К Порядку организации медицинской реабилитации



страница1/43
Дата08.07.2019
Размер1.04 Mb.
#117407
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Приложение № 1

к Порядку организации медицинской реабилитации,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от ______________ 20__ г. № ______

Применение международной классификации функционирования в процессе медицинской реабилитации
Международная классификация функционирования (МКФ) предназначена для формулировки реабилитационного диагноза с целью описания всех составляющих здоровья и связанных с ним проблем, ограничивающих жизнедеятельность пациента.

Реабилитационный диагноз, позволяет сформулировать цель, задачи и индивидуальную программу медицинской реабилитации, определить ее эффективность, а так же вклад каждого специалиста в решение поставленных задач.

Реабилитационный диагноз представляет собой описание возникших у пациента вследствие заболевания/повреждения нарушений функций органов и систем, повлекших за собой нарушений повседневных функций (самообслуживание в повседневной жизни, взаимодействие в актуальной природной и социальной среде для обеспечения повседневных функций, коммуникации, выполнения профессиональной и социальной роли) и факторов окружающей среды, которые могут облегчать или затруднять выполнение описанных функций пациентом, проведенное с помощью МКФ. В реабилитационном диагнозе формулируются только актуальные проблемы пациента, и определяющие его функционирование на момент оценки.

В индивидуальной программе медицинской реабилитации, для каждого домена (выявленной проблемы пациента) МКФ назначается ответственный специалист из МДБ, указывается реабилитационная технология, направленная на разрешение выявленной проблемы.

МКФ – описательный инструмент и не является шкалой. Недопустимо использовать оценку по МКФ вместо шкал.

Все участники мультидисциплинарной реабилитационной бригады должны владеть навыками правильного применения МКФ.

Реабилитационный диагноз формулируется при поступлении пациента на медицинскую реабилитацию, в процессе ее проведения, не реже 1 раза в неделю и по завершении комплекса мероприятий по медицинской реабилитации на каждом из этапов. Реабилитационный диагноз составляется специалистами мультидисциплинарной реабилитационной бригады и описывается в категориях МКФ с помощью кодов.

Коды категорий МКФ могут быть использованы для статистической оценки и анализа эффективности работы различных специалистов МДБ, применяемых методов и программ медицинской реабилитации. МКФ имеет четыре уровня детализации категорий нарушения структур, функций, жизнедеятельности и факторов среды. Для специалистов допустимо использование МКФ с детализацией не ниже 2 уровня.

Код МКФ можно представить в следующем виде:

префикс – это буквенное обозначение главы МКФ (b, s, d, e);

цифровой код – числовое выражение составляющих компонентов различных глав классификации:

первые две цифры после буквы обозначают раздел главы классификации,

две последующие цифры код подглавы классификации.

последней цифрой кода, описывающего то или иное отклонение (нарушение), является количественное определение этого отклонения, измеренное с помощью специального инструмента/теста/шкалы и переведенное с помощью универсальной шкалы в цифру от 0 до 9. Эта цифра пишется после точки и называется определителем (Приложение №2).

Термин отклонение используется для отражения значимого отклонения от общепринятых статистических норм (т.е. как отклонение от средней популяционной величины, принятой в качестве стандартной нормы). Если после определенного кода стоит цифра «0» это значит, что у пациента нет проблем с этой функцией или структурой, либо имеются незначительные проблемы, которые можно условно градуировать как не более, чем 4%.

Активность и участие имеют два определителя. На первом месте идет реализация, на втором месте – капаситет (потенциальная способность). Реализация – это выполнение действия при использовании любых ресурсов среды, то есть помощью технических средств реабилитации, родственником, медицинского персонала или ухаживающих лиц. Капаситет (потенциальная способность) – это выполнение действия самостоятельно пациентом, без посторонней помощи.

Определитель капаситета и реализации для обозначения величины и выраженности ограничений как активности, так и участия включает в себя следующие оценки:

0 НЕТ нарушений (никаких, отсутствуют, ничтожные) 0-4%

1 ЛЕГКИЕ нарушения (незначительные, слабые) 5-24%

2 УМЕРЕННЫЕ нарушения (средние, значимые) 25-49%

3 ТЯЖЕЛЫЕ нарушения (высокие, интенсивные) 50-95%

4 АБСОЛЮТНЫЕ нарушения (полные) 96-100%

8 не определено

9 не применимо


Факторы среды имеют один определитель со знаком «+» или «-».

-8 не уточненный БАРЬЕР

-4 АБСОЛЮТНЫЕ БАРЬЕРЫ

-3 ВЫРАЖЕННЫЕ БАРЬЕРЫ

-2 УМЕРЕННЫЕ БАРЬЕРЫ

-1 НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ

0 НЕТ облегчающих факторов

+1 НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ облегчающие факторы

+2 УМЕРЕННЫЕ облегчающие факторы

+3 ВЫРАЖЕННЫЕ облегчающие факторы

+4 АБСОЛЮТНЫЕ облегчающие факторы

+8 не уточненный облегчающий фактор

9 не применимо
Функции имеют один количественный определитель - степень нарушения функции.

Определитель функций для обозначения величины и выраженности нарушения включает в себя следующие оценки:

0 НЕТ нарушений (никаких, отсутствуют, ничтожные) 0-4%

1 ЛЕГКИЕ нарушения (незначительные, слабые) 5-24%

2 УМЕРЕННЫЕ нарушения (средние, значимые) 25-49%

3 ТЯЖЕЛЫЕ нарушения (высокие, интенсивные) 50-95%

4 АБСОЛЮТНЫЕ нарушения (полные) 96-100%

8 не определено

9 не применимо
Структуры имеют три определителя: выраженность, характер и локализация. Менять местами определители запрещено. Определитель выраженность нарушения структур включает в себя следующие оценки:

0 НЕТ нарушений (никаких, отсутствуют, ничтожные) 0-4%

1 ЛЕГКИЕ нарушения (незначительные, слабые) 5-24%

2 УМЕРЕННЫЕ нарушения (средние, значимые) 25-49%

3 ТЯЖЕЛЫЕ нарушения (высокие, интенсивные) 50-95%

4 АБСОЛЮТНЫЕ нарушения (полные) 96-100%

8 не определено

9 не применимо

Определитель характера нарушения структур включает в себя следующие оценки:

0 - нет изменений структуры

1 - полное отсутствие

2 - частичное отсутствие

3 - добавочная часть

4 - абберантные отклонения

5 - нарушение целостности

6 - изменение позиции

7 - качественные изменения структуры, включая задержку жидкости

8 - не определено

9 - не применимо

Определитель локализации нарушения структур включает в себя следующие оценки:

0 - более чем один регион

1 - справа

2 - слева

3 - с обеих сторон

4 - спереди

5 - сзади

6 - проксимальный

7 - дистальный

8 - не определено

9 - не применимо



Допустимо использовать для оценки нарушения структур только определителя выраженности.


Таблица 1. Международная классификация функционирования с комментариями Всемирной организации здравоохранения.


Домен МКФ с кодом

Комментарий ВОЗ

Уровень детализации

Раздел 1 ОБУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Этот раздел относится к обучению, применению полученных знаний, мышлению, решению проблем и принятию решений.

1

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ (D110-D129)




d110 Использование зрения


Использование зрения с целью восприятия значения визуальных стимулов, например, наблюдение за спортивными состязаниями или игрой детей.

2

d115 Использование слуха

Использование слуха с целью восприятия значения звуковых стимулов, например, прослушивание радио, музыки или лекции.

2

d120 Целенаправленное использование других ощущений


Использование других основных ощущений с целью восприятия значения других стимулов, например, ощущение структуры предметов через осязание, ощущение вкуса конфет или запаха цветов.

2

d129 Целенаправленное использование органов чувств, другое уточненное и не уточненное

Другое

2

БАЗИСНЫЕ НАВЫКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ (D130-D159)




d130 Копирование


Имитирование или подражание, как основной компонент обучения, например, копирование жеста, звука или буквы алфавита.

2

d135 Повторение


Повторение в определенной последовательности как основной компонент обучения, например, счет десятками или декламация стихотворных произведений.

2

d140 Усвоение навыков чтения


Развитие навыков беглого и правильного чтения на языке письма (включая чтение по Брайлю), например, распознавание букв и алфавита, чтение вслух с правильным произношением, понимание слов и фраз.

2

d145 Усвоение навыков письма


Развитие навыков воспроизведения символов, которые используются для отражения звуков речи, слов или фраз, с целью передачи их значений (включая письмо на языке Брайля), например, четкое написание букв и правильное использование грамматики.

2

d150 Усвоение навыков счета


Развитие навыков манипуляции числами, выполнения простых и комплексных математических действий, например, использование математических знаков сложения и вычитания и применение правильных математических действий при решении проблем.

2

d155 Приобретение практических навыков


Развитие базисных и комплексные навыков, необходимых для выполнения серии действий или задач, с тем чтобы самостоятельно делать выбор и развивать определенные навыки, например, использования орудий труда или в играх, таких как шахматы.

Включено: приобретение базисных и комплексных навыков

2

d1550 Приобретение базисных навыков

Развитие способностей выполнять элементарные, целенаправленные действия, например, обучение обращению со столовыми приборами, с карандашом или простым инструментом.

3

d1551 Приобретение комплексных навыков

Развитие способностей выполнять совокупность сложных действий, с целью выполнения правил, последовательности определенных движений и их координации в таких видах деятельности как, например, игра в футбол или использование строительных инструментов.

3

d1558 Приобретение навыков, другое уточненное

Другое

3

d1559 Приобретение навыков, не уточненное

Другое

3

d159 Базисные навыки при обучении, другие уточненные и не уточненные

Другое

2

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (D160-D179)

1

d160 Концентрация внимания


Целенаправленное фокусирование внимания на специфичных стимулах, например, сосредоточение в шумной обстановке.

2

d163 Мышление


Формулирование и использование, самостоятельно или вместе с другими, идей, концепций и образов, целенаправленно или нецеленаправленно, например, создание художественного образа, доказательство теоремы, оперирование идеями, мозговой штурм, медитация, раздумье, спекулятивное или рефлекторное мышление.

Исключено: решение проблем (d175); принятие решений (d177)

2

d166 Чтение


Восприятие и интерпретация письменного материала (например, книг, инструкций или газет, в том числе вышедших на языке Брайля) с целью получения общих знаний или специальной информации.

Исключено: усвоение навыков чтения (d140)

2

d170 Письмо


Использование или воспроизведение языковых символов для передачи информации, например, описание событий или составление письма.

Исключено: усвоение навыков письма (d145)

2

d172 Вычисление


Произведение вычислений с применением математических принципов для решения проблем, которые сформулированы в словах, и запись или отражение результатов, например, вычисление суммы из трех слагаемых или получение результата деления одного числа на другое.

Исключено: усвоение навыков счета (d150)

2

d175 Решение проблем


Поиск ответов на вопросы или ситуации идентифицируя и анализируя их, разработка вариантов и решений, оценка потенциальных последствий решений и выполнение принятого решения, например, решение противоречий между двумя людьми.

Включено: решение простых проблем, решение сложных проблем

Исключено: мышление (d163): принятие решений (d177)

2

d1750 Решение простых проблем


Поиск решения простой проблемы, включающей единичный аспект или вопрос, идентифицируя и анализируя ее, разработка решений, оценка потенциальных последствий решений и исполнение принятого решения.

3

d1751 Решение сложных проблем


Поиск решений сложной проблемы, включающей множественные и взаимосвязанные аспекты или несколько взаимосвязанных проблем, идентифицируя и анализируя их, разработка решений, оценка потенциальных последствий решений и исполнение принятого решения.

3

d1758 Решение проблем, другое уточненное

Другое

3

d1759 Решение проблем, не уточненное

Другое

3

d177 Принятие решений


Осуществление выбора среди вариантов, реализация выбора и оценка последствий сделанного выбора, например, выбор и преследование определенных целей, или выбор и реализация одной из нескольких задач, которые должны быть выполнены.

Исключено: мышление (d163), решение проблем (d175)

2

d179 Применение знаний, другое уточненное и не уточненное

Другое

2

d198 Обучение и применение знаний, другое уточненное

Другое

2

d199 Обучение и применение знаний, не уточненное

Другое

2

РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ

Этот раздел относится к общим аспектам выполнения отдельных или многоплановых задач, организации распорядка и преодоления стресса. Эти пункты могут использоваться вместе с более определенными задачами или действиями, для уточнения характеристик выполнения задач при различных обстоятельствах.

1

d210 Выполнение отдельных задач


Выполнение простых, сложных и координированных действий, имеющих отношение к умственным и физическим компонентам выполнения задач, например, инициирование задачи, организация времени, места и материальных ресурсов для выполнения задачи, стимулирование выполнения задачи, выполнение, завершение и способность не отступать от выполнения задачи.

Включено: выполнение простых или сложных задач, выполнение отдельных задач самостоятельно или в группе

Исключено: приобретение практических навыков (d155); решение проблем (d175); принятие решений (d177); выполнение многоплановых задач (d220)

2

d2100 Выполнение простой задачи

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения простой задачи, выполнение простой однокомпонентной задачи, например, чтение книги, написание письма или заправка кровати.

3

d2101 Выполнение сложной задачи

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения сложной задачи, выполнение сложной многокомпонентной задачи, которая может быть выполнена последовательно или одновременно, например, расстановка мебели в доме или выполнение школьного задания.

3

d2102 Выполнение отдельных задач самостоятельно

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения простых или сложных задач, организация и исполнение задачи самостоятельно и без помощи других.

3

d2103 Выполнение отдельных задач в группе

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения простых или сложных задач, организация и исполнение задачи совместно с другими людьми, привлеченными к исполнению всей задачи или некоторых ее аспектов.

3

d2108 Выполнение отдельных задач, другое уточненное

Другое

3

d2109 Выполнение отдельных задач, не уточненное

Другое

3

d220 Выполнение многоплановых задач

Последовательное или одновременное выполнение простых, сложных и координированных действий, являющихся частью многоплановых, многосоставных и сложных задач.

Включено: выполнение многоплановых задач, завершение многоплановых задач, выполнение многоплановых задач самостоятельно и в группе

Исключено: приобретение практических навыков (d155); решение проблем (d175); принятие решений (d177); выполнение отдельных задач (d210)

2

d2200 Выполнение многоплановых задач

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения нескольких задач, организация и исполнение нескольких задач одновременно или последовательно.

3

d2201 Завершение многоплановых задач

Завершение выполнения нескольких задач одновременно или последовательно.

3

d2202 Выполнение многоплановых задач самостоятельно

Подготовка, начало и организация времени и места, которые необходимы для выполнения многоплановых задач, организация и исполнение нескольких задач одновременно или последовательно самостоятельно и без помощи других.

3

d2203 Выполнение многоплановых задач в группе

Подготовка, начало, организация времени и места, которые необходимы для выполнения многоплановых задач, организация и исполнение нескольких задач одновременно или последовательно совместно с другими людьми, привлеченными к исполнению всей задачи или некоторых ее аспектов.

3

d2208 Выполнение многоплановых задач, другое уточненное

Другое

3

d2209 Выполнение многоплановых задач, не уточненное

Другое

3

d230 Выполнение повседневного распорядка

Выполнение простых, сложных и координированных действий для планирования, организации и исполнения повседневных дел или обязанностей, например, распределение времени и планирование отдельных задач в течение дня.

Включено: организация и исполнение повседневного распорядка; управление уровнем собственной активности

Исключено: выполнение многоплановых задач (d220)

2

d2301 Организация повседневного распорядка

Выполнение простых, сложных и координированных действий для планирования и организации повседневных дел и обязанностей.

3

d2302 Исполнение повседневного распорядка

Выполнение простых, сложных и координированных действий для исполнения повседневных дел и обязанностей.

3

d2303 Управление уровнем собственной активности

Распределение сил и времени в зависимости от требований и затрат энергии на повседневные дела и обязанности.

3

d2308 Выполнение распорядка дня, другое уточненное

Другое

3

d2309 Выполнение распорядка дня, не уточненное

Другое

3

d240 Преодоление стресса и других психологических нагрузок


Выполнение простых, сложных и координированных действий с целью успешного управления и контроля психологических нагрузок при выполнении задач, требующих высокой ответственности и связанных со стрессом, отвлекающими факторами и кризисными ситуациями, например, управление транспортом в условиях интенсивного движения или присмотр за группой детей.

Включено: ответственность: преодоление стресса и кризисных ситуаций

2

d2400 Ответственность


Выполнение простых, сложных и координированных действий для должного исполнения обязанностей, осознавая их важность.

3

d2401 Преодоление стресса


Выполнение простых, сложных и координированных действий для преодоления напряжения, критических ситуаций и стресса, связанных с исполнением задачи.

3

d2402 Преодоление кризисных ситуаций


Выполнение простых, сложных и координированных действий для преодоления решающих, поворотных моментов в ситуациях или в период острой опасности или трудностей.

3

d2408 Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, другая уточненная

Другое

3

d2409 Способность справляться со стрессом и другими психологическими нагрузками, не уточненная

Другое

3

d298 Общие задачи и требования, другие уточненные

Другое

2

d299 Общие задачи и требования, не уточненные

Другое

2

РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ

В этом разделе рассматриваются общие и специфичные элементы общения посредством языка, знаков и символов, включая восприятие и изложение сообщений, поддержание разговора и использование средств связи и техник общения.

1

ВОСПРИЯТИЕ СООБЩЕНИЙ ПРИ ОБЩЕНИИ (d310-d329)




d310 Восприятие устных сообщений при общении

Уяснение прямого и подразумеваемого значений сообщений устной речи, например, понимание, что выражение является утверждением факта или идиоматическим выражением.

2

d315 Восприятие сообщений при невербальном способе общения

Уяснение прямого и подразумеваемого значений сообщений, передаваемых жестами, символами и рисунками, например, понимание того, что ребенок утомлен, если он потирает свои глаза, или что сирена предупреждает о пожаре.

Включено: восприятие жестов и телодвижений, общеизвестных знаков и символов, рисунков и фотографий при общении

2



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница