Консультации для педагогов Коррекционная работа с детьми



страница1/3
Дата29.04.2018
Размер0.5 Mb.
  1   2   3






Консультации для педагогов

Коррекционная работа с детьми

с нарушением зрения и речи.


Оглавление.

I. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.  

1.    Становление и развитие системы специального образования.

2.    Понятие о первичном и вторичном дефектах.

3.    Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.

4.    Виды зрительных аномалий.

                  Зрительные нагрузки.

                  Нарушение остроты зрения, классификация.

                  Характер зрения.

                  Патологии рефракции, аметропии.

II. Система логопедической работы с детьми имеющими зрительные патологии.

1.                Организация работы логопеда в детских учреждениях для детей с нарушением зрения.

2.                Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей.

3.                Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

                  Исправление звукопроизношения.

                  Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

                  Коррекция лексико-грамматического строя речи.

                  Развитие связной речи.

                  Обучение грамоте.



III.  Заключение.

IV. Список литературы.

V.   Приложения.


  1. Социальные, медицинские и дефектологические аспекты речевого развития детей с нарушением зрения.

Становление и развитие системы специального образования.

Проблема социализации людей с различными зрительными нарушениями существует очень давно. В процессе становления и развития системы специального образования можно выделить несколько этапов:

1.  От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи инвалидам (IX-VIII в. до н. э. – XII в. н. э.).

2.  От признания к осознанию возможностей обучения (XII в. н. э. – 70-80 г. XVIII в. н. э.).

3.  От осознания возможностей к осознанию необходимости обучения (70-80 г. XVIII в. н. э. - начало XX в. н. э .).

4. От обучения отдельных категорий детей  к дифференцированной системе специального образования (начало XX в. н. э . – 70 г. XX в. н. э.).  От изоляции в обучении к интеграции лиц в отклонении в развитии (70 г. XX в. н. э. – наши дни).


Понятие о первичном и вторичном дефектах.

У людей с нарушением зрения этот дефект является первичным. Снижение запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира, затруднения в овладении предметно практическими действиями по подражанию, проблемы в ориентировке в пространстве, снижение коммуникативной деятельности носят вторичный характер. Всё это приводит к различным отклонениям от нормы в речевом  развитии.

Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией.
Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии.
Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология в зрении  у детей влияет на взаимодействия  анализаторов, перестраивает их. При формировании речи в данном случае  включается иная система связей, чем  у зрячих.

При снижении  зрения длительная сенсорно-перцетивная депривация в первую очередь обуславливает недостатки в развитии анализирующей системы мозга. Это связано с тем, что в условиях грубого ограничения сенсорной афферентации не формируются межнейронные связи в первичных полях. Вследствие этого нарушается развитие внутри корковых связей между первичными  (проекционными), вторичными и третичными (ассоциативными) корковыми зонами, что затрудняет опознание воспринимаемых объектов.


Т. о. вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи слепых и слабовидящих детей обусловлены её ранним недоразвитием: отмечается не сформированность компонентов языковой системы. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически  и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной  (акустико-артикуляторной) дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.

Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него всё же отчётливо обнаруживается в очевидном количественном преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, носит название «вербализм».

Вербализм объясняется обеднённостью опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь формально.

В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования.


Виды зрительных аномалий.

Зрительные нагрузки.

Прежде чем приступить к обследованию ребёнка с нарушением зрения необходимо тщательно  изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида  и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляется с учётом зрительных нагрузок, определённых врачом – офтальмологом (приложение №1).

Эти нагрузки дифференцированно учитывают нарушения зрительных функций и физиологическую мобильность сетчатки.

Учебно-наглядные пособия должны подбираться так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть и вызывать у детей интерес к занятиям, и способствовать решению конкретных лечебных задач.

При планировании коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки - повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительности - в утренние и вечерние часы (назначение коррекционных упражнений с цветными объектами на часы, близкие к полудню).  

Нарушение остроты зрения, классификация.

Детей с нарушением остроты зрения делят на три группы (приложение №2):

1.    слепые (незрячие) – от 0% до 0,04% на лучше видящем глазу с коррекцией;

  тотально слепые;

   слепые со светоощущением;

    слепые со светоощущением и цветоразличением;

    видящие движение руки;

    от 0,01% до 0,04% - слепые с остаточным зрением.

2.    слабовидящие – от 0,05% до 0,4%;

3.    дети с пограничным нарушением зрения – 0,5% до 0,8%.

Патологии рефракции.

Миопия (близорукость) – результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси глазного яблока. При миопии входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдалённых предметов, собираются не на сетчатке, а перед ней.

   До –3  -близорукость слабой степени;

    До –6 – средней степени;

    От  -6 – высокой степени.

Гиперметропия (далнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии; зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза.

   До +3  -близорукость слабой степени;

  До +6 – средней степени;

   От  +6 – высокой степени.

Астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям

   Простой астигматизм (ast)

   Сложный астигматизм

   Смешанный астигматизм

Анизометропия – неодинаковая по виду и по степени рефракция глаза.

Амблиопия - оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза - относится к наиболее распространенным детским глазным заболеваниям.

Функциональные нарушения зрения.

Косоглазие - расстройство координированного движения глаз.

   Конвергирующее (сходящееся), дивергирующее (расходящееся), суправергирующее (кверху), инфравергирующее (книзу).

  Мнимое, истинное, скрытое.

  Аккамадационное (исправляется очками), частично аккамадационное (частично исправляется очками), неаккамадационное (очками не исправляется).

  Постоянное и периодическое;

  Альтернирующее (попеременно оба глаза).

   Нистагм - это самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Нистагм обычно возникает у детей с рождения или в первые месяцы жизни, сопровождается значительным понижением остроты зрения и служит одной из частых причин слабовидения.

Характер зрения.

При монокулярном видении ребенок не получает зрительного восприятия объема. У него создается лишь условное представление о пространственных отношениях предметов, расположенных в этом объеме.

Полное, более правильное и более точное восприятие объема дает лишь зрение двумя глазами, которое называют бинокулярным.

Поле зрения.

К зрительным дефектам относятся так же «выпадения» полей зрения:

  Отсутствие верхнего поля зрения;

  Отсутствие нижнего поля зрения;

  Отсутствие боковых полей зрения;

   Наличие только центрального поля зрения.

Система логопедической работы

Организация работы логопеда в детских дошкольных

Организация коррекционной помощи детям с нарушениями зрения и речи строится по тем же направлениям что и с детьми, не имеющими зрительной патологии, имеется и своя специфика.

Количество ставок определяется по количеству детей:

 1ставка на 10-12 детей с нарушением речи и с нарушениями зрения (косоглазием, амблиопией и нарушениями, которые не приводят к слабовидению);

 1ставка на 8-9 слабовидящих детей;

 1ставка на 4-6 детей.

Если в группе есть 2-3 слепых ребёнка, то количество воспитанников уменьшается до 8-10.

Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняется речевая карта, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы, в которых не более 3-5 человек.
Обследование проводится три раза в год, в конце учебного года пишется заключение с обоснованием.

Виды документации и её оформление не отличаются от общепринятых (кроме тетради зрительных нагрузок).


В работе с детьми с нарушением зрения логопед опирается на следующие принципы:

1.    личностно-ориентированный подход – ориентация на ребёнка, его психоэмоциональное состояние и зрительный дефект (составление индивидуальной программы на ребёнка);

2.    эмоциональный резонанс и поддержка эмоционального климата, правильный подбор инструментов, пособий (приложение).
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения предполагает четырёхлетнее обучение.

На первом году обучения (младшая группа) проводятся только индивидуальные занятия (10-15 минут.). В средней группе вводится одно подгрупповое занятие по развитию речи (15 минут). В старшей и подготовительной к школе группе в первом полугодии проводится 2 подгрупповых занятия (15-20 минут, 20 минут):


 1 по развитию связной речи и лексико-грамматического строя и 1 по коррекции фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе;

 1 по развитию речи и 1 по обучению грамоте.


Во втором полугодии подготовительной группы вводится ещё одно занятие по обучению грамоте.
Программа логопеда должна включать в себя:

1.    задания на развитие психических процессов;

2.    задания на развитие общей и мелкой моторики;

3.    задания на развитие пространственных представлений;

4.    задания на развитие общих речевых навыков;

5.    задания на развитие слухового восприятия;

6.    задания на развитие подвижности артикуляционного аппарата;

7.    задания для формирования и развития звукопроизношения, умения дифференцировать фонемы;

8.    задания для формирования и развития языкового анализа и синтеза;

9.    задания на развитие фонематического восприятия и представлений;

10.задания на развитие лексико-семантической стороны речи;

11.задания на развитие связной грамматически правильной речи;

12.задания на развитие смысловой стороны речи.
При планировании, проведении и анализе работы необходима тесная связь между логопедом, тифлопедагогом, тифлопсихологом, воспитателем и родителями.

Офтальмо-гигиенические рекомендации

к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей

Организация урока с учетом гигиенических требований

Одной из основных целей правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Составляя сетку занятий, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения.

Для предупреждения расстройств зрения у младших школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:

   к освещению и учебному оборудованию;

    к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения,  например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:

   рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

    специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Для детей с нарушением рения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется  по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:

             организация превентальных мероприятий;

             ранняя диагностика и коррекция нарушений;

             комплексная коррекция;

             активное включение в работу различных анализаторов.
Исправление звукопроизношения.
При исправлении логопедом нарушений звукопроизношения необходимо учитывать тот факт, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух. Поэтому  при организации коррекции произношения необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.
Материал для закрепления поставленных звуков подбирается с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей.
Формирование и совершенствование фонематического восприятия.

Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих, опирается на развитие фонематического восприятия.


Для детей с нарушением зрения характерны:

                  Неправильное усвоение артикуляции звука и, соответственно, системы признаков звуков, необходимых для их различения.

                  Недостаточная сформированность второго компонента звуковой стороны речи - различение звуков по их акустико-артикулляционным признакам. У детей не формируется система фонетических противопоставлений звуков, что приводит к неточным, недифференцированном  представлениям о звуковом составе слова.
При организации работы по этому направлению необходимо помнить, что:

      в возрасте 4 - 5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха;

      у детей с нарушением слуха с трудом формируется конкретный образ звука.
Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

Коррекция лексико-грамматического строя речи.

Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико- грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен, низкий уровень недостаточно осмыслен, для них характерно явление вербализма.
Задачей логопеда, тифлопедагога, тифлопсихолога, воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.

Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натурализированных картинок (лучше соблюдать данную последовательность в подаче материала).


Так как, при низкой остроте зрения и сокращении поля зрения целостное восприятие крупного предмета невозможно, то берутся небольшие картинки с чёткими контурами и без лишней детализации.

Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи (особенно ярко проявляется при образовании предложно-падежных конструкций).


Например. При монокулярном зрении не воспринимается глубина пространства, объёма, соотношения между предметами, а значит построить фразу: «Дом с зелёной крышей выше дома с синей крышей» ребёнок не сможет.  
Для коррекции этих нарушений логопеду так же необходимо обогатить опыт детей. При работе используется практическая деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.
Развитие связной речи.

Поскольку восприятие у детей с нарушением зрения специфично, затруднён процесс установления причинно-следственных связей, бедна и не точна лексика, не верное грамматическое оформление, то при рассказывании не соблюдается структура текста, теряется логика повествования.


Занятия по развитию связной речи логопед должен планировать в два этапа: подготовительный и собственно рассказывание. Картинки подбираются с учётом зрительных нагрузок, индивидуально на каждого ребёнка. На подготовительном этапе логопед с детьми рассматривает последовательно все детали картинки, сюжета (при пересказывании), наводящими вопросами подводит к  установлению логических связей, в различных упражнениях и играх даёт возможность попрактиковаться в составлении предложений по тексту. Только после этого, на следующем занятии, дети пересказывают, составляют рассказы.
Обучение грамоте.

Обучение грамоте по системе Брайля логопед не проводит, его осуществляет учитель в начальной школе. Логопед может подготовить мотрику рук к этому процессу.

При обучении грамоте необходимо строго соблюдать офтальмо-гигиенические требования, учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращать объём и время письма..

Для воспитанников с низкой остротой зрения можно использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой.

При миопии и косоглазии дети меньше обращают внимание на цвет, а больше на форму предмета, поэтому материал  для звукового анализа можно заменить: гласные – круг, твёрдые согласные – квадрат, мягкие согласные – треугольник. Это так же приемлемо для дошкольников и школьников с нарушением цветовосприятия. Приемлемо написание ручкой зелёного, чёрного и красного цвета.

При нистагме и косоглазии  очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения. Поэтому логопед должен строго регламентировать работу. Например: 10 минут - работа  на доске, 10 минут – работа за столом (в тетради).

 Необходимо отмечать значком начало письма в тетради или чтения в учебнике (яркой точкой, стрелочкой).

 Заключение.

Таким образом, работа логопеда с категорией детей с нарушением зрения имеет свою специфику, поэтому дефектолог должен владеть:

      общей методикой логопедической работы;

      системой знаний по офтальмологии;

      знаниями о психологических особенностях детей с нарушением зрения;

      методикой специальной логопедической коррекции;

      коррекционной программой начальной школы и детского сада для детей с нарушением зрения.

Только в этом случае можно добиться высокой эффективности коррекции речевых нарушений у детей с дефектами зрения.  

Список литературы.

1.  Логопедия/ Под. ред. Л.С.Волковой. М. 1995 г.

2.    Обучение и воспитания дошкольников с нарушением зрения./Под ред. Т.В.Снегирёва. М., 1998 г.

3.    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.М., 1998г.

4.     Новикова И.В., Крылова Н.А. Примерное содержание коррекционных занятий по логопедии в детском саду для детей с нарушением зрения. М., 1992г.

5.    Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000г.

6.     Коррекционная программа начальной школы для детей с нарушением зрения/ Под. ред. Л.И. Плаксиной. М. 1998г.

7.      Коррекционная программа детского сада для детей с нарушением зрения/ Под. ред. Л.И. Плаксиной. М. 1998г.

8.       Лекции профессоров Московского института коррекционной педагогики М. 2002г. 

Приложение1





Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3-4 лет.

острота зрения

0,01-0,3

0,4-1,0

зрительная нагрузка

№1

№2

характеристика

учебно – наглядных пособий



цвета

преимущ. оранжевый, красный, зелёный и их оттенки

разнообразные



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница