Курс, семестр Термины и определения



Скачать 88.66 Kb.
Дата09.01.2018
Размер88.66 Kb.
#7858
ТипЗакон

Дисциплина Трибология

Направление подготовки 15.03.01 Машиностроение,

очная и заочная форма обучения

3 курс, 6 семестр

Термины и определения

Трибология — наука о явлениях, закономерностях и процессах трения, изнашивания и смазки.

Триботехника — часть трибологии, изучающая контактное взаимодействие твердых тел при их относительном движении, охватывающая весь комплекс вопросов трения, изнашивания и смазывания машин.

В последние годы в триботехнике получили развитие новые разделы — трибохимия, трибофизика и трибомеханика.

Трибохимия изучает взаимодействие контактирующих поверхностей с химически активной средой. Она исследует проблемы коррозии при трении, химические основы избирательного переноса и воздействие на поверхность деталей химически активных веществ, выделяющихся при трении вследствие деструкции полимеров или смазочного материала.

Трибофизикаизучает физические аспекты взаимодействия контактирующих поверхностей при их взаимном перемещении.

Трибомеханика изучает механику взаимодействия контактирующих поверхностей при трении. Она рассматривает законы рассеяния энергии, импульса, а также механическое подобие, релаксационные колебания при трении, реверсивное трение, уравнения гидродинамики и другие явления применительно к задачам трения, изнашивания и смазывания.

В некоторых странах вместо термина триботехника употребляют термины трибология и трибоника. В технической литературе встречается термин динамическое металловедение — это раздел металловедения, изучающий структуру и свойства поверхностных слоев металлов и сплавов в процессе трения.

Ряд терминов, относящихся к триботехнике, стандартизован.

ГОСТ 27674—88 включает 107 терминов, которые классифицированы

по видам трения, изнашивания, смазки, методам смазывания и смазочным материалам.

К общим понятиям триботехники относятся следующие термины.

Пара трения — совокупность двух подвижно сопряженных поверхностей деталей (образцов) в условиях эксплуатации или испытаний.

Узел трения — узел машины, содержащий одну или несколько пар трения.

Внешнее трение — явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения поверхностей по касательным к ним, сопровождаемое диссипацией энергии.

Изнашивание — процесс разрушения и отделения материала с поверхности твердого тела и (или) накопления его остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.

Износ — результат изнашивания поверхностей трения, определяемый в установленных единицах. Износ может выражаться в единицах длины, объема, массы и др.

Глава 1. Введение в триботехнику 15

Износ сопряжения — изменение относительного положения сопряженных тел в результате износа их поверхностей трения.

Предельный износ детали (узла) — износ, при котором дальнейшая эксплуатация механизма или машины становится невозможной вследствие выхода детали (узла) из строя, неэкономичной или недопустимой ввиду снижения надежности механизма.

Скорость изнашивания — отношение износа детали ко времени, в течение которого происходило изнашивание.

Интенсивность изнашивания — отношение износа детали (или испытываемого образца) к пути трения или объему выполненной работы.

Износостойкость — свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения, оцениваемое величиной, обратной скорости изнашивания или интенсивности изнашивания.

Безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого периода времени или некоторой наработки.

Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Надежность — свойство изделия сохранять требуемые показатели качества в течение всего периода его использования, т.е. свойство изделия сохранять во времени свою работоспособность.

Отказ — событие, которое заключается в нарушении работоспособности изделия.

Параметрическая надежность — надежность, связанная не с отказом функционирования изделия, а с изменением его выходных параметров.

Предельное состояние — состояние изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно.

Работоспособность — свойство изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией (техническими условиями).

Ресурс (срок службы) — установленная продолжительность рабо-ты изделия до предельного состояния.

Смазочный материал — материал, вводимый на поверхности трения для уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания.

16 Раздел I. ОснОВы изнОсОстОйкОсти ПРи тРении

Смазка — действие смазочного материала, в результате которого между двумя поверхностями уменьшается сила трения и (или) интенсивность изнашивания.

Смазывание — подведение смазочного материала к поверхности трения.

Трение покоя — трение двух тел при микроперемещениях до перехода к относительному движению.

Трение движения — трение двух тел, находящихся в относительном движении.

Трение без смазочного материала — трение двух тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида.

Трение со смазочным материалом — трение двух тел при наличии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида.

Трение скольжения — трение движения двух твердых тел, при котором скорости тел в точках касания различны по величине и направлению, или по величине, или направлению.

Трение качения — трение движения двух твердых тел, при котором их скорости в точках касания одинаковы по величине и направлению.

Сила трения — сила сопротивления при относительном перемещении одного тела по поверхности другого под действием внешней силы, направленной по касательной к общей границе между этими телами.

Наибольшая сила трения покоя — сила трения покоя, любое превышение которой ведет к возникновению движения.

Предварительное смещение — относительное микроперемещение двух твердых тел при трении в пределах перехода от состояния покоя к относительному движению.

Скорость скольжения — разность скоростей тел в точках касания при скольжении.

Поверхность трения — поверхность тела, участвующая в трении.

Коэффициент трения — отношение силы трения двух тел к нормальной силе, прижимающей эти тела друг к другу.

Коэффициент сцепления — отношение наибольшей силы трения покоя двух тел к нормальной относительно поверхностей трения силе, прижимающей тела друг к другу.

Ремонт — комплекс операций, предназначенных для восстановления исправности и работоспособности объекта реновации, восстановления технического ресурса объекта и его составных частей.

Глава 1. Введение в триботехнику 17

Процессы реновации — конструктивные, технологические и организационно-технические мероприятия по ремонту, восстановлению и модернизации и (или) утилизации объекта реновации.

Реновация (отрасли, машины, узла, детали) от латинского renovatio, что означает обновление, возобновление. Комплекс технологических, конструкторских и организационных мероприятий, направленных на увеличение рабочего ресурса реновируемого объекта или его составляющих, на использование его по новому назначению или на повторное использование материала, а также на утилизацию объекта, на решение проблем, относящихся к экономии сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов страны, а также экологических проблем.

При этом реновационные работы полностью или частично восстанавливают первоначальные кондиции объекта благодаря техническому прогрессу, новым технологическим разработкам, сокращающим в машинах количество узлов и деталей, требующих частых ремонтов. Объектом реновации является оборудование, машины, средства производства, подвергающиеся восстановлению до работоспособного состояния, ремонту, модернизации.

Ремонтопригодность — свойство объекта реновации, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Составляющими работоспособности объекта являются: блочность, легкосъемность, взаимозаменяемость элементов объекта реновации, а также доступность, восстанавливаемость и контролепригодность элементов объекта реновации.

Система СТОиР, предусмотренная ГОСТ 15.601—98 — планово-диагностическая система технического обслуживания и ремонта, при которой обеспечивается работоспособность машин и механизмов путем диагностирования, обслуживания и ремонта объектов по состоянию. Предусматривает шесть видов ремонтно-обслуживающих работ: ежедневный технический осмотр; техническое обслуживание;

текущий и средний ремонт; капитальный ремонт с использованием

готовых составных частей (модулей); капитальный ремонт самих составных частей (модулей); капитальный ремонт путем восстановления изношенных деталей составных частей (модулей).

Система ППР — система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания, при которой заранее назначается про-должительность межремонтных периодов и характер проводимых мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособности машины или механизма.

18 Раздел I. ОснОВы изнОсОстОйкОсти ПРи тРении

Техническое обслуживание — совокупность мероприятий, направленных на замедление процесса потери машиной работоспособности и на частичное или полное восстановление утраченных характеристик.

Структура ремонтного цикла — последовательность принятых ремонтных работ на протяжении всего периода эксплуатации изделия.

Коэффициент технического использования — отношение времени выполнения изделием своих функций за весь период эксплуатации к сумме этого времени и времени его нахождения в ремонте и при техническом обслуживании.

Конверсия (производства, отрасли, продукции) — перестройка предприятий (необязательно оборонных) путем переориентации высвобожденных производственных мощностей при максимальном применении высоких двойных технологий для изготовления товаров народного потребления (ТНП), изделий промышленно-технического назначения (ПТН), широкой номенклатуры изделий гражданского назначения, а также использования оборудования по другому назначению.

Убытки от трения и износа в машинах

Большинство машин (85—90%) выходит из строя по причине износа деталей. Затраты на ремонт и техническое обслуживание машины в несколько раз превышают ее стоимость: для автомобилей в 6 раз, для самолетов до 5 раз, для станков до 8 раз.

На долю заводов, выпускающих новые тракторы, приходится лишь 22% мощностей; на долю заводов, изготовляющих запасные части к тракторам, — 34%, а на долю ремонтных предприятий — 44%. Иначе говоря, на ремонт тракторов затрачивается почти в 4 раза больше производственных мощностей, чем на их изготовление.

Во многих случаях для расчета типовых узлов, например направляющих станков, целесообразно использовать простую формулу износа, предложенную А.С. Прониковым [25]: c:\users\user\desktop\1.png

где U — величина износа; K— коэффициент износостойкости; p— давление;

v— скорость скольжения; t— время работы сочленения.



Технологические методы повышения износостойкости деталей машин можно сгруппировать следующим образом:

  • химико-термическая обработка: цементация, азотирование, хромирование, цианирование, силицирование, алитирование, сульфоцианирование и сульфидирование и др.;

  • термическая обработка: пламенная поверхностная закалка, „высококочастотная закалка, поверхностная закалка с нагревом в электролите, лазерное упрочнение;

  • химическая обработка: глубокое анодирование, оксидирование, фосфатирование;

  • поверхностное пластическое деформирование: обкатка шариками и твердосплавными роликами, дробеструйная обработка, алмазное выглаживание, упрочнение чеканкой, гидрополирование, обработка поверхности взрывным нагружением;

  • электроискровое упрочнение; „

  • гальванические покрытия: хромирование, никелирование,

  • железнение, борирование, родирование, серебрение, лужение, свинцевание и покрытие сплавами;

  • химические покрытия: никелирование, хромирование, покрытие кобальтом и сплавами никель—кобальт;

  • способы придания поверхности антифрикционных свойств: графитирование тирование, накатывание (углубления, канавки), нанесение покрытий в вакууме, нанесение дисульфида молибдена, фрикционное латунирование и бронзирование — ФАБО (финишная антифрикционная безабразивная обработка), покрытие пластмассами (вихревой и газопламенный методы), металлизация напылением.

32 Раздел I. Основы износостойкости при трении

  • наплавка: электродуговая, электрошлаковая, вибродуговая;

  • нанесение износостойких покрытий методом конденсации в вакууме с ионной бомбардировкой (метод КИБ);

  • нанесение твердосмазочных покрытий на основе молибдена методом магнетронного напыления для узлов сухого трения.

Составитель: д-р. тех. наук, доцент, профессор кафедры ПМИФиМП Шарипов Б.У.

Скачать 88.66 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница