Международный фонд спасения арала



страница1/3
Дата15.01.2018
Размер0.56 Mb.
#8625
  1   2   3



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД СПАСЕНИЯ АРАЛА

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ



О Т Ч Е Т

О РАБОТЕ МКУР

за 2004-2007 годы


АШХАБАД – 2007

Введение.
В состав Международного Фонда спасения Арала (МФСА) входят два рабочих органа: Межгосударственная координационная водохозяйственная Комиссия (МКВК) и Межгосударственная Комиссия по устойчивому развитию (МКУР).

Межгосударственная Комиссия по устойчивому развитию (МКУР) создана решением Межгосударственного Совета по проблемам бассейна Аральского моря (19 июля 1994 г., г.Ашгабат) в соответствии с «Соглашением о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона», подписанного Главами государств Центральной Азии в г. Кзыл-Орде 26 марта 1993 года. До 1995 года она называлась Межгосударственной комиссией по социально-экономическому развитию, научно-техническому и экологическому сотрудничеству. При подписании Нукусской декларации на Международной конференции ООН по устойчивому развитию государств бассейна Аральского моря (Нукус, 20 сентября 1995 г.) Главы стран Центральной Азии ее переименовали в Комиссию по устойчивому развитию.

На Межгосударственную Комиссию по устойчивому развитию (МКУР) возложена координация и управление региональным сотрудничеством в области охраны окружающей среды и устойчивого развития стран Центральной Азии, в том числе:



  • Организация и координация разработки региональной стратегии устойчивого развития, программ и планов устойчивого развития;

  • Управление региональными программами, планами действий, проектами в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;

  • Организация экспертизы и подготовки региональных проектов;

  • Координация действий при реализации обязательств стран Центральной Азии по выполнению природоохранных конвенций, имеющих трансграничный аспект;

  • Содействие унификации законодательной и методической базы в области охраны окружающей среды;

  • Содействие межгосударственному обмену информацией и создание регионального информационного банка в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, в задачи которой входит также подготовка региональной Повестки-21 и Конвенции по устойчивому развитию.


МКУР состоит из 15 членов – по 3 представителя от каждого государства (Министров охраны окружающей среды, заместителей Министров экономики, представителей науки и других отраслей), назначаемых Правительствами стран.

Руководство МКУР осуществляется Министрами охраны окружающей среды стран ЦА на основе двухлетней ротации.

Исполнительными органами МКУР являются: Секретариат, Научно-информационный центр (НИЦ МКУР) с филиалами в каждом из государств-членов МФСА.

Секретариат Комиссии и НИЦ созданы решением МКУР от 9 августа 1995 г. по предложению Президента Туркменистана, согласованного с главами государств ЦА (Ташауз, 1995 г.), с постоянным местонахождением в Ашгабате. В результате проведенного тендера головной НИЦ МКУР образован при Институте пустынь Туркменистана ( Решение Комиссии от 09.09.95 г., Положение о МФСА).

В апреле 1998 г. на министерской конференции региона ЦА, посвященной подготовке к Европейской конференции, страны региона заявили о своем намерении сформулировать комплексную региональную природоохранную программу.

В феврале 2000 г. на встрече стран ЭСКАТО в Тегеране по природоохранному сотрудничеству Министры окружающей среды стран Центральной Азии подтвердили готовность разработать Региональный План действий по охране окружающей среды (РПДООС). При этом МКУР явилась координатором подготовки Плана. С целью практического ведения процесса РПДООС был образован Руководящий Комитет Должностных лиц (РКДЛ), состоящий из ответственных должностных лиц (ОДЛ) от министерств охраны окружающей среды стран Центральной Азии. Экспертно-техническая поддержка РКДЛ по подготовке Плана осуществлялась НИЦ. РПДООС был подготовлен по пяти приоритетным экологическим направлениям. При этом каждая страна в Центрах сотрудничества осуществляла сбор данных, анализ и выработку рекомендаций по одному из них: загрязнение воздуха – Узбекистан; загрязнение воды – Казахстан; деградация земель – Туркменистан; управление отходами – Кыргызстан; деградация горных экосистем – Таджикистан.

Важным аспектом формирования РПДООС явилось активное взаимодействие с национальными природоохранными стратегиями и планами.

Для мониторинга и информационной поддержки региональной координации проектов Научно-информационным центром МКУР создана и поддерживается база данных по текущим и планируемым региональным экологическим проектам. За отчетныйц период НИЦ вел доработку проектов, включенных в План действий для представления их донорам на предмет финансирования.

Разработанный РПДООС был инициирован на Конференции Министров Центральной Азии в сентябре 2001 года и одобрен МКУР как основа для дальнейшего развития. В августе 2003 г. в г. Душанбе РПДООС был утвержден на Правлении МФСА.

Кроме того, МКУР одобрила Концепцию по поддержке процесса внедрения РПДООС, в которой были предложены как продолжение РПДООС и в ответ на запросы Правительств определены широкие дополнительные цели: (1) усиление политической и институциональной основы для регионального сотрудничества; (2) усиление возможностей в процессе принятия решений в регионе; (3) вовлечения местного населения в реализацию РПДООС; (4) наращивание потенциала для выполнения РПДООС и реализация его проектов.

25 февраля 2004 г. в г. Душанбе (Таджикистан) состоялось очередное заседание Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР) Международного Фонда спасения Арала (МФСА).

Участниками заседания, кроме членов МКУР от стран Центральной Азии, были: Секретариат МКУР, Научно-информационный центр (НИЦ) МКУР, ответственные должностные лица (ОДЛ) по Региональному плану действий по охране окружающей среды (РПДООС), НПО, РЭЦ ЦА, представители ПРООН, ЮНЕП, АБР.

На указанном заседании МКУР решался вопрос по передаче председательских полномочий в МКУР. Согласно Положению о МКУР председательство в Комиссии осуществляется Министрами охраны природы на ротационной основе через 2 года. Преемником полномочий председательствующей в МКУР Республики Таджикистан, согласно очередности, являлся Туркменистан. Решением Межгосударственной комиссии в порядке ротации председательские полномочия в МКУР переданы Туркменистану на 2004-2006 гг.

Предстоящая работа Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию была ориентирована на четыре дополнительные цели Концепции по поддержке процесса внедрения РПДООС:


Цель 1: Концепции внедрения РПДООС: Усиление политической и институциональной основы для регионального сотрудничества.

Развитие этой цели предусматривало разработку Рамочной Конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии и создание Регионального горного центра Центральной Азии. В марте 2004 года ЮНЕП предприняла миссию в страны Центральной Азии, при этом министры окружающей среды заявили о целесообразности подготовки Субрегиональной конвенции по окружающей среде.



На заседании МКУР (Ашхабад, 6 ноября 2004) было принято решение о необходимости разработки Субрегиональной Конвенции по окружающей среде и обращении к донорам за финансовой поддержкой процесса ее подготовке (приложение 1, решение №2). При этом было указано, что Конвенция будет носить рамочный характер и включать основные положения уже подписанных международных соглашений.

На обращение Комиссии ЮНЕП подтвердила свою готовность поддержать разработку Субрегиональной Конвенции под руководством МКУР и оказать финансовую и консультативную поддержку.



На заседании МКУР (Ашхабад, 18 июня 2005 г.) членами МКУР была одобрена в целом структура Конвенции. На этой встрече также было поручено РКДЛ доработать концепцию Конвенции, представленную международным консультантом ЮНЕП А.С. Тимошенко, и создать Рабочую группу для разработки проекта Рамочной Конвеции.

Руководителям природоохранных ведомств стран Центральной Азии - членам МКУР было поручено информировать Правительства своих стран о процессе подготовки проекта Рамочной Конвенции (приложение 2, решение №1).

В каждой стране были сформированы межведомственные группы по подготовке Рамочной конвенции. Согласно решению МКУР была создана региональная Рабочая группа, в которую вошли одобренные правительством представители природоохранных министерств/агенств и Министерства иностранных дел каждой страны ЦА. Были проведены два заседания региональной Рабочей группы по разработке Рамочной конвенции в г. Ашхабаде.

На очередном заседании МКУР(Ашхабад, 2 марта 2006 г.) принята к сведению информация о ходе разработки Рамочной Конвенции и решено провести следующее заседание Рабочей группы в Республике Казахстан в мае 2006 года.

Заседание Рабочей группы состоялось в июне 2006 года в г.Алматы. На этом заседании поручено РКДЛ завершить подготовку окончательного варианта Рамочной Конвенции для согласования и с намерением подписать ее на следующем заседании МКУР в ноябре 2006 года (приложение 3, решение №1).



22 ноября 2006 года в Ашхабаде на очередном заседании МКУР МФСА принята к сведению информация о процессе согласования в странах Центральной Азии Рамочной Конвенции и одобрено предложение назначить Туркменистан Дпозитарием Рамочной Конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии и внести соответствующие изменения в текст статьи 32 Конвенции, уполномочить главы делегаций стран Центральной Азии в МКУР принять участие в Конференции полномочных представителей по принятию и подписанию Рамочной конвенции, а также внести ее на подписание (приложение 4, решение №2) .

Цели Рамочной Конвенции:

  • Стимулировать региональное сотрудничество

  • Закрепить принципы и направления

  • Создать механизмы достижения целей

  • Создать процедуры для дальнейшего развития Конвенции (протоколы)

  • Консолидировать существующие соглашения


Особенности Конвенции:



Содержание Рамочной Конвенции:

Преамбула

Статья 1: Использование терминов

Статья 2: Сфера применения

Статья 3: Цель

Статья 4: Принципы

Статья 5: Общие обязательства

Статья 6: Охрана окружающей среды и

устойчивое развитие

Статья 7: Мониторинг и оценка

Статья 8: Охрана атмосферного воздуха

Статья 9: Охрана вод и устойчивое использование водных ресурсов

Статья 10: Охрана и рациональное использование земельных ресурсов

Статья 11: Управление отходами

Статья 12: Сохранение горных экосистем

Статья 13: Сохранение биологического разнообразия

Статья 14: Сотрудничество в чрезвычайных ситуациях

Статья 15: Национальные органы

Статья 16: Научное и техническое сотрудничество

Статья 17: Обмен и доступ к информации

Статья 18: Участие общественности

Статья 19: Осуществление и соблюдение

Статья 20: Доклады

Статья 21: Финансовые ресурсы и механизм

Статья 22: Связь с другими международными соглашениями

Статья 23: Конференция Сторон

Статья 24: Секретариат

Статья 25: Урегулирование споров

Статья 26: Протоколы

Статья 27: Поправки к Конвенции или протоколам

Статья 28: Приложения и поправки к ним

Статья 29: Подписание, ратификация, принятие, утверждение и

присоединение

Статья 30: Оговорки

Статья 31: Вступление в силу

Статья 32: Депозитарий

Статья 33: Аутентичные тексты

22 ноября 2006 г. в г. Ашхабаде проведена Конференция полномочных представителей по принятию и подписанию Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии. На Конференции полномочных представителей проведена церемония подписания Рамочной конвенции, Заключительного Акта и принята резолюция. В тексте конвенции определен срок открытия подписания Конвенции в Канцелярии Депозитария в Ашхабаде до 22 ноября 2007. В принятой резолюции Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) уполномочена осуществлять функции Временного секретариата Рамочной конвенции для подготовки первого Совещания Конференции Сторон и оказать поддержку формированию Постоянного секретариата Конвенции.. В Резолюции Конференции .полномочных представителей была выражена признательность Правительству Туркменистана за успешное проведение Конференции и предложение называть Заключительный акт Конференции «Ашхабадским Заключительным актом», а Рамочную Конвенцию об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии – «Ашхабадской Конвенцией».

Рамочная конвенция была подписана тремя странами Центральной Азии :



  • Кыргызской Республикой

  • Туркменистаном

  • Республикой Таджикистан

Для Республики Казахстан и Республики Узбекистан Рамочная Конвенция остается открытой для подписания.

МИД Туркменистана уведомил Управление по правовым вопросам Секретариата ООН в г. Нью-Йорке о разработанной Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии и заверил, что после вступления ее в силу государства-участники намерены через Депозитарий зарегистрировать Конвенцию в соответствии со статьей 102 Устава ООН.


Региональный горный Центр
На очередном заседании МКУР(Ашхабад, 2 марта 2006 г.) одобрено предложение Кыргызской Республики и Республики Таджикистан о создании Регионального горного центра Центральной Азии (РГЦ). Организационные вопросы по созданию Центра были поручены Центру сотрудничества по деградации горных экосистем РПДООС в Республике Таджикистан совместно с Кыргызско-Таджикским региональным горным центром под руководством ОДЛ Кыргызской Республики и Республики Таджикистан (приложение 3, решение №4.).

22 ноября 2006 года на заседании МКУР (г. Ашхабад) местом расположения офиса РГЦ определен г.Бишкек Кыргызской Республики. Полномочия председательствования в Совете управляющих РГЦ предоставлены Председателю Государственного комитета охраны окружающей среды и лесного хозяйства Республики Таджикистан. Решено доработать пакет документов по созданию РГЦ. Председатель МКУР обратился в ЮНЕП об оказании поддержки в создании и организации деятельности РГЦ (приложение 4, решение №1.3,4,5). Такая поддержка была выделена в рамках проекта ГЭФ «Поддержка реализации РПДООС ЦА». Кроме того, была оказана консультативная помощь ЮНЕП по разработке Устава РГЦ. Проекты соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Правительствами стран Центральной Азии (Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан) об условиях деятельности Регионального Горного Центра Центральной Азии и устава учреждения «Центрально-Азиатского Регионального горного Центра» приведены в приложении 5,6.

Диалог Субрегионов по политике окружающей среды Азиатско-тихоокеанского региона (ДСПОС) состоялся 24-25 ноября 2006 в г. Ашхабаде, (Туркменистан).

ДСПОС Азиатско-Тихоокеанского региона был инициирован и организован Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП/АТР) в 2003 году после консультаций с гражданским обществом и политическим руководством стран.

Азиатско-Тихоокеанский регион включает в себя пять субрегиональных политических групп:


  • Центральная Азия

  • Северо-Восточная Азия

  • Южная Азия

  • Юго-Восточная Азия

  • Южно-Тихоокеанский регион

В каждом из этих субрегионов имеются межгосударственные соглашения, комиссии или секретариаты для решения вопросов в области окружающей среды. Для Центральной Азии это Межгосударственная Комиссия по устойчивому развитию (МКУР) Международного Фонда спасения Арала (МФСА), учрежденного Президентами пяти стран Центральной Азии.
Основные функции ДСПОС:

  • Форум для представления консолидированного видения АТР на/ в мероприятиях/ структурах глобального уровня.

  • Предоставление регионального вклада в глобальные мероприятия, такие как Совет Управляющих ЮНЕП, Глобальный министерский экологический форум, Многосторонние Соглашения по ОС, и др..

  • Консультации для ЮНЕП по критическим и вновь возникающим срочным вопросам в АТР, а также соответствующие исследования, разработка политики и продвижение по вопросам, которые могут относиться к компетенции ЮНЕП.

  • Политическое руководство для эффективного выполнения программ ЮНЕП в АТР.


Встречи ДСПОС:

Участники встречи

Председатели субрегиональных комиссий и известные общественные деятели из:



  • Центральной Азии

  • Северо-Восточной Азии

  • Южной Азии

  • Юго-Восточной Азии

  • Южно-Тихоокеанского региона

Первая встреча Диалога прошла в Пекине 19 сентября 2003 года, и была организована совместно с Государственной администрацией охраны окружающей среды КНР и ЮНЕП.

Второй Политический диалог состоялся в Бангкоке 17 ноября 2004 года, и был совместно организован Министерством природных ресурсов и окружающей среды Королевства Таиланд.

Третья встреча Диалога состоялась в столице Бутана Тимпу, 29-30 сентября 2005 года, в которой принимал участие Председатель МКУР.

Четвертая встреча состоялась в г. Ашхабад (Туркменистан), на которой были рассмотрены следующие вопросы:

вклад Совета управляющих ЮНЕП и Глобального Министерского Форума по окружающей среде, 2007 г., Найроби,

региональная стратегия для Азиатско-тихоокеанского региона на 2007-2010 гг. и возникающие экологические проблемы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Цель 2: Концепции внедрения РПДООС: Усиление потенциала для принятия решений.
Ответственным за выполнение данной цели определен Научно-информационный центр (НИЦ) МКУР.

НИЦ МКУР в соответствии с утвержденным Положением и программой работ осуществляет информационное, программное, методическое и консультационное обеспечение задач МКУР. На НИЦ возлагаются: сбор, обработка и систематизация информации об экологическом и социально-экономическом состоянии; создание единой информационной базы и банка данных в целях рационального природопользования в бассейне Аральского моря; выработка рекомендаций по социально-экономическому развитию, научно-техническому и экологическому сотрудничеству стран Центральной Азии; разработка концепции и программы создания единой системы мониторинга природной среды бассейна Аральского моря; разработка единых методик по эколого-экономической оценке использования природных ресурсов; разработка основных принципов и критериев для принятия государствами Центральной Азии законодательных актов по вопросам стабилизации и улучшения состояния природной среды и социальной защиты населения.

НИЦ МКУР определен в качестве регионального центра по подготовке глобального экологического обозрения (ГЭО) и по ГРИД-Арендал (решение №6 МКУР от 22 июня 2000 г., г.Кокшетау). В рамках этого решения при поддержке ЮНЕП НИЦ подготовил и издал субрегиональный компонент по ЦА для ГЭО-3, в который Центральная Азия вошла впервые. В настоящее время в рамках Меморандума о взаимопонимании между ЮНЕП и НИЦ подготовлен материал о вкладе ЦА в ГЭО-4 на национальном, региональном и глобальном уровнях. Отчеты включают ретроспективную оценку изменений природной среды по ее компонентам за последние 20 лет; общие сведения о природных и социально-экономических условиях страны; интегрированную оценку состояния окружающей среды на сегодня; стратегические шаги, предпринимаемые для улучшения условий взаимопонимания естественных и антропогенных факторов; систему управления окружающей средой; направления совершенствования международного сотрудничества в области ООС; выводы и рекомендации на будущее.

НИЦ МКУР определен ответственным исполнителем по разработке базы данных и мониторингу региональных экологических проектов, выполняемых в ЦАР и разработке проекта «Конвенции по устойчивому развитию стран бассейна Аральского моря» (Решение №1 МКУР от 12 апреля 2001 г., г. Кокшетау). На НИЦ МКУР возложена экспертно-техническая поддержка Руководящего комитета должностных лиц по РПДООС (Решение №2 МКУР от 12 апреля 2001 г., г. Кокшетау). Кроме того, функции экспертно-технической поддержки Секретариата МКУР возложены на НИЦ. (Решение №3 МКУР от 12 апреля 2001 г., г. Кокшетау).

МКУР поручила НИЦ создание Центрально-Азиатской системы поддержки принятия решений (СППР) в области устойчивого развития и РПДООС. На НИЦ возложены обязанности регионального центра по экспертно-информационной поддержке процесса принятия решений по РПДООС и устойчивому развитию (решение №3 МКУР от 17 мая 2002 г., г.Душанбе).

РПДООС, запущенный в сентябре 2001 года, показал необходимость усиления непрерывного процесса через поддержание на постоянной основе четырех процессов и аспектов подготовки стратегии: политического, технического, общественного и ресурсного.

К 2001 году страны ЦА (за исключением Узбекистана) присоединились к Орхусской Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В соответствии с требованиями данной Конвенции, правительства ответственны за охрану окружающей среды, прозрачность и предоставление доступа к информации. Согласно Статьи 5 Орхусской Конвенции, государственные органы должны обладать данными и обновлять информацию по охране окружающей среды, поддерживать всеобщий доступ к электронной базе данных и распространять информацию в форме национальных отчётов на регулярной основе.

Работа по проекту создания СППР ЦА проводится при поддержке ЮНЕП, ПРООН и АБР. Проект сфокусирован на расширении возможностей при принятии решений посредством развития, апробирования и совершенствования индикаторов по окружающей среде, социальных и экономических показателей, информационных инструментов и сведения их в один формат для интеграции и выработки политики и планирования. Он также направлен на улучшение подхода и доступности информации на национальном и региональном уровнях и на укреплении вовлечения общественности ЦА. Среди восьми целей Декларации Тысячелетия ООН, особое внимании е уделено цели, которая заключается в обеспечении «всестороннего подхода и выработки скоординированной стратегии», СППР вносит свой вклад в достижение Цели 7 - «Обеспечение устойчивости окружающей среды», которая подразумевает интеграцию устойчивого развития в политики стран и программы, а также полное устранение деградации природных ресурсов.
В связи с тем, что достоверная информация является необходимым условием для обоснованности и надежности принятых решений, НИЦ МКУР получил мандат на создание и поддержку обширной базы данных по экологической, экономической и социальной информации.

Сбор, анализ и управление данными являются основными элементами оценки и отчетности. Основная задача оценки окружающей среды и отчетности по ней – предоставление обзоров по вопросам окружающей среды и развития, существующим проблемам, а также направлениям в целях повышения осведомленности и разработки политических шагов. Оценки дают представление о совокупном воздействии на окружающую среду и процессах развития для выработки рекомендаций, включающих мероприятия по профилактике, корректированию или усилению. Изначальные потребности в проведении эффективной оценки включают реальные оценочные рамки и подходящий механизм для сбора и анализа необходимых данных и информации.


Общей целью создания СППР является усиление региональной системы принятия решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития посредством предоставления качественной информационной базы для лиц, принимающих решения. Это включает в себя следующие задачи:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница