Курсы повышения квалификации по программе «Из детства в отрочество» Т. Н. Дороновой 2003 год Обобщила опыт работы на тему «Профилактика и коррекции осанки и плоскостопия»



Скачать 366.34 Kb.
Дата28.11.2017
Размер366.34 Kb.
ТипКурсы повышения квалификации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

(вторая категория)
Из опыта работы
d:\мои документы\мои рисунки\занятия\игры 010.jpg

г. Когалым 2011г.


c:\users\радик\pictures\img_5403.jpg


Инструктор по физкультуре

Первой квалификационной

категории

1990 год - Начало творческого роста в детском саду МПНК ОШ ААС №14

1995год – Продолжила свою работу в детском саду «Колокольчик»

1999 год – Обобщила опыт работы на тему «Применение нестандартного оборудования на занятиях»

1999 год – Аттестовалась на вторую квалификационную категорию

2000 год – Приняла участие со своими воспитанниками в городском спортивном соревновании, где заняли 3-е место

2002 год - Прошла курсы повышения квалификации по программе «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой

2003 год - Обобщила опыт работы на тему «Профилактика и коррекции осанки и плоскостопия»

2004 год - Аттестовалась на вторую квалификационную категорию

2005 год – Аттестовалась на первую квалификационную категорию

2006 год - Награждена Почетной грамотой Управления образования Администрации за творческий труд

2007 год – Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства

на тему «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия» и заняла 3 место

2009 год – Награждена Почетной грамотой МУ «Управления дошкольного образования» за творческий добросовестный труд

2009 год – Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Управление качеством образования в ДОУ», Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования РФ

2010 год – Избрана членом Методического совета МДОУ детского сада «Колокольчик» общеразвивающего вида

2010 год – Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства

на тему «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия у детей в условиях детского сада»

2010 год - Аттестовалась на первую квалификационную категорию

2010 год – Награждена Почетной грамотой МУ «УДО» за многолетний, добросовестный труд

2011 год – Победитель конкурса в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного учреждения»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….1

Структура внедрения программы……………………………. …………......4

Этапы реализации программы
I.Подготовительный ………………………….…………………………………5
II.Основной

1.Формы и методы профилактики и коррекции осанки и плоскостопия……6

2.Модель двигательного режима……………………………………………….7

3.Перспективное планирование………………………………………………..9

4.Взаимодействие ДОУ с социумом ………………………………………….16

5.Взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ…………...17

6.Информация для родителей………………………………………………...18
III.Заключительный этап………………………………………………………...20

Литература……………………………………………………………………….23

Приложение………………………………………………………………………24

Фотоприложение…………………………………………………………………44



Пояснительная записка

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – эта основа формирования личности.

Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Не секрет, что и в образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Формирование осанки у детей дошкольного возраста связано с основными задачами предмета «Физической культуры» и проводится с учётом возрастных особенностей развития детей.

Обследование опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста в 2008-2009 уч.году показали, что у 17% детей имеется нарушение осанки и у 14% развито плоскостопие.

Существующие программы обучения и воспитания не дают в полной мере возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребёнка.

В связи с актуальностью данной проблемы целью программы является: Профилактика сколиоза и плоскостопия у дошкольников в условиях детского сада.

Цель программы обусловила решение следующих задач:


  • Способствовать: укреплению мускулатуры ног и мышц спины;

  • повышению умственной и физической работоспособности организма;

  • Совершенствовать традиционные приёмы и методы, а также поиск новых, более эффективных научно-обоснованных путей взаимодействия участников педагогического процесса в вопросах профилактики и коррекции плоскостопия и осанки у детей дошкольного возраста;

  • Формировать физические качества, двигательные умения и навыки;

  • формировать положительное отношение к физкультуре и спорту.

  • Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников.



Принципы построения программы:

  1. Подбор и сочетания различных видов деятельности;

  2. Доступность;

  3. Постепенность;

  4. Учёт индивидуальных особенностей детей и группы;

  5. Эмоциональное стимулирование (поощрение).


Новизна:

Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в нестандартном подходе построения занятий, в подборе материалов и атрибутов, ориентированных на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей.




Ожидаемый результат:

Дети:

  1. Увеличение количества детей с 1 группой здоровья.

  2. Проведение коррекционных и профилактических мероприятий будет способствовать:

- коррекции и профилактики плоскостопия и улучшения осанки у детей;

- укреплению функциональных систем организма.

  1. Оптимальное сочетание разнообразных форм физкультурно- оздоровительной работы с детьми окажет позитивное влияние на здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

  2. Рациональная организация двигательной деятельности детей будет способствовать повышению показателей здоровья и физического развития дошкольников.



Родители:

  1. Узнают слабые и сильные стороны ребёнка, готовы к поддержке и помощи.

  2. Ощущают личностную сопричастность к образованию своего ребёнка.

  3. Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

  4. Создают дома условия – устанавливают спортивные уголки, приобретают спортивное оборудование, инвентарь.


Основные направления работы:

  1. Утренняя гимнастика (в форме ритмической гимнастики, корригирующей, традиционная, дыхательная);

  2. Занятия (на тренажёрах, в форме подвижных игр, соревнования, тренировочные, зачёты, традиционные);

  3. Закаливающие процедуры;

  4. Дыхательная гимнастика (по Хатха-йоге, А.Н.Стрельниковой);

  5. Динамические часы.

6. Кружковая работа


Сроки реализации программы

п/п

Этапы реализации программы

Сроки

1.

Подготовительный

2008 г.

2.

Основной. Практическое внедрение программы

2008-2010 г.

3.

Заключительный. Аналитический

2011 г.



Структура внедрения программы в образовательный процесс МДОУ


1.Подготовительный этап



1.Ознакомление с теоретическими основами программы


Определение оздорови-тельной направленности и значимости для детей

Педагогико-психолого-медицинская оценка и прогноз результативности




2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки




3. Совершенствование здоровьесберегающей среды



2.Основной этап.

Практический



4. Включение программы в педагогический процесс


5.Анализ результатов использования




6. Показ результатов

3.Заключительный этап. Аналитический


Наглядный материал

Выступления

Открытые мероприятия




7. Выводы


Этапы реализации программы


  1. Подготовительный этап. 2008 г.





Содержание работы

Форма

проведения

Сроки

1.

Изучение и сравнительный анализ эффективных технологий и методик профилактики и коррекции осанки и плоскостопия:

  • Сеансы самооздоровления (В.Т.Кудрявцева);

  • Психогимнастика в детском саду (Е.А.Алябьев);

  • Дыхательная гимнастика (А.Н.Стрельникова);

  • Дыхательная гимнастика по Хатха-йоге;

  • Театр физического развития и оздоровления (Н.Ефименко);

  • Здоровьесберегающая педтехнология (В.Ф.Базарного)

Педагогические чтения, консультации, обсуждения

Сентябрь-октябрь

2.

Совершенствование здоровьесберегающей

среды для реализации программы






В теч. года

3.

Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей




В теч.

года


4.

Разработка комплексов корригирующей гимнастики для детей

Консультации,

обсуждения



сентябрь

5.

Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов

Оформление стендов, семина-ры, консультации

В теч. года

6.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

Проведение семинаров, лекций, консультаций и др.

В теч. года


  1. Основной этап.

Практическое внедрение программы (2008-2010 г.г.)



1.Формы и методы профилактики и коррекции осанки и плоскостопия




Формы и методы

Содержание

Сроки

1.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

-Занятия по физической культуре;

-утренняя гимнастика;

-подвижные игры разной интенсивности;

- спортивные игры;

-игры- развлечения;

-занятия на тренажёрах;

-динамический час

-кружковая работа



В теч.года

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

1 раз в месяц

2раза в нед.

1раз в нед.

1раз в нед.



2.

Арома- фитотерапия

- Ароматизация помещений;

-фитопитание (отвары трав, фиточай)



Согласно плану работы

3.

Элементы психогимнастики

-Коррекция поведения;

-релаксация



Постоянно

2раза в нед.



4.

Закаливание

-проветривание помещений;

-прогулки на свежем воздухе;

-дыхательная гимнастика;

-босохождение;

-ходьба по дорожкам «здоровья»


В соответ. с графиком

2раза в нед.

Ежедневно

ежедневно



5.

Коррекционная работа

-Корригирующая гимнастика;

-корригирующая гимнастика после сна;

-массаж стоп и спины (детьми)


Ежедневно

Ежедневно

1раз в неделю


6.

Пропаганда ЗОЖ

-Специализированные занятия;

-беседы


По плану МДОУ



2.Модель двигательного режима детей в детском саду





Виды занятий

Особенности организации

  1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Вариативность: традиционная, игрового характера, с предметами, ритмическая гимнастика

1.2

Двигательная разминка

Ежедневно, во время большого перерыва между занятиями(с преобладанием статических поз)

1.3

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.

1.4

Подвижные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно, используются разные способы организации детей, предлагаются варианты усложнений, целесообразность их сочетания. Соответствие содержания игр и физических упражнений времени года, погоде и уровню подготовленности детей

1.5

Индивидуальная работа по коррек-ции и профилактике осанки и плоскостопия

4 раза в неделю

1.6

Гимнастика после дневного сна в сочетании с конт-растными воздуш-ными ваннами

Ежедневно, по мере пробуждения детей

1.7

Корригирующая гимнастика в соче-тании с «дорожкой здоровья»

Ежедневно, после дневного сна

2. Учебные занятия

2.1

По физической культуре

Три раза в неделю, с учётом уровня двигательной активности детей, проводится в первой половине дня (одно на воздухе) Проводятся по типам: традиционные, тренировочные, игровое, сюжетно-игровое, на тренажёрах, по интересам, тематическое, контрольно -проверочное

  1. Самостоятельные занятия

3.1

Динамичес. час

2 раза в неделю под руководством воспитателя

  1. Физкультурно-массовые занятия

4.1

Неделя здоровья

Два раза в год (в период каникул)

4.2

Физкультурный досуг

Один раз в месяц

4.3

Физкультурно-спортивные праздники

Два раза в год, внутри детского сада

5.Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

5.1

Домашние задания (с целью закрепления упражнений по коррекции осанки и плоскостопия)

Определяются воспитателем по рекомендации инструктора по физкультуре

5.2

Совместные мероприятия детей и родителей

4 раза в год

5.3

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада

Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых занятий

Программа рассчитана на два года обучения (старшая и подготовительная к школе группы). Научно-методическое обеспечение этой программы составляют:



  1. Программа «Из детства в отрочества» Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева,

Н.А. Гордеева.

  1. Программа «Здоровье» В.Т. Алямовская.

  2. Программа «Коррекционная работа в детском саду» Л.И. Плаксин.

  3. Программа по физическому развитию «Развивающая педагогика оздоровления» В.Г. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.


3. Перспективное планирование по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия в старшей группе:

Задачи:

  • Вырабатывать у детей, с помощью физических упражнений привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо;

  • Способствовать укреплению мускулатуры стопы и ног;

  • Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников;

  • Способствовать формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, а также положительного отношения к физкультуре и спорту.




Сентябрь

  1. Беседа «О проблеме нарушения осанки и плоскостопия»

  2. Просмотр схем с изображением стопы человека, (норма и плоскостопие) изображение человека с прямой осанкой и с нарушением осанки;

  3. Просмотр видеосюжета «использование профилактических и коррекционных упражнений»;

  4. Проведение разминки: ходьба на носках- руки вверх: ходьба на пятках- руки к плечам

  5. Знакомство с упражнениями: «Художник», «каток», «разбойник»

  6. Игра «Собери камешки»

Октябрь

1.Разминка: ходьба - на внешней стороне стопы, в полуприсяди (спину держать прямо);приставным шагом, на пятках – с различным положением рук; бег- галопом боковым; на носках, «змейкой», с высоким подниманием колен, с захлестом голени

2. Упражнения на формирование правильной осанки, выполнять с удержанием предмета на голове ( 5 упражнений);

Ходьба по ребристой доске с мешочком на голове, хождение по палке, лежащей на полу, правым и левым боком.

3. упражнения на мягких модулях: на спине, животе; на мячах – прокатывание спиной.

3. Работа с массажером для ног, на тренажерах

4. Подвижная игра «Вороны и воробьи», «Быстроногие зайчата»



Ноябрь

1. Ритмическая гимнастика

2. Ходьба - на носках- руки вверх, на пятках –руки за спину, «кошечкой», бег на носках до 1 мин.

3. Дыхательные упражнения «Радуга - обними меня», «Насос», «Ёжики»

4. Работа на шведской стенке: «вис», «уголок», «радуга»; лазание по шведской лестнице, наступая серединой стопы.

5. Игровое упражнение с бегом и прыжками.

6. Упражнения с палками.

7. Упражнения: «Гусеница», «Маляр», «Кораблики», «собери клад».


Декабрь

1. Разминка: Ходьба - на внешней стороне стопы- по диагонали – руки в стороны, в полуприсяди, приставным шагом (правым и левым боком), с высоким подниманием колен, бег- упор на стопу, с захлёстом голени

2. Музыкально-ритмическая игра «Зеркало»

3. Упражнения у стены для формирования правильной осанки;

4.Игровое упражнение: «Змея», «Кенгуру», «Бревнышко», «катание» на мяче и на бревнышке – модуле;

5.Лазание по шведской лестнице переступанием – наступать на серединой стопы;

6. Упражнения на канате.

7. Малоподвижная игра « Нарисуй ногами»


Январь

1. Разминка: Ходьба - на носках, руки вверх. Ладошки вместе, приставным шагом (левым и правым боком), «хромая уточка», перекатом с пятки на носок; Бег – легкий, с ускорением, боковой галоп.

2. Знакомство с элементами движения «Веревочка».

3. Ритмическая гимнастика с элементами корригирующей гимнастики.

4. ОРУ с обручами.

5. Обучение техники работы с мячом.

6. Подвижная игра «удержи мяч правильно», «штандер».



Февраль

1.Разминка: ходьба-обычная, на внешней стороне стопы, на пятках, в полуприсяди, на коленях, «кошечка», бег- легкий, с высоким подниманием колен, боковой галоп

2. Упражнения для коррекции плоскостопия – прокатывание малого мяча , «Художник», «маляр», с палкой.

3. Работа на шведской лестнице, переход с пролета на пролет по диагонали, подъем и спуск по наклонной лестнице

4. Подвижная игра: «Ловишки», «Бег на пятках», «Оловянные солдатики»



Март

1. Разминка: ходьба - обычная, на носках, приставным шагом-носок в пятке, с приседанием, перекатом, с пятки на носок, бег – легкий, «змейкой».

2. ОРУ с мячом

3. Статическое равновесие: стоять на мяче набивном, на кубе – на одной ноге, одна рука вверх, другая в сторону.

4.Ходьба по канату, лазание по гимнастической скамейке с помощью рук (подтягивание), перепрыгивание через кубы, приземляясь на стопу.

5.Подвижная игра: «По камешкам», «Собери зерно в колос»


Апрель

1. Разминка: Ходьба – обычная, на наружной стороне стопы, с приседанием, «аист», «медвежата», бег – легкий, с ускорением, галоп боковой, врассыпную, прыжки – «кенгуру», «лягушата».

2. Комплекс ОРУ «Утята» (5 упражнений для профилактики плоскостопия)

3. Упражнения для укрепления мускулатуры ног и живота: «Толстый – тонкий», «Воздушный велосипед», «воздушная лестница».

4. Игровое упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки – ходьба с книгой на голове.

5. Подвижная игра: «Северный и южный полюс», «Заморожу».

6. Игра малой подвижности «Кладоискатели».



Май

1. Разминка: Ритмическая гимнастика

2. Упражнение на восстановление дыхания « Радуга», «Насос»

3. ОРУ: «На лодке», «Подними мешок», «Ворота», «Испугавшиеся лошадки»

4.Упражнения для укрепления мускулатуры спины: «Как носят воду?», «Как лучше?», «Самолет», «Боксер»

5. Подвижная игра: «Салка, дай руку», «Северный и южный полюс».

6. игра малой подвижности «Плотник».




Перспективное планирование по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия в подготовительной группе:

Задачи:

  • 1.Развивать двигательные навыки и физические качества (быстрота, ловкость, сила);

  • Укреплять мышцы стопы с целью предупреждения развития плоскостопия;

  • Способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться;

  • 4.Развивать интерес к танцевальным упражнениям, учить двигаться ритмично и красиво; содействовать развитию тонкой координации, непринуждённости движений

Сентябрь

1. «Знакомство с осанкой»

2. Разминка: Ходьба - на внешней стороне стопы, «Гуськом», «Кошечкой», «По-пластунски» (с разным положением рук); Бег- легкий, с ускорением, «Галоп» боковой.

3. Работа с мячом средним (передача мяча от груди партнеру (10-12р), передача мяча из-за головы (10-12 р)

4. Подвижная игра «Пятнашки», «Подвижная цель»



Октябрь

1. «Ознакомление с различными отклонениями в осанке»

2. Знакомство детей со статическими позами и правила сохранения правильной осанки

3. Ходьба на месте с правильной осанкой и высоким подниманием ног, спортивная ходьба;

4.Разминочные виды бега;

5.Прыжки на месте

6. Упражнения на расслабления рук и поочередно ног, выполняемые в положении стоя

7. Подвижные игры: «Собери скорее», «Шаг-великан», «Салки»


Ноябрь

1.Разминка: Ходьба – на внешней стороне стопы, с высоким подниманием колена, затем с подтягивание руками ноги к груди.

2.Ритмическая гимнастика «Буратино»

3. Дыхательная гимнастика по Хатха-йоге «Дерево», «Гора», «Лев»

4. Силовые упражнения, выполняемые в упоре лежа для мышц рук, туловища, брюшного пресса.

5. Прыжки в длину с места

6. Подвижные игры: «Оловянный солдатик», «Лягушки и цапля», «Быстроногие зайчата», «Стой-беги!»



Декабрь

1.Разминка: Ходьба по «змейке», бег - легкий, «Буратино», «Змейкой, «Галоп»

2.Прыжки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед

3.Ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, спрыгивание с нее

4. работа у стены – упражнения для осанки

5. Упражнения для ног «Художник», «Кораблик», «Улитка», «Гармошка»

6. П/И: «Быстроногие зайчата», «Лиса в курятнике», «Два мороза»



Январь

1.Разминка: Ходьба - в полуписяди, приставным шагом на пятках, на носках; бег – «змейкой». С высоким подниманием колен, с захлестом голени.

2.Ходьба по ребристой доске с мешочком на голове, хождение по палке, лежащей на полу, правым и левым боком

3.Упражнение на мягких модулях, на спине, животе, на мяче - прокатывание на спине

4. Работа на тренажерах для ног

5. Лазание по пластунски и подлезание под модули

6. Ходьба по скамейке с опорой на руки и стопы .



Февраль

1.Ритмическая гимнастика

2.Дыхательная гимнастика «Ежики», «Насос».

3. Работа на шведской лестнице: «вис», «уголок», «радуга»

4. Лазание по канату и веревочной лестнице

5.Игровое упражнение с бегом и прыжками

6.Упражнения для профилактики плоскостопия: «гусеница», «сборщики»

7. Система упражнений по Йоги: на расслабление шеи, наклоны туловища в стороны - руки сомкнуты на затылке в замок


Март

1.разминка: Ходьба- по диагонали на внешней стороне стопы, в полуприсяди; бег – с захлестом голени назад

2. Упражнение на канате

3. Лазание по шведской лестнице переступанием -наступать серединой стопы

4. Упражнение по Йоге: «Натягивание каната», «Мельница», «Гребля», «Половинный мотылек»

5. П/И: «Перелет птиц», «Бег на пятках»

6. спортивные игры: «Футбол», «Ловкие ноги»



Апрель

1.Разминка: различные виды ходьбы и бега, с разным положением рук

2. ОРУ для коррекции осанки: «Березка», «Заяц», «Выпрямление позвоночника», «Приветствие земле»

3. Упражнение для коррекции плоскостопия: прокатывание малого мяча стопами, упражнение с палкой

4. Статическое равновесии: стоять на кубе на одной ноге, одна рука вверх, другая в сторону

5. П/И: «Резвый мешочек», «Парашютисты», «Пятнашки с лентами»


Май


1. Разминка: Ритмическая гимнастика

2. ОРУ с медицинболами

3. Упражнение – поднимание по наклонной лестнице на вершину пирамиды, лежа на животе, подтягиваясь руками, спуск по наклонной доске

4.Ходьба по палке, положенной на пол, прямо, боком

5. Прыжки на батуте, с приземлением на полусогнутые ноги

6. Ходьба по дорожке «Здоровья»

7. П/И: «Мяч вверх», «Перепрыгивание с бегом», «прыжки через скакалку», «Барабан»



4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом

Построенные взаимосвязи социального партнерства с некоторыми структурами города способствуют расширению физкультурного пространства для воспитанников ДОУ и их социализации. В настоящее время педагогический коллектив стремиться переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. В ДОУ разработана определённая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно реализуется на практике.






5. Связь программы с работой специалистов ДОУ
Образовательный процесс предполагает тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Их сотрудничество, соучастие, активное общение способствуют успешной реализации программного материала по профилактике и коррекции плоскостопия и осанки.

Учитель - логопед оказывает квалифицированную помощь в работе над постановкой дыхания, подбирает и проводит с детьми развивающие дидактические игры и тренинги на развитие дыхания.

Очень важно в дошкольном возрасте дополнять восприятие окружающего мира музыкой, детям легче выполнять те или иные упражнения под музыкальное сопровождение. У дошкольников поднимается настроение, выпрямляется осанка. А также на своих занятиях по музыке, руководитель закрепляет элементы психогимнастики, музыкотерапии, коррекционную ритмику, пластические этюды, двигательные импровизации. Совместно с музыкальным руководителем составляются конспекты развлечений, спортивных праздников. (Приложение №7,8,9)

Огромная роль по профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия выпадает воспитателям детского сада. Постоянно находясь с детьми, они имеют возможность следить за состоянием осанки в течение всего дня. Воспитатели принимают активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Для повышения их компетенции по данному вопросу были подготовлены и проведены консультации: «Основные составляющие ЗОЖ», «Нарушение осанки», «Организация гимнастики после дневного сна», подбор корригирующих упражнений (приложение №4,6)



Взаимосвязь с медперсоналом.

Основные направления работы



Направление

Содержание

Профилактическое

  1. Выполнение санитарно – гигиенического режима

  2. Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей развивающей среды МДОУ

  2. Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей 5-7 лет методами комплексной диагностики.

  3. Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов.

Лечебное

1.Коррекция и профилактика плоскостопия и осанки.

Контроль за организацией и проведением режимных моментов (закаливающие мероприятия, дыхательная гимнастика) ведется медсестрой детского сада. Она осуществляет медицинский контроль на занятиях по физкультуре, проводит антропологические измерения. Непосредственно в начале и конце учебного года проводится обследование старших дошкольников на предмет выявления плоскостопия и искривления позвоночника, для дальнейшего решения оздоровительных задач средствами физического воспитания.




6. Информация для родителей.

Программа по профилактики и коррекции плоскостопия и осанки не может быть реализована полностью без помощи родителей. Только тесная взаимосвязь может позволить в полной мере реализовать поставленные задачи.

Работа с родителями по проблеме нарушения осанки и плоскостопия у детей начинается с родительского собрания, где родители знакомятся с задачами, целями и содержанием работы детского сада по этому направлению

Для того, чтобы родители имели представление о значимости данной проблемы, для них проводятся:



  • Анкетирование;

  • Консультации;

  • Беседы;

  • Дни открытых дверей;

  • Групповые родительские собрания.

В родительских уголках и вестибюле детского сада размещают наглядно-информационный материал. Разрабатывают памятки по проблеме профилактики и коррекции нарушения осанки, а также по ЗОЖ, составлены комплексы соответствующих упражнений.

Физкультурно – просветительская работа с родителями проводится постоянно и параллельно с всевозможными физкультурными мероприятиями. Это: праздники посвященные 23 февраля, семейные конкурсы, тренинги, семинары – практикумы по теме профилактики и коррекции осанки и плоскостопия, а также по ЗОЖ.

Для ребенка родители являются образцом, так как дети учатся, подражая и слушая. Поэтому очень важно, чтобы родители во всем были примером для своих детей. (Приложение №13-16)

III. Заключительный этап.

Аналитический (2011г.).



  1. Проведение заключительного мониторинга состояния здоровья детей.

  2. Изучение мнения родителей о проведенной работе (Анкетирование)

  3. Проведение открытых мероприятий (занятия, утренняя и корригирующая гимнастика, оздоровительные мероприятия.

  4. Подведение итогов работы.

  5. Постановка задач на 2011-2012 гг.


Мониторинг состояния здоровья детей

Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.



  1. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

Физическое развитие:

  • Оценка физического развития;

  • Физическая подготовленность.

  1. Показатели состояния осанки и свода стопы.

  2. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка

  • Эмоциональность;

  • Моторика;

  • Внимание;

  • Память;

  • Психологическая адаптация.

В течение года проводилась углубленная работа по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия. Уже к концу 2008-2009 уч.года показатели нарушений осанки снизились до 4%, а количество нарушений сводов стопы в этой группе – до 8%.

Медицинский персонал МДОУ производит регулярный осмотр детей, с целью выявления у детей плоскостопия и сколиоза, а также с целью определения группы ЧБД, с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники (педиатр, ортопед) выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (инструктором по физкультуре) осуществляется диагностирование детей общей физической подготовленности и опорно-двигательного аппарата

Приложение № 1

Занятие по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия

для детей подготовительной к школе группы.

Цели и задачи: Вырабатывать у детей, с помощью физических упражнений привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо.

С помощью специальных упражнений, способствовать укреплению мускулатуры стопы и спины.

Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников;

способствовать формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, а также положительного уважения и любви к физкультуре и спорту.



Оборудование: шведская стенка, наклонная скамья, дорожка (3секции), мяч подвесной, стойки для подлезания.

Предварительная работа: Беседа о плоскостопии и осанки. Разучивание комплекса ОРУ (с мячом и обручем); вместе с детьми придумывали название развивающим упражнениям комплекса.

. Вводная часть:

Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу; проверка равнения и осанки; сообщение цели занятия.

Ходьба обычная;

ходьба – одна нога на пятку, другая на носок, руки на поясе;

обычная;

спиной вперёд, руки за спину;

в полуприсяди, руки вытянуть вперёд;

обычная,


«змейкой» между обручами на внешней стороне стопы,

с притопыванием, руки согнуты в локтях перед собой;

ходьба через центр парами, на носочках, руки вверх; расхождение на лево, на право;

через центр «Змейкой» между обручами лёгкий бег в колонне по одному;

в рассыпную;

легкий бег в колонне по одному;

галоп боковой на 4 счёта левым и правым боком;

бег с прямыми ногами вперёд;

легкий бег переходящий в ходьбу.

Перестроение в колонну по 3, построение возле обручей



2ч. ОРУ с мячами (средними) и обручем.

  1. «Иголочка»

И.п.- стоя на обруче, ноги вместе, мяч в руках. 1-2-поднимание на носках, мяч вверх, 3-4- И.п.;

  1. «Юла»

И.п.- тоже, мяч в вытянутых руках вперёд, 1-2-поворот на право, 3-4- на лево;

  1. «Ласточка»

И.п.- стоя на обруче, ноги на ширине плеч, мяч в руках за спиной. 1-2- наклоны вперед, руки отвести как можно дальше, 3-4- и.п.;

  1. «Оловянный солдатик»

И.п.- стоя на коленях, мяч сзади

5 «Стрелки»

.И.п.- сидя на полу обруч перед собой, мяч в обруче, руки в упоре сзади. 1- 2- обхватить мяч стопами. перенести в лево( вправо);



6. «Самолёт»

И.п.- сидя в обруче, мяч обхватить стопами, руки в упоре сзади. 1-2-поднять прямые ноги вверх, руки в стороны, задержаться в таком положении, вдох, 3-4- и.п. выдох;



7. «Рыбка»

И.п. – лёжа на животе в обруче, мяч зажать стопами, руки на поло над головой,1-2- поднять прямые ноги и руки, прогнуться, вдох, 3-4- и.п.- выдох;



8. « Пингвины»

Прыжки из обруча в обруч, руки на поясе, мяч зажать коленями.



9. «ходьба по обручу»

И.п.- стоя на обруче, мяч за голову, локти в стороны.



ОВД. (по подгруппам)

  1. лазание по шведской стенке, подниматься по наклонной лестнице, спускаться по диагонали;

  2. подпрыгивание вверх с места, достать до цели, висящей над головой;

  3. ходьба по дорожке, состоящей и 3 секций;

  4. Подлезание под дугу ( высота 40см, не задев прикреплённый к нему колокольчик - перешагиванием через последующую, в чередовании.

3ч. П/и « Мяч вверх»

Игра м/п «собери шарик»

Подведение итога занятия.



Приложение № 2c:\documents and settings\admin.microsof-f6a5fb\мои документы\мои рисунки\изображение 008.jpg
c:\users\public\pictures\img_5414.jpg
c:\documents and settings\admin.microsof-f6a5fb\мои документы\мои рисунки\изображение 006.jpg

c:\documents and settings\admin.microsof-f6a5fb\мои документы\мои рисунки\изображение 010.jpg




dsc06103.jpg

Приложение №3
Семинар – практикум для родителей

« Мы – за здоровый образ жизни»

1.ЭКСКУРСИЯ В СПОРТТЕКУ.

Родители, зайдя в зал, знакомятся с литературой по ЗОЖ, рассматривают выставку детских рисунков и поделок о спорте.


2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Родители рассаживаются по обе стороны зала.



Вед. Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок

Мы живём в одном краю-

Я Вас всех приветствую.

Здравствуйте, уважаемые родители, я благодарю вас всех, за то, что откликнулись на наше предложение посетить наш семинар посвященный ЗОЖ. Ведь ЗОЖ в семье – залог здоровья ребёнка. Обычно дети по натуре подвижны и кипят энергией, поэтому, казалось бы, они не нуждаются в спец. программах тренировок. Однако современные дети ведут более сидячий образ жизни, чем предыдущее поколение. Большая половина детей от 6 до 15 лет напр. ( 70%) не может дотянуться руками до носков, не способны подтянуться больше одного раза. Более того, современные дети значительно полнее чем дети 10-20 лет назад. Многие дети сегодня проводят больше времени за компьютерными играми, чем за игрой в пятнашки. Родители часто подвозят детей на машинах, не давая возможности пройти пешком или ездить летом на велосипеде. И конечно, многие дети огромное количество времени проводят в пассивном сидении перед телевизором.

Все понимают важность физических упражнений для ребёнка, но вопрос о том, каковы должны быть идеальные программы тренировок для детей разных возрастов, очень сложный. И даже специалисты ещё не могут однозначно ответить на этот вопрос, особенно если речь идёт о самых младших возрастах.

Было бы лучше, если бы малыши просто играли дома, а их родители побольше занимались вместе с ними, и уделяли больше времени своим детям.

Ведь ЗОЖ - это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу, правильно организованное рациональное питание, культивирование п/упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Пример родителей оказывает огромное влияние на детей и что поддержание хорошей физической формы – это привычка, которую можно приобрести дома, также как хорошие манеры за столом или навыки личной гигиены. Показывая личный пример, родители могут выполнять упражнения вместе с детьми. И наконец, занимаясь с ребёнком после д/сада, школы, вы сокращаете время, которое он проводит перед телевизором и компьютером.


3. ВИКТОРИНА.

1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (чистота)

2. Как называется наука о здоровье? (валеология)

3. Каких людей называют моржами? (купающихся зимой в проруби)

4. Отгадайте загадку:

Костяная спинка, на брюшке щетинка.

По частоколу прыгала, всю грязь повымела.( зуб. щётка)

5. Существует множество пословиц и поговорок о здоровье. В какой из перечисленных пословиц допущена ошибка:




«Здоровым будешь – всё добудешь»

«Здоровье дешевле богатства»

«Здоровье не купишь»

« В здоровом теле – слабый дух»




6.Продолжите логическую цепочку: «Хоккей – шайба», « Футбол – мяч», «бадминтон –волан».

7. Кто в четвёртом выпуске мультфильма «Ну, погоди!» играл в спортивную игру «Городки» (бегемот)

8. На внимательность.


Умоем солнцем спины

И сон водой сотрём,





Кто делает зарядку –

Растёт богатырём!






Кто написал эти строки (М, Садовский)

9. Разгадайте кроссворд.





10. Игра « Пойми меня»

С помощью жестов, мимики объясните слова: «Зарядка», «Физкультура», «Дети», «Здоровье» по 2 слова каждой команде.



4. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом. Улучшение чувства собственного тела, способность ориентации в пространстве, а также координации – основные двигательные навыки, которые должны быть развиты у ребенка впервые 5-6 лет жизни. Упражнения, которые мы хотим вам показать и предложить вам проделать вместе, улучшат и сохранят гибкость, разовьют координацию, а также это профилактика и коррекция осанки и плоскостопия.



  1. На координацию: Пр. рука на животе, лев.рука – на макушке.

  2. «Голова - мяч» (расслабление)

«Покачаем головой – неприятности долой»

  1. «Марионетка» натянутое тело.

  2. Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце упр. растереть уши руками – упражнение улучшает мыслительную деятельность, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма.

  3. «Оловянный солдатик»- профилактика осанки.

  4. «Собери клад»- профилактика плоскостопия.

Не забывайте о том, что упражнения должны доставлять радость. Маленькие дети не всегда могут сосредотачивать внимание, поэтому наибольшую пользу во время упр. Принесёт атмосфера непринужденности и творчества.

5. ТЕСТ «МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАЗВАТЬ ЗДОРОВЫМ?».

6. РАССКАЗ И ВИДЕОПОКАЗ РОДИТЕЛЯМИ «ДОСУГ В СЕМЬЕ».

7. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

8. ПЛАКАТ-ПЕЙЗАЖ.

Предложить родителям отметить кружочком, что в этом пейзаже более всего соответствует их настроению на сегодняшней встрече, и прокомментировать свой выбор.



9. РЕШЕНИЕ:

1. Принимать активное участие в жизни детей, в спортивной жизни.

2. Организовать семейный спорт. Клуб.

3. Принимать активное участие в жизни д/сада

4. Гимнастика, физ. Упражнения, ходьба должны войти в быт каждого , кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь.

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»

Генрих Гейне.



Будьте здоровы!


dsc08615.jpg

c:\documents and settings\user\мои документы\э.ф\dsc05750.jpg

f:\фото в газету\23 февраля 024.jpg

Приложение 4
Комплексы упражнений коррекционной гимнастики

для детей 4-7 лет

Ходьба в колонне по одному. Ходьба и бег по кругу с переменной направления, по сигналу. Ходьба и бег «змейкой» в чередовании. Ходьба на носочках. перестроение в колонну по3.



ОРУ.

  1. И.п. о.с.- руки внизу в «замок». 1- руки вверх, не размыкая пальцы, ладонями вверх, потянуться. 2- и.п. (8-9-р).

  2. И.п.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью.1- поворот вправо, руки в стороны; 2- и.п.;3-4- то же в др. сторону.

  3. И.п.-о.с.- ноги слегка расставлены. 1- наклоны туловища в право, руки вдоль туловища скользят по бедру; 2- и.п. (10р)

  4. И.п.- сидя, руки на колени.1- руки вверх;2- наклоны к правой ноге;3- выпрямиться, руки вверх; 4- и.п. Тоже к левой ноге. (8р)

  5. И.п.- сидя, упор сзади, ноги согнуты в коленях.1- поднять прямую правую ногу, носок оттянуть; 2- и.п.;3- тоже левой ногой (8-9р)

  6. И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.1-сгруппироваться, подтянуть колени к груди, 2- и.п. (8р)

  7. И.п.- лёжа на животе руки вдоль туловища.1-2- поворот на спину; 3-4- и.п. (8-10р)

  8. И.п.- лёжа на животе, руки в стороны, ноги врозь.1- поднять руки и ноги вверх, посмотреть вперёд; 2- и.п. (7-8р)

  9. И.п.- о.с.- руки на пояс.1-2- подняться на носки, руки в стороны; 3-4- и.п.(8-10Р)

10.И.П. – РУКИ НА ПОЯС. Прыжки –1-ноги вперёд, руки в стороны,2- ноги вместе, хлопок над головой, в чередовании. (8р)

Ходьба на месте в чередовании с прыжками.

Перестроение в колонну по одному.

Ходьба в колонне по одному с упражнением на восстановление дыхания.



Приложение 5

Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"
(для педагогов и родителей)




Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.

  1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

    1. непривычная утомляемость

    2. зимняя простуда

    3. хроническое несварение в желудке.

  2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?

    1. не включаю на полную громкость;

    2. в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

    3. не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

  3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

    1. два раза в год

    2. каждые 3 -6 месяцев

    3. как только она обретет потрепанный вид.

  4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

    1. частое мытье рук

    2. противогриппозная прививка

    3. отказ от прогулок в холодное время года.

  5. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?

    1. каждый час;

    2. каждые полчаса;

    3. каждые 10 минут.

  6. Какое из утверждений соответствует истине?

    1. можно загореть даже в облачный денек

    2. если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором
      ниже 10

    3. смуглым людям не нужна защита от солнца

    4. .

  7. Часто ли вы принимаете участие в спортивные или иных соревнованиях

  1. Да

  2. нет

  1. Как правильно дышать?

    1. ртом

    2. носом

    3. ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

9..Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком

  1. Никогда

  2. Иногда

  3. Всегда

10.Вы активно проводите свой день

  1. Да

  2. нет

Подведите итог:

Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов


1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),
сложите полученные очки.

8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.

4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.


Приложение 6

Анкета для родителей

  1. Когда Ваш ребенок слушает рассказ, сказку, какая поза для него привычна:

  • сидя;

  • лежа;

  • свернувшись калачиком;

  • положение головы _______________________________________

  • спина прямая;

  • спина сгорбленная;

  • другая поза _____________________________________________

2.Отметьте позу Вашего ребенка во время еды:________________________

_________________________________________________________________

3.Отметьте позу Вашего ребенка во время рисования:___________________

___________________________________________________________________________________

4.Отметьте позу Вашего ребенка во время ходьбы: _____________________

5.Назовите привычное положение головы и плеч во время свободной деятельности ребенка:______________________________________________

__________________________________________________________________

6.Сколько времени приблизительно ребенок тратит на бег и прыжки?______

__________________________________________________________________

7.Любит ли Ваш ребенок двигаться энергично?__________________________

8.Как Ваш ребенок выполняет бег: легкими или топающими шагами?_______
___________________________________________________________________

9.Что побуждает ребенка к бегу и прыжкам?____________________________

10.Как Ваш ребенок приземляется: жестко или мягко?____________________

11. Исправляется ли он после сделанного замечания? ____________________



Приложение 6


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница