Кодекса, Закона Азербайджанской Республики «О земельной реформе»



страница1/5
Дата20.12.2017
Размер0.95 Mb.
ТипКодекс
  1   2   3   4   5


Земельный кодекс Азербайджанской Республики

Глава I. Общие положения

Статья 1. Земельное законодательство Азербайджанской Республики

1. Земельное законодательство Азербайджанской Республики состоит из настоящего Кодекса, Закона Азербайджанской Республики «О земельной реформе» и других нормативно-правовых актов.

2. Отношения по использованию недр земли, водных объектов, лесов, растительного и животного мира, культурных и природных ландшафтов, атмосферного воздуха и охране их регулируются соответствующим законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 2. Цель Земельного кодекса Азербайджанской Республики

Земельный кодекс Азербайджанской Республики направлен на урегулирование в Азербайджанской Республике земельных отношений, возникающих на основе применения различных видов собственности на землю, осуществление связанных с землей обязанностей владельцев, пользователей и арендаторов земли и защиту их прав на землю, создание условий для рационального использования земель и их охраны, восстановление и повышение плодородия земли, рекультивацию земель, пришедших в непригодность в результате загрязнения и разрушения, сохранение и улучшение природной среды.



Статья 3. Земельные отношения

1. Земельные отношения — это общественные отношения между государственными органами, муниципалитетами, юридическими и физическими лицами в области издания распоряжения о владении землей, землепользовании и о земле, а также и области управления государством пользованием природными ресурсами.

2. Участниками земельных отношений является Азербайджанская Республика, государственные органы, муниципалитеты, граждане и юридические лица Азербайджанской Республики, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, иностранные государства.

3. Иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, а также иностранные государства могут выступать участниками земельных отношений с организациями, предусмотренными статьей 48 настоящего Кодекса.

4. Объект земельных отношений состоит из земельного участка и прав на него.

Статья 4. Земельный участок

1. Земельный участок — это часть земной поверхности с отражением в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю границами, размерами, географическим положением, правовым статусом, режимом, назначением и другими показателями.

2. Границы земельного участка отражаются в топографических планах и переносятся на местность (натуру). После перенесения границы земельного участка на местность (натуру) определяются его размеры.

3. Правовой статус земельного участка охватывает его целевое назначение, форму права на земельный участок (право собственности, пользования или аренды), а также нагрузку (ограничения), установленную относительно пользования земельным участком.

4. Земельные участки и права на них, а также связанное с земельным участком недвижимое имущество (земельный пласт, водоемы, леса, многолетние насаждения, строения, сооружения и другие подобные объекты) участвуют в обороте в неразрывной форме.

5. Земельный участок может быть делимым и неделимым,

Делимыми считаются те земельные участки, которые по своему целевому и хозяйственному назначению могут делиться на отдельные части, и после деления каждая из этих частей, превращаясь в самостоятельный земельный участок, может быть взята на государственную регистрацию.

Неделимыми считаются те земельные участки, которые по своему целевому и хозяйственному назначению не могут делиться на отдельные самостоятельные земельные участки.

Во избежание чрезмерного деления земель соответствующим органом исполнительной власти устанавливаются правила определения минимальной площади земельного участка, который может быть взят на государственную регистрацию.

Статья 5. Собственность на земельный участок и ее виды

1. В Азербайджанской Республике существует государственная, муниципальная и частная собственность на земельный участок. Виды собственности равноправны и защищаются государством.

2. Субъектами права на собственность являются: на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, — Азербайджанское государство, на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, — муниципалитеты, на земельные участки, находящиеся в частной собственности, — граждане и юридические лица Азербайджанской Республики.

3. Право собственности на земельный участок состоит из прав собственника на единоличное или совместное владение, пользование и распоряжение земельным участком.



Статья 6. Полномочия государства в области регулирования земельных отношений

К полномочиям государства в области регулирования земельных отношений относятся:

подготовка предложений по совершенствованию земельного законодательства Азербайджанской Республики;

принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих исполнение земельного законодательства, и внесение в них изменений;

установление правил проведения государственного земельного кадастра, мониторинга и землеустройства;

передача в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, находящихся в государственной собственности земельных участков в пользование и аренду, получение их обратно в целях обеспечения государственных нужд;

отчуждение в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами, земельных участков, находящихся в частной собственности;

установление правил определения минимальных площадей земельных участков, которые могут быть взяты на государственную регистрацию;

отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую;

передача летних и зимних пастбищ в пользование административно-территориальным единицам;

установление в целях налогообложения условных баллов с учетом назначения, географического расположения и качества сельскохозяйственных земель по районам кадастровой стоимости и входящим в них административным районам;

разработка и осуществление государственных программ по рациональному использованию земель, повышению их плодородности, охране земельных ресурсов и по другим мерам по охране природы;

проведение государственной экологической экспертизы деятельности, связанной с использованием находящихся в государственной собственности земель, и принятие решения о приостановке строительства или реконструкции объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

организация и осуществление государственного контроля за использованием земель в соответствии с законодательством и их охраной;

организация проведения государственного земельного кадастра, мониторинга, землеустройства;

решение указанных в настоящем Кодексе земельных споров, которые должны решаться во внесудебном порядке;

осуществление других полномочий, установленных законодательством. (13, 16)
Статья 7. Полномочия Нахчыванской Автономной Республики в области регулирования земельных отношений

К полномочиям Нахчыванской Автономной Республики в регулировании земельных отношений относятся полномочия, указанные в 5 – 16-м абзацах статьи 6 настоящего Кодекса в пределах границ автономной республики.



Статья 8. Полномочия муниципалитетов в области регулирования земельных отношений

К полномочиям муниципалитетов в области регулирования земельных отношений в пределах своих административных территорий относятся:

издание в установленном законодательством порядке распоряжений о владении, пользовании находящимися в муниципальной собственности землями и об этих землях;

предоставление в установленном законодательством порядке находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность, пользование и аренду;

организация разработки и осуществления генеральных планов населенных пунктов, проектов по планированию и строительству, планов землеустройства и хозяйственных планов;

получение с пользователей муниципальными землями платы за аренду земельных участков;

возбуждение в суде исков о принудительном изъятии земельных участков, переданных муниципалитетом в безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, для общественных нужд;

защита в пределах своих полномочий прав собственников, пользователей и арендаторов земли;

разработка и осуществление программ по охране и улучшению муниципальных земель;

установление минимальной площади земельных участков, предоставляемых (продаваемых) в собственность, пользование и аренду юридическим и физическим лицам;

контролирование в пределах своих полномочий использования муниципальных земель и их охраны;

решение в пределах своих полномочий споров относительно муниципальных земель, которые должны решаться во внесудебном порядке;

осуществление других полномочий, установленных законодательством. (13, 20)
Глава II. Единый земельный фонд Азербайджанской Республики

Статья 9. Единый земельный фонд Азербайджанской Республики и его состав

1. Все земли, расположенные в пределах границ Азербайджанской Республики, образуют ее единый земельный фонд.

2. В соответствии с целевым назначением и правовым режимом земли Азербайджанской Республики подразделяются на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

земли промышленности, транспорта, обороны, связи и другого назначения;

земли особо охраняемых территорий;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли резервного фонда.


3. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 10. Целевое назначение и правовой режим земель

1. Целевое назначение земель — это установленные настоящим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами правила, условия и пределы использования земли в конкретных целях в соответствии с ее категорией.

2. Правовой режим земель — это совокупность правил, установленных законодательством о земле, градостроительстве, воде, лесах, недрах земли и охране природы в области осуществления использования, охраны, учета и мониторинга земель, и распространяется на все земельные участки, отнесенные к определенной земельной категории.

3. На одинаковых землях, отнесенных ко многим категориям, действуют правила и ограничения, установленные для каждой категории. При возникновении спора относительно правового режима земельного участка предпочтение отдается земельной категории, обладающей более строгим правовым режимом.

4. Целевое назначение и правовой режим земельных категорий устанавливаются законодательством, отражаются в документах по градостроительству и землеустройству. Правила землепользования в пределах категорий устанавливаются собственниками, пользователями и арендаторами, в соответствии с документами по природно-хозяйственному районированию, зонированию, территориальному планированию, использованию и землеустройству.

5. Категории земли отражаются в решении соответствующего органа исполнительной власти или муниципалитета о предоставлении земли, государственных актах, подтверждающих права на землю, свидетельствах, документах по государственному земельному кадастру, книгах земельной регистрации и других документах, указанных в настоящем Кодексе. (12)



Статья 11. Ограниченное пользование земельными участками

1. Ограниченное пользование земельными участками — это пользование земельным участком с учетом его целевого назначения, а также установленных ограничений и обязательств.

2. Ограниченное пользование земельным участком устанавливается на основании зонирования земель, документов по градостроительству и землеустройству независимо от формы прав на этот земельный участок.

3. Требования, охватывающие ограниченное пользование земельным участком, регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

4. Самовольное изменение ограниченного пользования земельным участком не допускается.

Глава III. Земли сельскохозяйственного назначения

Статья 12. Земли сельскохозяйственного назначения и их состав

1. Земельные участки, предусмотренные в территориальном планировании землепользования для сельскохозяйственных нужд, считаются землями сельскохозяйственного назначения.

2. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят сельскохозяйственные места (угодья), земли, находящиеся под лесными полосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, болотами, водоемами, строениями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства.

3. К сельскохозяйственным местам (угодьям) относятся земли, находящиеся под посевами, многолетними посадками, залежные земли, луга, выгоны и пастбища.

4. Сельскохозяйственные места (угодья) особо охраняются. Перевод этих земель в несельскохозяйственных целях в другие категории разрешается в исключительных случаях решением соответствующего органа исполнительной власти или муниципалитета в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

5. Для перевода находящихся в муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения в другие категории в несельскохозяйственных целях муниципалитеты поднимают ходатайство перед соответствующим органом исполнительной власти. (19)

Статья 13. Целевое использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения используются в целях производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также в научно-исследовательских, учебных, учебно-практических и испытательных целях в области сельского хозяйства.

2. На землях сельскохозяйственного назначения могут быть сооружены отвечающие соответствующим экологическим и техническим требованиям коммуникации, временные строения и установки, необходимые для эффективной организации сельского хозяйства.

3. Использование земель сельскохозяйственного назначения в других целях осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Кодекса.



Статья 14. Земельные участки для производства и переработки сельскохозяйственной продукции

1. Граждане и юридические лица Азербайджанской Республики могут приобрести земельные участки сельскохозяйственного назначения для производства и переработки сельскохозяйственной продукции согласно следующим правилам:

предоставление в частную собственность наделов, отделенных в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О земельной реформе» от приватизированных земель совхозов и колхозов;

выкуп в установленном законодательством порядке земель, находящихся в резервном земельном фонде муниципалитетов, а также в собственности граждан и юридических лиц;

получение земельного участка из земель, находящихся в государственной и частной собственности, в пользование и аренду, а из земель, находящихся в муниципальной собственности, - в аренду.
2. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения для производства и переработки сельскохозяйственной продукции только на основании права аренды. (20)

Статья 15. Земельные участки для научно-исследовательских, учебных, учебно-практических и испытательных целей в области сельского хозяйства

1. Земельные участки государственным предприятиям, учреждениям и организациям, занимающимся научно-исследовательской, учебной, учебно-практической и испытательной деятельностью в области сельского хозяйства, предоставляются, как правило, в пользование из государственных земель сельскохозяйственного назначения.

Находящимся в муниципальной собственности аналогичным учреждениям земельные участки в установленном законодательством порядке предоставляются в пользование и аренду из муниципальных земель сельскохозяйственного назначения.

2. Находящиеся в частной собственности юридических и физических лиц Азербайджанской Республики предприятия, учреждения и организации, занимающиеся научно-исследовательской, учебной, учебно-практической и испытательной деятельностью в области сельского хозяйства, могут приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения на основании права выкупа и аренды в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

3. Находящимся в собственности иностранцев и лиц без гражданства и иностранных юридических лиц учреждениям, занимающимся научно-исследовательской, учебной, учебно-практической и испытательской деятельностью в области сельского хозяйства, земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены только на основании права аренды. (20)

Статья 16. Особенности использования земельных участков под выгоны, пастбища и луга

1. Летние и зимние пастбища, участки под выгоны и луга предоставляются юридическим и физическим лицам, имеющим в своей собственности и пользовании скот. Находящиеся в государственной собственности летние и зимние пастбища предоставляются решением соответствующих органов исполнительной власти в пользование административно-территориальных единиц с учетом и нужд государственных овцеводческих хозяйств.

2. Для развития овцеводства летние и зимние пастбища на основании решения муниципалитета предоставляются находящимся в муниципальной собственности предприятиям в пользование, другим же юридическим и физическим лицам — только в аренду.

3. Из находящихся в собственности муниципалитетов земель участки выгона для принадлежащего населению скота выделяются в общее пользование, оставшиеся же в резервном земельном фонде участки выгона и лугов в установленном законодательством порядке предоставляются в аренду юридическим и физическим лицам.

4. Находящиеся в общем пользовании участки выгона предоставляются в пользование населению бессрочно.

Летние и зимние пастбища, а также участки выгона и лугов муниципального резервного фонда могут быть предоставлены в аренду юридическим и физическим лицам, как правило, на срок от десяти до пятнадцати лет. При завершении срока аренды участков выгона, пастбищ и лугов договор в установленном законодательством порядке может быть продлен по результатам проведенных земельных торгов или конкурса. При сокращении более чем вдвое поголовья скота, принадлежащего пользователям и арендаторам летних и зимних пастбищ, участков выгона и лугов, или полной ликвидации животных, либо смене их владельца арендный договор и решение о пользовании пересматриваются в порядке, установленном законодательством.

5. При подсчете потребностей в зимних пастбищах на каждый гектар в зависимости от растительного покрова, качества, вместимости, а также механического состава и мощности гумусного пласта земель предусматривается 1 – 4, а на летних пастбищах — вдвое больше голов мелкого рогатого скота.

При подсчете потребностей в находящихся в общем пользовании участках выгона, а также в предоставленных в аренду юридическим и физическим лицам участках выгона и лугов учитываются поголовье скота, объем, вместимость и расположение площадей, возможности орошения, качество земель и другие нормативно-технические требования.

6. Посев летних и зимних пастбищ не допускается, лишь на части до 3 процентов полезной площади может быть засеян ячмень для зеленых кормов.

7. Юридические и физические лица должны рационально пользоваться летними и зимними пастбищами, участками выгона и лугов, сохранять растительный покров, источники воды, кочевые дороги и места стоянки скота, соблюдать санитарно-ветеринарные правила и другие требования. На летних и зимних пастбищах в соответствии с потребностями могут быть построены жилье для чабанов, овчарни,

другие строения культурно-бытового и производственного назначения (за исключением капитальных строений).

8. Правила предоставления участков выгона, пастбищ и лугов в пользование и аренду, а также правила пользования ими устанавливаются в соответствии с законодательством соответствующим органом исполнительной власти. (20)



Статья 17. Установление пригодности земель для сельскохозяйственных нужд

Пригодность земель для сельскохозяйственных нужд устанавливается государственной службой землеустройства на основании информации государственного земельного кадастра.



Глава IV. Земли населенных пунктов

Статья 18. Земли населенных пунктов и их состав

1. Все земли в пределах границ городов, поселков и сел считаются землями населенных пунктов.

2. В состав земель населенных пунктов входят:

земельные участки, находящиеся под жилыми, культурно-бытовыми, административными, культовыми и другими зданиями, строениями и сооружениями, расположенными в общественных и жилых строительных массивах, а также предназначенные для этих объектов;

земельные участки, находящиеся под расположенными на землях общего пользования площадями, улицами, переходами, дорогами, берегами, парками, лесопарками, аллеями, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, служащими удовлетворению общественных потребностей населения;

земельные участки, находящиеся под промышленными, коммунальными, складскими строениями в промышленных, коммерческих, коммунальных, складских строительных массивах и предназначенные для строительства аналогичных производственных объектов;

земельные участки, находящиеся под относящимися к железнодорожному, автомобильному, речному, морскому, воздушному, трубопроводному транспорту, инженерной инфраструктуре и магистрали связи зданиями, строениями и сооружениями на землях транспортных, инженерных коммуникаций и коммуникаций связи, а также предназначенные для этих целей;

земли особо охраняемых территорий с расположенными на них природными памятниками, природными парками, национальными дендрологическими парками, ботаническими садами, лесами, используемых для туризма и рекреации, а также массового отдыха населения, объектов охраны природы, природных заповедников, отдыха (рекреации), оздоровительных объектов и объектов культурно-исторического назначения, а также земельные участки с расположенными на них источниками, обладающими природными лечебными свойствами, и культурно-историческими памятниками, музеями-заповедниками и

памятными парками, кладбищами, могилами, археологическими памятниками и другими объектами;

земли водных объектов с расположенными на них наземными водными течениями, водоемами, акваториями, водными охранными зонами, гидротехническими и другими сооружениями водного хозяйства;

земельные участки используемых в сельском хозяйстве земель, находящиеся под пашнями и многолетними посевами, а также сельскохозяйственными зданиями, строениями и сооружениями;

земельные участки военных и других зон с особым правовым режимом;

земельные участки, не привлеченные к градостроительству и другой деятельности и остающиеся в резерве.
3. Территориальное устройство и административно-территориальное деление определяются в порядке, предусмотренном соответствующим законом. (2, 18)

Статья 19. Пределы (границы) населенных пунктов

1. Пределы населенных пунктов — это граница, отделяющая земли городов, поселков и сел от других земель.

2. Пределы населенных пунктов устанавливаются на основании утвержденных документов по градостроительству и землеустройству.

Предел населенного пункта устанавливается по границам земельных участков граждан и юридических лиц.

3. Включение земельного участка в пределы города, поселка и сельского населенного пункта не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, землепользование и аренду земли.

Статья 20. Пользование землями населенных пунктов

1. Земли населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами, проектами планирования и застройки территории, а также землеустроительно-хозяйственными планами.

2. Генеральные планы населенных пунктов устанавливают основные направления использования земель городов, поселков и сельских населенных пунктов для строительства жилищных, промышленных, культурно-бытовых объектов и другого строительства, определения и благоустройства мест отдыха населения. Планирование и строительные проекты, подготовленные на основании генерального плана, устанавливают использование земель для строительства.

3. Землеустроительно-хозяйственные планы устанавливают основные направления использования городских земель, где не должны вестись строительные работы и строительные работы временно остановлены.

4. Правила предоставления по землеустроительно-хозяйственным планам земельных участков из территории населенного пункта и их изъятие, а также условия пользования данными участками устанавливаются настоящим Кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Статья 21. Земли пригородных зон

1. Расположенные за пределами города, считающиеся резервными для расширения территории города земли, предназначенные для размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальной работой городского хозяйства, а также земли, покрытые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, преследующими защитные и санитарно-гигиенические цели и являющиеся местом отдыха населения, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти, имеющими к этому отношение, выделяются муниципалитетами в пригородную зону города.

2. Земли пригородных зон используются в соответствии с утвержденным проектом планирования этих зон. Эти земли особо охраняются, и возведение там строений и сооружений, не отвечающих санитарно-гигиеническим, оздоровительным функциям и целям организации отдыха населения, запрещается.

3. При включении земельных участков в состав пригородных зон права владельцев, пользователей и арендаторов на данные участки сохраняются.

4. Правила отделения пригородных зон, а также землепользования в этих зонах устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница