Изменение экспозиции рэм в контексте



страница1/13
Дата02.06.2019
Размер1.12 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В РОССИИ

В XX-XXI ВВ.

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки: 51.04.04 – Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

образовательная программа магистратуры: «Музейное кураторство»

Выполнила:

студентка 2 курса

дневного отделения

Аброськина Е.В.


Научный руководитель:

к.и.н., ст. преп.

Чебаненко С.Б.

Санкт-Петербург


2017

Содержание

Введение 2

1 глава 9

Этнографический отдел Русского музея: от идеи до реализации (1902–1917) 9

2 глава 22

Экспозиция музея в советский период (1917–1991) 22

3 глава 68

Изменения в экспозиционном пространстве музея в постсоветский период: традиции и инновации (1991–2012) 68

Заключение 81

Список источников 84

Введение


Российский этнографический музей — крупнейший этнографический музей в Европе и единственный музей в России, обладающий масштабными коллекциями этнографических предметов, характеризующих культуру народов, проживающих на территории России и в пределах ближнего зарубежья.

Этнографический отдел Русского музея изначально был задуман как имперский проект, который был призван демонстрировать национальное многообразие Российской империи, сопредельных ей территорий и стран, населенных славянами. Экспозиция музея в период 1910–1920-х гг. представляла собой пространство, предназначенное для выставления собранных музеем коллекций, экспозиционная же деятельность была второстепенной по отношению к собирательской работе1. Позднее, понятие экспозиции было переосмыслено, наполнено новыми идеологическими смыслами: она представляла собой сначала инструмент власти в идеологической борьбе2, а затем, в позднесоветский период сложилось представление об экспозиции Этнографического музея как об основном информационном канале музея3.

Целью данного исследования является изучение изменения экспозиции Этнографического музея в условиях социально-культурных трансформаций России. В качестве объекта выступает экспозиция Российского этнографического музея, а предмета – процесс её трансформаций в зависимости от социально-культурных изменений в стране.

Основными хронологическими рамками исследования является период с 1923 по 2012 гг., начиная с открытия первой экспозиции для посетителей и заканчивая одной из последних экспозиций в залах Средней Азии и Южного Кавказа. Первая постоянная экспозиция была открыта в 1923 г., но ее понимание невозможно без рассмотрения дореволюционных музейных выставок и проектов экспозиции, которая должна была открыться в 1916 г. (поэтому в исследовании использованы также источники начала XX в.).

Исследование находится в области исторической музеологии, поэтому основная работа была ориентирована на работу с источниками: формирование корпуса источников, изучение, анализ и введение в научный оборот.

Источниками для данного исследования послужили документы из архива Российского этнографического музея, опубликованные ранее источники, материалы фототеки РЭМ (фонд «История музея»), а также записи бесед с сотрудниками музея.

В качестве источников исследования выступают преимущественно письменные источники. Прежде всего, это тексты тематико-экспозиционных планов. Тематико-экспозиционный план позволяет рассмотреть структуру экспозиции, ее основные разделы, определить какие предметы (или какие виды предметов) были отобраны для презентации. Ряд тематико-экспозиционных планов (чаще всего, послевоенных) имеют текстовую интерпретацию, концепцию экспозиции. Другим важным источником являются тексты обсуждений и дискуссий тематико-экспозиционных планов. В процессе изучения таких обсуждений (чаще всего это стенограммы и заметки участников дискуссий), становится возможным определить точки зрения сотрудников музея касательно экспозиции, их научные позиции. Эти важные тексты, содержащие в себе «живую речь», позволяют реконструировать научную атмосферу тех лет. Отдельной группой источников являются доклады, представленные на Ученом совете музея, посвященные темам экспозиции и экспозиционного строительства. Такие тексты чаще всего являются предтечами научных статей, но куда более развернутыми, подробными, снабженными исправлениями автора и его заметками. Это позволяет сравнить черновые тексты со статьями. Вспомогательной группой текстов являются письма к заведующей отделом Украины А.Я. Дуйсбург и директору музея Е.А. Мильштейну, которые играют скорее второстепенную роль в исследовании, поскольку не содержат непосредственной информации об экспозиции, но зато позволяют разобраться в механизмах сбора этнографических предметов, которые позднее будут включены в экспозицию.

Также в качестве источников для части исследования, посвященной современному экспозиционному строительству, выступают тексты бесед с сотрудниками музея.

Важным источником для исследования являются также фотографии из фонда «История музея» фототеки РЭМ и эскизы для тематико-экспозиционных планов, хранящиеся в иллюстративном фонде РЭМ.

Историография вопроса имеет неоднородный характер: сформирован целый корпус текстов, написанных преимущественно директорами музея или руководителями отделов (Е.А. Мильштейн, М.В. Сазонова, Т.А. Крюкова, Е.Н. Студенецкая, И.И. Баранова и другие). Эти тексты являются своеобразной «автоисториографией» музея, которая находится в основном фокусе данного исследования: отчеты, тезисы докладов на Ученом совете, проблемные статьи, ретроспективные исследования, они представляют для нас интерес, поскольку являются непосредственным продуктом эпохи, кроме того, в той или иной степени иллюстрируют собой рефлексию руководителей относительно прошлого музея и динамики его развития. В постсоветский период традицию «автоисториографии» продолжают В.М. Грусман4, С.В. Дмитриев5, В.А. Дмитриев6, Д.А. Баранов7, И.И. Шангина8, Е.Е. Герасименко9, Н.М. Калашникова10 и другие.

Важным блоком текстов являются исследования, посвященные теме строительства музея, его архитектурного решения, личности архитектора В.Ф. Свиньина: работы З.А. Перскевич11, Г.Н. Романовой12, М.В. Вороновой13, В.Э. Первак14, А.А. Шокурова-Свиньина15, А.Н. Копаневой16.

Отдельным корпусом текстов, повлиявших на данную работу, являются исследования зарубежных авторов, которые затрагивают тему Этнографического музея: Р. Цветковски17, Ф. Хирш18, Ф. Бертран19.

Рассматривая проблему влияния власти на музейное пространство, мы опираемся на тексты Э. Хуппер-Гринхилл20, Т. Беннетта21, Ш. Макдональд22, которые в свою очередь применяют концепции Мишеля Фуко в контексте осмысления феномена музея.

В целом, историография вопроса достаточно неоднородна. Благодаря исследованиям советского времени, сохранился целый блок информации, посвященный музею в 1930–1970-е гг. В постсоветское время в историографии восполнен большой период в истории создания и развития музея до революции, хотя отсутствуют подробные культурологические исследования, содержащие анализ пространства музея, его пластических изменений на протяжении всего существования: например, анализ значения «зашивания» арок и окон в советское время, отсутствуют исследования, касающиеся художественных росписей на торцах лестниц. Кроме того, историография не содержит в себе стройного, последовательного изучения непосредственно экспозиции музея: экспозиция в исследованиях выступает наравне с хранением и экспедициями музея, специального герменевтического изучения экспозиции музея нет. Она рассматривается как пример, иллюстрация эпохи, но редко выступает основным объектом исследования.

Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена дореволюционному периоду: история строительства здания музея, архитектурное решение и его влияние на музейное пространство, первое оборудование музея, антропологические манекены, первые выставки и предпосылки создания первой постоянной экспозиции. Вторая глава охватывает советский период истории музея, она поделена на две части: довоенный и послевоенный. Великая Отечественная война выступает линией демаркации в связи с тем, что в отличие от научной деятельности, которая не прерывалась в стенах музея, экспозиционное строительство было остановлено. Экспозиции послевоенных лет отличаются от экспозиций конца 1930-х гг., хотя четкой линией демаркации выступают не военные события, а принятие в 1956 г. генерального плана, который кардинально изменил экспозиционное строительство музея. В целом, вторая глава посвящена первой экспозиции, а также изменениям, которые сопровождали экспозиции 1920-1930-х гг. в связи с изменениями внутри страны. Также в главе освещаются события послевоенного восстановления, волна нового экспозиционного строительства 1960-1970-х гг., и кризис, который был характерным для многих сфер культурной жизни предперестроечного времени. Третья глава посвящена изменениям в экспозиции музея после распада СССР, а также поиску новых решений, переосмыслению экспозиционного пространства музея и его саморефлексии.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на обширную историографию вопроса, тема развития экспозиции была затронута исследователями фрагментарно, не было задачи масштабного рассмотрения изменений экспозиции на протяжении всей истории существования музея. Данное исследование, поставив такой масштабный вопрос, конечно, не может дать на него исчерпывающий ответ, но, смеем предположить, внесет свой вклад в его раскрытие.



Ряд тезисов данной работы прошел апробацию на Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Татьяны Владимировны Станюкович (1916–1992) 26–27 сентября 2016 г. в МАЭ РАН, на конференции «Философия музея: феноменология и аналитика музейного "бума"» 20–22 апреля 2017 г. в Институте философии СПбГУ.

Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Проблемы перевода пользовательских соглашений
11701 -> Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
11701 -> Притулюк Юлия Леонидовна Туризм в Абхазии: основные аспекты и перспективы развития Выпускная квалификационная работа бакалавра
11701 -> Оценка выводов компьютерной экспертизы и их использование в доказательстве мошенничества
11701 -> Костная пластика на нижней челюсти с использованием малоберцовой кости и гребня подвздошной кости
11701 -> Выбор вида и способа анестезии на детском стоматологическом приеме


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница