Лекция по теме «основы розыскной работы» по дисциплине «Организация розыскной работы в овд»



страница1/12
Дата29.04.2018
Размер1.82 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ЛЕКЦИЯ

по теме «ОСНОВЫ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ»

по дисциплине «Организация розыскной работы в ОВД»
Специальность 40.05.02 (03101.65) Правоохранительная деятельность

специализация «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел»

узкая специализация «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска»

ВОПРОСЫ:

Введение.


  1. Исторические этапы, становление и развитие розыскной работы в России.

  2. Понятие, сущность, правовая основа, субъекты и объекты розыскной работы ОВД.

  3. Система розыскной работы ОВД:

- первоначальные розыскные мероприятия;

- местный розыск. Производство по розыскному делу и делу по установлению личности;

- федеральный розыск;

- межгосударственный розыск;

- международный розыск.

Заключение.
Введение

Уклонение уголовного преступника от дознания, следствия и суда, исключает реализацию принципа неотвратимости наказания за содеянное, препятствует решению задач предупреждения преступлений. Это существенно затрагивает интересы правосудия, особенно когда от этого страдает полнота и правильность расследования и рассмотрения уголовного дела. Пребывание преступников на свободе опасно для общества, поскольку, как правило, сопряжено с совершением ими новых преступлений, с их разлагающим влиянием на окружающих, морально не устойчивых лиц и с вовлечением последних в преступную деятельность.

Не смотря на положительные тенденции в разыскной работе ОВД, данное направление продолжает оставаться одним из приоритетных в деятельности МВД России. В период с 2008-2012 гг. остаток неразысканных преступников сократился на 15 085 человек (или на 10,8%). По сравнению с 2011 годом, в 2012 году количество лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сократилось на 6,8%% и составило 56903 человека. В Хабаровском крае данная цифра ежегодно превышает 1200 человек.

Безвестное исчезновение граждан также оказывает негативное влияние на криминогенную обстановку, поскольку исчезновение граждан не редко связано с совершением в отношении последних преступлений. Анализ статистических данных позволяет прийти к выводу о положительной тенденции в работе по данному направлению. В целом по России в 2012 г. остаток неразысканных без вести пропавших лиц снижен на 0,1%, а в Хабаровском крае – на 3,5%. Тем не менее, ежегодно в России остаются не разысканными около 50 тысяч человек.

Актуальность данной темы состоит в том, что разыскная работа является обособленным направлением деятельности подразделений уголовного розыска. Это связано с тем, что разыскная работа имеет свою специфику с точки зрения ее практического осуществления, не случайно в территориальных органах внутренних дел созданы специальные подразделения – отделения (группы) розыска. С точки зрения правового регулирования разыскная работа также имеет свою специфику. Так, в ст. 2 Федерального закона «Об ОРД», определяющей задачи данной деятельности, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, является отдельной задачей, наравне с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений.


  1. Исторические этапы, становление и развитие розыскной

работы в России

Слово «розыск» в российской юридической терминологии имеет глубокие исторические корни, и его содержание изначально было весьма широким и многозначным. Начиная с Судебников 1497 г., 1550 г., а затем и Соборного уложения 1649 г., «розыском» (сыском) обычно называлась процессуальная форма, по которой раскрытие и расследование преступлений вели государственные органы, а не сам пострадавший и его представители. Это же слово означало и установление истины при расследовании обстоятельств совершенного преступления или доказывание вины, которое осуществлялось путем получения собственного признания обвиняемого под пыткой, заслушивания свидетельских показаний, проведения очных ставок и других приемов. Под розыском, кроме того, подразумевались действия уполномоченных на то лиц по поиску и задержанию известных преступников.

С течением времени первоначальный смысл слова «розыск» значительно сузился, поскольку в результате судебной реформы 60-х годов 19 века в уголовном судопроизводстве России появились новые понятия «дознание» и «расследование». Термин «розыск» получил свое законодательное определение в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. как один из видов полицейского дознания, основанного на тайных методах расследования, включающих в себя словесные расспросы, негласное наблюдение, а также другие допустимые меры по установлению преступников, т.е. по своему содержанию он был весьма близок современному понятию ОРД.

Такой подход к определению сущности розыска в отечественной криминалистике сохранялся до середины 20 века, пока не была предпринята попытка сузить понятие розыска путем ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями. Это послужило толчком к тому, что понятие розыска стало рассматриваться в двойном смысле: в узком и широком значении. Если в первом случае под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, пропавшего без вести и т.д.), то во втором – поиск неизвестных объектов (неустановленного преступника, следов преступления и т.д.), имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

В настоящее время разыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел.


  1. Понятие, сущность, правовая основа, субъекты

и объекты розыскной работы ОВД

В соответствии с п. 1 главы 1 раздела 1 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, объявленной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213 ДСП, розыскная работа органов внутренних дел – это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельность по:

- обнаружению разыскиваемых лиц;

- установлению личности неизвестных граждан;

- предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения1.

Разыскную работу следует отличать от комплексной деятельности по раскрытию преступлений. Если основной задачей розыска является обнаружение уже известных, установленных лиц, для привлечения к уголовной ответственности которых имеются необходимые правовые основания, то основной задачей раскрытия преступлений является установление неизвестных лиц, совершивших преступление, и сбор доказательств их виновности.

Объявление розыска производится только после вынесения лицом, производящим дознание, следователем, судьей (судом) постановления (определения) об объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (осужденного), а начало деятельности по раскрытию преступления не связано с принятием какого-либо процессуального решения. Если при розыске подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных правоохранительные органы располагают достаточно многообразной информацией о личности разыскиваемого лица (установочные данные, приметы, дактилоскопические карты, фотографии, сведения о родственных и близких связях и т.д.), то на первоначальном этапе раскрытия большинства преступлений установление преступника протекает в условиях острого дефицита информации о его личности, особых приметах, связях и местах возможного нахождения. Это и определяет сущность разыскной работы, отличающей ее от иных, схожих видов деятельности2.

Кроме того, необходимо знать, что существенным признаком разыскной работы является ее относимость к компетенции государственных органов. В связи с этим, деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан и утраченного имущества, несмотря на определенную схожесть решаемых задач и используемых приемов, к понятию разыскной работы не относится.

Разыскная работа органов внутренних дел детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.

К числу законодательных актов, составляющих правовую основу разыскной работы, следует в первую очередь отнести Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»3. В соответствии со ст. 2 указанного федерального закона, одной из основных задач оперативно-разыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. В ст. 6 Федерального закона «Об ОРД» определен перечень допустимых к применению в процессе розыска оперативно-разыскных мероприятий. В статье 7 данного закона в числе оснований проведения ОРМ указаны: «…ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения: … о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания, … о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов». Кроме того, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентированы и другие важные аспекты разыскной работы.

Важным элементом правовой основы разыскной работы является уголовно-процессуальное законодательство. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК России, одним из оснований приостановления предварительного следствия является случай, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. На основании ст. 210 УПК России, если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Обязанность по осуществлению разыскной работы органами внутренних дел закреплена в п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции», в соответствии с которой полиция осуществляет розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести.

К нормативным актам подзаконного уровня относятся ведомственные приказы и инструкции, регламентирующие вопросы организации и тактики разыскной работы. Основными из них являются:



  1. Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России № 213 ДСП от 5 мая 1993 года;

  2. Приказ МВД России от 13 ноября 1998 г. № 744 ДСП «О мерах по совершенствованию розыскной деятельности органов внутренних дел»;

  3. Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971.

Основными субъектами разыскной работы ОВД выступают оперативные подразделения полиции и подразделения полиции по охране общественного порядка.

Оперативные подразделения полиции осуществляют розыск и установление личности:

  1. Подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных:

- скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

- совершивших побег из изолятора временного содержания, либо из под стражи (конвоя) полиции;



  1. Уклоняющихся от исправительных работ - после принятия судом решения о замене исправительных работ другим видом наказания;

  2. Уклоняющихся от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы – после вынесения постановления об объявлении в розыск соответствующим подразделением уголовно-исполнительной системы;

  3. Несовершеннолетних, ушедших из дома, школ - интернатов, детских домов, а также бежавших из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных школ и спец. училищ;

  4. Психически больных лиц, в том числе признанных в установленном порядке социально опасными и ушедших из дома или учреждений, где они содержались;

  5. Лиц, совершивших преступления против военной службы (разыскиваются по правилам, предусмотренным для розыска подозреваемых, обвиняемых);

  6. Лиц, утративших связь с близкими родственниками, а также супругов, утративших связь между собой;

  7. Лиц, пропавших без вести.

Оперативные подразделения полиции устанавливают личности:

  1. Погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам;

  2. Лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.

Подразделения полиции по охране общественного порядка:

  1. Осуществляют розыск лиц уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военной службы по призыву, военных сборов, альтернативной службы, до решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности;

  2. Устанавливают личности лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность.

Помимо рассмотренных субъектов, в разыскной работе принимают активное участие также и другие службы органов внутренних дел:

- подразделения уголовного розыска;

- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

- экспертно-криминалистические подразделения;

- дежурные части;

- участковые уполномоченные полиции.



Подразделения уголовного розыска, а также подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции:

- выявляют разыскиваемых лиц в процессе повседневной деятельности;

- привлекаются к розыску обвиняемых, подсудимых, осужденных по направлениям своей деятельности;

- осуществляют меры по предупреждению уклонения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых от органов дознания, следствия и суда.



Экспертно-криминалистические подразделения:

- участвуют в осмотре трупов граждан и мест последнего пребывания без вести пропавших лиц;

- проводят диагностические и идентификационные исследования и экспертизы с целью получения сведений о разыскиваемых лицах и неопознанных трупах;

- обеспечивают применение криминалистических учетов в процессе розыска.



Дежурные части:

- оперативно ориентируют о разыскиваемых лицах личный состав ОВД;

- выявляют разыскиваемых лиц среди доставленных в дежурные части;

- организуют задержание разыскиваемых в случаях их появления на обслуживаемой территории.



Участковые уполномоченные полиции:

- осуществляют меры предупредительного характера к лицам, намеревающимся уклониться от уголовной ответственности;

- принимают непосредственное участие в разыскных мероприятиях;

- инициативно и по заданиям выполняют другие разыскные задачи.



Следователи и дознаватели:

- выявляют разыскиваемых лиц среди привлекаемых к уголовной ответственности;

- принимают меры по предупреждению уклонения подозреваемых и обвиняемых от следствия и суда (в необходимых случаях, при наличии оснований выносят ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу);

- дают поручения органам дознания;

- объявляют розыск подозреваемых, обвиняемых и обеспечивают разыскные подразделения необходимой информацией4.

Эффективность разыскной работы обусловлена уровнем ее организации, которая включает в себя создание надежной системы обмена информацией, формирование и использование разыскных учетов, ориентирование участников розыска, информирование населения, использование средств массовой информации и т.д.

В процессе разыскной работы широко применяются и такие административно-правовые меры, как проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание, досмотр, посещение и осмотр жилых и иных помещений при преследовании разыскиваемых лиц, оцепление (блокирование) территории, остановка и осмотр транспортных средств и др.

Разыскную работу трудно себе представить без использования криминалистических методов идентификации личности, а также криминалистических учетов. Кроме того, в розыскной работе могут использоваться и иные специальные мероприятия (поисково-спасательные, применение служебно-розыскных собак, обследование местности и т.д.), которые вполне можно назвать розыскными.





  1. Система розыскной работы ОВД

Розыскная работа ОВД осуществляется в соответствии с определенной системой, которая включает:

- первоначальные разыскные мероприятия;

- местный розыск;

- федеральный розыск;

- межгосударственный розыск;

- международный розыск.

Содержание первоначальных разыскных мероприятий определяется тем, что требуют или нет безотлагательного реагирования поступающие сообщения.

Органы внутренних дел безотлагательно реагируют на информацию, содержащую данные: о безвестном исчезновении людей; о побегах задержанных из ИВС или из-под конвоя полиции.

Организационное обеспечение неотложных действий по реагированию на такую информацию возложено на дежурные части ОВД. Неотложные разыскные действия осуществляются силами дежурных нарядов.

Первоначальные разыскные мероприятия по сообщениям, не требующим безотлагательного реагирования, проводятся при установлении факта уклонения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого и осужденного от органов дознания, следствия и суда.

Первоначальные разыскные действия в данном случае осуществляются в срок до 10 суток с момента получения сообщения о необходимости проведения разыскных мероприятий.

После осуществления первоначальных разыскных мероприятий наступает этап местного розыска. Местный розыск - это комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально. Исходя из анализа данного определения можно установить, что проведение оперативно-разыскных мероприятий, территориально, никак не ограниченно, в то же время в ходе осуществления данного вида розыска, сведения о розыске конкретного лица будут находиться только в том информационном центре МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту РФ, на территории обслуживания которого, лицо, совершившее преступление, скрылось от органов дознания, следствия или суда, пропало без вести, либо обнаружен неопознанный труп и т.д.

Все мероприятия местного розыска осуществляются по разыскным делам и делам по установлению личности неизвестных граждан.



Разыскное дело заводится не позднее 10 суток с момента поступления в ОВД сведений о необходимости проведения разыскных действий (кроме случаев, не терпящих отлагательств).

Основанием для заведения разыскного дела является:

а) постановление органа дознания, следователя, определение суда, постановление судьи об объявлении розыска подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного;

б) определение суда на осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, о замене не отбытого срока на лишение свободы;

в) определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу и сообщение администрации о его побеге;

г) заявление или сообщение о пропавшем без вести;

д) заявление или сообщение об ушедшем из дома, школы-интерната, детского дома, а также бежавшем из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, спец. школы и спец. училища несовершеннолетнем;

е) заявление об утрате связи с родственниками по прямой линии;

ж) заявление или сообщение о психически больном, находящемся в беспомощном состоянии и ушедшем из дома или специального учреждения органов здравоохранения, где он содержался.

О заведении разыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем ОВД.

Одновременно с вынесением постановления о заведении разыскного дела работник разыскного подразделения заполняет:

- разыскную карточку в двух экземплярах;

- сторожевой листок;

- статистическую карточку;

- ИПК на разыскиваемого;

- опознавательные карты в двух экземплярах.

В целях организации работы разрабатывается план разыскных мероприятий, который согласовывается с непосредственным руководителем и утверждается руководителем ОВД.

Разыскное дело на без вести пропавшего не заводится:

- при возбуждении уголовного дела по факту исчезновения лица - его розыск ведется в рамках ОПД. В случае прекращения уголовного дела, ОПД переводится в разыскное дело с соответствующими изменениями в статистической отчетности;

- при возбуждении уголовного дела по материалам разыскного дела, последнее снимается с учета и переводится в ОПД. Перевод дел осуществляется по мотивированному постановлению;

- на лиц, пропавших при очевидных обстоятельствах (катастрофах, стихийных бедствиях, гибели в водоемах), подтвержденных соответствующими документами или показаниями свидетелей, но трупы которых обнаружены не были. Заполняются только опознавательные карты на этих лиц, которые выставляются в ИЦ МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту РФ, ГИАЦ МВД РФ в обычном порядке с отметкой «Без заведения разыскного дела».



Дело по установлению личности неизвестного заводится в срок не более пяти суток (как исключение, по разрешению начальника ОВД срок не более десяти суток), о чем выносится постановление, которое утверждается руководителем ОВД.

Основанием для заведения дела по установлению личности граждан является заявление или сообщение об обнаружении неопознанного трупа, неизвестного больного или ребенка, а также постановление следователя следственного комитета России об отказе в возбуждении уголовного дела по указанным фактам.

Одновременно с этим, оперативный сотрудник составляет опознавательную карту в 2 экземплярах, статистическую карту.

Следующим элементом системы розыска является федеральный розыск. Федеральный розыск - это комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, МВД, УМВД России входящих в РФ. Анализируя данное понятие, можно сделать вывод о том, что в данной ситуации, сведения о розыске конкретного гражданина будут находиться во всех информационных центрах системы МВД России.

Сроки объявления в федеральный розыск зависят от степени общественной опасности разыскиваемого, тяжести совершенного преступления, обстоятельств исчезновения без вести пропавшего:

1. Объявление в федеральный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда осуществляется:

1.1.Немедленно после принятия процессуального решения об объявлении розыска в отношении:



  • привлеченных к уголовной ответственности лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;

  • лиц, совершивших побег из ИВС, из-под конвоя полиции;

  • лиц, вооруженных огнестрельным оружием либо имеющих при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей или причинить вред их здоровью;

  • членов террористических организации, организованных групп и преступных сообществ.

1.2. По истечении 3 месяцев с начала местного розыска в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

2. Объявление в федеральный розыск лиц, пропавших без вести осуществляется:

2.1. Немедленно после принятия решения о производстве розыска – в отношении лиц, пропавших без вести вместе с автомобильным транспортом, имеющих при себе крупную сумму денег, а также пропавших при криминальных обстоятельствах;

2.2. По истечении 3 месяцев с начала местного розыска – в отношении лиц, пропавших без вести при не криминальных обстоятельствах.

2.3. По истечении 6 месяцев с начала местного розыска – в отношении лиц, утративших связь с близкими родственниками, а также супругов, утративших связь между собой.

Допускается объявление федерального розыска ранее установленных сроков. Решение об объявлении федерального розыска, ранее установленного срока принимает руководитель ОВД, если считает, что меры местного розыска исчерпаны.

Объявление в федеральный розыск осуществляется путем вынесения постановления об объявлении федерального розыска. Данное постановление выносится инициатором розыска, согласовывается с руководителем ОВД, утверждается руководителем УУР МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту РФ и направляется в ГИАЦ МВД РФ. Одновременно сотрудником заполняются ИПК на связи разыскиваемого и места его вероятного появления.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница