Концепция развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на период до 2030 года



страница1/3
Дата09.08.2019
Размер0.69 Mb.
#126760
  1   2   3

ПРОЕКТ

Концепция развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2030 года (далее - Концепция)


I. Введение
Развитие культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также – Югра, автономный округ, регион) является частью, неотъемлемым условием успешного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и стратегическим ресурсом инновационного развития региона.

18 мая 2013 года постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 185-п принята Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года.

Необходимость корректировки Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года вызвана новыми подходами к развитию культуры в Российской Федерации, которые определены в программных документах: Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», распоряжении Правительства Российской Федерации № 326-р от 29 февраля 2016 года «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года».

Концепция развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2030 года (далее – Концепция) включает оценку достигнутых результатов развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, определяет систему долгосрочных целей и задач, приоритетов и основных направлений развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечивающих повышение культурного уровня и качества жизни населения, и механизмы достижения намеченных целей.

Концепция охватывает все сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, образования в сфере культуры, межнациональные отношения, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание граждан, формирование гражданской и региональной идентичности, формирование информационного пространства региона.

Положения Концепции служат основой для государственных программ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в соответствующей сфере, перспективных и краткосрочных прогнозов развития отдельных направлений культуры и соответствующих законодательных инициатив.


II. Оценка достигнутых результатов

развития культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

2.1. Роль культуры в социально-экономическом развитии

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


Культура (далее – отрасль, сфера, культурный комплекс) автономного округа – система, включающая государственные и муниципальные учреждения в области культуры, подведомственные Департаменту культуры автономного округа (далее – Депкультуры Югры) и органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также независимые (частные) организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в культурной сфере.

На территории региона, по состоянию на 1 октября 2017 года осуществляют деятельность 440 государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе 226 общедоступных (публичных) библиотек, 105 культурно-досуговых учреждений, 34 музея, 8 театров, 2 концертные организации, 1 самостоятельный коллектив, 2 парка культуры, 53 учреждения дополнительного образования, 1 учреждение кинопроката и кинопоказа, 3 образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, 5 прочие (централизованные бухгалтерии, организационно-методические центры и др.).

За период с 2013 по 2017 годы в ходе мероприятий по эффективности расходования бюджетных средств через оптимизацию сети, штатной численности работников реорганизовано 33 учреждений культуры за счет укрупнения и слияния, среднесписочная численность сократилась на 1 221,1 человека и составила 7 158,9 человек. Принятые меры позволили осуществить устранение дублирующих функций в учреждениях, что повлекло повышение эффективности работы учреждений за счет внедрения новых форм работы.

Заработная плата работников учреждений культуры выросла в 1,62 раза и составила по итогам первого полугодия 2017 года 46 689,0 рублей, по итогам 2017 года вырастет в 1,9 раза (2012 – 28 733,7 рублей). С начала действия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» рост заработной платы работников учреждений культуры к 2012 году составил: 2013 – 17,9 %, 2014– 37 %, 2015–44,6 %, 2016 – 51,1 %, 2017 – 90%, 2018 – 120,6%.

Объем расходов консолидированного бюджета в сфере культуры на 1 жителя за три года – с 2013 по 1 октября 2017 годы – увеличился с 4,4 до 5,0 тыс. рублей.

Расходы на культуру в период 2013-2017 годов варьировались в диапазоне от 2,6 до 2,9 %. Доля расходов на культуру в совокупных расходах консолидированного бюджета субъекта на 1 октября 2017 года составила 8 255,2 млн. рублей, что в сравнении с 2014 годом на 11,7 % больше, в абсолютных цифрах на 864,5 млн. рублей.

Развитие сферы культуры с 2013 по 2017 годы определялось задачами первого этапа реализации Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года, достигнуты результаты:

сохранена социальная направленность культуры, обеспечивающая доступность и качество услуг, в целом уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры по итогам 2016 года составил 76,3%;

бюджетные средства автономного округа сконцентрированы на наиболее приоритетных направлениях культурной политики, отвечающих стратегическим целям развития отрасли;

оказана финансовая поддержка всем муниципальным образованиям Югры путем предоставления субсидий на развитие сферы культуры по 5-ти направлениям: строительство муниципальных объектов, модернизация общедоступных библиотек и музеев, детских школ искусств, проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах историко-культурного наследия;

для выравнивания обеспеченности объектами культуры в автономном округе продолжено строительство объектов культуры в муниципальных образованиях, введено в эксплуатацию 11 объектов культуры с общим количеством мест 2 630;

на 25 объектах государственных учреждений культуры улучшены условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам культуры, из них обеспечена полная доступность объектов для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения в трех государственных учреждениях автономного округа: бюджетное учреждение автономного округа «Государственная библиотека Югры»; бюджетное учреждение автономного округа «Музей природы и человека»; автономное учреждение автономного округа «Югорский кинопрокат».

при участии частных инвестиций и поддержки партнеров «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» открыто 9 новых современных кинозалов в городах Пыть-Ях, Белоярский, Когалым; при поддержке ОАО «Сургутнефтегаз» в 2016 году открыта самая крупная по своим размерам концертно-театральная площадка Уральского федерального округа – Дворец искусств «Нефтяник» в городе Сургуте на 1 397 мест, площадью почти 50 тысяч кв. м.;

выполнены ремонтно-реставрационные работы на четырех памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности: Усадьба П. А. Кайдалова (Нижневартовский район), Дом купца Добровольского К. И (Березовский район), Свято-Троицкая церковь (Октябрьский район), Церковь Вознесения Господня (Ханты-Мансийский район);

актуализирована Концепция сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года и принят План мероприятий до 2020 года по проведению ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия в Югре;

проведены исследования на 5 объектах археологии региона, наиболее значимыми результатами для археологов стали: Горноденщиковский яр, расположенное в Ханты-Мансийском районе, (возраст от 25 миллионов лет до 15 тысяч лет), найдены два образца с отпечатками костей рыб, разрозненные кости шерстистого мамонта и шерстистого носорога;

уникальное местонахождение Комудваны, расположенное на правом берегу р. Оби на самом севере Октябрьского района, получены новые данные о сроках заселения человеком центральной части Западной Сибири и возможных путях их миграций. Собран значительный объем геологических образцов, которые переданы для проведения лабораторных анализов в специализированные организации России и Японии;

аварийно-спасательные работы на территории городища Няксимволь 1, а также прилегающего к нему поселения Няксимволь 2, расположенных в Берёзовском районе.

Получена коллекция находок из более 300 артефактов, часть из которых составляют фрагменты разновременной (от неолита до средневековья) глиняной посуды. Среди индивидуальных находок – изделия из металла и камня, представленные орудиями труда, предметами быта и украшениями. Кроме этого специалистами был произведен отбор образцов почвы, угля и дерева для естественнонаучных исследований;

раскопки памятника «Поселение Горное 2», получена коллекция, включающая по предварительным данным более 1 600 ед. артефактов, представленных в основном фрагментами керамики карымской культуры (4-6 вв.), а также изделиями из глины, камня и металла;

действует Совет при Правительстве Югры по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, целью которого является консолидация интересов общественных и иных негосударственных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также решение научных, методических, консультационных задач в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

модернизировано 10 сельских библиотек и 6 детских библиотек, материально-техническая база муниципальных детских школ искусств обновлена на 20 % от потребности, что позволило повысить качество подготовки обучающихся;

снизилось количество сельских населенных пунктов с 27 до 13, в которых жители не получали библиотечного обслуживания. Улучшению библиотечного обслуживания населения Нижневартовского, Кондинского и Сургутского районов способствуют приобретенные мобильные комплексы информационно-библиотечного обслуживания (КИБО) – библиобусы;

качественно улучшена материально-техническая база государственных учреждений культуры. Приобретены: автомобильный транспорт для организации гастролей государственным театрам автономного округа; оборудованный специализированный киноконцертный мобильный комплекс для проведения на территории автономного округа киноконцертных мероприятий; выставочное оборудование для музеев; оборудование для адаптации объектов культуры к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья;

завершено оборудование объектов государственных учреждений автономного округа техническими средствами антитеррористической безопасности;

материально-техническая база муниципальных детских школ искусств обновлена на 20 % от потребности, что позволило повысить качество подготовки обучающихся;

ежегодно школы искусств Югры входят в топ-лист 50-ти лучших детских школ искусств Российской Федерации;

создана система дополнительных профессиональных программ для работников культуры, за последние три года повысили свою квалификацию 3 750 человек;

доля государственных и муниципальных общедоступных библиотек, обеспечивающих доступ к электронным ресурсам через собственные сайты, по сравнению с 2013 годом (12,3 %) увеличилась на 5,2 % и составила 17,5 %;

доля музеев и библиотек, обеспеченных персональными компьютерами и программным обеспечением для ведения электронных баз данных, составляет 100 %;

доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, составила 98,5 %, представительство на портале «Библиотеки Югры» имеют 100 % общедоступных библиотек региона;

открыт Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина на базе Государственной библиотеки Югры в городе Ханты-Мансийске. Объем библиотечного фонда Югры составляет более 5 млн. экземпляров. Продолжается работа по созданию окружного корпоративного ресурса «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в периодической печати». База данных за 11 месяцев 2017 года пополнилась на 5,3 тысяч библиографических записей.

В 2017 году было открыто 4 точки доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в гг. Урай, Сургут, Когалым, Пыть-Ях.

В общедоступных библиотеках созданы условия для получения особыми группами пользователей библиотечных услуг: сформирован специализированный библиотечный фонд, осуществляется библиотечное обслуживание (в том числе на дому), библиотеки оснащены специализированным оборудованием. Количество зарегистрированных пользователей – людей с ограниченными возможностями здоровья -составляет 4 081 человек, или 0,9 % от всех категорий пользователей, в том числе 1 205 детей. Процент охвата пользователей данной категории библиотечным обслуживанием составляет 7 %, в том числе 6,7 %. детей.

С целью развития библиотечного дела в регионе через поощрение библиотечных лидеров, способствующих совершенствованию деятельности общедоступных библиотек и библиотечного дела Югры, учреждены премии: им. Н. В. Лангенбах, «Время молодых», «Библиотекарь года», лучших практик муниципальных образований Югры в области библиотечного дела.

Ежегодно проводится конкурс на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам. Всего за 3 года было поощрено 9 учреждений культуры и 18 работников.

Доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, по итогам 9 месяцев 2017 года составила 89,2 %, доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, составила 24,8 %. Сохраняется стабильным количество посещений музеев – 0,43 на одного жителя в год. По итогам 9 месяцев 2017 года году количество выставочных проектов, организованных на базе государственных и муниципальных музеев автономного округа, существенно увеличилось и достигло 1 212.

Количество передвижных выставок ведущих музеев автономного округа за 9 месяцев 2017 года составило 76. Представительство на портале «Музеи Югры» имеют 100 % музеев Югры, создано 2 виртуальных музея. После реконструкции открыто основное здание Нижневартовского краеведческого музея имени Т. Д. Шуваева. Открыт Русскинский музей Природы и Человека имени А. П. Ядрошникова. Открыта новая постоянная экспозиция под открытым небом «Сухоруковский амбар» Этнографического музея «Торум Маа».

Системно ведутся исследования, раскопки, аварийно-спасательные работы на объектах археологии региона.

Ежегодно количество зрителей, посетивших театральные мероприятия, составляет до 240,0 тыс. человек. По итогам 2016 года гастролями охвачено 26,6 тыс. человек, из них почти 16,0 тыс. детей. Пять государственных театра запустили онлайн-трансляции спектаклей на своих сайтах.

Продолжается систематизация форм и методов взаимодействия национальных культур на территории Югры, за трехлетний период на базе окружного Дома народного творчества созданы и функционируют 7 клубных формирований этнокультурной направленности. Формируется система методического и нормативно-правового обеспечения деятельности клубных формирований, создана единая электронная база данных клубных формирований самодеятельного народного творчества автономного округа, которая ежегодно актуализируется. Сформирован банк данных национальных творческих коллективов и формируется реестр персоналий мастеров нематериального и материального культурного наследия. Функционирует институт кураторства с закреплением коллективов, имеющих звания «Народный самодеятельный коллектив», «Образцовый художественный коллектив», «Народная самодеятельная студия», за молодыми развивающимися коллективами Югры.

С 2014 года ведется работа по формированию реестра объектов нематериального культурного наследия народов автономного округа: внесено 37 объектов, из них исполнительские искусства представляет 21 объект, празднично-обрядовую культуру 4 объекта, техники и технологии 12. В 2016 году Обрядовый комплекс северных хантов «Медвежьи игрища» был внесен в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. Работают «Школа медвежьих игрищ», «Школа по изготовлению музыкальных инструментов» с участием муниципальных образований городов Мегион, Ханты-Мансийск, Белоярский (п. Казым), Нижневартовский (п. Аган) районы.

Проведен мониторинг конкурсных мероприятий самодеятельного народного творчества автономного округа, выявлены базовые площадки для проведения окружных фестивалей и систематизации фестивального движения в Югре. Ими стали муниципальные образования: Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск, Нягань, Ханты-Мансийск, Кондинский район. Внедряется в работу «гастрольная карта» клубных формирований самодеятельного народного творчества по автономному округу и программа их участия во всероссийских и международных рейтинговых фестивалях, как система поощрения за особые достижения. Окружной мультикультурный проект «Диалог национальных культур» в 2013 году признан лучшим партнерским проектом в конкурсе инновационных проектов II Всероссийской школы клубной инноватики, в 2015 году был удостоен специального диплома «За сохранение традиций в диалоге культур» на Всероссийском форуме народного единства в городе Пермь, а в 2016 году получил грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Внедрена система сбора качественных и количественных показателей в учреждениях клубного типа, увеличены показатели проведения социально значимых мероприятий:

на 35,5 % количество мероприятий гражданско-патриотического направления;

на 21 % количество мероприятий по изучению, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия народов автономного округа;

на 15 % количество мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

на 15 % количество мероприятий для старшего поколения.

В направлении народных-художественных промыслов качественно изменилась ситуация работы с детской аудиторией, успешно реализуется программа детской творческой мастерской «Подворье», на ее опыте апробированы модульные учебные программы в городе Лянторе с трехгодичным обучением «Школа рукоделия» и «Школа ремесел». В исследовательскую деятельность народного искусства вовлечено более 1,5 тыс. школьников и студентов автономного округа, проведено около 350 мастер-классов, 32 детских выставки. Государственную поддержку получили научные исследования забытых и утраченных художественных промыслов в государственных и муниципальных учреждениях, проведено на территории Югры свыше 15-ти исследований, полевых экспедиций, результатами которых стали практическая реконструкция и введение в научный оборот материалов научных исследований на международных конференциях и конгрессах.

Качественно улучшена работа с пожилыми гражданами Югры и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Совместно с КЦСОН «Светлана» (г. Ханты-Мансийск) и домом-интернатом «Уют» (п. Шапша) проводится Творческая школа в целях сохранения и трансляции традиционной ремесленной культуры коренных народов Севера, преемственности поколений.

Одной из форм поддержки и стимулирования деятельности в области профессионального искусства выступают ежегодные премии, присуждаемые ведущим деятелям искусств, молодым профессиональным артистам, режиссерам и руководителям профессиональных коллективов, творчески одаренным учащимся образовательных учреждений системы художественного образования, мастерам народно-художественных промыслов, преподавателям образовательных учреждений культуры.

В 2016 году кассовые сборы кинотеатров Югры выросли на 9 % по сравнению с прошлым годом, а обеспеченность населения сельских поселений автономного округа услугами кинопоказа достигла 91 %. В 2016 году посещаемость и кассовые сборы кинотеатров Югры выросли на 9 % по сравнению с прошлым годом, а обеспеченность населения городских и сельских поселений автономного округа услугами публичного кинотеатрального показа достигла 103 %.

Важным направлением в развитии сферы культуры стало создание независимой системы оценки качества работы учреждений культуры. Она выступает одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.
2.2. Внешние и внутренние риски и угрозы развития культуры
К наиболее опасным для развития культуры автономного округа возможным проявлениям кризиса относятся:

2.2.1. Недостаточная материальная обеспеченность имущественного комплекса учреждений и организаций культуры.

Часть зданий учреждений культуры находится в ветхом состоянии и нуждается в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований. Введенные здания приходят на замену уже устаревшим, либо находящимся в аварийном состоянии объектам.

Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50–90 %. Износ свыше 90 % имеют 9,5 % объектов учреждений культуры. В 22 % объектов учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10-ти лет назад.

Материально-техническая база значительной части сельских учреждений культуры сформирована в 70-е – 80-е годы и в 42 % из них не обновлялась. Треть зданий сельских учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии.

Износ от 70 до 85 % имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств. Потребность в обновлении парка музыкальных инструментов составляет 1 137 единиц, из которых только потребность в фортепиано составляет 580 единиц; потребность в учебно-методических материалах детских школ искусств – 1 127 единиц, из которых 920 единиц, или 82 %, составляют пособия по музыкальной литературе. В аварийном состоянии находится 37 % зданий детских школ искусств автономного округа и требуют проведения капитального ремонта.

Лишь 5 % общей площади музеев отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию. Необходимо строительство нового регионального депозитария для размещения и сохранения археологических коллекций и уникальных экспонатов для будущих поколений.

Проблемной остается материально-техническая база театров. Процент износа сценического,  светового и звукового оборудования театров составляет 70 %. Все театры Югры работают в приспособленных зданиях: реконструированных или нереконструированных помещениях («Театр кукол», «Театр обско-угорских народов – Солнце» (г. Ханты-Мансийск), Театр актера и куклы «Петрушка» (г. Сургут).

Выездные спектакли профессиональных театров в малых городах и сельских поселениях автономного округа проводятся на площадках муниципальных культурно-досуговых, образовательных и дошкольных учреждений, центров социальной защиты, которые сегодня не отвечают современным требованиям к сценическому показу по техническому оснащению и уровню зрительского комфорта.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе возникает угроза того, что оптимизация сети учреждений культуры путем сокращения количества учреждений и штатной численности работников рано или поздно исчерпает свою эффективность. В этом случае отставание темпов строительства и ввода в эксплуатацию новых учреждений культуры может сказаться на снижении уровня доступности услуг в сфере культуры для населения, привести вместо развития отрасли к ее стагнации и инерционности. В случае если ситуацию качественно не удастся изменить, фактор значительного физического износа объектов культурного наследия будет носить постоянный характер, что приведет к ухудшению состояния объектов культурного наследия вплоть до их невосполнимой утраты.



2.2.2. Региональные диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой и ограниченность доступа части населения к качественному культурному продукту.

Существенное влияние на качество жизни населения оказывает степень развитости инфраструктуры культурных институтов, их доступность, объем и разнообразие предлагаемых населению услуг. В силу ряда причин, территориальной удаленности от культурных центров, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии восточных и западных (преимущественно сельских) муниципальных образований формируются риски для сохранения единства культурного пространства региона.

Недостаточное финансирование развития материально-технической базы объектов культуры (строительство, реконструкция, капитальный ремонт), в том числе строительства государственных и муниципальных театров в Югре, спроектированных специально для профессиональных театров, государственного этнографического музея, культурно-досуговых учреждений в сельских местностях и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, а также обновления оборудования, мебели, библиотечных фондов и сокращение расходов на содержание объектов культуры могут усилить региональные диспропорции в обеспечении населения качественными услугами в сфере культуры.

Диспропорции развития материальной базы учреждений и организаций культуры выражаются в несоответствии количества учреждений культуры в отдельных районах и муниципальных образованиях округа социальным нормам и нормативам (распоряжение Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р (ред. от 26.01.2017) «О социальных нормативах и нормах»). Проблемы с обеспеченностью библиотеками испытывают города Нефтеюганск (44 % от норматива), Покачи (50 %), Сургут (54 %), Югорск ( 66 %). Наполовину от норматива обеспечены музейными учреждениями города Нягань, Лангепас, Мегион, Когалым и Урай.

Существенны диспропорции и в обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями, лишь на 33 % обеспечены города Когалым, Нягань и Мегион.

В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. В Октябрьском, Нефтеюганском, Березовском районах обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями составляет 53–58 %, в Сургутском районе – 64 %.

Состояние объектов культурного наследия регионального значения требует пристального внимания, ежегодно увеличивается число памятников и объектов историко-культурного наследия в руинированном и неудовлетворительном состоянии. Необходимы меры и мероприятия, обеспечивающие сохранность объектов, проведение реставрационных работ.

Восемь театров расположены в 5-ти крупных городах автономного округа Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Нягани, расстояние до которых от иных населенных пунктов составляет более 500 километров, что, учитывая климатические условия региона, существенно затрудняет посещение жителями автономного округа театральных показов. Значительные расстояния, отсутствие оборудованных площадок для выступления, постоянное повышение тарифов на транспортные и гостиничные услуги сдерживают увеличение количества гастрольных спектаклей, как по округу, так и по городам России.

Существенно изменился подход к формированию кинофонда и организации кинопроката фильмов на территории автономного округа.

Приоритетом при формировании кинофонда стали фильмы российского производства. Так, в 2016 году 53% фильмов, вошедших в окружной кинофонд, являются российского производства, что на 28% опережает показатель, утвержденный Стратегией государственной культурной политики Российской Федерации на 2018 год.

Несмотря на большое количество некоммерческих организаций, занимающихся вопросами культуры, сохраняется недостаточная активность и слабая вовлеченность общественных институтов в реализацию культурной политики.

Помимо государственной поддержки, важным ресурсом устранения диспропорций в развитии сети учреждений культуры и организаций выступает актуализация потенциала самих территорий. Следует учесть относительно высокий уровень качества жизни населения Югры, и среднедушевые денежные доходы населения, которые создают перспективы для развития рынка культурных услуг и увеличения инвестиционной привлекательности сферы культуры для потенциальных инвесторов.

2.2.3. Нестабильное состояние кадрового потенциала сферы культуры.

Стереотип непрестижности работы в сфере культуры, низкого социального статуса работников этой сферы, имеет своим следствием такие проблемы, как старение кадров, высокий процент текучести среди молодых специалистов, проблемы с набором абитуриентов в вузы по направлениям подготовки в области культуры (библиотечно-информационная деятельность, музейное дело, социально-культурная деятельность, культурология и др.).

Средний возраст работников культуры автономного округа составляет 48 лет. Около четверти работающих специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры уже достигли пенсионного возраста (женщины – старше 55-ти, мужчины – старше 60-ти лет). В ближайшее время возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста. Доля молодых сотрудников в возрасте до 30-ти лет (далее – молодежь) составляет в среднем около 17 %. Среди работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях сферы культуры (35 % пенсионеров и 15 % молодежи). В  культурно-досуговых учреждениях, музеях, библиотеках, театрах эти возрастные группы примерно уравновешивают друг друга при небольшом преобладании пенсионеров (клубные учреждения – 15,5 % пенсионеров и 12,4 % молодежи, музеи –  соответственно 20 % и 14 %, библиотеки – соответственно 18 % и 13 %, театры – соответственно 10,4 % и 19,6 %). Значительный перевес молодых (в три раза) наблюдается лишь в концертных учреждениях – 47,4 % молодежи и 9 % пенсионного возраста.

Специалисты, достигшие пенсионного возраста, с одной стороны, являются хорошими профессионалами, обладают значительным опытом работы, но с другой стороны – они склонны к инертности, использованию традиционных форм и методов деятельности, которые давно освоены ими.

Сложной остается ситуация со специалистами, координирующими работу в сфере нематериального и материального культурного наследия в муниципальных образованиях автономного округа, особенно в городах. Недостаточное число учреждений, а также специалистов, координирующих работу в сфере народных промыслов и народного искусства в муниципальных образованиях автономного округа, приводит к утере традиций во многих направлениях, например, таких, как работа с мехом, традиционный костюм и т. д. Нередко происходит смешение стилей, замена традиционных материалов на современные синтетические и пр. Эти тенденции могут крайне неблагоприятно отразиться на развитии туристической отрасли и самозанятости населения.

Ограниченная номенклатура специальностей высших профессиональных учреждений не позволяет в должной мере обеспечить приток квалифицированных кадров в отрасль и затрудняет продолжение обучения выпускников учреждений среднего профессионального образования.

Все это создает угрозу ослабления кадрового потенциала, оттока высококвалифицированных специалистов из сферы культуры, снижения престижа профессии и сокращению притока молодых кадров.

2.2.4. Существующие бюджетные и ресурсные ограничения в инвестировании культуры.

В настоящее время государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов.

Низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры, моральный и физический износ сооружений, технического и профессионального оборудования требуют дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Бюджетное финансирование сферы культуры в автономном округе стабильно держится в пределах показателя до 3 % от консолидированного бюджета автономного округа. Это лишь в ограниченной степени предполагает вложения в развитие сферы культуры (включая строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение учреждений культуры).

За последние три года показатели поступления доходной части государственных и муниципальных учреждений культуры нивелируются в связи с рядом объективных причин (последствия спада экономики в результате внешних экономических кризисов, валютные колебания на биржевых рынках, внедрение конкурентных форм предоставления услуг, территориальные особенности региона и т. д.).

Следует также отметить низкий уровень благотворительных пожертвований и спонсорских средств на развитие культуры. По отраслям культуры доля спонсорских средств варьируется в пределах 1–2 % в общем объеме финансирования, при этом она имеет нестабильный характер в динамике по годам. Особенно это сказывается на тех социальных направлениях культуры, которые не обладают инвестиционной привлекательностью для частного бизнеса, в том числе в связи с отсутствием установленных законодательством Российской Федерации экономических преференций для меценатов. Так, доля спонсорских средств и пожертвований в общем объеме финансирования детских школ искусств не превышает 2 %, библиотек – 1 %.

Данные проблемы финансирования отрасли порождают угрозу развития сферы культуры по инерционному пути. В этом случае в долгосрочном периоде сохранится вероятность ухудшения материально-технической базы учреждений культуры, ухудшения состояния объектов культурного наследия, сокращения количества учреждений культуры.
III. Основные понятия и принципы
При разработке Концепции использовались следующие принципы и понятия.

Принцип системного подхода.

Сфера культуры рассматривается как подсистема более общей системы – социально-экономического комплекса Югры, стратегическая цель развития которого задана Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, которая определяется как «повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной». Это, в свою очередь, задает стратегическую цель развития сферы культуры.

Принцип ценностного подхода.

Ценностный подход позволяет выделить в системе социально-экономического развития Югры позитивное, ценимое, приоритетное для культурного комплекса содержание. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года (далее также – Стратегия – 2030) определяет экономическую политику в автономном округе как инновационную, высокотехнологичную и социально ориентированную. Соответственно, культурный комплекс выступает важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства страны и региона, условием качественного прироста человеческого потенциала. Это позволяет сформулировать приоритетные цели Концепции развития культуры Югры, которые направлены на достижение стратегической цели развития культуры Югры и соответствуют приоритетам, определенным Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года.

Принцип иерархии элементов Концепции.

Принцип структурной иерархии предполагает расположение элементов Концепции от наиболее общих к более конкретным. Наиболее общим элементом выступает стратегическая цель. Движение к ее достижению предполагает реализацию приоритетных целей, занимающих следующий уровень. В свою очередь, приоритетные цели конкретизируются располагающимися ниже задачами.

Принцип зонирования развития культурного комплекса.

В условиях обширных пространств России зонирование (как и районирование) является естественным научно-прикладным методом государственного управления, основанным на гибком подборе инструментов государственной экономической и социальной политики для территорий с различными природными и социально-экономическими условиями. Принцип зонирования позволяет осуществлять дифференцированный подход к развитию отдельных территорий Югры. Таким образом, можно сформулировать понятие зоны культурного развития. Под зоной культурного развития понимается часть территории автономного округа, на которой в силу особенностей социально-экономического развития, демографической ситуации, уровня инфраструктурной обеспеченности, культурных традиции и т. д. сформировались общие черты функционирования культурного комплекса, определяемые материально-технической обеспеченностью, доступностью культурных благ, интенсивностью протекания культурных процессов и спецификой культурной политики. На основе зонирования определены приоритеты культурного развития отдельных муниципальных образований автономного округа. Принцип зонирования отражает стремление к формированию эффективной и рациональной системы управления отраслью.
IV. Цели, задачи, направления, показатели эффективности развития культуры
Стратегической целью развития сферы культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2030 года является повышение качества жизни населения и его конкурентоспособности в результате реализации культурного и духовного потенциала средствами культуры и искусства.

Приоритетная цель 1. Укрепление единого культурного пространства автономного округа, снижение инфраструктурных ограничений с целью обеспечения функционирования всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий.

Стратегия – 2030 в качестве базового сценария долгосрочного социально-экономического развития автономного округа выбран инновационный сценарий развития. Он предполагает использование более сложной модели государственного и корпоративного управления, связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человеческого капитала, которое возможно осуществить, в том числе путем решения задач по развитию культурной сферы Югры в направлении укрепления единого культурного пространства автономного округа, основанного на обеспечении равного доступа граждан к культурным ценностям.

Инвестирование в культуру становится важнейшим вкладом в формирование человеческого потенциала, приносящим социальные и экономические выгоды региону, и в развитие личности, способствуя ее активному участию в реализации государственной культурной политики. Главным условием этого выступает доступность сферы услуг культуры для населения, что ставит задачу сохранения социальной направленности функционирования этой сферы. Для решения этой задачи в свою очередь необходима не только государственная поддержка отрасли, но и создание институциональных условий, обеспечивающих партнерство государства и муниципалитетов с коммерческим (частным) сектором культурного комплекса.

Важным условием обеспечения эффективности культурной политики является формирование условий создания многоканальной системы финансирования отрасли, включающей следующие (дополнительные к существующим) элементы:

нормативы бюджетного финансирования;

использование государственно-частного партнерства, привлечение инвестиций в строительство учреждений и организаций, развитие меценатства и благотворительности.

Другим важным ресурсом являются некоммерческие организации. Совершенствование системы грантовой поддержки, системы заказа может обеспечить предоставление СО НКО услуг в сфере культуры, близких по форме и содержанию тем, которые оказывают государственные и муниципальные учреждения и организации.

Существенный резерв в развитии культуры на территориях муниципальных образований автономного округа, особенно в сельской местности, заключается в опоре на культурное многообразие Югры. Объекты культурного наследия являются важным экономическим ресурсом региона, который может стать основой развития культуры и туризма округа в целом и его отдельных территорий. Богатая палитра национальных культур Югры, в том числе традиционная культура коренных малочисленных народов Севера становится перспективным направлением в развитии сферы этнотуризма. Экологический и этнографический туризм является инструментом для сохранения традиционной культуры, поддержки традиционного образа жизни коренных народов и их устойчивого развития, существенным элементом бренда Югры. Дальнейшие перспективы создания секторов социокультурных индустрий связаны со стимулированием развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет использования потенциала творческой молодежи.

Задача 1.1. Сохранение социальной направленности функционирования сферы культуры, территориальной и ценовой доступности услуг сферы культуры.

Помимо государственной поддержки, важным ресурсом устранения диспропорций в развитии сети учреждений культуры и организации выступает актуализация потенциала самих территорий. Следует учесть относительно высокий уровень качества жизни населения Югры, и среднедушевые денежные доходы населения создают перспективы для развития рынка культурных услуг и увеличения инвестиционной привлекательности сферы культуры для потенциальных инвесторов.

Необходимо сохранить в городских округах и особенно в муниципальных районах автономного округа существующее количество учреждений культуры, кинематографии, учреждений образования в сфере культуры, модернизируя имущественный комплекс, в том числе посредством использования высвобождающихся площадей, первых этажей строящихся жилых зданий, других возможностей, а также инвестиционных ресурсов муниципалитетов и бизнес-структур.

Тем не менее




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница