Тема урока. Утомление, его профилактика и самоконтроль нагрузок.
Цель. Познакомить обучаемых с общими причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, разобрать ряд способов профилактики переутомления с учетом физических и умственных нагрузок на подростка в период обучения его в школе.
Задачи.
Образовательные: познакомить учащихся с причинами утомления и переутомления в процессе жизнедеятельности человека, научить производить самоконтроль нагрузок.
Воспитательные: продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни.
Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи.
Методы и методические приемы.
-
Словесные (беседа, объяснение);
-
Практические;
-
Наглядные;
-
Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;
-
Технические;
-
Организационные (фронтальный).
Оборудование. ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература.
Для учащихся:
-
Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл./Фролов М.П. и др. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 320 с.
Для учителя:
-
Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
-
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.
-
Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000.
-
Стальков Е., Панин В. Валеология. – Янтарный сказ, 2001.
-
Чумаков Б.Н. Валеология.- М., 1997.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
-
Организационный момент (1 мин.).
-
Повторение пройденного материала (__ мин.).
-
Изучение нового материала (__ мин.).
-
Закрепление материала (__ мин.).
-
Задание на дом, общие выводы (2 мин.).
Ход урока
-
Организационный момент.
Здороваюсь, отмечаю отсутствующих.
-
Повторение пройденного материала.
-
Изучение нового материала: УТОМЛЕНИЕ, ЕГО ПРОФИЛАКТИКА И САМОКОНТРОЛЬ НАГРУЗОК.
В начале занятий необходимо познакомить обучаемых с общим понятием «утомления» и причинами его вызывающими.
Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, появление которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении темпа реакций, в появлении ошибок, в нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове, мышцах, общая слабость и разбитость.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) и приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволяет продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.
Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации своего режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. С субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжить начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боли и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительно или плохое.
Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.
Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления.
Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.
К объективным показателям самоконтроля относятся частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствуют об утомлении.
Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовывать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, то есть любая нагрузка - умственная или физическая - должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить возможности путем тренировки. А выход из данного положения такой: при планировании любой нагрузки необходимо соблюдать приемлемую степень гармонии, то есть требования должны совпадать с возможностями. Ее нарушение приводит к стрессу и переутомлению, а поскольку, по медицинским оценкам, от половины до трех четвертей всех заболеваний и несчастных случаев связано со стрессом, то последствия нарушения указанной гармонии, как правило, весьма вредны.
Т.о., умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений в системе здорового образа жизни.
Рассмотрим коротко вопрос о влиянии на здоровье человека компьютера. Необходимо отметить, что компьютер становится привычным элементом в школьных классах и дома. Длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья: нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм – электромагнитные поля и излучения, мелькание изображения на экране, длительная неподвижность оператора.
Исследования показали, что главная угроза для здоровья операторов ПЭВМ – это неподвижность, статичность позы и глазных мышц, особенно нуждающихся в динамическом режиме работы. Для профилактики переутомления при работе с компьютером время работы на нем должно регламентироваться с учетом возраста. Кроме того должен соблюдаться специальный двигательный режим.
Известно, что для школьника максимальная нагрузка – как правило, учебная, то есть умственный труд. Она особенно велика в период экзаменов и итоговых контрольных работ. Самое лучшее средство профилактики перегрузки в этот период – умелое сочетание учебных занятий с физической культурой, рациональное использование свободного времени для восстановления умственных возможностей на переменах, в свободное время после уроков и в выходные дни. Двигательная активность на свежем воздухе – лучшее средство от утомления, возникающего в период умственной работы.
Каждый человек, желающий создать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, должен постоянно овладевать методикой контроля своего состояния, используя объективные и субъективные показатели собственного здоровья, стремиться повышать уровень работоспособности за счет познания себя, своих возможностей, правильного планирования работы и отдыха, сочетания умственных и физических нагрузок.
IV. Закрепление материала:
-
Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению у вас усталости?
-
Какие виды физических нагрузок более эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность?
-
Какой режим дня вы считаете наиболее эффективным в период подготовки к контрольным работам и экзаменам.
-
Задание на дом, общие выводы
Практическая работа № 4
Тема: Самоконтроль состояния системы кровообращения.
Цель: Определить состояние системы кровообращения; научиться определять индивидуальную физическую нагрузку.
Оборудование: тонометр, секундомер.
Задание 1
Произвести самоконтроль оценки работоспособности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы пол формуле Руффье:
(Р1 + Р2 + Р3) - 200
ИР = ---------------------------- , где
10
ИР – индекс Руффье;
Р1 – исходный пульс, Р2 – сразу после 30 приседаний; Р3 – в конце первой минуты восстановления.
Индекс менее 3 – физическая работоспособность высокая;
4 – 6 – хорошая;
7 – 10 – посредственная;
10 – 15 удовлетворительная;
15 и более – неудовлетворительная.
Задание № 2
Определите состояние системы кровообращения посредством пробы Мартинэ.
Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течении 30 сек., определяется % учащения пульса от исходного уровня. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 25 %, посредственное – на 25-50 %; удовлетворительное – на 50-75 %; неудовлетворительное – более чем на 75 %. После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое артериальное давление возрастает на 25-40 мм рт.ст., а диастолическое или остается прежним или незначительно (на 5-10 мм рт.ст.) снижается.
Восстановление пульса длится от 1 до 3, а АД – от 3 до 4 минут.
Если результаты получились неудовлетворительными, то нужно постоянно следить за физическими нагрузками, а также надо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки. Но при этом следует постоянно следить за числом сердечных сокращений. Не рекомендуется превышать максимального числа сердечных сокращений, рассчитываемого по формуле: ЧСС макс = 220- возраст человека.
Задание № 3
Запишите в тетрадь, что Вам надо делать, чтобы укрепить свое сердце.
-
Закаляться.
-
Избегать нервных перегрузок.
-
Сократить физические нагрузки в максимальном темпе.
-
Больше заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности.
-
Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков.
-
Не переедать.
-
Питаться 4-5 раз в день.
-
Меньше есть жирных продуктов.
-
Меньше есть сладостей.
-
Больше употреблять овощей (капусты, моркови, помидоров, лука, сладкого перца), фруктов (апельсинов, яблок, бананов), ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда), а также продуктов, содержащих необходимые для сердца и кровеносных сосудов минеральные вещества (молока, кефира, гречневой и овсяной крупы, морской капусты и других морепродуктов, орехов и изюма).
-
Спать на жесткой постели.
Поделитесь с Вашими друзьями: |