Кп республика Алтай. Азбука docx



Скачать 368.73 Kb.
Дата22.06.2019
Размер368.73 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации



119021, Москва, Фрунзенская наб., дом 8

Тел. +7 (495) 134-34-80



info@e-azbuka.ru



Предложение по организации пилотного этапа проекта апробации и внедрения электронных учебников в образовательных организациях региона.



Цель проекта

Назначение проекта

Обоснование актуальности

Определения

Задачи проекта

Возможные варианты схем реализации проекта использования электронных учебников в регионе

План проекта

Технологическая архитектура проекта апробации

Автономная среда электронного обучения

Электронные учебники

Школьная электронная библиотека

Система дистрибуции электронных учебников

Функции региональной электронной библиотеки (РЭБ) для образовательных учреждений

Обеспечение надежности системы дистрибуции

Выбор компьютера для учащихся и преподавателей

Требования к ОУ

Требования к уровню ИКТ-умений и навыков учителей

Предлагаемые траектории обучения педагогов

Курсы повышения квалификации педагогов

Мониторинг и оценка эффективности внедрения ЭУ

Сопровождение

Перечень образовательных продуктов компании “Азбука”

Курсы

Вебинары

Семинары и мастер-классы

Перечень нормативных документов

ФЦПРО 2011-2015

Примеры проектов

Партнеры проектов

Расчет стоимости проекта

Компания “Азбука” предлагает к реализации проект регионального масштаба по внедрению электронных учебников с учетом требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартов.


Цель проекта


  • Апробация и внедрение электронных учебников в школах региона.

  • Создание эффективной системы использования электронных учебников в образовательном процессе школ региона

  • Полноценная реализация требований ФГОС

  • Эффективное использование электронного учебного контента и новых образовательных технологий в учебном процессе школ региона

  • Повышение качества обучения в школах региона за счет использования электронного образовательного контента и современных педагогических технологий

  • Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школах

Назначение проекта


  • Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов и Федерального закона N 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  • Улучшение качества обучения за счет повышения учебной мотивации школьников, увеличения профессиональных компетенций учителей, разнообразия форм и способов учебной деятельности, появлению которых способствует активное использование электронных учебников

  • Персонализация учебного процесса при использовании электронного обучения, формирование универсальных учебных действий, достижение предметных и метапредметных образовательных результатов учащимися.

  • Модернизация учебного процесса, эффективное сочетание инновационного и традиуионногометотдово обучения, повышение уровня компетентности учителей.

  • Использование электронных учебников в учебной и внеучебной деятельности что ведет к формированию предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся.

Обоснование актуальности проекта


Важным условием реализации основной образовательной программы новые Федеральные государственные образовательные стандарты называют создание в школах электронных библиотек, укомплектованных электронными учебниками, методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, позволяющий реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках электронные учебники, планшеты, ноутбуки. Работа с персональными устройствами в школе повышает вовлеченность школьников в образовательный процесс: в повседневной жизни дети активно используют технологии, и, до недавнего времени, школа оставалась единственным местом, где электронные устройства применялись крайне мало.


  • Работа, проделанная в России с целью подготовить систему образования к эффективному внедрению электронного обучения позволит изменить ситуацию и вывести школы на передовые позиции в использовании ИКТ.

Предпосылки внедрения электронных учебников

Для того чтобы модернизация общего образования в России прошла максимально результативно, образовательными ведомствами страны была проведена серьезная подготовительная работа по разработке, апробации и внедрению электронных учебников.

В 2011–2012 гг. в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р) разработана типовая модель электронных учебников нового поколения на базе современных электронных устройств. Были утверждены требования к функциональным возможностям, структуре, эргономике электронного учебника. Установлены стандарты использования в электронных учебниках различных способов подачи информации: гипертекст, графика, анимация, видео и звук.

В 2011-2012 году Федеральный институт развития образования (ФИРО) успешно реализовал эксперимент по внедрению электронных учебников, который проходил в 38 школах из 9 регионов РФ и в нем приняли участие 503 педагога и 3500 учеников 6-7 классов.

В рамках реализации Государственной программы модернизации образования большое количество компьютерной техники было поставлено в школы, этот процесс продолжается и сейчас. Появление электронных учебников позволяет полноценно использовать школьную технику и личные устройства учеников в образовательном процессе.

Правительством РФ принято постановление № 459 о предоставлении субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, включающих использование современных образовательных материалов, в том числе -- электронных учебников.

В рамках реализации Стратегии инновационного развития на период до 2020 года, правительством утвержден комплекс мер по созданию электронных школьных и детских библиотек.

Определения Федерального перечня учебников


В Федеральный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.

Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года наряду с учебником в печатной форме представляется учебник в электронной форме.


Задачи проекта


  • Создание электронных школьных библиотек, которые обеспечивают доступ к электронными учебникам, методическим и периодическим изданиям по всем входящим в основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

  • Проведение констатирующего эксперимента: фиксация текущего уровня знаний и умений субъектов, умений учителей, прогнозирование развития дополнительных компетенций.

  • Разработка плана эксперимента, критериев оценки эффективности применения электронных учебников, создание листов наблюдений и методики обработки результатов.

  • Интеграция электронного образовательного контента в информационно-образовательную среду пилотных школ региона.

  • Повышение профессиональных компетенций педагогов при использовании электронного образовательного контента в учебном процессе.

  • Оценка эффективности различных моделей внедрения электронных учебников в школы, по следующим критериям:

  • Формирование предметных и метапредметных образовательных навыков у учащихся;

  • Качество образовательных результатов учащихся;

  • Изменения профессиональных компетенций учителей, включая ИКТ-компетенции;

  • Оценка качества электронных учебников и перспектив их модернизации;

  • Влияние технических условий на эффективность учебного процесса с применением электронных учебников;

  • Использование новых педагогических практик работы с электронными учебниками;

  • Разработка рекомендаций по внедрению электронных учебников во все школы региона.

  • Создание и развитие тьюторского корпуса для подготовки к работе с системой «Азбука» педагогов других образовательных учреждениях региона

Варианты реализации проекта внедрения электронных учебников в регионе


Создание базовых школ
Запуск проекта в нескольких школах региона. В каждой из них по электронным учебникам занимаются не менее двух классов.
Этапы реализации:

  • Отбор школ, технически готовых к использованию электронных учебников в образовательном процессе (наличие мобильных классов, планшетов).

  • Подключение школ к порталу «Азбука», установка школьной серверной лицензии «Азбука», приобретение и распределение электронного образовательного контента.

  • Обучение проектных команд базовых школ на очных курсах компании «Азбука».

  • Активное использование электронного образовательного контента в информационно-образовательной среде школы.

  • Обучение самых прогрессивных педагогов по программе тьюторов по использованию электронных учебников в образовательном процессе.

  • Разработка наиболее эффективной модели использования электронных учебников в школах региона.

  • Внедрение электронных учебников в образовательный процесс других школ региона на основе разработанной модели. Обучение педагогов силами команды тьюторов.

Массовое внедрение электронных учебников в регионе

Запуск проекта в большинстве школ региона, вовлечение в обучение по электронным учебникам максимально возможного количества учащихся.



Этапы реализации:

  • Отбор школ, технически готовых к использованию электронных учебников в образовательном процессе (наличие мобильных классов, планшетов).

  • Подготовка команды тьюторов из 20-25 человек (методисты ИРО, педагоги пилотных школ). Обучение команды на очных курсах компании «Азбука».

  • Установка школами клиентского и серверного ПО «Азбука», приобретение электронного образовательного контента.

  • Обучение педагогов пилотных школы силами региональных тьюторов.

  • Эффективное использование электронного образовательного контента в школах проекта.

  • Распространение накопленного опыта в остальных школах региона.


План проекта




  1. Определение требований к пилотным школам.

  2. Согласование целей и содержания проекта. Согласование перечня учебников.

  3. Согласование критериев и показателей оценки эффективности проекта.

  4. Отбор пилотных школ, классов и педагогов для участия в проекте.

  5. Проведение первой части констатирующего эксперимента. Оценка степени готовности учителей к использованию электронных учебников и новых педагогических технологий.

  6. Установочный семинар с представителями администрации школ.

  7. Анкетирование родителей учеников по вопросам использования электронных учебников.

  8. Обучение педагогов работе с электронными учебниками в очном и дистанционном форматах с использованием ресурсов компании «Азбука», «Образовательной Галактики Intel» и ресурсов сайта «Партнерство в образовании» Microsoft.

  9. Проведение второй части констатирующего эксперимента с учащимися

  10. Реализация проекта и методическое сопровождение его участников в очном и дистанционном формате.

  11. Мониторинг эффективности проекта, влияние электронных учебников на развитие предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, формирование универсальных учебных действий, ИКТ-компетенции учителей.

  12. Разработка рекомендаций по повышению квалификации педагогов в вопросах использования электронных учебников на основе анализа возникающих у них затруднений.

  13. Выработка итоговых рекомендаций по методике работы с электронными учебниками в школах.

  14. Итоговый семинар

Компоненты среды проекта апробации




Технологическая архитектура проекта апробации



Автономная среда электронного обучения


Электронные учебники



При реализации образовательных программ с применением электронного обучения в школе, должны быть созданы условия для эффективного использования электронных учебников и соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме.

Типы электронных учебников




1-й тип: “Цифровая копия учебника”

  • Соответствует содержимому и формату школьного учебника.

  • Добавляет возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование.

  • Информация может содержаться в виде текста, схем и статических изображений.

  • Межпредметная интегрированность.

  • Приложение “Азбука” расширяет возможности цифровой копии учебника за счет использования заметок, комментариев к содержанию учебника, внося в него элементы интерактива.

2-й тип. “Электронный учебник”

  • Соответствует содержимому и формату школьного учебника.

  • Добавляет возможности электронной обработки информации: поиск, навигация, закладки, цитирование, комментирование.

  • В наличии мультимедийные возможности и интерактивные функции, включая интеграцию с различными образовательными системами.

  • Встроенные интерактивные модели для демонстрации натурных экспериментов.

  • Средства моментального среза знаний учащихся. Межпредметная интегрированность.

  • Наличие вариативной части содержимого учебника.


Школьная электронная библиотека


Одной из целей проекта внедрения электронных учебников является создание региональной сети школьных электронных библиотек, предоставляющих доступ к электронным учебникам, дополнительному образовательному контенту и иным электронным ресурсам согласно требованиям Федерального закона № 273 “Об образовании в Российской федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартам.

Задачи проекта:

  • Апробация и внедрение разных моделей работы школьных электронных библиотек.

  • Апробация и внедрение модели организационно-технической системы защищенной доставки и администрирования электронных учебников и дополнительного электронного контента с соблюдением всех необходимых лицензионных требований правообладателей.

  • Повышение уровня персонализации учебного процесса за счет использования в учебном процессе электронных учебников и других видов электронного образовательного контента для улучшения предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся.

Кроме доступа к цифровым учебникам, электронная школьная библиотека обеспечивает:

  • Доступ к отечественной и зарубежной, классической и современной художественной литературе;

  • Контроль целостности контента с целью предотвращения возникновения ошибок при его воспроизведении и обеспечения достоверности и полноты передаваемой информации;

  • Управление учетными записями пользователей и их ролями в школьной электронной библиотеке;

  • Систему предотвращения задержек при передаче данных, возможных прерываний связи и потери данных на низкоскоростных каналах и стыках между ними;

  • Систему доставки и управления контентом;

  • Защиту и поэкземплярный учет контента с целью предотвращения его нелегального распространения;

  • Систему полнотекстового поиска по содержимому всей библиотеки;

  • Автоматизированное распределение контента в образовательном учреждении по классам и учащимся;

  • Поддержку нескольких операционных систем, в том числе -- MicrosoftWindows, Apple OS X, Android;

  • Поддержку офлайн-работы с контентом;

  • Поддержку защитного модуля с использованием сертифицированных криптоалгоритмов, цифровых сертификатов, ключей шифрования и исполнение защищенного программного кода.

  • Доступ к интернет-порталу «Азбука» с личными кабинетами пользователей контента с функциями

  • регистрации и управления правами и ролями пользователей;

  • поиска и предварительного просмотра контента;

  • приобретения и загрузки контента;

  • управления хранилищем контента;

  • управления коллекциями контента;

  • загрузки контента на сервер школы;

  • администрирования контента на устройствах пользователей.

Электронная школьная библиотека должна быть сформирована на основании требований законодательства и с соблюдением авторских прав.

Региональная электронная библиотека (РЭБ)


Создание Региональной электронной библиотеки обеспечивает новые современные возможности для более качественной работы школ региона. РЭБ – это:

  • Управление распределением электронных учебников между школами

Позволяет разгрузить магистраль и узлы сети, распределив возникающую нагрузку между школьными библиотеками

  • Географически распределенная сетевая инфраструктура

Оптимизация доставки учебников в электронной форме пользователям, обеспечение эффективное использование пропускной способности каналов связи, и создание реплик контента в местах его наибольшего распространения

  • Автоматизированное снижение количества граничных участков сети

Увеличивает скорость скачивания электронных учебников и стабилизирует канал передачи информации. Обеспечивает быструю загрузку и обновление файлов больших размеров и низкие затраты на сеть.

  • Предотвращение задержек при передаче данных, возможных прерываний связи и потери данных на низкоскоростных каналах и стыках между ними.

Максимально эффективно обрабатывает запросы пользователей по получению электронных учебников. Решает задачи опережающего развития при формировании в школах высокотехнологичной образовательной среды в условиях низкой скорости Интернета.

  • Контроль целостности электронных учебников

Предотвращение ошибок при воспроизведении электронных учебников и обеспечение достоверности и полноты передаваемой информации.

  • Статистический контроль доставки и дистрибуции электронных учебников

Контроль в реальном времени информации о загрузке, доступности и востребованности электронных учебников в каждой школе региона

  • Репликация электронных учебников на периферийные платформы, входящие в состав сети

  • Управление всеми учетными записями пользователей и их ролями в системе дистрибуции электронных учебников «Азбука»

  • Управление безопасностью

Определение единых правил использования электронных учебников пользователями или группами пользователей

  • Централизованное приобретение электронных учебников

  • Сервисы интеграции с информационно-образовательной средой (ИОС) региона

Обеспечение транзакционного контроля, преобразования данных, сохранности информации, а также:

  • Работа с электронными дневниками (выдача домашних заданий)

  • Загрузки (корректировки) данных о составе учебных групп, включая персональные данные учащихся и педагогов между школьными системами и системой дистрибуции электронной дистрибуции электронных учебников.

  • Единая аутентификация и авторизация между школьными информационными системами и системой дистрибуции

  • Получение информации об использовании электронных учебников учащимися (по работе с контентом самого учебника, о переходах учеников к тем или иным внешним ресурсам, ссылки на которые размещает педагог)

  • Получение в школьные (муниципальные) информационные системы детализированного оглавления, включающего вошедшие в состав учебника цифровые образовательные ресурсы.

  • Связывание с использованием кодификаторов, описывающих содержание образования контента электронных учебников, ресурсов созданных педагогами или доступных в интернет, контрольно-измерительных материалов (в том числе КИМ ЕГЭ и ГИА), а также иных инструментов педагогических измерений

  • Обеспечение комплексного эффективного использования связанного разнородного контента как учителем, так и учащимися в ходе домашней и самостоятельной работы

Система доставки и распределения электронных учебников


  • Система управления электронными учебниками на региональном уровне (РЭБ).

  • Управление пользователями, электронными учебниками, электронными библиотеками

  • Формирование единого регионального хранилища электронных учебников

  • Поддержка, регулярное обновление и распространение электронных учебников

  • Система мониторинга востребованности модулей и элементов электронных учебников различными категориями участников

  • Мониторинг результатов апробации в соответствии с показателями и программой, разработанной в школе

  • Подключение городских библиотек, преобразование библиотек в информационные центры с востребованным контентом


Обеспечение надежности функционирования системы “Азбука”


Надежность системы «Азбука» достигается комплексом организационных и технических мер, обеспечивающих требуемые уровни безопасности, ремонтопригодности, долговечности и сохранения ресурсов системы.

Технические меры по обеспечению надежности предусматривают:



  • резервирование критически важных компонентов и данных системы дистрибуции и отсутствие единой точки отказа;

  • использование технических средств с избыточными компонентами и возможностью их «горячей» замены;

  • использование программного резервирования (программной избыточности);

  • конфигурирование используемых средств и применение специализированного ПО, обеспечивающего высокую надёжность.

Выбор устройства для работы с электронными учебниками

Факторы, которые нужно учитывать при выборе устройства для воспроизведения электронных учебников:



  • Возраст учащихся. Младшим школьникам подойдет простой, но прочный компьютер, старшеклассникам нужна более мощная модель.

  • Мобильность. Ноутбуки и планшеты с беспроводным доступом к Интернету, являются оптимальным вариантом для электронного обучения всегда и везде.

  • Возможности. Для того чтобы не приходилось менять или обновлять персональное устройство, следует выбрать компьютер с наиболее продвинутыми характеристиками (быстродействие, объем диска, память и т.д.).

Наиболее популярное программное обеспечение рекомендуемое в проектах внедрения электронных учебников.

Программное

обеспечение

     Функции ПО

Офисные приложения

Электронные таблицы, калькуляторы, презентации, текстовые редакторы, процессоры и т. Д.

Учебные материалы

Подключение к федеральной системе дистрибуции электронных учебников «Азбука»

Мультимедиа

Редактирование фото и видео, запись и воспроизведение аудиофайлов, рисование и графика и т. Д.

Безопасность

Фаервол, предотвращение краж, антивирусное ПО

Взаимодействие и

совместный доступ



Позволяет учащимся посылать и получать сообщения по электронной почте, мгновенные сообщения

и осуществлять иное сетевое взаимодействие



Администрирование

Позволяет осуществлять администрирование, например резервное копирование и восстановление файлов

Интернет-браузер

Позволяет просматривать веб-страницы

Цифровое перо

Позволяет использовать обычную ручку для рисования и записи данных в цифровом формате

Учительский контроль

Позволяет учителям предоставлять новый материал учащимся, отслеживать их действия, взаимодействовать с ними и помогать им

Родительский контроль

Позволяет учителям и родителям контролировать использование школьниками компьютерных приложений и их доступ к веб-контенту


Требования к школам


  • Территориальная доступность школ, участвующих в проекте конкретного региона
  • Заинтересованность администрации школы и учителей-предметников в проекте апробации электронных учебников.

  • Готовность к созданию экспериментальных классов.

  • Готовность школы к внедрению инноваций.

  • Навыки работы с компьютерной техникой у педагогов.

  • Наличие у школы стабильных результатов (не ниже среднего уровня в регионе) выпускных экзаменов, в том числе ГИА и ЕГЭ

  • Достаточный уровень оснащения школы средствами ИКТ


  • Наличие мобильного компьютерного класса, индивидуальный доступ к учебному контенту и компьютеру для учащихся во время самоподготовки (доступ после занятий к кабинету информатики или в библиотеку с компьютерами)

  • Наличие в школе доступа к сети Интернет
  • Формирование в школе контрольных групп -- классов, не участвующих в эксперименте, для сравнения с изменениями, которые принесли в учебный процесс электронные учебники.



Требования к уровню ИКТ-умений и навыков учителей



  • Базовая компьютерная грамотность: умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, программами для подготовки презентаций.

  • Работа с файлами: приемы выполнения файловых операций, организация информационной среды как файловой системы, ввод-вывод информации, установка и удаление приложений.

  • Умение работать Интернете: навигация и поиск информации, загрузка и сохранение данных, создание и использование электронных почтовых ящиков, общение в сети на профессиональные темы.

  • Подготовка методических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью с использованием пакета офисных программ.

  • Знания правовых аспектов использования Интернета в образовании: УК РФ, Закон РФ «Об авторском праве», федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и «Об участии в международном информационном обмене» и т. д.


Предлагаемые траектории обучения педагогов


  • Методические аспекты организации учебной деятельности с электронным учебником в модели электронного  обучения.

  • Комбинированные подходы к внедрению электронных учебных пособий с использованием технологий смешанного (традиционное + электронное) обучения.

  • Использование различных видов оценивания для учебных достижений учащихся работающих с электронными учебниками в процессе обучения.

Курсы повышения квалификации педагогов


  • Методика использования электронного учебного контента в информационно-образовательной среде школы.

  • Использование сетевых сервисов для организации учебного сотрудничества при работе с электронными учебниками.

  • Реализация ФГОС при использовании электронных учебников в образовательном процессе.

  • Реализация приемов смешанного обучения при организации учебного процесса при использовании электронных учебников.

  • Реализация межпредметных связей при использовании электронных учебников в образовательном процессе.

  • Формирование универсальных учебных действий при использовании электронного образовательного контента в учебном процессе.

  • Проект интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы. Курс для руководителя.

  • Курс управления школьным электронным контентом на портале «Азбука». Курс для библиотекаря.

  • Расширение возможностей электронного учебника с помощью электронно-образовательных ресурсов и сетевых сервисов.

  • Использование электронного образовательного контента в модели BOYD («принеси свое устройство»).

  • Использование разноуровневых заданий при работе с электронными учебниками как средство индивидуализации учебного процесса.

  • Курс тьютора по обучению методике использования электронного учебного контента в информационно-образовательную среду

  • Нормативно-правовое обеспечение процесса интеграции электронного обучения в информационно-образовательную среду школы.

  • Реализация модели обучения “1 ученик : 1 компьютер” с использованием электронного образовательного контента (курс компании Intel)

  • Содержание электронных учебников по определенному предмету, новые интерактивные и мультимедийные компоненты, их назначение, принципы работы с ними

  • Методики преподавания отдельных предметов с использование электронных учебников.

Мониторинг

Преимущества и возможности мониторинга

Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации об использовании электронных учебников, оценивать востребованность разных групп учебных пособий. База мониторинговых данных и ее анализ дают возможность сформулировать рекомендации по дальнейшему проектированию и эффективной реализации учебного процесса с использованием электронных учебников.



Мониторинг выявляет лидирующие школы и те учебные заведения, которым необходима помощь профессионалов при развитии современных образовательных практик, предполагающих использование информационных и коммуникационных технологий. Методика позволяет проводить сравнение результативности школ на основе образовательных достижений учащихся согласно с международными и российскими системами оценки качества образования.

  • Мониторинг роста предметных и метапредметных компетенций учащихся

  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся структуры, содержания и разнообразия видов деятельности при использовании электронных учебников;

  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся моделей использования электронных учебников на уроке или внеурочной деятельности;

  • Влияние на уровень компетенций и мотивацию учащихся смешанных моделей обучения, дополнительных сервисов и инструментария.

  • Мониторинг развития компетенций преподавателя при системно-деятельностном обучении учащихся

  • Рост профессионального уровня и самооценки преподавателя;

  • Повышение авторитета педагога у учеников;

  • Проявление фасилитаторских качеств;

  • Оценка эффективности использования электронных учебников с методической точки зрения

  • Оценка востребованности модулей и элементов электронных учебников различными категориями участников проекта


Сопровождение проекта внедрения


Компания “Азбука” обеспечивает организационно-техническую и нормативно-методическую поддержку школ региона, использующих электронные учебники в рамках проекта апробации. Сопровождение проведения проектов апробации электронных учебников включает выполнение следующих работ:

  1. Разработка программы проекта интеграции электронных учеников в ИОС школ региона.

  2. Выработка рекомендаций по формированию пилотной команды проекта, выбора классов и предметов.

  3. Обследование технической инфраструктуры школ региона (устройства, сервера, сети), определение условий, необходимых для реализации проекта.

  4. Разработка оптимальных моделей использования электронных учебников в образовательном процессе школ региона.

  5. Проведение установочного семинара для участников проекта по интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школ региона.

  6. Методическая поддержка педагогов при использовании электронных учебников.

  7. Проведение виртуального родительского собрания по использованию электронных учебников.

  8. Формирование рекомендаций по повышению квалификации педагогов при работе с электронными учебниками на основе анализа возникающих у них затруднений.

  9. Уведомление пользователей о регламенте сопровождения

  10. Доступ к базе знаний по всем процедурам проведения проекта апробации электронных учебников

  11. Предоставление доступа к горячей линии техподдержки.

  12. Доступ к системе управления инцидентами для обработки обращений

  13. Техническое обслуживание программного обеспечения регионального уровня, эксплуатируемого в защищенной сети. В процессе эксплуатации данного программного обеспечения компания «Азбука» обеспечивает настройку подсистем для взаимодействия с средствами защиты информации.

  14. Обеспечение Региональной электронной библиотеки необходимым для подключения школ программным обеспечением, эксплуатационной, а также инструктивно-методической документацией

  15. Проведение вебинаровпо темам, связанным с эффективным использованием электронных учебников в образовательном процессе.

  16. Проведение очных и дистанционных обучающих курсов для администрации школ, педагогов, библиотекарей по вопросам интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы.

  17. Рассылка методических материалов по использованию системы «Азбука» при работе с электронными учебниками.

  18. Информационные рассылки по проектам, акциям, семинарам и вебинарам компании “Азбука”

  19. Исследование результатов интеграции электронных учебников в ИОС школ региона.

  20. Создание и ведение сайта проекта по интеграции электронных учебников в ИОС школ региона. Сбор и публикация информации о ходе проекта, анализ данных в целях повышения открытости образовательного процесса.

  21. Комплексное представление результатов интеграции электронных учебников в ИОС школ региона.

  22. Проведение итогового семинара для участников проекта по интеграции электронных учебников в ИОС школ региона.

  23. Освещение достижений школ региона в СМИ.

  24. Проведение региональной он-лайн конференции по использованию электронных учебников в образовательных учреждениях региона

  25. Консультационная и техническая поддержка по применению программного обеспечения,

  26. Диагностика работы программного обеспечения федерального и регионального уровней.

  27. Обеспечение восстановления работоспособности программного обеспечения в Региональном центре дистрибуции при возникновении сбоев в его работе.

  28. Предоставление еженедельной отчетности о работе «горячей линии».

Сопровождение начинается с момента заключения договора на подключение к Федеральной системе дистрибуции электронных учебников “Азбука”.

Перечень образовательных продуктов компании “Азбука”


Компания «Азбука» предлагает своим пользователям следующие виды образовательных продуктов:

  • очные и дистанционные курсы

  • вебинары

  • очные и дистанционные мастер-классы и семинары


Курсы

Обучающие курсы для учителей и администраций школ для освоения эффективного использования электронных учебников и иного образовательного контента в учебном процессе.

Курсы разрабатываются методистами «Азбуки» и привлеченными специалистами, имеющими опыт внедрения и использования электронных учебников в школах. Цель курсов – обеспечить надлежащую подготовку преподавателей и администрации школы к использованию электронных учебников и модернизации  обучающего процесса.




Название курса

Целевая аудитория

Аннотация курса

Методика использования электронного учебного контента в ИОС школы

педагог

  • Способы расширения ИОС школы при использовании электронных учебников

  • Приемы работы с электронными учебниками

  • Разработка технологической карты урока с использованием электронных учебников по разным предметам.




Использование сетевых сервисов для организации учебного сотрудничества при работе с ЭУ

педагог

  • Работа с сетевыми сервисами.

  • Организация совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов.

  • Расширение возможности использования электронных учебников.




Реализация ФГОС при использовании электронных учебников в образовательном процессе

педагог

  • Трансформация учебного процесса при реализации ФГОС.

  • Возможности использования электронных учебников в условиях реализации стнадартов.

  • Разработка технологической карты урока с использованием электронных учебников при реализации ФГОС




Реализация приемов смешанного обучения при работе с ЭУ

педагог

  • Методы смешанного обучения,

  • Организация урока в формате ротаций, зонального обучения, перевернутого класса.

  • Оценка эффективности использования электронных учебников

  • Создание конспекта урока с использованием смешанного обучения на основе электронных учебников.




Реализация межпредметных связей при использовании ЭУ в образовательном процессе

педагог

  • Приемы организации межпредметных связей

  • Оценка эффективности работы с электронными учебниками.

  • Создание конспекта урока с использованием электронных учебников и реализацией междпредметных связей.

  • Возможность разработки плана урока педагогами разных предметов в паре.




Использование современных трендов информатизации образования при внедрении ЭУ

педагог

  • Приемы смешанного обучения, модели обучения 1:1, модели обучения BYOD, скрайбинга, TED.

  • Анализ эффективности каждого приема

  • Разработка конспекта урока с использованием одного из современных образовательных трендов.




Проект интеграции электронных учебников в информационно-образовательную среду школы. Курс для руководителя

администратор школы

  • Оценка готовности школы к интеграции электронных учебников в ИОС.

  • Формирование перечня документов для реализации проекта

  • Разработка дорожной карты и календаря проекта.

  • Анализ возможных рисков и определение критериев успешности проекта.




Курс управления школьным электронным контентом на портале «Азбука»

библиотекарь

  • Использование возможностей системы «Азбука» при управлении школьным электронным контентом

  • Формирование отчетности в системе.

Расширение возможностей ЭУ средствами ЭОР и сетевых сервисов

педагог

  • Использование электронных образовательных ресурсов и сетевых сервисов для расширения образовательных возможностей электронных учебников.

  • Разработка тем уроков с интерактивными заданиями.




Использование ЭУ в модели BOYD

педагог

  • Организация учебного процесса в модели BYOD

  • Анализ возможных трудностей, поиск решения.

  • Создание конспекта урока для устройств на платформах: Windows, Android.




Использование разноуровневых заданий при работе с ЭУ как средство индивидуализации учебного процесса

педагог

  • Знакомство с таксономией Блума.

  • Подбор заданий по материалам электронных учебников.

Курс тьютора по обучению методике использования электронного учебного контента в ИОС школы

педагог

  • Приемы работы с электронными учебниками

  • Обучение технологиям работы с педагогами.

  • Создание карты тренера






Вебинары
Компания проводит вебинары по интеграции системы «Азбука» в информационно-образовательную среду школы. Кроме вебинаров по указанным ниже темам, эксперты «Азбуки» предоставляют услуги по разработке и проведению веб-тренингов по темам, заявленным образовательными организациями.


Темы базовых вебинаров «Азбуки»
  • Начало работы с системой «Азбука» (для администратора школы, педагога)
  • Использование системы «Азбука» при организации учебного сотрудничества
  • Приемы смешанного обучения при использовании электронных учебников
  • Трансформация учебного процесса при использовании электронных учебников
  • Изменение роли педагога при использовании электронных учебников
  • Пути повышения квалификации педагогов, использующих электронные учебники в образовательном процессе
  • Управление школьным электронным контентом на портале «Азбука»
Семинары и мастер-классы

Компания «Азбука» проводит очные семинары и мастер-классы по вопросам интеграции электронного образовательного контента в информационно-образовательную среду школы. Также возможна разработка и проведение дистанционных мастер-классов, образовательных курсов по темам заказчика.

Примеры тем очных мастер-классов:

  • Приемы смешанного обучения при использовании электронных учебников на уроках истории, математики, физики и других предметов(на примерах электронных учебников различных издательств).

  • Эффективное использование возможностей системы «Азбука» на уроках (любой набор учебников, обязательно наличие примеров интерактива).

  • Управление школьным библиотечным фондом с использованием системы «Азбука».

  • Внедрение электронных учебников в образовательную среду школы.


Примеры реализованных проектов «Азбуки»




  • В Ульяновской области в 2013 году на базе ЦИТ при Министерстве образования создан Региональный центр дистрибуции электронных учебников на основе системы «Азбука». Более 100 школ подключены к этому центру. В регионе создаются школы - ресурсные центры.



  • В Ивановской области в 2013 году запущен многоцелевой проект интеграции системы “Азбука” с электронными картами учащихся в 40 школах.

Реализован проект интеграции с городскими библиотеками для обеспечения доступа школ к дополнительному образовательному контенту.

  • В 2013 году реализованы проекты внедрения электронных учебников для 20 удаленных и малокомплектных школЯкутии и Ямало-Ненецкого автономного округа. В рамках проектов была решена проблема передачи контента и его бесперебойной работы на уроке в условиях прерывающегося или отсутствующего Интернета. В этих регионах ведется активная работа с издательствами по вопросам создания и распространения контента с национальным компонентом.




  • В 2013 году реализован проект по внедрению более 40 000 электронных учебников в 108 школ Московской области.



  • В 2014-2015 учебном году «Азбука» совместно с компанией Intel, при поддержке Министерства образования и Института Развития Образования реализует масштабный проект апробации электронных учебников в Республике Башкоторстан. Школы региона активно подключаются к проекту. «Азбука» реализует комплекс обучающих мероприятий для учителей и администрации школ, участникам проекта оказывается информационная и техническая поддержка, а также разработан план совместных мероприятий.

  • В 2014 году совместно с издательством «Дрофа» начата реализация масштабного проекта апробации в Республике Татарстан -- 45 школ начали работу с электронными учебниками. Особенностью этого проекта является интеграция с информационно-образовательной средой Республики Татарстан edu.tatar.ru. Проект реализован при поддержке Министерства Образования РТ.

  • Совместно с издательством «Дрофа» также реализуются проекты апробации электронных учебников в 2 школах Тамбова, 9 школах Иркутской области, 5 школах Ростовской области.



  • В 2014 году стартовало сразу несколько пилотных проектов в разных регионах РФ. Электронные учебники в образовательном процессе начали использовать 4 школы в Краснодарском крае, 9 школ в Пермском крае, 15 школ в Воронежской области.


Перечень нормативных документов по электронным учебникам


  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

  • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

  • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

  1. Об использовании в образовательном процессе электронных учебников.

Поручение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012г. Протокол № ОГ-П8-105пр. Поручение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № П8-58410

  1. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. N 1047 г. Москва

  1. «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N365

  1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

  1. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения.

  1. ГОСТ 7.82-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

  1. ГОСТ 7.83-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

  1. ГОСТ Р 52653-2006.Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.

  1. ГОСТ Р 52657-2006.Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов.

  1. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.

  1. ГОСТ Р 53625-2009. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход.

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы

Реализация проекта внедрения электронных учебников в школы региона будет способствовать достижению следующих целей и задач, поставленным Федеральной целевой программой развития образования:

1. Обеспечение доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья.



2. Обеспечение соответствия уровня образования современным стандартам.

  • Показатель №2. Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников.

  • Показатель №8. Доля образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общем числе образовательных систем субъектов Российской Федерации и муниципалитетов

  • Показатель №9. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные технологии) в профессиональной деятельности, в общей численности учителей

  • Показатель №12. Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе в ресурсных центрах на базе учреждений профессионального образования, в общей численности занятых в экономике

Партнеры проектов внедрения компании «Азбука»


  1. Производители оборудования и ПО: Intel, Microsoft, Samsung, Hewlett-Packard.

  2. Издательства: “Просвещение”, “Дрофа”, “Вентана-Граф”, “Русское слово”, “Академкнига/Учебник”, “БИНОМ”, “Лаборатория знаний”, Издательский дом «Федоров», “ВИТА-ПРЕСС”, “ВЛАДОС”, “Экзамен” и другие.


Расчет стоимости проекта


Типовые схемы стоимости проекта при массовом подключении и создании стажировочных площадок описаны в приложении “Типовые схемы расчетов”.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница