Куклы календарных обрядов и праздников. Составитель



Скачать 53.71 Kb.
Дата17.11.2018
Размер53.71 Kb.

Куклы календарных обрядов и праздников.

Составитель:

Шарипова О.Г., воспитатель

г.Кирово-Чепецк

Традиционная культура нашего народа устойчиво ассоциируется с многочисленными праздниками народного календаря. Не удивительно, что именно через знакомство с самобытными, яркими и зрелищными традициями празднования Рождества и Пасхи и Троицы современный ребенок приобщается к огромному миру народной культуры.

Традиция обряда и праздника только на первый взгляд может показаться, что эта задача проста. На самом деле, чтобы правильно организовать эту работу, достоверно провести обряд или праздник, необходимы глубокие знания, традиций, фольклора, владением целым комплексом понятий традиционной культуры.



«Обряд и ритуал- формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всего, символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочнению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами. Формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют, называют обрядами.

Для чего проводились обряды раньше и нужны ли они нам сейчас? Целью проведения любого обряда является воздействие на течение и исход каких-либо событий с максимально благоприятным результатом. Обряды были составной частью многих праздников, именно обряд отделял будни от праздников, и это имело огромное значение! Оно являлось мерилом миропорядка, средством гармонизации Вселенной без обряда мир утрачивает привычный порядок, в нем воцаряется хаос, меняется привычный размеренный ход событий и времен, нарушается ритм жизни. Время праздника считалось священным и было наполнено радостью, весельем, смехом, развлечениями. «Праздничная жизнь строилась по иным, чем в обычные дни, правилам. Праздник- это прежде всего свобода от работы: «День свят- все дела спят» В это время занимались только самыми необходимыми делами, например, уходом за скотом, приготовлением праздничной еды» Нельзя забывать и о том, что праздничное время считалось также временем повышенной опасности со стороны «злых сил», и эта с современной точки зрения «нелогичность» была полностью логична для человека традиционной культуры. В будни, наполненные ежедневным трудом, человек находился под его защитой. Напомним, что главным оберегом крестьянина (помимо молитвы и крестного знамения) считался труд. В праздник человек вел праздную жизнь. следовательно, лишался мощной защиты, подвергался опасности соблазна и греха. Вспомните знаменитое высказывание Л.Н.Толстого «Праздная жизнь не может быть чистой»! И хотя праздники все любили, наступления их ждали, к ним готовились многодневными постами, границы праздника все же четко обозначались обрядами. Проведение обряда участие в нем обеспечивало всем его участникам безопасный, благоприятный, легкий переход из одного времени года в другое или из одного периода жизни в другой.

Наше с вами современное мировоззрение сильно отличается от взглядов на мир человека традиционной культуры, и все же согласитесь, что всем нам хочется гармонии, ощущения порядка и мира вокруг и никого не радует хаос и дисгармония окружающей действительности. Кто из нас не испытывал недостаток единства с близкими людьми? А ведь именно праздники и обряды, собиравшие всех жителей одной деревни, села, городского квартала, церковного прихода, объединяли и сближали людей, поддерживали в них чувство единства и родства. Думается, что потребность в преодолении разобщенности и возврат к соборности, внутренне присущей русской культуре являются главными мотивами попыток реконструкции некоторых традиционных обрядов и праздников. Сегодня принято, говоря о восстановлении обрядов, использовать термин «реконструкция». Он предполагает, что некоторые элементы обряда или праздника утрачены, а иные изменены, но основные характерные составляющие воспроизводятся с максимальной точностью.

Поскольку количество обрядов велико и многообразно, их принято делить на календарные, связанные с земледельческим календарем, и обряды семейного цикла, связанные с жизнью отдельного человека в семье и обществе.

Мы остановимся лишь на тех, которые уже прочно вошли в современную жизнь, и на таком атрибуте этих обрядов, как куклы. Как известно, в традиционной культуре куклы занимали качественно иное место, нежели они занимают теперь, в культуре современного общества. В обрядах и праздниках использовались специальные обрядовые куклы, которые исследованы этнографами достаточно полно и обстоятельно. По свидетельствам этнографов, практически каждому обряду земледельческого календаря сопутствовала обрядовая кукла, коротая была символическим изображением божества или олицетворением сил природы. Как правило, в ходе обряда кукла уничтожилась, выполняя функции жертвы: «Чаще всего изготавливались чучела на масленицу, семик, в обряде похорон кукушки. Им устраивали торжественную встречу, а затем убивали, уничтожали, сжигали в поле, за околицей или у реки. Разыгрывались настоящие похороны, которые обставлялись, однако, не трагически, а комически и завершались нередко бурным весельем». В основе этих действий лежит так называемая «философия зерна»: куклу уничтожали, чтобы заставить божество воскреснуть или передать свою силу земле и возродиться из нее в виде нового урожая.



Центральной фигурой всеми любимого праздника Масленицы является чучело, которое символизирует уходящую зиму. Обряд проводов (сжигания) Масленицы-кульминационный момент всей масленичной недели-приходился на воскресенье не случайно. Это был последний день недели перед началом Великого поста, в народе называемый «Прощенным воскресеньем». Обязательным в этот день было посещение храма и прохождение «чина прощения»: просил друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды и огорчения, готовили себя к вступлению в пост. Знаком окончания праздника и началом Великого поста и служил обряд похорон Масленицы. «Провожая Масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе-зиму, и смерть. Свой страх перед изгоняемой смертью они старались побороть глумлением над чучелом, шумом, криком, а радость выразить плясками, смехом, который символизировал жизнь и возрождение».

Можно изготовить вместе с детьми «Домашнюю Масленицу», которую не принято было сжигать, а можно было хранить ее в доме целый год как напоминание о времени веселья. Делается она на подобие большого чучела, из тех же материалов, но меньшего размера. Рассказывая детям о масленичные недели объясняя значение главного обрядового блюда-блинов,- можно сориентировать родителей на участие вместе с детьми в проводах Масленицы в Прощеное воскресенье на любой из городских площадок, где будет проводиться обряд. Этот вариант совместного участия в обряде тем более желателен, что смягчит возможное негативное восприятие уничтожение чучела.

Другим популярным в наши дни праздничным комплексом являются Святки. Это период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились 12 дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день. Вполне объяснимо, что из святочного комплекса в наши дни отмечаются, как правило, лишь Рождество и Крещение. Праздники эти связаны, прежде всего, с христианской традицией.



Можно изготовить с детьми Рождественского ангела, и на примере этого символа-образа построить рассказ о Рождестве Христовом и о праздничном комплексе в целом. Тем более, что из существующих способов изготовления ангела можно выбрать наиболее соответствующий детям по уровню сложности. Можно также, рассказав об обрядах колядования и ряжения, показать детям традиционную куклу «Козу» - часто встречающийся персонаж этих обрядов. Нередко случается так, что именно через обрядовую куклу у ребенка формируется первоначальный интерес и желание больше узнать об обряде или празднике.



Знакомство детей с миром традиционных обрядов и праздников, а также с обрядовыми куклами требует от педагогов специальной подготовки и хорошей методической помощи.



Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращаемся к опыту народной педагогики, к ее мудрости. И убеждаемся, что и сейчас традиции и обряды могут помочь воспитать в наших детях здоровье и искренние чувства патриотизма, любви к природе, привязанности к родной культуре.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница