К рабочей программе по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 классов



Скачать 463.87 Kb.
страница1/4
Дата13.12.2017
Размер463.87 Kb.
#3096
  1   2   3   4

Аннотация к рабочей программе

по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-9 классов

(2016-2017 учебный год)
Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин, помимо собственной воли и желания, принимает в нем участие. Однако каждый горожанин сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.


Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:



  • городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне;

  • себя как «наследника Великого Города», участника процесса формирования петербургского наследия.


Задачи программы:

1.Создать условия для понимания учащимися важной роли основных исторических периодов в формировании петербургского наследия.

2.Познакомить учащихся с разнообразными памятниками истории и культуры, которые раскрывают разные стороны жизни города, составляют наследие Петербурга.

3.Создать условия для понимания учащимися ценности (утилитарной, эстетической, историко-культурной, социальной, общественной значимости) этих памятников, для принятия ими этих ценностей как лично значимых.

4.Формировать у учащихся умения:


  • самостоятельно «извлекать» информацию из объектов, «вступая» в диалог с ними;

  • характеризовать объекты как многослойные памятники, хранящие память о разных временах, о разных людях, событиях, традициях, достижениях материальной и духовной культуры;

  • пользоваться краеведческой литературой, картами, живописными произведениями, фотографиями как источниками; сравнивать информацию, полученную из этих источников.

Основным учебным пособием является учебник Санкт-Петербург. История и культура Санкт-Петербурга. Части 1, 2, 3. Авт. Ермолаева Л.К. и др.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  • Образовательная программа ГБОУ школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга – 2016

  • Учебный план ГБОУ школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга – 2016-2017



Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа разработана на основе авторской концепции краеведческого образования и программы учебного курса Л.К. Ермолаевой «Санкт-Петербург – город-музей» (Л.К. Ермолаева Система краеведческого образования в школах Санк-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб, 2009) На сегодняшний день это единственная краеведческая программа, допущенная Комитетом по образованию к преподаванию в школе.
Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся
Начиная с 1997 года учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» был введен как обязательный в учебный план Петербургской школы. С 2005 года «История и культура Санкт-Петербурга» является обязательным для изучения учебным предметом для учащихся 5-9 классов.

Еще в ХIХ веке была осознана важность изучения своего села, города, края в воспитании детей. В современном российском обществе происходит падение подлинно патриотического отношения к своему Отечеству. Бытует недооценка, принижение ценности наследия России. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет целенаправленная политика в области просвещения и образования. И одним из компонентов образования становится краеведение, которое, по образному выражению Д.С. Лихачева, способствует «формированию нравственной оседлости населения», «чувства Родины»

Кроме аксиологической ориентации населения краеведение имеет и практическое значение для развития общества. В обширной, многонациональной России разные регионы, области, города отличаются экономическим потенциалом, природной и культурной средой, этническими традициями. Состояние, дальнейшее развитие этих частей России зависит от учета этих особенностей при экономическом, социальном, культурном планировании, в повседневной жизни. Поэтому краеведческое образование необходимо и рядовым жителям, и руководителям регионов. Очевидно, что изучать особенности региона следует с детского возраста.

Познание своего жизненного пространства, его природной, социо- и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет каждому человеку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно и продуктивно взаимодействовать с этим окружающим его миром; чувствовать себя комфортно, уверенно в нем; понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем; востребовать его культурный потенциал. Все это, без сомнения, будет способствовать социальной адаптации ребенка.


Информация о внесенных изменениях
Изменения не вносились.


Используемые учебники:

1.Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (С древнейших времен до конца XVIII в). - СПб., СМИО Пресс, 2014.



  1. Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть2 (ХIХ век – начало ХХ века). — СПб., СМИО Пресс, 2015.

  2. Ермолаева Л. К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть3 (ХХ век – начало ХХI века). — СПб., СМИО Пресс, 2015.


Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Курс «История и культура Санкт-Петербурга» рассчитан на 102 часа, на 3 года изучения. Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно учебному плану) При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение истории и культуры Санкт-Петербурга составит

1 четверть -9 часов

2 четверть - 7 часов

3 четверть- 10 часов

4 четверть - 8 часов
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения, технологии

Формы обучения:


  • фронтальная (общеклассная)

  • групповая (в том числе и работа в парах)

  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

  • Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа,

  • Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.

  • Практические методы: письменные работы, работа с атласом и контурными картами.

Активные и интерактивные методы обучения:

  • Творческие задания

  • Проблемные ситуации

  • Обучение через деятельность

  • Групповая и парная работа

  • Использование технологий развивающего обучения, критического мышления.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля.

  • Проверочная работа

  • Практическая работа

  • Тестирование


Задачи программы и прогнозируемые результаты освоения программы



Задачи



Прогнозируемые результаты

1.Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность анализировать процесс формирования петербургского наследия, объяснять его уникальные особенности, видеть проблемы сегодняшнего дня и перспективы дальнейшего развития.


Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;

следить за событиями, происходящими в городе;

в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т.д.



2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:

- об этапах формирования природно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга, что необходимо для понимания непрерывности этого процесса;


- о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия (истории, экономике, образовании, науке и т.д.), что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций;

- о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия – представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), что необходимо школьникам для понимания традиционностинекоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры;

- о специфике Петербурга, как города особого статуса (бывшей столицы, «культурной столицы», «города музея», крупного экономического центра и т.д.), что необходимо подростку для восприятия себя петербуржцем, гражданином города;

- о значении города как центра края, отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира.



Выпускники 9 класса

- грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

- указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга, в том числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

- называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.), объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

- называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

- называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей ХХ1 в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности; высказывая свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

- разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и ХХ1 в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан, которые определяли повседневную культуру всех остальных жителей Петербурга – Петрограда – Ленинграда;

- объясняют на конкретных примерах (памятниках, традициях, судьбах конкретных людей) возможности, предоставляемые городом - «ареной» истории, центром экономики, образования, просвещения, художественной культуры для реализации жизненных планов людей;

- узнают, описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна; раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга;

- объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

- указывают основные периоды развития нашего края, роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира..


3. Способствоватьдальнейшемуформированию у учащихсяумений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,



  • понимать особенности городских объектов как источников информации о разных исторических периодах, о различных сторонах городской жизни, о разных петербуржцах;



  • применять полученные знания в учебной и повседневной ситуации;




Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая, Topplanи др.), рекомендованным учителем:

- находят на карте нужные объекты;

- прокладывают оптимальные маршруты;

- читают карты как источник информации;



Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве;

(по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по картам);

- объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

- регулярно посещают учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам


Умеют

- извлекать необходимую информацию из разных письменных источников (справочников, научно-популярной литературы, Интернета);

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); описывать объект как памятник всемирного и петербургского культурного наследия;

- самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делая вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- обращаться к родственникам, знакомым и незнакомым горожанам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью);

- Умеют

- используя ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета),разъяснить, объяснить роль конкретных памятников, традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города;

- применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.);




4. Способствоватьсовершенствованиюобщеучебных умений учащихся



  • Умеют

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять развернутый план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не 2 и более источникам); работать над ученическим рефератом;

- обосновывать, аргументировать, доказывать, аргументировать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;




5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.


Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

- в их оценках и суждениях о культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

- в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);

- в их повседневной жизни;

- в участии их в городских акциях,

- в оценочных суждениях о конкретных объектах, традициях, а также исторических периодах развития города; современности


Каталог: sveden -> files
files -> Экология агроландшафтов
files -> 530 учащихся, на конец года – 519 учащихся в 24 классах-комплектах
files -> К рабочей программе «Английский язык, 10 класс»
files -> Рабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»
files -> В. Д. Шадриков 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 260гум/сп Вводится в действие с момента утверждения государственный образовательный стандарт
files -> I. Целевой раздел
files -> Учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование

Скачать 463.87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница