Международной экономики и истории экономических учений



Дата09.08.2019
Размер153 Kb.
#128028

Тбилисский государственный университет имени Ив. Джавахишвили, кафедра “международной экономики и истории экономических учений”.

Доцент Александр Суликоевич Лондаридзе



Геоэкономическая стратегия Грузии в современной глобальной экономике

С учетом мирового и исторического развития, видимо, общая доминанта мирового развития в перспективе будет определяться императивами постиндустриализма. От этого в большей степени будет зависеть место и положение стран и регионов в системе геополитических и геоэкономических отношений.

Один из вариантов геоэкономической стратегии Грузии заключается в том, что страна может принять статус полупериферийной страны, причем не претендовать на большее, таким образом извлекать выгоды и преимущества из промежуточного положения между центром и периферией.

Причем, такое развитие никоим образом не гарантирует сближения с ушедшими вперед лидерами. Догоняющим оно является из–за общей своей направленности и возможности в той или иной мере наверстать упущенное.

Альтернативным же вариантом геоэкономической стратегии может быть – превращение страны в одну из развитых стран с современной высокотехнологической экономикой, которая станет центром тяготения для государств евразийского пространства.

Этот путь не просто более предпочтителен, он жизненно необходим для сохранения независимости Грузии.

О значимости государственного регулирования внешнеэкономической политики, по меткому выражению проф. Л. Корганашвили, заключается в том, что "с целью регулирования, развития и установления внешнеторговых отношений одной страны по отношению к другим странам, а также исходя из государственных интересов, осуществляет определенную политику, которая предполагает соответствующими методами и средствами использование и разработку намеченых целей" [1, стр. 385]

На практике же, вышеизложенное теоретическое положение, созвучно той государственной внешнеэкономической политике, которая заключается в следующем:


"краеугольным камнем политики Грузии является принцип государственной целесообразности, осуществляемый на основании как совпадения интересов, так и метода "геополитического равновесия".

Для имеющей скудные природные ресурсы маленькой страны это поистине безальтернативнавя стратегия.

Геополитическая функция Грузии и ее участие в глобальном распределении труда определены осуществляемой на наших глазах концепцией восстановления "Великого Шелкового пути" и Евразийского коридора, что принесет немало благ не только Грузии, но и всему региону." [2, стр. 2–3].

По нашему мнению большинство геополитических конфликтов (в т.ч. Абхазия, Самачабло и т.д.) происходило и происходит ныне из–за спорных территорий, жизненного пространства. Особая ценность какой–либо территории для той или иной страны заключается в том, что через нее проходит транзит экспорта или импорта данного государства. Именно такое геополитическое значение для США и России получила Грузия после распада СССР, ибо по ее территории идут действующие и строящиеся трубопроводы, доставляющие на европейский рынок нефть и газ – основу азербайджанского и казахского экспорта. Условия существующего транзита каспийской и будущего транзита казахской нефти и газа к Черному морю вызвали трагические геополитические последствия на Кавказе, т.е. превращение данного региона в котел этнических противоречий" "К числу этих стран принадлежат Азербайджан, Армения и Грузия. Потенциальными концепциями для включения в этот список являются Турция и Иран." А также, одним из важных факторов вышевысказанного интереса является то, что "новые независимые государства Кавказа – Грузия, Армения и Азербайджан – усилили возможности Турции по восстановлению однажды утраченного влияния в этом регионе." [3, стр. 151; 115]

В этой связи необходимо отметить, что для Грузии сотрудничество с двумя крупными стратегическими партнерами страны: Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией "жизненно необходимо и важно. Так как "... Грузия должна стать и станет ареной не соперничества, а партнерства этих двух больших стран." Ибо, "Целью нашей внешней политики является, с одной стороны, сбалансированность интересов действующих в регионе геополитических сил (то есть она предусматривает создание таких условий, которые подталкивают эти силы не к соперничеству, а к сотрудничеству на благо народов региона .... и с другой стороны, максимальная интеграция с международными структурами, что наряду со многими благами, безусловно. укрепит государственную безопасность Грузии." [2, стр. 3; 2]

Исходя из геоэкономических начал, теория внешнеэкономической стратегии вписывается в общую теоретическую панораму, состоящую из следующих взаимообусловленных и взаимозависимых частей:

– По нашему мнению, при определении стратегии развития экономики Грузии и ее места в мировой экономике, страна не может делать ставку на грузинские природные ресурсы, так как страна обладает скудными природными ресурсами;

– Необходимо отметить, что поистине безальтернативной стратегией для Грузии является – грузинский транзит.

Так как значимость данного фактора для развития страны была определена еще в XIX веке, внешнеэкономическая доктрина которая состояла в следующем: "... в связи с восстановлением льготного транзита, от возможного ущерба вследствие контрабанды настолько мало, что выгода от такого транзита велика, так как Грузия небогатая страна – в связи с чем страна смогла бы возродиться; с нами восстановили бы отношения персы и турецкие армяне, постольку – поскольку связывающий транзит между Грузей и Арменией позволил бы стране достичь портов от Черного до Мраморного морей ..." [4, стр. 158].

На сегодняшний день "грузинский транзит" имеет огромное международное значение, так как "Возрождение "Великого Шелкового шелкового пути", Это тот исторический урок, который наполняет новым содержанием премудростью современной политики, экономики, дипломатии, нового мирового порядка, ООН, Стратегических идей Евросоюза" [5, ст. 24].

Таким образом, необходимо отметить, что большие проекты южнокавказских трубопроводов, и "Великого Шелкового пути" представляют собой краеугольный камень внешнеэкономической стратегии Грузии в ближайшие годы.

В связи с этим на период 2003–2005 годов, в целях улучшения экономической ситуации в стране. необходимо в стратегическом смысле разрешить проблему по претворению в жизнь проекта системы южнокавказских трубопроводов, таких как Баку – Тбилиси – Джейхан, Шах–Дениз – Тбилиси – Эрзерум и других составляющих "Великого Шелкового пути".

Реализация этих двух проектов окажет значительное влияние на рост внутреннего национального продукта, так как: "Главной задачей внешнеторговой политики, является рост объёма внутреннего национального продукта страны" [1, ст. 385]. К примеру, за счет реализации проекта "Большого нефтепровода" – Баку – Тбилиси – Джейхан "рост внутреннего национального продукта в ближайшие годы будет в пределах примерно 6–7 процентов". [6, стр. 3].

Причем, необходимо отметить, что в целях "прорыва" одновременно по стратегическим направлениям экономики, при реализации вышеназванных проектов только лишь "размер только прямых инвестиций в ближайшие два–три года превысит 600 млн. лари." [7, стр. 2].

Реализация проекта газопровода Шах–Дениз – Тбилиси – Эрзерум решит проблему газификации страны.

Причем 5 процентов этого огромного запаса бесплатно останется в Грузии. Остальной же объем, необходимый для газификации страны, можно будет закупать по льготной цене.

С практической точки зрения это означает спасение лесных ресурсов. обязательный элемент для возрождения промышленного потенциала, а также решение социально–бытовых вопросов и т.д.;

Реализация проекта "Великого Шелкового пути", т.е. транзитного потенциала страны, будет способствовать повышению конкурентоспособности маршрутов Восток–Запад, а также подключению к новым транспортным системам, проходящим через Юго–Восточную Европу, прорыву в транзитный коридор Юг–Север, сотрудничеству с Россией в этом направлении, как с одной из важнейших транзитных стран.

С стратегической точки зрения, проф. В. Папава пишет:

"И все же, чем может быть Грузия выгодна для Европы, и, тем самым, для всего остального мира экономически?

Прежде всего, следует оценить рынок Грузии с точки зрения привлекательности.

К сожалению, в общем эта оценка не будет положительной, поскольку масштабы пусть даже теоретического рынка не только Грузии, но и Южного Кавказа (из–за временно утраченных Грузией территорий...) настолько малы, что для удовлетворения существующего спроса на этом рынке вовсе не требуется вкладывать инвестиции... в Грузии или на Южном Кавказе в целом; вполне достаточно удовлетворения этого спроса за счет импорта" [8, стр. 5]

Таким образом, если Грузия желает не отстать от основных экономических и политических "игроков" в условиях глобализации, а так же занять свою геополитическую и геоэкономическую "нишу", то ей необходимо переосмыслить модель национального развития, внести необходимые стратегические коррективы.

Причём, стоит отметить, что роль "международного контроля и регулирования" вышеуказанных процессов возлагается в геоэкономической системе мира, на геоэкономические действующие группировки (международные монополитические объединения), которые обладают способностью осуществлять экономическую власть или оказывать влияние за пределами "собственных производственных отношений", с тем, чтобы изменить существующее геоэкономическое положение. Причём, они имеют потенциал и склонность к непостоянству с геоэкономической точки зрения. А также геоэкономические центры – в лице отдельных геоэкономических регионов мира, чье значение вытекает не из их силы и мотивации, а лучше всего, из их важного местоположения и последствий их потенциальной уязвимости для воздействия на геоэкономические действующие группировки.

Геоэкономические центры обусловлены своим географическим положением, которое позволяет им контролировать доступ к важным районам, либо возможности отказа важной геоэкономической действующей группировкой в получении ресурсов. А так же, может действовать как щит для государства или даже региона, имеющего жизненно важное значение в геоэкономической системе. Следует отметить, что геоэкономические центры не постоянны, они изменяются в силу изменения общей геоэкономической системы мира.

К примеру, "Около 75% мирового населения живёт в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там как в её предприятиях, так и под землёй. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трёх четвертей известных мировых энергических запасов". [3, стр. 44]

Таким образом, можно прийти к выводу, что в процессе разработки внешнеэкономической стратегии нашей страны, необходимо учесть объективную реальность существования принципа "международного контроля и регулирования" в лице "геоэкономических действующих группировок" и геоэкономических центров".

Иначе говоря, неравномерный процесс усиления взаимозависимости государств, формирования устойчивых торговых, финансовых и производственных связей между ними, будет оказывать неоднозначное влияние на экономику Грузии по мере его включения в международные экономические структуры.

Стратегия развития любой национальной экономики может претендовать на эффективность, лишь, если в ней соблюдена определенная этапность и заложено стратегическое маневрирование.

Переход национальной экономики Грузии к геоэкономической модели функционирования и развития оптимален, по–нашему мнению в два этапа.

Первый должен сопрягаться с результатами анализа стратегической конъюнктуры, которая складывается под влиянием системы реальных угроз и вызовов, с одной стороны, и исхода из реальных ресурсных возможностей страны, – с другой.

Второй этап перехода грузинской национальной экономики к геоэкономической модели связан с формированием базовых точек прорыва и роста (в качестве таковых могли бы быть отечественные технополисы).

Для ускорения перехода ко второму этапу реализации стратегии развития национальной экономики важно создать геоэкономический атлас мира. в том числе национальный геоэкономический атлас в его электронной версии. Это позволит наглядно обозначить национальные геоэкономические интересы Грузии соответствующие зоны влияния и плацдармы, её естественные геополитические устремления; поможет вывести на новый качественный уровень методологию принятия стратегических решений по поводу оперирования в мировой системе.

Способность к стратегическому маневру в рамках разработанной доктрины обеспечивается учетом всей совокупности факторов развития геоэкономических процессов в мире: глобализации, регионализации, условий геоэкономического передела мира, характера угроз и вызовов, и т.п.

Что касается Грузии, то стоит отметить, о такой инвестиционной привлекательности, как ставка на евразийский транспортный коридор. Грузия стремится занять ключевые позиции в регионе благодаря формированию крупнейшего евроазиатского транзитно–транспортного коридора, призванного обеспечить выход каспийских и центрально–азиатских энергосырьевых ресурсов на мировые рынки. Особое значение при этом придаётся строительству магистральных нефтепроводов и разработке собственных нефтегазовых ресурсов.

Основные дивиденды, которые республика надеется получить от участия в транскавказском коридоре, не ограничиваются сотнями миллионов долларов платы за транзит. Ожидается позитивное воздействие коридора на развитие общехозяйственной инфраструктуры и ряда важнейших отраслей национальной экономики. Не менее существенной представляется возможность укрепить геостратегические позиции страны. Ведущие государства, вложившие крупные капиталы в этом регионе, заинтересованы в сохранении стабильности в республике. Ради нормального функционирования столь важного межконтинентального транспортного комплекса международное сообщество будет способствовать скорейшему урегулированию внутригрузинских региональных проблем.

В течение первых лет независимости Грузия не пользовалась особым вниманием со стороны иностранных предпринимателей. Основной приток инвестиций в страну начался с "каспийской нефтяной лихорадки". По оценке журнала "Бизнес Сентрал Юроп", общий объём иностранных прямых капиталовложений достиг к концу 1998 г. заметной суммы в 512 млн. долл; что равно 57% общенационального объема инвестиций (3–е место в СНГ после Азербайджана и Киргизии). [9, стр. 108].

Основные отраслевые приоритеты привлечения иностранных инвестиций, разработанные в республике, в основном совпадают с интересами ведущих зарубежных фирм. Речь идет о формировании современной инфраструктуры транскавказского транспортного коридора и, прежде всего эффективной системы трубопроводов. Нефтеэнергетический комплекс становится на ближайшее десятилетие приоритетным направлением развития грузинской экономики. Не претендуя на лавры "второго Кувейта", страна, тем не менее, получает возможность с помощью иностранного капитала выйти из кризиса. Обнаруженные нефтегазовые ресурсы в республике вполне сопоставимы с запасами трёх основных месторождений, входящих в рамки азербайджанского "контракта века". Объем зарубежных вложений, необходимый для разработки только грузинского участка черноморского шельфа, оценивается в 2 млрд. долл.

Если стране удастся добиться успеха в формировании транспортной инфраструктуры для перекачки не только "ранней" нефти, но и значительной части "большой" каспийской нефти, то может быть обеспечен значительный приток иностранных инвестиций и в другие отрасли. В первую очередь в развитие собственного нефтегазового сектора и энергетики, а также в специфические национальные производства (виноделие, чай, минеральные воды). Пока попытки привлечь финансовые средства в эти традиционные сферы не приносят существенных результатов.

До недавнего времени шансы Грузии на использование трубопровода Баку – Супса для транспортировки "ранней" каспийской нефти казалась достаточно призрачными, поскольку оценки стоимости восстановления старой магистрали постоянно возрастали. Но после того, как этот путь был признан самым коротким и дешевым, "АМОК" стал вкладывать в проект значительные инвестиции (почти 400 млн. долл.). По территории Грузии проходит только половина (около 500 км) этого трубопровода, поэтому в распоряжении республики оказалась не вся сумма. Модернизацию нефтепровода осуществляла норвежско–английская фирма "Кварнер – Джон Браун". На трассе уже завершено строительство четырех нефтерезервуаров (французской фирмой "ЖТМ") и ответвления нефтепровода от Супсы к портам Поти и Батуми. В последнем уже ведется модернизация и строительство нового многоцелевого терминала для приема супертанкеров, способного обеспечить транспортировку до 14 млн. т. нефти в год (в 1998 г. – около 7 млн. т.). Введен в эксплуатацию железнодорожный паром, что будет способствовать повышению эффективности транспортных коммуникаций в черноморском регионе.

Грузии удалось добиться, чтобы через её территорию шла не только "ранняя" нефть (по трубопроводу Баку–Супса, около 5 млн. т. ежегодно), но и определенная часть "большой" нефти через ветку нефтепровода Баку–Джейхан.

Не столь широко известно, что реализуется еще один перспективный проект переброски казахстанской нефти через Грузию. Речь идет о сооружении нового и реконструкции существующего нефтепровода из Азербайджана (район Али Байрамлы) до грузинского порта Батуми. Согласно контракту, подписанному между Государственной нефтяной компанией Грузии и американской корпорацией "Шеврон" (при участии англо–азербайджанской фирмы "Каспиан транс"), общий объем инвестиций должен составить 0.6 млрд. долл. (а при строительстве и подводного трубопровода через Каспий – еще 1 млрд. долл.).

Казахстанская нефть уже транспортируется через грузинскую территорию по железной дороге: в 1998 г. – 1.5–2 млн. т. в последующие годы – до 3–4 млн. т. Состояние железнодорожной инфраструктуры в Грузии (на её модернизацию был предоставлен кредит ЕБРР в сумме 26 млн. экю) позволит, по оценке руководства "Шеврон", использовать её для перевозки сжиженного газа.

Грузия постепенно превращается в важную транзитную трассу для выхода каспийской и центральноазиатской продукции на мировые рынки. Страна получает новую возможность привлечь иностранные инвестиции для формирования инфраструктуры и создания новых производств. Например, японская фирма "Иточу" намерена вложить около 300млн. долл. в строительство нефтеперерабатывающего завода в Супсе.

Начало "нефтяной лихорадке" в республике было положено специальным радиообращением президента Э. А. Шеварднадзе. В нем он сообщил, что в Кахетинском районе найдено "фантастически богатое месторождение нефти". Американская компания "Фронтир ресорсиз", которая уже в течение нескольких лет ведет поисковые работы, действительно обнаружила в Кахетии крупные запасы (300 млн. т.) нефти. Согласно сообщению компании "Грузнефть", к общенациональным энергетическим ресурсам, которые в 1998 г. оценивались в 580–600 млн.т. нефти и 98–10 млрд.м³ газа, следует прибавить ещё 200 млн. т. нефти, обнаруженных на черноморском шельфе в районе Поти и Батуми. [9, стр. 106–108].

К поискам и разработкам грузинских нефтегазовых ресурсов проявляли интерес в основном небольшие иностранные компании: английская "Джей кей ойл энд гэс", американская "Фронтир", группа турецких компаний (инвестиции около 45 млн. долл.) и др. Среди них и известная шотландская фирма "Рамко", которая проводила в начале 90–х годов геологоразведочное обследование азербайджанского месторождения Азери. На этой основе и возник знаменитый проект "большой" каспийской нефти. Фирма получила в нем лишь небольшой пакет акций (2.75% рыночной стоимостью в 240 млн. долл.), но привела в консорциум крупнейшие нефтяные концерны. А сама фирма "Рамко" продолжает поиск нефти в других странах СНГ, надеясь в случае удачи создать новый консорциум.

Среди крупных нефтяных компаний наибольшую активность проявляют американская "Арко", российская "ЛУКойл", а также японские "Марубени" и "Иточу". Особенно активизировались они в середине 1998 г., когда были объявлены тендеры на разведку и освоение черноморского шельфа. "Нефтяная лихорадка", вероятно, как и в соседнем Азербайджане, усилит привлекательность республики для иностранных предпринимателей. Разработка здесь нефтегазовых ресурсов действительно обладает рядом преимуществ: удобный транспортный выход к Черному морю, возможность использовать уже имеющуюся транспортную инфраструктуру "западного пути" каспийской нефти и пр.

Грузия надеется с помощью иностранного капитала обеспечить в ближайшее время нефтедобычу в 20–30 млн. в год (сейчас добывают лишь 0.1 млн. т., а за последние полвека извлечено из недр 26 млн. т. нефти и 0.3 млрд. куб. м. газа). Поскольку годовые внутренние потребности в энергетических ресурсах составляют около 3–5 млн. т. в нефтяном экиваленте, то республика может превратиться в заметного нефтеэкспортера. С надеждами на скорейшее получение "нефтедолларов" увязываются попытки выхода на устойчивый экономический рост.

Вместе с тем низкий уровень цен на нефть на мировом рынке вносит свои коррективы. В феврале 1999 г. "Арко" объявила, что создание совместного общества для крупномасштабной разработки грузинских нефтегазовых ресурсов временно откладывается в связи с необходимостью уточнения основных тенденций развития этого сектора мирового рынка.

Готовятся проекты привлечения иностранных инвестиций в инфраструктуру, прежде всего в телекоммуникации. Активно наращивается присутствие иностранных фирм в гостиничном комплексе – австрийская фирма "Марко Поло" построила два отеля "Метехи Палас" и "Клуб Марко Поло". Предпринимаются попытки активизировать приток иностранного капитала в традиционные отрасли. Появились первые совместные общества в виноделии. Американская фирма "Джорджиан Вайнс" создала с грузинским винным заводом "Самеба" компанию "Чалаз Вайнс". Растут иностранные капиталовложения в чайную промышленность. "Кока кола" вложила 10 млн. долл. в создание совместного общества, вступил в строй ресторан "Мак–Доналдс" и др.

Что касается горнорудной промышленности, то ряд фирм проявил интерес к разработке золоторудных месторождений (общие запасы золота оцениваются в 260 т). Уже вложены иностранные капиталы в добычу и переработку марганца и меди.

По существу инвестиционный климат Грузии связан с геополитикой ведущих индустриальных держав, которые стремятся закрепить за собой контроль над важнейшим евроазиатским транспортным коридором.

До середины 90–х годов существенная часть всех иностранных прямых инвестиций приходилась на английские фирмы. Но в рамках реализации проектов "Великого шелкового пути" и особенно строительства нефтепроводов существенно активизировались американцы. Считается, что "Амоко" оказала наиболее существенное воздействие на принятие решения о реализации "грузинского пути". Весьма большую инвестиционную активность проявляют и турецкие фирмы, которые представлены по преимуществу в текстильной, стекольной промышленности и строительстве.

Именно с учетом вышесказанного и надо разрабатывать внешнеэкономическую стратегию Грузии в начале XXI века.

Попытаемся определить факторы, сдерживающие успешное развитие внешнеэкономической деятельности республики:

– деформированность структуры экономики, выражающаяся в однобоком развитии сырьевых секторов, незначительности доли продукции с высокой степенью переработки;

– преобладание физически изношенных и морально устаревших основных фондов; отсталых ресурсоемких технологий, не обеспечивающих высокого качества выпускаемой продукции. В результате себестоимость целого ряда продукции превышает мировой уровень цен на аналогичные виды продукции и делает их неконкурентоспособными;

– неконкурентоспособность продукции практически всех отраслей как промышленного, так сельскохозяйственного производства;

– cохранение монополии на производство многих видов продукции, что позволяет предприятям–производителям в условиях свободных цен, диктовать потребителям свои цены и делает реализацию продукции на внутреннем рынке более выгодной;

В силу исторических и хозяйственных причин рынки стран ближнего зарубежья являются для Грузии менее конкурентоспособными, однако здесь концентрируются основные технологические связи многих приоритетных грузинских предприятии. В связи с этим в отношениях с основным рядом стран СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина) необходимо вести курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно:

– активно создавать условия для расширения производственно–экономических связей между предприятиями, тем самым развивая прямые связи с поставщиками и потребителями в рамках общего экономического пространства;

– эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии с технической и структурной политикой страны;

– сокращать недопустимо высокую зависимость Грузии от поставок из России энергоносителей, товаров народного потребления, стройматериалов за счет импортозамещения и частичного распределения таких поставок по иным источникам импорта.

Проблемы в области внешне экономической политики республики можно свести к следующим положениям:



  1. Низкая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке;

  2. Отсутствие необходимых финансовых средств для оплаты транспортных расходов на вывоз уже готовой продукции;

  3. В области экспорта сельскохозяиственной продукции остается слабым местом ее хранение и переработка с целью сохранения качественных характеристик при перевозках на дальние расстояния;

  4. Высокие пошлинные сборы;

  5. НДС дестимулирует активизацию международной торговли.

Исходя из государственных приоритетов в области развития экспортного потенциала, в перспективе большое значение приобретает расширение экспорта традиционных видов товаров, цитрусовых, чая, минеральной воды и других изделий.

Во внешней торговле важно добиваться прогрессивных отраслевых сдвигов в структуре ввоза и вывоза. Так, очевидной становится необходимость сохранения традиционных рынков сбыта производимой Грузией продукции. Эта задача, на наш взгляд, чрезвычайно актуальна: вакуум, образующийся на вновь возникших (в связи с распадом Союза) рынках новых государств, немедленно будет заполнен другими продавцами. Причем конкурентами Грузии, здесь будут выступать страны не только дальнего, но и ближнего зарубежья. Сохранению и развитию на взаимовыголных условиях экономических связей с ближним зарубежьем будет способствовать проведение на мировых рынках всеми этими государствами единой экономической политики, что обеспечит значительно большие выгоды в торговле с остальными странами мира, чем жестокая конкурентная борьба в одиночку.

Для обеспечения технологической независимости национальной экономики и надежной конкурентоспособности грузинских товаров на внешнем рынке целесообразно оказывать государственную поддержку наукоемким и принципиально новым производствам. Одновременно необходимо проводить мероприятия на отраслевом и региональном уровне по изысканию дополнительных возможностей экспорта товаров, нашедших спрос на внутреннем рынке. Центральным звеном системы государственного регулирования экспорта Грузии в этом периоде является эффективная кредитно–финансовая политика стимулирования вывоза, включающая экспортные кредиты на более благоприятных условиях по сравнению с теми, которые действуют на внутреннем рынке, и страхование экспортных операций. Помимо кредитно–страховой системы, правительству следует активно использовать и другие финансовые рычаги стимулирования экспорта: налоговые льготы и прямые субсидии.

Необходимо отметить, что существуют определенные геоэкономические интересы государств–участников СНГ на постсоветском пространстве (см. таблицу–схему № 1).

Учет приоритетных направлений геоэкономических интересов между странами СНГ, с позиции геоэкономической стратегии, на постсоветском пространстве определяются на основе ряда факторов:

1) национальных интересов и ресурсных возможностей в производственной и торгово–экономической деятельности между странами СНГ;

2) на основании определения приоритетных сфер привлечения капитала из стран СНГ;

3) с учетом определения приоритетных объектов и производств в странах СНГ.

Таблица–схема №1*

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВ–УЧАСТНИКОВ СНГ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ



Цели и приоритеты интегацион–ного сотруд–ничество

Национальные интересы и ресурсные возможности в производственной и торгово–экономической деятельности

Приоритетные сферы привлечения капитала

Приоритетные объекты и производства

Формы и

механизмы

интеграции

Государства



Развитие специа-

лизации и коопери-рования



Таможенный союз, Зона свободной торговли

Пла–тежный союз

Льготное налогообложение, договор-ные цены, регулиру-емые цены на ресурсы

Разработка совместных проектов и программ

Развитие фондового рынка, привати-зация и акциони–рование

Развитие новых форм кредито–вания, лизинга, господ–держки, госгаран–тий

Социально–ориенти–рованные

научно–техноло–гические проекты и программы, ФПГ, трансна-циональ–ные ком–пании, СП, СЭЗ, пригра–ничное сотруд–ничество



Инфор-маци-онная база

Норма–тивно–право–вая база

1

2

3

4

Азербайд–жанская республика

добыча, переработка и транспортировка нефты, газа и нефтепродуктов, бетонитовь, глин, выпуск сульфанола, производство синтетического каучука и других минеральных продуктов, удобрении, нефтепромыслового оборудования, стальных труб, моющих средств, шин, хлопкового волокна, табака ферментированного, рыболовство, производство цитрусовых, чая, вин, плодоовощной и табачной продукции. Заинтересована в востановлении сообщения по всей территории (включая железнодорожный и морской транспорт), строительстве метро, новых нефтепродуктопроводов (по росийскому и грузино–турецкому вариантам), сщтрудничестве в газовой промышленности, техническом обновлении баз промышленности строительных материалов, протзводственного потенциала пищевой и сельскохозяйственной перерабатывающей прормышленности, проведения экологических меропрятий по восстановлению Каспия, импорте проката черных металлов, стройматериалов, некоторых видов продовольствия

Добыча и транспортировка каспийской нефти, бетонитовых глин, совместная эксплуатация шельфовых месторождении, выпуск нефтепромыслового оборудования, стальных труб, поставки глинозема, развитие сырьевой базы для выпуска синтетических моющих средств, сщвместная разработка и внедрение новых технологий и модернизация оборудования предприятий и промышленности строительных материалов.

Предприятия по произ–водству нефтепромыслового оборудования, госкомпании "Азерхимия", АПК, легкой промышленности, глинозема и др.

Республика Армения

Производство медных и молибденовых концентратов, добыча золота, производство хлоропренового каучука. Заинтересована в воссоиденении энергетических систем Северного Кавказа и Закавказья, восстановлении сообшения по всей территории, импорте энергоресурсов, строительных материалов, оборудования, продовольствия

Переработка редких метталов и руд (медно–молибденовые руды, золото, селен, теллур), строительство предприятий по переработке концентратов цветных металов (медь, молибден, рений, золото, серебро и др.), производство меламина, карбамида на Ванадзорском химзаводе "Рубин", восстановление железнодорожного сообщения на участке Веселое–Ингири, энергетика, транспорт

АО "Поливинилацетат", ФПГ в области радиоэлектроники, Зангезурский медно–молибденовый комбинат, АОЗТ "Наирит", Капанский и Алавердинский медеплавильные заводы, Вананзорский завод химволокна.

"Армэлектромаш", "Луйс", "Арменмотор", "Ереван–кабель", предприятия текстильной промышленности



Республика Беларусь

Переработка нефти, производство сталли, проката черных металлов, выпуск грузовых автомобилей, сельхозмашин, продукции станкостроения, радиоэлектроники, электро–технических и оптико–механических изделий, тракторов, шин, продукции химии и нефтехимии, удобрении, строиматериалов, льноволокна, текстиля, картфеля, мяса, молока и другого продовольствия. Заинтересована в техническом обновлении производственного потенциала, развитии системы магистральных нефте– и газопроводов, транзите нефти и газа, создании и модернизации транспортных комуникаций, импорте энергоресурсов и некоторых видов оборудования

Объедеиненные транспортные системы (коридор: Москва–Минск–Варшава–Берлин) и энергетические системы (газопровод: Ямал–западная Европа), химическая и нефтехимическая промышленность, легкая промышленность, электроника и др.

ФПГ "Формаш", "Интеграл", "Планар", "Вымпел", "Большегрузные автомобили", Минский тракторный завод, ПО "Химволокно", (диметилтерсфталат), ПО "полимер" (суперконцентрат и нитроновый жгутик), совместная ассоциация производителей металлокорда, СП по производству этилена и этиленгликоля и др.

Продолжение таблицы–схемы № 1



1

2

3

4

Грузия

Добыча марганцевой руды, производство электроферросплавов, медного концентрата, выпуск продукции тяжелого машиностроения, производство цитрусовых, чая, вин, безалькогольных напитков. Заинтересованна в воссоединении энергетических сетей Северного Кавказа и Закавказья, поставках через Грузию росийской электроэнеггии в Турцию, строительстве нового транзитного нефтепродуктопровода из Азербаиджанской Ресспублики по грузино–турецкому варианту, восстоновлении железнодорожного сообщения по всей территории республики, строительстве новых транспортных путей, импорте энергоресурсов, стройматериалов, оборудования, некоторых видов продовольствия

ЕЭС России и Грузэнерго, производство феросплавов, электровозов, троллейвусов, строительство путей сообщения (коридор: Европа–Кавказ–Азия), включая создание инфраструктуры портов поти и Батуми, нефте– и газопроводы, легкая и пищевая промишленность, минеральные воды, туризм, работы на железнодорожном участке Веселое–Самтредия, Ниноцминдское месторождение нефти

АО "Грузэнерго", Руставский металлургический комбинат, Маднеульский завод по переработке молибденовых руд, зестаыонский завод ферросплавов, Тбилиский электровозостро–ительный завод, предложения по созданию Тбилиского росийско–грузинского сборочного предпри–ятия пассажирских троллейбусов, восстановление железнодорожного участка Веселое–Самтредия, развитие и использование курортных зон

Республика Казахстан

Добыча нефти, газа, черных, цветных, и редких металлов, урана, фосфора, бокситов и угля. производство топлива, проката черных и цветных метталов, продуктов химии и нефтехимии, удобрений, строиматериалов, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Имеет значительный потенциал и заинтересованна в увеличении добычи и транспортировки на экспорт минерального сырья, восстановлении и расширении выпуска тракторов и другой сельскохозяйственноий техники, конверсии машиностроительных предприятии ВПК, создании производства транспортных средств, расширении путей сообщений и энергосетей, крупномасштабном проведении экологических мероприятии. Имеет потребность в импорте высоких технологий, эффективного и ресурсосберегающего оборудования и качественных товаров народного потребления

Разработка месторождении нефти и газа, переработка их в нефтепродукты, строительство транспортных коммуникаций, нефтепродуктов, автодорог, электросетей и реконструкция электростанций, восстановление агропромышленного комплекса, переработка сельскохозяйственной продукции, развитие легкой и пищевой промышленности, туризм

Донской горно–обогатительный комбинат (хром), Ермаковский завод ферро–сплавов, Соколовско–Сарбайский обоготительный комбинат (железная руда), Усть–Каменогорские титано–магниевый и свинцово–цинковый комбинаты, Иртышский металургический комбинат (редкие и редкоземельные металли), Кайрактинский вольфрамо–никелевый комбинат, Балхашский горно–металлургический комбинат (медь рафинированная), АО "Кустанайский дизельный завод", СП "Искер–Газ", космодром "Байконур" и др.

Кыргыз–ская Республика

Запасы золота мирового уровня, добыча сурьмы и ртути, выпуск кузнечно–прессового оборудования, металлорежущих станков, электродвигателей, насосов, производство хлопка, табака, шерсти, пряжи. Заинтересована в освоении Джеруйского, Кумторского и др. золоторудных месторождении, строительстве предприятий химико–металлургической промышленности, строительстве ГЭС, импорте топлива, импорте и экспорте стройматериалов, оборудования, экспорте электроэнергии и товаров легкой промышленности (ткани всех видов, ковры и трикотаж)

Сооружение каскада Камбаретинских ГЭС на р. Нарын, освоение Джеруйского золото–рудного месторождения, месторождении редких и редкоземельных металлов, создание СП по выпуску монокристалического кремния, телекоммуникации, программа "Конверсия", АОТНК "Дастан",(произволство самолетов), транспорт, сельхозпереработка

Предприятия горно–металлурги–ческой отрасли и отдельные предприятия маштностроения

Республика Молдова

Производство продукции пищевой промышленности (винодельческая, консервная, сахарная, табачная, масложировая, а также овощи и фрукты); промышленность строительных материалов, производство на базе гипса, цемент, стеновые, вяжущие и теплоизоляционные материалы, изделия из керамики, легкая промышленность (кожевенная, обувная, меховая, ковровая); фармацевтическая и парфюмерно–косметическая промышленность. Заинтересована в транзите газа в Болгарию и Румынию, импорте энергоресурсов, стройматериалов, оборудования, совместной эксплуатации Дунайских речных портов, а также техническом оснашении и обновлении производственного потенциала основных отраслей: машиностроения, легкой, пищевой, стройматериалов

Создание СП в отраслях агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, машиностроения, легкой и мебельной промышденности, совместное акционирование предприятии

Предложения по созданию СП в АПК и пищевой промышленности, ФПГ в электронике и радиотехнике (машины для литья, эмальпровод, отдельные виды насосов, полуприцепы–рефрижераторы) и др.

Продолжение таблицы–схемы № 1



1

2

3

4

Российская Федерация

В мировых масштабах–добыча газа, нефти, угля, леса, черных, цветных и редкоземельных металлов, золота и алмазов, выработка и передача электроэнергии. Производство топлива, стали, проката черных металлов, труб, удобрений, продукции химии и нефтехимии, тяжелого, среднего и точного машиностроения (в том числе космического назначения, судостроения, самолетостроения, автомобил–естроения), стройматериалов, лесоматериалов, целлюлозы, бумаги, легкой и пищевой промышленности, мехов, зерна, мяса и мясопродуктов, картофеля. Масштабныеи разветвленные транспортные системы всех видов транспорта (включая трубопроводный), современные средства связи, наличие большого потенциала квалифицированных трудовых кадров. Обладает значительным научным, научно–техническим и педагогическим потенциалом, Является крупным экспортером и кредитором, Заинтересована в техническом обновлении и востановленииимеющегося производственного потенциала, поддержании и расширении экспортного потенциала, более полном использовании кадров, расширении и новом строительстве магистральных газщ– и нефтепродуктопроводов (в том числе и по транспортировке нефти и газа из стран Средней Азии, Республики казахстан и Азербайджанской Республики), энергосетей, расширении путей сообщения, крупномасштабном проведении экологических мероприятии. Заинтересована в импорте автобусов, грузовых и легковых автомобилей, грузовых магистральных вагонов, тракторов, бульдозеров оборудования, хлопка, шерсти, шелка. тканей, швейных и трикотажных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы, сахара, картофеля, овощей, фруктов и других продуктов питания, а также в рациональном испозользовании имеющихся природно–географических ресурсов, водных систем, включая Каспий, транпортно–коммуни–кационных энергетических систем, научно–тенического потенциала

Разведка и освоение нефтегазовых месторождений, создание СП и транснациональных финансово–промышленных групп в области производства цветных металлов и страегических видов минерально–сырьевых ресурсов, сотрудничество в области нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, легкой и текстильной промышленности, АПК, использование Каспия, обмен научрщ–технической информацией, новые прогрессивные технологии во всех секторах народного хозяйства, науки и культуры, обновление основных фондов, структурная перестройка народного хозяйства

Освоение газового месторождения на полуострове Ямал, сотрудничество с Республикой Армения, Республикой Казахстан и Украиной в области производства цветных металлов и минерально–сырьевых ресурсов, сотрудни–чество с Азербайджанской Респуб–ликой, Республикой Армения, Республикой беларусь, Респуб–ликой Казахстан и Украиной в области химии и нефтехимии, многостороннее сотрудничество в области машиностроения и обмена научно–технической информацией, сотрудничество с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, государствами Средней Азии и Украиной в области легкой и текстильной промышленности, сотрудничество с Республикой Беларусь, Грузией, Ресубликой Молдова и Украиной в области АПК и т.п.

Республика Таджик–стан

Производство алюминия, цветных и редкоземельных металлов, продукции оборонной промышленности, хлопка–волокна, табака, коконов, плодоовошной продукции, цитрусовых, виноматериалов, лекарственных трав, сырья для парфюмерно–косметической промышленности. Заинтересована в развитии горнодобывающей и нефтегазодобывающей промышленности, глубокой переработке хлопка–волокна, производстве медицинских препаратов и инструментария, строительстве ГЭС, дорог, туристических и оздоровительных комплексов, импорте энергоресурсов, стройматериалов, зерна и других видов продовольствия

Создание ФПГ и СП в горно–металлургической промышленности и цветной металлургии, строительство Рогунской ГЭС, освоение нефтегазовых месторождений и энергоресурсов, освоение месторож–дения Ходжа–Сартез, строительство ртутного завода на Анзобском ГОКе, предприятий по добыче золота, драгоценных и полудрагоценных камней, производство минудобрений, строительство железных дорог Курган–Тюбе–Куляб, Самарканд–Пенджикент, автомобильной дороги Куляб–Калай–Хумб, строительство туристско–оздоровительных комплексов

ПО "Восточный комбинат редких металлов" (титано–оксидные и ванадиевые катализаторы), предприятия по добыче и пореработке золото– и серебро–содержащих руд, Исыаринский гидрометалургический (барии, соли стронция, висмута) и химические заводы, ПО "Заря Востока", Вахшский азотно–туковый завод, завод "Гидроагрегат", Анзобский ГОБ (ртутный завод), Алюминевый завод в г. Турсунзаде, рогунская ГЭС, участие в ФПГ "Гранит", "Аерофин", ФПГ по переработке урана, создание СП по консервной промышленности

Туркме–нистан

Запасы нефти и газа в мировых масштабах. Производство нефтяного кокса, хлопка–волокна, шерсти, растительного масла и овощей. Заинтересован в разработке крупномасштабных проектов по разведке, добыче и транспортировке нефтегазовых ресурсов (включая разведку и добычу природного газа на востоке Туркменистана) с учетом разработки углеводородных месторождений и освоения шельфа Каспия, перекачке туркменского газа в Европу по росийским трубопроводам, увеличении мощностей по переработке хлопка, развмтии стратегических транспортных коммуникаций, в том числе железнодорожных (коридор "Север–Юг") и автомобильных (сообщение между портами Астрахань и Туркменбаши), импорте продукции черной и цветной металлургии, проката черных металлов, стройматериалов, машино–стройтельной продукции, зерна, сахара, животного масла

Создание СП по поиску, разведке, добыче, транспортировке, переработке и реализации нефти и природного газа, строительство и эксплуатация железнодорожных линий Теджен–Сарахс и Газанджиг–Гызылетрек, создание СП по переработке хлопка

АО (ТРАО) "Туркменросгаз" (работы в области экспорта пртродного газа), завод по производству сжиженного газа пропанбутана, помтроенный в г. Туркменбаши (бывший Красноводск)

Продолжение таблицы–схемы № 1



1

2

3

4

Республика Узбекистан

Запасы золота, нефти, газа. цветных и редкоземельных металлов в мировых масштабах, добыча нефти, газа, черных и цветных металлов, производство стали, минеральных продуктов, химической продукции, удобрений, машиностроительных изделий, хлопкового волокна, шелка, тканей, текстиля, масла, овощей, фруктов. Заинтересована в разработке крупномас–штабных проектов по разведке, добыче и транспор-тировке нефтегазовых ресурсов, развитии добычи нефти и газа, создании широкой системы международных газо– и нефтепродуктопроводов для расширения экспортных влозможностей Республики. Заинтересована в импорте некоторых видов топлива, проката черных металлов, труб, автомобтлей, комбайнов, тракторов, стройма-териалов, оборудования, некоторых продуктов питания

Создание СП по поиску, разведке, добыче, транспортировке, перера–ботке и реализации нефти и природного газа, золота, создание СП по переработке хлопка, сельхоз–продукции, строительство и эксплу–атация энергокомплексов




Украина

Добыча угля, марганцевых руд, нефти и газа, производство черных и цветных металлов, электроенергии, стали, ферросплавов, циркониевого концентрата, глинозема, проката черных металлов, труб, химической продукции, продукции тяжелого, среднего и точного машиностроения (в том числе космического назначения, судостроения, вагоностроения, кузнечно–прессовых машин, горно–шахтного оборудования, электродвигателей, грузовых и легковых автомобилей), стройматериалов, шин, продукции легкой и пищевой промышленности, зерна, сахара, мяса и мясапродуктов, масла растительного, овощей, фруктов, вина, минеральных вод, Масштабные и разветвленные транспортные системы всех видов транспорта (включая трубопроводный), современные средства связи, наличие болтшого потенциала квалифицированных трудовых ресурсов. Обладает значительным научным и научно–техническим потенциалом. Заинтересована в техническом обновлении и востоновлении имеющегося производственного потенциала, поддержании и расширении экспортного потенциала, более полном использовании кадров, развитии системы магистральных транзитных газо– и нефтепродуктопроводов, развитии транспортных коммуникаций, крупномасштабном проведении экологических мероприятий (в том числе связанных с Чернобильской катастрофой). Заинтересована в импорте нефти и нефтепродуктов, газа, некоторых других видов топлива, алюминия, меди, никеля, удобрений, некоторых стройматериалов, проката чурных металлов, автомобилей, оборудования, хлопка, шерсти, шелка, тканей, швейных и трикотажных изделий

Создание СП и транснациональных финансово–промышленных групп в области добычи и производства черных и цветных металлов, сотрудничество в области нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, легкой и текстильной промышленности, АПК, обмен научно–технической информацией, конверсия оборонной промышленности, межгосударственная корпорация по производству металлургического оборудования "Трансмет"; Транснациональная корпорация по транспортному машиностроению "Трансмаш", Межгосударственная корпорация по производству средств для железнодорожного транспорта, Межгосударственная корпорация по производству средств для космонавтики, "Укртрансгаз", судостроение, самолетостроение, кремниевые технологии, энергомашиностроение

Марганецкий и Орджонокид–зевский горнообогатительные комбинаты (марганцевые феросплавы), Николаевский завод ферросплавов (марганцевые ферросплавы), Николаевский алюминиевый завод (глинозем), Верхнеднепровский и Иршинский горнообогатительные комбинаты (концентрат циркониевый и сырье для производства титана), Мариу–польский металлургический комбинат (высокопрочные корпусные и броневые стали), Лисичанский нефтеперерабаты-вающий завод (полиэтилен, полипропилен, бензол), Калушское АО "Хлорвинил" (аэросил, винилхлорид, пропилен и др.), Черниговское ПО "Химвол-окно" (капроновый и анидный корд), Крымское ПО "Титан", Ровенское ПО "Азот", СП по переработке растительного масла и сахара, Ново– и старо–краматор-ские машинозаводы; ПО "Луган-сктепловоз", Крюковский вагон-завод, АО "Азов", НПО "Элект-ронмаш", НИИ "Квант", "Радио-приборный завод", ПО "ЮМЗ", Украинское национальное космическое агенство и др.

*) Источник: 10), Концепция экономического развития СНГ. Информационный бюллетень, № 3, 1997 г., стр. 64–74.

Исходя из вышесказанного и с учетом существующих геоэкономических интересов стран СНГ на постсоветском пространстве, по нашему мнению, основные стратегические цели геоэкономической и внешнеполитической доктрины Грузии должны заключаться в следующем:

– именно "Большой нефтепровод", является тем краеугольным камнем, который смог бы потенциально–стратегических инвесторов заинтересовать Грузией.

Так как "Транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия", представляет собой "Хребет" экономики Грузии, таким образом эта система непостредственно выходит за рамки транспортной проблематики, так как объемлет в целом всю национальную экономику, определяет стратегию развития его отдельных отраслей ..." [11, ст. 418].

– с учетом скудных внутренних возможностей экономического потенциала страны, в национальной экономике заметна тенденция перманентного отставания экспорта от импортных потребностей, так как практически осложнено развитие производств по выпуску средств производства;

– в связи с вышеизложенным, одним из приоритетных направлений экономической политики нашей страны, по всей видимости, останется принятие мер по приумножению экспортных ресурсов, поиску и освоению новых ниш на мировом рынке. По нашему мнению можно выделить ряд факторов, составялющих основу стратегии экспортоориентапции:

а) Стимулирование экспорта, в первую очередь промышленной продукции, что обеспечивает индустриализацию;

б) Либерализация импорта, осбенно сырья и оборудования, с целью снижения издержек производства;

в) Общая либерализация национальной экономики, стимулирующая кокуренцию на внутреннем рынке и конкурентоспособность на рынке мировом;

– Одно из приоритетных мест в стратегиях развития национальной экономики на обозримую перспективу займут также меры по совершенствованию "человеческого капитала" – борьба с нищетой, развитие здравоохранения, общего и специального образования, культуры и науки.

Так как "Влияние транспортного коридора на национальную экономику, очевидно, ибо влияние будет оказано также на образование, .... здравоохранение, науку (то есть возрожденный "Шелковый путь", будет способствовать развитию научных изысканий в области истории, этнографии, культурологии и экономики), также на культуру (в связи с ознакомлением культур тех стран, которые расположенны на этой дороге". [11, ст. 417].

– Учитывая задачи, с которыми ныне сталкивается наша страна, можно полагать, что в прогнозный (стратегический) период повышенное внимание должно уделяться модернизации сельского хозяйства и совершенствованию комплекса обслуживающих его отраслей;

– учитывая данные аналитического характера, представленные в таблице–схеме № 1, т.е. геоэкономические интересы стран СНГ на постсоветском пространстве, Грузия должна в максимальной степени установить со всеми странами СНГ тесные внешнеэкономические связи с учетом ряда факторов:

а) национальных интересов и ресурсных возможностей в производственной и торгово–экономической деятельности со странами СНГ;

б) определить в стратегической перспективе приоритетные сферы привлечения капитала из стран СНГ;

в) Определить цели в стратегической перспективе на приоритетные объекты и производства в странах СНГ.

Если попытаться выделить новое в развитии внешнеэкономических связей Грузии с внешним миром в последнее десятилетие ХХ века, нужно указать на ряд процессов:

смены действующих здесь хозяйственных механизмов, резкие сдвиги в географии торговли, а также некоторые изменения в ее товарной структуре, которая заключает в себе потенциал изменений самого типа международной специализации страны, а также возможности ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Все вышесказанное приводит к выводу, что в стратегическом плане Грузия, при всей слабости ее конкурентных позиций на мировом рынке, обречена на развитие внешнеэкономических связей одновременно как с развитыми странами дальнего зарубежья, так и с развивающимися странами как дальнего, так и ближнего зарубежья.

Использованная литература

1. yorRanaSvili l. saerTaSoriso savaWro–ekonomikuri urTierTobebi. Tbilisi, Tsu, 1997 w.

2. Ежегодное обращение Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе к Парламенту и народу о внутренем и внешнем положении страны.
"Свободная Грузия" от 12 октября 2002 г.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М. "Международные отношения". 1998 г.

4. guguSvili p. saqarTvelosa da amierkavkasiis ekonomikuri ganviTareba XIX–XX saukuneebSi. monografiebi. t. VI. Tbilisi. “mecniereba”, 1979 w.

5. SevardnaZe e. didi abreSumis gza. Tbilisi, “mecniereba”, 1999 w.

6. Грузия на правильном пути, идет правильным путем, курс правильный, лишь темпы недостаточны, мы можем сделать значительно больше. Итоговая речь Президента Грузии на расширенном заседании Правительства 15 февраля 2003 года.
"Свободная Грузия" от 18 февраля 2003 года.

7. "Свободная Грузия" от 18 февраля 2003 года, № 37, стр. 2.

8. Папава В. О международной экономической функции Грузии.
"Свободная Грузия" от 2 ноября 2001 года.

9. Юданов Ю. Закавказье: оценки инвестиционной привлекательности.


"Меи МО", 1999 г., № 11, стр. 101–112.

10. Экономические интересы государств–участников СНГ на постсоветском пространстве и приоритетные инвестиционные проекты. СНГ.


Межгосуд. Эконом. Комитет экономического союза. Информационный бюллетень, № 3, 1997 г., стр. 64–79.

11þ papava vladimer. Ppostkomunisturi kapitalizmis politikuri ekonomia da saqarTvelos ekonomika. Tbilisi “pdp”, 2002 w., 526 gv.








Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©vossta.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница