Какие меры предосторожности необходимо соблюдать гражданам во время пребывания в местах массового скопления людей



страница1/3
Дата09.08.2018
Размер0.5 Mb.
#43226
  1   2   3

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН.

  

 



Введение

 

Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями.



В последние годы в нашей стране принят ряд эффективных мер по пресечению терроризма и созданию эффективной общегосударственной системы противодействия ему. Удалось значительно ослабить позиции бандитского подполья в Северо-Кавказском регионе. Но современный терроризм отличается необычайной живучестью. Он быстро приспосабливается к изменениям обстановки, совершенствуется в проявлениях коварства, изощренной жестокости, подлости и вероломства.

Мировой и отечественный опыт антитеррористической борьбы  говорит о том, что для успеха в противостоянии этому злу необходимо деятельное участие всего общества. Требуется понимание, доверие и всесторонняя поддержка мер безопасности, предпринимаемых правоохранительными органами для предупреждения террористических актов. Каждому гражданину необходимо обладать антитеррористическими знаниями и навыками обеспечения личной и общественной безопасности.

Специалистами аппарата Национального антитеррористического комитета подготовлены и размещены в данной брошюре ответы на наиболее типичные вопросы в сфере проблем антитерористической безопасности, которые представители средств массовой информации, общественных организаций, простые граждане чаще всего задают сотрудникам правоохранительных органов, местных органов власти и самоуправления.

Брошюра рассчитана на массового читателя.

 

1. Что такое терроризм? Чего добиваются его вдохновители и организаторы в нашей стране?

 

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии терроризму» терроризм– это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.



Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В нашей стране террористы пытаются дискредитировать и разрушить государственную власть, расколоть наш многонациональный народ, навязать свою человеконенавистническую идеологию, утвердить власть насилия и беззакония. Прикрываясь высокими и благородными целями, они цинично обрекают на боль и страдания ни в чем не повинных людей.

Стремительно теряя поддержку среди населения, они фактически давно уже превратились в наемников международных террористических структур.

 

2. В современном мире терроризм – одна из наиболее острых и злободневных проблем. Существовала ли она на других этапах развития человечества?

 

Анализ развития человеческого общества позволяет сделать вывод о том, что терроризм существовал еще на заре его становления, как средство достижения целей в борьбе за завоевание и удержание власти, как идеология обоснования насилия и жестокости



Одной из первых организаций, о терророристических методах деятельности которой имеется информация в письменных источниках, является иудейская религиозная секта сикариев (от латинского sicarii – кинжальщики, sica – кинжал), действовавшая в I веке нашей эры в древнеримской провинциии Иудея. Cикарии возглавили восстание против римского господства. Наряду с захватчиками-римлянами они уничтожали представителей еврейской знати, сотрудничавших с оккупантами, а также простых иудеев, с целью устрашения населения и чиновников провинции.

В средневековье активно использовали террор в борьбе со своими идейно-политическими противниками исмаилиты - приверженцы одной из наиболее распространённых мусульманских шиитских сект, сформировавшейся после религиозного раскола и яростной борьбы за власть в Арабском халифате в середине VIII века н.э.

Исмаилиты и подобные им исламские секты придали терроризму характер религиозного самопожертвования и духовного акта священной войны с «неверными».

К периоду раннего средневековья относятся первые сведения об использовании террористических методов в деятельности различных тайных обществ в Индии и Китае. Особенно широкое распространение они получили в борьбе китайских так называемых «триад» с маньчжурскими захватчиками и европейскими колонизаторами в XVII – XIX веках. В последующем «триады» трансформировались в преступные сообщества, цели деятельности которых уже не имели ничего общего с национально-освободительным движением.

Характерно, что такой путь развития прошли практически все тайные террористические общества, начинавшие использовать террор как средство достижения политических целей. После того, как они теряли поддержку широких масс населения, они неизбежно превращались в обычные криминальные группировки.

 Термины «терроризм» и «террор» (от латинского terror – страх, ужас) стали широко употребляться со времен французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов. Изначально понятие «террор» как форма борьбы за завоевание и удержание революционной власти употреблялось в положительном контексте, однако в дальнейшем слово «террорист» превратилось в синоним слова «преступник» и стало носить оскорбительный характер.

Со второй половины XIX века терроризм все чаще рассматривается радикальными политическими деятелями Европы и Северной Америки как «варварское средство борьбы с варварской системой», «оружие с помощью которого силе и дисциплине реакционных войск может быть противопоставлен хаос, созданный небольшой группой людей».

В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если идеологи террора в XIX веке рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то его последователи в следующем столетии видели в нем, прежде всего средство для захвата власти.

Дальнейшее развитие теория и практика террора получила в период II мировой войны и после ее окончания. В этот период объектами терроризма все чаще становится мирное население, широкое распространение получает террор нелегальный, антиправительственный, получивший мощный импульс в период начала развала мировой колониальной системы и активизации борьбы народов колоний и зависимых стран за национальное освобождение.

60-80-е годы прошлого века характеризуются активизацией леворадикального террора в Западной Европе, а также многочисленных экстремистских и террористических маоистских группировок в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, которые нередко координировали свою деятельность с транснациональным наркокриминалом.

В это время деятельность террористических организации в различных регионах мира получает поддержку, а порой откровенно инспирируется ведущими державами мира в интересах достижения целей «холодной войны» между Западом и Востоком. Именно тогда в Афганистане, в период участия в конфликте на территории этой страны воинского контингента СССР, с целью объединения противостоявших ему различных экстремистских группировок и движений при поддержке спецслужб ряда стран Запада и Пакистана была создана террористическая организация «Аль-Каида», превратившаяся сегодня в международную террористическую сеть.

С окончанием «холодной войны», прекращением поддержки и утратой постоянных источников финансирования многие террористические структуры стали переходить к самофинансированию посредством торговли наркотиками, оружием, организации незаконной миграции.

Новый импульс развития идеологии и практики терроризма в мире связан с ростом активности во второй половине прошедшего и в начале нынешнего веков радикального ислама, трансформацией его структур в трансграничное террористическое сообщество, претендующее на монопольное право защиты мусульман от социальной несправедливости современного миропорядка.

По цинизму, жестокости и масштабам наносимого ущерба вследствие совершаемых терактов современные террористы не имеют себе равных в человеческой истории.

 

3. Каковы особенности и место терроризма в нашей отечественной истории?

 

В древней Руси террор как метод достижения целей в борьбе за власть над подданными и политическими противниками был широко распространенным явлением, что соответствовало уровню политической культуры соседних государств Европы и Азии. В последующем посредством систематического массового террора поддерживался режим вассальной зависимости русских княжеств от монголо-татарских завоевателей.

В период “опричнины” Ивана IV в России была создана система государственного террора для воздействия на сопротивлявшихся царской воле бояр, устрашения населения. Террор был распространенным методом решения внутриполитических и социальных проблем при Петре I.

Новая волна терроризма в России была связана с революционными событиями во Франции. Террор якобинцев во многом вдохновил на выступление против самодержавия 14 декабря 1825 года группу гвардейских офицеров. Идеи террора как средства борьбы за справедливое социальное устройство в условиях усиления социальной напряженности в стране находили если не одобрение, то понимание в широких слоях российской либеральной общественности, что подготовило почву для создания в 1878 году организации «Народная Воля», в деятельности которой центральное место отводилось «революционному террору».

Революция 1905 года, последующие за ней события сопровождались дальнейшим развитием политического террора, который широко использовали в своей деятельности как левые (эсэры) так и правые (черносотенцы) партии и движения. Очередная волна террора в России поднялась после Октябрьской революции 1917 года. Она была вызвана исключительно острой политической борьбой, развернувшейся на территории страны между новой властью и контрреволюционными силами, поддерживаемыми извне и заинтересованными в реставрации прежнего режима

20 декабря 1917года постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия. Ее первым председателем был назначен Ф.Э.Дзержинский. Этот орган фактически стал основой системы противодействия контрреволюционному террору, которому был противопоставлен «красный террор». Террор как метод борьбы за укрепление власти применялся государством и после окончания гражданской войны. Этому во многом способствовала атмосфера угрозы фашистского государственного террора и агрессии, в условиях которой формировалась политика нашего государства в тот период.

В 70-х - 80-х годах прошлого века терроризм как системное социально-политическое явление практически исчезло из политической жизни нашей страны. Однако в последующем, в связи с изменением социально-политической ситуации, ростом кризисных явлений в обществе, число террористических проявлений на территории СССР начало расти.

Ослабление государства и его системы противодействия терроризму в условиях резкого снижения уровня жизни «разморозили» многие давние межэтнические, межконфессиональные противоречия и конфликты. Поднял голову и начал стремительно организовываться криминал, активизировалось вмешательство во внутренние дела нашей страны спецслужб недружественных России государств. Террористический вызов 90-х годов прошедшего века поставил под угрозу суверенитет и территориальную целостность страны.

Выход Российской Федерации из полосы кризисных потрясений и решительные шаги руководства государства по повышению эффективности системы противодействия терроризму позволили в настоящее время добиться ощутимых успехов в этой сфере, прежде всего в наиболее подверженном террористическим проявлениям Северо-Кавказском регионе.

 

4. Что представляет собой общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации? Каково место в ней Национального антитеррористического комитета?

 

Организационные основы общегосударственной системы противодействия терроризму в нашей стране определены Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Согласно перечисленным выше нормативным документам определены полномочия в сфере противодействия терроризму органов государственной власти – Президента и Правительства Российской Федерации, а также структур, созданных с целью повышения эффективности координации антитеррористической деятельности - Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, а также антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Президент Российской Федерации  определяет основные направления государственной антитеррористической политики, устанавливает компетенцию непосредственно руководимых им федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, а также принимает решение об использовании воинских и специальных подразделений за рубежом для борьбы с террористическими проявлениями против Российской Федерации и ее граждан.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти (руководство деятельностью которых оно осуществляет) в сфере противодействия терроризму, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, всестороннее обеспечение антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Координатором действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» определен Национальный антитеррористический комитет.

В субъектах Российской Федерации координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые главами субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета образован Федеральный оперативный штаб.

Управление контртерористическими операциями в субъектах Российской Федерации осуществляют сформированные в них для этой цели оперативные штабы.

Деятельность антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации координируется и контролируется Национальным антитеррористическим комитетом.

Председателем Комитета по должности является Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основными задачами НАК являются:

 - подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

- координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

- разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

- участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

- подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.

В состав НАК по должностям входят: Директор ФСБ России (председатель Комитета), Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощник Президента Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета), Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя Комитета – руководитель аппарата Комитета), Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (по согласованию), Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию), Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации – Министр Российской Федерации, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министр иностранных дел Российской Федерации, Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министр информационных технологий и связи Российской Федерации, Министр транспорта Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, Директор СВР России, Директор ФСО России, Руководитель Росфинмониторинга, Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации, Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

 

5. В настоящее время во многих ведущих странах мира в ответ на продолжающийся рост опасности террористического вызова происходят серьезные изменения в системе мер государственного реагирования на террористические проявления – вводятся различные степени террористической опасности, определяется порядок оповещения населения и т.п. Какие меры в этом направлении принимаются в нашей стране?



 

В ряде зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, Франция) разработаны и введены в действие различные системы предупреждения о террористической опасности, основная цель которых сводится к ранжированию всех потенциальных угроз, выработке единого алгоритма противодействия им, а также унификации систем оповещения и взаимодействия органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и населения в случае террористической опасности. Так, в США, Канаде, Франции уровням террористической опасности соответствует цветовая шкала. Например, в США введено 5 цветов соответствующих уровней (зеленый, голубой, желтый, оранжевый, красный). В Великобритании от использования цветовых шкал отказались и классифицируют критические уровни опасности как низкий, средний, повышенный, высокий, критический. Япония планирует создать единую автоматизированную систему оповещения об опасности стихийных бедствий, ракетного нападения и террористических актов.

За рубежом используются и различные способы оповещения населения об установленном уровне террористической опасности. Так в США и Великобритании информация размещается в сети Интернет. В Японии предусматривается транслирование голосового предупреждения по каналам радио и телевидения.

Работа по созданию подобной государственной системы реагирования на террористические угрозы ведется в настоящее время и в нашей стране. Так в аппарате Национального антитеррористического комитета с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта разработаны соответствующие предложения правового и организационного порядка, которые после изучения, анализа и согласования в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти должны быть положены в основу указанной системы.



 

6. Имеет ли отношение к террору деятельность различных так называемых «деструктивных сект»?

 

Общая картина террористических проявлений в современном мире была бы неполной без учета деятельности различных тоталитарных религиозных сект, выдающих себя либо за объединения якобы «истинных, подлинных, чистых» представителей различных традиционных мировых религий, либо за последователей «богоизбранных, получивших благословение и познавших божественное откровение лиц», признающих и пропагандирующих право своих сторонников на террор во имя реализации авантюристических идеологических установок лидеров.

Примером такой международной тоталитарной секты, имевшей ещё 10 – 15 лет назад свои отделения в Австралии, России, Германии, Шри-Ланке, Югославии, США, на Украине, Tайване, является основанная в 1987 году в Японии «Аум Сенрике», «прославившаяся» химическими атаками в Токио и Иокагаме, в результате которых 10 человек погибло и почти 5 тыс. получили отравления различной степени тяжести. В настоящее время эта секта, продолжающая свою деятельность под названием «Алеф», продолжает вынашивать планы захвата власти в Японии посредством активного использования возможностей кибертерроризма.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России численность последователей различных деструктивных сект составляет около 1 миллиона человек.



 

7. В настоящее время достаточно часто в СМИ появляется информация о ложных сообщениях о готовящихся терактах. Предусмотрена ли уголовная ответственность за подобные действия?

 

Законодательством Российской Федерации уголовная ответственность за указанные правонарушения предусмотрена, в частности, статья 207 УК РФ определяет, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Проведенный аппаратом Национального антитеррористического комитета анализ правоприменительной практики в отношении указанного вида преступлений показал, что подавляющее большинство так называемых «телефонных террористов» - это подростки 11-17 лет, чаще из социально неблагополучных, неполных семей, тяготящиеся учебой, имеющие проблемы во взаимоотношениях с педагогами, страдающие психическими расстройствами и т.п. Мотивами их действий обычно являются хулиганские побуждения, месть, стремление повысить свой социальный статус, завоевать псевдоавторитет у товарищей и др.

По итогам прошедшего года более 60% подобных преступлений приходится на субъекты Российской Федерации Центрального и Приволжско-Уральского федеральных округов. Примечательно, что наименьшее количество телефонных звонков с ложными сообщениями о готовящихся террористических актах отмечено в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, для которых характерна наибольшая террористическая активность, а борьба с террором является повседневной реальностью – в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия.

Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению (более чем в 3 раза за период 2004 – 2007 г.г.), общее количество данных преступлений все ещё велико. Значительны их негативные социально-экономические и политические последствия, так как на проведение мероприятий по поиску взрывных устройств и эвакуацию людей отвлекаются значительные силы и средства, растет уровень социальной напряженности, дискредитируются усилия органов власти и правоохранительных органов по противодействию терроризму.

К сожалению, нередко характер информации, размещаемой в СМИ о таких преступлениях, провоцирует потенциальных правонарушителей, создает иллюзию безнаказанности и невольно подталкивает отдельных граждан, прежде всего из числа молодежи, к самовыражению через подобные действия, поскольку в таких сообщениях часто лишь констатируется факт ложного сообщения, без указания последствий, суммы понесенного ущерба и, главное, - без указания ответственности, к которой привлечен преступник. Крайне редки репортажи о ходе следствия и итогах судебных разбирательств по таким преступлениям.

Обвинение по таким уголовным делам в обязательном порядке сопровождается гражданским иском по возмещению затрат, понесенных различными службами на выезд по ложному сообщению и его проверке, а также ущерба собственнику помещения (учреждения или предприятия), причиненного нарушением нормального режима работы. При этом, если правонарушитель – несовершеннолетний гражданин, указанные затраты возмещают его родители.

 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница