Конспект образовательного мероприятия



Скачать 112.74 Kb.
Дата09.08.2019
Размер112.74 Kb.
#127560
ТипУрок

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор урока

(ФИО, должность)



Алексеева Валентина Георгиевна учитель русского языка и литературы (по материалам: Духовно-нравственное воспитание личности подростка средствами произведений Виктора Астафьева/ В.Н.Никифорова. - Чебоксары: «Новое Время», 2010.- стр.72-76)

Образовательное учреждение

МБОУ «Цивильская СОШ №2»

Республика/край

Чувашская Республика

Город/поселение

г. Цивильск

Предмет

Литература

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа

6 класс

Методическая информация

Тема урока

Прошлое – родина души человека.

Авторы учебника

В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

Урок изучения художественного произведения; урок углубленной работы над текстом.

Краткая характеристика класса

6 класс (11-12 лет), общеобразовательный класс, весь класс

Цели урока

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательная цель: провести детальный анализ рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать вдумчиво.

Воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; способствовать процессу духовного развития, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Развивающие цели: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков; развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.




Задачи урока

Познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; провести детальный анализ рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»;

формировать умение учащихся составлять связанный рассказ, включив в него цитаты из прочитанного текста;

развивать речь и творческие способности учащихся.



Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока

Знать: рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Уметь: составлять связанный рассказ, включив в него цитаты из прочитанного текста. Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность.




Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Работа в группах, выразительное чтение, анализ художественного произведения, составление связанного рассказа.

Необходимое оборудование и материалы

Доска, ноутбук, мультимедийный проектор, буклеты для учащихся, Выставка книг В.П.Астафьева.


Подробный конспект урока

Этап урока

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Описание действий участников образовательного процесса

Инициация

3 мин

Метод инициации «Комплимент»

Цель: создание благоприятной и дружественной атмосферы на уроке.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2минуты

Необходимые материалы:-

Проведение: каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. При этом обязательно обращаемся по имени и сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.



Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте ребята! У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то – грустное. Чтобы урок прошел успешно и принес нам радость, предлагаю начать урок с комплиментов. Учащиеся по цепочке говорят комплимент своему соседу.

-Молодцы! А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.


Вхождение или погружение в тему

1 минута

Метод погружения в тему «Мозговой штурм»

Цель: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по теме; побудить ученика к активной работе на уроке.

Участники: все ученики

Время проведения: 2 минуты

Необходимые материалы: мел, доска

Проведение: ученики отвечают на вопрос учителя:

О чем пойдет речь на уроке?»

Ответы учащихся записываются на доске, ученики формулируют вместе с учителем цели



-Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: Прошлое – родина души человека.

Выразительное чтение эпиграфа на доске:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным - полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н.Рубцов)

- Ребята, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся называют. Учитель записывает на доске, при необходимости добавляет, корректирует высказывания.


Интерактивная лекция

15 мин

Метод интерактивной лекции «Кластер»

Цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 2 минуты

Необходимые материалы: мел, доска

Проведение: В центре записывается ключевое понятие – Память. Учитель предлагает учащимся назвать, чем им нравится зима. От него лучиками отходят: «милое сердцу, родное, история, воспоминания, покрытое туманом…»


1.Словарная работа.

- Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?



Составляем «Кластер»

(Память: милое сердцу, родное, история, воспоминания, покрытое туманом…)



Чтение определения слова «память» в толковом словаре.

Слово учителя.

…Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей. По новому взглянуть на своих родных. Не потому ли так дорога фотография и автору повести «Последний поклон» Виктору Астафьеву?

2.Доклад ученика о творчестве В.П.Астафьева (см. Приложение1.2)

3. Анализ рассказа. Беседа по вопросам.

-Какие чувства вызвал рассказ?

-Над чем заставил задуматься?

-Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему?

-О чем этот рассказ?

-Какова его идея?

Перед нами короткий незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Речь идет о 30-х годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает эти годы. И от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, автор выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

Вернемся вместе с Астафьевым в 30-е годы.

4.Чтение рассказа.


Релаксация

2 мин

Метод релаксации «Зарядка»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 2 минуты

Проведение: Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения.

Метод релаксации «Карлсон сказал»

Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задачи.

Время проведения: 2 минуты Участники: все обучающиеся

Проведение: ученики встают и выполняют различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место.


Физическая разминка.

Учащиеся выразительно читают стихотворение и выполняют упражнения:



Хома, Хома, Хомячок

Полосатенький бочок,

Хома рано встает,

Лапки моет, шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хома хочет сильным стать!

Упражнение «Карлсон сказал»

Ведущий называет различные движения, действия: поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Тот, кто ошибся, садится на свое рабочее место.


Проработка содержания темы

19 мин

Метод проработки содержания темы: «Партнеры»

Цель: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

Участники: пары и группы по 4-6 учащихся

Время проведения: 7 минут

Необходимые материалы: чистый лист, ручка.

Проведение: учащиеся выполняют задание учителя в группах (составляют текст). При необходимости красочно оформляют работу.



Работа в группах.

Задание 1 группе.

Составьте связанный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты из прочитанного текста.

1.Как бабушка относится к внуку.

2.Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной, литературной речью?

3. Как любовь к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

Дается примерное начало рассказа: «Главное, что рисует писатель крупным планом, - это человеческие характеры…» и заключение: «Повесть, в которую включен рассказ, называется «Последний поклон». Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…».



Задание 2 группе.

Составьте связанный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты из прочитанного текста.

1.Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

2.Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

3. какое отношение людей к учителю в деревне?

Начните свой рассказ со слов: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…» В конце сделайте вывод: «Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…»

Задание 3 группе.

Составьте связанный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты из прочитанного текста.



  1. Опишите школу , которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

  2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников Овсянской школы? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

  3. Обратите внимание на одного из учеников школы, наСаньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: «Писатель штрихами и деталями восстанавливает прошедшие годы…» В конце сделайте вывод: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»

Задание 4 группе.

Составьте связанный рассказ о главном герое, включив в него цитаты из прочитанного текста.

1.Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

2.Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: «Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить о самом рассказчике…» В конце сделайте вывод: «Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…»


Подведение итогов

2 мин

Методический прием «Синквейн»

Цель: подвести творческий итог проделанной работе

Участники: группы по 4-6 учащихся

Время проведения: 1 минута

Необходимые материалы: чистый лист, ручка.

Проведение: ученики составляют синквейн.

Первая строчка – это название темы одним словом (существительное или местоимение).

Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.

Третья строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы.

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.

Пятая строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.


Подведение итогов.

-Что вам особенно понравилось на уроке? Что показалось трудным?

-Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…

-На что обратили внимание?

Откройте дневники. Запишите задание в дневник. (Объявляю оценки.)

Синквейн.


Домашнее задание







  1. Рисунок.

  2. Творческая работа. Закончите предложение, написанное на доске: «Прошлое – родина души человека…




Дополнительная информация

Результативность урока

Урок дает возможность использовать его на уроках литературы в 5-6 классе при изучении творчества В.П.Астафьева.

Ожидаемые/ полученные результаты

Познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; провести детальный анализ рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»;

формировать умение учащихся составлять связанный рассказ, включив в него цитаты из прочитанного текста;

развивать речь и творческие способности учащихся.



Приложения

Презентация -Microsoft PowerPoint, буклет -Microsoft Publisher- печатная информация

Целесообразность использования АМО

На различных этапах урока использованы АМО и технологии модерации. Это позволяет вовлечь ученика в процесс обучения. Ученик становится не только «получателем» готовых знаний, а сам принимает активное участие в изучении материала. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом и способствует формированию компетенций: интеллектуальной компетентности; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентности в сфере толерантности; социальной компетентности.

Использованная литература

Духовно-нравственное воспитание личности подростка средствами произведений Виктора Астафьева/ В.Н.Никифорова. - Чебоксары: «Новое Время»,2010.-156с.

Астафьев В.П. Последний поклон. Повесть. М., «Современник»,1978.



Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой . – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 288с.


Скачать 112.74 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница