Как устроено слово. Как возникают слова



Скачать 110.95 Kb.
Дата26.07.2018
Размер110.95 Kb.
ТипУрок

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка

Урок «открытия» нового знания

Тема: Как устроено слово. Как возникают слова.

Класс: 3

Цель: - Определить устройство слова, функции слова.

- Научиться делать выводы о структуре слова.


п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.


1. Проверили готовность к уроку.

2. Чтобы нам настроиться на урок нужно провести



Чистоговорку

Рок-рок-рок-начинается…

Прок-прок-прок-он пойдет ребятам в…

Ять-ять-ять-постарайтесь все…

Ать-ать –ать-будем грамотно…

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.



Настраиваются на урок

Проговаривают чистоговорку

Оценка своего настроя на урок


2

Актуализация и пробное учебное действие.



1Словарно-орфографическая работа

Леяал, титпеап, ейнбасс, рамгм, ктивлекол, асклс, рросл

- Могу ли я назвать данные сочетания букв словами? – (нет)

Почему? (не понятен смысл)

- Подумайте, какое задание можно подобрать к этим сочетаниям букв? (Измените буквы так чтобы получились слова)

- Запишите полученные слова. (аллея, аппетит, бассейн, грамм, коллектив, класс, рросл)

- Из всех ли сочетаний букв у вас получились слова?(нет)

– Как бы вы не изменяли порядок букв в последнем буквосочетании у вас ничего не получилось. Следовательно, это не слово, а просто сочетание букв.

- Что объединяет все полученные слова?(орфограмма Удвоенная согласная)

Сделайте вывод: Отчего зависит, станет буквосочетание словом или не станет. ( определённый порядок букв)

2. Восстановить деформированное предложение.

- С одним из полученных слов составили предложение, но слова рассыпались. Помогите построить предложение.

аллее, маленькая, гуляла, девочка, по, чудесной

(Маленькая девочка гуляла по чудесной аллее).

- Записать с комментированием.

- Посчитать количество известных вам орфограмм и записать цифрой на полях. (6)

- Подчеркнуть главные члены предложения.

- Из чего строили предложение? (из слов)

- Разделите все слова на три группы. По какому признаку это можно сделать?

- Какое слово не войдёт ни в одну группу. Почему?




Рассуждают над словами.
Упорядочивают буквы и получают нужные слова

2 человека у доски

Рассуждают думают делают выводы

Работают над предложением


1 человек у доски

3

Выявление места и причины затруднения

СЛОВО


Синквейн

1.

2.Грамотное, звучащее



3.Пишем, слышим, произносим

4.Помогает понимать друг друга.

5. Общение

- Какое понятие, какое ключевое слово характеризуют данные слова? – слово

- Кто уже может определить тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы поговорим на тему «Как устроено слово. Как возникают слова.»





Опираясь на опорные слова, определяют ключевое слово, которое является темой урока

Уточняют знания о слове



4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


Константин Паустовский сказал

«Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»

Уточняют тему урока.

Знакомятся с эпиграфом к уроку



5

Реализация построенного проекта.


-Вернемся к нашему не получившемуся сочетанию букв. Давайте его исследуем, сравнивая с другим буквосочетанием

Рросл асклс (класс)





Внешняя с сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл

+

-

класс

+

+

- Слово имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю

- К внешней стороне слова мы можем отнести звуковую или буквенную форму

- Сколько букв в первом сочетании? 5 А во втором? 5

- Теперь посмотрим на внутреннюю сторону слова- на его содержание, значение

- Имеет ли смысл и значение первое сочетание букв? –нет

А второе сочетание – класс? Сколько значений имеет слово «класс»? Что нам помогает узнать о значении слов? –(словари). Словарь Ожегова предлагает нам 5 лексических значений слова «класс» (Читают эти значения)
- Давайте сделаем выводы. Могу ли я назвать первое сочетание букв словом? Почему нет?

-А второе сочетание букв? Почему –да?

- Итак, сочетание звуков (букв) не будет считаться словом, если оно не наполнено определенным смыслом (содержанием)


Проводят анализ двух сочетаний букв, делают выводы о том, что первое не является словом, так как не имеет смысла, значения, а второе имеет, так как наполнено смыслом

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику

С. 65 Упр.100

- Почему запись одних и тех же букв приводит одного мальчика в ужас, а второго оставляет равнодушным?

- Какое сочетание букв является словом? Почему?

Оба сочетания имеют внешнюю сторону, но внутреннюю- значение – имеет только второе слово – пожар

Работа над сообщением Самоварова

Прочитайте сообщение Самоварова.

- Что нового узнали?

- Какие звуки произносятся с лёгкостью?



Рассуждают, делают выводы

Уточняют знания о слове



7

Самостоя-

тельная работа.

Что написано на экране. Почему эти группы букв можно назвать словом?

Рассмотрите группу слов. Какое задание можно подобрать к ней?



Кума- (мука)

Атлас- (салат)

Смола- (масло)

Угар- (рагу)

Ропот-(топор)
Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились новые слова. Запишите их.

- Проверим на слайде.

- Кто знает, как называется такая игра слов.

- Анаграммой называется такая перестановка букв в слове, которая приводит к новому слову.




Работа в группах на листочках

Проверка по эталону.


Знакомство с понятием Анаграмма

8

Включение в систему знаний и повторение.

- Выполним упражнение 90 на стр. 55 из «Рабочей тетради». (Проследить как меняется значение слова при изменении одной буквы: печка, речка, ручка).

Какая орфограмма объединила эти слова?

Сообщение Совенка (из учебника стр. 67 (вывести на доску).

- Давайте запишем эти слова другим способом, звуковым.

Звуки пишутся в квадратных скобках.

[п`эч`ка], [реч`ка], [руч`ка]

- Понаблюдайте, связана ли звуко-буквенная форма слов с его значением, т.е. внешняя и внутренняя сторона слова? (Связана)

- А записываем ли мы значение слова?

- Как мы его узнаём? Выберите правильный ответ:

1. По буквенной форме слова.

2. По звуковой записи слова.

3. Сами придумываем значения слова.

4. Представляем в нашем воображении то, что называет слово.

- А зачем человеку понадобились слова? (Что бы дать названия всему что есть в мире и самому себе).

- Творческое задание.

- Игра «Сорок слов из «простокваши». Один писатель смог из букв слова простокваша составить сорок слов. Каждое слово имеет значениее. А сколько слов составите вы? Запишите. (Работа в парах)



Результат на доске.

Ответ на доске.


9

Рефлексии учебной деятельности.

- Что вы узнали о устройстве слово, о его двух формах? Могу ли я слово назвать словом, если у него нет значения (если оно не наполнено содержанием)?

Д/З На индивидуальных листках – анаграммы.





Подводят итог

Д.з. на инд листках - анаграммы



http://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpghttp://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpghttp://gorodigrushek.ru/wp-content/uploads/2012/10/1a4.jpg

Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-


Кума-

Атлас-


Смола-

Угар-


Ропот-










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс










Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Внешняя сторона

Внутренняя сторона




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание




Звуковая или буквенная форма

Значение, смысл- содержание

рросл







рросл







класс







класс







Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Техническое обслуживание и текущий ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии
2015 -> Тематический план профессионального модуля. Код
2015 -> Ы верите в то, что рождение Вашего малыша может быть одним из самых прекрасных и счастливых событий в Вашей жизни? Или, быть может, Вы интуитивно чувствуете, что появление на свет Вашего первенца было не таким
2015 -> Справочник традиционные и нетрадиционные методы лечения кошек
2015 -> Лекция Особенности сестринского процесса в медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и травмами нервной системы лфк и массаж при поражениях центральной и периферической нервной системы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница