Концепция развития артического туризма республики саха (якутия) на период до 2025 года



страница1/5
Дата02.08.2018
Размер0.87 Mb.
#41876
  1   2   3   4   5

Проект

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АРТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

на период до 2025 года

Якутск, 2014



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Общие положения, основные понятия……………………….. 2

РАЗДЕЛ 2. Цели и задачи развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия) ………………………………………………………………….5

РАЗДЕЛ 3. Экономико-географическая характеристика туристско-рекреационного потенциала арктических и северных муниципальных образований Республики Саха (Якутия)……………………………………6

3.1.Экономические, природно-географические и культурно-исторические ресурсы ……………………….. ….……………………………6

3.2. Оценка индустрии туризма и состояния объектов туристской инфраструктуры ……………………….. …………………………………… 16

3.2.1. Оценка эффективности государственной программы ««Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»…………………….……………………………16

3.2.2. Состояние туристической инфраструктуры…………… 22

3.3. Определение целевых потребителей услуг Арктического туризма для Республики Саха (Якутия)……………………………………………… 34

3.3.1. Зарубежный опыт привлечения туристических потоков.34


      1. Маркетинг целевых групп для развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия)…………………………………………38

    1. SWOT анализ ……………………………………………………….40

РАЗДЕЛ 4. Направления государственной поддержки развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия)……………………..43

4.1. Стратегические ориентиры…………………………………………43

4.2. Организационные меры…………………………………………….43

4.3. Развитие инфраструктуры Арктического туризма….………….44

4.4.Обеспечение квалифицированными трудовыми ресурсами для развития арктического туризма и индустрии туризма………………………46

РАЗДЕЛ 5. Направления привлечения негосударственных ресурсов для развития Арктического туризма…………………………………………….47

5.1. Снятие административных барьеров …………………………….47

5.2. Снижение транспортных издержек в себестоимости туров…….48

5.3. Государственно-частное партнерство ……………………………48



РАЗДЕЛ 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия) до 2025 года…….49

6.1. 2015-2016 - первый этап реализации Концепции ……………….49

6.2. 2017-2022 - второй этап реализации Концепции ……………….49

6.3. 2023-2025 - третий этап реализации Концепции ……………….50



РАЗДЕЛ 1. Общие положения, основные понятия

Концепция развития арктического туризма Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения республики. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Под туризмом в Концепции понимаются временные въезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Концепция разработана в соответствии с документами стратегического планирования федерального и регионального уровня, включая Концепцию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)», Государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", Комплексную программу «Социально-экономическое развитие арктических и северных территорий РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Информационной базой для разработки Концепции выступают данные Территориального органа государственной статистики по Республике Саха (Якутия), прогнозные данные Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я), данные электронных СМИ, экспертные оценки.

Республики Саха (Якутия) обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих улусах республики представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов, жителей республики. В тоже время развитие отдельных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Динамика основных показателей развития туризма за 2005 – 2013 гг. свидетельствует о достаточно существенном росте туриндустрии в Республике Саха (Якутия).

Основные показатели развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) за 2005, 2010-2013 гг.






2005

2010

2011

2012

2013

Деятельность туристских фирм
















число туристских фирм (на конец года) - всего

33

66

64

74

83

средняя численность работников (включая внешних совместителей и работников несписочного состава), человек

136

361

358

354

356

число реализованных населению туристских путевок - всего

12 628

20 249

20 072

20 080

23 338

в том числе:
















по территории России

7 184

7 577

9 309

9 047

7 771

по зарубежным странам

5 098

12 762

10 763

15 033

15 567

стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, тыс. рублей

182 092

642 526

647 064

882 685

929 361

в том числе:
















по территории России

50 505

116 700

108 035

128 010

144 005

по зарубежным странам

128 262

525 826

539 029

754 675

785 356

Объем платных туристских услуг населению, млн. рублей
















туристских

122

268

301

373

475

гостиниц и аналогичных средств размещения

378

619

697

765

820

санаторно-оздоровительных услуг

213

152

122

127

157

Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году:
















туристских

110.2

121.1

100.8

122.8

100.2

гостиниц и аналогичных средств размещения

94.8

95.8

109.3

106.1

101.6

санаторно-оздоровительных услуг

85.4

54.4

66.6

94.2

100.4

Услуги коллективных средств размещения
















число коллективных средств размещения

97

131

142

153

157

единовременная вместимость, мест

2 488

4 212

4 248

5 301

5 449

предоставлено ночевок за год

776 216

674 243

732 719

739 844

718 498

численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, человек

128 378

132 287

142 824

152 166

149 563

Источник: Саха(Якутия)стат

Число туристских фирм в 2013 году по сравнению с 2005 годом выросло в 2,5 раза (с 33 до 83), численность работников в них - в 2,6 раза (со 136 до 356 человек), число реализованных туристических путевок населению – в 1,8 раза (с 12,6 тыс. до 23,3 тыс. путевок).

Объем туристских услуг в 2013 году составил 475 млн. рублей, что в сопоставимых ценах к 2005 году свидетельствует о росте в 1,5 раза. Это один из самых быстрорастущих видов платных услуг. По услугам гостиниц и аналогичных средств размещения прирост составил лишь 3,3%, а по санаторно-оздоровительным услугам объем сократился в 5 раз.

В структуре рынка платных услуг туристские услуги занимают 0,8% (в 2005 году 0,6%), услуги гостиниц и аналогичных средства размещения - 1,3% (в 2005 году 1,8%), санаторно-оздоровительные услуги – 0,3% (в 2005 году 1,0%).

Среди субъектов Дальневосточного федерального округа по объему оказанных туристских услуг Республика Саха (Якутия) занимает 6 место (в 2005 году – 5 место), их доля в объеме ДВФО составляет 6,9% (в 2005 году – 10,3%). Рост туристских услуг за 2005-2013 гг. в Республике Саха (Якутия) является существенным (1,5 раза), но ниже, чем в среднем по Российской Федерации (1,7 раза), Дальневосточному федеральному округу (2,4 раза).

По объему услуг гостиниц и аналогичных средств размещений – 4 место (в 2005 году также 4 место), их доля – 9,7% (в 2005 году – 10,9%). Рост данных услуг в РС(Я) за 2005-2013 гг. – 103,3% - также ниже, чем в среднем по Российской Федерации (108,9%), Дальневосточному федеральному округу (113,0%).

По объему санаторно-оздоровительных услуг – 4 место в ДВФО (в 2005 году – 2 место), их доля – 6,8% (в 2005 году – 14%). Снижение объема данных услуг в РС(Я) за 2005-2013 гг. – в 5 раз - существеннее, чем в среднем по Российской Федерации (на 5,8%), Дальневосточному федеральному округу (на 30,4%).

Необходимость разработки Концепции обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере республики, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса.

В соответствии с Комплексной программой «Социально-экономическое развитие арктических и северных территорий РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», развитие туризма в арктических и северных районах республики, развитие и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства определено как способ сохранения и развития уникальных природных территорий Арктики. Ведь именно Север с его отличительными особенностями, уязвимой природой, необходимостью конкурировать с раскрученными южными направлениями требует особых подходов в развитии туриндустрии. Однако эффективность управления и продвижение северных дестинаций с их особенностями и рисками требует инновационных подходов в русле современных тенденций туристского рынка.

Устойчивость развития достигается путем создания правовых, экономических механизмов, позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять историко-культурное и природное наследие, а также использовать программно-целевой метод управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.



Основные используемые понятия:

Арктический туризм – разновидность Северного туризма (А.Греньер), использующего географический принцип учета въездных туристических потоков на территорию арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия).

Виды Арктического туризма:

- туристско-оздоровительный – направлен на удовлетворение потребности в восстановлении физических и психических сил человека. Включает санаторно-оздоровительные туры, рыболовно-охотничьи туры, пешеходные прогулки, катание на оленьих, собачьих упряжках, катание на «буранах» и «вездеходах», «катерах», посещение спортивно-зрелищных мероприятий.

- туристско-спортивный – направлен на удовлетворение потребности в проверке своих физических сил и выносливости, стремлении покорять природные явления и вершины. Связан с активными способами передвижения и отдыха на природе с целью получения новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижения спортивных результатов. Включает приключенческий туризм (покорение Северного полюса), экстремальный туризм (рафтинг, каякинг, альпинизм, авторалли, велотуры)

- познавательно-туристский – направлен на развитие интеллектуальных и духовных потребностей человека. Включает экологический туризм (путешествия в места с уникальными природными объектами), событийный туризм (сочетание традиционного отдыха и участия в зрелищных мероприятиях), круизный туризм (путешествие на водных видах транспорта, включая береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту), культурный туризм (знакомство и изучение культурного и природного наследия человечества во всем разнообразии, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в зрелищных мероприятиях).

Якутская Арктика – территория Анабарского, Булунского, Усть-Янского, Аллаиховского, Нижнеколымского, Оленекского, Жиганского, Эвено-Бытантайского, Верхоянского, Абыйского, Среднеколымского, Верхнеколымского, Момского, Оймяконского муниципальных районов Республики Саха (Якутия).

Опорные точки Арктического туризма – населенные пункты, расположенные в наиболее выгодном экономико-логистическом положении для развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия).

Потребители услуг Арктического туризма:

- иностранные клиенты – категория населения зарубежных стран, проявляющая интерес к Арктическим видам туризма.

- российские клиенты – категория населения регионов Российской Федерации, проявляющая интерес к Арктическим видам туризма.

- локальные клиенты – население районов Республики Саха (Якутия), проявляющая интерес к Арктическим видам туризма.

Якорные туры – туристические маршруты, играющие системообразующую роль в спектре предлагаемых туристических услуг.

Шатл-туры – туристические маршруты, реализовать которые можно в течение одного дня, используя специализированные экскурсионные микроавтобусы или внедорожники.

Индустрия гостеприимства Арктики – социально-экономический комплекс, представляющий группу взаимосвязанных предприятий туристической отрасли географически сконцентрированных в данном регионе и объединенных задачей создания региональных туристических продуктов.

Предприятия индустрии гостеприимства Арктики:

- основные в сфере организации – туроператоры, турагенты, операторы информационных сетей, экскурсионные бюро, операторы (комитеты) по организации выставок, организаторы конгрессов и других событийных форумов, национальные природные парки, тематические парки, музеи, научно-образовательные центры, выставочные залы, театры, развлекательные центры, зоопарки, спортивные залы, спортивные центры, фитнес-центры, бизнес-центры.

- основные в сфере размещения и питания - гостиницы, гостевые дома, кемпинги, общежития, дома отдыха, профилактории, кафе, столовые, рестораны, фаст-фуды, кейтеринг (услуги доставки питания).

- сопутствующие – информационные агентства, страховые компании, банки, пункты обмена валюты, магазины, предприятия по производству туристского снаряжения, пункты проката транспортной техники, предприятия по производству сувениров, ярмарки.
РАЗДЕЛ 2. Цели и задачи развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия)

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Республике Саха (Якутия) современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия) является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках.

Выполнение указанной задачи требует:

- разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

- издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

- организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого национального стенда;

- поддержки и обновления Интернет-портала Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) в сфере туризма.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

- разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного и российского опыта;

- создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

- создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

- реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса;

- поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных и российских туристов в Республику Саха (Якутия), а также обеспечить рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, и учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Развитие инфраструктуры туризма и отдыха является значимой составляющей концепции социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечивающий переход к социально ориентированному типу развития страны, создание условий для улучшения качества жизни российских граждан.

Туризм оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступая также катализатором социально-экономического развития территорий.

Развитие Арктического туризма в Республике Саха (Якутия) направлено на обеспечение ускоренного социально-экономического развития арктических и северных территорий республики на основе формирования инструмента самозанятости и мотивации здорового образа жизни у населения, проживающего в данном регионе.



Целью развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия) является обеспечение роста занятости экономического активного населения арктических и северных улусов в сфере предпринимательства.

Задачи развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия):

- формирование у населения арктических и северных улусов РС(Я) компетенций, необходимых для предоставления услуг индустрии гостеприимства;

- выделение опорных точек и якорных туров для последующего развертывания услуг индустрии гостеприимства Арктики;

- содействие в организации и продвижении якорных и сопутствующих туров;

- обеспечение поддержки в развитии инфраструктуры индустрии гостеприимства в опорных точках.

Реализация направлений и мероприятий, обозначенных в данной Концепции, позволит обеспечить активное государственное участие в решение таких проблем туристической отрасли Республики Саха (Якутия) как



  1. Высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов;

  2. Высокая доля транспортных издержек в стоимости туристических услуг;

  3. Нехватка хорошо подготовленных кадров туристической отрасли и качества предоставляемых услуг.



Каталог: sites -> default -> files -> doc
doc -> Дипломатии в целях реализации сценария «Военно-силового противоборства западной лчц»
doc -> Образовательная программа по лыжным гонкам для «Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва
doc -> Неумывакин И
doc -> Комиссия Совета контрольно-счетных органов
doc -> «02» августа 2016г. Изменения к закупочной документации от 21. 07. 2016г по открытому одноэтапному запросу предложений электронным способом на право заключения Договора для нужд спб гау «Дирекция по управлению спортивными сооружениями»
doc -> Что нового в Exchange Server 2010


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница