Материалы рабочей группы по катехизации восточного викариатства проект методического пособия по оглашению для приходов г. Москвы



страница1/7
Дата17.11.2018
Размер0.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

МАТЕРИАЛЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО КАТЕХИЗАЦИИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

ПО ОГЛАШЕНИЮ

ДЛЯ ПРИХОДОВ Г.МОСКВЫ

Оглавление




I. Введение 2

II. ЗНАКОМСТВО СО СВЯЩЕННИКОМ 12

III. Беседы с приходским катехизатором. 18

1. Первая беседа с катехизатором 20

2. Вторая беседа с катехизатором 37

IV. Заключительное обращение к катехизатору 43

Приложение №1. Препятствия для участия в Таинстве Крещения 45

Приложение №2. Раздаточный материал. Символ Веры. 47

Приложение №3. Раздаточный материал. МОЛИТВЫ 47

Приложение №4. Листовка о чинопоследовании Таинства Крещения. 48

Приложение №5. Свидетельство о прохождении бесед. 58

Приложение №6. Свидетельство прихожанина 61




I. Введение




  1. Необходимость и важность огласительных бесед

Свидетельством необходимости предварительного научения перед совершением Таинства Крещения являются слова Господа Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16), определяющие главным условием спасительности Таинства – веру. Вера, заключающаяся в добровольном принятии богооткровенных истин, преподаваемых в форме огласительных бесед, должна предварять совершение Таинства. Это является исполнением заповеди Господа Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19) Поставленный на свое служение катехизатор несет перед Богом ответственность за результат своей деятельности. Усердное исполнение катехизатором своих обязанностей помогает обращению людей с ложного пути и, по словам святого апостола Иакова, «спасает душу от смерти и покрывает множество грехов» (Иак.5:19-20).

  1. Цели огласительных бесед

Целью огласительных бесед является сообщение оглашаемым «начатков учения Христова» (Евр.6:1) - минимума вероучительных и нравоучительных знаний, необходимого для осознанного принятия Таинства Крещения. «Таким образом, полное правило веры нашей начинается знанием, проходит чрез чувство и завершается жизнью, овладевая чрез это всеми силами существа нашего и укореняясь в основах его» (Свт. Феофан Затворник)1.

Крещение, предваряемое оглашением, вводит человека в общество верующих – Церковь, представляемую для оглашаемых тем приходом, на котором они готовятся принять Таинство Крещения. Катехизатор обязан донести до собеседников, что их последующая жизнь не может продолжаться в отрыве от Церкви и Её Таинств. Он так же должен отметить, что единство Церкви основывается не только на единстве веры, но и на союзе любви между ее членами. Поэтому необходимо, помимо рассказа о важности участия в Евхаристическом собрании, пригласить оглашаемых к участию во внебогослбужебной деятельности прихода: делах милосердия, библейском кружке, воскресной школе и т.д.



3. Исторический аспект подготовки ко Крещению

3.1. Подготовка ко Крещению в Новом Завете

В текстах Нового Завета мы встречаем следующую схему подготовки к Крещению: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Так ап. Филипп, отвечая на вопрос евнуха о книге пророка Исаии, «благовествовал ему об Иисусе» (Деян.8:34). Только после исповедания евнуха «верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян.8:37) апостол крестит его. Проповедь ап. Петра в день Пятидесятницы содержит изложение событий священной истории Нового Завета, свидетельство о воскресении Иисуса Христа (Деян.2:14-36). В результате этой проповеди «принявшие слово» (Деян.2:41) крестятся по повелению апостола (Деян.2:38-41)

Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам излагает формулу катехизации язычников (1Фес.1:9-10). Содержание этих стихов перекликается со сказанным ап. Павлом в Афинах (Деян.17:29-31). Язычникам Павел внушал необходимость: 1) познать истинного и живого Бога, отказавшись от мертвых идолов несуществующих божеств; 2) приготовиться к грядущему всеобщему суду Божию, который будет осуществлен Иисусом Христом. Оба пункта содержат настоятельный призыв к обращению.

3.2. Формирование системы катехумената во II-III вв2

Во II-III вв. катехуменат становится формой пастырской деятельности, которая очень быстро распространяется по всем частям империи и признанается христианской Церковью как наиболее подходящий для того времени путь подготовки обращенных ко Крещению.

Уже в конце I в. «Дидахе» свидетельствует о наличии определенного периода катехизической подготовки. Первые шесть глав текста представляют собой учение о «двух путях»: пути жизни, заключающемся в совершении добрых дел и ведущем к Богу, и пути смерти, которым следуют нечестивые. В начале 7 главы мы читаем: «преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа…». Таким образом Крещение должно было совершаться только после научения тому образу жизни, который подобает желающим присоединиться к христианской Церкви.

В середине II в. мы встречаем в «Пастыре» святого апостола Ерма образное представление Церкви в виде башни, некоторые камни которой означают «тех, которые слышали Слово и желают креститься во имя Господа».

Св. Иустин Философ в своей 1 Апологии, описывая совершение Крещения, говорит следующее: «Я коснусь и того, как мы посвящаем себя Богу, когда мы обновились через Христа; иначе, если я опущу это, описание наше будет неполным. Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились, и мы».



3.3. Катехизация в IV – XIX
вв.

Начало IV века ознаменовалось для христианства принципиальным изменением характера отношений с государством. В 313 году из «нелегальной» религии христианская Церковь стала официально разрешенной, а впоследствии получила и привилегированное положение в империи. Христиане впервые получили уникальную возможность открыто проповедовать и исповедовать свою веру, не опасаясь языческих гонений. Однако такое изменение ситуации вызвало и новые серьезные пастырские проблемы. Быть христианином стало выгодно.

У многих отцов того времени, которые говорят о Крещении, мы видим очень резкие выпады против тех, кто приходит к Крещению, не имея веры, движимый желанием что-то получить: например, жениться на христианке, получить какое-то место на государственной службе, если его начальник христианин и так далее. Все эти ложные мотивы для принятия Таинства резко отвергаются Церковью3. Отцы Церкви постоянно говорят о том, что Крещение возможно только для тех, кто истинно готов жить по заповедям Христовым.

IV век ставит и другую проблему. Подавляющее большинство жителей империи записываются в катехуменат, но свою жизнь никоим образом не меняют. Большинство людей формально назывались христианами, так как катехуменов в то время называли христианами. Они могли присутствовать на Литургии оглашенных, то есть готовящихся ко Крещению, но приступать к самому Таинству не спешили.

Святитель Василий Великий настойчиво призывает катехуменов принять Таинство Крещения. Он говорит: «Будучи катехизируемыми с юности, разве до сих пор вы не выразили своего согласия истине? Вы, не прекращающие учиться, разве до сих пор не достигли знания? Вы, наслаждающиеся жизнью, исследующие ее до старости, окончите ли это, став христианами?.. Мы призываем вас к жизни, почему же вы бежите от этого призыва?.. Дайте ваши имена, запишитесь в список крещаемых Церкви… Запишитесь в эту книгу, чтобы быть записанными в Книгу небесную… Умрите для греха; распнитесь со Христом; принесите всю вашу любовь Господу»4.

Пытаясь совместить практику предыдущих столетий и изменившиеся реалии IV века, Церковь соединила катехуменат с периодом Великого Поста. Во многих областях империи именно во время Великого Поста ежедневно совершались огласительные беседы. Например, в Иерусалиме, по свидетельству западной паломницы Эгерии, епископ лично каждый день три часа беседовал и наставлял катехуменов, читая им Священное Писание.

С конца V и особенно с VI века наиболее распространенной и повсеместной становится практика Крещения детей. В результате миссионерской активности Церкви целые страны обращаются в христианство и принимают святое Крещение, как правило, следуя примеру своих правителей. Массовые Крещения приводят к тому, что в следующем поколении большинство детей рождалось в номинально христианских семьях. Катехуменат постепенно исчезает. Предкрещальное оглашение естественным образом отходит в прошлое там, где заботы о религиозном образовании новокрещенных младенцев возлагаются на христианскую, верующую семью, в которой ребенок постигает азы веры. Подобная практика утвердилась и на Руси.

Особым образом происходило Крещение взрослых в период становления Русской Церкви. Существовал период оглашения, хотя и не такой долгий, как в древности. По сути, это было уже не оглашение в смысле какой-то долгой подготовки, включающей в себя планомерное постижение вероучения Церкви, а самое общее приуготовление и чтение запретительных молитв. Время оглашения было разным. Славянам облегчалось вхождение в Церковь, потому что они жили уже в христианской среде, им было проще усвоить основы православной веры. Их оглашали в течение 8 дней. Иноплеменникам было положено проходить подготовку к Крещению до 40 дней. Отношение к оглашению было достаточно серьезным, несмотря на его малый срок5.



3.4. Катехизация в советский период

Советская власть, взяв курс на уничтожение Русской Православной Церкви, подвергла запрету и любую ее просветительскую деятельность. Встречи со священниками, Евангельские беседы, предкрещальное оглашение – все это было возможно лишь тайно, под страхом преследования и ареста. Однако, несмотря на репрессии со стороны властей, подобные встречи и беседы изредка имели место, о чем свидетельствует немалое количество документальных источников6. Бесспорным, однако же можно признать тот факт, что в большинстве случаев в течение советского периода предкрещальная катехизация не проводилась. Такую практику, вероятно, можно признать одним из факторов, приведших к нынешней ситуации: немалое количество наших соотечественников, будучи крещеными, не имеют никакого представления о Церкви и Ее жизни, не посещают храмов и не участвуют в Церковных Таинствах.



3.5 Катехизация на современном этапе

По завершении советского периода в истории России Православная Церковь обрела право открыто проповедовать, не встречая преград со стороны светской власти. Вопрос подготовки к сознательному принятию Таинства Крещения стал одним из ключевых. В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года говорится о том, что «…развитие церковной жизни серьезно ставит проблему подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство. Необходимо систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырям по совершению катехизической деятельности»7. Необходимость огласительных бесед перед Крещением была утверждена в 2011 году документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». Минимальным объемом подготовки ко Крещению, по определению документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», являются две огласительные беседы об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни8.



  1. Необходимые личностные качества катехизатора

Катехизатор должен обладать следующими качествами и навыками:

Убежденность
Катехизатор должен быть сам убежден в истинности того, о чем он говорит. В противном случае он не может тронуть сердца своих слушателей. Мы призваны открывать оглашаемым личную живую и глубокую веру, убедительно ее исповедуя.

Знание основ веры

Катехизатор должен иметь достойный уровень богословских знаний и постоянно стремиться к их углублению.



Ясность мышления.

Умение отличать главное от второстепенного; умение построить логичную и прозрачную схему, с помощью которой собеседнику будет легче принять излагаемые истины веры.



Ораторское искусство.

Ясная и правильная речь, умение внятно излагать свои мысли.



Умение быть внимательным.

Ко всей группе в целом и к каждому из собеседников, к достижению поставленной цели.



Педагогический такт. Общительность.

Умение никого не обидеть, не вызывать неприязни, избегать конфликтов, а также деликатность, уважение и доброжелательность к каждому из участников беседы. Умение установить контакт и, как следствие, взаимное доверие, уважение, а также умение слушать и понимать людей, вести с ними диалог.

5. Основные ошибки катехизатора.

– Представление о христианстве как о системе запретов.

– Превращение огласительных бесед в перечисление обязанностей христианина.

– Несоблюдение временных рамок беседы (слишком короткая — менее 40 мин., слишком длинная — более 1 ч. 20 мин.).

– Дисбаланс между вероучительным и нравственным содержанием бесед (иногда много говорится о догматическом учении Церкви, но не говорится о том, как надо жить по-христиански).

– Перенасыщение бесед информацией, превышающей минимум вероучительных и нравоучительных знаний, необходимый для осознанного принятия Таинства Крещения.

– Категоричность в общении с собеседниками, например: чрезмерная требовательность в отношении знания наизусть молитвенных текстов, заблаговременного ознакомления со священными книгами и проч.).

– Чрезмерный либерализм в общении с собеседниками: заискивание, неуважительное отношение к церковным обрядам и традициям, чрезмерное упрощение Православия и проч.

– Непонятный новоначальным язык, избыток церковнославянизмов и богословских терминов («средостение», «живот», «синергия», «эсхатология» и т.п.).

– Отсутствие пособий и печатных материалов.

– Хаос в организации встреч (опоздания, перенос времени и т.д.), неряшливый, сонный, вялый вид катехизатора.

– Сухость беседы, превращение ее в типовую, стандартную лекцию, невовлечение собеседников в диалог, незаинтересованность катехизатора в том, чтобы собеседник действительно воспринял основы веры.

– Высокомерие по отношению к оглашаемым, отсутствие любви к ближнему и своему служению.

5. Краткое описание программы, три этапа подготовки

5.1. Знакомство со священником

Во время знакомства священник проводит короткое индивидуальное собеседование с каждым из пришедших для выяснения степени их подготовленности к совершению Таинства. В случае выяснения обстоятельств, препятствующих участию собеседника в Таинстве, священник предлагает возможные пути их преодоления.



5.2. Две беседы с катехизатором

Основу предкрещального оглашения составляют беседы, проводимые катехизатором. Упомянутый выше синодальный документ требует проведения как минимум двух таких встреч. Первая беседа заключает в себе краткое изъяснение православного вероучения, выраженного в тексте Символа веры. Во время второй беседы катехизатор излагает фундаментальные понятия Евангельской нравственности, духовной жизни православного христианина, основанные на главной заповеди христианства – о любви к Богу и ближнему.



5.3. Исповедь и Причастие

Огласительные беседы призваны побудить их участников из числа восприемников и родителей крещаемых детей к участию в Таинствах исповеди и Причастия. Это является выражением их веры, которую впоследствии они намереваются передать своим крестникам или детям. «Вера запечатлевается (утверждается) Крещением и другими Таинствами»9. Таинства Исповеди и Причастия, о значении которых участники бесед узнают в процессе катехизации, могут послужить началом их сознательной церковной жизни. Взрослые крещаемые проходят исповедальную беседу со священником.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница