Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций



Скачать 345.38 Kb.
Дата14.08.2018
Размер345.38 Kb.
#44488



Комитет автомобильных дорог
Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан

Центрально-азиатское региональное сотрудничество (CAREC), Коридоры 1, 3, 6
Международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай»

Реконструкция международного транзитного коридора от границы КНР до границы Российской Федерации по маршруту Хоргос-Алматы-Кордай-Тараз-Шымкент-Кызылорда-Актобе- гр. Российской Федерации

Документ по политике переселения

Сотрудничающие международные финансовые институты:
Всемирный банк, Проект «Юго-западный транспортный коридор»

(Южно-Казахстанская и Кызылординская области)
Исламский Банк Развития, Проект транспортного коридора CAREC

(гр. Южно-Казахстанской области - Тараз)
Азиатский банк развития, Проект транспортного коридора CAREC

(Тараз – гр. Алматинской области)
Европейский банк реконструкции и развития,

(Алматинская, Актюбинская области)
Май 2008 года

Реконструкция международного транзитного коридора от границы КНР до границы Российской Федераций по маршруту Хоргос-Алматы-Кордай-Тараз-Шымкент-Кызылорда-Актобе - гр. Российской Федерации
Документ по политике переселения

Общая информация
Президент и Правительство Республики Казахстан отдают главный приоритет реконструкции транзитного маршрута от китайской границы у Хоргоса до границы с Россией. Этот маршрут является основным звеном, связывающим страну с международным транзитным коридором из Китая в Европу, который часто называют «Новым Шелковым путем». Всемирный банк (ВБ), Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также другие международные финансовые институты (совместно именуемые МФИ) были приглашены принять участие в выполнении этой сложной задачи. Недавно были завершены два участка: от Актобе до Карабутак-Иргиза и от Алматы до кыргызской границы (478 км). Правительство профинансирует строительство участка от Карабутака до границы Кызылординской области за счет бюджетных средств (215 км). ВБ, АБР, ИБР и ЕБРР готовятся принять участие в финансировании трех крупнейших участков:
Всемирный банк — Шымкент – Кызылорда - граница Актюбинской области (1,062 км);

АБР и ИБР — Жамбылская область от кыргызской границы до границы Южно-Казахстанской области (480 км)



ЕБРР — по Алматинской области от китайской границы до г.Алматы на концессионной основе (301 км) и по Актюбинской области от г.Актобе через Мартук до российской границы (102 км).
В инженерном плане реконструкция практически 2,000 км шоссе потребует реконструкцию приблизительно 900 км двухполосного шоссе в пределах существующей полосы отвода, повышения технической категории приблизительно 660 км участков от двух полос до четырех полос и строительства объездных дорог вокруг густонаселенных районов. Реконструкция большей части коридора будет довольно несложной, но на некоторых участках потребуется провести более сложные работы: от анализа грунта и новых полевых изысканий до подготовки технических проектов и экологических оценок, определения потребностей в выделении земель и переселении, консультаций с местными органами власти и заинтересованными сторонами для получения их поддержки, планирования и управления логистикой доставки рабочей силы, оборудования и материалов на многие удаленные участки.
Оценки стоимости нового четырехполосного шоссе, протяженности и расположения объездных дорог, а также масштабов переселения вдоль коридора очень различаются. В большинстве случаев оценки нового строительства и переселения резко снизились после начала обсуждений между МФИ и Комитетом автомобильных дорог, прежде всего, в результате полевых изысканий, связанных с подготовкой технико-экономических обоснований и проектных заданий. Кроме того, большая часть сложных проблем будет решена на этапе разработки окончательного варианта технического проекта. Если бы даже МФИ рассматривали свои соответствующие инвестиции как отдельные или множественные займы, каждый из них будет использовать программный подход. То есть, они берут институциональные обязательства на свои соответствующие части проекта и затем разбивают свои участки на различные проекты или транши финансирования с тем, чтобы сделать финансирование доступным относительно быстро и начать работу на участках, которые требуют минимальной предварительной подготовки.
Это означает, что первые инвестиции не будут иметь экологическую категорию «A» и не потребуют переселения или применения мер охранной политики для сохранения культурного наследия. Тем не менее, некоторые последующие участки могут иметь Категорию «А» и для проведения работ на них потребуется разработать полномасштабные экологические оценки и краткие планы переселения. Чтобы использовать общий подход к подготовке решения возможных проблем, МФИ обратились к Комитету автомобильных дорог с просьбой подготовить документы об основах политики — Документ по экологической политике и Документ по политике переселения. Эти документы должны обеспечить согласование всеми сторонами мер по решению экологических проблем и проблем, связанных с приобретением земли единообразно вдоль Коридора, в соответствии с требованиями казахстанского законодательства и процедур, а также политики соответствующих МФИ.
Документ по политике переселения
Документ по политике переселения выражает обязательство Правительства, позволяющее избежать отрицательные последствия для третьих лиц при инвестировании или снизить такие последствия с тем, чтобы гарантировать, что лица, чьи интересы будут затронуты, сохранят или улучшат свое благосостояние после окончания проекта. Для выполнения данного обязательства Правительство будет единообразно применять свои собственные стандарты и процедуры при приобретении земли и выплате компенсаций вдоль всего Коридора с незначительными дополнениями, согласованными с МФИ. Это обеспечит соблюдение международных стандартов и соответствие целям политики МФИ.
В Документе необходимо указать возможные последствия инвестирования, описать группы людей, которые возможно испытают на себе последствия строительства, разъяснить принципы приобретения земли и переселения, дать оценку правовым основам приобретения земли и переселения в Казахстане, описать стандартные процедуры и методы выплаты компенсаций и определить меры по планированию, получению согласия МФИ, реализации и проведению мониторинга последствий приобретения земли и переселения в Коридоре.
Настоящий Документ по политике переселения содержит как требования казахстанского законодательства и процедур, так и требования Политики переселения МФИ. Он будет применяться ко всем лицам, чьи права собственности на землю будут затронуты постоянно или временно вследствие реконструкции Коридора, включая приобретение и временное использование земли в ходе строительства. Он также применяется к тем лицам, режим использования которыми государственных земель, с разрешения или без, изменится в результате инвестиций. Документ по политике не применяется к государственным землям, которые передаются одним органом другому или используются для реконструкции, если их передача или использование не затрагивают интересов третьих лиц.
После утверждения этого документа МФИ он станет элементом соответствующих соглашений о финансировании между Правительством и МФИ.

Ожидаемые последствия
Как ожидается, основными последствиями реконструкции станут утрата земли сельскохозяйственного и жилого назначения, домов, пастбищ, наземных сооружений и недр, что потенциально скажется на доходах и благосостоянии людей, которые владеют или используют землю, ресурсы и сооружения. Некоторые потери будут временными, связанными с организацией и проведением строительства. Другие будут постоянными.
Как ожидается, в коридоре возможны четыре основных сценария:

  • реконструкция, укрепление и спрямление дорожного полотна, местами небольшое расширение проезжей части в пределах существующей полосы отвода;

  • повышение категории дорог из двухполосных участков в четырехполосные в пределах существующей полосы отвода или за счет расширения полосы отвода;

  • реконструкция существующего шоссе для уширения кривых, строительства объездных дорог или альтернативных спрямлений;

  • строительство центров обслуживания.

Реконструкция. Приблизительно половина работ по реконструкции автодорог будет заключаться в их укреплении или небольшом расширении в пределах существующего дорожного полотна и полосы отвода, для чего не потребуется приобретать землю. Некоторые земельные участки будут использоваться временно во время строительства для хранения техники и материалов, а также организации и карьеров. Стандартная практика в Казахстане заключается в том, чтобы включать предложения по размещению площадок для хранения техники и материалов и карьеров в окончательный проект. При этом выбор и временная аренда участков производится по усмотрению подрядчика. Обычно предпочтение отдается использованию государственных земель для обеих целей, для чего местные органы власти заключают договоры аренды/добычи с подрядчиками. Если подрядчик решит, что ему необходима частная земля для размещения площадок для хранения техники и материалов и карьеров, то он сможет получить ее на основании договора аренды/добычи между подрядчиком и частным землевладельцем. В таком случае в соответствии с взаимными договоренностями заключается соглашение, в котором должны быть учтены экологические стандарты в отношении устранения загрязнений, произошедших в результате строительных работ. Хотя в соответствии с Документом по политике переселения не требуется составлять План переселения, права, указанные в этом документе необходимо соблюдать.


Конверсия. Приблизительно 40 процентов Коридора, прилегающего к областным центрам, и на маршрутах с высокой интенсивностью движения, таких как маршрут между Алматы и китайской границей, будет реконструировано из двухполосного шоссе в четырехполосное. Если строительство производится в пределах существующей полосы отвода, то План переселения не будет применяться. Если при конверсии требуется выделение дополнительных земель для расширения полосы отвода или строительства транспортных развязок, Документ по политике переселения потребует подготовки Плана по Переселению, если будут затронуты частные земли.
Перетрассировка. В различных местах вдоль коридора будут построены новые объездные дороги с тем, чтобы уменьшить текущие и будущие неудобства в городских районах и населенных пунктах и обойти опасных участки неудобного ландшафта. В некоторых местах небольшая перетрассировка позволит устранить пробки и увеличить обзор, что повысит безопасность. Для перетрассировки потребуется приобрести государственные и/или частные земли для размещения шоссе и защищенной полосы отвода. В таких местах к частным землям, на которых будет производиться строительство, будет применяться Документ по политике переселения. При этом на основе окончательного варианта технического проекта, используемого в качестве источника исходных данных, будет разрабатываться План переселения для данного участка.
В некоторых местах для перетрассировки также потребуется снести жилые дома и другие здания, хотя, как ожидается, это потребуется в минимальном объеме. Первоначально планировалось снести приблизительно 2 750 зданий, расположенных в Коридоре, исходя из предположения, что существующая трассировка останется без изменений, а дороги, проходящие через городские районы и населенные пункты, будут расширены. В последнем варианте технико-экономического обоснования, представленном в январе 2008 года, говорится о необходимости снести от 48 до 115 сооружений (жилые дома, сараи, навесы и т.д.) по всему маршруту от китайской границы до Карабутака. Ожидается, что в процессе подготовки окончательного варианта проекта на основании консультаций на местах количество зданий, которые будет необходимо снести, будет уменьшено до уровня ниже минимальной оценки. Если будет затронута частная собственность, то потребуется провести дополнительные полевые изыскания при подготовке местного Плана переселения, как указано ниже.
Центры обслуживания. В более отдаленных районах через равные интервалы будут построены новые объекты обслуживания, а существующие объекты будут модернизированы. Станции обслуживания будут размещаться главным образом в районах, где население малочисленно или полностью отсутствует, а большая часть земли принадлежит государству. Некоторые объекты могут оказаться на сельскохозяйственных землях или пастбищах, принадлежащих частным лицам, коллективным хозяйствам или местным администрациям, однако не ожидается, что такие случаи будут распространенными. Если объекты будут размещены на частных землях, то будет применяться Документ по политике переселения и будет готовиться План переселения.
Общие негативные последствия. Вдоль всей трассы фермеры производят выпас домашних животных и часто перегоняют их через дорогу, создавая помехи движению транспорта. Реконструированное шоссе позволит транспорту двигаться с более высокой скоростью, что будет подвергать пастухов и их животных большей опасности, а объездные дороги могут нарушить систему выпаса. Ожидается, что группы разработчиков, которые будут заниматься подготовкой окончательного варианта технического проекта, произведут оценку ситуации на местах и в ходе консультаций с местными жителями определят места для подземных переходов там, где система выпаса создает наиболее высокие риски для водителей и местных жителей.
И, наконец, некоторые коммерческие предприятия, расположенные вдоль Коридора, оказывают услуги пользователям автодорог как местным, так и транзитным. Их доходы могут существенно снизиться вследствие строительства объездных дорог даже при том, что они не потеряют землю или здания. И наоборот, увеличение интенсивности движение также будет создавать новые возможности для ведения бизнеса. В районах, где будут проходить объездные дороги, будут проведены социальные оценки, чтобы оценить и негативные, и позитивные последствия и при необходимости предложить конкретные меры по их снижению.
Иными словами, ожидается, что самыми значительными негативными последствиями реконструкции станет утрата земельных участков, являющихся источниками доходов, утрата домов и приусадебных участков и утрата доступа к общим ресурсам и клиентам. Эти последствия должны быть минимизированы и снижены таким образом, чтобы люди, чьи интересы пострадают, смогли восстановить источники своих доходов и уровень жизни как можно быстрее. Однако те лица, которые утратят землю временно на период строительства, что потребуется для организации участков для хранения техники и материалов или карьеров, вряд ли испытают на себе неблагоприятные последствия, если собственники в значительной мере осведомлены о своих правах и возможностях защиты своих интересов.
Лица, чьи интересы будут затронуты
Три группы лиц, чьи интересы будут затронуты, являются непосредственным предметом Документа по политике переселения:

  • индивидуальные и коллективные собственники земли и сооружений, которые утратят свою собственность в интересах общества;

  • частные лица или предприятия, получающие доходы с арендованной земли (государственной или частной), которая будет приобретена в интересах общества или получающие доходы в основном от пользователей дороги; и

  • частные и коллективные собственники, которые передадут свою собственность во временное пользование на период строительства или позволят добывать материалы для строительства на своей земле, но доходы которых не будут затронуты.


Законодательная база Казахстана
Хотя земля в Казахстане и принадлежит государству, она может передаваться, продаваться или арендоваться частными лицами на срок до 49 лет. Если земля находится в частных руках, то государство может потребовать ее возврата только для конкретных целей, включая строительство дорог, и только после выплаты владельцу компенсации за утраченную собственность и другие потери.
Казахстанские законы и инструкции в отношении земли и собственности на землю основываются на Конституции, в которой сказано, что земля (поверхность и недра) принадлежит государству, но может также находиться в частной собственности (Статья 6.3). В Статье 26.3 также говориться, что «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.
Земельный кодекс Республики Казахстан (Кодекс № 442 от 20 июня 2003 года) предусматривает изъятие земли для государственных надобностей и гласит, что «Земельный участок может быть изъят для государственных надобностей путем выкупа или предоставления с согласия собственника или землепользователя другого равноценного земельного участка» (Статья 84.1). Дорожное строительство является одним из нескольких оснований для выкупа частной земли или прекращения долгосрочных договоров аренды (Статья 84.2.4). Если земля используется по договору аренды, землепользователям возмещаются убытки в полном объеме, а также по их желанию может быть предоставлен другой земельный участок. (Статья 84.4). Хотя наличие равноценной земли для предоставления в обмен на изымаемый участок различается от района к району.
Собственник или землепользователь должны быть уведомлены о предстоящем выкупе не позднее чем за год, если собственник или землепользователь не согласятся освободить землю раньше (Статья 85.2). Если собственник земельного участка или землепользователь после изъятия части земельного участка не может использовать по прежнему назначению оставшуюся часть, то выкупается весь земельный участок (Статья 86 параграф 2).
Цена за земельный участок, выкупаемый для государственных надобностей, определяется соглашением с собственником или землепользователем. (Статья 87.1). Цена выкупаемого земельного участка включает рыночную стоимость земельного участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику или землепользователю в связи с утратой земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (Статья 87.2). (См. условия в Приложении 1). По соглашению с собственником или землепользователем ему может быть предоставлен другой земельный участок вместо денежной компенсации (Статья 87.3).
Если собственник или землепользователь не согласен с решением о выкупе у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение о цене за выкупаемый земельный участок или других условиях выкупа, исполнительный орган, принявший решение о выкупе, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка (Статья 88 параграф 1) по истечении года с момента направления уведомления (Статья 88 параграф 2). В случае разногласий земля не может быть изъята до принятия судебного решения, которым устанавливаются конкретные уровни компенсации и потерь (Статья 166.7). Компенсация должна быть выплачена собственнику или землепользователю до того, как изъятие земли будет оформлено районным комитетом по управлению земельными ресурсами и зарегистрировано в Комитете регистрационной службы. После этого могут быть начаты работы на земле.
Если затрагиваются домовладения, то также применяется Закон о жилищных отношениях. Если дом сносится для государственных надобностей, то его владелец может по выбору получить новое жилище или компенсацию в соответствии с рыночной стоимостью дома. Собственник, который решит принять вариант замены, может выбрать дом из перечня имеющихся домов. Если стоимость выбранного дома окажется выше рыночной стоимости сносимого здания, то обмен может быть произведен, а если стоимость выбранного дома окажется ниже рыночной стоимости сносимого здания, то владельцу будет выплачена разница. Разногласия относительно оценки решаются в судебном порядке.
Хотя правовые основы изъятия земли и выплаты компенсации владельцам ясны, процедуры полностью не определены. Одно время этот процесс регулировался Постановлением Правительства № 403 «Об утверждении Положения о порядке изъятия и выкупа земельных участков для государственных надобностей (8 апреля 1996 года). Постановление прекратило свое действие в феврале 2005, однако оно не было заменено. В частности, ввиду отсутствия стандартизированных процедур расчет «рыночной стоимости» интерпретируется должностными лицами, которые, как считается, занижают действительную стоимость. Группы разработчиков окончательного варианта технического проекта часто поручают профессиональным оценщикам подготовку оценки по изъятию земли, но при этом возникает вопрос относительно степени учета местных условий в их оценках. Следовательно, проблемы являются не редким явлением.
Практика приобретения земель
Технико-экономическое обоснование инвестиций включает предлагаемое дорожное полотно и оценки площади земли, которую необходимо приобрести в постоянное пользование, площади земли, необходимой для временного развертывания, площадок для хранения техники и материалов, строительных площадок и карьеров, а также количества зданий, которые необходимо снести, смету расходов на приобретение, аренду и рекультивацию поврежденных строительством земель. Документ направляется в областные и районные органы для рассмотрения и подготовки комментариев. Затем Документ направляется в Астану для рассмотрения и подготовки комментариев органами республиканского уровня. Тем временем районные администрации издают постановления, определяющие зоны, затрагиваемые в результате изменений дорожного полотна и определяющие землю, подлежащую изъятию. На этой стадии, областной департамент Комитета автомобильных дорог направляет запрос в областной комитет по управлению земельными ресурсами о приостановлении сделок с землей в районах, в которых предполагается приобрести землю, например, для объездных дорог, чтобы предотвратить спекуляцию. В это же время собственники земли получают уведомления об изъятии их земли. Такие уведомления уже направлялись собственникам вдоль всего Коридора в конце 2007 года, за год до завершения окончательного варианта технического проекта, с целью подготовки к быстрой реализации, как только окончательный проект будет утвержден.
Окончательный вариант технического проекта готовится интерактивным способом, с включением результатов обширных полевых изысканий и постоянных консультаций с представителями местных органов власти, в частности, районного уровня. Процесс подготовки проекта обычно начинается с проведения встречи всех соответственных должностных лиц областных территориальных органов – сельского хозяйства, земельных ресурсов, регистрации, коммунальных услуг, общественных работ, и других – для информирования таких лиц о предполагаемой реконструкции дорожного полотна и о том, что запрошенная информация будет учтена в окончательном проекте. Окончательный вариант технического проекта включает подробные карты индивидуальных землевладений, которые будут затронуты, полные кадастровые данные о собственности и расчеты компенсации потерь и приобретения. Проектные компании заключают субконтракты на приобретение специализированных услуг для подготовки окончательного варианта проекта, включающего проведение в первой половине 2008 года работ по оценке собственности оценщиками, имеющими соответствующие государственные лицензии
Как только проект дорожного полотна будет согласован с должностными лицами местных администраций, проектная команда приобретает кадастровые карты и данные о собственности и обращается в районный акимат с просьбой собрать собственников для обсуждения процесса приобретения земли. Затем данные передаются оценщикам собственности, имеющим государственную лицензию, которые должны определить «рыночную стоимость» собственности для приобретения и договориться с собственниками о цене компенсации. Хотя уже создан прецедент по оценке собственности, находящейся в городских населенных пунктах, оценка сельской собственности довольно новый процесс, такие сделки не являются распространенными во многих регионах. Для определения стоимости сельской собственности, оценщик принимает в расчет качество почвы, ее продуктивность, зеленые насаждения, другие производственные характеристики в дополнение к сделкам, связанным с приобретением земли за последнее время, если есть такие примеры. Оценщики договариваются с каждым собственником и по возможности подписывают соглашения. Если стороны не приходят к согласию, Дорожным Комитетом может инициироваться судебный иск по истечении одного года с момента направления уведомления. Как только акиматом утверждается окончательный проект дорожного полотна, Дорожный Комитет начинает процесс приобретения или изъятия земли. При обращении Комитета и собственника в суд, суд выносит решение, включающее сумму компенсации, подлежащую выплате собственнику. Заключения суда, как было высказано, носят беспристрастный характер, в пользу либо государства, либо собственника, индивидуально в каждом случае. Доступ к земле может быть получен по выплате компенсации собственнику и передаче права собственности на нее.
Предыдущая практика включала создание районным акиматом оценочной комиссии, в которую входили должностные лица и собственники земли, специалисты по таким вопросам не привлекались. Предполагается, что участие профессиональных оценщиков, имеющих государственную лицензию, приведет к сокращению исков, в результате чего процесс приобретения земли будет носить более ровный характер.
В окончательном варианте технического проекта указаны возможные места размещения вахтовых поселков, площадок для хранения техники и материалов, карьеров и других объектов, которые будут использоваться временно в период строительства. Подрядчики могут использовать эту информацию для оценки затрат и необходимой логистики, но они не обязаны использовать рекомендованные участки. Контракты на проведение строительных работ будут содержать положение о том, что подрядчики отвечают за приобретение во временное пользование и восстановление всех земель, необходимых для размещения вне полосы отвода вахтовых поселков, офисов, карьеров, участков для хранения материалов, участков для переработки материалов и подъездных дорог. Подрядчики будут выбирать земельные участки, которые им необходимы, и будут отвечать за заключение договоров с землевладельцами об использовании их земель и извлечении материалов. Если подрядчику не удастся достичь соглашения с землевладельцем, то подрядчик должен выбрать альтернативный участок и провести переговоры о заключении другого соглашения. Никакие земли не должны заниматься временно для целей строительства без согласия собственников. Предполагается, что подрядчики предпочтут арендовать государственные земли, а не частную собственность, но выбор остается за ними. В любом случае, договоренности должны быть закреплены в письменном соглашении между подрядчиком и собственником, а земли должны быть возвращены в свое первоначальное состояние после завершения работ.
Политика принудительного изъятия земли/принципы переселения
Правительство согласилось применять следующие принципы в приобретении частной земли и переселении домохозяйств для инвестирования в Коридор, отражающие принципы, внесенные МФИ в свою политику переселения. Принципы применимы в случае временных или постоянных последствий для домохозяйств, вытекающие из утраты земли, зданий или других материальных средств, изменения землепользования или бизнеса, ограничения использования земли, жилых домов или коммерческих предприятий. Принципы применимы к «людям, чьи интересы затрагиваются» в результате приобретения земли или переселения для государственных надобностей.
Политика основывается на целом ряде принципов, которые следует соблюдать при проектировании и осуществлении инвестиций:


  • избежание или минимизация приобретения земли и переселения;

  • лица, интересы которых затрагиваются, имеют право на полную компенсацию стоимости утраченной собственности, доходов и бизнеса, включая временные потери или последствия без учета аммортизации;

  • компенсации должны позволять лицам, интересы которых затрагиваются, восстановить прежние доходы и уровень жизни к концу проекта;

  • с лицами, интересы которых затрагиваются, необходимо проводить консультации и привлекать их к планированию переселения;

  • лица, интересы которых затрагиваются, должны быть полностью проинформированы относительно вариантов компенсации;

  • предоставление другого земельного участка является предпочтительным видом компенсации за утраченные сельскохозяйственные земли, если равноценная земля есть в наличии, и если только лицо, интересы которого затрагиваются, не предпочтет денежную компенсацию;

  • затраты на передачу собственности (покупка или обмен) не взимаются или покрываются инвестором, включая налоги, сборы, документацию и обращение в суд;

  • будут выплачиваться равные компенсации как женщинам, так и мужчинам;

  • отсутствие формального права собственности или соглашения о пользовании не должно помешать лицам, интересы которых затрагиваются, пользоваться всеми правами или помощью, необходимыми для достижения целей политики;

  • переселенные лица получают подъемные и суточные;

  • особое внимание следует уделять домохозяйствам, возглавляемым женщинами и другими социально незащищенными лицами, и оказывать им соответствующую помощь с тем, чтобы их жизненный уровень сохранился или повысился;

  • приобретение земли и переселение проводятся в рамках проекта и полностью финансируются;

  • компенсации будут полностью выплачены прежде, чем на земле можно будет начать строительные работы или снос.


Планирование и проведение переселения
Основное постоянное воздействие проекта будет происходить в местах строительства объездных дорог. Большая часть земли будет приобретена именно в этих местах. Ожидается, что снос зданий в основном будет производиться в местах строительства объездных дорог, особенно в их начале и конце. Может потребоваться дополнительный снос в местах перетрассировки, проводимой с целью повышения безопасности дорожного и улучшения обзора.
Как только окончательный вариант технического проекта будет завершен и принят на районном и областном уровне, он передается в Комитет автомобильных дорог для окончательного рассмотрения и утверждения. Если требуется приобретение земли, Комитет обсуждает такие детали со специалистом из соответствующего МФИ; их совместными усилиями согласовывается и готовится масштаб Плана приобретения земли и переселения. Специалист по вопросам переселения из команды реализации проекта подготовит План и направит его в МФИ на утверждение до начала строительства. Географический охват Плана будет зависеть от района и степени воздействия. В большинстве случаев ожидается, что План будет охватывать районы, относящиеся к «Проекту» МФИ или выделяемого «Транша», или районы, включенные в контракт.
Независимо от географического охвата Плана подготовка будет включать следующие шаги:

  • перепись лиц, интересы которых затрагиваются, чтобы определить текущий уровень их жизни и оценить ожидаемое воздействие;

  • социальная оценка населенных пунктов, которые будут затронуты объездными дорогами и основными работами по реконструкции;

  • местные консультации, проводимые для привлечения лиц, интересы которых затрагиваются, к разработке Плана;

  • опубликование плана в местах реализации проекта для получения комментариев (соответствующие издания, место и язык);

  • представление окончательного варианта плана и сметных затрат в соответствующим МФИ на согласование перед одобрением финансирования.

Сложность Плана будет зависеть от типа и степени воздействия, а также количества охваченных Планом лиц, интересы которых затрагиваются. Например, одним из общих индикаторов существенного воздействия является утрата более 10 процентов земли, которая составляет главный источник доходов домохозяйства. Последствия утраты полосы земли шириной 100 метров для прокладки дороги будут существенными для небольших землевладений и менее существенными для крупных. Данные переписи лиц, интересы которых затрагиваются, будут определять объем и специфику Плана.


МФИ используют полные планы переселения и сокращенные или краткие планы переселения. Если проект затрагивает интересы более 200 домохозяйств, то обычно требуется полный план переселения. Этот порог применяется в тех случаях, когда производится переселение всего населенного пункта и План должен предусматривать меры по снижению последствий, как для домохозяйств, так и населенного пункта, включая необходимость в восстановлении общинных отношений, если предусматривается разделение или переселение населенного пункта куда-либо. Такое переселение характерно для строительства водохранилищ, а не скоростных дорог, коим является Коридор. Если население, интересы которого затрагиваются, рассредоточено и воздействие происходит, прежде всего, на уровне домохозяйств, то порог в 200 домохозяйств является менее релевантным. Следовательно, ожидается, что сокращенные/краткие Планы приобретения земли и переселения, а не планы, будут соответствовать условиям Коридора. Примерное содержание полных и сокращенных Планов приводятся в Приложениях 2 и 3 (Всемирного банка и АБР соответственно).
Дополнительные меры
В отношении приобретения земли и собственности для государственных надобностей положения земельного и жилищного кодексов Казахстана по многим параметрам сходны с политикой переселения МФИ. Однако ввиду отсутствия стандартных инструкций и процедур их практическая реализация может отличаться. Необходимо принять три меры для обеспечения большей последовательности при реализации и согласованности с Политикой МФИ.
Во-первых, необходимо более четко определиться с самовольным использованием земель. В Земельном кодексе не предусмотрено право лиц, самовольно пользующихся землей, на компенсацию за утрату доступа к землям, которые они используют неофициально, но в нем однозначно не сказано, что таким лицам компенсация не положена. По-видимому, в существующем Коридоре самовольное использование земель имеет очень небольшие масштабы за исключением временных киосков вокруг некоторых перекрестков. Технико-экономическое обоснование определило строения, подлежащие сносу или их пермещению, собственникам были направлены уведомления в конце 2007 года. В окончательных вариантах технического проекта будет указано количество и места размещения незаконных строений и землепользования, лица, чьи интересы будут затронуты, будут вызваны в акимат для обсуждения процедур и прав. В большинстве случаев Департамент Комитета автомобильных дорог считают, что временные сооружения будут перемещены из полосы отвода за собственный счет владельцев. В тех случаях, когда незаконное использование земли заключается в выращивании сельскохозяйственных культур, пользователям будет разрешено собрать урожай и предлагаться возможность арендовать альтернативные земли. Эти и другие соответствующие положения будут включены в Планы переселения.
Во-вторых, лица, интересы которых затрагиваются, должны быть проинформированы о процедурах приобретения (изъятия) земли, а также о своих правах и вариантах этого процесса. Руководство проекта будет играть важную роль в процессе общественного информирования, подготовив и распространим две брошюры, в которых описывается процесс и разъясняются права и обязанности, нормы компенсации, графики выплат и варианты разрешения споров. Одна брошюра будет предназначена для лиц, земля и другая собственность которых будут изъяты для государственных надобностей навсегда. А в другой брошюре, предназначенной для подрядчиков и землевладельцев, будет описываться порядок временного использования земли для устройства карьеров, участков для хранения техники и материалов, вахтовых поселков и т.д. Обе брошюры будут подготовлены на двух языках – на казахском и русском — и распространяться вдоль всего коридора в зданиях государственных органов, в частности в сельских советах, акиматах и комитетах по управлению земельными ресурсами и Комитете регистрационной службы.
В-третьих, Земельным Кодексом предусматривается вариант обмена земли или зданий на равноценный участок или здания вместо компенсации. В некоторых районах может и не быть в наличии альтернативной земли. Однако, всем лицам, чьи интересы будут затронуты, будет предоставлена информация о вариантах компенсации. Там, где есть равноценная земля для обмена, все должностные лица, участвующие в процессе приобретения земли, будут проинструктированы предлагать всем лицам, интересы которых затрагиваются, вариант обмена земли и зданий вместо денежной компенсации, если они предпочтут этот вариант. Как только будут завершены окончательные варианты технического проекта или будет создан офис Управления проектом (независимо от того, что произойдет сначала), сотрудники проекта проведут вводные семинары в каждой области. Цель семинаров заключается в том, чтобы знакомить должностных лиц областного и районного уровней, участвующих в мероприятиях переселения, с концепциями и практикой Планирования переселения и лучшей практикой, соответствующей политике переселения МФИ.

Права и компенсации
Компенсации и права должны гарантировать лицам, интересы которых затрагиваются, сохранение или повышение уровня их жизни после окончания проекта. В следующей таблице представлены потери, оценки и мероприятия по компенсации, которые будут выполняться.
Таблица 1: Документ по правам и компенсациям


Собственность

Описание

Лица, интересы которых затрагиваются

Права на компенсацию

Постоянная утрата

Пахотные земли

Все утраченные земли независимо от серьезности воздействия

Собственник

  • В качестве компенсации предоставляются земельные участки, стоимость и продуктивность которых равна стоимости и продуктивности утраченных участков; или

  • Денежная компенсация за изъятые земли по стоимости возмещения (рыночной стоимости) без какого-либо удержания налогов, оплаты сделки, регистрации или передачи.

  • Если оставшаяся часть участка слишком маленькая для использования, то приобретается весь участок и предоставляется компенсация или предлагается обмен.

Арендатор

  • Денежная компенсация, рыночная стоимость брутто-урожая (среднего за три года); возобновление арендного договора на альтернативном участке.

Издольщик

  • Денежная компенсация, рыночная стоимость доли утраченного урожая

Сельскохозяйственный рабочий

Самовольные пользователи

  • Денежная компенсация, равная рыночной стоимости утраченного урожая

Серьезные последствия — утрата более 10 % дохода

Собственник, арендатор

  • Денежная компенсация, равная рыночной стоимости урожая за два года

Издольщик

  • Денежная компенсация, равная двойной рыночной цене доли утраченного урожая

Жилая и коммерческая земля


Собственник

  • Земельная компенсация в виде участка сопоставимого с утраченным по стоимости, или

  • Денежная компенсация за изымаемую землю по полной стоимости возмещения без уплаты налогов, регистрационных сборов и сборов за оформление передачи

Съемщик, арендатор

  • Пособие за 1-3 месяца

Самовольный пользователь

  • Бесплатный или арендованный участок на государственной земле или пособие на самостоятельное переселение

Дома, здания и сооружения




Владельцы капитальных строений

  • Предоставление другого дома в обмен; если стоимость предоставляемого дома ниже, то выдается денежная компенсация за разницу; или

  • Денежная компенсация по ставке замещения за изымаемые сооружения и другую недвижимость на основе стоимости материалов, строительства и рабочей силы, без учета стоимости повторно используемых материалов, амортизации и сборов за передачу имущества. Стоимость утраченных подключений к водопроводу и другим коммунальным услугам включается в компенсацию.







Владельцы временных сооружений (киоски, ларьки)

  • Утвержденное место для переноса

Урожай

Утраченный урожай

Все лица, интересы которых затрагиваются, включая самовольных пользователей

  • Денежная компенсация за урожай по полным рыночным ценам за один год брутто урожая - выплачивается владельцам и арендаторам на основе их договора о долевой аренде.

Деревья

Утраченные деревья

Все лица, интересы которых затрагиваются, включая самовольных пользователей

  • Денежная компенсация, отражающая возмещение доходов Экономическая стоимость деревьев в соответствии с категорией возраста и оценочной рыночной ценой брутто дохода за один год, умноженной на количество лет, необходимых для достижения деревом подобной продуктивности, плюс покупная цена саженцев и исходных материалов.

Бизнес и работа

Временная или постоянная утрата бизнеса или работы

Все лица, интересы которых затрагиваются, включая самовольных пользователей

  • Собственник: при постоянной утрате выплачивается денежная компенсация, равная доходу за один год; при временной утрате выплачивается денежная компенсация за период потери дохода. Компенсация рассчитывается на основе налоговой декларации или официальной минимальной заработной платы.

  • Собственник: выплачивается пособие за утраченную заработную плату за период вынужденного перерыва в работе сроком до 3 месяцев.

Переселение

Транспортные расходы и расходы на питание

Все лица, интересы которых затрагиваются при переселении

  • Пособие, достаточное для покрытия транспортных расходов и расходов на питание за один месяц в связи с переселением.

Съемщики домов




Съемщики с арендными договорами

  • Арендная плата за три месяца по преобладающему рыночному курсу и помощь в поиске альтернативного жилья

Собственность общины







  • Восстановление или замена поврежденных сооружений и приведение их в состояние, в котором они находились до реализации проекта

Социально незащищенные группы населения




Лица, интересы которых затрагиваются и которые нуждаются в специальной поддержке, чтобы воспользоваться благами проекта

  • Специальные программы предоставления дополнительных компенсаций, пособий на адаптацию и другие инициативы, основанные на результатах социальной оценки и переписи лиц, интересы которых затрагиваются

Временная утрата

Земли, используемые для производства строительных работ

Согласуется в ходе переговоров между собственником и подрядчиком

Собственник (частный или государственный)

  • Подрядчик выплачивает денежную компенсацию по местным коммерческим ставкам арендной платы за период использования.

  • Земля подлежит восстановлению в первоначальное состояние в конце периода аренды.

  • Применяются меры экологической охранной политики.

Земли для устройства карьеров

Согласуется в ходе переговоров между собственником и подрядчиком

Собственник (частный или государственный)

  • Подрядчик выплачивает денежную компенсацию за аренду и материалы по рыночным ценам.

  • Земля подлежит восстановлению в первоначальное состояние в конце периода аренды.

  • Применяются меры экологической охранной политики.



Реализация процесса переселения
Руководство проекта будет отвечать за применение Документа по политике переселения, включая подготовку и контроль за проведением переписи населения, подлежащего переселению, социальной оценки, подготовки Планов переселения в сотрудничестве с местными органами и при участии лиц, интересы которых затрагиваются, мониторинга выполнения Планов и оценки воздействия.
Планы будут реализовываться главным образом должностными лицами районного уровня при поддержке областных администраций, подрядчиков, проводящих строительные работы, и должностных лиц органов местного самоуправления. Оценка и выплата компенсаций будут проводиться под руководством районных комиссий, создаваемых для этих целей, в которые войдут сотрудники районных администраций и должностные лица, представляющие различные органы, такие как органы в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, автомобильных дорог, управления земельными ресурсами и регистрации.
Для целей установления права на получение компенсаций будет применяться последняя дата занятия участка в любом месте, которой станет день принятия окончательного варианта технического проекта. Лица, которые займут изымаемые участки после той даты, не будут иметь права на получение компенсаций.

Механизмы разрешения споров
Эффективные процедуры разрешения споров могут значительно снизить обеспокоенность людей, которую они испытывают при принудительном изъятии собственности, особенно домов. В процессе приобретения земли неизбежны жалобы относительно оценки, выплат, поддержки и обустройства на новом месте. В ходе строительства как лица, интересы которых затрагиваются, так и другие лица могут иметь жалобы в отношении создания помех движению автотранспорта, шума, вторжения на территорию и других проблем. Все жалобы, относящиеся к проекту, будут рассматриваться при помощи механизмов разрешения споров, связанных с переселением, которые имеют общепринятую структуру и будут описаны в информационных брошюрах по проекту и представлены на плакатах, вывешенных в местных офисах:

  • Лица, интересы которых затрагиваются, будут подавать свои жалобы главе местного органа самоуправления, который будет регистрировать жалобы и пытаться их удовлетворить. Если жалоба не будет удовлетворена в течение одной недели, она будет передана на районный уровень.

  • Назначенное должностное лицо районной администрации, получив жалобу, регистрирует ее и пытается удовлетворить. Если в течение двух недель жалоба не будет удовлетворена, то она будет передана на областной уровень.

  • Назначенное должностное лицо областной администрации получает жалобу и пытается удовлетворить ее. Если в течение двух недель жалоба не будет удовлетворена, то она будет передана руководству проекта для удовлетворения в приоритетном порядке.

Эта процедура будет отличаться от стандартной практики тем, что каждое из назначенных должностных лиц в районных и областных органах самоуправления будет обязано регистрировать жалобы и отслеживать их статус, ежемесячно докладывая руководству проекта. Отчеты и процесс разрешения споров будут отслеживаться группой внешнего мониторинга и оценки, а также руководством проекта.


Кроме того, лица, которые считают, что их жалобам не уделяется достаточное внимание, могут обратиться к руководству проекта. Сотрудник по мониторингу и оценке подтверждает получение и регистрирует такие жалобы. Он будет изыскивать возможность для удовлетворения жалобы, еженедельно информируя истца о ходе рассмотрения его жалобы. Должностные лица любого уровня, которые получают жалобы, требующие немедленного решения, также при необходимости могут направлять их руководству проекта.
Мониторинг и оценка переселения
Мероприятия переселения подлежат внутреннему и внешнему мониторингу. Мониторинг реализации будет проводиться районной администрацией, которая будет ежемесячно докладывать руководству проекта. За работой будет наблюдать специалист по переселению из группы управления проектом.
Руководство проекта привлечет внешнее мониторинговое агентство, возможно, то же самое учреждение, которое проводит перепись и социальную оценку, для проведения раз в полгода независимой оценки процесса и результатов переселения, которые будут обсуждаться с руководством проекта и использоваться для подготовки ежегодного доклада по мониторингу и оценке, представляемого в МФИ. Внешняя организация, проводящая мониторинг, определит, соблюдаются ли условия плана переселения при реализации, восстановлены ли источники доходов лиц, интересы которых были затронуты, и наступили ли какие-либо незапланированные или непредвиденные последствия переселения.
Конкретные индикаторы мониторинга включают:

  • информационная кампания и консультации с лицами, интересы которых затрагиваются;

  • статус приобретения земли и выплаты компенсаций;

  • выбор и распределение земельных участков, предоставляемых в обмен на изъятые;

  • компенсации за изъятые сооружения и другую собственность;

  • переселение лиц, интересы которых затрагиваются;

  • выплаты за утраченные доходы;

  • статус мероприятий по восстановлению источников дополнительных доходов;

  • достижение целей восстановления источников доходов.

Затраты на проведение мероприятий административного контроля, мониторинга и оценки будут включены в бюджет проекта и отражены в бюджете Плана переселения.


Требования АБР по подготовке проекта

В соответствии  с политикой/практикой АБР, оценка ММФ и каждого транша, а также одобрение реализации подпроектов за счет траншей требует подготовки следующих документов:

LARF (структура выкупа земель и переселения, СВЗП) для всего механизма финансирования (кредита) и применимого ко всем подпроектам. СВЗП должен быть рассмотрен, по необходимости обновлен и представлен для одобрения АБР хотя бы ежегодно или всегда в начале подготовки каждого транша.

Предварительная оценка бедности и социальной среды (IPSA / ПАБС), указывающая по каждому траншу воздействие от выкупа земель или переселения, вид воздействия, возможные масштабы воздействия, и будет ли оказано воздействие на местное население (МН);

В случае выкупа земель и переселения (LAR) - План выкупа и переселения (ПВЗП)  для каждого подпроекта транша на основе детального проектирования и тщательного исследования воздействий (смотреть сноску 2). В ПВЗП будет представлен подробный бюджет компенсаций и административных расходов, а также графики реализации, привязывающие исполнение заданий по выкупу земель и переселению (ВЗП /LAR) к началу строительных работ.

В соответствии  с политикой/практикой АБР, оценка ММФ и каждого транша, а также одобрение реализации проекта будут осуществлены на основе следующих условий, касающихся ВЗП:




Оценка ММФ/первого транша: Подготовка/раскрытие (обнародование) Структуры выкупа земель и переселения для всего ММФ, приемлемой для АБР и Планов выкупа земель и переселения (LARPs) для всех проектов транша, предусматривающих ВЗП.

Оценка траншей: Рассмотрение/обновление/обнародование СВЗП (LARF) и подготовка/обнародование ПВЗП (LARPs) на основе уточненной СВЗП (LARF) для проектов с ВЗП.
Подписание присужденного контракта: Подготовка/обнародование АБР соответствующих ПВЗП и отражающих окончательные воздействия, списки людей попавших под воздействие проекта и коэффициенты компенсации.

Информирование подрядчиков о необходимости приступить к работе:  Полная реализация ПВЗП (LARP) (компенсация/восстановление в полном объеме) в рамках соответствующего проекта. Это условие будет четко расписано в тексте контракта строительных работ.



Скачать 345.38 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница