Как сохранить историческую память о великой Победе?



Дата18.11.2018
Размер58.5 Kb.
#59939
ТипПрограмма


Как сохранить историческую память о великой Победе?

В постсоветские годы в мире наблюдается фальсификация, искажение российской (советской) истории, особенно истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Замалчивается особая, решающая роль Советского Союза в борьбе с фашизмом. К примеру, в учебных программах стран бывших союзников СССР в войне против немецко-фашистских захватчиков (США, Великобритании) участие нашей страны не упоминается, а если упоминается, то минимально. А разрушения и осквернение памятников советским войнам, павшим в боях за освобождение Европы стало обычным явлениям в странах западной демократии. Особенно этим грешат бывшие сателлиты, страны, воевавшие на стороне Германии, да и в бывших постсоветских республиках, странах Балтии, это не редкость. Патологическая русофобия становится нормой жизни для ряда западных политиков.

Кризис на Украине породил новый виток попыток исказить историческую правду и действительность. Оказывается уже Советский Союз напал на Украину и Германию (по словам премьера Украины Яценюка), а лагерь смерти Освенцим освобождали только украинцы, т.к. был украинский фронт (это утверждение министра иностранных дел республики Польши).

Как сохранить историческую правду, память о Великой Победе, которая была достигнута ценой жизни 28 млн. советских людей различных национальностей? Вряд ли сегодня стоит говорить о том, насколько важно знать сегодня молодым людям историю Великой Отечественной войны для сохранения исторической памяти.

К сожалению, время неумолимо, все меньше и меньше остается ветеранов войны, которые могли бы донести до молодежи правду о войне, о народе победителе. Сегодня в сложной международной обстановке как нам представляется очень важно объединить все здоровые силы в России: структуры власти, институты гражданского общества, общественные, национальные, молодежные, научные организации для сохранения исторической правды о войне.

На наш взгляд эту работу надо активнее вести в общеобразовательных школах и ВУЗах. Наверное, стоит пересмотреть сетку часов в сторону увеличения их количества отводимых на изучение ВОВ на уроках истории в школах, учебных программах институтов.

Кстати у нас в Оренбуржье есть позитивный опыт сохранения памяти о войне, Победы среди молодежи. К примеру, такую работу по увековечиванию памяти об участниках Великой Отечественной войны, военно-патриотическому воспитанию молодёжи на примерах мужества, героизма и самопожертвования предков, профилактике фашизма и борьбе с фальсификациями прошлого проводит НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета.

С 2012 г. на базе крупнейшего вуза области он ежегодно организует региональный конкурс на лучшие студенческие и школьные работы по теме «Моя семья в истории Великой Отечественной войны». Сотрудники Института помогают учащимся в поиске архивных документов, восстановлении боевого пути, обстоятельств награждения и даже судьбы их родственников. Например, в семье студентки факультета гуманитарных и социальных наук Дины Курамшиной долгое время считалось, что её прадедушка татарин Ахун Мубарякович Курамшин пропал без вести. И лишь 72 года спустя из материалов Национальной архивной службы Финляндии, найденных в процессе работы над сочинением, его единственная дочь узнала, что отец, которого она никогда не видела, в сентябре 1941 г. при обороне столицы Карелии – города Петрозаводска раненым попал в плен, а в марте 1942 г. погиб и был похоронен в лагере у финского посёлка Настола. Прадед студента Аэрокосмического института Александра Тимофеева, украинец Леонид Васильевич Пузий в сентябре 1942 г. под Сталинградом личным примером увлёк за собой 8 бойцов на вражескую высоту и первым ворвался в окопы, уничтожив 17 немцев, в другом бою встал за пулемёт на место погибших и расчищал дорогу нашей пехоте, а в январе 1943 г. пал смертью храбрых. 67 лет спустя его правнук вместе с родственниками установил место захоронения героя, добившись внесения имени предка на мемориальную стелу.

Во время блокады Ленинграда русский прадед студентки химико-биологического фа­культета Юлии Ильютчик, командир разведотделения Гридасов Иван Григорьевич бесстрашно ходил за линию фронта, добывал «языков» и сведения о фашистских войсках, в одном из сражений уничтожил 9 немцев, по­дорвал ДЗОТ и захватил ценные документы, а в октябре 1942 г. героически погиб при воз­вращении с очередной спецоперации.

Дедушка студента-историка Сергея Кругляницо, белорус Фёдор Фё­дорович Кругляницо был боевым лётчиком, участником советско-финской и Великой Оте­чественной войн, в 1941 г. над Могилёвом в неравном бою с тремя «Мессершмиттами» сбил один вражеский самолёт и обратил в бег­ство остальные, разбомбил 2 танковые ко­лонны в Смоленской области, немецкий мо­томеханизированный полк в Гомельской об­ласти, награждён 5-ю боевыми орденами и 16-ю медалями.

У студентки факультета гуманитарных и социальных наук Джамили Мурзакаевой прадедушка, башкир Ахат Зарипович Мурзакаев добровольцем ушёл на фронт, выбрав нелёгкую профессию военного врача и спасая раненых на передо­вой, погиб в сентябре 1943 г. на подступах к Смоленску.

Прадедушка студентки-историка Айнуры Кусмухамбетовой, казах Давлеткалий Мурзагалиевич Кусмагамбетов во время разведки на территории Прибалтики в октябре 1944 г. обнаружил скопление противника и вызвал миномётный огонь, что позволило уничтожить до 20 немецких солдат и офицеров, 2 станковых пулемёта и 37-мм пушку.

Тогда же в боях за освобождение Советского Заполярья прадед студента архитектурно-строительного факультета Андрея Черчаева, мордвин Иван Андреевич Черчаев в пулемётной дуэли вывел из строя вражеский расчёт.

Эти и многие другие истории, подробности сражений и подвигов раскрылись перед студентами в процессе исследовательской работы под научным руководством преподавателей университета. Это так же подтверждает, что на защиту своей страны встали представители десятков национальностей проживающих в СССР.

И это лишь один из примеров совместной поисковой работы преподавателей и студентов. К написанию станет широко привлекаются материалы семейных архивов, фронтовые письма, дневники и фотографии, данные военных билетов, наградных и других документов, воспоминания родственников. В результате студентам и школьникам удаётся прочувствовать личную, живую связь с трагическими событиями военного прошлого, гордость за своих предков, что становится лучшей «прививкой» от разрушительной идеологии фашизма и попыток его оправдания.

Студенты, школьники приглашаются для выступления с докладами на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Народы Южного Урала на страже Родины», в рамках специальной секции «Великая Отечественная война глазами молодёжи. События, факты, судьбы». Лучшие работы публикуются в итоговых сборниках, которые ежегодно вручаются учащимся в торжественной обстановке вместе с дипломами участников. Отметим, что их количество неизменно растёт с каждым годом. В прошлом 2014 г. при содействии Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» к участию в конкурсе были впервые широко привлечены и учащиеся общеобразовательных школ области: из Оренбурга, Орска, Бузулука, Акбулакского и Сакмарского районов. Всего за 3 года было подготовлено до 200 молодёжных работ о войне, опубликовано 56 студенческих и школьных статей с богатым иллюстративным материалом из семейных архивов. В год 70-летия Победы конференция будет проводиться уже в четвёртый раз.

Личному погружению молодёжи в события военной истории способствуют и специальные выставки, организуемые НИИ ежегодно в рамках военно-патриотических конференций. На них экспонируются редкие архивные документы и фотографии об участии оренбуржцев в войне из фондов областного Центра документации новейшей истории, газеты военных лет, предоставленные библиотекой ОГУ. Совместно с Оренбургским областным поисковым клубом «Патриот» была развёрнута уникальная выставка находок, сделанных непосредственно на местах сражений Великой Отечественной войны. Это подлинное оружие (винтовки, штыки, пулемётные диски и ленты, гранаты, гильзы от патронов и снарядов различных калибров, мины), детали амуниции и обмундирования (каски, кобуры, противогазы, фонари), личные вещи (ложки, кружки, расчёски, бритвенные принадлежности) военнослужащих Красной Армии и немецкого вермахта, фашистские листовки с призывами сдаваться в плен и многое другое. Особый интерес у зрителей вызвали солдатские медальоны – металлические, стеклянные, деревянные, эбонитовые капсулы, в которые закладывались личные данные советских бойцов для опознания на случай смерти. Студенты и школьники, не испытавшие ужасов войны, смогли не только воочию увидеть её свидетельства, но и буквально прикоснуться руками к живой истории, получить увлекательную консультацию членов поисковых отрядов, среди которых были их сверстники из числа учащихся Оренбургского государственного университета.

Директор НИИ

истории и этнографии

Южного Урала ОГУ,



д.и.н., профессор В.В. Амелин


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница