Литература вдохновитель криминалистической науки коновалова Василина Валерьевна



Скачать 75.12 Kb.
Дата17.11.2018
Размер75.12 Kb.
ТипЛитература

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА –

ВДОХНОВИТЕЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ




Коновалова Василина Валерьевна

Веденеева Мария Юрьевна

(юридический факультет, 4 курс)

Научный руководитель – доцент Скурту И.Г.


Около ста лет назад в Лондоне появился первый роман шотландского врача Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе, тогда никто не мог представить, что деятельность этого протагониста на протяжении десятилетий станет образцом использования криминалистики при расследовании преступлений.

Многие исследователи считают, что прототипом Шерлока Холмса послужил доктор Джозеф Белл, сослуживец Дойла, работавшего в Эдинбургском королевском госпитале и славившегося способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.

Джозеф Белл очень внимательно следил за литературными трудами Артура Конана Дойла. Самого «прообраза» легендарного сыщика англичане «вычислили» довольно - таки быстро. Но когда ему задавали вопрос: «А правда, что вы являетесь…», Белл неизменно отвечал: «Ну что вы! Где уж мне подняться до таких вершин. А настоящий прообраз Холмса, это, естественно, сам Артур».

Основным приемом, позволяющим герою романа Шерлоку Холмсу раскрывать все новые преступления, является установление личности преступника по какой-либо мелочи, обнаруженной на месте преступления. Так, по одному-единственному волоску он определяет цвет его волос или вид бороды, возраст, размер туловища, детские болезни, которые у него были, и имеющиеся сейчас недомогания. Микроскопическое и химическое исследование волоска бороды дает ему полную информацию о социальном положении, профессии, последней трапезе, прическе, месте рождения, климатических и географических условиях последнего местопребывания преступника.

Одним из основных методов Шерлока Холмса является дедуктивный метод. При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.

Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира – сугубо профессиональный и прагматичный.

Используя свой метод, который Холмс называет дедуктивным, он вычисляет преступника. Обычный ход его рассуждений таков: «Отбросьте все невозможное; то, что останется – и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался». Необычная способность Холмса по мельчайшим признакам совершать поразительные догадки вызывает постоянное изумление Ватсона и читателей рассказов. Сыщик использует и тренирует эту способность не только в ходе следствия, но и в быту. Как правило, впоследствии Холмс досконально разъясняет ход своих мыслей, который постфактум кажется очевидным и элементарным.

Остин Фримен, также как и Артур Конан Дойл был врачом, прославившимся в литературе. Его герой применяет к расследованию преступлений последние достижения науки. Читатель узнает, как, глядя в микроскоп, отличить волосы, выпавшие сами собой, от волос, вырванных насильно, или как по поперечному срезу волоса отличить представителей разных рас. Рассказы, как правило, иллюстрировались изображениями объектов, которые исследовал доктор Торндайк.

В предисловии к одному из сборников Остин Фримен писал: «Я могу также добавить, что все без исключения описанные эксперименты были проведены мной самостоятельно, а все микрофотографии конечно же выполнены с настоящих образцов».

Два человека, которых по праву причисляют к создателям современной криминалистики – француз Эдмон Локар (Edmond Locard) и австриец Ганс Гросс (Hans Gross) – испытали большое влияние английских детективов, книг Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе и Ричарда ОстинаФримена о докторе Торндайке.

Главным вкладом Гросса в науку о расследовании преступлений стало написанное им «Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции» (первое издание – 1893 год), переведенное на многие европейские языки. В этой книге рассматривалось немало проблем, связанных с криминальной психологией, методами маскировки, а главное – в ней впервые системно описывалась такая область криминалистики, как исследование места преступления.

Методика осмотра, обнаружение тайников в помещении, фиксация найденных следов – обо всём этом писал Гросс. Он же первым четко прописал требования по сохранению и регистрации всех деталей места преступления. «Ничего не передвигайте, не поднимайте и не трогайте предмет прежде, чем он будет полностью описан со всеми подробностями», – говорится в «Руководстве». Место преступления огораживается, точные расстояния между предметами измеряются и заносятся на схему, всё фотографируется, следы ног на земле для сохранности следует накрыть ящиками, улики с необходимыми мерами предосторожности доставить в лабораторию.

Вспоминал ли Гросс слова Шерлока Холмса в «Тайне Боскомской долины»: «О, как было бы все просто, если бы я пришел сюда до того, как это стадо буйволов все здесь вытоптало! Здесь стояли те, кто пришел из сторожки, они затоптали все следы вокруг убитого на шесть или семь футов».

Известны Гансу Гроссу были не только слова Шерлока Холмса, но и слова доктора Торндайка: «Ни одна пылинка не должна быть перенесена, никому не позволено подходить, пока научный наблюдатель не видел всё. Никаких топающих возбужденных констеблей, ни шарящих следователей, ни бегающих туда и сюда ищеек».

В английском переводе «Руководства» Ганса Гросса, вышедшем в 1907 году, чемоданчик, который эксперт-криминалист берет с собой, отправляясь на место преступления, назван the Thorndyke – фамилия героя Остина Фримена использована как нарицательное существительное.

Другой поклонник литературных сыщиков – Эдмон Локар – не скрывал литературных пристрастий и в своих трудах прямо призывал следователей читать рассказы о Шерлоке Холмсе. Локар был учеником Бертильона, опытным следователем и медиком. Не смотря на авторитет своего учителя, он стал активным сторонником дактилоскопии – метода, который был главным (и в конечном итоге успешным) конкурентом антропометрического метода Бертильона.

Локар во многом напоминал своего любимого литературного героя. Как и Шерлок Холмс, он любил музыку, и даже совмещал работу криминалиста с написанием критических статей о театре и музыке в одной из лионских газет. Он обладал большими познаниями в химии, собрал обширную коллекцию образцов почвы, минералов, волос людей и шерсти животных.

Теоретическое наследие Локара собрано в семитомном «Трактате по криминалистике», который на долгие годы стал учебником для следователей и полицейских экспертов из разных стран. В трактате был сформулирован «принцип обмена Локара» – «каждый контакт оставляет след». Локар писал: «Учитывая напряжение от совершения преступления, злоумышленник не может действовать, не оставляя следов».

Эти слова перекликаются со словами Шерлока Холмса: «Раз преступник стоит на ногах, он непременно оставит какой-нибудь след, что-нибудь заденет или сдвинет. И человек, владеющий научными методами розыска, непременно обнаружит самую незначительную перемену в расположении окружающих вещей».

Артур Конан Дойл был одним из первых, кто обратил внимание криминалистов на необходимость собирать и исследовать пыль с места преступления, а Шерлок Холмс в его произведениях написал несколько работ, посвященных этому.

Эдмонд Локар как и Артур Конан Дойл, изучал судебную медицину, а также пытался найти методы, с помощью которых можно собирать и исследовать пыль. В 1910 году Локар основал полицейскую лабораторию, которая постепенно превратилась в международный центр, где обучались и обменивались опытом криминалисты многих стран.Одной их главных заслуг Эдмонда Локара является разработка методов анализа пыли, грязи и чернил.

Жителей города Тюль засыпали анонимными письмами, содержащими возмутительные обвинения сексуального характера.

В рассказе «Рейгетские сквайры» Шерлок Холмс блестяще провел почерковедческую экспертизу. На этом поприще выступил и Эдмон Локар в громком деле об анонимных письмах. В 1917 году жителей города Тюль на юго-западе Франции терроризировали письмами, в которых были обвинения в основном сексуального характера.

Ушедшим на фронт мужьям рассказывали о том, как жены якобы изменяют им, а жены получали письма, где в подробностях описывались развратные деяния их мужей. За почтовой конторой установили постоянное наблюдение, но тогда письма стали просто подбрасывать. Наконец, появилась подозреваемая – Анжела Лаваль, женщина «с безукоризненной репутацией и стойкими религиозными убеждениями».

Кто-то услышал, как она обсуждала содержание одного из писем до того, как адресат это письмо получил. Но требовалось доказать ее причастность. Для этого обратились к Локару. Он получил в свое распоряжение большой набор текстов – более трехсот анонимок. Исследование почерка помогло доказать, что часть писем написала Анжела Лаваль, а часть – ее мать.

Аналогичный случай произошел в Лионе, только там письма печатались на машинке и прикреплялись к дверям домов. Но это не стало препятствием для эксперта. Ведь и Шерлок Холмс говорил: «Обратили ли вы внимание, что любая пишущая машинка обладает индивидуальными чертами в такой же мере, как почерк человека? Если исключить совершенно новые машинки, то не найти и двух, которые печатали бы абсолютно одинаково» (рассказ «Установление личности»).

Эдмон Локар использовал и другое наблюдение Шерлока Холмса. В «Этюде в багровых тонах» сыщик говорит, что когда человек пишет на стене или что-то к ней прикрепляет, он инстинктивно делает это на высоте своих глаз. В результате Локар выделил двух подозреваемых, рост которых подходил к высоте вывешенных писем. А после сумел идентифицировать и печатную машинку из конторы, где работал один из них.

Детективная литература не раз вдохновляла ученых-криминалистов и практиков-следователей. Не зря в 2002 году Королевское химическое общество приняло в свои почетные члены Шерлока Холмса за достижения в области судебной медицины и аналитической химии.



Используемые источники и литература

  1. Аверьянова Т.В., Белкин, Р. С. «Криминалистика». М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000

  2. Дойль А.К. Знак четырех. Москва: Правда, 1980

  3. Дойль А.К. Тайна Боскомской долины. Москва: Правда, 1983

  4. Дойль А.К. Этюд в багровых тонах. Москва: Правда, 1888 г.

  5. Гросс, Ганс  // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / под ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Москва: Советская энциклопедия, 1969 – 1978

  6. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. М.: ЛексЭст, 2002

  7. Локар Э. Руководство по криминалистике // Под ред.: Митричев С.П., М: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1941

  8. Хефлинг Х. Шерлок Холмс в наши дни.
    М: Юридическая литература, 1991

  9. McCearney J. Arthur Conan Doyle. Éditions La Table Ronde, 1988

  10. Freeman R.A. A Certain Dr. Thorndyke, 1927; The Famous Cases of Dr. Thorndyke, 1928

  11. Johnston W.M.. The Austrian mind: an intellectual and social history, 1848-1938. Berkley: University of California Press, 1983



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница