Аннотация к рабочей программе по химии
8 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; примерной программы основного общего образования по химии; программы развития универсальных учебных действий; программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, авторской программы Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2013 .
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8—9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 140 ч в год (2 ч в неделю, 35 учебных недель в 8 классе и 34 – в 9 классе).
Изучение химии в основной школе направлено:
-на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основные цели и задачи, решаемые в процессе обучения:
-
обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий;
-
знакомство учащихся с методами химической науки;
-
формирование научного мировоззрения, а также понимания того, что химическое образование – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;
-
воспитание трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе, уважения к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;
-
развитие мышления учащихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении знаниями, обучение разнообразным видам учебной деятельности;
-
обеспечение знакомства с главными направлениями химизации народного хозяйства, с возрастающим значением химии в окружающей действительности, способствование к преодолению хемофобии; формирование практических умений и навыков, начальная профориентационная подготовка учащихся, направленная на обеспечение сознательного выбора профессии
Требования к результатам изучения курса:
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, ионные уравнения);
· наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· классифицировать изученные объекты и явления;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения химической информации.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Содержание по темам курса
№
|
Тема
|
Количество часов по рабочей программе
|
В том
числе практичес-ких работ
|
В том числе контроль-ных работ
|
1
|
Первоначальные химические понятия.
|
21
|
2
|
1
|
2
|
Кислород.
|
4
|
1
|
-
|
3
|
Водород.
|
3
|
1
|
-
|
4
|
Растворы. Вода.
|
8
|
1
|
1
|
5
|
Количественные отношения в химии.
|
5
|
-
|
-
|
6
|
Важнейшие классы неорганических соединений.
|
13
|
1
|
1
|
7
|
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
|
5
|
-
|
-
|
8
|
Химическая связь. Строение вещества.
|
8
|
|
1
|
|
Внеурочная деятельность
|
3
|
|
|
|
Итого
|
70
|
6
|
4
|
Планируемые результаты обучения :
В результате изучения химии выпускник 8 класса научится:понимать
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянство состава, периодический закон;
Научится:называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять:Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях;
-
з) составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20-ти элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-
распознавать: опытным путём кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат- ионы;
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по
количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Выпускник 8 класса получит возможность научиться:
-
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
-
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
-
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
-
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
-
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
-
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Аннотация к рабочей программе по химии в 9 классе
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с., автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 68 часов, т.к. для выпускников основной школы предусмотрено 34 учебные недели. Согласно данной программе проводится 4 контрольные работы, итоговое тестирование, 6 практических работ и 17 лабораторных опыта.
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2015. Она рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю, 34 учебных недели)
Для реализации рабочей программы используется УМК:
Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С. Химия 9 класс: рабочая тетрадь/ О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия 9 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ/ О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013.
Габриелян О.С. Химия. 8-9 классы: методическое пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Купцова. - М.: Дрофа, 2013.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-формирование у учащихся представлений о химической картине мира как части целостной естественнонаучной картины мира;
-развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и её вклада в научно-технический прогресс;
-освоение приёмов логического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) при изучении важнейших понятий и законов о составе, строении и свойствах веществ;
-воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
-проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
-овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными
Задачи программы обучения:
- освоение теории химических элементов и их соединений;
- овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ;
- применение на практике теории химических элементов и их соединений для объяснения и прогнозирования протекания химических процессов;
- осмысление собственной деятельности в контексте законов природы.
Учебно-тематический план:
Раздел
|
Тема
|
Количество часов по программе
|
Количество часов по рабочей программе
|
I
|
Повторение основных вопросов 8 класса и введение в курс 9 класса
|
6
|
7
|
II
|
Металлы. Практикум №1
|
18
|
18
|
III
|
Неметаллы. Практикум №2
|
26
|
27
|
IV
|
Органические соединения
|
10
|
14
|
V
|
Повторение основных вопросов курса 9 класса
|
8
|
2
|
Итого
|
|
68 + 2 часа резерв
|
68
|
Планируемые результаты освоения содержания курса
Раздел «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса»
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
-
Использовать при характеристике превращений веществ понятия «химическая реакция», «реакция соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции»;
-
Характеризовать общие химические свойства соединений металлов, неметаллов, амфотерных соединений;
-
Приводить примеры реакций доказывающие свойства соединений металлов, неметаллов и амфотерных соединений ;
-
Наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью родного языка и языка химии;
-
Проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
-
Составлять аннотацию к тексту;
-
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
-
Определять виды классификации (естественную и искусственную;
-
Осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
Раздел «Металлы. Практикум №1»
Предметный результат обучения.
Учащийся должен уметь:
-
Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземмельные металлы», использовать их при характеристике металлов;
-
Давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в ПС химических элементов Д.И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома: заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям; простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);
-
Называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;
-
Характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;
-
Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в ПС химических элементов Д.И. Менделеева;
-
Описывать общие химические свойства металлов с помощью родного языка и языка химии;
-
Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
-
Уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов;
-
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
-
Описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью родного языка и языка химии;
-
Выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксидионов;
-
Экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»№
-
Описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии;
-
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
-
Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ;
-
Наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;
-
Описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии;
-
Делать выводы по результатам проведённого эксперимента.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-
Работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ);
-
С помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
-
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
-
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
-
Составлять рецензию на текст;
-
Осуществлять доказательство от противного;
-
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использовать наблюдения или эксперимента.
Раздел «Неметаллы. Практикум №2»
Предметный результат обучения
Учащийся должен уметь:
-
Использовать при характеристике неметаллов и их соединений понятия «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жёсткость воды», «временная жёсткость воды», «постоянная жёсткость воды»; «общая жёсткость воды»;
-
Давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в ПС химических элементов Д.И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома: заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям; простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);
-
Называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;
-
Характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;
-
Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в ПС химических элементов Д.И. Менделеева;
-
Описывать общие химические свойства неметаллов с помощью родного языка и языка химии;
-
Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
-
Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
-
Уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов;
-
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
-
Описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью родного языка и языка химии;
-
Выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксидионов;
-
Экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»№
-
Описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии;
-
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
-
Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ;
-
Наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;
-
Описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии;
-
Делать выводы по результатам проведённого эксперимента.
-
Описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в ПС химических элементов Д.И. Менделеева;
Метапредметный результат обучения
Учащийся должен уметь:
-
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
-
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
-
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
-
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
-
Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
-
Подтверждать аргументы фактами;
-
Критично относиться к своему мнению;
-
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
-
Быть готовым изменить свою точку зрения;
-
Составлять реферат по определённой форме;
-
Осуществлять косвенное разделительное доказательство.
-
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использовать наблюдения или эксперимента.
Раздел «Первоначальные представления об органических веществах»
Предметный результат обучения
Учащийся должен уметь:
-
Использовать понятия «гомологический ряд», «изомеры», «гомологи», «предельные углеводороды», «непредельные углеводороды», «кратная связь», «функциональная группа»;
-
Классифицировать органические вещества на углеводороды, кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества, углеводы;
-
Определять принадлежность органических веществ к одному из изученных классов (предельные углеводороды, непредельные углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры, моно- и полисахариды) по формуле;
-
Описывать свойства отдельных представлений органических соединений;
-
Составлять формулы представителей изучаемых классов по систематической и тривиальной номенклатуре;
-
Давать названия представителям гомологических рядов изучаемых классов органических соединений;
-
Устанавливать генетическую связь между основными классами органических соединений;
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-
Составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;
-
Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятий или суждений;
-
Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), то есть актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
-
Определять аспект классификации;
-
Знать и использовать различные формы представления классификации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Аннотация к рабочей программе по химии в 10 классе
Настоящая программа для средней (полной) общеобразовательной школы разработана на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в федеральном Государственном стандарте среднего (полного) общего образования второго поколения. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования; примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень); и авторской программы Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 10 - 11 классов (базовый уровень) .
Учебно-методический комплект
-
Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. -14-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
-
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. М: Просвещение, 2009
-
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10 - 11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
-
Гара Н.Н. Химия. Уроки в 10 классе. – пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
-
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
-
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная,
азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан,
этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал,
клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
уметь:
-
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
-
определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
-
характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
-
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
-
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет- ресурсов);
-
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
-
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
-
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
-
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
-
Тематический план учебного курса 10 класс
Номер темы и ее название
|
Всего часов на тему
|
Из них:
|
теоретические
занятия
|
практические
занятия
|
контрольные и проверочные работы
|
Тема 1. Введение. Теория строения органических соединений
|
3
|
3
|
|
|
Тема 2.Углеводороды
|
13
|
9
|
2
|
1
|
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения
|
12
|
9
|
2
|
1
|
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения
|
4
|
4
|
|
|
Тема 5. Высокомолекулярные соединения
|
3
|
2
|
|
1
|
ИТОГО
|
35
|
27
|
4
|
3
|
Аннотация к рабочей программе по химии в 11 классе
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по химии в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004; на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
Курс общей химии на базовом уровне изучается на протяжении 1 учебного года в течение 34 учебных часа, т.к. для выпускников учебный год составляет 34 рабочие недели.
Курс ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2013
-
Габриелян О.С. Химия. Методическое пособие.11 класс. Базовый уровень: кн. для учителя / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
-
в ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
-
в трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
-
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
-
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-
умение интегрировать идеи и определять средства, необходимые для реализации;
-
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-
использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучения химии представляет ученику возможность на ступени среднего общего образования научиться следующим умениям на базовом уровне.
1. в познавательной сфере:
-
давать определения изученным понятиям;
-
описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;
-
описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
-
классифицировать изученные объекты и явления;
-
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-
структурировать пройденный материал;
-
интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;
-
описывать строение атомов элементов 1-4 периода с использованием их электронных конфигураций;
-
моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
2. в ценностно-ориентированной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. в трудовой сфере: проводить химический эксперимент;
4. в сфере физической культуры: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Учебно-тематический план:
Раздел
|
Тема
|
Количество часов по программе
|
Количество часов по рабочей программе
|
Количество практических работ
|
Количество контрольных работ
|
I
|
Строение вещества
|
15
|
15
|
1
|
1
|
II
|
Химические реакции
|
10
|
10
|
|
1
|
III
|
Вещества и их свойства
|
10
|
9
|
1
|
1
|
Итого
|
|
35
|
34
|
2
|
3
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |