскую школу?

Е.Д. Это был 1970 год, проработала я в ней до 1972 года

П.А. Кто был директором в школе в эти года?

Е.Д. На тот момент директором была Дорофеева Наталья Николаевна, очень замечательная женщина, дети её очень любили.

П.А. А питались ли дети в школе?

Е.Д. Да, дети приносили из дома бутерброды, а рано утром к 4 часам (к утренней дойке) - уборщица ходила в дом отдыха Авангард и приносила парное молоко, для того чтобы дети могли позавтракать, но молоко всегда кипятили, каждый ребёнок получал по стакану молока – каждый день.

П.А. А какой Вы помните школу?

Е.Д. Это была не большая школа, но очень уютная, светлая, чистая. Школьные принадлежности носили в портфелях, причём почти у всех они были одинаковые, т.к. выбора в магазинах не было. А чтоб дети не перепутали портфели – их подписывали. Парты были деревянные. Сидели на скамейке. Доски у нас висели деревянные, на них писали белыми мелками. Если учитель рассказывал новую тему, то наглядным пособием служили картонные плакаты с рисунками, схемами, правилами – смотря какой урок и крепились эти плакаты на специальные прищепки сверху доски.

П.А. Чем дети занимались после уроков?

Е.Д. Как во все времена, дети есть дети, после школы они не сразу шли домой. Зимой катались с ледяных горок на портфелях, многие оставались на дополнительные занятия.

П.А. Были ли у Вас праздники?

Е.Д. Конечно, праздники делали вместе со вторым учителем и для всех детей, т.е. с 1 по 4 класс. Праздники проходили очень весело, с играми, песнями и плясками. Приглашал детей и родителей и для участия и просто посмотреть на выступления своих детей.

П.А. А после 4 класса, в какую школу переходили дети?

Е.Д. В 25 школу (ныне 10 школ), которая находилась на Ногинке, сейчас конечно эта школа давно разрушена, и на её месте построены многоэтажные дома.

П.А. Большое спасибо за беседу.



Приложение №3

Мы беседуем с Дорофеевой Натальей Николаевной, жительница г. Серпухова (учительница и директор с 1953-19724 год Лукинской начальной школы).

Н.Н. Меня зовут Дорофеева Наталья Николаевна

П.А. С какого года вы работали в Лукинской школе?

Н.Н. с 1953 года, сразу после окончания педагогического училища

П.А. Были ли у Вас традиции в школе?

Н.Н. Да, конечно. Михаил Павлович предложил замечательную идею, чтобы лучшие ученики 1 класса сажали саженцы во дворе школы и вешали скворечники, сделанные своими руками.

П.А. Были ли у Вас какие-то пособия для обучения детей? Н.Н. Да, во время летних каникул, директор отправлял меня в Учколлектор за книгами, набирав различные книги, на перевес ехала домой.

П.А. А вы не знаете, кто работал до революции?

Н.Н. до 1917 года работала Анна Петровна, очень строгая была, к сожалению, больше о ней ничего не знаю.

П.А. Правда ли, что во дворе школы был фруктовый сад? Н.Н. Да, был огромный вишнёвый сад

П.А. Ходили ли вы на экскурсии с детьми?

Н.Н. Каждый год мы ездили в Бородино, часто ходили в лес, ездили на мебельную фабрику.

П.Н. А на второй год вы оставляли учеников?

Н.Н. За свои 17 лет, я оставила всего 2 учеников, дети учились хорошо, при переходе в среднюю школу, учителя не жаловались, многие при встрече хвалили.

П.А. Спасибо за беседу.

Приложение № 4

Беседа с Воробьёвой Валентиной Гавриловной, жительница деревни Лукино – 1929 года рождения (выпускница Лукинской начальной школы в 1940 году)

c:\users\павел\desktop\новая папка лукино\20150407_165601.jpg

В.Г. Воробьёва Валентина Гавриловна

А.А. В каком году вы поступили в Лукинскую начальную школу?

В.Г. В 1936 году, закончила 4 класса в 1940 году

А.А. А после в какую школу вы перешли?

В.Г. В 25, она находится она на Ногинке

А.А. А строгие ли были у Вас учителя?

В.Г. Да, меня учил Михаил Павлович, он был очень строгим учителем, но справедливым.

А.А. А сколько уроков было в день?

В.Г. Да когда как, иногда 5, а иногда 6

А.А. А из ваших родственников уто-то ещё учился в этой школе?

В.Г. Да моя мама и папа в 1911 году, тогда учительница тут была Анна Петровна, она проработала в этой школе до 1917 года, фамилию к сожалению не знаю.

А.А. А домашние задания вам задавали?
В.Г. Ну конечно! (смеётся)

А.А. Говорят, что Михаил Павлович был для ребят, как отец?

В.Г. да, у тех ребят у которых не было отца, он действительно заменял отца, занимался с ними целый день.

А.А. Спасибо за беседу.



Приложение № 6

h:\фото лукино\img_0002.jpg

Директор Лукинской начальной школы – Шуленин Михаил Павлович

(1909-1985 годы жизни)

h:\фото лукино\img_0003.jpg

Май 1969 г.



Приложение № 7

h:\фото лукино\img_0009.jpg

h:\фото лукино\img_0010.jpg

Приложение № 8

h:\фото лукино\img_0004.jpg

Приложение № 9

h:\фото лукино\img_0007.jpg

Приложение № 10

h:\фото лукино\img_0008.jpg

Приложение № 11

h:\фото лукино\img_0006.jpgСемья Шулениных 1947 год

h:\фото лукино\img_0012.jpg


Каталог: MetodR
MetodR -> «Восстановление работоспособности тяжелоатлетов»
MetodR -> Реанимация и интенсивная терапия при острой дыхательной недостаточности
MetodR -> Методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета по теме : теория и клиника общей анестезии
MetodR -> Управление образования витебского облисполкома
MetodR -> Вопросы: Организационная структура Вооруженных Сил рф, ее изменения в результате реформ и современное состояние
MetodR -> Методическая разработка коллективного творческого дела, посвященного дню победы «до тебя мне дойти нелегко…»
MetodR -> Методическая разработка «Учебное пособие «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
MetodR -> «Рекреационная география»
MetodR -> О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников

Скачать 167.63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница