Курса химии по ступеням Пропедевтический курс «Введение в химию» 6 класс. «Вещества на службе у человека»



Скачать 477.7 Kb.
страница1/2
Дата31.12.2017
Размер477.7 Kb.
ТипИнструкция
  1   2

Содержание учебного предмета, курса, включающее описание структуры учебного материала, в том числе с указанием содержательных линий и входящих в них разделов и тем в рамках работ по обновлению содержания учебного предмета «Химия» (8-9 классы)


Содержание курса химии по ступеням
Пропедевтический курс «Введение в химию»

6 класс. «Вещества на службе у человека»
Превращения и «не-превращения» веществ

«Рецепт»-инструкция как способ описания химического превращения. «Этикетки» как средство распознавания «нужных» веществ.

Превращения и не-превращения веществ в природе и в быту. Условия их осуществления. Критерии наличия или отсутствия превращения. Описание и «микромодель» процесса. Составление схемы и «рецепта» превращения. Превращаемое вещество и вещество-«помощник». Постановка учебной задачи курса. Формулировка вопросов «на будущее».

Практическая работа. «Мы не волшебники, а только учимся»: осуществление превращений по инструкции.
Загадки «видимого» и «невидимого»: молекулярная интерпретация превращений

Жидкость и раствор. Раствор как однородная смесь. Неизменность компонентов раствора и способы их выделения в исходном виде. Растворение вещества в воде. Упаривание раствора. Кристаллизация. Молекулярная интерпретация агрегатных переходов. «Микромодели» процессов растворения и кристаллизации. Поваренная соль и другие соли. Различение солей. Добыча соли из природных источников.

Растворимые и нерастворимые вещества. Нерастворимые в воде вещества. Различение грубых смесей, взвесей и растворов. Фильтрование. Моделирование процесса на «микроуровне».

Практическая работа. Растворение и кристаллизация соли. Испарение и конденсация воды. Разделение смеси фильтрованием. Очистка загрязненной соли.

Проекты. «Круговорот воды в чайнике», «Опреснение воды», «Полезные примеси», «Мирабилит – чудесная соль».
Вещества вокруг нас

«Сладкое сырье»: моделирование процессов выделения и очистки сахара. Получение сахара-рафинада.

Сливочное и растительное масло. Другие жиры. Использование и производство молочных продуктов: разделение компонентов молока. «Масличные» растения. Горючесть масел. «Водоотталкивающие свойства» жиров.

Мыло в хозяйстве. Отличия стирки и «химической чистки». Мыловарение. Щелок. Свойства жира, воздуха, воды и мыла как свойства их молекул.

Молекулярная интерпретация процесса образования эмульсии.

Сода и поташ. Применение. «Вываривание» соды и поташа. Свойства питьевой и «стиральной» соды.

Уксус. Получение и применение уксуса. Разбавление уксусной кислоты (расчет).

Практическая работа. Получение эмульсии жира, мыльной пены. Варка мыла.

Проекты. «Друзья Мойдодыра», «Горшок золы», «Сахар у нас на столе», «Бензин как растворитель», «Получение эфирных масел», «Кислоты у нас дома».
Надежный помощник

Как клеит клей: «микромодель» процесса склеивания. Две работы компонентов клея – обеспечение «твердости» и «текучести». Что и чем клеить: моделирование связующего материала и процесса склеивания в разных случаях.

Гипс. Особенности гипса как связующего материала. Роль воды в приготовлении гипса. Обжиг гипса. Свойства «пережженого» гипса. Моделирование «состава» гипсового раствора и гипсовой отливки.

Как склеивают камень: получение извести обжигом известняка, приготовление известкового «раствора». «Химическое связывание» воды: отличие от смешивания. Известняк, негашеная и гашеная известь, их различия. Получение и идентификация «известкового камня». Роль углекислого газа в его образовании. «Круговорот» известняка. Выделение газа при действии кислот на известняк. Идентификация газа. «Круговорот» углекислого газа: образование осадка при действии углекислого газа на известковую воду, «растворение» осадка под действием кислот.



Демонстрации. Коллекция «Известняки». Свойства углекислого газа.

Лабораторные опыты. Склеивание бумаги и стекла водой. Склеивание крахмальным клейстером, резиновым клеем, расплавом полиэтилена. Приготовление известкового «теста» и «склеивание» кирпичей. Свойства гашеной и негашеной извести. Изучение свойств известняка: действие воды и кислот. Действие углекислого газа на известковую воду и «растворение» осадка в кислоте. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приготовление гипсовой смеси, изучение условий ее затвердевания.

Практические работы. Распознавание карбонатов. Действие кислоты на соду: идентификация газа. Различение мела и извести. Идентификация газа в составе газированной воды.

Проекты: «Превращения камней (глина, известняк и песок)», «Как делают стекло», «Откуда взялся школьный мел», экспериментальные работы: «Действие соды на известковую воду: осаждение «мела» и получение щелочи. Приготовление соды: поглощение углекислого газа щелочью».
Горючие вещества – необходимые и опасные

Горение угля. Участие воздуха в процессе горения. Обугливание древесины. Продукты сгорания и обугливания. Отличия сгорания и обугливания. «Углеводы» − горючие вещества. Получение угля из древесины, сжигание угля. Моделирование превращений на «микроуровне». Образование древесины растениями. Брожение и дыхание как источники углекислого газа. Образование углекислого газа при дыхании. Расход кислорода из воздуха.

Горение парафина, нефти и газа. Образование сажи и копоти, обнаружение продуктов сгорания. Горение спирта. Химический элемент углерод как основа круговорота органических веществ. «Круг превращений» соединений углерода. Зажигание и тушение огня. Угарный газ. Негорючие материалы.

Жиры как горючие вещества.

Сера. Горючие сернистые минералы. Сернистый газ.

Демонстрации. Обугливание древесины, бумаги, сахара, крахмала, обнаружение продуктов. Горение нефти и газа. Условия образования копоти. Горение спирта.

Лабораторные опыты. Изучение продуктов горения парафина (свечи).

Проекты. «Чем питаются и как дышат растения?», «Что рассказал каменный уголь?», «Углерод – основа жизни», «Из чего сделаны спички?», «История керосиновой лампы», «Что «едят» автомобили?», «Огниво».
Известь и известняк. Сода

Назначение производства извести из известняка. «Гашеная» и «негашеная известь». Круг «извести и известняка», его пересечение с кругом «углекислого газа». Химический элемент кальций как основа круга извести и известняка.

Два вида соды. Химический элемент натрий как основа «круга соды».

Карбонаты как вещества круга углекислого газа.



Демонстрации. Гашение извести. «Кальцинация» соды.

Лабораторные опыты. Проба («качественная реакция») на углекислый газ. Растворение «известнякового осадка» в избытке углекислого газа. «Гашение соды» уксусом.
Век медный...

Медь и ее применение. Выплавка меди из руды как превращение веществ. Различение выплавки и плавки. Медные руды, их обжиг, двойная роль угля. Свойства малахита. Моделирование процесса выплавки меди. Восстановление и окисление меди. «Круг» соединений меди.

Медный купорос и его превращения. «Круг» медного купороса. Взаимодействие железа с медным купоросом, изучение продуктов реакции. «Соль» железа. Схема реакции замещения.

Демонстрации. Образцы природного малахита и других медных руд. Восстановление оксида меди углем.

Лабораторные опыты. Свойства малахита: отношение к воде и кислотам, разложение при нагревании, исследование продуктов. Окисление меди на воздухе, «очистка» меди кислотой.

Практические работы. Цепочки превращений медного купороса. Решение экспериментальных задач по «кругу» превращений меди и ее соединений: распознавание растворов, осуществление превращений по цепочке. Действие щелочи на растворимые соли меди, исследование продукта.

Действие медного купороса на железо, исследование продуктов.

Взаимодействие цинка с медным купоросом, изучение продуктов реакции. Превращения цинкового купороса.

Проекты: «Медной горы Хозяйка», «Медь – древнейший металл», «Сказки, притчи и пословицы о металлах», экспериментальные работы: «Приготовление ярь-медянки», «Получение и идентификация малахита».
Век железный...

Превращения солей железа. Условия получения ржавчины. Превращения ржавчины. «Круг» железа. Проблема восстановления железа. Доменный процесс, двойственная роль угля. Моделирование процесса выплавки железа.

Передел чугуна. Выплавка стали. Железные руды и «обманки».

Демонстрации. Восстановление железа из оксида углем. Работа доменной печи.

Практические работы. Цепочки превращений по «кругу» железа и его соединений. Решение экспериментальных задач.

Проекты: «История чугуна и стали», «Коксование угля».
Обобщение материала

Химический элемент как «гарант» выполнения превращений по «кругу». Простые и сложные вещества. Таблица элементов и их символы. Элементный состав веществ, их «настоящие химические» названия.

История химии. Алхимия и ее основания. Алхимическая интерпретация превращений и алхимические рецепты.

Практическая работа. Анализ текстов и иллюстративного материала.

Составление и решение задач и загадок.

Проекты. «История открытия элементов», «История названий и символов элементов», «Можно ли сделать золото?», «Хроники Вещественного Мира. Сказания и легенды о превращениях веществ».

7 класс. «Учимся превращать вещества»
Повторение. Работа с пройденным материалом

Элементы. Простые вещества и соединения элементов. Символы и названия известных элементов. Схемы соединения, разложения и замещения как возможности превращений простых веществ и соединений. Классификация элементов: металлы и неметаллы.

«Круг» меди. Получение осадков из солей меди действием щелочи и соды. Свойства осадков, их элементный состав.

«Круг» железа. Состав ржавчины. Испытание железа. Два типа соединений железа: возможность «доокисления».

Образование «купоросного масла» при разложении купоросов.

Демонстрации. Разложение железного купороса при нагревании.

Лабораторные опыты. Осаждение и свойства оснований меди и железа. Действие кислоты на железо, изучение продукта. «Доокисление» железа как условие получения ржавчины и «железного» купороса.

Практическая работа. Получение малахита и его идентификация.
Все ли растворят кислоты?

Кислоты дома и в лаборатории. Общие свойства кислот. Моделирование состава кислоты, определение функций элементов кислот. Проба на кислоту. Указатели кислот – индикаторы. Кислотные «остатки»: состав солей.

Получение минеральных кислот из солей.

Действие кислот на металлы. Схема «взаимодействия». «Вытеснительная» «активность» металлов по отношению к другим металлам и к водороду: «ряд активности».

Получение и свойства водорода. Взрывоопасность смеси водорода с воздухом, техника безопасности. Элементный состав воды. Размещение водорода в «ряду активности» металлов.

Генетические связи металлов, оксидов, кислот и солей.

Серная кислота. Превращения серной кислоты. Сульфаты. Генетические связи серной кислоты. Соляная и азотная кислоты.

Демонстрации. Получение соляной кислоты из соли. Получение кислоты из селитры. Получение и свойства водорода. Образование воды при горении водорода. Восстановление оксида меди водородом. Получение кислот из купороса и селитры. «Серебрение» медной монеты.

Лабораторные опыты. Действие кислот на металлы. Изучение реакций замещения с участием данного металла.

Практические работы. Испытание «домашних» и «лабораторных» кислот. «Работа» индикаторов. «Требуется индикатор!». Решение экспериментальных задач по «кругу» превращений серной кислоты.

Проекты: «История кислот», «Для чего растениям и животным кислоты?», «Растения-индикаторы», «Открытие газов», «История водорода», «Мать всех кислот», «Откуда берут серную кислоту?», «Царская водка».
Что лежит в основании?

«Противоположные» функции кислот и щелочей как «универсальных посредников» превращений. Схема обмена соли и щелочи: идентификация осадка и растворимого продукта реакции. Действие щелочи на соляную кислоту.

Поиск элементного состава щелочи. Вытеснение» водорода из воды наиболее активными металлами. Общие свойства щелочей. Уточнение состава воды. Состав основных гидроксидов.

Получение солей щелочных металлов. Генетические «круги» щелочных и щелочноземельных металлов (натрия, калия, кальция, магния). Моделирование состава и схем превращений веществ известных генетических «кругов» (уточнение элементных формул известных веществ). «Два лика» воды. Схема «растворения» нерастворимых оснований в кислоте.

Глинозем. Амфотерность гидроксида алюминия.

Демонстрации. Взаимодействие магния с горячей и холодной водой. Взаимодействие натрия, кальция и калия с водой. Взаимодействие натрия с соляной кислотой. Горение натрия в хлоре.

Лабораторные опыты. Действие щелочей и кислот на соли: осаждение и «растворение» оснований. Действие растворов щелочей на фенолфталеин. Испытание щелочей. Осаждение и растворение гидроксида алюминия.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач (распознавание веществ, цепочки превращений).

Проекты. «Что я знаю о превращениях веществ». «Щелочные соли». «Напиток Клеопатры».
Реакция нейтрализации. Соли

Взаимная нейтрализация кислоты и щелочи. Кислотные и основные «начала» солей. Способы получения солей. Названия солей.

Нейтрализация как типовой способ получения солей. Схема нейтрализации. Проблема использования индикатора. Образование воды. Варианты кислотно-основного взаимодействия. Теплота нейтрализации. Требование эквивалентности количества вещества при нейтрализации: изучение соотношения объемов растворов при разбавлении.

Соли вокруг нас. Образование солей в природе и в технологических процессах. «Двойной обмен» солей. Осаждение одной из солей как условие протекания реакции обмена между солями. Таблица растворимости солей.



Лабораторные опыты. Нейтрализация кислоты щелочью в присутствии лакмуса. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.

Практические работы. Получение медного купороса. Решение экспериментальных задач. Получение солей реакциями обмена: изучение условий протекания.
Прирученная молния

Природа электрического тока.

Прохождение электрического тока через металл: отсутствие превращения.

Два рода электрического заряда: способность заряженных тел к притяжению и отталкиванию.

Электрическая проводимость растворов. Электролиз раствора хлорида меди. Идентификация продуктов электролиза. Заряженные частицы в составе соли и потеря зарядов на электродах.

«Восстановление» под действием электрического тока: сравнение процессов электролиза и реакций замещения. Возможность окисления электрическим током: электролиз сульфата меди с медным анодом. Моделирование процесса как переноса заряда.

Моделирование «механизма» реакции замещения как «перемещения электронов (элементарных зарядов)».

Электролиз растворов кислот и щелочей. Определение знаков зарядов элементов в кислотах и солях. Определение знаков зарядов элементов частиц в веществах по цепочкам взаимодействий.

Положение металла в «ряду активности» с точки зрения механизма замещения. перехода электронов. Невозможность получения активных металлов в водном растворе. Электролиз расплава как способ получения самых активных металлов.

Построение модели электролиза расплава. Алюмотермия и ее объяснение.

«Восстановительное» и «окислительное» замещение: ряд «активности» неметаллов.

Окислительные процессы без участия электрического тока. Окисление соляной кислоты. Получение брома и иода. Неметаллы и их окислительная способность.



Демонстрации. Электролиз сульфата меди с медным анодом. Электролиз растворов соляной кислоты, воды (с индикатором), щелочи. Окисление соляной кислоты перманганатом калия, действие хлора на бромиды, иодиды, сульфиды. Белильное действие хлорной воды. Получение железа алюмотермией.

Практическая работа. Электролиз хлорида меди.

Проекты. «Что такое электрический ток?», «Охота за невидимками: получение натрия и калия», «Открытие хлора», «Открытие брома и иода», «Как получить фтор?», «Тайна белых одежд».
Невидимое глазу...

Реакции обмена между солями. Выпадение осадка нерастворимой соли как причина протекания обмена. Моделирование реакции на «микроуровне». Механизм обмена. Отличие механизма обмена и замещения. Построение таблицы растворимости солей. Связывание «ионов воды» как механизм нейтрализации.



Лабораторные опыты. Исследование возможностей получения солей в реакциях обмена.

Практические работы. Получение растворимых и нерастворимых солей посредством обмена. Составление и дополнение таблицы растворимости солей. Реакции обмена солей со щелочами. Решение экспериментальных задач: распознавание растворов солей, кислот, щелочей, нерастворимых веществ.

Проекты. «Определитель веществ». Экспериментальное исследование: Изучение кислотности-щелочности водных растворов солей.
О чем рассказывает химическая формула?

Атомы – форма существования химического элемента. Состав воды и валентность атомов водорода и кислорода. Состав гидроксидов железа и его переменная валентность. Определение валентных возможностей атомов по известным формулам соединений. Определение величин зарядов ионов.

Запись схемы и уравнения реакций в «настоящих» формулах. Составление уравнений известных реакций по известным «кругам превращений». Составление уравнений «новых» превращений по описаниям, восстановление их полноты.

Типы реакций. Классификация веществ по составу и свойствам.

Количественные отношения реагентов и продуктов в уравнении реакции.

Практические работы. Определение валентных возможностей элементов по заданным формулам соединений. Описание заданных опытов «на языке формул».Решение расчетных задач.
Что пишут учебники?

Знакомство с учебниками и справочниками. Постановка учебных задач систематического курса.



Практическая работа. Интерпретация образца учебного текста.

Основной курс

8 класс. Строение вещества. Законы и правила превращений веществ
Состав и строение атомов. Порядковый номер элемента

Состав атома. Заряженные частицы в атоме: размещение электронов в «оболочке» Понятие об атомном ядре. Электронейтральность отдельного атома. Функции составных частей атома. Постоянство заряда ядра атомов элемента и его «химический смысл». Физический смысл порядкового номера элемента в Периодической таблице.

Стабильность ядра. Изотопы. Массовое число элемента. Атомные массы: смысл приближенного значения. Единицы измерения атомных масс и их соотношение.

Функции элементарных частиц в атоме. Возможность и последствия изменения числа протонов, нейтронов и электронов в атомах элементов. Механизм образования положительных и отрицательных ионов. Силы, действующие в атомах и их зависимость от состава и размеров атома.



Практическая работа. Определение состава атомов и ионов заданных элементов по данным Периодической таблицы. Вычисление средней атомной массы элемента по изотопному составу.

Проекты. «История открытия атомов», «Изотопы в науке и в жизни», «Можно ли сделать золото: превращения элементов».
Строение электронной оболочки. Место элемента в Периодической системе

Валентность – «химическое лицо» атома: гипотеза о постоянстве числа «внешних» электронов. Послойное размещение электронов. «Внутренние» электроны: вместимость электронного слоя. Форма и число s-, p-, d-орбиталей, «парность» и «непарность» электронов. Установление порядка заполнения электронной оболочки. Устройство Периодической системы: связь со строением атома.

Разные способы фиксации строения электронной оболочки атома. Электронные формулы элементов 1-4 периодов. Физический смысл номера периода и номера группы для элементов разных подгрупп (семейств элементов). Определение строения внешнего электронного слоя по положению элемента в Периодической системе (1-4 периоды). Определение положения элемента в Периодической системе по строению его электронной оболочки (главные подгруппы 1-4 периодов)

Практические работы. Моделирование строения электронной оболочки по данным о составе соединений элемента. Запись электронной формулы атомов элемента по порядку заполнения электронной оболочки.

Проекты. «Особенные атомы: «провалы» электронов».
Свойства атомов

«Химическое поведение» элемента: силы внутриатомных взаимодействий. Размеры атомов. Причины особого значения электронов внешнего слоя. Изменение силы притяжения валентных электронов к ядру атома в малых периодах и главных подгруппах. Изменения атомных радиусов элементов. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов.



Практическая работа. О чем говорит «соседство по таблице»: сравнение строения и свойств атомов разных элементов.

Проект. «Таблица Менделеева: для чего были оставлены пустые клетки?»
Химическая связь. Строение и свойства веществ

«Связывающие» пары электронов. Простые и кратные связи. Валентные возможности атомов 1-3 периодов. Постоянная и переменная валентность. Определение возможных валентностей атомов элементов 1-3 периодов по расположению их электронов внешнего слоя. Графические формулы веществ. Определение валентности по формуле соединения. Составление формул веществ по валентности атомов элементов.

Типичные заряды ионов. Электроотрицательность атомов элементов как соотношение возможности «получения» и «потери» электронов. Проявление атомами различной электроотрицательности в зависимости от заряда ядра и удаленности валентных электронов. Сравнение ЭО атомов соседних по периоду и по главной подгруппе элементов.

Зависимость проявления атомами валентности от партнера по соединению.

Связь ЭО с металлическими и неметаллическими свойствами простых веществ и составом типичных соединений. «Химическое лицо» атома типичного металла и типичного неметалла.

Ионное связывание типичных металлов и неметаллов. Моделирование образования ионной связи. Определение зарядов ионов в ионных соединениях. Типичные свойства веществ ионного строения.

Ковалентное связывание. Полярность ковалентной связи. Состав простых веществ-неметаллов. Ряд ЭО неметаллов и полярность связи в соединениях неметаллов. Молекулярное и атомное строение простых веществ неметаллов и их соединений. Типичные признаки ковалентных соединений.

Моделирование связи физических свойств вещества с типом его строения (водород, кислород, хлор, вода, хлороводород, алмаз, графит, оксид кремния, оксиды углерода, метан).

Строение металлов. Образование сплавов металлов.

Лабораторные опыты. Выращивание кристаллов солей.

Демонстрации. Возгонка йода. Растворение йода в воде, спирте, бензине, экстракция йода из водного раствора. растворимость солей в воде и бензине. Возгонка сухого льда. Опыты с жидким азотом (видеофрагмент). Образцы веществ разного строения.

Практические работы. Определение типа связи и строения веществ по свойствам атомов элементов и справочным данным о физических свойствах. Объяснение различий в свойствах веществ (попарное сравнение).

Проекты. «Строение молекул», «Металлы и сплавы».


Каталог: media -> files
files -> Время Большой зал
files -> Технические требования
files -> Наименование и № журнала кс, №10, 2012, «Ваш вопрос»
files -> Конкурсной комиссии ОАО
files -> Код продукции комплекс аппаратно-програмный мх-01
files -> 4 Найти массу кристаллогидрата CaCl
files -> Инструкция по начальной настройке почтового клиента outlook express для работы через безопасное подключение (ssl)
files -> Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Общая и неорганическая химия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница