Ключи от человеческого механизма



Скачать 134.77 Kb.
Дата24.06.2018
Размер134.77 Kb.

КЛЮЧИ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
Сегодня методы саморегуляции применяются не только для боорьбы с

болезненными явлениями, но и в целях более гибкого и полного использо-

вания резервов здорового организма. Они позволяют регулировать уровень

бодрствования, управлять процессом восстановления и мобилизации сил.

В основе большинства приемов саморегуляции лежит умение расслаб-

лять мышцы тела. Глубокое мышечное расслабление снижает уровень бодр-

ствования, перестраивает режим работы нервной системы и делает орга-

низм более пластичным, более чутким к мысленным самоприказам. Открыва-

ется возможность управлять недоступными прежде рычагами человеческого

тела и писхики. Вместе с тем установлено, что глубокое мышечное расс-

лабление (релаксация) сама по себе является высокоэффективным средс-

твом восстановления физических сил и душевного равновесия.

Каждый, кто знаком с аутогенной тренировкой, знает, что субъек-

тивно расслабленная мышца ощущается как более теплая и тяжелая. Этому

ощущению соответствуют и объективные сдвиги: расслабленные части тела

действительно несколько теплеют и утяжеляются за счет усиленного кро-

воснабжения.
Упражнение 1. "Термометр"

Участники разбтваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пы-

тается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию

ведущего) руке. По истечении некоторого времени партнер внимательно

ошупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее.

После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена

партнеров.

Как правило, участники, в досттаточной мере овладевшие основами

утогенной тренировки, успешно справляются с этим заданием. Более уве-

ренно и легко происходит отгадывание при нагевании правой руки (у

правшей).
При обучении релаксации большую роль играет способность человека

чувствовать различные части своего тела. Например, глубокое расслабле-

ние может быть вызвано уже самой концентрацией внимания на соответс-

твующей группе мышц.
*Упражнение 2. "Пульс"

Группа удобно рассаживается в креслах. Ведущий предлагает всем

участникам сосредоточит свое внимание на определенной части тела (нап-

ример, на кисти правой руки) и постараться ощутить в ней толчки своего

пульса. Как только это удалось, каждый начинает вслух подсчитывать

удары. Каждые 2-3 минуты ведущий подает команды, "перемещающие" источ-

ник пульсации из одной части тела в другую. Например, "Левая кисть -

правая стопа - лицо - солнечное сплетение".

Цель этого упражнения - научить участников тонко ощущать свое те-

ло и свободно перемещать внимание из одной его части в другую. Но в

данном случае, поскольку частота пульса у всех разная и при счете

вслух играющие отвлекают друг друга, тренировка происходит в условиях

интенсивных слуховых помех.

Нередко в ходе работы участники сами обращают внимание на то, что

наиболее "пульсирующая" часть тела всегда раслабленная. По мере усвое-

ния участниками приемов релаксации ведущий может предложить им перехо-

дить к концентрации на более трудных частях тела (кончик носа, пальцы

ног, строго определенные группы мышц и небольшие участки поверхности

кожи).
Посредством волевого приказа часто бывает труднее достичь резуль-

тата, чем применяя яркие воображаемые картины. И овладение различными

техниками саморегуляции во многих случаях будет успешно лишь в той ме-

ре, в какой у человека развито воображение.
Упражнение 3. "Антивремя"

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа.

Например: "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Получивший тему

должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события "задом на-

перед" - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

Игра может служить хорошей тренировкой для развития зрительного

воображения. По тому, насколько успешно участник спрвляется с задани-

ем, можно судить и степени развития у него этого качества. Игра до-

вольно необычна и у неподготовленных участников может вызвать насторо-

женность и протест, поэтому рекомендуется проводить ее с участниками,

имеющими опыт психотехнических занятий.
*Упражнение 4. "Телепатия"

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом

друг к другу. Одному из них отводится роль "передающего", а другому -

"принимающего". Ведущий объясняет, что "передающий" должен как можно

лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием воли внушить

его "принимающему". Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем

сосредоточено внимание его партнера.

Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа

"передавала" одному из участников.

При организации игры ведущий должен дать понять группе, что он

вполне серьезно относится к предложенному эксперименту и ожидает поло-

жительных результатов. Это поможет участникам преодолеть возможное

скептическое отношение к подобного рода занятиям и настроиться на

серьезную работу. Конечно, дело тут не в телепатии - ее может и не

быть в природе. Однако необходимость создания яркой воображаемой кари-

ны не только для себя, но и для партнера - дополнительный стимул, зас-

тавляющий "передающего" предельно мобилизовать силы своего воображе-

ния. Кстати, правильные отгадывания во время игры случаются обычно ча-

ще, чем этого можно было бы ожидать по теории вероятностей.

В том случае, если после первых удач у участников действительно

возникнет впечатление, будто мысли передаются на расстоянии, ведущему

не следует спешить с развенчанием "чудесного феномена". Ведь веру в

телепатию можно эффективно использовать для того, чтобы сильнее подог-

ревать группу в ее работе. Лишь после того, как каждый из участников

достаточно поработает в роли "передающего", имеет смысл раскрыть карты

и рассказать группе о возможных каналах передачи информации.

ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
В процессе занятий на развитие воображения у ведущего часто воз-

никает проблема: как поддержать интерес участников к работе до того

момента, когда они сами войдут во вкус? Сделать это очень просто, если

предложить членам группы поработать над ... улучшением их памяти.

Большинством людей память ценится выше воображения, поскольку выгоды

хорошей памяти очевидны.

Участники тренинга будут заинтригованы, узнав о существовании

специальных приемов запоминания, значительно расширяющих возможность

человеческой памяти, так называемых приемов мнемотехники. При этом

большую роль играет то, насколько у участников тренинга развито вооб-

ражение, способность создавать мысленные яркие образы.
Упражнение 1. "Бег ассоциаций"

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных

слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе

слово ведущего с первым. Затем участник, создавший образ, предлагает

свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку.

Тот связывает это третье слово со вторым словом ведущего, а свое собс-

твенное слово - уже четвертое в этой цепочке - передает в качестве за-

дания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого

круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его про-

хождение.

Элемент соревновательности, содержащийся в этой игре, можно уси-

лить, если хорошо подготовленных участников разбить на подгруппы, ко-

торые будут состязаться в "забеге" на несколько кругов.

 _Анализ:

- упражнение предоставляет возможность тренировки в мнемотехнике;

- развивает фантазию, память, логику мышления, внимание.
Упражнение 2. "Домино"

Для проведения этой игры понадобится или набор открыток, или кар-

тинки от детского лото, или карточки разрезной азбуки. Участники са-

дятся вокруг стола. Каждому раздается по несколько карт, но так, чтобы

изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый

участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начи-

нает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический

рассках, нелепое сновидение - все, что угодно, но обязательно включаю-

щее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отры-

вок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет

изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы

он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу.

Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных

в кругу изображений становится все длиннее и длиннее до тех пор, пока

не выйдут все карты.

По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты ру-

башкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последователь-

ность их расположения. Почти наверняка участники без труда смогут сде-

лать это.

Иногда играющие не имеют достаточного опыта работы с воображени-

ем, в этом случае при включении в работу у них возникает недоумение и

чувство неловкости. Этого можно избежать, предложив "Домино" в качест-

ве мнемотехнической тренировки. Для стимуляции коллективного творчест-

ва и снятия "зажимов" можно использовать приглушенный слабый свет, не-

обычную обстановку и другие облегчающие переход в "мир фантазии" прие-

мы.
Упражнение 3. "Чудеса техники"

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится

на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замеча-

тельные предметы быта - осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонс-

тративно роется в карманах и "находит" коробок спичек. Затем он делает

несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из

одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несу-

ществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит од-

ного из участников, чтобы тот зажег сверхсовременную спичку сам. Пос-

тепенно ведущий вовлекает в игру остальных участников: кто-то пришива-

ет несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке , кто-то точит невиди-

мый карандаш и т.д. Ведущий помогает участникам добиться правильности

в манипуляциях с воображаемыми предметами.

Сначала работа идет с трудом. Реальные предметы мы заставляем

служить себе с помощью размытых, неопределенных, автоматических дейс-

твий - воображаемые вещи такого обращения не понимают. С ними нужно

управляться посредством ясных, однозначных, коротких действий. Эта

способность приходит по мере тренировки.

Это упражнение рекомендуется проводить в достаточно сплоченной и

заинтересованной группе. Пусть вымышленные предметы как можно чаще пе-

реходят из рук в руки; эти обмены помогают "заразиться" ощущуением ре-

альности. Ведущему следует обратить внимание на то, чтобы все действия

имели законченный характер: сожженные спички собраны и выброшены,

иголка убрана в коробку, рубашка повешена на плечики и т.д.
Ощутимые, явственно переживаемые связи между впечатлениями от

разных органов чувств называются в психологии синестезиями. У некото-

рых людей синестезии достигают поразительной отчетливости и силы. Нап-

ример, композитор Скрябин мог буквально видеть музыку как движение

формы и цвета.

Чем эмоциональнее переживает человек то, что видит или представ-

ляет, тем более выражена у него способность к образованию синестезий.

Справедлива и обратная закономерность. На ней и основано следующее уп-

ражнение, предназначенное для того, чтобы помочь участникам направить

свое внимание в глубь впечатлений и образов.
Упражнение 4. "Синестезия"

Среди участников назначается водящий. Ему сообщают, что в его от-

сутствие группа выберет один из четырех цветов (красный, синий, желтый

или зеленый). После того как цвет выбран, водящего возвращают в круг,

и участники по очереди демонстрируют ему телодвижения, которые по их

собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Как только игра

пройдет полный круг, водящий пытается угадать, какой же цвет задуман.

При ознакомлении с правилами этой игры ведущий должен объяснить

участникам, что телодвижения не должны быть прямыми подсказками. Нель-

зя например, прибегать к пантомимическому изображению окрашенного в

задуманный цвет предмета или жестом указывать на такой предмет. В дви-

жениях должны выражаться не вещи, а сам цвет, ощущение цвета. Следует

учитывать также, что переживания одного и того же цвета у разных людей

могут значительно варьировать.

Проведение игры во многом зависит от того, удастся ли группе пре-

одолеть своеобразный психологический барьер. Особая роль здесь принад-

лежит ведущему, который должен всеми доступными ему средствами обеспе-

чить группе первый успех. Во-первых, облегчает задачу выбор наиболее

"простого" однозначного в своем выражении цвета (например, красный,

синий); во-вторых, ведущему следует сначала назначить водящим того,

кто, по его расчетам, может успешно справиться с этой ролью; в-треть-

их, первую попытку изображения желательно предоставлять наиболее изоб-

ретательному и раскованному участнику - такому, от которого трудно

ожидать отказа.

Впоследствии задания можно усложнять: вместо цветов ведущий может

предложить задумывать вкусовые ощущения (горький вкус, сладкий, кис-

лый, соленый), звуки различных музыкальных инструментов, времена года,

различных животных, одну из нескольких предложенных картин, чернильные

кляксы, листья различной формы и т.д. Точно также может меняться и

"язык", на котором задуманное выражается: от телодвижений можно перей-

ти к неподвижным позам, или к прикосновениям, или к игре интонаций при

произнесении одной и той же фразы (рукопожатие, выражение лица, взгляд).
Упражнение 5. "Перевоплощения"

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от

ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную

вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощу-

тить ее "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что

ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях,

о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следу-

ющему по кругу. И так далее.

Игру желательно проводить в затемненном помещении - это обеспечит

ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. По мере

овладения этим упражнением "перевоплощения" становятся все более глу-

бокими, совершенствуется искусство "переживать" предмет и видеть его

изнутри.

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе.

Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению

эмоциональных контактов между участниками, а для ведущего служит ис-

точником немаловажной информации. При работе над этим упражнением

участник не только раскрывает, но и учится изменять себя. Все глубже

вживаясь в предмет, он вызывает в себе самом определенные настроения и

получает доступ к управлению ими.
Упражнение 6. "Групповая картина"

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках

чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную на нем кар-

тину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются

"увидеть" на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следую-

щему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, допол-

няя уже "написанное" новыми деталями. Лист передается дальше.

Ведущий должен предупредить участников, чтоо это должна быть

именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания должны быть доста-

точно подробными, чтобы по ним можно было однозначно установить прост-

ранственное взаиморасположение деталей. Окончание игры может быть объ-

явлено любым участником, если он решит, что дальнейшая работа приводит

к перегрузке картины излишними деталями. Однако каждый участник должен

так рассчитывать свой вклад в коллективное изображение, чтобы лист

прошел полный круг.

Эта игра служит прекрасной тренировкой зрительного воображения и

фантазии. Одно из необходимых условий создания хорошей картины -

пространственная согласованность изображаемого каждым участником с

тем, что уже изображено до него. Поэтому в ходе игры могут возникнуть

недоразумения, особенно если участники не имеют еще большого опыта ра-

боты с групповыми изображениями. Более опытные участники обычно хорошо

понимают друг друга и достигают не только согласованности в деталях,

но и общего настроения. На этой стадии можно отказаться от листа бума-

ги и проводить игру в затемненом помещении.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница