Маханаим еврейский культурно-религиозный центр



страница1/8
Дата26.05.2019
Размер0.58 Mb.
#92423
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8

Дни траура
1. ОБЩИЕ ИДЕИ И ЗАКОНЫ ПОСТОВ

1.1. Шесть дней поста

      В году есть шесть дней, когда евреи постятся: Йом Кипур, 10 Тевета, 17 Тамуза, 9 Ава, пост Гедалии и пост Эстер. (Кроме того, первенцы постятся в канун праздника Песах1).)


      Йом Кипур - 10 Тишри - установлен Торой; это день раскаяния и искупления грехов; его называют, однако, днем трепета, но не днем траура.
      Четыре траурных дня поста установлены Пророками и объединены памятью о разрушении Храма и изгнании народа Израиля из Святой Земли. В книге пророка Зехарии (8:19) они называются: "пост четвертого, пост пятого, пост седьмого и пост десятого [месяца]". Номера месяцев указаны в соответствии с традиционным отсчетом от Нисана.
      10 Тевета (десятый месяц) была начата осада Иерусалима (перед разрушением Первого Храма), 17 Тамуза (четвертый месяц) - пробиты стены (перед разрушением Второго Храма), 9 Ава (пятый месяц) - сожжен Храм (и Первый, и Второй); 3 Тишри (седьмой месяц) мы постимся в память о смерти Гедалии, наместника Иудеи после разрушения Первого Храма.
      Несмотря на то, что наши Пророки установили эти траурные дни именно в память о событиях, связанных с разрушением Храма, на эти же даты выпали и многие другие трагедии в истории еврейского народа. Мы расскажем о них ниже, в главах, посвященных соответствующим постам.
      Пост Эстер  - 13 Адара, накануне Пурима  - был установлен Мудрецами и народом Израиля в память о посте, который имел место в дни Мордехая и Эстер, перед войной с Амалеком2).

1.2. Цели поста

      "Основное значение поста - это не горе и не траур; его дело - прежде всего пробудить наши сердца к раскаянию, напомнить нам проступки наших отцов и наши собственные и, таким образом, возвратить нас к добру. Как сказано: "Тогда признаются они в виновности своей и в виновности отцов их..." (Левит 26:40) (Рамбам, &h138;хилхот Таанит, гл. 5).


      Траурные посты установлены для того, чтобы мы, вспоминая преступления, которые привели к несчастьям, пробудились для раскаяния. Ведь эти несчастья все еще на нас, потому что мы повторяем породившие их преступления. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен исследовать свои пути и раскаяться.
      Наши Мудрецы сказали: "Каждому поколению, в дни которого не строится Святилище, - это засчитывается, как если бы оно разрушило его" (Иерусалимский Талмуд, Йома 1). Ибо каждое поколение обладает способностью пробудить Божественное милосердие, чтобы оно искупило Израиль, чтобы изгнанники собрались в свою землю и Святилище было отстроено. Как? Совер-шенным раскаянием и исправлением своих прегрешений. А раз спасение не пришло - значит, мы еще не раскаялись в наших грехах, все еще страдаем от результатов наших собственных прегрешений и повторения прегрешений наших отцов. Тем самым мы задерживаем окончательное искупление, - а это равноценно тому, как если бы мы сами вызвали разрушение Храма.
      Итак, главное содержание поста - раскаяние; само же воздержание от еды и питья есть только подготовка к раскаянию.
      Тот, кто не ест и не пьет, но проводит пост праздно, делает упор на второстепенное и не обращает внимания на главное. Но и раскаиваться, не постясь, недостаточно, т.к. пост в эти дни предписан нам Пророками и принят Израилем на протяжении многих поколений.

1.3. Законы поста

      В любой пост запрещено есть и пить. 9 Ава запрещены также мытье, смазывание тела, ношение кожаной обуви и интимная близость. (Подробнее о законах 9 Ава см. ниже, в разделе 6.6.) Законы Йом Кипура еще более строги и включают в себя Субботние запреты работы3). Во все посты запрещено полоскать рот и брать в него, даже только для пробы, какую-либо пищу.


      Если общественный пост приходится на Субботу, то его откладывают на следующий день, поскольку в Субботу поститься запрещено. Единственное исключение - Йом Кипур, так как он предписан нам Торой и поэтому соблюдается в тот день, на который приходится, даже если это Суббота4).
      Если таковой выпадает на канун Субботы, мы постимся весь день до выхода звезд, несмотря на то, что приходится начинать Субботу (с заходом солнца) еще в состоянии поста. В нашем календаре единственный пост, который может прийтись на канун Субботы, - это 10 Тевета.
      В любой общественный пост, за исключением Йом Кипура и 9 Ава, можно есть накануне вечером и ночью до утренней зари. Но это разрешается, только если человек еще не лег по-настоящему спать. Если же лег, получается, что он как бы начал пост перед отходом ко сну, а значит, есть ему нельзя, даже если он поднялся до восхода. Но если, ложась спать, человек решил проснуться и поесть до восхода, так он и может сделать. (И так же, если он обычно пьет что-нибудь, вставая, он может напиться до восхода, даже если и не намеревался специально этого делать.) Все посты продолжаются до выхода звезд (т.е. от 20 до 72 мин. после захода солнца в зависимости от местности и времени года).
      Больные, даже если их болезнь не опасна, а также беременные женщины, кормящие матери и дети не обязаны поститься в эти четыре дня поста (10 Тевета, 17 Тамуза, 13 Адара и 3 Тишри).
      Те, кто не обязан поститься, должны все же воздержаться от публичного принятия пищи, а также не должны есть вкусную еду или слишком много - лишь столько, сколько им необходимо. К этому следует приучать и детей, кормя их только необходимым и уменьшая их удовольствие от еды.
      К посту Эстер мы относимся мягче, чем ко всем остальным, т.к. он основывается на установлении Мудрецов, а не на заповеди Пророков.

1.4. Пост общественный и пост индивидуальный

      Бейт-Дин (Еврейский Суд) может (а иногда даже обязан) объявить общественный пост, если общество постигло несчастье, например засуха, эпидемия и т.п. Законы соблюдения этого поста такие же, как и законы соблюдения всех других общественных постов.


      "Повелевающая заповедь Торы - взывать к Богу и трубить в трубы по поводу несчастья, которое постигнет общество. Как сказано: "... против врага, враждующего с вами, трубите в трубы" (Числа 10:9). То есть перед лицом несчастья... взывайте и трубите в трубы. И это - аспект тшувы (раскаяния): в то время, когда случается несчастье, пусть взывают к Богу и трубят в трубы, чтобы все знали, что несчастье постигло их в результате их злых дел... Если же они не будут взывать и трубить в трубы, и скажут: "Это просто естественное происшествие, это несчастье - случайно", то это - ожесточенность сердца, побуждающая их прилепиться к их злым делам; и их сегодняшнее несчастье поведет к дальнейшим несчастьям. Об этом сказано в Торе: "...Если пойдете Мне наперекор, то Я пойду яростно вам наперекор" (Левит 26:27-28)" (Рамбам, hилхот Таанит, гл. 1).
      Как общество обязано поститься и молиться по поводу постигающих его несчастий, так же и каждый человек должен поститься и искать Божественного милосердия, если его постигает личное несчастье. Многие постятся также по поводу дурного сновидения.
      Ни общественный, ни личный пост нельзя назначать на Субботу, Праздник, Рош Ходеш (Новомесячье), Хануку и Пурим, за исключением поста по поводу дурного сновидения, который можно назначить даже в Субботу. Но можно принять на себя личный пост в Субботней минхе (послеполуденной молитве), чтобы соблюдать пост в разрешенный день.
      Если человек хочет принять на себя индивидуальный пост, он должен сделать это во время минхи предыдущего дня: мысленно решить поститься при чтении благословения "Шма колейну" в молитве "Шмоне Эсре". После завершения "Шмоне Эсре" он должен произнести слова: "Завтра я буду поститься". Если он не сказал этого, но задумал во время минхи, он все равно обязан поститься, коль скоро такое решение он принял до заката. В противном случае этот пост не имеет формального статуса поста и не рассматривается как жертвоприношение; все же поститься необходимо - чтобы выполнить обет. В любом случае к молитвам "Шмоне Эсре" наступающего дня человек добавляет благословение анену.
      Почему необходимо формальное принятие поста? Потому что пост заменяет жертвоприношение, а жертва всегда требует предварительного освящения.
      Если человек принял на себя пост по поводу какого-то несчастья, а оно кончилось до завершения поста, все равно пост прекращать не следует. Даже если человек еще не успел начать поститься, он все равно обязан выполнить свое намерение. Но если, например, ему стало известно, что больной выздоровел или, напротив, скончался ко времени принятия решения о посте, человеку следует исходить из того, что его решение было ошибочным с самого начала и, следовательно, он не обязан продолжать пост.
      В день общественного поста читают слихот (молитвы раскаяния) и отрывок из книги Исход (32:11-14; 34:1-10). К Торе вызывают только тех, кто постился весь день. Тору вообще не читают, если нет шести постящихся (большинство миньяна). Если присутствует коhен, который не собирается весь день поститься, он должен уйти из синагоги, чтобы его не вызвали к Торе. Если человека, который не постится, все же вызвали, он должен подняться к Торе, чтобы не показалось, будто он отказывается. Если постящийся по забывчивости произносит благословение на еду, но вспоминает о своем посте, то он не должен есть, но должен сказать "Барух шем квод малхуто...", как после всякого неправильного благословения.
      Если он вспомнил о посте, съев кезайт (~26 см3, "размер маслины"), то его пост, если он индивидуальный, больше не имеет статуса поста, и он может дальше есть, сколько хочет. Если же это пост общественный, человек должен продолжать поститься.
      Мудрецы считали похвальным отдавать еду, не съеденную в пост, бедным. Если нет бедного, деньги, соответствующие стоимости этой еды, нужно отдать на какие-либо священные нужды.
      При индивидуальном посте действуют те же законы, что и при общественном (см. выше, раздел 1.3). Однако при индивидуальном посте разрешается утром полоскать рот и можно пробовать пищу (но не глотать!).
2. ИСТОРИЯ ГИБЕЛИ ЦАРСТВ И РАЗРУШЕНИЯ ХРАМОВ

2.1. Религиозное значения еврейской истории

      9 Ава и другие посты, о которых рассказывается в этой книге, установлены в память о трагических событиях еврейской истории, событиях, имевших судьбоносное значение для еврейского народа. Подобные события, случившиеся в истории других народов, повлекли за собой прекращение их существования. Но евреи, иудаизм выжили - может быть, именно потому, что иудаизм сумел наполнить религиозным содержанием исторические и политические события, выпавшие на долю еврейского народа. Евреи всегда рассматривали историю в ее неразрывной связи с религией. Вот как пишет об этом нееврейский историк Пол Джонсон:

      Что такое история? Последовательность событий, совокупность которых не имеет смысла? Неужели нет никакого существенного этического различия между историей рода человеческого и, скажем, историей муравьев? Неужели не существует никакого Высшего плана, исполнителями которого мы являемся? Ни один народ никогда не настаивал так твердо, как евреи, на том, что у истории есть цель и у человечества - предназначение. Уже на очень ранних стадиях своего коллективного существования они верили в то, что им удалось разгадать Божественный план, предначертанный Им для человеческого рода, и что их народ должен быть исполнителем этого плана. Они чрезвычайно подробно разработали свою роль. С героической стойкостью придерживались они ее перед лицом жестоких преследований. Многие из них верят в нее до сих пор...

      Еврейская традиция находит в истории различные уровни смысла. На самом простом уровне исторические катастрофы - наказание народу за его грехи. Мы постимся в память этих катастроф, чтобы раскаяться и попытаться исправить наши дела. Так говорится об этом в своде еврейских законов "Мишна Брура" (549,1):

      В эти дни весь Израиль постится из-за несчастий, которые постигли его... Поэтому в эти дни каждый должен исследовать свои дела и раскаяться. Сам пост - это не главное, как сказано [в книге Йоны] о жителях Ниневии: "И увидел Бог дела их [и простил их]". Наши Мудрецы сказали: "[В книге Йоны] не сказано: [увидел бы] их вретище и пост, но сказано: [увидел] их дела. " Пост - это лишь подготовка к раскаянию.

      Осмысление еврейской истории имеет и другие, более сложные уровни. Как бы то ни было, историческое событие никогда не может рассматриваться как "случайное", вызванное чисто истори-ческими (в узком смысле этого слова) или политическими причинами. Раз Бог управляет миром, значит, ничто в мировой истории не может быть лишено Божественного смысла.


      Вот как сформулирована эта мысль в высказываниях двух выдающихся современных еврейских мыслителей.
      Проф. Элиэзер Берковиц в своей книге "Кризис и вера", гл. 11 (речь идет здесь как раз о событиях, сопровождавших разрушение Храма и последовавшее за ним изгнание) пишет о Божественном вмешательстве в историю:

      Существует два вида изгнания. Есть национальное изгнание, которое началось с разрушения Храма, утраты независимости народа и его рассеяния в чужих землях. Но есть и другое изгнание, более значительное и всеобщее, стоящее раньше национального. Это - космическое изгнание; и если национальное изгнание - это явление истории народа, то мера космического изгнания соответствует духовному состоянию всего человечества в каждый отдельный момент истории.


      Что это означает: "космическое изгнание"? У Бога есть план мира. Все Творение пронизано Божественным предназначением, которое жаждет своей реализации в мире в целом и в человеческой истории в частности. Люди, однако, ставят перед собой свои собственные задачи: борьбу за власть, стремление к превосходству, приобретениям, удовольствиям. Эти эгоистические тенденции пытаются отрицать Божественное предназначение, данное человеку. И поэтому Божественный план уходит в изгнание в человеческой истории. До тех пор, пока история не претворяет в жизнь этот план, человечество находится в состоянии "изгнания Шехины", изгнания Божественного присутствия. Бог как будто бы Сам - изгнанник в мире человека...
      И вот в чем разница между национальным и космическим изгнанием. Национальное изгнание - рассеяние целого народа вне родины - это всегда застой, потеря жизненности, упадок и, в конечном счете, исчезновение... Но Божественный план в своем космическом изгнании не приходит в упадок. Реализация этого плана может быть снова и снова трагически отложена, но она не может быть отменена. Это изгнание - всегда движение, иной раз самыми окольными, непостижимыми для человека путями - к его реализации. Как сказали бы каббалисты, падение часто является предпосылкой подъема...
      И именно поэтому изгнание - это не только несчастье и трагедия. Это еще и ответственность, и возможность, наполненная жизнетворным, питающим бытие смыслом. Символом римского завоевания страны Израиля был город Кесария. Талмуд, сравнивая два символа - Кесарию и Иерусалим - говорит: "Если тебе скажут, что и Кесария, и Иерусалим оба отстроены или оба разрушены, не верь. Но если тебе скажут, что Кесария отстроена, а Иерусалим разрушен, или что Иерусалим отстроен, а Кесария разрушена, верь. Ибо когда один из этих городов процветает, второй не может существовать" (Мегила 6). Так Талмуд выражает противопоставление двух принципов истории. В мире торжествующей Кесарии нет места Иерусалиму, святому городу, так же, как в мире отстроенного Иерусалима нет места Кесарии цезарей. Во времена, непосредственно предшествующие разрушению Второго Храма, перед народом стоял вполне реальный выбор: отказаться от своей сущности, найдя себе место в мировом порядке Римской империи, широко распахнувшим перед ним свои двери, или остаться верным себе, разделив при этом судьбу Шехины, Божественного присутствия, солидаризоваться с Божественным изгнанием, неизбежным в мире Рима. Еврейский народ сделал свой выбор. Результатом этого выбора было разрушение Храма и государства и рассеяние евреев. Но только в результате этого выбора народ Израиля остался народом Израиля и все еще существует в мире.
      Иными словами, это разрушение было не просто катастрофой. Оно было осуществлением выбора! Мы сами выбрали свой путь - придерживаться Божественного плана для человечества... С самого начала мы решили солидаризоваться с космическим изгнанием, которое составляет самую сущность нашего бытия. И поэтому мы смогли быть уверенными в грядущем Избавлении, а порой и находить его явные признаки в самой глубине наших изгнаний. В этом секрет вечности Израиля...

      С точки зрения проф. Берковица, еврейский народ при разрушении Храма оказался в морально-религиозном смысле победителем, хотя в историко-политическом плане он, безусловно, потерпел катастрофическое поражение. Если мы сознаем роль Бога в еврейской истории, изучение истории этого периода может помочь нам понять религиозное и моральное величие народа, получить представление о значении нашего существования.


      Религиозное осмысление конкретных исторических событий, с которым так блестяще справляется проф. Берковиц, - нелегкая задача, и в менее искусных руках такая попытка может привести к упрощенной и грубой интерпретации истории и Божественного управления ею. На эту опасность указывает в своей книге "Израиль: эхо вечности" рав А. Дж. Хешель. Соглашаясь, разумеется, с тем, что история полна религиозного смысла, он предлагает искать его в гораздо более общей форме:

      История - это не хрупкая цепочка несвязанных событий, лишенных продолжения. У истории есть память. Человек забывает, но история помнит. Не раз человек пытался разрушить историю, но вновь и вновь память ее прорывается к нам, чтобы исправить абсурдность, вызванную жестокостью и самоубийственными тенденциями человека. Эта память связывает отчаяние и надежду, насмешку и верность обещаниям и преодолевает страсть человека закрыть для себя всякую надежду.


      Мы видим историю как чередование отчаяния и надежды; но память ее верна обещаниям. Человек не может жить без будущего. Человек не может осмысленно жить без прошлого. Истинная история вечна. "Я знаю, что все, что делает Бог, существует вечно" (Экклезиаст 3:14)...
      Истинная история - это когда события настоящего открывают смысл прошлого и дают нам надежду на будущее. История - встреча вечного и временного... Только изредка удается настоящему пролить свет на эту встречу. Но то, что было важно в прошлом, касается нас во все времена, и то, что скрыто от глаза при рассматривании вблизи, можно порой различить издалека...
      Есть большая опасность в том, чтобы рассматривать политические события как религиозные; тем не менее наши учителя учат нас воспринимать политические события, начиная еще со времен Авраама, как проявления Божественной воли. Мы не можем ожидать от политической истории, чтобы она читалась как история теологии. Проявления Божьей воли в истории становятся видны нам в кажущемся беспорядке, но мы должны пытаться понять единство этих с виду несвязанных звеньев.
      Таким образом, история может служить источником религиозного переживания, даже и для тех, кто не знаком с религизным опытом в обычном смысле слова. В истории, рассматривая ее с точки зрения Божественного управления миром, мы можем найти то, что нам трудно увидеть в жизни.

      Наша древняя трагедия - разрушение Храма и изгнание - ознаменовала собой начало новой главы в еврейской истории, которая продолжалась почти две тысячи лет; и вот, в наши дни в ней вдруг наступила разительная перемена. Независимое еврейское государство было уничтожено - в 1948 году оно возродилось. Признав, что в прошлом мы, пусть порой и с трудом, можем разглядеть руку Бога, мы уже не можем отрицать, что Бог вершит и историю наших дней. Мы не можем рассматривать дни поста и историю разрушения Храма отдельно от всеобщего религиозно-исторического контекста, а это означает, что мы должны осмыслить и религиозное значение тех событий, которые качественно изменили содержание периода, начавшегося разрушением. Когда мы постимся, наша мысль охватывает две тысячи лет. Мы прежде всего думаем об оскверненной славе разрушенного Храма, о боли и страданиях долгого изгнания. Храм все еще не восстановлен, и полный конец изгнанию еще не пришел. Но часть рассеянных по всему миру изгнанников вернулась на свою землю, и, продолжая свою попытку религиозного осмысления истории, мы задаем себе самый актуальный вопрос нашего времени, собственно, только в наше время и возникший: каково религиозное значение Государства Израиль? Этот вопрос задает и рав Хешель - его поэтическими словами мы и закончим данный раздел нашей книги:

      Что говорит нам Израиль? Что ожидание чуда - не тщетно. Две тысячи лет мы молились, страдали, стремясь к Сиону и Иерусалиму. Затем настали дни "чудесные в глазах наших" (Псалмы 118:23), дни, когда отчаянию настал конец.
      Мы видим сегодня в Сионе отрицание отчаяния и пример возрождения. Страшный опыт прошлого... не отравил нас отчаянием, напротив, он укрепил нашу надежду, нашу готовность к возрождению.
      Само наше существование - отрицание тезиса, что человек в своей истории "идет навстречу смерти". Наше существование - свидетельство тому, что человек идет навстречу избавлению.
      Возвращение еврейского народа в Землю Израиля поразительно. Кто мог бы поверить, что это произойдет? Кто мог ожидать этого? На протяжении веков эту надежду считали тщетной.
      Путь к установлению государства был полон невероятных событий. В них, безусловно, принимали участие люди, они осуществляли свой выбор, принимали судьбоносные решения. И все же процесс возрождения государства, похоже, указывает на то, что история делается не только людьми. Жить в Израиле - это значит ощущать, как рушатся идолы цинизма.
      Жизнь в Израиле - проникновение в смысл истории. Мы не всегда можем найти в ней явные причинно-следственные связи. Но какие-то намеки мы различаем, трудноопределимые, но полные смысла. Великое дело  - жить в соответствии с этими намеками, и такая жизнь вместе с попыткой ее осознания рождают истинный смысл. Для тех, к кому обращается память истории, уникальность момента может стать началом борьбы с абсурдом. Отчаяние - не последнее слово человека. Сокрытие - не последнее действие Бога".

2.2. Разрушение Первого Храма

2.2.1. Израиль и соседи

      На одной из самых красивых карт XVI века, изображающей мир в виде цветка с тремя лепестками: Европой, Азией и Африкой, - в самом центре цветка находятся Святая земля и город Иерусалим. Если это даже и преувеличение, то небольшое.
      Израиль всегда был мостом между Африкой и Азией; через него проходят дороги, которые связывают эти два материка, а также Средиземноморье с Йеменом, Суданом, Эфиопией, т.е. с золотом, драгоценными камнями, слоновой костью, благовониями. Такое географическое положение было благословением для нашей земли во времена царя Соломона, но оно же оказалось проклятием в те времена, когда ослабла мощь и померкло величие израильских царей.
      На протяжении всей своей древней истории Израиль был зажат между крупнейшими державами тогдашнего мира: с запада - Египтом, а с востока  - сменявшими друг друга Вавилоном, Ассирией и Персией. Все сверхдержавы древнего Востока мечтали заполучить землю Израиля. Власть над этой территорией обеспечивала серьезное преимущество при выяснении главного вопроса: кто будет править миром. Даже если очередной новый герой древнего мира не слышал о существовании такой земли, даже если он не имел ничего против народа Израиля, все равно: идя ли из Месопотамии на Египет или из Египта - на Месопотамию, он никак не мог миновать Израиль.
      Власть в Египте в древние времена была более устойчива, чем на Востоке, в Междуречье. На протяжении всей своей истории Египет почти никогда не испытывал давления с запада или с юга, а с севера - со стороны Средиземного моря - хотя и приходили враги, но они ни разу не пытались изгнать египтян с их земли, и потому египтянам не приходилось оставлять свою страну и искать себе новую землю на Востоке. Если и случалось египтянам приходить в Израиль, то либо когда они выступали против северо-западного врага, либо для того, чтобы установить политический контроль над этим ключевым кусочком суши, - но не с тем, чтобы основать там новую египетскую колонию. Севернее же Израиля происходили непрерывные миграции народов. Мы видим, как на одной и той же территории вначале появляется Ассирия, затем Халдейское царство и Вавилонская империя и, наконец, Персидская. Народы приходили в Междуречье с востока, потом их оттуда изгоняли, и они уходили дальше на юго-запад в поисках места для поселения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница