                       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
(вторая категория)
Из опыта работы
г. Когалым 2011г.
Инструктор по физкультуре
Первой квалификационной
категории
1990 год - Начало творческого роста в детском саду МПНК ОШ ААС №14
1995год – Продолжила свою работу в детском саду «Колокольчик»
1999 год – Обобщила опыт работы на тему «Применение нестандартного оборудования на занятиях»
1999 год – Аттестовалась на вторую квалификационную категорию
2000 год – Приняла участие со своими воспитанниками в городском спортивном соревновании, где заняли 3-е место
2002 год - Прошла курсы повышения квалификации по программе «Из детства в отрочество» Т.Н.Дороновой
2003 год - Обобщила опыт работы на тему «Профилактика и коррекции осанки и плоскостопия»
2004 год - Аттестовалась на вторую квалификационную категорию
2005 год – Аттестовалась на первую квалификационную категорию
2006 год - Награждена Почетной грамотой Управления образования Администрации за творческий труд
2007 год – Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства
на тему «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия» и заняла 3 место
2009 год – Награждена Почетной грамотой МУ «Управления дошкольного образования» за творческий добросовестный труд
2009 год – Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Управление качеством образования в ДОУ», Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования РФ
2010 год – Избрана членом Методического совета МДОУ детского сада «Колокольчик» общеразвивающего вида
2010 год – Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства
на тему «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия у детей в условиях детского сада»
2010 год - Аттестовалась на первую квалификационную категорию
2010 год – Награждена Почетной грамотой МУ «УДО» за многолетний, добросовестный труд
2011 год – Победитель конкурса в номинации «Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного учреждения»
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….1
Структура внедрения программы……………………………. …………......4
Этапы реализации программы
I.Подготовительный ………………………….…………………………………5
II.Основной
1.Формы и методы профилактики и коррекции осанки и плоскостопия……6
2.Модель двигательного режима……………………………………………….7
3.Перспективное планирование………………………………………………..9
4.Взаимодействие ДОУ с социумом ………………………………………….16
5.Взаимодействие участников образовательного процесса ДОУ…………...17
6.Информация для родителей………………………………………………...18
III.Заключительный этап………………………………………………………...20
Литература……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………………24
Фотоприложение…………………………………………………………………44
Пояснительная записка
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – эта основа формирования личности.
Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Не секрет, что и в образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Формирование осанки у детей дошкольного возраста связано с основными задачами предмета «Физической культуры» и проводится с учётом возрастных особенностей развития детей.
Обследование опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста в 2008-2009 уч.году показали, что у 17% детей имеется нарушение осанки и у 14% развито плоскостопие.
Существующие программы обучения и воспитания не дают в полной мере возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребёнка.
В связи с актуальностью данной проблемы целью программы является: Профилактика сколиоза и плоскостопия у дошкольников в условиях детского сада.
Цель программы обусловила решение следующих задач:
-
Способствовать: укреплению мускулатуры ног и мышц спины;
-
повышению умственной и физической работоспособности организма;
-
Совершенствовать традиционные приёмы и методы, а также поиск новых, более эффективных научно-обоснованных путей взаимодействия участников педагогического процесса в вопросах профилактики и коррекции плоскостопия и осанки у детей дошкольного возраста;
-
Формировать физические качества, двигательные умения и навыки;
-
формировать положительное отношение к физкультуре и спорту.
-
Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников.
Принципы построения программы:
-
Подбор и сочетания различных видов деятельности;
-
Доступность;
-
Постепенность;
-
Учёт индивидуальных особенностей детей и группы;
-
Эмоциональное стимулирование (поощрение).
Новизна:
Существует множество программ имеющих физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в нестандартном подходе построения занятий, в подборе материалов и атрибутов, ориентированных на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей.
Ожидаемый результат:
Дети:
-
Увеличение количества детей с 1 группой здоровья.
-
Проведение коррекционных и профилактических мероприятий будет способствовать:
- коррекции и профилактики плоскостопия и улучшения осанки у детей;
- укреплению функциональных систем организма.
-
Оптимальное сочетание разнообразных форм физкультурно- оздоровительной работы с детьми окажет позитивное влияние на здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
-
Рациональная организация двигательной деятельности детей будет способствовать повышению показателей здоровья и физического развития дошкольников.
Родители:
-
Узнают слабые и сильные стороны ребёнка, готовы к поддержке и помощи.
-
Ощущают личностную сопричастность к образованию своего ребёнка.
-
Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.
-
Создают дома условия – устанавливают спортивные уголки, приобретают спортивное оборудование, инвентарь.
Основные направления работы:
-
Утренняя гимнастика (в форме ритмической гимнастики, корригирующей, традиционная, дыхательная);
-
Занятия (на тренажёрах, в форме подвижных игр, соревнования, тренировочные, зачёты, традиционные);
-
Закаливающие процедуры;
-
Дыхательная гимнастика (по Хатха-йоге, А.Н.Стрельниковой);
-
Динамические часы.
6. Кружковая работа
Сроки реализации программы
№п/п
|
Этапы реализации программы
|
Сроки
|
1.
|
Подготовительный
|
2008 г.
|
2.
|
Основной. Практическое внедрение программы
|
2008-2010 г.
|
3.
|
Заключительный. Аналитический
|
2011 г.
|
Структура внедрения программы в образовательный процесс МДОУ
1.Подготовительный этап
1.Ознакомление с теоретическими основами программы
Определение оздорови-тельной направленности и значимости для детей
Педагогико-психолого-медицинская оценка и прогноз результативности
2. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки
3. Совершенствование здоровьесберегающей среды
2.Основной этап.
Практический
4. Включение программы в педагогический процесс
5.Анализ результатов использования
6. Показ результатов
3.Заключительный этап. Аналитический
Наглядный материал
Выступления
Открытые мероприятия
7. Выводы
Этапы реализации программы
-
Подготовительный этап. 2008 г.
№
|
Содержание работы
|
Форма
проведения
|
Сроки
|
1.
|
Изучение и сравнительный анализ эффективных технологий и методик профилактики и коррекции осанки и плоскостопия:
-
Сеансы самооздоровления (В.Т.Кудрявцева);
-
Психогимнастика в детском саду (Е.А.Алябьев);
-
Дыхательная гимнастика (А.Н.Стрельникова);
-
Дыхательная гимнастика по Хатха-йоге;
-
Театр физического развития и оздоровления (Н.Ефименко);
-
Здоровьесберегающая педтехнология (В.Ф.Базарного)
|
Педагогические чтения, консультации, обсуждения
|
Сентябрь-октябрь
|
2.
|
Совершенствование здоровьесберегающей
среды для реализации программы
|
|
В теч. года
|
3.
|
Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей
|
|
В теч.
года
|
4.
|
Разработка комплексов корригирующей гимнастики для детей
|
Консультации,
обсуждения
|
сентябрь
|
5.
|
Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
|
Оформление стендов, семина-ры, консультации
|
В теч. года
|
6.
|
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
|
Проведение семинаров, лекций, консультаций и др.
|
В теч. года
|
-
Основной этап.
Практическое внедрение программы (2008-2010 г.г.)
1.Формы и методы профилактики и коррекции осанки и плоскостопия
№
|
Формы и методы
|
Содержание
|
Сроки
|
1.
|
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
|
-Занятия по физической культуре;
-утренняя гимнастика;
-подвижные игры разной интенсивности;
- спортивные игры;
-игры- развлечения;
-занятия на тренажёрах;
-динамический час
-кружковая работа
|
В теч.года
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
1 раз в месяц
2раза в нед.
1раз в нед.
1раз в нед.
|
2.
|
Арома- фитотерапия
|
- Ароматизация помещений;
-фитопитание (отвары трав, фиточай)
|
Согласно плану работы
|
3.
|
Элементы психогимнастики
|
-Коррекция поведения;
-релаксация
|
Постоянно
2раза в нед.
|
4.
|
Закаливание
|
-проветривание помещений;
-прогулки на свежем воздухе;
-дыхательная гимнастика;
-босохождение;
-ходьба по дорожкам «здоровья»
|
В соответ. с графиком
2раза в нед.
Ежедневно
ежедневно
|
5.
|
Коррекционная работа
|
-Корригирующая гимнастика;
-корригирующая гимнастика после сна;
-массаж стоп и спины (детьми)
|
Ежедневно
Ежедневно
1раз в неделю
|
6.
|
Пропаганда ЗОЖ
|
-Специализированные занятия;
-беседы
|
По плану МДОУ
|
2.Модель двигательного режима детей в детском саду
№
|
Виды занятий
|
Особенности организации
| -
Физкультурно-оздоровительные занятия
|
1.1
|
Утренняя гимнастика
|
Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Вариативность: традиционная, игрового характера, с предметами, ритмическая гимнастика
|
1.2
|
Двигательная разминка
|
Ежедневно, во время большого перерыва между занятиями(с преобладанием статических поз)
|
1.3
|
Физкультминутка
|
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.
|
1.4
|
Подвижные игры и упражнения на прогулке
|
Ежедневно, используются разные способы организации детей, предлагаются варианты усложнений, целесообразность их сочетания. Соответствие содержания игр и физических упражнений времени года, погоде и уровню подготовленности детей
|
1.5
|
Индивидуальная работа по коррек-ции и профилактике осанки и плоскостопия
|
4 раза в неделю
|
1.6
|
Гимнастика после дневного сна в сочетании с конт-растными воздуш-ными ваннами
|
Ежедневно, по мере пробуждения детей
|
1.7
|
Корригирующая гимнастика в соче-тании с «дорожкой здоровья»
|
Ежедневно, после дневного сна
|
2. Учебные занятия
|
2.1
|
По физической культуре
|
Три раза в неделю, с учётом уровня двигательной активности детей, проводится в первой половине дня (одно на воздухе) Проводятся по типам: традиционные, тренировочные, игровое, сюжетно-игровое, на тренажёрах, по интересам, тематическое, контрольно -проверочное
| -
Самостоятельные занятия
|
3.1
|
Динамичес. час
|
2 раза в неделю под руководством воспитателя
| -
Физкультурно-массовые занятия
|
4.1
|
Неделя здоровья
|
Два раза в год (в период каникул)
|
4.2
|
Физкультурный досуг
|
Один раз в месяц
|
4.3
|
Физкультурно-спортивные праздники
|
Два раза в год, внутри детского сада
|
5.Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
|
5.1
|
Домашние задания (с целью закрепления упражнений по коррекции осанки и плоскостопия)
|
Определяются воспитателем по рекомендации инструктора по физкультуре
|
5.2
|
Совместные мероприятия детей и родителей
|
4 раза в год
|
5.3
|
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада
|
Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, посещения открытых занятий
|
Программа рассчитана на два года обучения (старшая и подготовительная к школе группы). Научно-методическое обеспечение этой программы составляют:
-
Программа «Из детства в отрочества» Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева,
Н.А. Гордеева.
-
Программа «Здоровье» В.Т. Алямовская.
-
Программа «Коррекционная работа в детском саду» Л.И. Плаксин.
-
Программа по физическому развитию «Развивающая педагогика оздоровления» В.Г. Кудрявцева, Б.Б. Егорова.
3. Перспективное планирование по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия в старшей группе:
Задачи:
-
Вырабатывать у детей, с помощью физических упражнений привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо;
-
Способствовать укреплению мускулатуры стопы и ног;
-
Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников;
-
Способствовать формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, а также положительного отношения к физкультуре и спорту.
-
Сентябрь
| -
Беседа «О проблеме нарушения осанки и плоскостопия»
-
Просмотр схем с изображением стопы человека, (норма и плоскостопие) изображение человека с прямой осанкой и с нарушением осанки;
-
Просмотр видеосюжета «использование профилактических и коррекционных упражнений»;
-
Проведение разминки: ходьба на носках- руки вверх: ходьба на пятках- руки к плечам
-
Знакомство с упражнениями: «Художник», «каток», «разбойник»
-
Игра «Собери камешки»
|
Октябрь
|
1.Разминка: ходьба - на внешней стороне стопы, в полуприсяди (спину держать прямо);приставным шагом, на пятках – с различным положением рук; бег- галопом боковым; на носках, «змейкой», с высоким подниманием колен, с захлестом голени
2. Упражнения на формирование правильной осанки, выполнять с удержанием предмета на голове ( 5 упражнений);
Ходьба по ребристой доске с мешочком на голове, хождение по палке, лежащей на полу, правым и левым боком.
3. упражнения на мягких модулях: на спине, животе; на мячах – прокатывание спиной.
3. Работа с массажером для ног, на тренажерах
4. Подвижная игра «Вороны и воробьи», «Быстроногие зайчата»
|
Ноябрь
|
1. Ритмическая гимнастика
2. Ходьба - на носках- руки вверх, на пятках –руки за спину, «кошечкой», бег на носках до 1 мин.
3. Дыхательные упражнения «Радуга - обними меня», «Насос», «Ёжики»
4. Работа на шведской стенке: «вис», «уголок», «радуга»; лазание по шведской лестнице, наступая серединой стопы.
5. Игровое упражнение с бегом и прыжками.
6. Упражнения с палками.
7. Упражнения: «Гусеница», «Маляр», «Кораблики», «собери клад».
|
Декабрь
|
1. Разминка: Ходьба - на внешней стороне стопы- по диагонали – руки в стороны, в полуприсяди, приставным шагом (правым и левым боком), с высоким подниманием колен, бег- упор на стопу, с захлёстом голени
2. Музыкально-ритмическая игра «Зеркало»
3. Упражнения у стены для формирования правильной осанки;
4.Игровое упражнение: «Змея», «Кенгуру», «Бревнышко», «катание» на мяче и на бревнышке – модуле;
5.Лазание по шведской лестнице переступанием – наступать на серединой стопы;
6. Упражнения на канате.
7. Малоподвижная игра « Нарисуй ногами»
|
Январь
|
1. Разминка: Ходьба - на носках, руки вверх. Ладошки вместе, приставным шагом (левым и правым боком), «хромая уточка», перекатом с пятки на носок; Бег – легкий, с ускорением, боковой галоп.
2. Знакомство с элементами движения «Веревочка».
3. Ритмическая гимнастика с элементами корригирующей гимнастики.
4. ОРУ с обручами.
5. Обучение техники работы с мячом.
6. Подвижная игра «удержи мяч правильно», «штандер».
|
Февраль
|
1.Разминка: ходьба-обычная, на внешней стороне стопы, на пятках, в полуприсяди, на коленях, «кошечка», бег- легкий, с высоким подниманием колен, боковой галоп
2. Упражнения для коррекции плоскостопия – прокатывание малого мяча , «Художник», «маляр», с палкой.
3. Работа на шведской лестнице, переход с пролета на пролет по диагонали, подъем и спуск по наклонной лестнице
4. Подвижная игра: «Ловишки», «Бег на пятках», «Оловянные солдатики»
|
Март
|
1. Разминка: ходьба - обычная, на носках, приставным шагом-носок в пятке, с приседанием, перекатом, с пятки на носок, бег – легкий, «змейкой».
2. ОРУ с мячом
3. Статическое равновесие: стоять на мяче набивном, на кубе – на одной ноге, одна рука вверх, другая в сторону.
4.Ходьба по канату, лазание по гимнастической скамейке с помощью рук (подтягивание), перепрыгивание через кубы, приземляясь на стопу.
5.Подвижная игра: «По камешкам», «Собери зерно в колос»
|
Апрель
|
1. Разминка: Ходьба – обычная, на наружной стороне стопы, с приседанием, «аист», «медвежата», бег – легкий, с ускорением, галоп боковой, врассыпную, прыжки – «кенгуру», «лягушата».
2. Комплекс ОРУ «Утята» (5 упражнений для профилактики плоскостопия)
3. Упражнения для укрепления мускулатуры ног и живота: «Толстый – тонкий», «Воздушный велосипед», «воздушная лестница».
4. Игровое упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки – ходьба с книгой на голове.
5. Подвижная игра: «Северный и южный полюс», «Заморожу».
6. Игра малой подвижности «Кладоискатели».
|
Май
|
1. Разминка: Ритмическая гимнастика
2. Упражнение на восстановление дыхания « Радуга», «Насос»
3. ОРУ: «На лодке», «Подними мешок», «Ворота», «Испугавшиеся лошадки»
4.Упражнения для укрепления мускулатуры спины: «Как носят воду?», «Как лучше?», «Самолет», «Боксер»
5. Подвижная игра: «Салка, дай руку», «Северный и южный полюс».
6. игра малой подвижности «Плотник».
|
Перспективное планирование по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия в подготовительной группе:
Задачи:
-
1.Развивать двигательные навыки и физические качества (быстрота, ловкость, сила);
-
Укреплять мышцы стопы с целью предупреждения развития плоскостопия;
-
Способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться;
-
4.Развивать интерес к танцевальным упражнениям, учить двигаться ритмично и красиво; содействовать развитию тонкой координации, непринуждённости движений
Сентябрь
|
1. «Знакомство с осанкой»
2. Разминка: Ходьба - на внешней стороне стопы, «Гуськом», «Кошечкой», «По-пластунски» (с разным положением рук); Бег- легкий, с ускорением, «Галоп» боковой.
3. Работа с мячом средним (передача мяча от груди партнеру (10-12р), передача мяча из-за головы (10-12 р)
4. Подвижная игра «Пятнашки», «Подвижная цель»
|
Октябрь
|
1. «Ознакомление с различными отклонениями в осанке»
2. Знакомство детей со статическими позами и правила сохранения правильной осанки
3. Ходьба на месте с правильной осанкой и высоким подниманием ног, спортивная ходьба;
4.Разминочные виды бега;
5.Прыжки на месте
6. Упражнения на расслабления рук и поочередно ног, выполняемые в положении стоя
7. Подвижные игры: «Собери скорее», «Шаг-великан», «Салки»
|
Ноябрь
|
1.Разминка: Ходьба – на внешней стороне стопы, с высоким подниманием колена, затем с подтягивание руками ноги к груди.
2.Ритмическая гимнастика «Буратино»
3. Дыхательная гимнастика по Хатха-йоге «Дерево», «Гора», «Лев»
4. Силовые упражнения, выполняемые в упоре лежа для мышц рук, туловища, брюшного пресса.
5. Прыжки в длину с места
6. Подвижные игры: «Оловянный солдатик», «Лягушки и цапля», «Быстроногие зайчата», «Стой-беги!»
|
Декабрь
|
1.Разминка: Ходьба по «змейке», бег - легкий, «Буратино», «Змейкой, «Галоп»
2.Прыжки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед
3.Ходьба по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, спрыгивание с нее
4. работа у стены – упражнения для осанки
5. Упражнения для ног «Художник», «Кораблик», «Улитка», «Гармошка»
6. П/И: «Быстроногие зайчата», «Лиса в курятнике», «Два мороза»
|
Январь
|
1.Разминка: Ходьба - в полуписяди, приставным шагом на пятках, на носках; бег – «змейкой». С высоким подниманием колен, с захлестом голени.
2.Ходьба по ребристой доске с мешочком на голове, хождение по палке, лежащей на полу, правым и левым боком
3.Упражнение на мягких модулях, на спине, животе, на мяче - прокатывание на спине
4. Работа на тренажерах для ног
5. Лазание по пластунски и подлезание под модули
6. Ходьба по скамейке с опорой на руки и стопы .
|
Февраль
|
1.Ритмическая гимнастика
2.Дыхательная гимнастика «Ежики», «Насос».
3. Работа на шведской лестнице: «вис», «уголок», «радуга»
4. Лазание по канату и веревочной лестнице
5.Игровое упражнение с бегом и прыжками
6.Упражнения для профилактики плоскостопия: «гусеница», «сборщики»
7. Система упражнений по Йоги: на расслабление шеи, наклоны туловища в стороны - руки сомкнуты на затылке в замок
|
Март
|
1.разминка: Ходьба- по диагонали на внешней стороне стопы, в полуприсяди; бег – с захлестом голени назад
2. Упражнение на канате
3. Лазание по шведской лестнице переступанием -наступать серединой стопы
4. Упражнение по Йоге: «Натягивание каната», «Мельница», «Гребля», «Половинный мотылек»
5. П/И: «Перелет птиц», «Бег на пятках»
6. спортивные игры: «Футбол», «Ловкие ноги»
|
Апрель
|
1.Разминка: различные виды ходьбы и бега, с разным положением рук
2. ОРУ для коррекции осанки: «Березка», «Заяц», «Выпрямление позвоночника», «Приветствие земле»
3. Упражнение для коррекции плоскостопия: прокатывание малого мяча стопами, упражнение с палкой
4. Статическое равновесии: стоять на кубе на одной ноге, одна рука вверх, другая в сторону
5. П/И: «Резвый мешочек», «Парашютисты», «Пятнашки с лентами»
|
Май
|
1. Разминка: Ритмическая гимнастика
2. ОРУ с медицинболами
3. Упражнение – поднимание по наклонной лестнице на вершину пирамиды, лежа на животе, подтягиваясь руками, спуск по наклонной доске
4.Ходьба по палке, положенной на пол, прямо, боком
5. Прыжки на батуте, с приземлением на полусогнутые ноги
6. Ходьба по дорожке «Здоровья»
7. П/И: «Мяч вверх», «Перепрыгивание с бегом», «прыжки через скакалку», «Барабан»
|
4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом
Построенные взаимосвязи социального партнерства с некоторыми структурами города способствуют расширению физкультурного пространства для воспитанников ДОУ и их социализации. В настоящее время педагогический коллектив стремиться переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. В ДОУ разработана определённая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно реализуется на практике.
5. Связь программы с работой специалистов ДОУ
Образовательный процесс предполагает тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, учителя-логопеда. Их сотрудничество, соучастие, активное общение способствуют успешной реализации программного материала по профилактике и коррекции плоскостопия и осанки.
Учитель - логопед оказывает квалифицированную помощь в работе над постановкой дыхания, подбирает и проводит с детьми развивающие дидактические игры и тренинги на развитие дыхания.
Очень важно в дошкольном возрасте дополнять восприятие окружающего мира музыкой, детям легче выполнять те или иные упражнения под музыкальное сопровождение. У дошкольников поднимается настроение, выпрямляется осанка. А также на своих занятиях по музыке, руководитель закрепляет элементы психогимнастики, музыкотерапии, коррекционную ритмику, пластические этюды, двигательные импровизации. Совместно с музыкальным руководителем составляются конспекты развлечений, спортивных праздников. (Приложение №7,8,9)
Огромная роль по профилактики и коррекции нарушения осанки и плоскостопия выпадает воспитателям детского сада. Постоянно находясь с детьми, они имеют возможность следить за состоянием осанки в течение всего дня. Воспитатели принимают активное участие в изготовлении нестандартного оборудования. Для повышения их компетенции по данному вопросу были подготовлены и проведены консультации: «Основные составляющие ЗОЖ», «Нарушение осанки», «Организация гимнастики после дневного сна», подбор корригирующих упражнений (приложение №4,6)
Взаимосвязь с медперсоналом.
Основные направления работы
Направление
|
Содержание
|
Профилактическое
| -
Выполнение санитарно – гигиенического режима
-
Решение оздоровительных задач средствами физического воспитания
|
Организационное
| -
Организация здоровьесберегающей развивающей среды МДОУ
-
Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей 5-7 лет методами комплексной диагностики.
-
Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов.
|
Лечебное
|
1.Коррекция и профилактика плоскостопия и осанки.
|
Контроль за организацией и проведением режимных моментов (закаливающие мероприятия, дыхательная гимнастика) ведется медсестрой детского сада. Она осуществляет медицинский контроль на занятиях по физкультуре, проводит антропологические измерения. Непосредственно в начале и конце учебного года проводится обследование старших дошкольников на предмет выявления плоскостопия и искривления позвоночника, для дальнейшего решения оздоровительных задач средствами физического воспитания.
6. Информация для родителей.
Программа по профилактики и коррекции плоскостопия и осанки не может быть реализована полностью без помощи родителей. Только тесная взаимосвязь может позволить в полной мере реализовать поставленные задачи.
Работа с родителями по проблеме нарушения осанки и плоскостопия у детей начинается с родительского собрания, где родители знакомятся с задачами, целями и содержанием работы детского сада по этому направлению
Для того, чтобы родители имели представление о значимости данной проблемы, для них проводятся:
-
Анкетирование;
-
Консультации;
-
Беседы;
-
Дни открытых дверей;
-
Групповые родительские собрания.
В родительских уголках и вестибюле детского сада размещают наглядно-информационный материал. Разрабатывают памятки по проблеме профилактики и коррекции нарушения осанки, а также по ЗОЖ, составлены комплексы соответствующих упражнений.
Физкультурно – просветительская работа с родителями проводится постоянно и параллельно с всевозможными физкультурными мероприятиями. Это: праздники посвященные 23 февраля, семейные конкурсы, тренинги, семинары – практикумы по теме профилактики и коррекции осанки и плоскостопия, а также по ЗОЖ.
Для ребенка родители являются образцом, так как дети учатся, подражая и слушая. Поэтому очень важно, чтобы родители во всем были примером для своих детей. (Приложение №13-16)
III. Заключительный этап.
Аналитический (2011г.).
-
Проведение заключительного мониторинга состояния здоровья детей.
-
Изучение мнения родителей о проведенной работе (Анкетирование)
-
Проведение открытых мероприятий (занятия, утренняя и корригирующая гимнастика, оздоровительные мероприятия.
-
Подведение итогов работы.
-
Постановка задач на 2011-2012 гг.
Мониторинг состояния здоровья детей
Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.
-
Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
Физическое развитие:
-
Оценка физического развития;
-
Физическая подготовленность.
-
Показатели состояния осанки и свода стопы.
-
Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка
-
Эмоциональность;
-
Моторика;
-
Внимание;
-
Память;
-
Психологическая адаптация.
В течение года проводилась углубленная работа по профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия. Уже к концу 2008-2009 уч.года показатели нарушений осанки снизились до 4%, а количество нарушений сводов стопы в этой группе – до 8%.
Медицинский персонал МДОУ производит регулярный осмотр детей, с целью выявления у детей плоскостопия и сколиоза, а также с целью определения группы ЧБД, с хроническими заболеваниями. Специалисты детской поликлиники (педиатр, ортопед) выявляют различные функциональные нарушения у детей. Педагогами и специалистами дошкольного учреждения (инструктором по физкультуре) осуществляется диагностирование детей общей физической подготовленности и опорно-двигательного аппарата
Приложение № 1
Занятие по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия
для детей подготовительной к школе группы.
Цели и задачи: Вырабатывать у детей, с помощью физических упражнений привычку стоять, ходить, сидеть с прямой спиной, держать голову прямо.
С помощью специальных упражнений, способствовать укреплению мускулатуры стопы и спины.
Обеспечить охрану и укрепление физического здоровья воспитанников;
способствовать формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, а также положительного уважения и любви к физкультуре и спорту.
Оборудование: шведская стенка, наклонная скамья, дорожка (3секции), мяч подвесной, стойки для подлезания.
Предварительная работа: Беседа о плоскостопии и осанки. Разучивание комплекса ОРУ (с мячом и обручем); вместе с детьми придумывали название развивающим упражнениям комплекса.
1ч. Вводная часть:
Вход детей в зал под музыку, построение в шеренгу; проверка равнения и осанки; сообщение цели занятия.
Ходьба обычная;
ходьба – одна нога на пятку, другая на носок, руки на поясе;
обычная;
спиной вперёд, руки за спину;
в полуприсяди, руки вытянуть вперёд;
обычная,
«змейкой» между обручами на внешней стороне стопы,
с притопыванием, руки согнуты в локтях перед собой;
ходьба через центр парами, на носочках, руки вверх; расхождение на лево, на право;
через центр «Змейкой» между обручами лёгкий бег в колонне по одному;
в рассыпную;
легкий бег в колонне по одному;
галоп боковой на 4 счёта левым и правым боком;
бег с прямыми ногами вперёд;
легкий бег переходящий в ходьбу.
Перестроение в колонну по 3, построение возле обручей
2ч. ОРУ с мячами (средними) и обручем.
-
«Иголочка»
И.п.- стоя на обруче, ноги вместе, мяч в руках. 1-2-поднимание на носках, мяч вверх, 3-4- И.п.;
-
«Юла»
И.п.- тоже, мяч в вытянутых руках вперёд, 1-2-поворот на право, 3-4- на лево;
-
«Ласточка»
И.п.- стоя на обруче, ноги на ширине плеч, мяч в руках за спиной. 1-2- наклоны вперед, руки отвести как можно дальше, 3-4- и.п.;
-
«Оловянный солдатик»
И.п.- стоя на коленях, мяч сзади
5 «Стрелки»
.И.п.- сидя на полу обруч перед собой, мяч в обруче, руки в упоре сзади. 1- 2- обхватить мяч стопами. перенести в лево( вправо);
6. «Самолёт»
И.п.- сидя в обруче, мяч обхватить стопами, руки в упоре сзади. 1-2-поднять прямые ноги вверх, руки в стороны, задержаться в таком положении, вдох, 3-4- и.п. выдох;
7. «Рыбка»
И.п. – лёжа на животе в обруче, мяч зажать стопами, руки на поло над головой,1-2- поднять прямые ноги и руки, прогнуться, вдох, 3-4- и.п.- выдох;
8. « Пингвины»
Прыжки из обруча в обруч, руки на поясе, мяч зажать коленями.
9. «ходьба по обручу»
И.п.- стоя на обруче, мяч за голову, локти в стороны.
ОВД. (по подгруппам)
-
лазание по шведской стенке, подниматься по наклонной лестнице, спускаться по диагонали;
-
подпрыгивание вверх с места, достать до цели, висящей над головой;
-
ходьба по дорожке, состоящей и 3 секций;
-
Подлезание под дугу ( высота 40см, не задев прикреплённый к нему колокольчик - перешагиванием через последующую, в чередовании.
3ч. П/и « Мяч вверх»
Игра м/п «собери шарик»
Подведение итога занятия.
Приложение № 2
Приложение №3
Семинар – практикум для родителей
« Мы – за здоровый образ жизни»
1.ЭКСКУРСИЯ В СПОРТТЕКУ.
Родители, зайдя в зал, знакомятся с литературой по ЗОЖ, рассматривают выставку детских рисунков и поделок о спорте.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Родители рассаживаются по обе стороны зала.
Вед. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок
Мы живём в одном краю-
Я Вас всех приветствую.
Здравствуйте, уважаемые родители, я благодарю вас всех, за то, что откликнулись на наше предложение посетить наш семинар посвященный ЗОЖ. Ведь ЗОЖ в семье – залог здоровья ребёнка. Обычно дети по натуре подвижны и кипят энергией, поэтому, казалось бы, они не нуждаются в спец. программах тренировок. Однако современные дети ведут более сидячий образ жизни, чем предыдущее поколение. Большая половина детей от 6 до 15 лет напр. ( 70%) не может дотянуться руками до носков, не способны подтянуться больше одного раза. Более того, современные дети значительно полнее чем дети 10-20 лет назад. Многие дети сегодня проводят больше времени за компьютерными играми, чем за игрой в пятнашки. Родители часто подвозят детей на машинах, не давая возможности пройти пешком или ездить летом на велосипеде. И конечно, многие дети огромное количество времени проводят в пассивном сидении перед телевизором.
Все понимают важность физических упражнений для ребёнка, но вопрос о том, каковы должны быть идеальные программы тренировок для детей разных возрастов, очень сложный. И даже специалисты ещё не могут однозначно ответить на этот вопрос, особенно если речь идёт о самых младших возрастах.
Было бы лучше, если бы малыши просто играли дома, а их родители побольше занимались вместе с ними, и уделяли больше времени своим детям.
Ведь ЗОЖ - это благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу, правильно организованное рациональное питание, культивирование п/упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению. Пример родителей оказывает огромное влияние на детей и что поддержание хорошей физической формы – это привычка, которую можно приобрести дома, также как хорошие манеры за столом или навыки личной гигиены. Показывая личный пример, родители могут выполнять упражнения вместе с детьми. И наконец, занимаясь с ребёнком после д/сада, школы, вы сокращаете время, которое он проводит перед телевизором и компьютером.
3. ВИКТОРИНА.
1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (чистота)
2. Как называется наука о здоровье? (валеология)
3. Каких людей называют моржами? (купающихся зимой в проруби)
4. Отгадайте загадку:
Костяная спинка, на брюшке щетинка.
По частоколу прыгала, всю грязь повымела.( зуб. щётка)
5. Существует множество пословиц и поговорок о здоровье. В какой из перечисленных пословиц допущена ошибка:
«Здоровым будешь – всё добудешь»
«Здоровье дешевле богатства»
«Здоровье не купишь»
« В здоровом теле – слабый дух»
6.Продолжите логическую цепочку: «Хоккей – шайба», « Футбол – мяч», «бадминтон –волан».
7. Кто в четвёртом выпуске мультфильма «Ну, погоди!» играл в спортивную игру «Городки» (бегемот)
8. На внимательность.
Умоем солнцем спины
И сон водой сотрём,
Кто делает зарядку –
Растёт богатырём!
Кто написал эти строки (М, Садовский)
9. Разгадайте кроссворд.
10. Игра « Пойми меня»
С помощью жестов, мимики объясните слова: «Зарядка», «Физкультура», «Дети», «Здоровье» по 2 слова каждой команде.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Когда дети растут, они постепенно учатся владеть своим телом. Улучшение чувства собственного тела, способность ориентации в пространстве, а также координации – основные двигательные навыки, которые должны быть развиты у ребенка впервые 5-6 лет жизни. Упражнения, которые мы хотим вам показать и предложить вам проделать вместе, улучшат и сохранят гибкость, разовьют координацию, а также это профилактика и коррекция осанки и плоскостопия.
-
На координацию: Пр. рука на животе, лев.рука – на макушке.
-
«Голова - мяч» (расслабление)
«Покачаем головой – неприятности долой»
-
«Марионетка» натянутое тело.
-
Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину, в конце упр. растереть уши руками – упражнение улучшает мыслительную деятельность, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма.
-
«Оловянный солдатик»- профилактика осанки.
-
«Собери клад»- профилактика плоскостопия.
Не забывайте о том, что упражнения должны доставлять радость. Маленькие дети не всегда могут сосредотачивать внимание, поэтому наибольшую пользу во время упр. Принесёт атмосфера непринужденности и творчества.
5. ТЕСТ «МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАЗВАТЬ ЗДОРОВЫМ?».
6. РАССКАЗ И ВИДЕОПОКАЗ РОДИТЕЛЯМИ «ДОСУГ В СЕМЬЕ».
7. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
8. ПЛАКАТ-ПЕЙЗАЖ.
Предложить родителям отметить кружочком, что в этом пейзаже более всего соответствует их настроению на сегодняшней встрече, и прокомментировать свой выбор.
9. РЕШЕНИЕ:
1. Принимать активное участие в жизни детей, в спортивной жизни.
2. Организовать семейный спорт. Клуб.
3. Принимать активное участие в жизни д/сада
4. Гимнастика, физ. Упражнения, ходьба должны войти в быт каждого , кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь.
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»
Генрих Гейне.
Будьте здоровы!
Приложение 4
Комплексы упражнений коррекционной гимнастики
для детей 4-7 лет
Ходьба в колонне по одному. Ходьба и бег по кругу с переменной направления, по сигналу. Ходьба и бег «змейкой» в чередовании. Ходьба на носочках. перестроение в колонну по3.
ОРУ.
-
И.п. о.с.- руки внизу в «замок». 1- руки вверх, не размыкая пальцы, ладонями вверх, потянуться. 2- и.п. (8-9-р).
-
И.п.- стойка, ноги врозь, руки перед грудью.1- поворот вправо, руки в стороны; 2- и.п.;3-4- то же в др. сторону.
-
И.п.-о.с.- ноги слегка расставлены. 1- наклоны туловища в право, руки вдоль туловища скользят по бедру; 2- и.п. (10р)
-
И.п.- сидя, руки на колени.1- руки вверх;2- наклоны к правой ноге;3- выпрямиться, руки вверх; 4- и.п. Тоже к левой ноге. (8р)
-
И.п.- сидя, упор сзади, ноги согнуты в коленях.1- поднять прямую правую ногу, носок оттянуть; 2- и.п.;3- тоже левой ногой (8-9р)
-
И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.1-сгруппироваться, подтянуть колени к груди, 2- и.п. (8р)
-
И.п.- лёжа на животе руки вдоль туловища.1-2- поворот на спину; 3-4- и.п. (8-10р)
-
И.п.- лёжа на животе, руки в стороны, ноги врозь.1- поднять руки и ноги вверх, посмотреть вперёд; 2- и.п. (7-8р)
-
И.п.- о.с.- руки на пояс.1-2- подняться на носки, руки в стороны; 3-4- и.п.(8-10Р)
10.И.П. – РУКИ НА ПОЯС. Прыжки –1-ноги вперёд, руки в стороны,2- ноги вместе, хлопок над головой, в чередовании. (8р)
Ходьба на месте в чередовании с прыжками.
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба в колонне по одному с упражнением на восстановление дыхания.
Приложение 5
Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?"
(для педагогов и родителей)
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.
-
Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
-
непривычная утомляемость
-
зимняя простуда
-
хроническое несварение в желудке.
-
Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
-
не включаю на полную громкость;
-
в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
-
не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
-
Как часто Вы меняете зубную щетку?
-
два раза в год
-
каждые 3 -6 месяцев
-
как только она обретет потрепанный вид.
-
Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
-
частое мытье рук
-
противогриппозная прививка
-
отказ от прогулок в холодное время года.
-
Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
-
каждый час;
-
каждые полчаса;
-
каждые 10 минут.
-
Какое из утверждений соответствует истине?
-
можно загореть даже в облачный денек
-
если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором
ниже 10
-
смуглым людям не нужна защита от солнца
-
.
-
Часто ли вы принимаете участие в спортивные или иных соревнованиях
-
Да
-
нет
-
Как правильно дышать?
-
ртом
-
носом
-
ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
9..Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком
-
Никогда
-
Иногда
-
Всегда
10.Вы активно проводите свой день
-
Да
-
нет
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов
1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б),
сложите полученные очки.
8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.
Приложение 6
Анкета для родителей
-
Когда Ваш ребенок слушает рассказ, сказку, какая поза для него привычна:
-
сидя;
-
лежа;
-
свернувшись калачиком;
-
положение головы _______________________________________
-
спина прямая;
-
спина сгорбленная;
-
другая поза _____________________________________________
2.Отметьте позу Вашего ребенка во время еды:________________________
_________________________________________________________________
3.Отметьте позу Вашего ребенка во время рисования:___________________
___________________________________________________________________________________
4.Отметьте позу Вашего ребенка во время ходьбы: _____________________
5.Назовите привычное положение головы и плеч во время свободной деятельности ребенка:______________________________________________
__________________________________________________________________
6.Сколько времени приблизительно ребенок тратит на бег и прыжки?______
__________________________________________________________________
7.Любит ли Ваш ребенок двигаться энергично?__________________________
8.Как Ваш ребенок выполняет бег: легкими или топающими шагами?_______
___________________________________________________________________
9.Что побуждает ребенка к бегу и прыжкам?____________________________
10.Как Ваш ребенок приземляется: жестко или мягко?____________________
11. Исправляется ли он после сделанного замечания? ____________________
Приложение 6
Поделитесь с Вашими друзьями: |