План-конспект урока по теме
«Электролиз солей».
Цели:
1. Рассмотреть один из способов получения металлов.
2. Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей.
Задачи:
1. Научиться определять продукты электролиза, используя закономерности окислительно-восстановительных реакций, протекающих на электродах.
2. Изучить алгоритм составления химических уравнений электролиза расплавов и растворов солей.
3. Познакомить с требованиями оформления ответов на задания части В в текстах ЕГЭ
4. Рассмотреть применение электролиза.
Используемые учебники и учебные пособия:
"Химия. 11 класс" О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Дрофа. 2009
Этапы занятия:
-
Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».
-
Лекция: Электролиз солей. Правила разрядки на электродах.
-
Демонстрационный эксперимент
-
Самостоятельная работа учащихся.
-
Подведение итогов.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
1. Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов».
Учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу (вопросы представлены на интерактивной доске), выбирая правильный ответ из предложенных, записывают букву в таблицу:
-
-
Вопросы
|
Ответы
|
1 Как называется наука о методах и процессах производства металлов из руд?
|
а - высокая температура
|
2 Что лежит в основе методов пирометаллургии?
|
д- щелочные и щелочноземельные металлы
|
3 Какие восстановители используются в пирометаллургии?
|
к- металлургия
|
4 Каковы условия осуществления гидрометаллургических методов?
|
о- наличие растворов солей
|
5 Какие металлы нельзя получить гидрометаллургическим способом?
|
т-водород, уголь, оксид углерода (II), более активный металл
|
В результате получается слово: катод.
-
Учитель: ? Что означает слово КАТОД? ( отрицательно заряженный электрод).
Это слово будет использовано нами при изучении новой темы «Электролиз солей»
2. Объяснение нового материала.
Учитель: Если щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить с помощью гидрометаллургического и пирометаллургического методов, то как же этот процесс осуществляется в промышленности?
Оказывается есть еще один способ получения металлов и их соединений с помощью хорошего восстановителя – электрического тока. Этот способ называется электролизом.
Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока.
? Как называется электрод, имеющий положительный заряд? (анод)
? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд? (катод)
? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды).
? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока?
? Как записать этот процесс с помощью химических реакций?
э.т.
2NaCl → 2Na + Cl2
Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:
-
К+
|
Na+ + 1ē = Na0
|
восстановление
|
А-
|
Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑
|
окислитель
|
Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия?
Учитель: Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды?
Учащиеся: Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора.
NaCl → Na+ + Cl-
Учитель: В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и молекулы воды.
Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия:
Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
К+
|
Na+, H2O
|
Na+, H2O + 1ē = Na0
|
восстановление
|
А-
|
Cl- , H2O
|
Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑
|
окислитель
|
Учитель: В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия.
Правило разрядки на катоде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода:
2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-, металл остается в виде иона.
б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода.
Ме+n + n ē = Me0,
2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-
в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл.
Ме+n + n ē = Me0
Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода: 2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-
Ион натрия остается в растворе.
Правила разрядки на аноде (схема демонстрируется на интерактивной доске):
Процесс на аноде зависит от материалов анода и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.), то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона.
Если анод не растворяется (инертный), то:
а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I- , Br- , Cl- и т.д.)
Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑;
б) Затем вода (2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+);
в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион.
Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+.
Анион хлора останется в растворе.
Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора.
Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
э.т.
2NaCl + 2H2O → Н2 ↑ + Cl2 ↑ +2NaOH
Учитель: Сравните продукты реакций при электролизе раствора и расплава хлорида натрия?
Работа с учебником: рассмотрение схем катодных и анодных процессов (стр. 233)
3. Демонстрационный эксперимент
Используя программу «Virtual Chemistry Lab 2.0 Portable» продемонстрировать опыт, в котором поверхность металлического предмета покрывается электрохимическим способом слоем меди (гальваностегия). В качестве катода используется латунный предмет. В качестве электролита используется раствор сульфата меди. Анод должен быть медным. По ходу выполнения опыта учащиеся дают пояснения, основанные на материале ЦОР. Учащиеся, выполнявшие демонстрационный эксперимент (при поддержке учителя), повествуют также о другой технологии – гальванопластике.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Вариант № 1
1. Написать схемы электролиза растворов хлорида хрома (III), нитрата меди (II), фосфата калия, хлорида натрия и расплава иодида цинка.
2. Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения
-
Металл
|
Способ электролиза
|
А) натрий
|
1) водного раствора солей
|
Б) алюминий
|
2) водного раствора гидроксида
|
В) серебро
|
3) расплава поваренной соли
|
Г) медь
|
4) расплавленного оксида
|
|
5) раствора оксида в расплавленном криолите
|
|
6) расплавленного нитрата
|
Вариант № 2
1. Написать схемы электролиза растворов хлорида кальция, нитрата железа (III), сульфата калия, хлорида железа (II) и расплава хлорида железа (II).
2. Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения
-
Металл
|
Способ электролиза
|
А) натрий
|
1) водного раствора солей
|
Б) алюминий
|
2) водного раствора гидроксида
|
В) серебро
|
3) расплава поваренной соли
|
Г) медь
|
4) расплавленного оксида
|
|
5) раствора оксида в расплавленном криолите
|
|
6) расплавленного нитрата
|
5. Подведение итогов уроков. Домашнее задание:
§ 18 , стр. 230-235, упр. 23, 24, 25
Поделитесь с Вашими друзьями: |