Конспект лекций составлен к ю. н., доцентом Самусенко Л. А. Тема характеристика чрезвычайных ситуаций понятие и классификация чрезвычайных ситуаций



страница1/6
Дата09.08.2018
Размер1.25 Mb.
#43320
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6

Конспект лекций составлен к.ю.н., доцентом Самусенко Л.А.

ТЕМА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1.Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Названный закон устанавливает основные критерии классификации чрезвычайных ситуаций: территориальное распространение, объем материального ущерба, количество пострадавших людей, в зависимости от величины которых чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные (ст. 5).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет свыше сорока, но не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

Дополнительные критерии классификации чрезвычайных ситуаций в зависимости от сферы их распространения, характера явлений и процессов и других факторов устанавливаются республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям.

Так, по характеру источника различают природные (включая биолого-социальные), техногенные, социально-политические и военные чрезвычайные ситуации.


2.Чрезвычайные ситуации природного характера.

Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Разновидностью природных чрезвычайных ситуаций являются биолого-социальные.



Биолого-социальная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственный животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определенной территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация.

Согласно Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 февраля 2003 г. № 17, к чрезвычайным ситуациям природного характера относятся:

- геологические (землетрясения; обвалы, осыпи; просадка (провалы) земной поверхности; карстовые провалы);

- метеорологические (сильный ветер, включая шквалы и смерчи; сильные пыльные бури; крупный град; очень сильный дождь (ливень); очень сильный снегопад; налипание мокрого снега и сложные отложения (слой льда, изморози и мокрого снега); сильные метели; сильный гололед; очень сильный мороз; очень сильная жара; сильный туман; засуха; заморозки; высокая пожарная опасность лесов);

- гидрологические (высокие уровни воды (при наводнениях, половодьях, дождевых паводках); заторы; низкие уровни воды; ранний ледостав и появление льда на судоходных реках, озерах, водохранилищах; повышение уровня грунтовых вод (подтопления);

- пожары в природных экосистемах (лесные пожары; торфяные пожары; подземные пожары горючих ископаемых);

- инфекционные заболевания людей и эпидемии (единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний; групповые случаи опасных инфекционных заболеваний; эпидемическая вспышка инфекционных заболеваний; эпидемия; заболевания людей невыявленной этиологии);

- отравления и токсические поражения людей (отравления людей в результате употребления воды, продуктов питания; отравления людей токсичными и другими веществами;

- эпизоотии (случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных; массовые заболевания сельскохозяйственных животных);

- массовые отравление сельскохозяйственных животных;

- массовая гибель диких животных;

- поражение сельскохозяйственных растений и лесных массивов болезнями и вредителями (панфитотия; прогрессирующая эпифитотия; заболевания сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии; массовое распространение вредных растений; заражение лесов вредителями и болезнями).


3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

К чрезвычайным ситуациям техногенного характера согласно Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19 февраля 2003 г. № 17, относятся:

- транспортные аварии (катастрофы) (аварии пассажирских и товарных поездов, электропоездов, поездов метрополитена; аварии пассажирских и грузовых судов, в том числе нефтеналивных; авиационные катастрофы; катастрофы на автомобильном и других видах общественного транспорта, аварии на мостах, в туннелях, на железнодорожных переездах; аварии на транспорте с выбросом биологически опасных веществ; аварии на транспорте с выбросом радиоактивных веществ; аварии на транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ; аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах);

- пожары, взрывы (пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях, коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных и общественных объектов; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в шахтах, подземных выработках);

- аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ на объектах (кроме транспортных) (аварии с выбросом (угрозой выброса), образования и распространения СДЯВ во время производства, переработки или хранения (захоронения); аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и научно-исследовательских учреждениях;

- наличие в окружающей среде вредных веществ выше предельно допустимых концентраций (наличие в атмосферном воздухе или почве (грунте) вредных веществ выше ПДК; наличие в питьевой воде или подземных водах вредных веществ выше ПДК; наличие в поверхностных водах вредных веществ выше ПДК);

- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (кроме транспортных) (аварии с источниками ионизирующего облучения, радиоактивными отходами);

внезапное разрушение сооружений (разрушение элементов транспортных коммуникаций; разрушение зданий и сооружений производственного назначения; разрушение зданий и сооружений общественного назначения);

- аварии на электроэнергетических системах (аварии на электростанциях; аварии в электросетях);

- аварии на системах жизнеобеспечения (аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях (в системах горячего водоснабжения) в холодную пору года; аварии на системах централизованного водоснабжения; аварии на коммунальных газопроводах);

- аварии систем связи и телекоммуникаций;

- аварии на очистных сооружениях (аварии на очистных сооружениях сточных вод с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ в атмосферу);

- гидродинамические аварии (прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с возникновением волн прорыва, катастрофических затоплений или прорывного паводка; аварийный спуск водохранилищ гидроэлектростанций в связи с угрозой прорыва гидроплотин).

4. Чрезвычайные ситуации соцально-политического и военного характера.

Законодательство не содержит определения чрезвычайных ситуаций социально-политического и военного характера. В специальной литературе эти виды чрезвычайных ситуаций характеризуются следующим образом.



Социально-политическая чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социально-политических отношений.

К чрезвычайным ситуациям социального характера относят: голод; алкоголизм; наркоманию; табакокурение; коррупцию; экономический кризис; преступления (грабеж, бандитизм) и др.

К чрезвычайным ситуациям политического характера относят: митинги; забастовки; безработицу; терроризм и др.

Военная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.

К чрезвычайным ситуациям военного характера относят: вооруженные конфликты; локальные войны; межгосударственные войны.

Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного и социально-политического характера определяются законодательством, отдельными нормативами и соответствующими оперативными и мобилизационными планами.
ТЕМА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И РЕАГИРОВАНИЕ НА НИХ
1.Государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций: понятие и основные задачи.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) объединяет республиканский орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, гражданской обороны (Министерство по чрезвычайным ситуациям), другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, другие организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 3 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 1 Положения о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495).

Основными задачами ГСЧС названы следующие:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание республиканского, отраслевых, территориальных, местных и объектовых резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

планирование и осуществление комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны;

оперативное доведение до государственных органов и других организаций и населения сигналов оповещения и информации о возникающих чрезвычайных ситуациях, порядке и правилах поведения в сложившейся обстановке;

мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Функционирование ГСЧС обеспечивает Министерство по чрезвычайным ситуациям.


2.Органы и элементы, составляющие государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам.

ГСЧС образуют:

- Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров;

- республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям (Министерство по чрезвычайным ситуациям);

- территориальные подсистемы и входящие в них звенья;

- отраслевые подсистемы и входящие в них звенья;

- другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.

Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от чрезвычайных ситуаций и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Перечень государственных органов, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС, разрабатывается республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям и утверждается Советом Министров.

ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

Каждый уровень ГСЧС имеет:

- координирующие органы;

- органы управления по чрезвычайным ситуациям;

- силы и средства;

- информационно-управляющую систему;

- резервы материальных ресурсов.



Координирующими органами ГСЧС являются:

на республиканском уровне - Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров;

на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска, - комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);

на объектовом уровне, охватывающем территорию конкретной организации, - комиссия по чрезвычайным ситуациям организации.

Органами управления по чрезвычайным ситуациям являются:

на республиканском уровне - республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям, структурное подразделение (сектор, отдел), созданное для выполнения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, в пределах ассигнований, выделенных на их содержание, и штатной численности;

на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по чрезвычайным ситуациям;

на местном уровне - районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям;

на объектовом уровне - структурное подразделение (отдел, сектор) или специально назначенный работник для выполнения задачи в области защиты организаций от чрезвычайных ситуаций.

В республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Совету Министров, создается сектор (отдел), а в иных организациях назначаются (с учетом дочерних организаций) штатные работники в зависимости от количества работников: при количестве работников от 600 до 3 тысяч человек - 1, от 3 тысяч до 10 тысяч - 2 - 3 (сектор), свыше 10 тысяч человек - 3 - 4 (сектор или отдел).

В состав сил и средств ГСЧС входят:

- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

подразделений по чрезвычайным ситуациям;

территориальных и объектовых гражданских формирований гражданской обороны;

организаций здравоохранения и медицинских формирований, предназначенных для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях;

организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;

территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;

специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

По плану взаимодействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

К средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства.



Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, организаций и окружающей среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.

Информационно-управляющая система осуществляет оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС. В ее состав входят:

Государственное учреждение "Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь";

центры оперативного управления областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям;

центры оперативного управления районных и городских отделов по чрезвычайным ситуациям;

информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных СМ;

дежурно-диспетчерские службы районов, городов и организаций.



Резервы материальных ресурсов (республиканский, отраслевые, территориальные, местные и объектовые) для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями.

Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 1998 г. № 1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».



3.Порядок функционирования и основные мероприятия при введении режимов функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации устанавливается один из трех режимов функционирования ГСЧС:



режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

чрезвычайный режим - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница