Изложение основных идей национального доклада "устойчивое человеческое развитие: обеспечение справедливости"



страница1/3
Дата09.08.2019
Размер216 Kb.
#127800
ТипИзложение
  1   2   3

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ
НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА


"УСТОЙЧИВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ"

1. ГУМАНИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОЦИУМА,


ЭКОНОМИКИ И ЭКОСИСТЕМЫ В XXI ВЕКЕ

Современный период мирового социально-экономического развития характеризуется диспропорциональностю и нестабильностью. Глобальный кризис приобрел системный цивилизационный характер и выявил противоречия, которые накапливались на протяжении последних десятилетий. Кризисные тенденции коснулись и развития человечества. Его характерными чертами стали нe только неожиданные финансовые провалы, стагнирование экономической конъюнктуры, банкротства, рост безработицы, снижение доходов, экономическая несостоятельность целых стран, но и деструкция культуры, моральная деградация, усиление протестных настроений. Хищническое использование ресурсов, ориентация исключительно на текущее потребление привели к ограничению прав и возможностей будущих поколений, не оставляя им необходимого для развития выбора способа жизнедеятельности. Можно сказать, что современное человечество ведёт такой образ жизни, который не дает возможности продолжать жить таким же образом.



Объективное развитие общества выдвигает обеспечение справедливости
в качестве основной предпосылки выживания человечества
и устойчивого цивилизационного прогресса.

В этих условиях проблемы обеспечения справедливости и устойчивости социально-экономического развития выходят на первый план, требуют безотлагательного теоретитического осмысления и практического решения.

В поисках ответа на вызовы современности человечество не имеет тех резервов для маневра, которыми располагали предыдущие поколения — глобально объединенный мир лишает возможности перенестись в "другие лучшие миры", где можно обеспечить счастливую жизнь себе и своим потомкам, растратив имеющийся сегодня потенциал исключительно для своих нужд. Этот факт постепенно осознают мировые элиты, однако слишком медлено воспринимает большинство населения.

Объективно развитие общества выдвигает обеспечение справедливости как основную предпосылку выживания человечества и устойчивого цивилизационного прогресса. Такое значение справедливости определяется тем, что она выступает фундаментом и актом согласия, предсказуемости, доверия и единства, в первую очередь определяющих продуктивность долгосрочного и устойчивого взаимодействия.

Устойчивость, кроме того, следует связывать с последовательным поступательным воспроизведением в будущем наилучших достижений и эффективной нейтрализации последствий прежних ошибок. Благодаря этому устойчивое развитие аккумулирует в едином процессе достижения современников, приоритеты и намерения следующих поколений, опирается на опыт, накопленный предшественниками.

Теоретической основой обеспечения справедливости и устойчивости служит концепция совместно-раздельной деятельности. Все общественные отношения исторически развились из принципов совместно-раздельного труда. Раздельность воплощена в разделении труда, частной собственности, независимости институтов рынка, а совместность — в кооперации, обобществлении труда, общенародных интересах и институтах колективного действия и государственности. Совместность и раздельность обеспечивают эффективность взаимодополняемости функций государства и рынка, государства и гражданского общества. Их связывают композитные институты, реализованые, в частности, в форме публично-частного партнерства, социального сотрудничества и солидарной ответственности.

2. ЕКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ
И УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

На обеспечение справедливости и устойчивости цивилизационного прогресса влияют четыре базовых процесса, каждый из которых может иметь позитивные и негативные последствия. Только взаимодействие все четырех процесов, а так же их подчиненность гуманистическому императиву, может обеспечить уверенность в том, что результат будет благоприятным и обеспечит устойчивое человеческое развитие. А именно формирование информационно-сетевой экономики; финансизацию экономической деятельности, поведения, мышления; социализацию экономических отношений; гуманизацию развития.

Дальнейшее развитие общества связано с формированием информационно-сетевой экономики. Сеть — это организационная форма и пространство создания, распространения и использования экономических благ, перехода от иерархического (традиционного) к модерному обществу. Если в вертикально-иерархических системах ключевая роль принадлежит статусным связям, то в сетевых — информации.

Отношения людей в производстве, распространении и потреблении информации становятся базовыми и господствующими в обществе, что требует новых форм собственности на информацию и ее производных. Соответственно меняются закономерности функционирования экономики, форм хозяйствования и жизнедеятельности человека, претерпевают изменения человеческие качества. Наиболее вероятно, что период поиска институционального оформления указаных трансформаций будет сопровождаться усилением нестабильности, углублением кризисных явлений, актуализацией поиска путей выхода из кризисного состояния, а так же новых методов регуляторного воздействия на экономику.



Сети, финансизация и социализация экономической модели развития должны базироваться на гуманистическом императиве

Переход к информационно-сетевой экономике порождает новые глобальные вызовы, сущность которых заключается не только в том, что кризисные явления охватывают все страны и все сферы жизнедеятельности общества, а и в том, что это вызов самому существованию и развитию человека. Человек сетевого общества по необходимости сам становится сетевым, его сущность — одновременное присутствие в природных, социальных, экономических сетях. Такое одновременное раздельно-совместное существование может быть обеспечено только развитием, в котором гармонично сочетаются в пространстве и времени природные, биологические, технико-технологические и социальные факторы, что обеспечивает общий прогресс, ориентированный на человеческое развитие.

Вторым фундаментальным процессом, влияющим на формирование предпосылок устойчивого человеческого развития, служит финансизация экономической деятельности, поведения, мышления. В глобальном аспекте финансизация проявилась как доминирование финансового сектора над реальным и рост финансовой глубины мирового экономического пространства. На уровне национальных экономик развитых государств финансизация проявилась в доминировании финансовой индустрии, финансового посредничества, бюджетных и околобюджетных отношений. Финансовым системам не нужны социальные обязанности, территориальная связанность, стабильность природной среды. Финансовые операции могут расти как на фоне социальных, экономических и экологических успехов, так и на катастрофах. На финансовом рынке важным становится финансовый результат операций независимо от их социально-экономического содержания и эффекта. При этом социальная разбалансированность и асоциальные последствия деятельности финансовых рынков все более ощутимы, a возможности их преодоления все более неопределенны.

Базовый принцип движения финансовых активов это прямая связь между риском и доходностью, что делает наиболее привлекательными для финансовой концентрации именно кризисные, нестабильные и несбалансированные процессы. Т. е. вполне очевидны невозможность устойчивого и последовательного роста экономики, практическая неизбежность периодических экономических спадов и социальных диспропорций. Преодоление глобальной экономической и финансовой асимметрии в целях обеспечения постоянства развития — это факторы, которые будут обусловливать снижение доходов от финансовых операций, и, очевидно, будут вызывать сопротивление. В результате, поскольку финансовые рынки не могут обеспечить реальную экономику ресурсами для восстановления, последняя катастрофически теряет потенциал роста, подрывается социальная стабильность, укореняется неравенство. Каждый очередной финансовый кризис приводит к углублению разрыва между уровнем доходов различных слоев населения, обогащению уже богатого и обнищанию уже бедного населения. Социоинституциональные, психологические и ментальные трансформации, сопровождавшие процессы финансизации, стали стимулом развития противоположных качеств личности. В этом смысле финансизация проявилась как негативный социогуманитарный фактор укоренения финансовых мотивов поведения и ценностей, которые трансформируют базовые ценности личности. Результатом финансизации стало формирование установки "жизнь не по средствам, а в кредит", которая, имея истоки на макроуровне, с особой силой проявилась в среде домохозяйств.

Движущей силой современных экономических трансформаций неизбежно становится социализация — процесс обретения всеми составляющими экономического оборота черт социальной функциональности. Социализация капитала связана с тем, что развитие человека в той мере, в какой он является фактором повышения эффективности, реализуется через новые функции капитала. Именно с этим связано распространение т. н. социальной ответственности и социальных обязательств бизнеса. Сами сетевые связи это специфическая форма социализации, поскольку они продуцируют принципиальную возможность привлечения к контакту и связи любого лица и обеспечивают неисключительность доступа к любой информации. Это принципиально невозможно в вертикально-иерархических системах, где доступ к связи определяется и жестко ограничивается статусом. Социализация еще не развилась до того уровня, когда она становится внутренним необходимым моментом капитала, ее дальнейшее развитие, главным образом, связано с преобразованиями в структуре основного капитала, поскольку новые свойства элементов основного капитала меняют место человека, его способности и знания в общественном производстве и приводят к уменьшению доли живого труда и повышения роли качеств человека. Выступая одним из системообразующих факторов экономического роста и накопления капитала, социализация способствует такому темпу повышения производительности труда, который может заложить необходимые условия устойчивого человеческого развития. Именно качественные характеристики фонда накопления формируют почву для восприятия новой "философии экономического роста", основанной на достижении наивысших результатов социального развития, приумножения социокультурных ценностей, сохранения окружающей среды, максимальной экологизации общественного производства и потребления. Предоставление необходимых ресурсов развития, знаний, культуры и их использование должно сочетаться с ростом сознания, обязательности как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям — современникам и приемникам, а так же природы. Такой подход противопоставляется эгоцентричному пониманию роли человека, выражает гуманистический императив современного развития.

Следовательно, экономические основы справедливого и устойчивого социально-экономического развития заключаются в равновесном движении каждой составляющей процессов формирования информационно-сетевого общества, финансизации и социализации экономики и подчинении их соответственно сути, месту и роли в общем процессе реализации гуманистического императива.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИКИ
УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Мировой опыт реализации политики устойчивого развития свидетельствует, что ее результативность и эффективность обеспечивается лишь при наличии трех главных предпосылок: 1 — стратегического потенциала, полученного в результате синергизма природно-ресурсных составляющих среды человека и процессов наращивания факторных и комплексных качеств самовоспроизводства ноосферы; 2 — современных рыночных отношений, способных снять противоречия между индивидуально-частной свободой, общественно-коллективным нормотворчеством и равной доступностью инфраструктуры жизнеобеспечения; 3 — гибкой устойчивости организационных и коммуникационных структур взаимовлияния социальных единиц общества.

В основе формирования такой структуры лежат закономерности последовательной смены технологических укладов становления экономических и социальных систем природопотребления. Главные последствия влияния технологического уклада на формирование экологических перспектив устойчивого развития таковы: изменение характера вредных воздействий на окружающую среду со стороны различных форм экономической деятельности, изменение природного материала экономической деятельности; изменение антропогенных параметров среды человеческого воспроизведения.

...экологические ограничения задают не только пределы человеческого развития, но и открываетсяют новые возможности

Учет фактора смены технологических укладов при внедрении устойчивого развития ведет к изменениям формата жизнедеятельности человека и общества, требует трансформации содержания, структуры и результативности труда, социальной структуры общества, переформатирования системы управления практически во всех сферах деятельности. Подобные форматы задаются экологическими ограничениями развития: объективными и институциональными. К объективным ограничениям относятся:



  • землересурсные — с точки зрения потенциала плодородия земель, использования их для определенных видов агропромышленного производства, развития систем поселений, сохранения биоразнообразия и др.;

  • водоресурсные, связанные с дефицитом водных ресурсов для промышленных, хозяйственных, и главное, питьевых нужд населения, в том числе на территориях со значительной антропогенной нагрузкой и интенсивного сельскохозяйственного производства;

  • лесоресурсные, связаные как непосредственно с количеством и качеством лесных ресурсов, так и с учетом лесоресурсного потенциала для обеспечения ассимиляционных возможностей окружающей среды, ориентированного на поддержание способности экосистем восстанавливать свои свойства после внешнего воздействия и для сохранения экологического баланса окружающей среды;

  • минерально-сырьевые, связанные с использованием определенных видов сырья для продуктивного развития промышленности и топливно-энергетического комплекса государства, со структурой экономики в целом, т. е. ограничения, касающиеся формирования стоимости конечной продукции и ограничивающие развитие ресурсозависимых отраслей национальной экономики;

  • вторичные ресурсы, что обусловлено нерациональным обращением с отходами, а также системные природные ресурсы ассимиляционного типа, которые ориентированы на использование в бальнеологических и рекреационных целях.

Эти ограничения регулируются системой генерального планирования территории, развития природно-заповедных территорий, их сохранения и восстановления.

Экологические институциональные ограничения делятся на глобальные и международные, национальные, региональные, территориальные и местные. Глобальные и международные ограничения — система институциональных ограничителей и ресурсных допусков для регулирования процессов роста, а именно интеграции внешних рынков с преимущественным развитием экологически благоприятных технологий, привлечение международных контрактов и интеграции международного природоохранного законодательства. Международные ограничения касаются также развития и трансфера технологий, что будет способствовать защите окружающей среды и развитию производств, минимально влияющих на экологическую безопасность общества и территории. Таким образом, экологические ограничения — как объективные, так и сформулированные с целью защиты и воспроизводства природы, задают не только границы человеческого развития, a и открывают новые возможности, для реализации которых требуется многоуровневая политика накопления воспроизводственного и ассимиляционного потенциала окружающей среды.

4. ПАРАДОКСЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В УКРАИНЕ: РЕСУРСЫ, ПОЛИТИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ФОРМИРОВАНИЯ

Определение перспектив устойчивого человеческого развития и механизмов их реализации должно опираться не только на усвоение передовых идей, но и на учет наличия ключевых ресурсов человеческого развития, выбор точных и надежных методов оценки их достаточности, определения перспективной потребности в них.



Определение перспектив устойчивого человеческого развития … должно опираться … на учет наличия ключевых ресурсов для него, выбор точных и надежных методов оценки их достаточности, определения перспективной потребности в них

Едва ли не единственным признаком положительным изменений служит улучшение (по крайней мере количественное) показателей образованности населения — до 6,6 % уменьшилась доля лиц, имеющих образование не выше базового общего и до 26,8 % увеличилась доля лиц с высшим образованием.



Однако ограниченные человеческие ресурсы используются недостаточно эффективно. В частности, в неформальном секторе, не обеспечивающем ни удовлетворения, ни высокой производительности, ни надлежащих доходов, сконцентрировано 23,1 % всех занятых. Растет (с 16,1 до 23,2 % за период 1999—2011 гг.) доля лиц, занимающих рабочие места, не требующие квалификации.

Земельные ресурсы Украины (в расчете на одного человека) потенциально одни из богатейших в мире. По состоянию на 1 января 2011 г., земельный фонд Украины составлял 60354,8 тыс. га, из которых, %: сельскохозяйственные земли — 70,9, леса и залесенные территории — 17,6, застроенные земли — 4,2, территории, покрытые поверхностными водами — 4,0, заболоченные — 1,6, другие — 1,7. Однако имеющиеся земельные ресурсы используются, охраняются и воспроизводятся с неуклонным ухудшением количественных и качественных показателей.

Водные ресурсы страны приобрели статус одного из главных факторов национальной экологической безопасности: речные воды Украины только на 2/3 формируются на территории государства, при этом 80 % из них приходится на водные ресурсы бассейна р. Днепр, что обуславливает высокую зависимость от одного источника. Существенным барьером формирования надлежащих условий человеческого развития оказывается высокая степень загрязнения и низкое качество воды, характерные для большинства украинских водоемов. По уровню рационального использования водных ресурсов и качества воды, включая наличие очистных сооружений, Украина, по данным ЮНЕСКО, занимает 95-е место в мире. Водоизмещение ВНП Украины в 3—5 раз выше, чем в индустриально развитых странах Европы, что свидетельствует о нерациональном водопользовании и низкой эффективности работы производственного оборудования. Интенсивность водопользования в Украине сегодня достигла уровня, который превышает экологическую емкость водоресурсного потенциала.

Лесные ресурсы. По сравнению с развитыми странами Украина принадлежит к малолесным и лесодефицитним государствам, поскольку значительная часть лесов в прошлом переведена в сельскохозяйственные угодья и создание поселенческих систем. Лесистость Украины почти в три раза меньше, чем Западной Европы (43,2 %). На одного жителя приходится около 0,18 га покрытых лесом земель и 34 кубометров запаса древесины. На сегодня площадь лесов Украины ниже расчетного оптимального показателя (20—22 %), необходимого для достижения сбалансированности между землями сельскохозяйственного назначения, лесами, населенными пунктами, объемам лесоиспользования и экологическими требованиями. Таким образом, лесоресурсный потенциал Украины и ее регионов не удовлетворяет экологические и сырьевые потребности устойчивого человеческого развития.

Минерально-сырьевые ресурсы — ключевые в обеспечении украинского экономического роста, источник его экспортного и бюджетного потенциала. Минерально-сырьевая база Украины достаточно весома в мировом измерении и содержит значительные ресурсы горючих, металлических и неметаллических полезных ископаемых и разнообразных по типам минеральных лечебных вод. В недрах государства есть почти все основные виды полезных ископаемых, используемых в современной экономике. По их запасам Украина занимает одно из ведущих мест в СНГ. В Украине существует возможность для обеспечения как своих собственных нужд и экспорта. Однако это не касается полезных ископаемых энергетического направления, а именно: газа, нефти, коксующегося угля и т. д.

Вторичные ресурсы. Вторичное ресурсопользование (рециклинг материалов) стало важным фактором повышения ресурсной обеспеченности. Сфера вторичного ресурсопользования в Украине находится в стадии активного формирования. Объемы использованых в качестве вторичного сырья отходов в 2010 г. достигли 145,7 млн тонн и устойчиво растут. Одновременно развивается организационно-производственная инфраструктура рынка вторичного сырья, где насчитывается около 1500 предприятий. Однако этот процесс происходит стихийно, приводя к дисбалансу в территориальном (региональном) и отраслевом аспектах.

Сохранение биоразнообразия и защита экосистем. Занимая менее 6 % площади Европы, Украина владеет 35 % ее биоразнообразия, опережая по этому показателю почти все европейские страны, что дает возможность рассматривать ее как один из мощнейших резерватов для восстановления биоразнообразия всей Европы. К сожалению, видовое багатство стремительно уменьшается вследствие высокой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Экономические ресурсы. Остаточная стоимость основного капитала Украины (по состоянию на 1 января 2011 г.) равна 217,5 млрд долл. США (1,73 трлн грн), из которых 25,7 % (445,6 млрд грн — 56 млрд долл. США) задействованы в операциях с недвижимым имуществом, аренды, инжиниринга и предоставления услуг предпринимателям. Почти 24 % основного капитала Украины (407,6 млрд грн, или 51,2 млрд долл. США) сосредоточено в промышленности, в т. ч. перерабатывающей — 234,0 млрд грн (29,4 млрд долл.), производстве электроэнергии, газа и воды — 100 млрд грн (12,6 млрд долл.) в добывающей промышленности — 73,7 млрд грн (9,3 млрд долл. США). Существенна и доля остаточной стоимости основного капитала, задействованного в сфере предоставления коммунальных и индивидуальных социальных услуг, деятельности в сфере культуры и спорта (14,5 %) и в сфере деятельности транспорта и связи (12,3 %). По сравнению с развитыми странами мира Украина намного меньше обеспечена основными средствами, что обуславливает низкий технологический уровень производимой продукции.

Человеческие ресурсы. Численность населения в Украине в течение периода независимости сократилась на 6,3 млн человек, и на 1 января 2012 г. составила 45,6 млн. Существенные изменения претерпела возрастная структура населения: доля лиц в возрасте до 20 лет снизилась с 28,5 до 20,0 %, в возрасте старше 60 лет — выросла с 18,7 до 21,2 %. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Украине в 2011 г. равна 71,0 год (66,0 лет для мужчин и 75,9 года для женщин), что значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Риск смертности мужчин возрастом 20—60 лет превышает европейский показатель в 2,75 раза. Уровень экономической активности населения возрастом 20—60 лет составляет 75,5 % (2011 г.), что значительно ниже, чем в странах ЕС и ниже уровня экономической активности в Украине в 1990-х годах. Неиспользованным резервом увеличения численности экономически активного населения является привлечение на рынок труда тех, кто сегодня остается вне его — трудоспособные лица в трудоспособном возрасте, занятые ведением домашнего хозяйства (2576 тыс. человек), а так же лица, которые по разным причинам потеряли надежду на трудоустройство (907,7 тыс.).

5. ДОСТУПНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


РЕСУРСОВ УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

Наличие ресурсов даже при условии их эффективного использования не гарантирует их полезности с точки зрения обеспечения устойчивого человеческого развития. Условие реализации ресурсного потенциала — его доступность для населения и справедливость распределения.

В Украине имеет место существенное неравенство в отношении доступа и использования необходимых для человеческого развития ресурсов. Дальнейший рост неравенства грозит развитием разрушительных процессов в обществе, порождает препятствия социальной сплоченности и согласия, лишает общество перспектив устойчивого человеческого развития. Однако размер, правила и стандарты доступа к ресурсам, а также неравенства, которые различают справедливую и несправедливую дифференциацию, остаются неясными.

Условием реализации ресурсного потенциала служит его доступность для населения и справедливая возможность распределения

Фрагментарность социальной структуры порождает в Украине множество форм и проявлений несправедливости, которые касаются практически всех сфер жизнедеятельности человека и общества, социальных страт и прослоек населения, территориальных единиц и географических ячеек. Изменчивость форм и разновидностей неравенства часто скрывает тот факт, что определенные ее виды закрепляются за социальными группами, и это приводит к стойкой поляризации и деградации общества. На сегодняшний день к наиболее актуальным видам неравенства, которые асимметрично структурируют общество, относятся имущественное, гендерное, информационное и неравенство по доходам. He менее важным оказывается неравенство, обусловленное разницей в возрасте, месте и статусе проживания, a также в виде экономической активности. Все указанные разновидности неравенства и разнообразие их форм отражаются в неконсистентности тех структур общества, которые, по своей внутренней природе, должны логично дополнять друг друга и в совокупности определять социальную принадлежность к конкретной группе, сегменту общества. Например, наличие дохода, который оправдывал ожидания цивилизованого поведения, соответствующего мировоззрения и т. п. не всегда ими сопровождается. Высокий доход не гарантирует доступа к необходимой и полной информации и к приемлемым условиям проживания, а само понимание такой приемлемости не опирается на финансовые возможности и формальный уровень образованости. Общество формирует высокий образовательный потенциал, но не дает возможности его реализовать ни в сфере занятости, ни в сфере местного самоуправления, ни в бытовых отношениях. Интегральное влияние изменчивости, многоаспектности и неконсистентности украинского неравенства приводит к накоплению диспропорций культурно-духовного неравенства, неравенства возможностей осуществлять политическое влияние на процессы собственной жизни, разбалансирует каналы социальной мобильности и приводит к закреплению глубокого социального неравенства.

Украинское общество далеко не всегда осознает это полностью. Большинство населения волнует прежде всего материальное неравенство, очевидность которого в значительной степени обусловлена навязчивой демонстрацией быстро сколоченых состояний новых богачей, а так же привычкой перекладывать ответственность за свои неудачи на внешние факторы, прежде всего на государственную власть. Куда меньше внимания общество уделяет таким видам неравенства как политическое и культурное, неравенство в доступе к информации, в возможности свободно выражать свои мысли. Зачатки гражданского общества формируются почти исключительно для защиты прав непосредственых учасников объединения, а не всего населения земного шара, страны, региона и т. д.

В Украине на протяжении последних десяти лет увеличивается доля тех, кто предпочитает равенство, усматривая именно в нем меру социальной справедливости. Две трети населения соглашаются с тем, что общество можно считать справедливым, если различия в уровне жизни людей незначительные. He вызывает возражений справедливость расходования государственных усилий и средств на социальную защиту уязвимых или ситуативно пострадавших слоев населения, а также тех статусных групп, принадлежность к которым обусловлена личными характеристиками или достижениями.

Вместе с тем, здоровость суждений общества обнаруживает себя в том, что наиболее остро воспринимается не само по себе неравенство и неравномерность доступа, а то, что доступ к ресурсам далеко не всегда зависит от личных заслуг индивида, становится синекурой специфического социального слоя, и в значительной мере отражает действие субъективных факторов. Это подтверждает для Украины адекватность трактовки неравенства в контексте устойчивого человеческого развития как отсутствие равных возможностей, что переносит акценты с неравенства в доходах на неравенство в доступе к услугам социальной сферы (прежде всего, здравоохранения и образования) и расширения политических свобод.

Статистически подтверждено, что украинское чувство справедливости ориентировано на восприятие равенства не как уравниловки, а как равенства шансов, что предоставляются и обеспечиваются законом. Украинское население соглашается с равенством выплат по безработице, поскольку не видит в потере работы никаких личных заслуг. Однако не соглашается с равенством пенсий, поскольку считает, что пенсии — это не благотворительность текущего поколения к прошлому, а законное возмещение старшему поколению тех усилий, благодаря которым именно оно обеспечило современный уровень развития и первичную социализацию (получения образования, профессии и т.п.) современным трудоспособным поколением.

В Украине ощущение общности, единства, сочувствия и т. п. преимущественно ограничиваются кругом личных связей. Людей мало беспокоят проблемы незнакомцев и социальных груп, к которым они не пренадлежат. Во многом именно этим определяется неразвитость волонтерского движения, благотворительности и т. д.

В обществе наблюдаются социальная отчужденность и жестокое отношение к слабости. Неравенство украинского общества, его расслоенность, отчужденность различных социальных групп на фоне слабой интеграции в пределах этих групп, отсутствие надлежащей системы социальных лифтов формируют поле неоднородных представлений о справедливости, что подрывает потенциал формирования социальной ответственности, терпимости, гуманности, усложняет возможности общественной легитимации любых институтов.

Недооценка неравенства в доступе к различным ресурсам устойчивого человеческого развития отражает незрелость украинского общества. В большей мере с этим связано снисходительное отношение к коррупционным схемам, к уклонению от уплаты налогов, к существованию той сырьево-рентной модели экономики, которая доминирует в Украине.

6. ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ УГРОЗ


УСТОЙЧИВОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Содержание ведущих идей устойчивого человеческого развития, научное осмысление и обоснование тенденций развития современных экономических, экологических и социальных систем, а также оценка потенциала и доступности ресурсов в Украине создают необходимые основания для определения системы приоритетов, соблюдение которых должно обеспечить успех государственной политики формирования гарантированных предпосылок устойчивого человеческого развития в стране.



Только целосность и полнота соблюдения всех приоритетов человеческого развития дают основания надеятся на успешность соответствующей политики

Приоритеты обеспечения устойчивого человеческого развития образуют целостную систему, где действенность каждого поддерживается полнотой и согласованностью взаимодействия всех остальных. Их место в подготовке и реализации соответствующей политики связано с тем, что только целостность и полнота соблюдения приоритетов человеческого развития дают основания надеятся на ее успешность. А именно: каждое задание политики устойчивого человеческого развития должно расширять и обеспечивать выбор субъектов соответствующих отношений. Надежной основой защиты выбора, его формулировки и реализации, служит четкое определение, закрепление и защита прав собственности на ресурсы развития. Однако, даже в этих условиях приемлемое социальное и экономическое взаимодействие в сфере перераспределения ресурсов развития возможно только при условии соблюдения приоритета прав и свобод человека над правами собственности на ресурсы. Свобода выбора и действий, поддержаная и защищенная правами собственности и человеческой свободы, заканчивается там, где создается угроза жизни, здоровью и достоинству человека, т. е. соблюдение приоритета безопасности человека и безопасности последствий его действий имеют исключительную важность. Возможность реализации свободы действия и выбора человека на более высоких уровнях интеграции — территориальной общины, мезо- и макросферы интересов и т. п., обеспечивается благодаря соблюдению принципа субсидиарности всеми субъектами политики человеческого развития и уровнями управления. Нейтрализации возможных рисков своевольного злоупотребления свободой выбора и субсидиарностью служит соблюдение приоритета социальной ответственности за свой выбор и прозрачности соответствующей деятельности. Совокупность предыдущих приоритетов — основание для формирования доверия, сохранение и поддержка которого становится важным направлением общественных и индивидуальных усилий. Атмосфера доверия в обществе, поддержаная социально ответственной активностью и субсидиарностью, закладывает необходимые условия для перехода от управления построенного на линейной моноцентричной иерархии к регулированию, осуществляемому за счет доминирующего влияния институтов. Публичность подобного институционального регулирования позволяет обеспечить институционализацию отношений с целью соблюдения всех приоритетов и создать условия для справедливого перераспределения ресурсов развития, что предотвращает маргинализацию любых здоровых сил общества. В результате можно рассчитывать, что социально несправедливое неравенство будет трансформировано в социальную дифференциацию, где разница между людьми и социальными группами будет базироваться на инаковости, а не на разной доступности развития. Приговор относительно достигнутого им уровня развития должен выносить сам человек. Это означает, что внимание политики должно быть сосредоточено не только на достижении объективных и агрегированных показателей, но и на обеспечение субъективного ощущения счастья человека и оптимистичного настроя на будущее.

7. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ГУМАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Преодоление несправедливой и чрезмерной дифференциации, гуманизация экономики, природопользования и социальной сферы требует концентрации на наиболее важных системных проблемах, внутренней согласованности действий, формирования эффективных механизмов реализации интересов всех слоев населения посредством взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Это не должно оставатся прерогативой исключительно власти, a постепенно превращатся в функцию всего общества — от отдельного гражданина до центральных органов исполнительной власти. К сожалению, современная политика содержит элементы бездействия, квазидеятельности и бюрократического сопротивления. Эффективная политика устойчивого человеческого развития возможна в условиях преодоления этих деформаций и обеспечения консенсусного конгломерата различных форм активности всех субъектов, направленой на формирование пространства устойчивого человеческого развития на принципах сбалансирования реформ, ограничения и самоограничения, лояльности, поддержки и координации.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница